Дисфункция социальных институтов – CGI script error

3. Функции и дисфункции социальных институтов.

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль,

которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

Функция социального института – это та польза, которую он приносит

обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Ради этого институт и существует, выполняя в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это прежде всего:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство, открытие и передача новых знаний, наука и образование и др). Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством. Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем — к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Список литературы:

  1. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984. № 1, с. 125.

Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972, с. 163 -173.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. — М., 2000, с.189.

  1. Добреньков В.И., Социология: Учебник для вузов. – М.: изд-во «Инфра-М», 2007, с.211.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900,с.89.

6. Казарицева Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / под общей редакцией профессора Г.С. Батыгина.—Москва. 2000, с.234.

  1. Кравченко А.Н. Основы социологии. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга. М.: Логос 1998г, с.384.

Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1998,с.301.

Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996,с.170.

Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М., 1999,с.302

Социология. Учебник. Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова.—М.: Гардарики 2000г,с.474.

  1. Харчева В. Основы социологии: Учебник.—М.:Логос, 2000.с.302.

  2. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1999,с.290,c.315.

14.Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова М., 1995,с.227.

1

studfiles.net

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА — это… Что такое ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА?


ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
— нарушение нормального взаимодействия соц. ин-та с соц. средой, в качестве к-рой выступает об-во. Основой взаимодействия служит реализация главной функции соц. ин-та — удовлетворение конкретных обществ. потребностей. В условиях интенсивного протекания обществ. процессов, ускорения темпов соц. перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся обществ. потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих соц. ин-тов. В рез-те деятельности соц. ин-та могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут оказываться в сфере как внешней — материальной, организационной, так и внутренней, в содержании их деятельности. С т.зр. организационной явления Д.с.и. могут выражаться в недостатках подготовленных кадров, материальных средств, организационных несовершенствах и т. д. С содержательной т.зр. (что гораздо более важно) дисфункции в деятельности соц. ин-та выражаются в неясности целей его деятельности, неопределенности функции, падении его соц. престижа и авторитета. Несоответствие деятельности ин-та характеру обществ. потребностей ведет к снижению значения служебной роли данного соц. ин-та, что ведет к вырождению его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т. е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (бюрократизм). Дисфункция в деятельности соц. ин-та н-лицо в случае потери его существенного качества — деперсонализации деятельности. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение все функций ин-та не зависит исключительно от особенностей личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным ин-том, не зависит только от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов. Это положение достигается четким определением соц. ролей и объективно действующим механизмом, обеспечивающим их должное исполнение. Потеря деперсонализации означает, что ин-т перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств соц. ин-т все менее ориентируется на достижение основной цели своего существования — обеспечение конкретной обществ. потребности. В своей совокупности Д.с.и. могут приводить к таким явлениям, как должностные злоупотребления, протекционизм, взяточничество, иные нарушения законности, связанные с осуществлением соответствующих должностных функций. Главное, однако, заключается в том, что неудовлетворенная обществ. потребность (как рез-т дисфункции соц. ин-та) может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию ин-тов, однако за счет нарушения существующих норм и правил (в т.ч. правового характера). В своих крайних проявлениях подобного рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункции нек-рых экономич. ин-тов могут оказать влияние на возникновение имущественных, хозяйственных правонарушений определенного вида (спекуляции, кражи и т. д.). Предупреждение подобного рода правонарушений может быть обеспечено в случае, если: а) соответствующая обществ. потребность найдет адекватное отражение в функционировании наличных или вновь создаваемых соц. ин-тов; б) произойдет изменение, трансформация самой этой обществ. потребности; в) в обществ. сознании произойдет изменение в оценке данной потребности. Лит.: Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Кистяковский Б. А. В защиту прав//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 101-131; Покровский И.А. Перуново закля-тье//Из глубины. Сборник статей о русской революции, м-. 1991. С. 259-277; Смелзер Н. Социология. М., 1994. A.M. Яко&гее

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ДИСТАНЦИЯ
  • ДИСФУНКЦИЯ

Смотреть что такое «ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА» в других словарях:

  • Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение)  социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — отношение двух социальных объектов, при котором изменению одного из них сопутствуют изменения другого объекта. В социальных науках под функциями понимаются некоторые устойчивые характеристики объекта, совокупность которых дает общее представление …   Социология: Энциклопедия

  • Мертон, Роберт Кинг — Роберт Кинг Мертон англ. Robert King Merton Дата рождения: 4 июля 1910(1910 07 04) …   Википедия

  • Мертон Роберт Кинг — Роберт Кинг Мертон Robert King Merton Дата рождения: 4 июля 1910 Место рождения: Филадельфия Дата смерти: 23 февраля 2003 …   Википедия

  • Роберт Кинг Мертон — Robert King Merton Дата рождения: 4 июля 1910 Место рождения: Филадельфия Дата смерти: 23 февраля 2003 …   Википедия

  • Джини (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Джини (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… …   Википедия

  • Гомосексуальность — Однополая семья …   Википедия

  • Блудница — Немецкая художница автопортрет в образе проститутки Проституция (от лат.  prostitute [pro + statuo] буквально выставлять впереди [напоказ]; также выставить на позор, позорить) в узком смысле розничная торговля телом как объектом совокупления;… …   Википедия

  • Женщина лёгкого поведения — Немецкая художница автопортрет в образе проститутки Проституция (от лат.  prostitute [pro + statuo] буквально выставлять впереди [напоказ]; также выставить на позор, позорить) в узком смысле розничная торговля телом как объектом совокупления;… …   Википедия

  • Жрица любви — Немецкая художница автопортрет в образе проститутки Проституция (от лат.  prostitute [pro + statuo] буквально выставлять впереди [напоказ]; также выставить на позор, позорить) в узком смысле розничная торговля телом как объектом совокупления;… …   Википедия

sociologicheskaya.academic.ru

Функции и дисфункции социальных институтов — Социология

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является гарантированное удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.

Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества:

а) общение между его членами;

б) производство товаров и услуг;

в) распределение;

г) защита членов общества;

д) замена выбывающих членов общества;

е) контроль их поведения.

Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.

Общие функции всех социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений

(стабилизирующая).

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция.

Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований:

1) консолидация или совмещение усилий;

2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция.

Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция.

Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

6. Функция социализации.

Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества

Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института». Этим понятием характеризуется состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной экономической жизни России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.

socialworkstud.ru

22. Понятие функции и дисфункции социальных институтов.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Функциональные качества

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

Дисфункция социального института

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (пример — наука и образование в РФ).

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

studfiles.net

27.Функции, дисфункции социальный институтов. Социальная организация.

Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.

Общие функции всех социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений

(стабилизирующая).

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция.

Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований:

1) консолидация или совмещение усилий;

2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция.

Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция.

Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

6. Функция социализации.

Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества

Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института». Этим понятием характеризуется состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Социальная организация — это более высокая, чем социальный институт, форма социальной связи. |В основе разграничения социальных связей на инсти­туциональные и организационные лежит различие между потребностями и интересами людей, а также соответствующими видами действий.Социальным организациям присущи следующие черты.

Во-первых, социальную организацию создают сознательно на определенном этапе исторического развития ради определенных интересов-целей, связанных с удовлетворением социальных потребностей.

Во-вторых, социальная организация включает в себя управляющий орган (и аппарат управления), который формулирует цели, разрабатывает программы их достижения, выбирает средства, контролирует понимание целей исполнителями, а также выполнение нужных решений по всей управленческой вертикали на основе обратной связи.

В-третьих, организация действует на основе устава или инструкций (внут-риорганизационных норм), разработанных управляющим органом. Они регламентируют социальные статусы и роли членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность.

В-четвертых, социальная организация представляет сложную структуру должностей (социальных ро­лей и статусов), а также четкое разделение труда, выполняемого ее членами, между которыми существует четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим.

В-пятых, социальная организация включает в себя не только институциональные регуляторы (нормы, ценности, традиции), придающие социальный статус и роли ее членам, но и санкции, осуществляемые управляющим органом с помощью материальных ресурсов: финансов, зданий, транспорта, связи, охраны и т.д.

Социальные организации — это заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, религиозные учреждения, научные творческие союзы и т.д.

Наряду с формальными организациями возникают неформальные — спонтанно сложившиеся социальные связи, являющиеся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппо-вого общения. Неформальная организация проявляется в двух разновидностях. Во-первых, как организация неформальная, которая включает неформализованные служебные отношения, решение организационных задач, способами от формальных. Во-вторых, как организация социально-психологическая, выступающая в виде межличностных связей.

studfiles.net

Функции и дисфункции социальных институтов — КиберПедия

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является гарантированное удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.

Социолог Герхард Ленски выделял шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения. Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.

Общие функции всех социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений

(стабилизирующая).

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция.

Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.



4. Транслирующая функция.

Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция.

Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

6. Функция социализации.

Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества

Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института». Этим понятием характеризуется состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.



Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей. В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной экономической жизни России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.

Социальный институт семья

Трансформация животных сообществ в человеческие социальные общности стала возможной благодаря прежде всего становлению такого базового социального института как семья.

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг за друга.

Основой семьи выступает брак — исторически определенная форма половых отношений между мужчиной и женщиной, санкционированная обществом.

Льюис Морган выделял ряд этапов в развитии социального института семьи.

1) Промискуитет — половые отношения на основе инстинктов, не регулируемые социальными нормами; отсутствовало понятие родства.

2) Кровнородственная семья — половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; существует групповой брак — все представители одного поколения образуют одну семью.

3) Пуналуальная семья — из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет был распространен на более дальних родственников того же поколения. По-прежнему существует групповой брак, это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Как исключение начинают возникать устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.

4) Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец.

5) Моногамная семья — отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины; главной причиной ее возникновения стало появление частной собственности и стремление ее передать по наследству.

Всегда существовали и сегодня существуют ограничения при заключении брака. Экзогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно вне данной социальной группы. Эндогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно внутри определенной социальной группы.

Классификация современных семей.

По форме брака — моногамные (мужчина и женщина) и полигамные (полигиния — один мужчина и несколько женщин; полиандрия — одна женщина и несколько мужчин). Полигамия как пережиток группового брака становится односторонней и формально закрепляется в социальных нормах некоторых этнических групп.

По структуре семьи бывают нуклеарные (два поколения) и расширенные (более двух поколений).

По образцу распределения власти семьи бывают: традиционные (патриархальные), неотрадиционные, эгалитарные (партнерские).

1) Традиционные (патриархальные) — главой семьи является старший в семье мужчина, роли в семье четко распределены на мужские и женские, причем, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее.

2) Неотрадиционные — главой семьи считается старший в семье мужчина, но нет четкого распределения семейных ролей, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — и вне семьи и внутри нее.

3) Эгалитарные (партнерские) — роль лидера в семье свободно переходит от одного супруга к другому в соответствии с обстоятельствами; оба супруга заняты как деятельностью вне семьи, так и взаимозаменяемы внутри нее.

В современных обществах основной причиной разводов становится протест женщин против неотрадиционной семьи и нежелание (неспособность) многих мужчин строить отношения по модели партнерской семьи.

По выбору местожительства семьи бывают 1) партилокальные — супруги проживают в доме мужа; 2) матрилокальные — супруги проживают в доме жены; 3) неолокальные — семья изначально имеет собственное место проживания. В современном обществе все большее распространение приобретают дилокальные семьи.

По происхождению и способу наследования имущества семьи бывают патрилинеальные — имущество наследуется по мужской линии; матрилинеальные — имущество наследуется по женской линии.

Основными видами брака в современных обществах являются:

1) государственно регистрируемый брак — супружество санкционируется государством как наиболее авторитетным социальным институтом;

2) церковный брак — супружество санкционируется религиозными институтами;

3) гражданский брак — супружество санкционируется близким кругом общения, родственниками, знакомыми, неформальным институтом «общественное мнение».

Семья выполняет важные для общества и для каждого человека функции: репродуктивную, сексуальную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, социального контроля, духовного общения, статусную, досуговую, эмоциональную.

Дисфункции семьи современного общества выражены в ее нестабильности, недостаточности для общества результатов реализации репродуктивной функции. До 40% молодых людей и девушек в западноевропейских странах вообще не планируют создание семей. Причины этих дисфункций находятся вне семьи, дисфункции — результат негативного воздействия экономических, политических институтов, результат ослабления позитивного воздействия религиозных институтов. Семья в традиционных обществах переживает подъем и не испытывает дисфункций, характерных для семьи современного общества.

Семья как социальный институт проходит в своем развитии следующие этапы:

1. Вступление в брак — образование семьи.

2. Начало деторождения.

3. Окончание деторождения.

4. Выделение из семьи последнего ребенка («пустое гнездо»).

5. Прекращение существования семьи в связи со смертью одного из супругов.

Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. Средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов.

В ХХ в. разводы стали обыденным явлением. На их количество оказывают влияние экономические факторы, укрепление независимости женщин, стрессовые ситуации, связанные с вовлеченностью в трудовую деятельность обоих супругов при сохранении полового разделения труда в домашнем хозяйстве. Развод — потрясение для всех членов семьи, особенно для детей.

Религия как социальный институт старается всегда поддерживать семью во всех ее функциях. Семейная политика государства сводится сегодня к помощи семьям, имеющим детей, поддержке детей-сирот, помощи одиноким людям, имеющим детей, помощи многодетным семьям. От состояния экономических институтов во многом зависит благосостояние семьи. Семья по-прежнему стремится брать на себя организацию процесса потребления. Очень тесные связи сложились у самого древнего института семьи и самого молодого социального института образования. От отношения к образованию сегодня во многом зависит судьба всех членов каждой семьи в любом обществе.

Дисфункции в базовых социальных институтах немедленно сказываются на развитии и состоянии семьи, а длительная дисфункция семьи может угрожать самому существованию любого общества.

cyberpedia.su

Дисфункция социального института

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальнуюдеятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Простая форма существования социальных институтов

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

studfiles.net