Директивное планирование это – —

3.Индикативное и директивное планирование

3.1.Сущность и содержание индикативного планирования

Экономический механизм хозяйствования в условиях рынка включает ряд инструментов государственного регулирования. К ним относят: правовое регулирование, налоговую, финансовую, таможенную политику. Они могут быть как прямого так и косвенного воздействия. Одной форм косвенного воздействия государства на предприятия является индикативное планирование.

Индикативное планированиеэто процесс формирования индикаторов социально-экономического развития, а также прогнозирования экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующей выработанной системе индикаторов.

Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли (Пуряев).

Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.

Ниже в таблице приведены отличительные характеристики индикативного и директивного планирования экономики.

признак

индикативное планирование

Директивное планирование

Характер планирования

Рекомендательный

Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий

Воздействие планирования

Косвенное через систему экономических нормативов и льгот

Прямое через систему указаний, приказов и назначений.

Показатели планирования

Стоимостные (в основном)

Натуральные, стоимостные и все остальные

Содержание планирования

Регулирование деятельности

Навязывание деятельности

Методы планирования

Экономические

Административные

Концепции

Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование

Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование

Роль индикативного планирования заключается в следующем:

  1. Определять направления развития и приоритеты развития различных отраслей народного хозяйства.

  2. Давать импульс развития предпринимательства через участие в реализации различных программ и тем самым способствовать созданию конкурентной среды.

  3. Создавать предпосылки для развития НТП.

  4. Создавать инновационную и инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития.

  5. Способствовать финансовому оздоровлению экономики через систему экономических нормативов и льгот.

  6. Обеспечивать эколого-социальную безопасность функционирования экономики.

Индикативный план государства должен включать:

  1. Концептуальную часть , т.е. общую принципиальную модель (концепцию) социально-экономического развития страны (региона). В этой части обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, а также задачи и способы достижения их.

  2. Прогнозную часть

    , прогноз социально-экономического развития страны (региона). Прогноз является базисом для осуществления политики государственного регулирования экономики и социальной сферы. В прогнозах формируются индикаторы (indiсator от лат. указатель) социально-экономического развития, т.е. показатели характеризующие необходимое состояние экономики к которому предполагается стремиться (показатели структуры, динамики и эффективности экономики; состояния финансов; денежного обращения; товарных и фондовых рынков; состояния цен; уровня занятости и жизни населения, и прочей хозяйственной деятельности государства). Индикаторы должны быть между собой взаимосвязаны и сбалансированы так, что бы отражать количественную характеристику социально-экономической политики государства. В индикативный план включается целостная система прогнозов социально-экономического развития (от долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).

  3. Планово-регулирующую часть, т.е. государственные федеральные и региональные целевые программы и систему экономических регуляторов.

Государственные федеральные и региональные целевые комплексные программы разрабатываются для реализации приоритетов, определенных в концепции и прогнозах.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах: в форме законодательства и форме программ. Законодательство устанавливает общие «правила игры» для всех участников общественного производства. Программы отражают льготные условия ля участников конкретных направлений по приоритетным проблемам. Механизмы государственного регулирования экономики представлены бюджетной политикой, налоговой политикой, финансово-кредитной политикой, ценовой политикой, денежно-эмиссионной политикой и внешнеэкономической политикой.

Система экономических регуляторов состоит из комплекса натуральных и стоимостных нормативных показателей, посредством которых государство воздействует на экономику для достижения поставленных целей. Данная система может включать:

  • Перечень лицензируемых отдельных видов деятельности и квоты на экспорт отдельных видов продукции.

  • Объемы поставок продукции, работ и услуг для государственных нужд, размещаемые на конкурсной основе на предприятиях.

  • Бюджетные субсидии и дотации, необходимые для поддержания отдельных отраслей и регионов.

  • Объемы капиталовложений, финансируемых из бюджета, а также перечень важнейших строек, осуществляемых с помощью государства.

  • Сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных сборов, изменению норм и порядка начисления амортизации и т.д.

studfiles.net

2. Директивное и индикативное планирование

Директивное планирование. Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим — макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов. Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Индикативное планирование. Индикативное планирование — «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающийопределение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)» В рыночной экономике индикативное планирование — метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитиемпрогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально- экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач — создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

3. Программно – целевое планирование

Программно – целевое планирование — это один из видов планирования, в

основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных

целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо

конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования

лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их

достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме

«цели — пути – способы — средства». Сначала определяются цели, которые

должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем –

более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед

собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их

достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования

является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление

конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-

целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать

ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от

большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния

на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее

составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление

элементами программы, программными действиями.

Постановка целей при программно-целевом методе планирования

представляет собой формирование «древа целей «. Затем в соответствии с ним

определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой

комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система

управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и

контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы

определяется, таким образом, «деревом целей «, составом исполнителей и

содержанием программы.

Рассмотрим его основные стадии.

1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных

характеристик (стадия композиции).

2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия

структуризации).

3. Разработка количественных характеристик аппарата управления,

установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она

определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются

система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень

самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и

третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.

Теория планирования и построения систем управления для решения новых

проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования

существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди

множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить

какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и

построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

1. Формирование системы управления — это многоэтапный процесс.

2. Необходимым условием для начала планирования, а затем и

создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной

потребности, т. е. проблемы, требующей решения. Однако одной потребности

недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические,

юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе

необходимую устойчивость.

3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания

новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках

существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс

мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие

соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль

за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой

головной по данной проблеме.

Необходимость в планировании и построении новых систем управления

возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие

организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется

создать новые.

4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится их

исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем

наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее

естественно связывающие проблему со средствами её решения.

Решение сложной проблемы обычно начинают с построения «дерева целей «,

которых требуется достичь путём организации и проведения определённого

комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс,

указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого

«дерево» как бы «накладывается» на реальную среду, в результате чего

находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ.

1.3.Недостатки программно-целевого планирования

Программно-целевой метод планирования выглядит довольно

привлекательным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на

исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков,

которые рассмотрены ниже.

1. Методическая незавершенность.

К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по

широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных

программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на

основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления,

соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится

адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и

управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-

целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных

проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме

«цель — система мероприятий – система управления».

2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для

совершенствования действующих систем управления, а не для

решения новых проблем.

Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному

вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления

предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить

риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на

пользу создаваемой программе.

3. «Забывчивость» систем управления.

Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития

системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения

которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь

первоначально не была учтена в полной мере при создании системы,

определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто

наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости

проблемы, что не способствует ее успешному решению.

4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической

эффективности программ.

В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания

программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо

конкретной проблемы.

5. Недостаточная оперативность.

Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по

ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится

невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями

замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были

созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно

«всплывают на поверхность», однако очевидно, что чем раньше та или иная

проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся

предотвратить.

Таким образом, все недостатки программно-целевого планирования связаны

с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для

оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие

и более глубокие научные разработки в этой области.

studfiles.net

3.Индикативное и директивное планирование

3.1.Сущность и содержание индикативного планирования

Экономический механизм хозяйствования в условиях рынка включает ряд инструментов государственного регулирования. К ним относят: правовое регулирование, налоговую, финансовую, таможенную политику. Они могут быть как прямого так и косвенного воздействия. Одной форм косвенного воздействия государства на предприятия являетсяиндикативное планирование.

Индикативное планированиеэто процесс формирования индикаторов социально-экономического развития, а также прогнозирования экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующей выработанной системе индикаторов.

Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли (Пуряев).

Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.

Ниже в таблице приведены отличительные характеристики индикативного и директивного планирования экономики.

признак

индикативное планирование

Директивное планирование

Характер планирования

Рекомендательный

Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий

Воздействие планирования

Косвенное через систему экономических нормативов и льгот

Прямое через систему указаний, приказов и назначений.

Показатели планирования

Стоимостные (в основном)

Натуральные, стоимостные и все остальные

Содержание планирования

Регулирование деятельности

Навязывание деятельности

Методы планирования

Экономические

Административные

Концепции

Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование

Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование

Роль индикативного планирования заключается в следующем:

  1. Определять направления развития и приоритеты развития различных отраслей народного хозяйства.

  2. Давать импульс развития предпринимательства через участие в реализации различных программ и тем самым способствовать созданию конкурентной среды.

  3. Создавать предпосылки для развития НТП.

  4. Создавать инновационную и инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития.

  5. Способствовать финансовому оздоровлению экономики через систему экономических нормативов и льгот.

  6. Обеспечивать эколого-социальную безопасность функционирования экономики.

Индикативный план государства должен включать:

  1. Концептуальную часть, т.е. общую принципиальную модель (концепцию) социально-экономического развития страны (региона). В этой части обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, а также задачи и способы достижения их.

  2. Прогнозную часть, прогноз социально-экономического развития страны (региона). Прогноз является базисом для осуществления политики государственного регулирования экономики и социальной сферы. В прогнозах формируютсяиндикаторы(indiсator от лат. указатель) социально-экономического развития, т.е. показатели характеризующие необходимое состояние экономики к которому предполагается стремиться (показатели структуры, динамики и эффективности экономики; состояния финансов; денежного обращения; товарных и фондовых рынков; состояния цен; уровня занятости и жизни населения, и прочей хозяйственной деятельности государства). Индикаторы должны быть между собой взаимосвязаны и сбалансированы так, что бы отражать количественную характеристику социально-экономической политики государства. В индикативный план включается целостная система прогнозов социально-экономического развития (от долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).

  3. Планово-регулирующую часть, т.е. государственные федеральные и региональные целевые программы и систему экономических регуляторов.

Государственные федеральные и региональные целевые комплексные программы разрабатываются для реализации приоритетов, определенных в концепции и прогнозах.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах: в форме законодательства и форме программ. Законодательство устанавливает общие «правила игры» для всех участников общественного производства. Программы отражают льготные условия ля участников конкретных направлений по приоритетным проблемам. Механизмы государственного регулирования экономики представлены бюджетной политикой, налоговой политикой, финансово-кредитной политикой, ценовой политикой, денежно-эмиссионной политикой и внешнеэкономической политикой.

Система экономических регуляторов состоит из комплекса натуральных и стоимостных нормативных показателей, посредством которых государство воздействует на экономику для достижения поставленных целей. Данная система может включать:

  • Перечень лицензируемых отдельных видов деятельности и квоты на экспорт отдельных видов продукции.

  • Объемы поставок продукции, работ и услуг для государственных нужд, размещаемые на конкурсной основе на предприятиях.

  • Бюджетные субсидии и дотации, необходимые для поддержания отдельных отраслей и регионов.

  • Объемы капиталовложений, финансируемых из бюджета, а также перечень важнейших строек, осуществляемых с помощью государства.

  • Сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных сборов, изменению норм и порядка начисления амортизации и т.д.

studfiles.net

4. Директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

Индикативное планирование — это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план — это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он — руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

ожидаемых результатов на период до 1 года.

Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.

studfiles.net

ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — это… Что такое ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ?


ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
– установление государством плана производства (затрат и выпуска) в натуральной форме, цен на продукцию, определение поставщиков и потребителей.

Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.

Смотреть что такое «ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» в других словарях:

  • Директивное планирование —    см. Планирование директивное …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Планирование директивное — обязательство (план–закон), типичное для командно–административной модели экономики. Как и сама командно–административная модель, директивное планирование –лишь для чрезвычайных и кратковременных ситуаций. Жесткая централизация всех ресурсов,… …   Словарь по экономической теории

  • планирование — 1. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 1. Планировать. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ см. 2. Планировать. * * * планирование разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как… …   Энциклопедический словарь

  • Планирование Директивное — См. Планирование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Современная энциклопедия

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне важный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Планирование — ПЛАНИРОВАНИЕ, разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование. На макроэкономическом… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Планирование — (planning) См.: бизнес план (business plan). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Планирование …   Словарь бизнес-терминов

  • ПЛАНИРОВАНИЕ — (англ. planning) – 1) координация экономической деятельности государством или уполномоченными институтами путем составления плана; – 2) определение объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства. Различают… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ПЛАНИРОВАНИЕ, ДИРЕКТИВНОЕ — народохозяйственное планирование в условиях командной экономики. До предприятия, организации из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко… …   Большой экономический словарь

economic_a_ya.academic.ru

Директивное и индикативное планирование.

  Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.

Индикативное планирование — это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

financial-opp.ru

4.4.1. Директивное планирование — Eclib.net

Учебники по экономике

4.4.1. Директивное планирование

  Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
  Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника — государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.
  В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим — макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.
  Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.
  Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:
  Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).
  Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.
  Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.
  Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

eclib.net