Доля машиностроения в промышленном производстве – Доля машиностроения в мировом промышленном производстве составляет: а) 25%; б) 35%; в) 50%; г) 60% .

Содержание

1. Роль машиностроения в развитии экономики России. Машиностроение

Похожие главы из других работ:

Государственная инвестиционная политика в переходный период

2. Роль инвестиций в развитии экономики страны

Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. Инвестиционная сфера оказывает непосредственное воздействие на динамику экономического развития…

Инвестиции и их роль в развитии современной экономики

2. Роль инвестиций в развитии экономики России

Инвестиционный рынок России: состояние и перспективы развития

1.3 РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Особую значимую роль инвестиции играют в функционировании экономики. Колебания в количественных соотношениях инвестиций оказывает воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике…

Инновационные аспекты развития международного бизнеса

1.3 Роль МСБ в инновационном развитии экономики

Повышение глобальной конкурентоспособности становится важнейшей задачей экономической политики. Опыт промышленно развитых и развивающихся стран показывает…

Кредит и его роль в современной экономике

2. Роль кредита в развитии экономики

Отрасль машиностроения и ее роль в Вологодской области

Роль правительства Вологодской области в развитии машиностроения

Следует отметить, что немаловажную роль в развитии машиностроения играет Правительство области. Уже созданы и продолжают создаваться различные мероприятия для развития предприятий машиностроения…

Прибыль и факторы, ее определяющие. Роль прибыли в развитии экономики

3. Роль прибыли в развитии экономики

В XX в. общеупотребительным стало использование понятия прибыли в узком понимании, вытеснившем идентичное понятие предпринимательского дохода…

Развитие машиностроения в Украине

4.Роль государства в развитии машиностроения

Несистемные действия присутствуют и во взаимоотношениях машиностроения с государственными структурами на общегосударственном и региональном уровнях…

Разработка эффективной системы оплаты труда и стимулирование на машиностроительном предприятии (на материалах ЗАО «Специальные машины»)

1.1 Роль и место оплаты труда на предприятиях машиностроения в России

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от количества и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого…

Роль инвестиций в макроэкономике

1.2 Роль инвестиций в развитии экономики государства

Роль инвестиций в экономической системе заключается в обеспечении следующих процессов: обеспечение структурной перестройки экономики; стимулирование развития предпринимательства; создание дополнительных рабочих мест; обеспечение…

Роль инвестиций в развитии национальной экономики

1.2 Роль инвестиций в развитии национальной экономики

Макроэкономический подход приводит к выявлению противоречия между стремлением к увеличению потребления, что вызывает снижение накопления, т. е. инвестированных источников, и, с другой стороны…

Роль инвестиций в экономике России

1.3 Роль инвестиций в развитии экономики

Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Инвестиции служат «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики…

Роль кредита в развитии экономики

2. Роль кредита в развитии экономики

Современные институты систем предпринимательства

2. Роль институтов предпринимательства в развитии экономики России

Формирование и эффективное использование трудовых ресурсов машиностроительного предприятия (на материалах ОАО «ГМС Насосы»)

1.1 Роль и значение трудовых ресурсов предприятий машиностроения в России

Подъем отечественной экономики, повышение продуктивности труда и качества жизни населения предполагают эффективное использование всех видов производственных ресурсов, и в первую очередь трудовых. Перемена в экономической, политической…

econ.bobrodobro.ru

Машиностроение в России. География и структура

Машиностроение в России является одной из наиболее развитых отраслей промышленности и очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, — Нижний Тагил, где расположен «Уралвагонзавод»; «Ижевский машиностроительный завод», на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является «Компания «Сухой»».

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация «Вертолеты России», то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются «РКК «Энергия»» и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством сельскохозяйственной техники, без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие «Ростсельмаш», расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, предприятия сельскохозяйственного машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется «Воронежсельмаш».

fb.ru

Доля в мировом промышленном производстве — КиберПедия

(%)

Страна Год
Весь мир
Развитые страны 62,7 58,8 59,5 56,0
Развивающиеся страны 15,5 18,9 23,0 35,0
Центральная и Восточная Европа 6,6 6,1 4,5 3,9
Бывший Советский Союз* 15,1 16,2
12,9
5,9
Россия** 10,7 12,2 10,3 4,8

* 1950, 1980, 1990 – СССР

** Российская Федерация в ее нынешних границах

Источник: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева–М.: Экономистъ, 2003. с.549, 550.

 

Факторы, определяющие роль промышленности в мировом хозяйстве, следующие[13 с.144–145]:

— рост уровня механизации (как продукта промышленности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуждаются в средствах механизации;

— дальнейшее вытеснение натурального сырья (продукции сельского хозяйства) синтетическим сырьем, что изменяет структуру мирового хозяйства в пользу промышленности;

— переход ряда отраслей и производств в сферу промышленности из других сфер хозяйств;

— поступление продуктов питания (как традиционной продукции сельского хозяйства) во все большей мере в потребление после промышленной переработки.

Машиностроениеявляется главной отраслью обрабатывающей про­мышленности, на которую приходится 35–40% всей стоимости промышлен­ного производства. В машиностроении занято 33% всех работающих в промышленности[2 с.145]. В развитых странах на продукцию данной отрасли приходится 32–38% стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25%, в новых индустриальных странах – 15–25% [1 с.165].

Выделяют четыре главных машиностроительных региона мира. Ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники, других видов вооружения.

Регион Западной и Восточной Европы дает около 30% продукции машиностроения.

Третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения, в этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах, переводя менее сложные подотрасли машиностроения в новые индустриальные страны. Четвертый регион мирового машиностроения образует Россия и другие бывшие советские республики. СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах получили распространение отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложные производства (сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование). Из наукоемких отраслей, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой техники, отмечается серьезное отставание [16 с.165–166]



Машиностроение, по существу, является комплексом разнообразных отраслей, которые можно по-разному классифицировать.

Машиностроение развитых стран и части развивающихся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машиностроения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.

Отраслевая структура машиностроения может быть представлена следующим образом.

1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т.п.), которое составляет 35–37% мирового машиностроительного производства. Это базоваяподотрасль машинострое­ния.К общему машиностроению относят отрасли, выпускающие оборудо­вание для себя и других отраслей.

2. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т.п.), которое составляет 33-35% от общего объема машиностроения. В транспортном машиностроении особую роль играют две отрасли: судостроение и автомобилестроение.

3. Электротехническая промышленность (включая электронную), 30–31% мирового машиностроительного производства.

Электротехническая промышленность, бывшая лидером научно-технической революции в началеXX в., породила электронную промышленность и постепенно сошла с авансцены. Теперь ее быстро растущая «дочь» уже почти в 5 раз обогнала по объемам своих рынков электротехнику. За электротехнической промышленностью остались две основные группы товаров: производство оборудования для выработки передачи и преобразования электроэнергии (генераторы, кабели, трансформаторы и т. д.) и относительно дешевой массовой продукции (электролампы, пылесосы, стиральные машины и др.).



Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности промышленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как: программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационных услуг и т.п.

 

 

cyberpedia.su

Машиностроение мира

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по времени возникновения (выделяя старые, новые и новейшие отрасли), по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроения и др.), по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоемкого, трудоемкого, наукоемкого машиностроения). Понятно, что при размещении предприятий каждой из этих подотраслей решающую роль могут играть самые различные факторы – трудовой, сырьевой, потребительский, научно-технического прогресса и др. Понятно также, почему именно машиностроение отличается наиболее развитой системой специализации и кооперирования, причем и на внутриотраслевом, и на межотраслевом, и на международном уровнях.

В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т. п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Наряду с этим она отличается повышенной трудоемкостью, так что на ее предприятиях очень велика доля инженерно-технического персонала и рабочих высшей квалификации. К отличительным чертам АРКП относится и ее высокая капиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается в теснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностью или частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас», «Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США, «Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.

Все это предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной» продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетов в год. Ко вторым – концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченном числе самых развитых стран.

Самолеты и вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

Общее же мировое производство продукции авиаракетно-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд долл., в 1993 г. – в 100 млрд, а в 1998 г. – в 150 млрд долл. (из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд долл.).

Станкостроение включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитию которой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или иной страны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными. В 2005 г. общее мировое производство станков оценивалось в 52 млрд долл., а их экспорт – в 30 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %), затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят четыре европейских, четыре азиатские страны, США и Канада (табл. 110).

Из таблицы 110 вытекает также, что крупнейшие в мире экспортеры станков – Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. Добавим, что к числу крупнейших их импортеров относятся США, Китай, Германия, а в целом по потреблению продукции этой отрасли впереди стоят США, Китай, Германия, Республика Корея.

Производство промышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растет гораздо более высокими темпами (10–15 % в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, а внеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.

Таблица 110

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ СТАНКОСТРОЕНИЯ В 2005 г.

Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка.

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х гг. XX в. Своего пика он достиг в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр. – рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн, в 1960 г. – 8 млн, в 1970 г. – 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу упадка, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарное водоизмещение спущенных на воду морских судов составило 14 млн бр. – рег. т, т. е. всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза! В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр. – рег. т и только затем стало постепенно возрастать, снова повысившись до 18 млн бр. – рег. т в 2000 г. и 38 млн бр. – рег. в 2005 г. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.

До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае, в 1950 г. в первую десятку судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Достаточно сравнить этот перечень с данными, приведенными в таблице, чтобы увидеть, что из состава 1950 г. в первой десятке остались Япония (с 1956 г. она была на первом месте), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась оттесненной на 12-е, Норвегия – на 13-е, а Великобритания – на 14-е место. В 2000 г. на первую позицию в ней вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х гг. вообще не производила морских судов.

Таблица 111

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ТОННАЖУ СПУСКАЕМЫХ НА ВОДУ МОРСКИХ СУДОВ В 2005 г.

На исходе XX в. японские и южнокорейские верфи имели самые большие заказы на строительство новых морских судов. Главным фактором притяжения морского судостроения в новые страны в большинстве случаев стала относительная дешевизна рабочей силы. Это способствовало становлению отрасли и в некоторых развивающихся странах, например в Бразилии.

Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися странами. Поскольку эта отрасль служит одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, перевес стран Севера над странами Юга в ней особенно заметен: по данным ООН, соотношение между этими двумя группами стран в 1968 г. составляло 95:5, в 1985 г. – 92:8. Однако, как уже было отмечено выше, к 2000 г. эта пропорция заметно видоизменилась – до 75:25.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитывать и то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится под контролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. В большинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтными предприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Тем не менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно возрастает.

В результате, вслед за Б. Н. Зиминым, эко-номико-географы при изучении мирового хозяйства обычно выделяют три главных машиностроительных региона.

Во-первых, это регион Северной Америки, включающий США, Канаду и интегрирующуюся с ними Мексику. Он дает более 30 % всей мировой продукции машиностроения. Его отличают особенно широкая номенклатура производства и высокое качество продукции, весьма высокая экспортность, но в то же время и значительная зависимость от импорта. Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна особенно большая доля в мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника, автомобилестроение.

Во-вторых, это регион зарубежной Европы. По размерам производства он примерно равен региону Северной Америки и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следуют Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика у ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

В-третьих, это регион, включающий в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США, и зарубежную Европу. Еще в середине 1950-х гг. по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 1960-х гг. достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 1970-х гг. намного его превзошла. В наши дни по общим размерам машиностроения эта страна уступает США примерно в два раза, но по отдельным его видам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии – самая большая в мире (2/3). Помимо Японии в состав региона правомерно включить и такие новые индустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

Нельзя не сказать и о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Для машиностроительного комплекса России в целом характерны высокий уровень развития, наличие сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. Однако в кризисные 1990-е гг. падение производства в машиностроении было большим, чем по промышленности в целом: оно сократилось примерно наполовину. Доля отрасли в структуре промышленного производства снизилась с 25 % в 1991 г. до 18 % в 1998 г. Одновременно снизились производительность труда, уровень наукоемкости, еще больше стала сказываться отсталость отраслевой структуры, которая, по выражению А. Т. Хрущева, является излишне «утяжеленной», т. е. ориентированной преимущественно на производство средств производства. Однако в последнее время положение стало улучшаться, в том числе и благодаря созданию объединенных авиастроительной и судостроительной корпораций.


Похожие статьи:

poznayka.org

География машиностроения России в современных условиях

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов.

Решающие факторы

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Тяжелое машиностроение

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется металлоемкое машиностроение.

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники для добычи полезных ископаемых, оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднее машиностроение

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая .

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено в современной России более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео «Машиностроение 24»

greenologia.ru

Роль и значение машиностроения в рыночной экономике России

Количество просмотров публикации Роль и значение машиностроения в рыночной экономике России — 1007

Тема 1.1. Основные сведения по технологии машиностроения

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

МДК 03.01. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта͵ а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всœех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов, 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.
Размещено на реф.рф
Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших — 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%. Доля машиностроения в общем объёме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики. Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года. Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности. В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение. Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объёмов производства. Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всœего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всœеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации базовых фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства. В результате непродуманной экономической политики, приведшей к катастрофическому несоответствию скоропалительно проведенных рыночных реформ реальным результатам и, по существу, деиндустриализации страны, объёмы производства машиностроительной продукции за период 1992-2002 годы сократилась в 2,5 раза, причем удельный вес машиностроения в общем объёме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6%. Важно заметить, что для сравнения, аналогичный показатель в Японии достигает почти 50%, в Германии 48%, в Швеции 42% в США 40%, во Франции 38%, в Китае 25%, а в бывшем СССР он достигал 30-40% от ВВП. Произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической структуры производства, в базе которой лежит замещение устаревших технологий и базовых фондов современными. Соответственно, с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала: степень износа базовых фондов составляет более 50%, в т.ч. по машинам и оборудованию — около 72% (при ежегодном увеличении на 1,5-2%), а удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8%. Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием крайне важно го комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений. Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, про­блема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. Разработанная в серединœе 90-х годов прошлого века программа ʼʼНациональная технологическая базаʼʼ предусматривала три ключевых элемента: дальнейшее развитие технологий, где мы традиционно сильны; поддержание надлежащего уровня там, где отставания нет; и, по крайней мере, сохранение на существующем уровне технологий, в которых мы отстаем, но без которых нельзя обойтись. Но с 1997 года финансирование данной программы практически прекратилось, что ведет к устойчивому отставанию России от индустриально развитых стран, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по ряду высоких технологий уже достигает десять и более лет. Сегодня объём мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,2 трлн. долл., а доля России в нем 0,3%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 ᴦ. 4,4%, достигнув 94-98 млрд. долларов. Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана с решением многочисленных актуальных вопросов органи­зационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

referatwork.ru

Доля обрабатывающей промышленности в мировом производстве,

ТОП 10:

% ВВП (добавленная стоимость, цены 1990 г)

 

Подсистемы
Мир 23,0 22,8 22,9
Индустриальные страны 23,6 22,9 22,4
Восточная Европа и бывший СССР 31,4 31,7 30,0
Развивающиеся страны 20,7 22,4 24,8

 

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics, 2000. UNIDO.

 

«Деиндустрилизация» не свидетельствует об ослаблении обрабатывающего сектора и хозяйства в целом, но порождает трудности в занятости рабочей силы. Структурные изменения могут способствовать усилению конкуренции импортных товаров.

Отраслевая структура. Несмотря на непрестанные колебания экономической конъюнктуры в производстве обработанных товаров происходят постоянные структурные изменения. Каждая из отраслей обрабатывающей промышленности далеко не одинаково впитывает в себя результаты научно-технических достижений и учитывает спрос на глобальном и макроуровнях. НТП способствовал ускоренному развитию такой комплексной и чрезвычайно разнообразной отрасли производства, как машиностроение и металлообработка, где за последние десятилетия было внедрено немало новых технологических процессов. С одной стороны, они усилили диспропорциональность отдельных отраслей обрабатывающей промышленности машиностроении, а с другой — способствовали увеличению совокупного объема производства. Доля машиностроения и металлообработки в обрабатывающей промышленности возросла с 37% в 1975 г. до 46,7% в 1999 г.

Машиностроение занимает ведущие позиции в технологическом прогрессе. Расходы на НИОКР там превышают половину всех расходов на промышленные исследования в большинстве индустриальных стран, а их доля по отношению к валовым капиталовложениям повышается.

В международной статистике машиностроение делится на пять секторов: металлопродукты, неэлектрическое машиностроение, электромашиностроение, транспортное оборудование и точные инструменты.

Самыми высокими темпами росли отрасли электромашиностроения, а именно, электроники и телекоммуникационной техники. Мировое производство продукции электроники достигло почти 5% ВМП. 1/3 этой продукции составляют ЭВМ и программное обеспечение. В основном производство электроники сосредоточено в промышленно развитых странах, которые являются и крупнейшими пользователями электронно-вычислительных систем. В телекоммуникационном производстве создается свыше 3% ВМП. Это ставит ее производство и электронику в один ряд с крупнейшими отраслями — автомобилестроением, производством электроэнергии, аэрокосмическим и нефтехимическим производствами. Быстрое развитие электроники и телекоммуникационной продукции — одно из главных сдвигов в мировом машиностроении в последние десятилетия.

Ускоренными темпами развивалось производство транспортных средств, промышленного и сельскохозяйственного машиностроения.

Рост спроса на химические товары стимулировал также развитие химической промышленности. Объем производства там увеличился более чем в два раза, при этом большая часть продукции представляет собой новые изделия, появившиеся в результате НТП. Номенклатура поступающих на мировой рынок химических товаров удваивается каждые 7—9 лет. Доля химической промышленности в суммарной продукции обрабатывающей промышленности увеличилась с 14,4% в 1975 г. до 16,7% в 1999 г.

Выше уровня начала 70-х годов оказалось производство в деревообрабатывающей промышленности.

Пищевая промышленность развивалась относительно низкими темпами, ее доля сократилась.

Производство металлов в последние три десятилетия росло невысокими темпами, причем отмечалась неравномерность выпуска различных металлов. Значительным было отставание черной металлургии от цветной. Производство черных металлов увеличилось незначительно. Доля выплавки основных металлов в общем объеме продукции отраслей обрабатывающей промышленности, составляющая на рубеже 70-х годов 7—8%, в конце 90-х годов осталась на том же уровне.

Ни одна из основных отраслей легкой промышленности, за исключением бумажной и полиграфической, не достигла среднего уровня обрабатывающей промышленности в целом. Старые, традиционные отрасли промышленности — текстильная, швейная, обувная, которые на первоначальных этапах промышленного развития играли видную роль в совокупном производстве товаров обрабатывающей индустрии, сократили свою долю. Так, производство текстильных товаров уменьшилось с 5,5 до 4%. Замедление темпов этих отраслей предопределило значительное снижение удельного веса легкой промышленности в общем производстве обрабатывающих отраслей (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Структура обрабатывающей промышленности, в %

 

Отрасли
Обрабатывающая промышленность
Пищевая 12,25 11,75
Текстиль 4,77 3,88
Одежда, обувь, кожаные изделия 3,55 2,25
Деревообработка 2,2 1,83
Бумага, полиграфия 7,7 6,67
Химия, нефтепереработка 15,7 16,72
Основные металлы 6,0 5,2
Металлоизделия, машины 14,95 13,84
Конторское оборудование, ЭВМ, радио-        
техника 15,07 23,7
Транспортные средства 9,55 9,17

 

И с т о ч н и к: Monthly Bulletin of Statistics. November 2000. pp. 262—263.

 

Характерной чертой структурных изменений в производстве обработанной продукции стало повышение удельного веса наукоемких отраслей. Производство высокотехнологичного оборудования за 1980—1995 гг. в два раза опережало прирост всей промышленной продукции.

К высокотехнологичным обычно относят производства, в которых доли расходов на НИОКР, численность научно-технического персонала примерно вдвое превышают средние показатели по промышленности в целом (2,5% оборота). Это такие отрасли, как электроника, авиаракетная промышленность, коммуникационное оборудование, электромашиностроение, фармацевтика, научные инструменты. Отрасли средней и низкой наукоемкости росли низкими темпами. Они, как правило, относятся к трудоемким или капиталоемким производствам. (Продукция средней технологичности — большая часть промышленного машиностроения, автомобили, простая электроника, химические товары. Товары низкой технологии — текстиль, одежда, игрушки, простые металлы, изделия из пластмассы, обувь).

Географическая структура. Географическое распределение предложения обработанной продукции характеризуется резкой диспропорциональностью. Подавляющая часть продукции производится в промышленно развитых странах. Их доля сокращалась до 80-х годов (66% в 1985 г.), а затем поднялась до 78% в 1998 г. Доля развивающихся стран в производстве этой продукции неуклонно повышалась и достигла примерно 18% (табл. 12.3). Данные тенденции стали отражением ломки прежней колониальной структуры международного разделения труда, а в 90-е годы — развала мировой социалистической системы.

Таблица 12.3

 

Доля подсистем мирового хозяйства в производстве обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости,

%, (цены 1990 г.)

 

Подсистемы
Промышленно развитые страны 76,3 74,8 73,9
Восточная Европа, бывший СССР 9,3 8,4 3,4
Развивающиеся страны* 14,4 16,8 22,7

 

* включая Южную Корею, Тайвань, Сингапур.

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics. 2000 UNIDO.

 

Производство обработанных товаров высоко концентрировано в страновом аспекте. Так, десять стран-производителей сосредоточивают 87% мирового выпуска станков. В некоторых производствах концентрация еще выше. В 1994 г. компании двух стран США и Японии обеспечивали 83% производства полупроводников.

 




infopedia.su