Древнего человека культура – Искусство древнего человека, культура древнего человека |

Искусство древнего человека, культура древнего человека |

Как известно искусство первобытного человека начало зарождаться еще в первобытном обществе. Самое древнее искусство появилось еще 35 000 лет назад, в эпоху позднего палеолита. Первобытное искусство отображало образ жизни древних людей. Они создавали примитивные статуэтки, перед охотой на стенах пещер изображали животных. В начале древний человек научился изготовлять скульптуры из обычных камней, но вскоре уже лепил фигурки из глины. Живопись на стенах так же развивалась и появлялись все более одаренные древние художники. Появилась живопись на отвлеченные темы.

Основные особенности первобытного искусства

Кроманьонцы — люди достаточно крепкого телосложения и высокого роста. Именно их палеонтологи считают прародителями многих видов искусств. Представители этого вида древних людей владели связной речью и могли договариваться между собой. Они научились изготавливать такие орудия труда, как рубила, копья, каменные ножи и топоры. Технологии изготовления орудий труда они научились передавать следующим поколениям. Именно у кроманьонцев появилась вера в колдовство.

Учёные нашли древние фигурки созданные из глины, они имели форму зверей, которых пронизывали дротики. На стенах пещер обнаружили качественные изображения различных видов животных. Эти артефакты смело можно назвать первыми памятниками искусства. Для творчества древний человек мог использовать то, что попадалось ему под руку — кости, дерево, камни, природные краски. Позднее древний человек открыл огнеупорную глину, именно благодаря глине появилась первая посуда и первые памятники скульптуры. В позднем палеолите появились фигурки из камня и кости.

Возникновение пещерной росписи, живописи и скульптуры

Пещерная роспись

Изображения на стенах пещер появились примерно 12 000 лет назад . А вот миниатюрная скульптура в первобытном обществе появилась значительно ранее, палеонтологи находили фигурки, созданные человеком, возраст которых был около 25 000 лет. К искусству первобытного человека можно так же отнести Венеры, представляющие собой женские фигурки, высотой 10-15 сантиметров. Такие фигурки находили на территории России, Австрии, Италии, Чехии и Франции. Возможно создавая такие фигуры, древний человек вкладывал в них смысл удачного материнства и плодородия. Стоит отметить, что общество кроманьонцев подчинялось законам матриархата. Женские фигурки — были первыми человекоподобными изображениями. На самых древних рисунках, известных учёным, изображены животные. Этому стилю в искусстве дали название — звериный. Искусство создания фигурок миниатюрных зверей получило название — пластика малых форм. Подобный стиль появился еще во времена бронзового века. Позже в народных орнаментах стали изображать священных животных. Картины древние люди могли создавать только в двух измерениях, а вот скульптуры были трёхмерны.

Древние люди подметили главные законы измерений нашего мира , но не научились изображать на плоскости объемные детали картины. Самыми первыми персонажами наскальных картин в древнем искусстве был бизон. Затем появились изображения туров, носорогов и конечно же мамонтов. Еще есть одна особенность искусства древних времен: древние художники не умели соблюдать пропорции изображения животных, поэтому первые картины не подчинялись известным на сегодня законам перспективы. Ученые не нашли ни одного изображения пейзажей. А дело в том, что первобытные люди очень боялись животных и считали посланцами добрых и злых богов, а природой они просто любовались.

dinohistory.ru

Древнего человека культура. Культура доисторического человека



Древнейшая человеческая культура — путеводитель

Древнейшая человеческая культура.

Тысячи и тысячи каменных орудий найдены на стоянках Олдувая, Кооби Фора и других вместе с останками первых людей Homo habilis. Это уже позволяет говорить о ранней материальной культуре древних людей, то, что выделяет их из мира животных. На рисунке ниже показаны места, где находили примитивные орудия первых людей.

Африка. Стоянки, на которых обнаружены орудия Человека умелого

Материал для изготовления древнейших орудий, наши предки использовали самый различный. Кремень, яшма, куски застывшей лавы. Но самым распространённым был кремень — обычная речная галька, часто встречающаяся на берегах древних рек и озёр. Именно распространённость кремня, а также его способность раскалываться от удара на тонкие острые пластинки и его твёрдость сделали его незаменимым материалом для орудий первых людей.

В замечательной, дискуссионной книге Л. Вишняцкого История одной случайности или происхождение человека. автор пытается ответить на вопрос, который волнует не одно поколение антропологов. Закономерно ли было появление человека на Земле или он всего лишь игрушка слепых сил природы — ненужное дитя случайности? Дискуссия на эту тему далеко выходит за рамки сайта, здесь я лишь позволю себе задать вопрос. А ЧТО БЫЛО БЫ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ БЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО КРЕМНЯ? ТО ЕСТЬ СФОРМИРОВАЛСЯ БЫ ГОТОВЫЙ ГОМИНИД ПОХОЖИЙ НА АВСТРАЛОПИТЕКА, ЕЩЁ НЕМНОГО И ДОЛЖНА ВСПЫХНУТЬ ЗАРЯ ЧЕЛОВЕКА, А КРЕМНЯ БЫ НЕ БЫЛО? Как бы тогда пошла эволюция гоминид? Может бы обратилась вспять и австралопитеки вновь бы начали превращаться в прыгающих по деревьям обезьяноподобных предков? Может быть замедлила свой ход, или бы отсутствие кремня не сыграло бы такой большой роли в становлении человека и становящийся человек нашёл бы другой материал для своих первых орудий? Предлагаю ответить на эти вопросы посетителям сайта, пока же вернёмся к древним орудиям.

Чтобы получить древнее орудие первобытному мастеру достаточно было стукнуть несколько раз булыжником по каменной заготовке. От удара кремень в точке удара как бы вспухает и по сколотой поверхности камня расходятся своеобразные волны. На рисунке взятом из замечательной книги Д.Ламберта показана технология изготовления чоппера. Как зажимали чоппер видно из другого рисунка.

Технология изготовления чоппера.

И опять я возвращаюсь к вопросу человек или животное изготавливало древнейшее орудие? Ведь для того, чтобы изготовить первобытное орудие, как показал ученик Семёнова А.Матюшин, нужно взять кремень не любой формы, а определённой, дисковой. Возможно, и наши далёкие, далёкие предки для своих орудий, искали камень такой формы. Такая деятельность уже выходит за рамки инстинктивной или условно рефлекторной.

С изготовлением первых орудий древнейший человек начал выходить из природы, отделяться от неё. Но власть его над ней была ничтожной. Первые люди, во многом ещё были животными, всего боялись и были вынуждены вписываться в окружающую их экосистему, приспосабливаться к ней.

Они не были активными хищниками, скорее всего «трупоедами», и здесь я полностью согласен с советским философом Б.Ф. Поршневым, они бы просто не выдержали конкуренции за пищевые ресурсы с такими высокоспециализированными хищниками как смилодон.

Чоппер, который советский историк Г.Матюшин называет праорудием древнейших людей, был орудием многофункциональным. С его помощью можно было соскоблить мясо с убитого животного, добраться до его костного мозга, выкопать из под земли вкусный корень, а в случае опасности он мог стать и оружием. Не забудем, что вместе с первыми людьми существовали как грацильные австралопитеки, в частности, австралопитек африканский, которого прочат в вероятностные предки человека, так и массивные и конкуренция между ними была особенно ожесточённой.

На рисунке приведённом ниже показано одно из применений чоппера.

Человек умелый с помощью чоппера добывает костный мозг

Технология изготовления чопперов сохранилась у отсталых народов и поныне. Только в качестве заготовки для него они берут материал посовременнее, например, электрические изоляторы. Так причудливо переплетается седая древность и современность.

Но чоппер составлял не единственное орудие Homo habilis. На древних стоянках, в частности, на Олдувайской вместе с чопперами, находят много круглых камней, так называемых сфероидов.

Орудия олдувайской культуры.Вверху слева сфероид.

Для чего они были нужны первым людям? Мэри Лики считает, что хабилисы использовали их как бола. Бола представляет из себя два или более камня обёрнутые кожей и привязанные к ремню или веревкё. Их раскручивают над головой и бросают в бегущее животное или большую птицу. Если повезёт, то можно поразить цель или боло туго опутает ноги животного. Это нехитрое орудие сохранилось и до наших дней, его описывал Чарльз Дарвин в своём знаменитом Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Но боло нужно уметь пользоваться, при неудачном броске камни могут переломать ноги не добыче, а охотнику.

Но не только древние каменные орудия находят на стоянках первых людей. Жилище, вот что характерно для человека. Собственное, внутреннее пространство, разграничивающее человека и природу, защищающее его от неё, будь то хижина дикаря или роскошный дворец персидского шаха. Постройка нехитрых сооружений у высших приматов что называется в крови. Отважная исследовательница жизни диких шимпанзе Джеймс Ван Лавикк Гудолл неоднакратно наблюдала, как шимпанзе строят себе гнёзда для ночлега из веток. А вот как описывает гнёзда шимпанзе в своей замечательной книжке «Животные жизнь моя» Бернгард Гржимек. «На следующий день нам удалось разыскать спальные гнёзда этой группы. Их оказалось семь штук, и расположены они были на высоте от шести, до двадцать метров над землёй. Сооружались они в кронах деревьев путём заламывания и сгибания веток с густой листвой. Получалось нечто вроде пружинящего ложа. Часто ветви, на которых оборудовалось такое «гнездо», были на удивление тонкими. Непонятно даже, как они могли выдерживать тяжесть такого мощного животного.»

Но гнёзда это не хижина пусть даже самая примитивная. А Homo habilis строили уже первые хоть и грубые жилища. Об этом археологам поведали камни, вернее груда камней, найденные в Олдувае и на других стоянках первого человека. Они были уложены на землю в виде фигуры, напоминающие кольца. Мэри Лики считает что эти камни, являются следами древнейших человеческих жилищ. Камни, скорей всего, прижимали к земле ветки, составлявшие каркас первого человеческого жилища. Любопытно, что на пространстве огороженном камнями, почти не встречается костей животных, остатков орудий и самих орудий, зато на внешней стороне этого пространства, так называемом культурном слое, они встречаются в изобилии. По видимому, первые люди были аккуратными и соблюдали в своём жилище чистоту. На рисунке, приведённом ниже показаны остатки, древнейшего человеческого жилища.

Африка, Олдувай.Остатки жилища Человека умелого

Очень хорошую коллецию орудий Олдувайской культуры можно найти на великолепном сайте . который я рекомендую посетить. А ознакомиться поближе с Олдуваем, можно на другом сайте. правда на английском языке.

Рекомендуем ознакомится: http://evolv.ho.ua

worldunique.ru

Культура доисторического человека

0 Древнейшие культуры Казахстана

Зарождение культуры.Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения неандертальцев, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был спосо

religionpeace.ru

Культура древних людей — путеводитель

vsemirnaya-istoriya.ru

Культура древних людей. Религии +видио


Понятие о древней культуре.

Как известно, наше далекое прошлое делится на несколько исторических периодов. Каждый период имеет свои особенности культуры. Культура народов древнейшего периода развивалась в течение многих тысячелетий. Древняя культура — это плод всех открытий, достигнутых древними людьми в процессе их жизнедеятельности. Древняя культура разделяется на ма¬териальную и духовную. Они тесно связаны между собой.

Материальная культура.

Понятие о материальной культуре. С древних времен людям приходилось жить в различных регионах с разными климатическими условиями. Приспосабливаясь к ним, люди меняли образ жизни, предметы быта и орудия труда. Разной была и их материаль¬ная культура.
Созданные людьми орудия труда и оружие, жилища и предметы быта, одежда, украшения, продукты питания представляют собой материальную культуру.
Орудия труда древних людей. Самыми древними орудиями труда являются каменные. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня. Ему примерно 3,5—3 миллиона лет. Изобретение каменного рубила было первым шагом к созданию материальной культуры. Позднее люди научились делать копья, скребки, каменные ножи, пики, луки и стрелы, серпы. В стволах огромных деревьев они выдалбливали углубления и делали лодки. К периоду энеолита и бронзового века люди изобрели телегу на колесах, землю обрабатывали плугом и бороной, запряженными скотиной. Из костей, рогов и зубов животных изготавливали иглы, шила, наконечники стрел, вилы.
Позднее люди научились обрабатывать металлы и изготавливать из них орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие. Все это представляет материальные культурные ценности древних людей.
Стоянки и жилища древних людей. У первобытных людей не было жилищ. Они обитали на открытых площадях, укрывались в пещерах и дуплах деревьев. Затем они стали строить простые жилища из камыша, веток деревьев, костей крупных животных. Они делали каркас и покрывали его шкурами убитых зверей. Таким образом они укрывались от дождя, стужи и палящих лучей солнца.
6- 8 тысяч лет назад люди начали строить жилища из глиняных катышей. Это был период мезолита и неолита каменного века. Начиная с периода энеолита и бронзового века, люди, наряду с глинобитными жилищами, начали строить дома из кирпича-сырца. Сотворенные руками древних людей жилища, постройки, землянки тоже представляют материальную культурную ценность.
Продукты питания древних людей. Составную часть древней культуры представляют продукты питания. Главным занятием древних людей были охота и собирательство. Мясо и рыбу ели в сыром виде. Позднее стали готовить пищу на огне. С появлением земледелия и скотоводства жизнь древних людей изменилась, питание стало разнообразнее.
Развитие ремесел, изготовление одежды. С развитием ремесел древние мастера научились изготав¬ливать ткани, шить из них одежды. На смену грубой одежде из шкур пришли костюмы из тканей и обработанной кожи. Теперь люди думали не только о том, чтобы согреться, но и о внешнем виде, удобстве одежды.
Гончарное ремесло, обработка металлов, кузнечное дело тоже представляют виды материальной культуры. Продуктами деятельности у древних мастеров являлись орудия труда, бытовая утварь, одежда. Появление ремесел, как и продуктов деятельности древних ремесленников, имело большое значение для развития материальной культуры древних народов. Из сказан¬ного следует, что происхождение материальной культуры опережает происхождение духовной культуры.
Духовная культура людей возникла и стала развиваться значительно позднее материальной. Первоначально она была проста и примитивна, поскольку была непосредственно связана с трудовой деятельностью
людей.
Под духовной культурой понимают практические знания, мышление, этику, мораль, науку, искусство, право, религию.


Формирование практических знаний.

Хотя уровен знаний древних людей был очень ограничен, но в процессе борьбы за существование стало формироваться сознание, постепенно развивался язык, что ускорило развитие интеллекта и рост духовной культуры.
В поисках пропитания древние люди меняли места стоянок, выбирали территории с богатым растительным и животным миром. Это расширяло их географические познания и умственный кругозор. При этом люди замечали, что некоторые растения, травы, животные жиры имеют лечебные свойства. С помощью втираний мазей, настоек древние лекари излечивали сво¬их больных от многих болезней. Примитивными хирургическими методами они лечили переломы, вывихи, растяжения. Использовались и такие методы, как колдовство и заговоры. Таким образом, корни нынешней народной медицины уходят в глубокую древность.
Древние люди могли также предсказывать погоду. Большое внимание уделяли воспитанию детей и молодежи.
Древнее искусство. Одним из видов духовной культуры является искусство. Оно возникло очень давно. Первобытные и древние люди не знали, что такое искусство. Оно зародилось, когда появились родовые общины.
Под искусством понимают живопись, скульптуру, музыку, устное народное творчество, песни. Древнее искусство отражало жизнь, быт, трудовую деятельность, религию древних людей.
Одним из видов древнего искусства является нанесение рисунков людей и животных, бытовых сцен и эпизодов охоты на кости, осколки камней, гончарные сосуды, чаши, блюда. Древние люди разрисовывали свои жилища, пещеры, скалы. Рисунки раскрашивали черной, красной, голубой, желтой, бурой (коричневой), белой и другими красками. Стены пещер и скалы худой яики расписывали фигурами людей, птиц, животных: слонов, тигров, бизонов, оленей, львов, мамонтов, носорогов, яков.

Раскрашенные красками рисунки найдены во Франции. Италии. Испании. Башкирии. в африканской пустыне Сахаре. в Монголии, Якутии, Таджикистан е, Киргизии, Узбекистане. на Кавказе. в других регионах Земли. Интересен наскальный рисунок, раскрашенный яркими красками, который был найден в
Узбекистане в ущелье Зара- утсай в юго-западных отрогах Гиссарского хреба. При внимательном рассмотрении древних рисунков можно уви¬деть, что на них запечатлены бытовые сцены, охота, танцы, бои диких животных.
Одним из видов наскальных рисунков являются петроглифы. Они представляют собой рисунки, нанесенные на гладкую поверхность скалы с помощью металличе¬ских или каменных инструментов. Наиболее часто пет-


Рисунок мамонта .

Пеш-Мери. роглифы встречаются в гор- Франция. Поздний палеолит регионах Скульптура, как один из видов древнего искусства, возникла в период позднего палеолита. Большого развития она достигла в период каменного века. Древние скульпторы ваяли различных животных и людей, особенно их привлекали женские фигуры. Материалом служили кости животных, мягкие породы камня, дерева. Такие скульптуры были найдены на территории от Пиренейского полуострова до Восточной Азии. Их обнаруживали повсеместно от берегов Белого моря до Южной части Индии и Африки. Искусство древних людей было связано с одной стороны, — с повседневным бытом, с другой — с религиозными верованиями. Видами древнего искусства являются также музыка, песни, танцы. Музыкальные инструменты появились в эпоху позднего палеолита .
Язык, мышление, сознание являются важнейшими сторонами духовной культуры.
Верования древних людей. Вера в высшие силы — одно из проявлений древней духовной культу¬ры. В процессе жизнедеятельности человек становился свидетелем многих необъяснимых событий, наблюдал явления природы. Его удивляли и пугали гром и молния, землетрясения, засухи и наводнения, извержения вулканов. Древние верили, что природными явле¬ниями и людьми управляют какие-то сверхъестественные существа. Возникновение древних верований о ловлено страхом древних людей перед природными явлениями, с одной стороны, и неумением их объяснить с другой.
Происхождение религии приходится на период
позднего палеолита. Соблюдение определенных обрядов при захоронении знат¬ных людей связано с первыми проявлениями религиозных верований. Среди древних верований широкое распространение получили тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и другие.
Тотемизм — вера людей в родство человека с животными — рыбой, львом, тигром, волком и другими или растениями и их почитание.
Анимизм — вера в существование душ и духов, в их сверхъестественную силу.
Фетишизм — культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественной силой, способной спасти, уберечь от беды. Вера в силу амулетов, талисманов сохранилась и в наши дни.
У многих народов было распространено поклонение Солнцу и другим планетам. В науке оно называется огнепоклонничеством.

Первые художники и «волшебники»

Первый взгляд на мир.

Ученым очень сложно понять, что первобытные люди думали об окружающем их мире. Ведь они еще не умели записывать свои мысли. Помогают особые источники — наблюдения за современными человеческими общинами, которые все еще живут в первобытных условиях.

Судя по этим источниками, наши первобытные предки внимательно изучали природу. Могли ориентироваться по звездам, лечить болезни травами, разыскивать и выбирать наиболее полезные камни, растения, животных. В то же время в отличие от нас они не знали настоящих причин многих явлений: почему, например, идет дождь, гремит гром, приходит весна, начинается болезнь, наступает

смерть. Возможно, особенно много вопросов вызывал у первобытных людей их сон. Сейчас учеными установлено, что во сне наш мозг продолжает работать: все, что мы видели за свою жизнь, он разбива­ет на отдельные «кусочки»-образы и причудливо переставляет их, показывая нам во сне самые неожиданные картины. Однако первобытные люди давали свое душа (дух), которое во сне отправляется путешествовать в некий невидимый людям потусторонний мир, может там охотиться на души животных, есть, радоваться, горевать. Когда же человек умирал, первобытные люди считали, что он заснул очень глубоким сном. Они хоронили его в специ­альной яме, чтобы тело не съели животные, рядом клали копье, запасы еды, которые могут пригодиться душе в по­тустороннем мире.

Наши первобытные предки ощущали себя частью приро­ды, не видели большой разницы между своей родовой общи­ной и стаей волков или стадом бизонов: так же охотились и укрывались от непогоды. Поэтому люди думали, что и всё, что есть в мире (горы, реки, деревья, животные), похоже на человека: так же думает, разговаривает, наделено духом (душой). Если идет дождь — значит, обиделись и плачут ду­хи облаков. Если дерево придавило человека — его дух рассердился на того, кто попытался его срубить. Если отко­чевало стадо животных — их духи узнали, что люди готовят большую охоту. Такие рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями, с помощью которых люди объ­ясняют мир, называются мифы.

У доживших до современности первобытных общин очень много мифов о происхождении мира и людей. Большинство из них считали своими предками ка­кое-то животное и так и называли свою родовую общину: «Род Лисицы», «Сыновья Орла», «Род Оленя». На «предка» нельзя было охотиться, за это он якобы передавал людям свою ловкость, силу, охотничьи знания. Эти знания считались тайными. Взрослые открывали их детям, только когда мальчики уже могли стать охотника­ми, а девочки — матерями и хранитель­ницами очага. Это был особый обряд посвящения во взрослую жизнь: про­верка, как человек может терпеть боль, метать копье, разжигать огонь, кричать голосом своего предка-живот­ного, двигаться в особом танце, повто­ряющем его движения. В пещерах же первобытных людей археологи находят дальние гроты, в центре которых возвы­шается, например, череп медведя (или его глиняная копия), а на полу вокруг отпечатались пятки подростков, живших десятки тысяч лет назад. Накапливая знания, люди часто давали им сверхъестественные объяснения.

Первое переживание мира.

В каждой общине появились люди, которые, как считалось, могли до­говориться с духами природы и тем самым сотворить чудо

то, что не­возможно объяснить имеющимися знаниями: остановить дождь, при­манить стадо лошадей, изгнать бо­лезнь. Таких людей называли кол­дунами (шаманами, знахарями, вол­шебниками). Именно колдуны, прежде всего, запоминали естест-

венные свойства камней, животных и растений, чтобы знать, какую тра- рем. Наскальный рисунок ву дать больному, в какое время пе­рекочевывают животные. Однако делая это, колдуны дума­ли и верили, что говорят с духами — сверхъестественными существами. Чтобы «услышать» голос духов, колдуны ели «пьянящие» (ядовитые) грибы, изматывали себя, кружась в быстром танце под ритмичные звуки барабана или за­вывания.

Если духи сопротивлялись, то колдуны могли их заста­вить сделать что-то. Например, считалось, что надетая на шею веревка с зубами тигра или медведя отпугивает духов страшных хищников, а значит, и их тела, пляска и завыва­ния колдуна — духов болезней и сами болезни. Вера в то, что человек может воздействовать на сверхъестественные си­лы, называется магией. Наиболее важной была охотничья магия. Считалось, что перед охотой на зверя магическими действиями или заговорами надо убить его дух.

Разгоряченные после погони за зверями охотники уходили в дальние утлы пещер, макали пальцы, обернутые лоскут­ками шкуры, в красный, как живая кровь, порошок охры, растворенный в воде, и в мерцающем свете факелов наноси­ли на стены изображения тех, кого они собирались победить в будущих схватках. Вот пальцы выводят на скале «живую мохнатую гору мамонта», вот изогнутая, словно могучая волна, спина бизона, вот быстрые, как ветер, ноги лошади. И последний штрих — кровь, льющаяся из ран животных; они должны погибнуть, чтобы выжили люди.

Первобытные люди старались понять мир, в их сознании за­рождались религия, искусство, основы научных знаний.

Рекомендуем ознакомится: http://vsemirnaya-istoriya.ru

worldunique.ru

Культура первобытного человека. Духовная культура первобытного человека

Духовная культура первобытного человека

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий — ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности. Ритуал служил средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентировал поведение людей, поддерживал внутригрупповую сплоченность. Надо заметить, что ритуал не только формировал социально приемлемое поведение, но и давал людям мощный энергетический импульс , поддерживающий культурные нормы в повседневной деятельности. Угасание этого импульса приводило к необходимости нового повторения ритуала , которое воспринималось как создание мира и жизни общины заново. Древнейшая и глубинная основа ритуала – символический переход между различными космическими и социальными формами бытия, вторжение священного мира в повседневность. Ритуал был своего рода мостом, по которому осуществлялся переход от профанного к сакральному и обратно. Постепенно ритуалы стали приобретать характер стереотипного поведения и превращаться в обычаи, которые по-прежнему являлись важным элементом управления в родовых общинах и племенах. В языке стереотип ритуала мог войти в поговорку, а потом превратиться во фразеологизм. Например, было время, когда клятву ели, т.е. ели землю, изображая породнение с ней, а потом данный обычай закрепился во фразеологизме «есть землю».

Можно выделить несколько типов ритуалов:

Имитативные ритуалы. Воспроизводят некоторый миф или его аспект. Такие ритуалы можно рассматривать как повторение действий богов, как символическое создание мира заново. Примером имитативного ритуала является ритуал начала нового года. Наличие ритуалов такого рода связано с представлением первобытных людей о том, что несчастья и беды, затрагивающие весь род, связаны с «порчей» мира, который, следовательно, нужно очистить, чтобы восстановить его изначальное совершенство.

Позитивные и негативные ритуалы. Первые связаны с освящением или обновлением предмета или человека, а вторые – с установлением запрета (табу). Функция негативных ритуалов состоит в нейтрализации реально существующей, но неведомой опасности. Пока табу соблюдается, опасность остается лишь потенциальной. Через систему позитивных и негативных ритуалов общество устанавливало определенные ценности и регулировало отношения людей друг к другу.

Ритуалы жертвоприношения. Чаще всего являлись одной из частей более широкого обряда. Выполняли функцию установления контакта с сакральным миром. Жертва (человек, животное, овощи, фрукты, хлеб, молоко и т.д.) воспринималась как посредник между двумя мирами. Считалось, что жертвоприношения — эффективный способ унять гнев духов и богов. Через принесение жертвы (разрушение ее структуры: поедание, сожжение, расчленение, зарывание в землю) символически снималось чувство вины за нарушение норм и запретов.

Ритуалы жизненных кризисов (перехода) сопровождали события, связанные с изменением социальной структуры первобытной общины (рождение, смерть, переход мальчика во взрослые члены племени). Эти ритуалы имеют четкую структуру: отделение от прежнего статуса (символическая смерть, возвращение в младенчество или материнскую утробу), переход (подготовка к жизни в новом статусе) и воссоединение с новой социальной группой (новое рождение). Ритуалы перехода закрепляли статусно-ролевую иерархию общины, способствовали установлению нового состояния социального равновесия применительно к произошедшим в племени изменениям, предохраняя общество от раскола и дестабилизации. Ведь при тождестве индивида и общины, каждая перестановка среди его членов чревата опасностями для всех. С помощью таких ритуалов человек получал информацию о своей будущей социальной роли и культурно приемлемых для нее формах поведения. Эта эмоционально проживаемая символическая «инструкция» позволяла обрести уверенность в успешном овладении новой ролью и уменьшала стресс при переходе в новую социальную группу, облегчая трудности адаптации к новой социальной роли. К примеру, погребальные ритуалы сначала делают горе явным, а затем жестко инструктируют близких о необходимости придерживаться нормального поведения. Ритуалы перехода являлись также массовыми зрелищами, вовлекали в эстетическую деятельность. Следует заметить, что степень разработанности одних и тех же ритуалов перехода в различных архаичных обществах неодинакова.

 

Формы религии

 

Среди исследователей религии нет однозначного мнения по поводу того, какие формы первобытных верований можно считать религией. Ряд исследователей не относят к религии магию (Дж.Фрэзер), фетишизм и тотемизм, называя их формой веры. Анимизм часто понимается как тип мировоззрения, включающий в себя различные религиозные культы. Нет единого мнения и относительно исторически первой формы религии. Э.Тайлор считал такой формой анимизм, Э.Дюркгейм – тотемизм, Дж.Фрэзер – веру в богов. Неясно также, являлась ли каждая форма верований общим для человечества этапом развития религиозных представлений.

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Э.Тайлор считал анимизм сущностью всякой религии. Анимизмом называется вера в существование духов, способных помогать или мешать человеку в его делах. Первоначально он существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Ветер, гром, деревья, источники, камни и т.п. наделялись собственной волей. Позже складывается представление о духах, которые проявляют себя через различные предметы и явления. Духи еще не противопоставлялись предметам и могли погибать вместе с ними или переселяться в другие вещи. Позже духи становятся самостоятельными сущностями. Относительно человека также возникает представление о существовании самостоятельной души, которая очень часто ассоциируется с дыханием или тенью. У африканских племен до сих пор сохранились обряды, защищающие тень от врагов и хищников. Зулусы считают, что тень после смерти становится домашним духом. В европейской традиции существовало представление о том, что у мертвых нет тени.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм- вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени. К примеру, у сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии (в том числе и тех, что жили на территории современной Беларуси и России), существовал культ оленя (лося). Первоначально олени как магические животные обеспечивали изобилие зверей, а с развитием земледелия стали подателями дождя. Известно большое количество мисок-чар для вызывания дождя трипольской культуры со стилизованным изображением двух оленей. Археологами на северо-востоке Европы были найдены шаманские бляшки с изображениями полулюдей-полулосей, а также украшения головного убора шаманов с головами лосей, на Беларуси также были найдены костяные фигурки лосей. В мифах и сказках народов Севера до сих пор сохранилось представление о женщине-лосихе, которая является матерью Вселенной. Эти представления закрепились в названиях созвездий («Большая Медведица», которая на русском Севере называется «Лосем»; у поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой»). Широко известны изображения олен

religionpeace.ru

Культура первобытного человека

Как бы не определять основу человеческой природы, несомненным является органически присущая человечеству потребность в творчестве, в реализации своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира — мира культуры. Это можно заметить, анализируя уже самые ранние этапы человеческой культуры, которые, как правило, объединяются общим названием первобытная культура.

Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного от нас периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые-культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён, обитающих в Африке и Латинской Америке и находящихся примерно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эпохи. Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм — комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж. Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда «Золотая ветвь», посвященного древнейшим

формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий.

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуругабу(запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Такие известные исследователи первобытных форм культуры, как Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях. Настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени.

На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно осуществить охоту. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Например, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец — усилить чувство силы и солидарности членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных — магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей.

Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я. Я. Рогинский. С его точки зрения, появление «человека разумного» неотвратимо ведет к возникновению искусства. «Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, – пишет Я. Я. Рогинский, – не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов — ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве — оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг».

В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г. В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия. За простотой формы кроется глубочайший смысл и содержание.

В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. В эти потайные места с конца прошлого века начали проникать археологи. Они описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки.

Теперь мы может судить о том, как изменялась с течением времени культура палеолита.

1. Перигорд (35-30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения — выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графику принято считать древнейшим видом изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий.

2. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи, вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями.

К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: это были маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер. Это древнейшие образцы скульптурного творчества, представляющие собой вырезанные из камня или кости изображения женского тела. Здесь налицо как функция магическая, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы символом детородного начала и природной мощи, а следовательно, идеалом женской привлекательности. В то же время очевидно, что таким образом осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности. Конец Ориньяка характерен массовым распространением подобных статуэток.

3. Мадлен (15-8 тыс. лет). Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства стала пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самая знаменитая из них — Альтамирская пещера, которая находится в северной Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных — бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о композиции рисунка. Животные нарисованы вне каких-либо намеков на соразмерность и взаимодействие. Изображения часто наезжают друг на друга. Но само качество живописи поражает своим совершенством. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию и наложить цветотень. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а великолепные образы животных сменяются весьма условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек явно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи.

Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты — культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них — менгиры, каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространены также дольмены. Они представляют собой составленные вместе две или три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Иногда камни располагаются в виде круга. Подобные сооружения уже называют иначе — кромлехи. Это самые сложные творения древних зодчих. Здесь уже налицо определенный художественный замысел, о чем можно достаточно полно судить по алтарю Солнца «Стоунхендж», развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии. В первобытном обществе функционирует триада – род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.

 

 

www.historicus.ru

Первобытная культура

Первобытная культура – древнейший этап всей мировой культуры. Этот период составляет основу всех современных видов жизнедеятельности человека. Именно в первобытное время зародились такие отрасли культурной деятельности, как религия, наука, искусство, поэзия, мораль, право, политика, образование и др.

Изучение первобытной культуры в рамках культурологии вызывает большое затруднение. Это связано как с чрезмерной удаленностью данного этапа от нашего времени, так и с недостатком, крайней скудостью фактических, материальных данных о первобытной культуре, об образе жизни и взглядах на мир первых людей.

Поэтому построение научных представлений о первобытной культуре возможно не только на основании данных археологии (т. е. на основе сохранившихся материальных предметов древних культур), но и на достижениях в области этнографии (т. е. на основе описания современных племенных общностей, оторванных от цивилизации).

Для более глубокого исследования первобытной культуры часто прибегают к данным религиоведения, психологии, лингвистики и др. В этом случае ученые изучают не столько материальные стороны жизни первобытных людей, сколько особенности их мировосприятия, их религиозное мировидение, психологию отношения человека к себе, к другому, к миру в целом.

Таким образом, первобытную культуру мы будем рассматривать через характеристику сознания первобытного человека, т. е. через раскрытие сущности так называемого мифологического сознания.

В культурологии сложилась традиция понимать миф, мифологию, как минимум, в двух смыслах. Первое понимание мифа относится к эпохе Просвещения и последователям ее идеологии в последующие века. Согласно просветительской идеологии, к мифу относятся «заблуждения, фантазии, вымыселы» во взглядах древнейших (первобытных) людей. Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, о сотворении мира и человека. Просветительское объяснение мифа исходит из установки на то, что в обществе и культуре существует прогресс, эволюция нравов и сознания человечества от низшего (примитивного, варварского) уровня к высшему уровню – уровню цивилизации и господства Разума и Науки. Поэтому миф – это продукт донаучного мышления. Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о мире и явлениях природы. Просветители были убеждены, что по мере утверждения науки, новых знаний о мире, миф в конечном итоге будет окончательно вытеснен из культуры и мировоззрения человека: «человек поумнеет и не будет более ничего выдумывать». То есть миф – явление культуры, присущее только первобытному мышлению и на современном этапе практически отсутствует – таковы взгляды представителей первой концепции.

Второе понимание мифа возникает в XX в. Новый взгляд на миф складывается из концепции А. Ф. Лосева, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюля, К. Г. Юнга, Б. Малиновского, К. Леви-Строса и др. Главной особенностью рассматриваемого подхода к мифу является повышенное внимание к психологическому и феноменологическому измерению культуры. Это означает, что областью существования мифологии в первую очередь служит сознание человека. Согласно концепции Лосева и Юнга, миф – это глубинные пласты сознания человека, возникающие еще в древности, но оказывающие влияние и на современное состояние культуры и общества. Более того, распространению мифов не препятствует ни рост просвещения, ни достижения в науке и технике. Просто отмирают и теряют силу влияния на людей одни мифы (устаревшие) и возникают, утверждаются новые. Таким образом, согласно данной концепции, миф как бы «вечен», он присущ не только древним, но и современным людям. Миф образуется благодаря самой природе человека: «человек сам желает мифа, человек – мифотворческое существо», он не может без мифов и всецело от них зависит. По Юнгу, источник мифотворчества лежит в «коллективном бессознательном» человека и общества. Так как источник мифа – во внутреннем мире человека, то многие культурные процессы можно рассматривать, описывать и даже объяснять через особое состояние сознания – мифологическое.

Далее мы остановимся на основных характеристиках мифологического сознания как отражающем суть первобытной культуры.

1. Это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира. Первобытный человек как представитель типичного мифологического сознания в большей мере не объясняет мир, а переживает его. Ведь познание, объяснение предполагает отделение человека от мира, противопоставление себя миру, а переживание, напротив, характеризует факт слияния человека с природным бытием.

2. Человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества. Более того, он не имеет принципиального отличия от других вещей или существ мироздания. Это достигается ощущением родства, некой однородности, единства всего сущего. Ярким выражением такой породненности является тотемизм. Тотемизм – это верование рода или племени в священную и кровную связь с конкретным животным – первопредком (тотемом). Это верование обязательно предполагало коллективность и вело к большему сплочению родовой общности первых людей не только друг с другом, но и со всем мирозданием.

3. Однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного. Для первобытного человека нет ничего мертвого, все обладает жизнью, душою. Этой черте мифологического сознания соответствует такая ранняя форма верований как анимизм – вера в существование духов и душ у всех явлений природы, а не только у людей.

4. В мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино. Человек сам по себе не существует, ничего не значит. Имя, вещь, черты характера, поступки, социальные роли слиты с самою сущностью человека. Представление о предмете (каким бы фантастическим этот образ не был) и сам по себе предмет действительно неразрывны. Отсюда необычайная распространенность такого верования как фетишизм – обожествление предметов, явлений и обитателей природы, людей и их качеств. Именно фетишизм обеспечивает сознание и поклонение идолам, амулетам, талисманам, священным животным и т. п. Фетиш – это такой предмет, который уже в самом себе заключает некую духовную сущность или даже божество. Поэтому данная вещь обязательно обладает сверхъестественной силой.

5. Мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования. Миф обязательно реализует себя через ритуал и магию. Ритуал (как священное, закрепленное в неизменной форме действие) призван воспроизвести, восстановить миф на практике. Через ритуал миф не только не забывается, но многократно повторяется и тем самым входит в «плоть и кровь» первобытного человека. Миф становится живой осязаемой реальностью именно благодаря ритуалу.

6. Магия же дает первобытному обществу и человеку ощущение материальной связи с духами, духовным миром. Некоторые культурологи называют магию праобразом, источником науки и техники. Действительно, магия – это не столько верование, сколько сами обрядовые действия, направленные на мир или людей с целью сверхъестественного воздействия на них, причем в достаточно узких, практических целях. Благодаря феномену магии становится понятно, что обожествлению природы в первобытном обществе нет границ. Ведь для мифологического сознания, по существу, нет жесткого разграничения между миром естественным, земным и миром сверхъестественным, загробным. И тот и другой миры подчиняются одним и тем же общеприродным, физическим законам. Оба эти мира состоят из одного и того же материального, природного естества. И магия, таким образом, не что иное, как первая попытка людей практически, в своих бытовых (врачебных, промысловых, военных) целях использовать законы природы. Более того, через магию человек пытался упорядочить ход природно-духовных явлений, внести некоторую закономерность в хаос бытия, наконец, начать управлять природными процессами, даже подчинять их себе жертвоприношениями, заклинаниями и прочим волшебством.

Ритуал и магия, таким образом, обеспечивали ощущение стабильности, взаимосвязанности и взаимообусловленности всего сущего, а главное – возвращали человеку постоянное ощущение его единства с миром.

Мифологическое сознание посредством всех указанных верований создавало у человека ощущение целостности и гармонии бытия, всему придавало сверхзначимый глубокий смысл. Вот почему многие отмечают одну из главных особенностей мифа: миф – это смыслообразующее начало культуры, это образное, наглядное воплощение духовного уровня бытия, т. е. адаптация духовного мира к условиям человеческого восприятия.

Несмотря на столь экзотическое мышление, древние люди по–своему изучили окружающий их растительный и животный мир. Знали съедобные, лекарственные и ядовитые растения. Знали свойства и повадки промыслового зверя.

На первобытной стадии развития сложилось человеческое общество – материнский род. Признание родовых связей получило общественное значение, стало как бы основным конституирующим признаком нового производственного коллектива.

Таким образом, психологическое значение первобытной культуры заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, зачатки научных знаний, принципы регулирования социальной и производственной жизни – остаются с человечеством навсегда и составляют суть его существования.

studfiles.net

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА В КАМЕННОМ ВЕКЕ. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА В КАМЕННОМ ВЕКЕ

Духовный мир древнейшего человека относится к числу самых сложных в исследованиях по преистории. Источники, способные пролить свет на эту сторону жизни древнейшего общества, скудны, а имеющиеся еще и фрагментарны. Ограниченность данных оставляет широкий простор для всякого рода умозрительных построений. К таковым, в частности, можно отнести заключения об отсутствии всяческой духовной культуры у человека в период, предшествующий верхнему палеолиту, о существовании безрелигиозного этапа и независимом формировании начатков положительных знаний и религиозных представлений и т. п. Эти и другие положения не выдерживают критики и просто исходя из логики их обоснований, и особенно при обращении к фактам, составляющим источниковую базу. К разряду последних относятся прежде всего палеолитические погребения и свидетельства изобразительной деятельности.

До относительно недавнего времени в науке господствовала точка зрения о появлении традиции погребения умерших не ранее верхнего палеолита. Погребениям древнекаменного века уделялось огромное значение, в частности потому, что их появление расценивалось как показатель перехода людей на качественно новый уровень социального и интеллектуального развития. Со времени открытия первого мустьерского погребения прошло более ста лет, однако допущение о существовании у неандертальцев погребальной обрядности многими исследователями принимается со скептицизмом. Причиной этому является традиционная примитивизация нашими современниками человека и культуры нижнего и среднего палеолита. В науке такой взгляд постепенно преодолевается, и в настоящее время вопрос стоит не о признании возраста древнейших погребений, а о расшифровке их смысла и исторического содержания.

На всей территории Евразии к настоящему времени открыто около 50 погребений среднепалеолитического (мустьерского) времени. Учитывая, что некоторые из них были двойными и даже коллективными, вместе они содержат немногим более 60 погребенных. Одно погребение приходится на многие десятки и сотни известных памятников и один погребенный на многие тысячи человек. При общем взгляде это количество погребений на всю мустьерскую эпоху мизерно — одно на тысячелетие! Однако обширность географии погребений говорит о всеобщем характере этого феномена. Основная масса таких погребений приходится на Ближний Восток и Западную Европу.

Сам факт существования в мустьерское время погребений позволяет ставить вопрос о том, что для неандертальца были характерны значительно более сложные, чем это обычно допускается, социальные отношения и уже оформившиеся религиозные представления. Проявление заботы об умершем сородиче путем его захоронения свидетельствует о начале складывания устойчивой памяти об ушедшем поколении (то, что для более поздних этапов называется исторической памятью) и формировании исторического мышления, предполагавшего осознание внематериальной связи между живыми и умершими. Конечно, реально такое осознание вряд ли уходило глубже одного — максимум двух поколений. Но принципиальным здесь является само наличие раздвоенного восприятия жизни человека и, возможно, мира в целом. Позднее это раздвоение оформилось в виде противопоставления мира реального потустороннему. Какими бы элементарными не были первоначальные представления, связанные с подобным восприятием, существование их предполагает возникновение религиозного сознания и формирования мифологического объяснения космоса.

Сложен вопрос о времени возникновения религиозных представлений. Для ашельской эпохи не выявлено пока погребений или каких-либо других источников, которые позволяли бы хоть приблизительно описать духовную культуру человека той эпохи. Но отсутствие таковых вполне может объясняться и состоянием изученности ашельских древностей. Источники по ашелю в количественном отношении значительно уступают данным по эпохе мустье. Нельзя сбрасывать со счетов и такую возможность, что проявления духовной жизни различны во временном и пространственном отношениях и далеко не все они способны воплощаться в материальные остатки, пригодные для археологической фиксации. Поэтому возможность возникновения духовной сферы жизни человека в более раннее время, чем эпоха мустье, не должна исключаться.

Переходя к вопросу о соотношении «религиозного» и «безрелигиозного» периодов первобытной культуры, следует отметить, что не существует никаких данных, позволяющих не только рассуждать о предшествовании одного другому, но и производить такое разделение. Представляется достаточно обоснованной точка зрения, согласно которой мышление древнейшего человека характеризовалось синкретичностью или, говоря иначе, сложным нерасчлененным переплетением рационального и иррационального начал.

Характер и сущность ранних форм религии устанавливаются на основании логических реконструкций и этнографических источников. Наиболее распространены в первобытности были такие религиозные верования, как анимализм, тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, культ предков. Некоторые из них (скажем, магия) являлись всеобщими, т. е. характерными для всех регионов и во все первобытные периоды, а другие — более или менее локальными или бытовавшими на протяжении некоторых отрезков первобытности (культ предков, к примеру).

Специфика первобытных верований состояла в их взаимной совместимости у одних и тех же обществ. Нормой является сосуществование элементов магии, фетишизма, анимизма и т. д. Первобытная религия, как и современная, характеризуется верой в сверхъестественное. Но ранние формы религии не являются целостными системами с устоявшимся и единообразно понимаемым единством таких составляющих развитых религий, как догмат, культ и обряд.

Выше отмечалось, что применительно к мустьерскому времени уже можно говорить о возникновении религиозных представлений. Трудно судить с определенностью об их конкретных формах, но можно допустить, что определяющую роль играли в них анималистические верования. «Тайники» в пещерных нишах со сложенными в них черепами медведей, характерные для некоторых памятников мустьерского возраста, говорят о каких-то обрядовых действиях, связанных с особым, неутилитарным отношением к избранному животному. Достаточно уверенно можно предположить, что эти ритуалы имели в своей основе придание сверхъестественных свойств конкретному животному, что и составляет суть анимализма как одной из ранних форм религии.

Усложнение религиозного отношения к животному или объекту нематериального мира приводит к возникновению тотемизма — верования, основанного на представлении о сверхъестественной родственной связи конкретной группы людей (род, фратрия) с определенным видом животного, растения или иного объекта либо явления природы. Тотемизм можно назвать одной из характернейших родовых религий.

Анимизм — другое распространенное религиозное верование. Суть его состоит в одушевлении окружающих человека предметов. Развитие анимизма, по-видимому, привело впоследствии к появлению веры в духов — добрых и злых, вредоносных и доброжелательных. На этой разновидности верований основывается характерная для поздней первобытности и довольно развитая форма первобытной религии — культ предков.

Фетишизм — наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов. Фетиш является и предметом поклонения, и помощником в ритуальных действиях, производимых с конкретной прагматической целью.

Магия — универсальная форма ранних религиозных верований. Она предполагает веру в возможность сверхъестественного воздействия на людей и объекты окружающего мира посредством различных манипуляций и заклинаний. Исследователи подразделяют магию на вредоносную, любовную, промысловую, предохранительную, военную, метеорологическую. Магические верования настолько стойкие, что ими пронизана обрядность даже современных мировых религий.

Становление и развитие религии не являлось процессом, изолированным от других сфер духовной жизни. Параллельно и вместе с религией происходило и накопление положительных знаний человека о себе самом и об окружающем мире. Уже первые шаги людей были отмечены началом познания. К одним открытиям человек шел в течение сотен тысяч лет, а другие возникали спонтанно и синхронно. Основным побудительным мотивом накопления позитивных знаний выступала изначальная и вечная для людей потребность в удовлетворении повседневных потребностей — как материальных, так и духовных. Познание мира первобытным человеком осуществлялось через его практическое освоение и использование в своих насущных интересах. Успешная деятельность в этом направлении предполагает наличие такого уровня мышления, который допускает способность оперирования отвлеченными понятиями, и прежде всего понятиями качества. Уже древнейшие люди различали породы камня и относились избирательно к используемому в своем производстве сырью. По крайней мере 1,5 млн лет назад люди начинают использовать полезные качества огня. Устройство жилищ, возникших в то же время, предполагало оперирование пространственными понятиями. Во всех этих и других видах деятельности человек сам выступал в качестве мерила и оценки мира.

Окружающие предметы и явления были интересны для человека в той мере, в какой они оказывались для него полезны или вредны. В центре мыслительной организации пространства находился он сам. Понятия «вперед- назад», «левое-правое», «близко-далеко» и многие другие вырабатывались и понимались только относительно самого человека. Строение тела служило основой для возникновения представления о симметрии и асимметрии, а также для вертикальных пространственных обозначений «верх-низ». Видимо, изначальной антропоцентричностью исходных пространственных понятий объясняется наличие в них чисто человеческой оценочной нагрузки: верх — возвышенное, низ — низменное, правое — правильное, левое — неверное, передняя сторона — светлое, задняя — темное и тому подобных. Выразительным примером этого же ряда является возникновение пятиричной, десятиричной и двадцатиричной систем счета. Нетрудно увязать происхождение и развитие этих систем с числом пальцев на руках и ногах.

В течение нижнего и среднего палеолита накопление позитивных знаний должно было происходить достаточно медленно, поскольку оно ограничивалось узостью практики экстенсивной охоты и примитивного собирательства. Основная сфера накопления знаний в эти эпохи включала поведение животных, свойства и распространение растений, технологию изготовления орудий труда.

Резкое ускорение темпов познания мира наступает в верхнем палеолите. В это время расширяется количество материалов, вовлекаемых человеком в производство, коренным образом совершенствуется технология обработки камня и кости, становится разнообразной и значительно более эффективной стратегия охоты, изобретаются, как уже сказано, лук и стрелы. Продукты охоты рассчитаны не только на немедленное потребление, но и на хранение. Собирательство растительных продуктов усложняется. Реализуется идея их переработки. Отмечается прогресс в овладении техникой использования огня, который применяется не только в жизнеобеспечивающих, но и в технических целях (обожжение глины, получение минеральной краски, раскалывание камня).

Неолит является следующим принципиальным рубежом в формировании и организации положительных знаний. Возникновение земледелия и скотоводства приводит к выработке традиционных навыков зоотехники и агрономии. Там, где практикуется поливное земледелие, складывается целая система агро- и гидротехники и утверждаются начатки математики. Расширение обмена, возникновение торговли, увеличение производства приводит к усложнению счета, возникновению числовых разрядов, а также к закреплению географических представлений и знаний о соседних народах. Потребности земледелия требуют более упорядоченного и фиксированного отсчета времени. Поэтому возникает календарь, имеющий прямую привязку к сельскохозяйственным годичным циклам. Это достигается систематизацией наблюдений за небесными светилами и исчислением времени по видимой скорости их движения и фазам свечения. Наивысшее достижение первобытности в этой области — изобретение лунного календаря — можно отнести к неолитическому времени.

Все тенденции накопления положительных знаний, возникшие в неолите, находят свое продолжение и качественное развитие на этапе разложения первобытнообщинного строя. К этому времени человечество владело начатками знаний в таких отраслях, как география, строительство, транспорт, металлургия, механика и медицина. На стадии классообразования происходит разделение умственного и физического труда.

Одним из самых ярких проявлений духовной культуры человека каменного века является изобразительное искусство. Теории его происхождения условно можно разделить на религиозную, биологическую, производственно-эстетическую и игровую.

Суть теории религиозного происхождения искусства заключается в признании искусства как божьего дара, призванного удовлетворять религиозные чувства и оформлять религиозную обрядность древнейших людей.

Согласно «игровой» теории, движущей силой как общественного развития, так и происхождения и развития искусства являются игра и ритм, радость творчества, нецеленаправленные ритмические игровые движения, в процессе которых появляются и утварь, и украшения, и орудия производства. Эта теория провозглашает девиз: «игра старше труда, а искусство старше производства полезных предметов» (К. Бюхер).

Сторонники биологической точки зрения обращаются к фактам «украшательства» у животных и декларируют изначальный и биологически обусловленный характер эстетического чувства человека. В этой связи часто ссылаются на следующие примеры из трудов Ч. Дарвина (хотя он не утверждал биологической обусловленности происхождения искусства): «Самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками… самки любуются красотой самцов… нежные песни самцов в пору любви, несомненно, нравятся самкам… Одни и те же цвета и звуки нравятся нам и низшим животным».

Производственно-эстетическая теория, как представляется, в наибольшей мере отвечает конкретным фактам и наиболее строга логически. Суть ее состоит в том, что искусство возникает ни основе эстетического чувства, которое, в свою очередь, формируется и развивается в процессе общественной и производственной практики человека. Такой взгляд на генезис искусства предполагает понимание его как долговременного процесса, развивающегося в прямой зависимости от всех других сторон человеческого бытия.

Исходя из рассматриваемой производственно-эстетической теории возникновения искусства, уже первые люди должны были обладать способностью к ощущению красоты, правда, неотчленяемой еще от утилитарности. Понятия симметрии, ритма и формы имеются у древнейших изготовителей каменных орудий. Чем лучше орудие приспособлено для выполнения своей функции, тем оно «красивее» с точки зрения изготовителя. Действительно, и современный человек способен восхититься изяществом некоторых форм орудий даже времени «питекантропа» — явно излишним для функционального предназначения этих орудий. Однако каких-либо свидетельств изобразительной деятельности человека для времени ранее эпохи мустье пока неизвестно.

К таким базовым первоэлементам искусства, как ритм и форма, в мустьерское время прибавляется цвет. Человек этого времени научился распознавать и использовать природную минеральную краску — охру. В культурных слоях мустьерских слоев памятников Франции, Германии и Италии обнаружены комочки охры (Ля Ферраси, Комб-Капель, Ле Мустье и др.), камни с выбитыми на них углублениями в виде лунок (Ля Ферраси, Таволи), кости животных с насечками и узорными линиями (Ле Мустье), каменные плитки с участками, окрашенными красной краской (Ля Ферраси). Таким образом, в период мустье были созданы и в некоторой степени использованы все необходимые предпосылки для формирования «технических» искусств или художественной деятельности, предполагающей использование специальных естественных и искусственных средств при создании какого-либо произведения. Что касается «мусических» искусств (пение, танцы), то их возникновение, по-видимому, можно отнести к более раннему времени, чем искусств «технических».

Расцвет первобытного изобразительного искусства приходится на верхний палеолит. Некоторые достижения искусства этого времени (например, наскальная живопись) остались непревзойденными во все последующие стадии первобытной эпохи.

Верхнепалеолитическое искусство появляется в нескольких формах: наскальная живопись, гравировка, рисунок, скульптура, барельеф. В рамках этой эпохи происходили эволюция и обогащение форм и стилей изобразительности. Данная эволюция рассматривается обычно на материалах Западной Европы, которая является основным очагом палеолитического изобразительного искусства. Имеются претендующие на универсальность базовые классификационные системы А. Брейля и А. Леруа-Гурана. Применительно к Восточной Европе перекликающаяся с указанными общая схема разработана Я. Козловским. Исходным для концептуальных систем французских исследователей служило положение об однолинейном поступательном и эволюционном развитии палеолитического искусства. Согласно схеме А. Брейля, выделяется два последовательных цикла в развитии наскальной живописи Европы — ориньякско-перигордийский и солютрейско-мадленский. В сформулированных позднее (к середине 60-х годов XX в.) и основанных на структурном анализе изображений обобщениях А. Леруа-Гурана совокупность произведений изобразительного искусства палеолита Западной Европы подразделяется на более дробные составляющие. Выделяется четыре стиля, которые последовательно сменяют друг друга. Характеристики их, естественно, описываются с опорой, главным образом, на наскальное искусство, которое для Западной Европы гораздо более показательно и богаче, нежели скульптура. Однако принципы выделения этих стилей в основном применимы и к произведениям искусства малых форм.

Стиль 1 («первый примитивный») по А. Леруа-Гурану соответствует ориньяку и началу граветта (35–28 тыс. лет назад). Главной особенностью этого стиля является нечеткая обрисовка контуров животных и незаконченность фигур. В тематике явно выделяется знаковое изображение женских признаков пола.

Наскальная живопись из верхнепалеолитической пещеры Нио (Франция)

Стиль 2 («второй примитивный») связан с граветтом — началом солютре (28–20 тыс. лет назад). Изображение животных оформляется «синусоидной» линией, которая обрисовывает шею и спину. Рога показываются в профиль или в фас в искаженной перспективе. Ноги часто отсутствуют или только обозначены. В некоторых случаях ноги не редуцированы и оформлены на всю длину. Это период женских скульптурных изображений, называемых «палеолитическими венерами».

Стиль 3 («архаический») относится к концу солютре и началу мадлена (19–16 тыс. лет назад). Изображения животных этого периода характеризуются объемностью тела. Часто передняя часть тела преувеличена, а ноги укорочены.

Стиль 4 («классический») соотносится со средним и поздним мадленом (15–12 тыс. лет назад). В начале периода пропорции фигур животных становятся реалистичными, но в изображениях сохраняется скованность; фигуры как бы висят в воздухе. Этот стиль подразделяется на две стадии — раннюю и позднюю. Уже на ранней стадии отмечается исключительная согласованность деталей изображаемого объекта и большее соответствие изображений морфологическим соотношениям реального животного. Грива всегда передается штриховкой, показывается волосяной покров на различных участках тела. К концу периода реализм в передаче экстерьера усиливается.

С концом верхнепалеолитической культуры происходит и закат искусства древнекаменного века. В классическом районе верхнепалеолитического искусства в период мезолита мы находим главным образом раскрашенные гальки (Мае д’Азиль). Традиция наскальной живописи перемещается в Восточную Испанию и переживает здесь расцвет между VIII–V тысячелетиями до н. э.

Неолитическое искусство земледельцев Европы приобретает декоративно-прикладной, с современной точки зрения, характер. В эту эпоху широко входят в практику роспись керамических сосудов и мелкая скульптура. В Северной Европе распространяется традиция петроглифов (резные, гравированные, выбитые наскальные изображения).

Основной объект искусства каменного века — животное. Живописью, скульптурой, гравировкой передаются образы животных, служивших охотничьей добычей человека. Сам человек меньше интересует первобытного художника. Если человек и изображается (в основном в виде «палеолитических венер»), то условно и при полном отсутствии стремления к воссозданию портретного сходства. Достаточно много в палеолитическом искусстве орнаментальных и знаковых изображений. Они, как правило, сопровождают реалистические фигуры. Ученые уделяют много внимания расшифровке семантики и содержания схематических изображений, но говорить о крупных достижениях в этой сложнейшей области не приходится. Достоверной можно считать разгадку большой группы стилизованных изображений как женских знаков пола — мотив весьма распространенный в первобытном искусстве.

Дискуссионной является проблема функции первобытного искусства. Если подходить к этому вопросу с точки зрения современного исследователя, то можно установить целый ряд ролей, выполнявшихся комплексом ранних искусств: идеологической, образовательной, социальной, познавательной, магической. Иными словами, первобытное искусство выполняло, в принципе, те же функции, что и современное. С этой точки зрения споры на данную тему представляются искусственными. Можно рассуждать о восприятии этих функций самим палеолитическим человеком. При таком подходе, вероятно, должны быть выделены эстетическая, религиозная и социальная функции. Они могли проявляться как порознь, так и неразрывно друг от друга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru