Динамическая система общества – Признаки общества как динамической системы
Общество как динамическая система
В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.
Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.
Структура общества состоит из четырех подсистем, которые являются основными сферами деятельности человека – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, политическая сфера является системой, включающей огромное количество составляющих — партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.
Каждая сфера общества является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама — довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество — это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.
Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.
Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это – человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.
Жизнь общества как социальной системы постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.
Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.
Общество как динамическая система характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.
fb.ru
Электронная тетрадь Арины Федякиной: Общество как динамичная система
Общество как динамичная системаОбщество –
· определенная система общественных отношений, отражающих уровень развития техники и технологий, степень овладения природой, меру цивилизации общества, состояние его культуры и психологии.
· часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней.
· организованная деятельность человеческих коллективов.
· совокупность людей, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, называется
До середины XIX века общество рассматривалось как результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека.
С появлением марксизма и научной социологии общество стало рассматриваться как объективная реальность, развивающаяся по своим законам.
Общество – сверхсложная динамическая система.
Каждый индивид одновременно включен в различные уровни и подсистемы:
Общество – высокоорганизованная самоуправляемая система. В динамических системах происходят различные изменения: развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Общественное отношение – определение характеристики, многообразные связи, возникающие между большими соц. группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Главными из них являются:
базис – производственные отношения, материальные отношения, которые складываются в процессе производства независимо от общественного сознания.
надстройка – совокупность идеологических отношений, сил, явлений. Они формируются на основе материальных отношений и зависят от общественного сознания.
Общество — это
1. Совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей
2. Целостный социальный организм
3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
4. Открытая саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов
часть мира, живущая по особым законам, отличным от законов природы | целостная, но меняющаяся в пространстве и во времени система | исторический этап в развитии человечества |
Совокупность исторически сложившихся форм совместнойдеятельности людей | В наиболее узком смысле под обществом понимают группу людей, объединившуюся для совместного выполнения | Целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними |
Общество в широком смысле слова — это:обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения | Общество | все человечество в его истории, современности и перспективе |
определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержкидруг друга | Открытая саморазвивающаяся система взаимодействияиндивидов | это население Земли, совокупность всех народов |
Система — совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и
образующих определенную целостность.
Определение общества как динамической системы означает, что
1. Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность |
2. Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается |
3.Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы |
4. Сверхсложная система |
5. Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы) |
6. Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления) |
Пример:
Сложноорганизованная, открытая система, характеризующаяся условия собственного существования:
1)самодостаточность
2) динамичность
3) независимость
4) стихийность
Общество, как сверхсложный механизм, состоит из различного рода подсистем, каждая из которых обладает известной степенью независимости. Важнейшей чертой общества является, его самодостаточность. Общество как продукт человеческой деятельности отличает исключительная динамичность и альтернативность развития. Однако ученые могут строить модели социального прогнозирования, так как социальный мир не является абсолютно стихийным и неуправляемым.
arinafedyakina96.blogspot.com
6. Общество как целостная динамическая система.
Слово «социология» (от. лат. societas — общество и греч. logos — слово, понятие, учение). Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал «обществоведение». В центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных. Объект социологии — социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры.
Функции социологии 1. Познавательная — как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.
Социальные воззрения Платона наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.
Оригинальные
социально-политические идеи высказывал
итальянский мыслитель, историк и
писатель
Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество – высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.
К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.
Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.
Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.
Органическая теория общества Герберта Спенсера
Герберт Спенсер создал является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма появляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Социологическая теория марксизма
Главная идея учения Маркса — идея материалистического понимания истории.
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.
Марксистская концепция заключается в том, что развитие базируется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Согласно его взгляду на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Маркс приводил такую последовательность: на смену рабовладения приходит феодализм, капитализм — социализмом и наконец социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества).
Теория социального реализма и научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма
В своей теории социального реализма Дюргейм исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующий социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах , под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи , нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.В учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений». Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития.Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность.Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом.
Понимающая социология Макса Вебера
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце 19-начала 20 в. сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер, оказавший большое влияние на развитие социологии.
Макс Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии , задачи которой, по его мнению, заключаются в том. чтобы понять и объяснить: (1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; (2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей.
В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Важнейшей составляющей теории социального действия является концепция идеальных типов. Вебер трактовал Идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Там же. С.45. Это некая модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе.
М.Вебер выделял следующие типы социального действия:
-целерациональное действие-это, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.
-ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
-аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства.
-традиционное действие осуществляется через привычку.
Николай Константинович Михайловский (1842-1904) — выдающийся ученый, социолог, общественный деятель, идеолог народничества. В молодые годы он был связан с революционным народничеством, но впоследствии перешел к умеренным политическим взглядам. По его мнению, социология — это наука, изучающая общество в его непрерывной динамике. Предмет науки — возникновение и развитие общественности и кооперации ее членов.Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.Основной задачей социологии представители русской субъективной социологической школы считали необходимость обоснования личных и общественных потребностей, в согласовании которых и заключается процесс роста и укрепления солидарности. Важными факторами общественного развития должны быть обеспечение соответствующих условий со стороны государства и активность личности — гражданина. Именно в этом, по их мнению, и заключаются идеи прогресса.
Наряду с субъективной социологией заметное место в российской социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851 — 1916).В центре социологических воззрений Ковалевского находится учение о солидарности и общественном прогрессе. Продолжая линию Конта в этом вопросе, Ковалевский формулирует основной социологический закон — закон роста солидарности, а также основной вопрос социологии — вопрос об общественном историческом прогрессе. «Без идеи прогресса не может быть социологии, самый же прогресс… сводится к расширению сферы солидарности».Солидарность объединяет, подчеркивает Ковалевский, единое политическое целое — государство, под влиянием факторов мировой религии и международного торгового обмена солидарность объединяет ряд государств, а в перспективе ведет к всемирному единству народов.Ковалевский критикует однофакторные точки зрения, получившие широкое распространение на Западе, подчеркивая системный характер социальных взаимодействий. Впоследствии эту центральную идею социологии поддержит Парсонс, построив на ней системную теорию структурно-функционального анализа.
Обращая внимание на важность именно системного подхода в исследовании социальных процессов, Ковалевский писал: «Я думаю, что социология выиграет, если забота об отсекании первичного или главнейшего фактора будет исключена из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии со сложностью общественных явлений она ограничится указанием на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин». Отсюда вытекает и основная задача науки — выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия ее форм. Ковалевский активно использовалсравнительно-исторический метод, был активным продолжателем идей позитивизма — западного классического направления.
В. С. Соловьев рассматривал аномичность общества с точки зрения философской концепции неоплатонизма и находил причины преступного поведения в сфере трансцендентной реальности. Первопричиной дезорганизации в обществе, по Соловьеву, является отпадение так называемой Мировой Души от божественного единства, акт проявленного ею своеволия. Именно это событие, произошедшее в реальности трансцендентной, и влечет за собой аномичные проявления в реальном мире. Продолжая свою мысль, Соловьев находит подтверждение своей концепции в окружающей его действительности — своеволие Мировой Души переносится им на поведение человека.
5.
Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Категория “общество” — самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
· — это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
· — это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
·- обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Жизнедеятельность общества
Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.
Экономическая сфера. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.
Социальную сферу представляют этнические общностилюдей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.
Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.
Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными).
Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения. Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.
Типологии обществ Примитивное общество
В примитивном обществе вся социальная организация основана на родовой общине. Примитивное общество характеризуется элементарным половозрастным разделением труда. Большинство из мужчин – членов первобытных общин, в зависимости от природных условий своего ареала обитания, занято каким-то одним из промыслов– либо охотой, либо рыбной ловлей, либо собирательством.
Традиционное общество
Характерная черта всех традиционных обществ – острое неравенство распределения произведенных благ (заостренный профиль стратификации). При переходе от родового строя к государственному это неравенство резко обостряется. Одной из важнейших характеристик развития традиционных обществ, начиная с самых ранних стадий, следует считать возникновение принципиально новых типов поселений – городов. Города становятся центрами проживания для членов общества, принадлежащих ко второму и третьему секторам занятости, – торговцев и ремесленников, а следом за этим – и для представителей четвертого сектора, информационного.
Индустриальное общество
Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры. Для И. о. характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства потребления, знания и т. д.
Постиндустриальное общество
В цивилизации постиндустриального типа главным богатством выступает не земля (как в традиционном, аграрном обществе), даже не капитал (как в индустриальной цивилизации), а информация. Причем ее она не ограничена и становится все более доступной каждому и не уменьшается в процессе ее потребления. К тому же она сравнительно недорога (ибо невещественна), а средства ее хранения и обработки становятся все более дешевыми в производстве, что увеличивает ее эффективность. Важнейшей движущей силой изменения в постиндустриальном обществе выступают автоматизация и компьютеризация производственных процессов и так называемые «высокие технологии»
studfiles.net
Общество как сложная динамическая система
ОБЩЕСТВО
Общество как динамичная система
Общество и природа
Культура и цивилизация
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
Важнейшие институты общества
Многообразие путей и форм общественного развития
Проблема общественного прогресса
Целостность современного мира, его противоречия
Глобальные проблемы человечества
Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.
С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).
Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).
Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).
Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).
Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?
- общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
- нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
- любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
- связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).
Общество как сложная динамическая система
Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться , если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).
Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.
Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.
Существует и широкая, философская точка зрения на общество.
Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.
Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.
Общество и природа
И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.
Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру, как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).
1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.
2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах. Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами. Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы.
Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.
Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” — дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.
Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.
Правовая защита природы
Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.
Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).
Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:
общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.
В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью).
Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.
Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений.
Общество является сложной динамической системой.
Общественные отношения
Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения. Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. Материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.
Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.
Особым видом общественных отношений являются межличностные (т.е. отношения между отдельными индивидами).
Эволюция и революция
Существует два основных пути изменений – эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова “развёртывание” —
это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от латинского поворот, изменение) – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов приводит к качественному изменению (революция).
В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа. Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путём преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.
Однако политические революции как правило ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть учёных вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,
С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл “революцией сверху” реформы Бисмарка в Германии. “Революцией сверху” можно считать и реформы конца 80 — начала 90-х г.г. XX века, приведшие к изменению существующего строя в нашей стране.
Современные российские учёные признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике “перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе”.
И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые – терапевтическими методами, вторые – хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации – как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т. е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.
Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития. Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.
Культура и цивилизация долгое время отождествлялись. Однако Культура и цивилизация
уже в XIX веке научный смысл этих понятий различался. А в начале XX
столетия немецкий философ О. Шпенглер в своём труде “Закат Европы”
и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Различия между понятиями “культура” и “цивилизация” подчёркивали и другие мыслители. Так, Н. К. Рерих сводил различие культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию — с гражданским, общественным устроением нашей жизни. Действительно, слово “культура” восходит к латинскому слову, означающему культивирование, возделывание, обработку. Однако к этому же корню (cult-) восходит и слово воспитание, почитание, а также культ (как поклонение и почитание чего-то). Слово “цивилизация” происходит от латинского civilis – гражданский, государственный, однако к этому же корню восходит и слово “горожанин, житель города”.
Культура – это ядро, душа, а цивилизация – оболочка, тело. П. К. Гречко считает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня – результата. Цивилизация обустраивает землю, нашу жизнь, делает её удобной, комфортной, приятной. Культура “ответственна” за постоянную неудовлетворённость достигнутым, поиск чего-то недостижимого, достойного прежде всего души, а не тела. Культура – это процесс гуманизации общественных отношений, человеческой жизнедеятельности, в то время как цивилизация – их постепенная, но неуклонная технологизация.
Без культуры цивилизация существовать не может, ибо система культурных ценностей есть тот признак, который отличает одну цивилизацию от другой. Однако культура – понятие многосложное, в него входит и культура производства, материальных отношений и политическая культура и духовные ценности. В зависимости от того, какой признак мы выделяем в качестве основного критерия, изменяется и деление цивилизаций на отдельные типы.
Типы цивилизации
В зависимости от своей концепции и выдвинутых критериев различные исследователи предлагают свои варианты типологии цивилизации.
Типы цивилизаций
Критерии выделения | Типы цивилизаций |
Религиозные ценности | Христианская цивилизация Европы арабо-исламская Цивилизация Востока —- индо-буддийская дальневосточно- конфуцианская |
Виды мировоззрений | Традиционная (восточная) Рационалистическая (западная) |
Масштабы распространения | Локальные Особенные Всемирные |
Преобладающая социально- экономическая сфера | Аграрная Индустриальная Постиндустриальная |
Фаза развития | “Молодая”, нарождающаяся Зрелая Клонящаяся к упадку |
Однако в публицистической литературе широко утвердилось деление на цивилизации западного (инновационного, рационалистического) и восточного (традиционного) типа. Иногда к ним добавляются ещё так называемые промежуточные цивилизации. Какие же черты их характеризуют? Рассмотрим это на примере следующей таблицы.
Основные черты традиционного общества и западного общества
Традиционное общество | Западное общество |
“Непрерывность” исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков | История движется неравномерно, “скачками”, разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций |
Неприменимость концепции линейного прогресса | Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства |
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею | Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд |
Основа экономической системы – общин- но-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности | Основа экономики- частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое |
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы | Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни |
Государство подчиняет себе общество, контролирует многие стороны жизни людей. Общность (государство, этнос, социальная группа) обладают приоритетом перед отдельным человеком | Сложилось гражданское общество, во многом автономное от государства. Права личности приоритетны и закреплены конституционно. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. |
Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай | Особенной ценностью обладает готовность к изменениям, новациям |
Современные цивилизации
В настоящее время на Земле существуют цивилизации разного типа. В отдалённых уголках планеты развитие ряда народов ещё сохранило в себе черты первобытного общества, где жизнь целиком подчинена природному циклу (Центральная Африка, Амазония, Океания и т.д.). Часть народов в своём образе жизни сохранили черты восточных (традиционных) цивилизаций. Влияние постиндустриального общества на эти страны отражается в нарастании кризисных явлений, нестабильности жизни.
Активная пропаганда средствами массовой информации ценностей постиндустриального общества, возведение их в ранг общечеловеческих ценностей вызывает определённую негативную реакцию со стороны традиционных цивилизаций, стремящихся не только сохранить свои ценности, но и возродить ценности ушедшего прошлого.
Так, к арабо-исламской цивилизации относят Иран, Афганистан, Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию и др. Между отдельными исламскими странами и даже внутри этих стран обостряется борьба между сторонниками сближения с западной цивилизацией и исламскими фундаменталистами. Если первые допускают расширение светского образования, рационализацию жизни, широкое внедрение современных достижений науки и техники, то вторые считают, что основой (фундаментом) всех сфер жизни являются религиозные ценности ислама и занимают агрессивную позицию по отношению к любым новшествам и заимствованиям от западной цивилизации.
К индо-буддийской цивилизации можно отнести Индию, Монголию, Непал, Тайланд и др. Здесь преобладают традиции индуизма, буддизма, характерна религиозная терпимость. В этих странах с одной стороны сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой – значительная часть населения живёт ценностями традиционного общества.
К дальневосточно-конфуцианской цивилизации относят Китай, Корею, Японию и др. Здесь преобладают культурные традиции даосизма, конфуцианства и синтоизма. Несмотря на сохранившиеся традиции, эти страны в последние годы сближаются и развитыми западными странами (особенно в экономической сфере).
К какому же типу цивилизационного развития можно отнести Россию? В науке существует несколько точек зрения по этому поводу:
— Россия – европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;
— Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;
— Россия – внутренне расколотая, “маятниковая” цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко отмечаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;
— Россию нельзя считать отдельной цивилизацией. Это цивилизационно неоднородное общество, конгломерат различных цивилизаций.
Чтобы определить какая точка зрения более объективна, обратимся к характеристике западной цивилизации. Исследователи считают, что внутри неё существуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т. д.). Современная западная цивилизация – это постиндустриальная цивилизация. Её особенности определяются последствиями научно-технической революции (НТР), происшедшей в 60-70-х г.г. XX века.
Глобальные проблемы
Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.
Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.
Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.
Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.
Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.
После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.
В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:
- Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
- Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” — 2001.
- Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
- Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
- Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
- Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.
ОБЩЕСТВО
Общество как динамичная система
Общество и природа
Культура и цивилизация
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
Важнейшие институты общества
Многообразие путей и форм общественного развития
Проблема общественного прогресса
Целостность современного мира, его противоречия
Глобальные проблемы человечества
Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.
С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей, объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).
Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).
Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).
Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).
Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?
- общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
- нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
- любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
- связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).
Общество как сложная динамическая система
Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться , если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).
Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.
Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.
Существует и широкая, философская точка зрения на общество.
Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.
Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.
Общество и природа
И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.
Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру, как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).
1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.
2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах. Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами. Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы.
Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.
Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” — дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.
Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.
Правовая защита природы
Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.
Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).
Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:
общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.
В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью).
Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.
Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений.
Общество является сложной динамической системой.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Общество как динамическая система
В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.
Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.
Структура общества состоит из четырех подсистем, которые являются основными сферами деятельности человека – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, политическая сфера является системой, включающей огромное количество составляющих — партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.
Каждая сфера общества является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама — довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество — это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.
Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.
Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это – человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.
Жизнь общества как социальной системы постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.
Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.
Общество как динамическая система характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.
autogear.ru
Электронная тетрадь Скипиной Лизы: Общество как динамичная система.
Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем.
Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Динамичная система — множество элементов, для которого задана функциональная зависимость между временем и положением в фазовом пространстве каждого элемента системы.
Признаки общества как динамичной системы:
1)динамизм (возможное изменениес течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
2)комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
3)самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
4)интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).
Понятие общества в узком смысле:
1)первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества),
2)французское общество, английское общество (страна, государство),
3)дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов),
4)общество музыкантов, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).
Понятие общества в широком смысле:
1)все население Земли, совокупность всех народов,
2)общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Признаки общества как системы:
1)общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем,
2)общество несводимо людям, его составляющим, эта система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью,
3)самодостаточность,
4)динамичность, незавершенность и альтернативность развития,
5)особый статус субъектов, определяющих общественное развитие,
6)непредсказуемость, не линейность развития,
7)необходимость осмысления последствий вмешательства человека при построении различных моделей развития общества.
Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а так же внутри них) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества.
skipinablog.blogspot.com
Общество как динамическая система.
Количество просмотров публикации Общество как динамическая система. — 229
Как система общество состоит из 4 подсистем (сфер жизни общества):
3. Экономическая подсистема.
4. Социальная подсистема.
5. Политическая подсистема.
6. Духовная подсистема.
Экономическая подсистема – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
· производство, распределение, обмен;
· потребление материальных благ;
Экономическая подсистема существует в таких формах как:
· Экономическое пространство, в котором происходит хозяйственная жизнь;
· Деятельность институтов управления экономикой;
· Способ производства материальных благ (схема «Способ производства материальных благ).
Производственные отношения — ϶ᴛᴏ отношения собственности. Тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики, диктует условия, в то время, как все остальные вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату.
Материальное производство имеет огромное значение:
· Создаёт материальные блага общества;
· Способствует решению проблем общества;
· Влияет на социальную структуру, на политические процессы, на духовную сферу общества.
Социальная подсистема – система внутреннего устройства общества (социальные группы, классы, нации), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.
Основные элементы социальной подсистемы:
§ Классы;
§ Страты;
§ Сословия;
§ Люди города и деревни;
§ Представители физического и умственного труда;
§ Социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь, старики)
§ Национальные общности.
По отношению к социальной подсистеме имеются два подхода:
Классовый подход (всё общество делится на большие группы, классы, между которыми происходит классовая борьба) распространён в марксистской философии.
Стратификационный подход (общество состоит из небольших социальных групп, — профессиональных, демографических, — взаимодействующих между собой). Этот подход свойственен современной западной философии.
Слово «стратификация» (от латинского «stratum» – покрывало, постель) заимствовано у геологов, в английском языке его стали понимать как пласт, слой общества. Люди ранжированы по полу, возрасту, профессии, национальной принадлежности, достатку. Для обозначения всей гаммы различий между людьми используют термин «социальная дифференциация», который объёмлет различия между группами, индивидуумами. Это понятие использовал Г. Спенсер.
Размещено на реф.рф
Термин «социальная дифференциация» синонимичен термину «различие». Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное, статусное неравенство. Проблема равенства – неравенства постоянно обсуждается сторонниками этого подхода.
Под равенством понимают:
1. Личностное равенство;
2. Равенство возможностей в достижении целей;
3. Равенство условий жизни;
4. Равенство результатов деятельности.
Каждый человек в обществе имеет определённый статусный набор
Различают предписанный (характеризует закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую запрещён или затруднён) и достигаемый статус (характеризует подвижную систему стратификации, открытое общество, где возможны переходы из одной страты в другую).
Промежуточный тип характеризует относительно закрытую систему, переход тем не менее возможен.
Возможность перехода из одной группы в другую принято называть социальной мобильностью. Она – основа нормального существования общества, возможность самореализации человека. Сегодня около 60 % развитого общества составляет т. н. средний класс (мелкие предприниматели, торговцы, представители свободных профессий, представители технической и научной интеллигенции, работники сферы услуг).
Особый слой в обществе составляют маргиналы – люди, находящиеся в переходном состоянии, потерявшие связь с одной социальной группой и неспособные примкнуть к другой. Теория маргиналов была выдвинута одним из основателей Чикагской социологической школы Р. Э. Парком, дополнена Э. Стоунквистом. М. Вебер говорил, что маргиналы играют важную роль в обществе, являются социальной силой, носительницей реформистских тенденций.
Среди маргиналов бывают этномаргиналы (мигранты в чужую среду, люди от смешанных браков), биомаргиналы (их здоровье перестаёт быть предметом заботы социума), социомаргиналы (перемещение целых групп), возрастные маргиналы (при разрыве связей между поколениями, при конфликте «отцов и детей»), политические маргиналы (их не устраивают легальные возможности и правила общественно-политической борьбы), экономические маргиналы (безработные), религиозные маргиналы (стоящие вне конфессий), криминальные маргиналы.
Чем выше процент маргинализации общества, тем выше его нестабильность, опасность аномии.
Классовый и стратификационный подходы имеют свои достоинства и недостатки, взаимодополняют, а не исключают друг друга
Ещё одним объектом социальной сферы является семья. Семья — ϶ᴛᴏ малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми. По представленности в них разных поколений семьи бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (родители, дети, родители супругов). Сейчас преобладают нуклеарные семьи.
Типы семей:
1. Традиционные (три поколения, лидер – мужчина, экономическая зависимость жены от мужа, деление обязанностей на мужские и женские).
2. Нетрадиционная семья (сохраняется установка на лидерство мужчины, разграничение обязанностей на мужские и женские). При этом в такой семье женщина трудится на производстве и получает исключительное право на домашний труд. Это своего рода эксплуататорский тип семьи.
3. Эгалитарная семья (семья равных) предполагает пропорциональное деление домашних обязанностей, взаимозаменяемость супругов, обсуждение базовых проблем, совместное принятие важных решений, эмоциональную насыщенность отношений.
Каковы же функции семьи?
1. Биологическое воспроизводство общества.
2. Социализаторская функция (поддержание непрерывности культурной и социальной адаптации её членов).
3. Хозяйственно-бытовая функция (уход за детьми, получение хозяйственно-бытовых услуг друг от друга).
4. Экономическая функция (поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов семьи, общества).
5. Этическая функция (моральная регламентация поведения членов семьи).
6. Социально-статусная функция (воспроизводство социальных структур).
7. Досуговая функция.
8. Эмоциональная функция.
9. Сексуальная функция.
Приведённая классификация принадлежит М. С. Мацковскому ( Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и практики. М.: 1989).
По характеру супружества семьи делятся на:
Моногамные семьи (брак одного мужчины с одной женщиной).
Полигамные семьи (встречаются в 20 раз реже моногамных; одна женщина и несколько мужчин или наоборот).
Политическая подсистема.
Политическая подсистема – совокупность учреждений, организаций, выражающих интересы социальных групп, которые осуществляют руководство обществом.
Элементы политической подсистемы:
· Государство и государственные органы
· Политические партии, движения;
· Общественные организации;
· Профсоюзы.
Главный элемент политической подсистемы – государство (система органов, осуществляющая государственную власть), при помощи которого осуществляется управление обществом.
Государство отличается от других социальных институтов такими признаками:
§ Наличием специального аппарата власти;
§ Наличием государственной территории;
§ Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, и правом применять насилие, в случае если законы нарушаются;
§ Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки.
Итак, государство обладает рядом монопольных функций в обществе.
Та часть политической сферы, которая обладает относительной независимостью от государства, принято называть гражданским обществом. Оно состоит из отдельных индивидуумов, их объединений. В состав гражданского общества входят семья, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам.
Итак, общество — ϶ᴛᴏ гражданское общество плюс государство.
Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом?
Функции государства:
1. Представительная функция (представление интересов различных социальных и политических групп).
2. Регулятивная функция (поддержка порядка в обществе).
3. Охранительная функция (охрана граждан от внешней опасности, от внутренней угрозы).
4. Внешнеполитическая функция (представление интересов общества на международной арене).
5. Интеграционная функция (осуществление объединительных действий для поддержания целостности общества).
Вся человеческая история — ϶ᴛᴏ история конфликта между гражданским обществом и властью, личностью и государством.
Этот конфликт является двигателем социально-политического развития общества. Он особо обостряется в период модернизации общества. Здесь можно проследить два процесса: с одной стороны – кризис государственности, что ведёт к ослаблению государства; с другой стороны – создание предпосылок для усиления контроля государства над обществом. Победа первой тенденции может привести к невозможности эффективного управления обществом (кризис верхов). В случае если же побеждает вторая тенденция – гражданское общество теряет возможность влиять на принятие решений, устанавливается авторитарный стиль правления обществом. Важно найти срединный путь, который обеспечит здоровое функционирование общества, его дальнейшее развитие и обновление. При этом речь идёт также о сохранении свободы для личности и её волеизъявления.
Установка массового сознания на пассивное ожидание мудрых решений от власти не изменяет социальную атмосферу в обществе к лучшему. Конструктивная активность гражданского общества – залог здоровья общества в целом.
Духовная подсистема общества.
Духовная подсистема общества — ϶ᴛᴏ система отношений между людьми по поводу производства, сохранению и освоению духовных ценностей общества.
Духовная подсистема состоит из следующих элементов:
· Духовная деятельность;
· Духовные ценности;
· Духовное потребление;
· Индивидуальное сознание;
· Общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания в процессе которой возникают мысли, чувства, образы, представления о мир;, это деятельность по созданию и освоению духовных ценностей общества.
Результат духовной деятельности – моральные и духовные ценности личности и общества, научные теории, художественные произведения.
Особенность продуктов духовного производства состоит в том, что в процессе их потребления они не исчезают, а становятся частью внутреннего мира человека – потребителя, обогащают его внутренний мир.
Размещено на реф.рф
По этой причине не только производство, но и освоение духовных ценностей является творческим процессом саморазвития личности. Здесь действует закон роста духовных потребностей: Чем образованней и культурней человек, чем больше он потребляет духовных ценностей, тем больше у него потребность в духовном потреблении и тем более высокие требования он предъявляет к качеству потребляемого продукта.
Общение между людьми, обмен духовными ценностями принято называть духовными отношениями. Главным элементом духовной подсистемы является общественное сознание. Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, отражающих разнообразие бытия.
Учитывая зависимость относителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
· Индивидуальное сознание отображает восприятие человеком отдельных сторон бытия.
· Групповое сознание.
· Массовое сознание.
В общественном сознании выделяют различные его уровни – обыденно-практический ( более поверхностный уровень)и научно- теоретический
На обыденно-практическом уровне общественное сознание выступает как социальная психология, на научно-теоретическом уровне – как идеология и наука.
Формами общественного сознания являются нравственное, религиозное, научное, эстетическое, экологическое, философское и т.п. сознания.
Элементами общественного сознания являются:
· Обыденное и теоретическое сознание;
· Общественная идеология и психология;
· Формы общественного сознания (политика, право, мораль, наука, религия, искусство).
Итак, общество представляет собой сложную систему, внутри которой функционируют, взаимодействуют элементы подсистем. Каждая из этих подсистем играет свою специфическую роль в жизни общества, от слаженности взаимодействия этих подсистем зависит здоровье и сила общества.
3. Общество как процесс – вопрос для самостоятельной работы.*
Культура и цивилизация (вариант лекции).
1. Культура как объект философии.
2. Цивилизация как объект философии.
referatwork.ru