Дописьменное общество – Презентация на тему: «Дописьменные Простые Письменные Сложные — общество охотников и собирателей ( общины человек, небольшая социальная дифференциация ) Африка

Содержание

Типы обществ | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Учёные выделяют разные типы обществ в зависимости о того, на какой стадии развития находится общество. Существуют несколько классификаций, основанных на разных признаках. Однако любая классификация условна, и многие общества нельзя причислить к какому-либо одному типу.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые классификации.

  • Классификация № 1 — по развитию письменности

Дописьменное общество: люди уже умели говорить, но не умели писать.

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в у шумеров. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. До этого времени мы говорим о дописьменном периоде.

Письменное общество: люди либо используют систему предметных символов, либо уже имеют алфавит и фиксируют звуки на материальных носителях. Различают предметное, пиктографическое (изображение), иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо.

В качестве материала для письма изначально использовались ракушки, глиняные таблицы, берестяные грамоты, каменные столбы, папирус, а впоследствии бумага и электронные средства.

Известными историческими примерами предметного письма являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и икипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках).

  • Классификация № 2 – по наличию иерархии

Простое общество характеризуется отсутствием руководителей и подчиненных, богатых и бедных.

Первобытное общество каменного века.

Сложное общество характеризуется наличием иерархии. Иерархия — это деление общества на несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения по степени материального достатка.

Древнеегипетская цивилизация.

  • Классификация № 4 — общественно-экономические формации

Автором данной классификации является Карл Маркс (1818-1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель и общественный деятель. Он вводит понятие общественно-экономической формации.

Одну общественно-экономическую формацию составляют общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные одинаковым способом производства и имеющие одинаковые формы собственности.

Карл Маркс выделил следующие общественно-экономические формации:

  1. Первобытная. Нет разделения на классы, форма собственности – общинная, способ производства – присваивающий.
  2. Рабовладельческая. Существует частная собственность на средства производства. Общество делится на рабов (людей, не имеющих собственности на средства производства, находящихся в собственности у рабовладельцев) и рабовладельцев (организуют производство).
  3. Феодальная. Общество делится на феодалов (земельных собственников) и крестьян, не имеющих земли в своей собственности и ведущих свои мелкие индивидуальные хозяйства на земле феодалов.
  4. Капиталистическая.
    Общество делится на два класса: буржуа (предприниматели, владельцы средств производства) и пролетариев (рабочих). Форма собственности – частная, свобода предпринимательства.
  5. Коммунистическая. Нет деления общества на классы, средства производства находятся в общественной собственности.
  • Классификация №4 — современная классификация.

Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два типа складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную общность людей относят к определенному историческому типу общества. В качестве основного критерия при делении обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные выступает уровень развития орудий и средств производства.

Традиционное общество характеризуется традиционным типом экономики. Ведущая роль у аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля. Экономика развивается экстенсивно.

Экстенсивный путь развития — это наращивание производства за счёт увеличения количества средств производства и производимого продукта.

Повсеместно распространено натуральное хозяйство и простое товарное производство, ручной труд.

Социальная сфера традиционного общества характеризуется низкой социальной мобильностью, замкнутой социальной структурой (сословная и кастовая иерархия). То есть, невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Статусные отличия выражаются в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей. В таком обществе преобладают патриархальные семьи (большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство).

Типичная форма правления – монархия, республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества. Преобладают авторитарные и тоталитарные политические режимы. Духовная и светская власть дополняют друг друга, иногда глава государства является одновременно и светским, и духовным лидером.

Традиционное общество характеризуется продолжительными международными конфликтами, стремлением расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.

Духовная сфера жизни традиционного общества имеет следующие признаки:

  1. Ориентация культуры на опыт предков.
  2. Сословный характер культуры.
  3. Нормативная, обыденная, народная культуры.
  4. Религия как стержень культуры.
  5. Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
  6. Множество самостоятельных культурных центров.
  7. Сакрализация знаний и накопленного опыта.
  8. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
  9. Элитарный статус ученых.
  10. Практические знания. Схоластика, алхимия.

Примеры традиционных обществ: современные «примитивные» общества, страны «третьего мира» с традиционным укладом жизни и современный аграрный «Юг».

Индустриальное общество характеризуется рыночным или командным типом экономики. Преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила. Научные идеи внедряются в промышленное производство.

В отличие от традиционного общества, существует интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства.

Интенсивный путь развития — процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.

Присутствует механизация и автоматизация производства, внедряются поточные линии.

Приоритетные производства (в хронологической последовательности):

А) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги; Б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство; В) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии.

Также, формируются гигантские национальные промышленные центры и корпорации, то есть, складывается международная экономическая система. При этом, экономическое развитие динамично и неравномерно, происходят экономические кризисы.

В социальной сфере происходит формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Растёт численность рабочего класса.

Наблюдается высокая со­ци­аль­ная мо­биль­ность на­се­ле­ния (горизонтальная и вертикальная), воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны. При этом, увеличивается набора статусов и ролевой набора индивида.

Происходит быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения. Однако общество потребления, характерное для индустриального общества, приводит к отчуждению человека, индивидуализму и проблеме одиночества.

Формируются нации и национальное самосознание. Происходит процесс урбанизации.

Урбанизация — увеличения количества городов, миграция сельского населения в города.

Причины урбанизации:

  • развитие общественных производительных сил;
  • распространение протестантской этики с культом производительного труда;
  • торговля на дальние расстояния.

Также, преобладает малая (нуклеарная) семья.

Малая (нуклеарная) семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.

Типичная форма правления для индустриальных обществ – республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно. Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу, складывается гражданское общество и правовое государство.

Ав­то­но­мия, сво­бо­ды и права лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных, а от­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

Растёт роль политических партий, проводятся демократические выборы. Развиваются пиар-технологии.

Сфера международных конфликтов расширяется, их разрушительная сила увеличивается. Поэтому присутствует проблема создания всеобщей системы безопасности. Для этого формируются международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др. Принимаются международные акты по правам человека и гражданина.

Также, формируется колониальная система. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий сохраняется.

В духовной сфере индустриального общества преобладают следующие тенденции:

1. Формирование научного мировоззрения. Секуляризация общественного сознания.

Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

2. Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.

3. Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры.

4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.

5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.

6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).

Для постиндустриального общества характерен рыночный или смешанный тип экономики, преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.

Происходит децентрализация производства (расщепление крупного предприятий на малые филиалы) и всеобщая компьютеризация, машины выполняют различные интеллектуальные задачи.

Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо- и энергосберегающие технологии).

Основные виды производства в постиндустриальном обществе:

  • электроника и компьютерная техника;
  • космические производства и технологии;
  • океаническое производство;
  • генная индустрия;

Новые отрасли на стыке научных дисциплин:

  • квантовая электроника;
  • молекулярная биология.

Труд в постиндустриальном обществе более разнообразный, творческий и индивидуализированный.

Также, происходит ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества и ослабление роли национальных экономик. При этом, растёт значение транснациональных и мультинациональных корпораций. Происходит глобализация экономики.

В социальной сфере постиндустриального общества сохраняется классовое деление общества, но возрастает доля среднего класса. Профессиональная дифференциация осуществляется в зависимости от уровня образования и квалификации. Происходит непрерывный процесс образования, так как это необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Социальная мобильность растёт.Происходит разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье, появляются новые формы брака и семьи.

Например, увеличение числа разводов, однополые семьи, гостевой брак (регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами).

Происходит старение общества.

Также, для постиндустриального общества характерна деурбанизация и возрождение деревень. Частая причина – плохая экологическая обстановка в городах.

Деурбанизация — отток населения из городов в сельскую местность.

Электронные средства коммуникации заменяют живое общение и взаимодействие людей (Диалог с машиной, Интернет-сообщество, социальные сети). Это ведёт к проблеме одиночества, которая характерна и для индустриального, и для постиндустриального общества.

Этнические меньшинства получают права. Происходит проникновение различных этносов на территорию других стран и этническая ассимиляция.

Этническая ассимиляция — процесс, в ходе которого этносы воспринимают язык и культуру другого этноса и постепенно с ним сливаются.

В политической сфере постиндустриального общества господство и ведущая роль принадлежит демократиям. Также, этот тип общества характеризуется политическим плюрализмом (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать). Присутствуют сильное гражданское общество и правовое государство, дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.

Духовная сфера жизни постиндустриального общества имеет следующие признаки:

  1. Сохранение ведущей роли светской культуры.
  2. На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, а также тра­ди­ци­он­ных и элек­трон­ных СМИ. Колоссальный объем информации.
  3. Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.
  4. Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.
  5. Массовый и масштабный туризм.
  6. Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».
  7. Планетарное и космическое сознание.
  8. Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.
  9. Масштабное распространение массовой культуры.
  10. Новый уровень развития науки и техники.
  11. Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.

Общество и природа в различных типах обществ:

Традиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
  1. Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых и т.п.)
  2. Стремление приспособиться к природным условиям.
  3. Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды, интенсивная вырубка лесных массивов и т.д.)
  4. Ритм жизни, определяемый временами года.
  5. Циклическое восприятие времени.
  6. Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).
  1. Меньшая (иная) чем в предшествующую эпоху, зависимость от климата и ландшафта.
  2. Ритмы жизни в меньшей степени зависящие от времен года.
  3. Стремление покорить природу.
  4. Распространение искусственных материалов.
  5. Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа, урана и т.п.).
  6. Линейное восприятие пространства и времени.
  7. Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.
  1. Новое представление о природе: относительность пространства и времени.
  2. Освоение глубин океана и космического пространства.
  3. Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода, переработки органических отходов, выращивание энергетической биомассы и т.п.).
  4. Использование натурального сырья, продуктов и материалов.
  5. Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов.
  6. Всемирное движение за сохранение природы.

lampa.io

Дописьменное общество — в чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху? — 22 ответа



Дописьменное общество это

В разделе Образование на вопрос в чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху? заданный автором санёк шведов лучший ответ это ДОПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА — первичные синкретические формы изобразительной деятельности. В первобытном и традиционных обществах средство создания, аккумуляции и трансляции культурных кодов.
С момента их возникновения в верхнем палеолите живописные, графические, скульптурные образы, символы, знаки становятся универсальным инструментом фиксации, классификации, моделирования, интерпретации, каналом связи между отдельными членами и поколениями внутри общины, между отдельными кланами и этносами, обозначают границу и обеспечивают контакты между ними.
Становление дописьменных форм изобразительной деятельности датируется той же доисторической эпохой, что и появление homo sapiens sapiens — человека современного вида, с которым связано многократное ускорение развития материальной и духовной культуры.
Человеческий род существует более двух миллионов лет, современный вид — около сорока тысячелетий. Первичные формы изобразительной деятельности — единственный качественно новый археологический материал, который появляется вместе с новым антропологическим видом.
В отличие от искусства классического периода дописьменные формы — искусство первобытное и традиционное — не составляют автономной области в сфере культуры. Тесно переплетаясь со всеми иными ее аспектами, эти формы образуют то, что принято называть первобытным синкретическим культурным комплексом.
В дописьменных обществах все аспекты духовной деятельности связаны с искусством, выражают себя через искусство; изображение является таким же полифункциональным инструментом духовной культуры, как каменное орудие в материальной жизни первобытного человека. Если труд способствовал становлению человеческого рода, то изобразительное творчество, как особый вид деятельности, сыграло кардинальную роль в становлении человека нового вида — homo sapiens sapiens.
На раннем этапе искусство, упорядочивающее представления об окружающем мире, регулирующее социальные и психические процессы, служило универсальным средством борьбы с хаосом в человеке и человеческом обществе. Уже в своей простейшей форме изображение представляет собой отвлечение от реальности, допускает обобщение. Оно, так же как слово, но при этом задолго до появления письменности «принципиально изменяет и расширяет условия познания мира, создает новые, отсутствующие у животных возможности обобщенного, отвлеченного мышления и тем самым становится одним из отличий человека как особого биологического вида» (И. П. Павлов). Вместе с тем изобразительная деятельность положила начало новой форме бытия — бытию художественной формы.
Источник: Энциклопедия «Кругосвет»

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Общество на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Общество

Пестициды на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Пестициды

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Типология общества | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Признаки сравненияТрадиционное (доиндустриальное, или аграрное) общество

Индустриальное
(промышленное,
капиталистическое)
общество

Постиндустриальное
(информационное)
общество

1. Время существования
(на примере США и Зап.Европы)
с начала распространения производящего хозяйства, возникновения городов-государств и вплоть до промышленной революции (вт.половина XVIII века)от распространения промышленного переворота (вт. половина XVIII века) и до начала НТР в середине 50-х гг. ХХ в.с середины 50-х гг.
2. Соответствие историческим периодам по другим классификациям

а) эпоха неолита, Древний мир, Средние века;
б) последняя стадия первобытной эпохи, рабовладельческая и феодальная формация;
в) вымершие локальные цивилизации и множество «недоразвитых», «примитивных культур», существовавших в прошлом.

а) новая и новейшая эпоха;
б) капиталистическая формация.

XXI век
3. Регионы, в которых данный тип существует в настоящее время

а) страны «третьего мира», «примитивные» общества с традиционным укладом жизни;
б) современный аграрный «Юг»;
в) локальные цивилизации на доиндустриальной стадии развития.

а) локальные цивилизации на индустриальной стадии развития;
б) часть развитых стран «первого» и «второго» мира;
в) часть промышленно развитого Севера;
г) «индустриальный пояс» между 25 и 65 параллелями.

часть стран Зап. Европы и Северной Америки

4. Общество и природа

1.Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых и т.п.) 2.Стремление приспособиться к природным условиям. 3.Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды, интенсивная вырубка лесных массивов и т.д.)
4.Ритм жизни, определяемый временами года.
5.Циклическое восприятие времени. 6.Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).

1.Меньшая (иная) чем в предшествующую эпоху, зависимость от климата и ландшафта. 2.Ритмы жизни в меньшей степени зависящие от времен года.
3.Стремление покорить природу. 4.Распространение искусственных материалов. 5.Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа, урана и т.п.).
6.Линейное восприятие пространства и времени.
7.Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.

1.Новое представление о природе: относительность пространства и времени.
2.Освоение глубин океана и космического пространства.
3.Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода, переработки органических отходов, выращивание энергетической биомассы и т.п.).
4.Использование натурального сырья, продуктов и материалов.
5.Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов. 6.Ускорение темпа жизни.
6.Всемирное движение за сохранение природы.

5.Экономическая сфера жизни общества

(традиционный тип экономики)

1.Ведущая роль аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля.
2.Экстенсивный путь развития (единственный способ произвести больше продукта – затратить больше факторов производства (земли, труда, сырья) при постоянной производительности).
3.Повсеместное распространение натурального хозяйства и простого товарного производства, ручной труд.
4.Преобладание мелкого ремесленного производства и ручного труда. Домашнее производство. 5.Использование приспособлений, увеличивающих мускульную силу людей и животных (лебедки, рычаги, клинья, катапульты, прессы, соха, плуг и т.п.).
6.Эксплуатация труда на основе внеэкономического принуждения (натуральный или денежный налог, выполнение работ на господина). Эксплуатация людей: прямая и косвенная, часто в завуалированном виде.
7.Превращение прибыли, как правило, в сокровища, а не капитал.
8.Нерациональное, с «современной» точки зрения, расходование прибавочного продукта (жертвоприношения, возведение храмов, усыпальниц и т.п.).

(рыночный или командный тип экономики)

1.Промышленное производство на основе развития частной собственности – ведущий сектор экономики. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила.
2.Интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства. Резкое увеличение объемов производства. Культ производительного труда.
3.Механизация, автоматизация стандартизация и производства. Внедрение конвейерного производства товаров массового потребления. Новый уровень технологии: создание механизмов, которые видят, слышат, осязают, лучше, чем люди. Научные идеи внедряются в промышленное производство.
4. Приоритетные производства (в хронологической последовательности): а) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги;
б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство;
в) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии. 5.Формирование гигантских национальных промышленных центров и корпораций. 6.Динамичность и неравномерность экономического развития. Экономические кризисы.
7.Милитаризация экономики (переориентация на военную продукцию). 8.Участие государства в экономике.
9. Превращение прибыли в капитал. 10.Формирование международной экономической системы.

(рыночный или смешанный тип экономики)

1. Преобладание сферы услуг и производства информационных, интеллектуальных продуктов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.
2. Децентрализация производства. Расщепление предприятий на маленькие филиалы.
3. Увеличение ассортимента продукции.
4. Развитие производства замкнутого цикла.
5. Высокоэкономичные и энергосберегающие технологии.
6. Окончательный переход от экономики мускульной силы к экономике мыслительной силы.
7. Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо-энергосберегающие технологии).
8. Всеобщая компьютеризация.
9. Основные виды производства:
а) электроника и компьютерная техника;
б) космические производства и технологии;
в) океаническое производство;
г) генная индустрия;
10. Новые отрасли на стыке научных дисциплин:
а) квантовая электроника;
б) молекулярная биология;
11.Стремительный оборот капитала, быстрая смена цен, контрактов, решений, идей и т.п.
12.Выполнение машинами интеллектуальных задач.
13.Частичная занятость. Гибкий график рабочего времени. Длинные отпуска.
14.Более разнообразный, творческий и индивидуализированный труд.
15.Научное управление экономикой.
16.Ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества.
16.Ослабление роли национальных экономик. Рост значения транснациональных и мультинациональных корпораций. Глобализация экономики.
17.Идея разумного ограничения потребления (например, маленькие автомобили типа Smart от Mercedes).

6. Социальная сфера жизни общества1.Большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство (патриархальная семья).
2.Наследование профессий и социальных статусов. Социальный статус определяется не личными заслугами, а социальным происхождением.
3.Домашнее обучение трудовым, профессиональным навыкам.
4.Замкнутая социальная структура (сословная и кастовая иерархия), т.е. невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Стратификация (деление) по полу, возрасту, религиозной принадлежности, сфере занятости, профессии, этносу, гражданскому статусу. 5.Общинный образ жизни людей одной социальной группы (общины, цеха, коммуны, монашеские и рыцарские ордена)
6.Выражение статусных отличий в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей, месте жительства и др.
7.Солидарность по отношению к своим. Подчинение клановым стандартам групповой жизни, растворение личности в коллективе.
8.Нетерпимое отношение к отщепенцам.
9.Ведущая роль межличностных отношений, в том числе при занятии государственных должностей. 10.Ограниченные возможности для проявления личного начала. Человек – часть коллектива. 11.Низкая социальная мобильность.
12.Тип социального подчинения — личная зависимость.
13.Престижность богатства и знатности.

1.Малая (нуклеарная) семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.
2.Формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Рост численности рабочего класса.
3.Высокая активная социальная мобильность населения (горизонтальная и вертикальная), возможности социальных перемещений практически не ограничены.
4.Исчезновение сословной структуры общества (права и обязанности передаются по наследству). Классовые стратификации (по месту и роли в системе общественного производства, по сферам занятости, по размеру доходов и т.д.).
5.Увеличение набора статусов и ролевого набора индивида.
6.Производственный коллектив как социальная корпорация. Корпоративная этика. Общество потребителей.
7.Роль личных характеристик человека.
8.Отчуждение человека. Индивидуализм. Проблема одиночества.
9.Нации и национальное самосознание.
10.Быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения.
11.Престиж преуспевающей личности.
12.Урбанизация (миграция из деревни в город). Причины урбанизации:
а) развитие общественных производительных сил;
б) распространение протестантской этики с культом производительного труда;
в) торговля на дальние расстояния. 13. Тип социальной связи – экономическое принуждение к труду на условиях работодателя. Социальное партнерство на основе правового договора.

1.Разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье.
2.Появление семей нового типа: «пэчворк» (семья, в которой воспитываются дети жены и/или мужа от первого брака), гостевая семья (семья выходного дня, временного размещения ребёнка), однополые браки. Воспитание детей одним родителем.
7. Политико-правовая сфера жизни общества

1.Типичная форма правления – монархия.
2. Республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества.
3. Авторитарные и тоталитарные политические режимы.
4. Дуализм светской и духовной власти («теория двух мечей»: светская власть принадлежит монарху, а духовная — церкви)
5. Армия как политический институт.
6. Понятие долга, чести, доблести, жажда славы и бессмертия. Местный патриотизм и преданность правителю (государству).
7. Продолжительные международные конфликты. Стремление расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.
8.Формирование международного права.
9. Натуральное право (признание неотчуждаемых прав человека). Общая характеристика древних и средневековых сводов законов — ярко выраженный сословный характер (разные сословия обладают разными правами и обязанностями). Жесткость наказания преступников.
10.Условная и полная частная собственность. Коллективная собственность.

1.Типичная форма правления -республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно.
2.Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу. 3.Высокая роль политических партий. Демократические выборы. Пиар-технологии.
4. Армия как политический институт.
5. Расширение сферы международных конфликтов. Увеличение их разрушительной силы.
6. Формирование колониальной системы. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий.
7. Проблемы создания всеобщей системы безопасности.
8. Международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др.
9. Международные акты по правам человека и гражданина.
10.Общество автономно от государства, складывание гражданского общества и правового государства.
11. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных.
12.Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

1.Господство и ведущая роль демократий
2.Политический плюрализм (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать) 3.Сильное гражданское общество и правовое государство.
4.Дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.
5.Пластичность, изменчивость политических структур.
6.Общественный контроль за властью.
8. Духовная сфера жизни общества

1.Ориентация культуры на опыт предков.
2.Сословный характер культуры. 3.Нормативная, обыденная, народная культуры.
4.Религия как стержень культуры.
5.Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
6.Множество самостоятельных культурных центров.
7.Обилие художественных стилей.
8.Сакрализация знаний и накопленного опыта. Культ творцов культуры. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
9.Научные занятия, как правило, занятия на досуге, а не профессия. Элитарный статус ученых. 10.Практические знания. Схоластика, алхимия.
11. Созданы великие памятники культуры, искусства, науки доиндустриального общества. .

1.Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Формирование научного мировоззрения.
2.Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.
3.Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры. 4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.
5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.
6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).
7. Успехи науки и техники.
8. Личная свобода – новая ценность.

1.Сохранение ведущей роли светской культуры. 2.Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ. Колоссальный объем информации.
3.Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.
4.Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.
5.Массовый и масштабный туризм.
6.Непрерывность образования в течение всей жизни индивида. Индивидуальные программы обучения.
7.Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».
8.Планетарное и космическое сознание.
9.Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.
10.Масштабное распространение массовой культуры.
11.Новый уровень развития науки и техники.
12.Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.
9. Общая картина жизни общества1.Замедленное развитие во всех сферах жизни.
2.Низкая продолжительность жизни.
3.Приоритет коллективистских ценностей
1. Ускоренное развитие во всех сферах жизни общества.
2.Увеличение продолжительности жизни.
3.Сокращение рождаемости в современных индустриально развитых странах.
4.Техногенная цивилизация.
5.Повышение качества человеческой жизни
1.Резкое увеличение продолжительности жизни свыше 80-90 лет.
2.Сокращение периода детства и отрочества.
3.Значительный рост среднего уровня жизни. 4.Тревога за судьбу человечества. Пессимистические и оптимистические прогнозы футурологов (причины тревоги: информационное загрязнение, генетические нарушения, техногенное влияние на экологию).

lampa.io

Типология обществ | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Вопросы для сравнения

Традиционное (доиндустриальное, или аграрное) общество

Промышленное (индустриальное)

Информационное (постиндустриальное)

1.Основной фактор производства и ценность

земля

капитал

информация, знания

2. Характерные черты производства

ручной труд

машинный труд, конвейерное (серийное) производство товаров массового потребления, стандартизация

автоматизация и компьютеризация производства

3. Экономика

  1. Ведущая роль аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля.
  2. Экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия (наращивание производства за счёт увеличения количества средств производства и производимого продукта).
  3. Повсеместное распространение натурального хозяйства и простого товарного производства, ручной труд.
  4. Преобладание мелкого ремесленного производства и ручного труда. Домашнее производство.
  5. Использование приспособлений, увеличивающих мускульную силу людей и животных (лебедки, рычаги, клинья, катапульты, прессы, соха, плуг и т.п.).
  6. Эксплуатация труда на основе внеэкономического принуждения (натуральный или денежный налог, выполнение работ на господина). Эксплуатация людей: прямая и косвенная, часто в завуалированном виде.
  7. Превращение прибыли, как правило, в сокровища, а не капитал.
  8. Нерациональное, с «современной» точки зрения, расходование прибавочного продукта (жертвоприношения, возведение храмов, усыпальниц и т.п.).
  1. Промышленное производство на основе раз­ви­тия част­ной соб­ствен­но­сти – ведущий сектор экономики. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила.
  2. Интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства. Резкое увеличение объемов производства. Культ производительного труда.
  3. Механизация, автоматизация и стандартизация производства. Внедрение поточных линий. Новый уровень технологии: создание механизмов, которые видят, слышат, осязают, лучше, чем люди. Научные идеи внедряются в промышленное производство.
  4. Приоритетные производства (в хронологической последовательности): А) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги; Б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство; В) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии.
  5. Формирование гигантских национальных промышленных центров и корпораций.
  6. Динамичность и неравномерность экономического развития. Экономические кризисы.
  7. Милитаризация экономики (переориентация на военную продукцию).
  8. Участие государства в экономике
  9. Превращение прибыли в капитал.
  10. Формирование международной экономической системы.
  1. Преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.
  2. Децентрализация производства. Расщепление предприятий на маленькие филиалы.
  3. Развитие производства замкнутого цикла.
  4. Высокоэкономичные и энергосберегающие технологии.
  5. Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо-энергосберегающие технологии).
  6. Всеобщая компьютеризация.
  7. Основные виды производства: а) электроника и компьютерная техника; б) космические производства и технологии; в) океаническое производство; г) генная индустрия.
  8. Новые отрасли на стыке научных дисциплин: а) квантовая электроника; б) молекулярная биология;
  9. Стремительный оборот капитала, быстрая смена цен, контрактов, решений, идей и т.п.
  10. Выполнение машинами интеллектуальных задач.
  11. Частичная занятость. Гибкий график рабочего времени. Длинные отпуска.
  12. Более разнообразный, творческий и индивидуализированный труд.
  13. Научное управление экономикой.
  14. Ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества.
  15. Ослабление роли национальных экономик. Рост значения транснациональных и мультинациональных корпораций.
  16. Глобализация экономики.
  17. Идея разумного ограничения потребления (например, маленькие автомобили типа Smart от Mercedes).

4. Социальная структура

Основная ячейка общества – патриархальная (большая) семья, в ко­то­рой, как пра­ви­ло, от трех и более по­ко­ле­ний, ве­ду­щих сов­мест­ной хо­зяй­ство.

Замкнутая социальная структура (сословия, касты), т.е. невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение; низкая социальная мобильность; высокое значение родственных связей при занятии государственных должностей.

Нук­ле­ар­ная семья − это семья, со­сто­я­щая из муж­чи­ны и жен­щи­ны, жи­ву­щих со сво­и­ми детьми. формирование классовой системы общества.

Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Поэтому в обществе высокая со­циаль­ная мо­биль­ность насе­ле­ния, воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­чены. Рост численности рабочего класса.

Сохранение классового деления общества, возрастание доли среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня образования; высокая социальная мобильность.

5. Картина жизни общества

  1. Замедленное развитие во всех сферах жизни.
  2. Низкая продолжительность жизни.
  3. При­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей.
  1. Ускоренное развитие во всех сферах жизни общества.
  2. Увеличение продолжительности жизни.
  3. Сокращение рождаемости в современных индустриально развитых странах.
  4. Техногенная цивилизация.
  5. Повышение качества человеческой жизни
  1. Резкое увеличение продолжительности жизни свыше 80-90 лет
  2. Сокращение периода детства и отрочества.
  3. Значительный рост среднего уровня жизни.
  4. Тревога за судьбу человечества. Пессимистические и оптимистические прогнозы футурологов (причины тревоги: информационное загрязнение, генетические нарушения, техногенное влияние на экологию).

6. Политическая структура

Диктаторские режимы, преобладает монархическая форма правления, власть превыше закона. Гос­под­ство церк­ви и армии в по­ли­ти­че­ской сфере об­ще­ства.

Становление демократии. Об­ще­ство ав­то­ном­но от го­су­дар­ства, сло­жи­лось раз­ви­тое граж­дан­ское об­ще­ство. Ав­то­но­мия, сво­бо­ды и права лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных. От­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

Политический плюрализм (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать), сильное гражданское общество, формирование международной правовой системы.

7. Духовная жизнь

Вы­со­кая роль ре­ли­гии, традиций и обычаев, низкий уровень образования и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения; при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей.

Формируется научное мировоззрение, которое приходит на смену религиозному; формируется массовая культура.

На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, а также тра­ди­ци­он­ных и элек­трон­ных СМИ. Непрерывность образования в течение всей жизни индивида.

lampa.io

Типы обществ | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Признаки для сравнения

Традиционное (доиндустриальное, или аграрное) общество

Индустриальное

(промышленное)

Информационное (постиндустриальное)

1. Время существования

(на примере Европы и США)

С начала распространения производящего хозяйства, возникновения городов-государств вплоть до промышленной революции (началась во второй половине XVIII века).

От распространения промышленного производства (ориентировочно вторая половина XVIII века) до начала научно-технической революции в середине 50-х гг. ХХ в.

С середины 50-х гг. ХХ в.

2. Общество и природа

1. Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых).

2. Стремление приспособиться к природным условиям.

3. Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды; интенсивная вырубка лесных массивов).

4. Ритм жизни, определяемый временами года.

5. Циклическое восприятие времени.

6. Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).

1. Меньшая зависимость от климата и ландшафта.

2. Ритмы жизни, в меньшей степени зависящие от времен года.

3. Стремление покорить природу.

4. Распространение искусственных материалов.

5. Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа).

6. Линейное восприятие пространства и времени.

7. Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.

1. Новое представление о природе: относительность пространства и времени.

2. Освоение глубин океана и космического пространства.

3. Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода).

4. Использование натурального сырья, продуктов и материалов.

5. Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов.

6. Ускорение темпа жизни.

7. Всемирное движение за сохранение природы.

3. Экономическая сфера

1. Ведущая роль аграрного сектора экономики. Основной фактор производства – земля.

2. Экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия (количественные изменения): единственный способ произвести больше продукта – затратить больше факторов производства (земли, труда, сырья) при постоянной производительности.

3. Повсеместное распространение натурального хозяйства и простого товарного производства.

4. Преобладание мелкого ремесленного производства и ручного труда. Домашнее производство.

5. Использование приспособлений, увеличивающих мускульную силу людей и животных (рычаги, прессы, соха, плуг).

6. Эксплуатация труда на основе внеэкономического принуждения (натуральный или денежный налог, выполнение работ на господина). Эксплуатация людей: прямая и косвенная, часто в завуалированном виде.

7. Превращение прибыли в «сокровища», а не капитал.

1. Промышленное производство на основе раз­ви­тия част­ной соб­ствен­но­сти – ведущий сектор экономики. Основной фактор производства – капитал. Наука – непосредственная производительная сила.

2. Интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства. Культ производительного труда.

3. Механизация и автоматизация производства. Внедрение поточных линий. Машинный труд, конвейерное (серийное, массовое) производство товаров массового потребления, стандартизация процессов производства. Научные идеи внедряются в промышленное производство.

4. Приоритетные производства: угольная промышленность, текстильное производство, сталелитейная промышленность, машиностроение, химическая промышленность.

5. Формирование гигантских национальных промышленных центров и корпораций.

6. Динамичность и неравномерность экономического развития. Экономические кризисы.

7. Милитаризация экономики (переориентация на военную продукцию).

8. Участие государства в экономике.

9. Превращение прибыли в капитал.

10. Формирование международной экономической системы.

1. Преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов. Основной фактор производства – информация.

2. Децентрализация производства. Расщепление предприятий на маленькие филиалы.

3. Увеличение ассортимента продукции.

4. Развитие производства замкнутого цикла.

5. Высокоэкономичные и энергосберегающие технологии.

6. Переход к экономике мыслительной силы.

7. Автоматизация и компьютеризация производства

8. Новые отрасли на стыке научных дисциплин:

а) квантовая электроника;

б) молекулярная биология;

9. Стремительный оборот капитала.

10. Выполнение машинами интеллектуальных задач.

11. Частичная занятость. Гибкий график рабочего времени. Длинные отпуска.

12. Более разнообразный, творческий и индивидуализированный труд.

13. Научное управление экономикой.

14. Ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества.

15. Ослабление роли национальных экономик. Рост значения транснациональных и мультинациональных корпораций. Глобализация экономики.

16. Идея разумного ограничения потребления (например, маленькие автомобили типа Smart от Mercedes).

4. Социальная сфера

1. Большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство (патриархальная семья).

2. Наследование профессий и социальных статусов. Социальный статус определяется не личными заслугами, а социальным происхождением.

3. Домашнее обучение трудовым, профессиональным навыкам.

4. Замкнутая социальная структура (сословная и кастовая иерархия), т.е. невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Стратификация (деление) по полу, возрасту, религиозной принадлежности, сфере занятости, профессии, этносу, гражданскому статусу.

5. Общинный образ жизни людей одной социальной группы (общины, цеха, коммуны, монашеские и рыцарские ордена).

6. Выражение статусных отличий в костюме, языке, системе ценностей, месте жительства.

7. Нетерпимое отношение к отщепенцам.

8. Ведущая роль межличностных отношений, в том числе при занятии государственных должностей.

9. Ограниченные возможности для проявления личностного начала. Человек – часть коллектива.

10. Низкая социальная мобильность.

11. Тип социального подчинения — личная зависимость.

12. Престижность богатства и знатности.

1. Небольшая семья, со­сто­я­щая из муж­чи­ны и жен­щи­ны, жи­ву­щих со сво­и­ми детьми (нуклеарная семья).

2. Формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Рост численности рабочего класса.

3. Высокая со­ци­аль­ная мо­биль­ность на­се­ле­ния (горизонтальная и вертикальная), воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны.

4. Исчезновение сословий и возникновение классов. Классовые стратификации (по месту и роли в системе общественного производства по сферам занятости, по размеру доходов и т.д.).

5.Увеличение набора статусов и ролевого набора индивида.

6. Производственный коллектив как социальная корпорация. Корпоративная этика. Общество потребителей.

7. Роль личностных характеристик человека.

8. Нации и национальное самосознание.

9. Быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения.

10. Престиж преуспевающей личности.

11. Урбанизация (миграция из деревни в город, т.к. города становятся промышленными центрами).

12. Тип социальной связи – экономическое принуждение к труду на условиях работодателя. Социальное партнерство на основе правового договора.

1. Разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье. Появление семей, в которых воспитываются дети жены и/или мужа от первого брака, появление однополых браков. Воспитание детей одним родителем.

2. Сохранение классового деления общества, возрастание доли среднего класса.

3. Деурбанизация (отток населения из городов в сельскую местность, частая причина – ухудшение городской экологии). Возрождение деревень.

4. Старение общества.

5. Электронные средства коммуникации заменяют живое общение и взаимодействие людей (Интернет-сообщества, социальные сети).

6. Профессиональная дифференциация в зависимости от уровня образования и квалификации.

7. Высокая социальная мобильность.

8. Этнические меньшинства получают права.

9. Проникновение различных этносов на территорию других стран. Этническая ассимиляция.

10. Восприятие человека как индивидуальности.

5. Политико-правовая сфера

1.Типичная форма правления – монархия.

2. Республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества.

3. Авторитарные и тоталитарные политические режимы.

4. Дуализм (разделение) светской и духовной власти.

5. Понятие долга, чести, доблести, жажда славы и бессмертия. Местный патриотизм и преданность правителю (государству).

6. Продолжительные международные конфликты. Стремление расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.

7. Формирование международного права.

8. Условная и полная частная собственность. Коллективная собственность.

1. Типичная форма правления – республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно.

2. Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу.

3. Большая роль политических партий. Демократические выборы.

4. Расширение сферы международных конфликтов. Увеличение их разрушительной силы.

5. Формирование колониальной системы. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий.

6. Международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др.

7. Международные акты по правам человека и гражданина.

8. Складывание гражданского общества и правового государства.

9. Ав­то­но­мия, права и сво­бо­ды лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных.

10. От­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

1. Господство и ведущая роль демократий.

2. Политический плюрализм (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать).

3. Сильное гражданское общество и правовое государство.

4. Дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.

5. Пластичность, изменчивость политических структур.

6. Общественный контроль власти.

6. Духовная сфера

1. Ориентация культуры на опыт предков.

2. Сословный характер культуры.

3. Нормативная, обыденная, народная культуры.

4. Религия как стержень культуры.

5. Устойчивость мифологии и мифологического сознания.

6. Множество самостоятельных культурных центров.

7. Обилие художественных стилей.

8. Сакрализация знаний и накопленного опыта. Культ творцов культуры.

9. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.

10. Элитарный статус ученых.

11. Практические знания. Схоластика, алхимия.

12. Знаменитые памятники культуры, искусства, науки доиндустриального общества.

1. Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Формирование научного мировоззрения.

2. Модернизация традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.

3. Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры.

4. Расширение сферы досуга и появление индустрии развлечений.

5. Потребность в грамотных работниках для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.

6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).

7. Успехи науки и техники.

8. Личная свобода – новая ценность.

1. Сохранение ведущей роли светской культуры.

2. На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, СМИ. Колоссальный объем информации.

3. Экранная культура, Интернет-культура.

4. Развитая сфера досуга и индустрия развлечений.

5. Массовый и масштабный туризм.

6. Непрерывность образования в течение всей жизни индивида. Индивидуальные программы обучения.

7. Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».

8. Планетарное и космическое сознание.

9. Масштабное распространение массовой культуры.

10. Новый уровень развития науки и техники.

11. Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.

8. Общая картина жизни общества

1. Замедленное развитие во всех сферах жизни общества.

2. Низкая продолжительность жизни.

3. При­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей.

1. Ускоренное развитие во всех сферах жизни общества.

2. Увеличение продолжительности жизни.

3. Сокращение рождаемости в современных индустриально развитых странах.

4. Техногенная цивилизация.

5. Повышение качества человеческой жизни.

1. Резкое увеличение продолжительности жизни свыше 80-90 лет.

2. Сокращение периода детства и отрочества.

3. Значительный рост среднего уровня жизни.

4. Тревога за судьбу человечества.

Причины тревоги: информационное загрязнение, генетические нарушения, техногенное влияние на экологию.

8. Регионы распространения

Страны «третьего мира», современный аграрный «Юг».

Некоторые страны промышленно развитого «Севера».

Страны Западной Европы и Северной Америки.

lampa.io

Дописьменные Простые Дописьменные Простые










Дописьменные Простые

  • Дописьменные Простые

  • Письменные Сложные



— общество охотников и собирателей

  • — общество охотников и собирателей

  • (общины 20-30 человек, небольшая социальная дифференциация)

  • Африка -бушмены, пигмеи









Способ производства

  • Способ производства

  • Форма собственности



1.Доиндустриальные общества — это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности (Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. . Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Э В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.)

  • 1.Доиндустриальные общества — это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности (Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. . Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Э В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.)



2. Индустриальное (тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. занятость населения в сфере с/х падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит прирост городского населения)

  • 2. Индустриальное (тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. занятость населения в сфере с/х падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит прирост городского населения)





Дописьменные общества

  • Дописьменные общества

  • Письменные общества

  • Простые общества

  • Сложные общества

  • Общественно-экономическая формация

  • Традиционное общество

  • Индустриальное общество

  • Постиндустриальное общество



I. В период постиндустриального общества в отличие от индустриального

  • I. В период постиндустриального общества в отличие от индустриального



2. При переходе к индустриальному обществу

  • 1. Личность стала подчиняться общине



3. Для индустриального общества в отличии от традиционного общества характерно

  • 1. Широкое распространение научных знаний



4. Что характерно для индустриального и постиндустриального общества в отличие от других типов общества

  • 1. Влияние общества на состояние окружающей среды



5. Что из перечисленного присуще индустриальному обществу в отличие от других типов общества

  • 1. Проживание части населения в городах


rpp.nashaucheba.ru

ДОПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕСТВО — Реферати статті публікації

Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Специалисты полагают, что по отношению к примитивным, до-письменным, обществам надо говорить скорее не столько об образовании, сколько об инкультурации, в процессе которой культурные ценности и практические знания, а также мифы и легенды передавались от одного поколения к другому.
Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, како-
475
вы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой.
Школа существовала не как система правил, а как цепь людей, одни из которых рассказывают, а другие слушают, одни показывают, а другие смотрят. Изустная традиция являлась основой первобытного образования. Не было еще отдельно стоящих зданий, которые именовали бы школой. Вся

социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым. Передача навыков и знаний происходила здесь же, чаще всего у костра, в лесу, в походе.

Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять. Как надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора, иначе в такой трудной профессии, как собирательство, не удержишься. Первобытный человек должен был хорошо знать также сезонные маршруты миграции животных, рецепты приготовления и выпечки мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложносоставных орудий труда и оружия.
Не было и никаких специальных предметов, которые позже назовут школьными принадлежностями. Материальная культура охотников и собирателей сведена к минимуму, а собственность на вещи и предметы высокой ценностью еще не обладает. Они мешают быстрому передвижению в пространстве. Основные орудия — палка, дубинка, пика, лук и стрелы, рыболовные принадлежности, ловушки, огонь и емкости для хранения и транспортировки пищи.
Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамонтов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного про-
476
исхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи.
По мере того как в долине Нила, Тигра и Евфрата возникали первые цивилизации, совокупность знаний, которыми обладали люди, как по своей форме, так и по содержанию, стали настолько сложными, что их уже было невозможно передавать непосредственно — от человека к человеку. Пришлось подумать о способах, при помощи которых можно было бы накапливать, записывать и передавать культурное наследие. Приблизительно за 3500 лет до н.э. люди изобрели письменность.
Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: задолго до греков они были лучшими математиками и астрономами. Знания,
накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйствен ные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изображали с большими оттопыренными ушами.
Шумерская школа, первая из известных в мире, создавалась при храмах и имела следующую структуру: отец школы, «владеющий хлыстом», обязанностью которого было поддерживать суровую дисциплину, наставник, следящий за посещаемостью, и учителя, перед которыми ставились все те же задачи — научить читать и писать путем многократного копирования.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Реферати та публікації на інші теми:

osvita-plaza.in.ua