Доказать что человек существо биосоциальное существо – «Голландское изречение. 1. Докажите, что человек – биосоциальное существо, приведите примеры. 2. В чем существенные отличия человека от животного? 3. Какое.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Человек как биосоциальное существо: что это значит?

Для того чтобы понять, почему человек — биосоциальное существо, следует разобраться в значении термина «биосоциальный». Понятие подразумевает систему поведения, которая является симбиозом биологических и социальных факторов. Говоря по-другому, поведение биосоциальных существ (людей) одновременно определяется природными инстинктами, психологическими характеристиками и социальными навыками.

Человек как биосоциальное существо — совершенно особенная форма бытия. Мы являемся его неотделимой частью, но одновременно влияем на бытие, изменяя его. Мы единовременно объект и субъект познания.

Ни одна обособленная наука, будь то биология, психология, анатомия или т.п. не может создать цельный образ человека. Это пытается сделать только философия, но ее познание сводится к изучению общечеловеческой природы.

Почему так происходит?

Именно потому, что человек, как биосоциальное существо, заключает в себе слишком много аспектов. Он обладает следующими характеристиками:

  • Общечеловеческими признаками, т.е. является представителем конкретного вида.
  • Специальными, что значит, что каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса.
  • Конкретными: личностью, психикой, талантами, наклонностями, потребностями.

Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны — это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой — это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек — биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное».

С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

С другой стороны, человек не имеет четкой предрасположенности к дневному или ночному образу жизни, типу питания, поведению (стадному, например). Поэтому развиваться, в отличие от животных, он способен в любом направлении.

Потребности человека неразрывно связаны с его природой. Только природа проявляется в теле, физиологических потребностях, инстинктах (например, необходимость питаться, размножаться и т.п.), а социальное — в сознании. Однако и природное начало, и социальное составляет единый конгломерат, который, по своей сути, является бытием.

К слову, о природе человека в науке идут споры. Одни ученые считают, что природа обусловлена исключительно генетикой вида: прямохождением, дыханием при помощи легких и т.п.. другие же включают в понятие и психику индивида, его интеллект, эмоциональное развитие. Это тоже подтверждает сложность человеческой натуры.

Кроме того, сознание — это психологическое проявление, которое является порождением мозга, а мозг имеет биологическое происхождение. Это еще одно доказательство той истины, что человек как биосоциальное существо может рассматриваться только одновременно с нескольких точек зрения.

fb.ru

ЕГЭ. Человек. Тема 3. Человек-биосоциальное существо |

Человек — это биосоциальное существо. Это  значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

На  ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для  человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

 

Особенности , характерные для  животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и  для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и  социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает  в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

интегрированного урока по теме «Человек как биосоциальное существо»

Логвиненко Татьяна Дмитриевна, преподаватель химии и биологии

Харченко Елена Николаевна, преподаватель обществознания

КГА ПОУ «Лесозаводский индустриальный колледж»

Методическая разработка интегрированного урока

по теме «Человек как биосоциальное существо» для студентов 1 курса

Цели урока:

1. Обучающая: на основе учебного материала двух предметов раскрыть социальную и биологическую сущность человека, показать его отличия от животных.

2. Развивающая: продолжить развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.

3. Воспитательная: способствовать формированию у студентов целостной картины мира на основе диалога двух наук.

4. Способствовать формированию следующих умений и навыков студентов:

  • умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;

  • делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;

  • оперировать простейшими философскими понятиями;

  • осваивать технологию сотрудничества, методы индивидуальной и групповой работы;

  • умение управлять своей деятельностью при изучении естественных и общественных наук;

  • научиться использовать полученные знания для решения практических задач.

Методическая цель: формирование научного мировоззрения на основе применения передовых педагогических технологий.

Тип урока: урок закрепления ранее полученных знаний и усвоения новых знаний.

Форма урока: диалог двух наук

Межпредметные связи: биология, обществознание

Материально-техническое обеспечение:

  1. Иллюстрации, рисунки, видеоролики.

  2. Мультимедийный проектор и экран.

  3. Электронные презентации.

  4. Раздаточный материал.

  5. Логические задания на закрепление нового материала.

  6. Эпиграф к теме урока.

  7. Литература:

  • Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. / А.Г.Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  • Обществознание. 10 класс: учебник для общеобазоват. учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012.

  • Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2012.

С Т Р У К Т У Р А У Р О К А:

Вступительное слово преподавателя:

приветствие, мотивация учебной деятельности через осознание студентами значимости получаемых знаний, сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, информация о форме проведения урока.

Организация деятельности учащихся по закреплению ранее полученных знаний и изучению нового материала.

  1. Происхождение человека и его биологическая сущность.

  2. Социальная сущность человека.

  3. Мышление и речь.

  4. Как человек себя реализует?

Закрепление материала.

Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя.

Х О Д У Р О К А

«Человек – это двуногое животное без перьев»

Платон

– Здравствуйте, ребята! Мы рада приветствовать вас и наших гостей в этом кабинете! Сегодня на уроке мы вместе попробуем пойти тропой познания. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет плодотворной и приятно запомнится вам и нам!

I. Организационно-мотивационный этап.

– Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

«Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек»».

– А вы можете сказать, что такое человек?

– Что станет темой нашего урока? Человек.

– Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

– Итак, тема урока «Человек как биосоциальное существо».

II. Цель и задачи урока.

– Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

– А вот другие две задачи у нас обозначены, но вы сформулируете их несколько позднее.

П л а н :

  1. Происхождение человека и его биологическая сущность.

  2. Социальная сущность человека.

  3. ? (Мышление и речь).

  4. ? (Как человек себя реализует?).

– На уроке вы будете работать как индивидуально, так и все вместе.

Критерии оценивания работы:

  • умение аргументировать свой ответ;

  • умение сотрудничать с группой;

  • умение выражать своё мнение.

Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме «Человек как биосоциальное существо».

Наш урок будет построен в форме диалога двух наук – биологии и обществознания, потому что каждая из них рассматривает вопрос о сущности человека, его отличие от животных. Объединив эти сведения, мы можем получить полную информацию по данной теме урока.

В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли высказывание великого человека Ф.М.Достоевского. (на экране появляется эпиграф).

«Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время»

Ф.М.Достоевский

Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что такое человек? И в чем его сущность?

III. Организация деятельности учащихся по закреплению

ранее полученных знаний и изучению нового материала.

Давайте послушаем, как биология отвечает на этот вопрос, и предоставим слово преподавателю биологии.

Преподаватель биологии

3.1. Теории о происхождении человека и его биологическая сущность

– Кто мы и какие мы? Этот вопрос веками от начала времен за­давал себе человек и не мог найти на него ответа. Этот вопрос стал самой большой загадкой его существования. По мысли древних, для человека не существует более интересного объекта для иссле­дования, чем он сам.

– Кто же такой человек? (Учащиеся называют, учитель, пишет на доске).

– Что нас объединяет, таких разных и таких близких?

Загадку человека, его сущности, предназначения пытались раз­гадать мыслители всех времен и народов. Место человека опреде­ляли как бы между двумя мирами – миром природных стихий, птиц, зверей и миром богов – творцов и созидателей сущего. Чело­век – мост между царствами. Тело его, плоть принадлежит низшему из миров. Дух, разум – то, что связывает нас с богами. Что же тогда наше, что принадлежит только нам – людям? Это наша душа.

– А что такое душа?

Еще мудрецы древности выделяли в человеке три части, состав­ляющие человеческое существо: тело, которое материально и смертно; душа, что разлита в теле по всем его суставам; дух — со­знание, разум, ум, то, что движет и телом и душой.

По представлениям Клавдия Галена, человек живет за счет соков организма: это естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. Считал, что мозг является органом мышления.

– Откуда появился человек? Каковы теории происхождения че­ловека? Какая теория вам более близка?

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: откуда мы взялись?

Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле.

? Какие вы знаете теории о происхождении человека? (о сотворении человека богом, о космических пришельцах)

В настоящее время наиболее известны следующие гипотезы:

  1. Теория творения (креационизм)

  2. Теория внешнего вмешательства.

  3. Эволюционная теория.

(слайд на экране)

Теория творения утверждает, что человек сотворен Богом из небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины.

Теория внешнего вмешательства говорит о том, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.

(на экране слайд)

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств – археологических, генетических, культурных и других.

Колыбелью человечества является Северо-Восточная Африка.

Согласно этой теории основные стадии эволюции человека следующие:

  1. Австралопитек (слайд)

  2. Питекантроп – представитель древнейших людей (слайд)

  3. Неандерталец – представитель древних людей (слайд)

  4. Кроманьонец – представитель первых современных людей (слайд)

  5. Homo sapiens – человек разумный (слайд)

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало освобождение передних конечностей и возникновение прямохождения. Свободные верхние конечности дали возможность использовать палки, камни, а потом изготавливать первые орудия труда.

(слайд)

Развивался и увеличивался мозг.

Итак, человек – это творение природы. Он имеет биологические потребности: дышать, спать, питаться. Наше тело, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек – существо биологическое.

Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании многих процессов в его организме.

– Выполнение задания (работа с кроссвордом). (Приложение 1)

3.2. Социальная сущность человека

Преподаватель обществознания

Работа с фотоизображением.

Посмотрите на эти счастливые лица малышей! Многие психологи утверждают, что первые девять месяцев жизни человека у мамы под сердцем – самые счастливые!

? Вы согласны с этим утверждением? Почему?

Приходит время, и крошечный человечек выходит в Большой и неизвестный ему мир.

? Но вам, вероятно, не раз приходилось слышать, как кричат малыши-младенцы? Как вы думаете, почему?

Врачи говорят, что малыш будто предчувствует те жизненные трудности, с которыми ему предстоит вскоре встретиться!

Итак, человек родился: он растёт, развивается, взрослеет, становится добрым или, наоборот, злым, честным или нечестным, воспитанным или невоспитанным, – разным, и все эти черты, качества характера человек приобретает, только общаясь с другими людьми, то есть, – в обществе. Именно в обществе он становится личностью, уникальностью.

Как видите, ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!

? Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком? (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

Задание:

Перед вами список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие – только человеку, третьи есть и у человека, и у животных. Распределите эти названия по графам таблицы.

Свойства, присущие

только животным

только человеку

И у человека, и у животных

Свойства: словесная речь, сезонная линька, строительства жилища, обучение потомства, потребность в пище, зимняя спячка, прямохождение, потребность в общении, умение фантазировать, густой покров шерсти.

Теперь вы можете сами проверить, как справились с заданием. (Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок, а теперь кто – допустил одну ошибку и т д.).

– Вспомните слова древнегреческого философа Платона: «Человек – это та же курица, только без перьев!»

Но нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Блез Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!»

? Что же такое человек?

Человек – это отдельный представитель всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей.

? А что отличает человека от других живых существ?

Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).

? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить, владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).

Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития). (Антропогенез – процесс становления человека).

Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру. (Социогенез – процесс становления общества).

? Вы, вероятно, слышали о детях, которые выросли среди животных. Что вы можете сказать о них? (Они не умеют ходить, не говорят, и издают звуки, как животные).

Более подробно об этом нам расскажет Просветов Илья. (Приложение 2)

Демонстрация фрагмента фильма «Дети-маугли».

? А как заканчивается история Р.Киплинга «Маугли»? (Возвращение к людям).

К сожалению, это – счастливая сказка. На самом деле, дети, выросшие среди зверей, не умеют ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться разными предметами. Они не способны мыслить как люди. Среди людей они вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…

Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.

Работа со схемой на экране:

? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом! И объединили два происходящих параллельно процесса в один под названием антропосоциогенез.

– Давайте определим, какие еще важные признаки есть у человека.

? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).

? А умеют ли животные что-либо преобразовывать?

Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.

? Итак, что будет следующими задачами нашего урока?

П л а н :

  1. Происхождение человека и его биологическая сущность.

  2. Социальная сущность человека.

  3. Мышление и речь.

  4. Как человек себя реализует?

Важнейшим условием превращения животного предка в человека стал коллективный труд.

? Что заставляло первобытных людей объединяться и вместе трудиться? (Сложные природные условия, охота на крупных зверей, поиск жилищ и др.)

В процессе общения у людей стали формироваться новые человеческие качества – мышление и речь.

3.3. Мышление и речь

Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!

Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.

Мышление – это продукт высшей нервной деятельности, связанный с перегруппировкой информации, поступающей в мозг.

Благодаря мышлению, человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. В первую очередь, он создает орудия труда, которые ему необходимы для обеспечения жизнедеятельности.

Но вначале он думает, представляет себе, какую цель он хочет достичь, а потом будет трудиться, чтобы воплотить задуманное.

Животные тоже создают нечто новое, но в чем их отличие от человека?

? Паук плетет паутину – сеть, чтобы добыть себе пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. В чем отличие между ними? (У паука срабатывает врожденный инстинкт, но ничего другого он делать не может. А человек сначала обдумывает свои действия, а потом делает).

? Тогда что можно сказать о деятельности человека? (Деятельность человека имеет целенаправленный характер: сначала он создает нечто новое в мыслях, а потом реализует задуманное на практике).

? А с чем связано появление речи? (Люди хотели рассказать друг другу о чем-то новом, что узнали или увидели, чему научились. Сначала это были какие-то жесты, звуки, а потом появились первые слова, т.е. язык).

Таким образом, потребность людей в общении, коллективный труд привели к появлению языка. Постепенно развивалась человеческая речь, помогала обмениваться информацией, передавать накопленные знания последующим поколениям.

Между мышлением и языком существует тесная связь, их невозможно отделить друг от друга.

3.4. Как человек себя реализует?

Способности и дарования каждого человека развиваются и реализуются в процессе деятельности.

Демонстрация фрагмента фильма «Труд облагораживает»

? Какова роль деятельности в жизни человека? (Она составляет основу жизни общества, здесь создаются все материальные блага, необходимые для жизни человека).

Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир, преодолевает трудности, добивается поставленных задач.

Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).

Все люди – очень разные, одним природой дано больше, другим – меньше, кто-то красив и статен, а кто-то – нет, но от этих качеств жизнь человека порой почти не зависит!

Часто в народе говорят: «Твоя судьба – в твоих руках!»

? Как вы понимаете это?

Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни, другие видят назначение человека в служении родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

Но все здравомыслящие люди на Земле сходятся в одном – должность «человек» – самая прекрасная на Земле!

Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, учебные заведения, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!

IV. Закрепление материала.

– Мы закончили разбирать тему урока, и теперь я хочу вам задать вопросы.

? В чем заключается сущность человека? (Человек – это биологическое существо, но он также и социальное существо).

? А что его отличает от животных? (Он обладает мышлением и речью, и умеет делать орудия труда).

Я прошу вас записать главные выводы по теме нашего урока.

  1. Человек – биологическое существо, он живёт по определённым природным законам, которые передаются по наследству от родителей детям. Человек не может жить без природы, так как человек – это часть природы.

  2. Его становление и развитие неразрывно связано с обществом, в котором он живет. В этом заключается его общественная или социальная сущность.

  3. Человек – биосоциальное существо. Он является частью живой природы, но резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.

  4. В отличие от других живых существ человек способен производить и использовать орудия труда, обладает мышлением и речью, способен к целенаправленной деятельности.

– Для того чтобы узнать, насколько вы уяснили данную тему, я предлагаю вам выполнить логические задания (студентам раздают листы с заданием)

Логические задания (Приложение 3)

Закончите предложение.

  1. Научная теория о происхождении человека …

(Эволюционная)

  1. Все люди, населяющие нашу планету относятся к виду …

(Homo Sapiens – человек разумный)

  1. Речь, мышление, труд относятся к факторам …

(Социальным)

  1. Первые доказательства животного происхождения человека представил … (Ч.Дарвин)

  2. Процесс становления общества …

(Социогенез)

  1. Первые орудия труда умел изготавливать …

(Человек умелый)

  1. Единство анатомического, физиологического и общественного в человеке … (Биосоциальное)

  2. Первые очаги и жилища строил …

(Человек прямоходящий)

  1. Процесс передачи информации с помощью слов …

(Речь)

  1. Отдельный представитель всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей …

(Человек)

Критерии оценки:

«5» – 9–10 правильных ответов

«4» – 7–8 правильных ответов

«3» – 5–6 правильных ответов

«2» – 4 и менее правильных ответов

Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя

Ребята, я думаю, что наша коллективная работа была достаточно плодотворной. В этом нам, в первую очередь, помогло сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…

Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите это изучать, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы сделали первые шаги в изучении сущности человека, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка! Думаю, вы согласны с мнением писателя М.Горького: «Человек – это великолепно, это звучит гордо!»

Значит, цель нашего сегодняшнего занятия достигнута!

Конечно, вы продолжите изучать биологию и обществоведение и перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения!

Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!

V. Домашнее задание.

Выберите одно из высказываний великих людей и напишите эссе.

  1. «Человек может быть определен как животное стыдящееся».

В.С.Соловьев, русский философ

  1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В.Г.Белинский, русский литературный критик

  1. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В.С.Соловьев, русский философ

Мы благодарим вас за активное участие и надеемся, что урок вам понравился.

Преподаватель химии и биологии Т.Д.Петрова

Преподаватель обществознания Е.Н.Харченко

infourok.ru

Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо. И как доказать?

Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин­дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе­ния материи) , он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно­ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно­шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова­ниях в области биологии и медицины.

1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе) :

1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

2) человек — чисто социальное существо;

3) человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;

4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.) , всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой

otvet.mail.ru

Электронная тетрадь Хитровой Алёны: Человек как биосоциальное существо

Материал по теме

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.), тоже имеет биологическую основу. Так в чем же тогда заключается отличие человека от животного?
Презентация по теме урока

Домашнее задание — Эссе

«Человек вне общества – или бог, или зверь» Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого философа Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем. На мой взгляд, общая тема, затронутая Аристотелем  в данном высказывании, отражает  взаимосвязь человека и общества. Из определения следует, что человек – это биосоциальное существо, следовательно, в нем заложены как минимум два начала: биологическое и социальное. Действительно, человек – это, прежде всего, часть природы. Но после рождения ребенок сразу попадает в свое первое маленькое общество – семью, являющеюся частью общества в целом, потом развивается, взрослеет и становится полноценным социальным существом. Он учиться мыслить, мечтать; воспитание заменяет ему инстинкты – и этим он отличается от детенышей животного мира. Мы называем себя хозяевами природы, мы подчиняем ее. Благодаря способности создавать орудия труда и их совершенствовать, благодаря наличию у нас морали и нравственности, сознания и разума, человек для животных – все равно, что Бог для нас.   О взаимосвязи человека и общества размышляли многие мыслители. Так, например, Людвиг Фейербах, выдающийся немецкий философ-материалист, говорил:  «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Над этим же вопросом рассуждали А.М. Яковлев: «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» и знаменитый немецкий философ И. Фитхе: «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». Бесспорно, тема взаимосвязи человека и общества весьма многогранна. Общество не может существовать без человека, ровно как и человек без общества, ведь то, что отличает его от животного мира, дает ему именно социум и воспитание среди людей. Взаимодействие общества и человека представляет собой единое целое, части которого не в состоянии существовать самостоятельно, сохраняя при этом свою сущность. Мне кажется, Аристотель в своем высказывании рассуждает о случае существования человека вне общества, о том, как он себя поведет – сломается и станет «зверем» или преодолеет все трудности и будет «Богом».  Думаю, Аристотель, говоря «человек» имел в виду понятие «личность»: человеком мы можем назвать и ребенка, воспитанного как Маугли, но он не будет иметь человеческой личности, т.к. «личностью не рождаются – личностью становятся», она формируется при общении и взаимодействии с другими людьми. В таком случае, под словом «Бог», древнегреческий философ подразумевает, скорее всего, человека, по каким-либо причинам оторванного от общества, но сумевшего сохранить в себе все человеческое. Именно таких людей, прошедших ад одиночества, можно назвать богоподобными.  Все живые существа хоть в какой-то мере взаимодействуют с себе подобными. У человека эта взаимосвязь выражена особенно ярко, с самого рождения и до смерти его окружают различные люди, и потеря этого окружения способна уничтожить человека. Это все равно, что взять бабочку, обитающую в экваториальном поясе, и перенести ее на Северный полюс. Она погибнет. Она не сможет там жить, это не ее условия. Холод чужд ей, как нам, людям, чуждо абсолютное одиночество.   Я полностью согласна с высказыванием Аристотеля и думаю, его рассуждение вполне справедливо. Истории известны факты, когда человек становился «зверем». Так, например, был случай, когда девочка, воспитывающаяся в неблагополучной семье, решила поселиться в будке вместе со своей собакой. Животное заботилось о ней, и через некоторое время выяснилось, что ребенок прекрасно владеет «собачим» языком, но вот на человека, как социального существа, совсем не похож. Она действовала согласно инстинктам и передвигалась на четырех «лапах». Этот пример иллюстрирует нам непосредственное становление человека животным, а значит, доказывают первую часть высказывания Аристотеля. Что касаемо становления «Богом», то, скорее всего, в буквальном смысле это невозможно. Но существуют и примеры выживания человека вне общества. На ум сразу приходит известное имя Робинзон Крузо, который смог выжить на необитаемом острове. Но у этого литературного персонажа есть реальный прототип – Александр Селькирк, боцман судна «Cinque Ports» («Сэнк Пор»), отличавшийся крайне неуживчивым и склочным характером. Селькирка высадили в 1704 году, по его требованию, на необитаемый остров, снабдив оружием, продовольствием, семенами и инструментами. На этом острове Селькирк прожил до 1709 года. В любом случае, жизнь вне социума — тяжелое испытания для любого человека, и далеко не каждый способен с ним справиться.   Таким образом, можно сделать вывод, что у человека, оставшегося без общества, и правда лишь два пути – стать «зверем» или стать «Богом», т.е. деградировать и вернуться обратно в животный мир, позабыв себя и потеряв рассудок, или же перенести все испытания судьбы и стать больше, чем человеком – стать Богом. 

e-book-ss-elen-khitrova.blogspot.com

Человек как биосоциальное существо — Сочинения, Рефераты, Доклады

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.

В-третьих, в процессе своей деятельности человек преоб­разует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

В-четвёртых, человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru

Электронная тетрадь Пашниной Анны: Человек как биосоциальное существо

Теории происхождения человека
  • Эволюционная теория

Основоположником эволюционной теории происхождения человечества является Чарльз Дарвин, который обосновал свою гипотезу происхождения человека в книге “Происхождение человека и половой отбор” (1871 г.). Эта теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств — палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.  (Из презентации Кошелевой Яны, ученицы 10Б класса)

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве – в Библии. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений.
  • Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории, появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте инопланетной теории происхождения человека люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время (в качестве доказательств этой теории предлагаются снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, похожих на Египетские пирамиды). Но есть и более сложные варианты. Такие, как скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума и эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Кстати, две последние версии по своей концепции мало, чем отличаются от теории божественного вмешательства. Кроме этого существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Наиболее распространенной является гипотеза пространственных аномалий.

  • Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как  элемент развития устойчивости пространственной аномалии — гуманоидной триады “Материя-Энергия-Аура”, характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Следуя этой теории, можно понять, что в ней материя и энергия не принимаются за естественный элемент миросоздания, а принимают их за пространственные аномалии: в идеальном пространстве нет ни энергии, ни материи.Теория пространственных аномалий предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры — информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. ( Из презентации Юсифовой Ульвии и Захаровой Валерии, учениц 10Б класса)

  • Акватическая теория

Акватическая теория — альтернативная теория происхождения человека, которая, в отличие от общепринятой эволюционной теории, описанной в трудах Ч. Дарвина, базируется на мнении, что Homo, человек, был адаптиован к жизни на побережье и в водном пространстве.

Основоположник:

Впервые упомянута в 1929 г. и опубликована в 1960 г. Алистером Харди и независимо от него в 1942 г. Максом Вестенхоффером. 

Основные утверждения сторонников:

Потеря большей части волосяного покрова человека является преимуществом в плавании.

Толстый слой подкожного жира характерен только для морских млекопитающих.

Бипедализм (прямохождение) не имеет преимуществ в саванне, в воде он возникает рефлекоторно из-за необходимости находиться над поверхностью воды и дышать.

Плотность потовых желез у человека больше, чем у остальных приматов. Одна из их функций — очищение кожи от соли после выхода из морской воды.

Наличие дыхательного рефлекса.

Человек как биосоциальное существо

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда. К этому следует добавить, что человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности природного существа.

“Создает человека природа, но развивает и формирует его общество”

В. Белинский

Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного русского публициста и критика В. Белинского относится к философии. Эта наука — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. Центром её исследования являются познание, ценности, мировоззрение и т.д.  

В своем выражении В. Белинский затрагивает тему человека и общества. Человек — биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Стоит обратить внимание на слово «биосоциальный», то есть совмещающий в себе биологическое и социальное начала. Действительно, с одной стороны, человек — порождение природы, он похож на животных по физическим признаками и потребностям. С другой стороны, человек резко отличается от представителей фауны такими чертами, как мышление, речь, он стремится удовлетворять свои духовные потребности, способен на сознательную творческую деятельность и т.д. Свое стремление к развитию, движению он реализует в обществе, оно, в свою очередь, формирует его мышление, мировоззрение.  

В фантастическом романе «Астровитянка» (именно Астровитянка) русского ученого Николая Горькавого представлен пример формирования личности человека с помощью общества. Девушка лишена общества в частности, однако обладает огромным запасом знаний, накопленных человечеством на протяжении своего существования, она вырастает независимой от общественного мнения (незнакома с ним), самодостаточной и, казалось бы, независимой от общества. Однако 12 лет детства на астероиде она смогла пережить только благодаря знаниям, предоставленным её компьютером, её речь, мышление, идеи сформировались благодаря прочитанным книгам, учебникам, просмотренным фильмам и другим материалам. Таким образом, этот пример показывает неотделимость человека от общества, которое формирует его разум и душу.  Я считаю, что именно на это хотел обратить внимание В. Белинский в своем высказывании. Влияние общества на человека можно доказать и таким простым примером, как переезд человека, скажем, из одной страны в другую на постоянное место жительства. Меняя среду, окружение, он меняется сам, меняется речь, привычки, возможно даже мировоззрение.  

Таким образом, я согласна с мнением критика. Природа создала человека, но только как вид, биологическую оболочку. Фактически, люди относятся к царству животных. Однако формирование и становление личности происходит в обществе, оно является своеобразным учителем. Очень многое зависит от окружения: мнение, поступки, дальнейшие действия и принятие решений.  Человек и общество неразделимы: человек формирует общество, являясь его частью, общество формирует человека, являясь его учителем.

Источники:
Учебник

arcadia141.blogspot.com