Диалектики виды – Метафизика как антипод диалектики и другие альтернативы диалектики. Виды диалектики и ее исторические типы.

Содержание

28.Диалектика, ее сущность и исторические формы

Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассмат­риваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а кон­кретный предмет мысли представлен в виде органической сис­темы, воспроизводящей условия своего существования.

Одним из первых философов древности, кто гениально преду­гадал многие стороны диалектического миропонимания и мыш­ления, был Гераклит. Первона­чально диалектика формировалась и развивалась в форме ди­алога, причем в основном стихийно.

Преодолел стихийность этого важного процесса Сократ, ко­торый начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога.,Согласно ему, диалектика — это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования раз­личных (в том числе и противоположных) точек зрения.

Традицию Сократа продолжил его ученик Платон, который обобщил опыт своего учителя и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий как движение мысли к общим понятиям (идеям).

Было выработано на­иболее общее представление о структуре диалектики, включаю­щей объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика — это философская система, сово­купность принципов, законов, категорий, отражающих объек­тивную диалектику.

В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалек­тики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древ­негреческих философов, развивающаяся как на материалисти­ческой (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистичес­кой (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная фор­ма диалектики —

идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Ге- тель). Третья — материалистическая диалектика основы ко­торой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В,И. Ленин.

Диалектике как миропониманию и способу мышления проти­востоят метафизика, софистика и эклектика.

Метафизика — это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутрен­них противоречий как источника развитшу

Софистика — это способ рассуждения, основанный на пред­намеренном нарушении законов и принципов логики, на упот­реблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за пра­вильные

Эклектика — это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взгля­дов, идей, принципов, теорий.

29. Принципы и законы диалектики

Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. Посредством диалектического хода мыслей обнаруживается истина. Объективная диалектика восходит к Гегелю, который указал на противоречия как основной импульс развития духа. Диалектика здесь рассматривается как метод развития, с помощью которого обнаруживаются и разрешаются противоречия.

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические — это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние — противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные — противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные — противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество –

1. свойство предмета — такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

studfiles.net

31. Исторические формы диалектики

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика

немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

1) Аристотель: трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.

Гераклит (наиболее яркий представитель): учения о мире — представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь — это огонь. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения — борьба противоположностей. Диалектика – источник развития. А развитие – это взаимоотношение противоположных сфер.

Платон: бытие заключает в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство – искусство диалектики.

Эпоха Возрождения: идеи совпадения противоположности – Ник. Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного и бесконечного, единого и многого.

2) Действительность – не только предмет познания, но и предмет деятельности.

Кант: ввел идею развития в познание природы. Диалектика разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограничивается познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исходный принцип познания.

Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Диалектика основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Немецкая философия – диалектика духа.

3) Западники-материалисты являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами революционной демократии.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриархата на Руси.

Чернышевский.. Человек — природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип

4) Маркс и Энгельс создали материальную диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развитии познания, обобщении реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Энгельс: д-ка – наука о наиболее общих законах движения природы и общества

Ленин: д-ка – учение о развитии, самое богатое, содержательное и всесторонне учение о развитии

Материалистическая д-ка. — метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

studfiles.net

Диалектика

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

2. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

В истории философии традиционно развивалась такая область фи­лософствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливает­ся под своеобразным углом зрения — с точки зрения единства и движе­ния, изменчивости всего сущего. Диалектика — это философское уче­ние о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философс­кого мышления, с помощью которого окружающий человека матери­альный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамич­ное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее — движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.

В античной философии существовала стихийная диалектика, ко­торая была результатом простого созерцания окружающего мира фи­лософами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать дви­жение человеческого познания. Основателем же диалектической тра­диции принято считать Гераклита, который сформулировал важней­шие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет со­бой единое и неделимое целое («огонь», «мировой пожар»). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной ди­намики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей являет­ся источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, — это сплош­ной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем об­суждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, ста­рости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархич­ности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Но­вого времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышле­ния они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоре­чия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конеч­ного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, явля­ется Бог как возможность и творящая причина всего сущего.

Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII — XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышле­ния. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и про­цессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит — не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.

Особое место в истории философской мысли занимает идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел­линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая, раз­вивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных фор­мах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев заметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении «змея абсолютной диалектики». Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как «корень всякого движения» и всякой «жизненности». Саморазвитие философ представлял в виде триады «тезис-антитезис-синтез», которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм»), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окон­чательные, завершенные результаты познания и практики человека невоз­можны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, кото­рые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, «колоссальным недо­носком», поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсо­лютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников раз­вития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двига­ясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Геге­лем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марксистской фи­лософии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевс­кую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рацио­нальное зерно — идею развития, превратив ее в инструмент философско­го исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа дви­жется в вечном потоке и круговороте, являясь «пробным камнем» для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесто­ронне применена к изучению общественных явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности и го­сударства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диа­лектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заря­жена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основополож­ники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не прекло­няется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процес­са возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика —это «живая душа» марксизма.

Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (твор­ческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Гер­ценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями рус­ского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема един­ства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Со­ловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. про­грессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобще­нием материала естественных и иных наук.

ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представ­лений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложи­лась и существует как система теоретического знания о своем предмете.

Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсаль­ные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппа­рат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.

В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под ко­торой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружаю­щего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объек­те. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, ге­нетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богат­ство человека зависит, следовательно, от многогранности его отно­шений с окружающим миром, с обществом и людьми.

Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и вли­яния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материаль­ного мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодей­ствий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.

Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположно­стями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием ве­щей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный маг­нит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жиз­ни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоот­ношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организ­ме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, одна­ко, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.

Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, ко­торый возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антаго­низм может складываться между очень опасным преступником-рециди­вистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых про­тиворечий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой «трагическое» противоречие, ведь при нем стороны как бы «пожирают» друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.

Наряду с противоречием в диалектике применяется и понятие гармо­нии. Под ней принято понимать стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и жен­щиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря кото­рой род человеческий может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гар­мония представляет собой прекрасный (красивый, «красный») порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями явля­ются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обще­стве, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гар­монии является царство Божье как некий идеальный порядок мира, ко­торый должен наступить в будущем. Напротив, понятие дисгармонии указывает на несовершенство целого, распад органичных связей в нем.

Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие —это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно пред­ставляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей ко­лебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития про­исходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и перио­ды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, — тот период, когда происходит воз­никновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его по­знавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присут­ствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие — это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в обществен­ной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессив­ным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.

Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть ко­торых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.

Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принци­пы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или «элементы» диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира челове­ком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) все­го в мире. В.И.Ленин в своей работе «Философские тетради» выделил и охарактеризовал 16 «элементов» диалектики, показал их роль в по­знании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалек­тического мышления человека.

В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это — законы объек­тивного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под кото­рой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории един­ства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как «Что является источником развития?», «Как происходит развитие?», «Куда направлено развитие?». Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философс­кого идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, рас­крывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда «ядром» диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники разви­тия материального мира («Что является источником развития?»). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как «двигательной силы» развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противополож­ных сторон целого — начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для «ходячего» рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, «изъян, недо­статок или погрешность этой вещи». Для диалектического же мышления проти­воречие — это естественный способ существования вещи.)

Этот закон диалек­тики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее по­знания) осуществляется путем «раздвоения» единого на противопо­ложности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.

Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противополож­ностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в це­лом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противополож­ности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрица­ния друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и проис­ходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жиз­неспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение про­тиворечия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рам­ках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе оче­видно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и не­знание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают обществен­ной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития («Как оно происходит?»). Диалектика ха­рактеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необхо­димых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определен­ность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, ста­кан — это «инструмент» прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, разме­рах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, назы­ваемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (ста­кан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в ито­ге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).

Диалектика утверждает, что на определенной ступени существова­ния предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предме­та в принципиально иное состояние (качество). Скачок — это решаю­щий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молеку­ле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.

Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции про­цесса развития («Куда оно направлено?»). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершен­ным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же — утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жиз­ни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельнос­ти). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступа­тельного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.

Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохране­нии и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело ме­сто в прошлом и что удерживается («снимается») для будущего. В про­тивном случае будет происходить «зряшное» отрицание, т.е. простое от­брасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выра­жение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отри­цание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличает­ся излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.

Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познава­тельное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окру­жающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) раз­вития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебатель­ное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут воспри­ниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возмож­ность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диа­лектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлече­ны во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.

Будучи системой философского знания о связях и развитии матери­ального мира, диалектика выполняет ряд функций, в которых и прояв­ляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.

Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоре­чий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.

Методологическая («поисковая») функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт та­кого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).

Диалектика выполняет также прикладную («жизненно-практичес­кую», или «технологическую») функцию. Будучи системой теорети­ческих знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исход­ные ориентиры в его практической деятельности (например, правиль­ное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхи­щать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, на­правлять ход социального развития.

Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую фор­мулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практи­ческое значение.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

В истории философской мысли существовала не только диалекти­ка, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, ме­тафизика, или «антидиалектика», по определению Г.Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древ­ней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть не­подвижный шар, состоящий из двух частей — светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши — как наука о бытии — данный термин употреблялся до XVIII в.

studfiles.net

Понятие диалектики в философии

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Основы философии » 18.1 Понятие диалектики в философии



    Понятие диалектики в философии

    Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
    Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.
    Главная проблема диалектики – что такое развитие?
    Развитие – изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
    Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
    Движение:
    – является внутренним свойством материи;
    – характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий;
    – является способом связи в материальном мире.

    Основные законы диалектики


    1. Среди способов понимания диалектики развития являются законы диалектики.
    Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
    – охватывают все сферы окружающей действительности;
    – раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
    Выделяются три базовых закона диалектики:
    – единства и борьбы противоположностей;
    – переход количества в качество;
    – отрицания отрицания.
    2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.
    Можно также выделить различные виды борьбы:
    – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития;
    – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития;
    – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
    Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия:
    – содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы;
    – солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении;
    – нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой;
    – мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
    3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
    Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
    Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
    Мера – единство количества и качества.
    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
    Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
    – резко, одномоментно;
    – незаметно, эволюционно.
    4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
    Примеры:
    – смена общественно-экономических формаций;
    – «эстафета поколений»;
    – смена вкусов в культуре, музыке;
    – ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
    Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
    – развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
    – развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
    – развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
    Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например:
    а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие;
    б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие.
    Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

    Принципы диалектики


    Основными принципами диалектики являются:
    – принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например:
    а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы;
    б) внешние связи человека как элементы социальной системы.
    – принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
    – принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными;
    – принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
    а) вечность, неуничтожимость истории и мира;
    б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    Категории диалектики


    Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
    К основным категориям диалектики относятся:
    – сущность и явление;
    – форма и содержание;
    – причина и следствие;
    – единичное, особенное, всеобщее;
    – возможность и действительность;
    – необходимость и случайность.

    Альтернативы диалектики


    1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые также являются философскими методами. Достаточно часто данные теории противоположны диалектике.
    К альтернативам диалектики относятся:
    – метафизика;
    – софистика;
    – эклектика;
    – догматизм;
    – релятивизм.
    2. Метафизика является главной альтернативой диалектики.
    Таблица 1
    Отличия метафизики от диалектики
    Основные положения Диалектика Метафизика
    Связь старого и нового Признает наличие связей между старым и новым Полностью отвергает связь между ними, считая, что новое целиком вытесняет старое
    Причина движения Движение свойство материи Движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок
    Взаимосвязь количества и качества При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству
    Направленность движения, развития Развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали Признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития
    Отношение к окружающей действительности Видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира») Видит мир однообразно, по принципу «черное – белое»
    Отношение к познанию Видит мир целостным и взаимосвязанным Видит мир состоящим из отдельных вещей и явлений
         
     
    Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.
    В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике.
    3. Наряду с метафизикой существуют философские подходы альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
    – эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций;
    – софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;
    – догматизм – восприятие каких-либо положений как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру;
    – релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.
    Вопросы и задания
    1. В чем сущность философской категории «бытие»?
    2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории.
    3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение».
    4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего.
    5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики».
    6. Привести примеры противоположные диалектике.
    Лекция, реферат. Понятие диалектики в философии — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

     

referatwork.ru

Исторические формы диалектики и ее альтернативы

Представления о диалектике как развитии материального: мира складывались на протяжении длительного времени. Первые элементы диалектики свое непосредственное выражение нашли воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии. Стихийная диалектика Древней Греции (первая ее историческая форма в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. В частности, Гераклит полагал, что в мире все пребывает движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является убедительным символом изменений и развития, происходишь, в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю Глубину идеи развития.

Другим столь же ярким и образным символом, который использовал Гераклит для обоснования идеи развития, является созданный им образ реки, в которую «нельзя войти дважды, потому, по она та, да уже и другая», т.е. в мире, полагал Гераклит, все преходящие и изменчиво. В качестве источника развития Гераклит рассматривал борьбу противоположных сторон. Он считал, что «нес происходит через борьбу и по необходимости». Причем, противоположности, по его мнению, не только реально существуют, но и взаимодействуют между собой: теплое — холодеет, холодное Теплеет; влажное — становится сухим, сухое — влажным. Взаимодействуя между собой противоположности взаимопроникают друг в друга, выступая причиной развития реальных вещей.

Философские традиции, связанные с идеей развития, продолжены далее Сократом. Он впервые вводит в оборот термин диалектика», понимая под ней искусство ведения диалога, а точнее обнаружения истины в процессе преодоления противоположных суждений, высказанных в споре между двумя собеседниками. В отличие от Гераклита, заложившего основы объективной диалектики, т.е. диалектики внешнего, материального мира, Сократ по праву считается основателем субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих сущность человеческою мышления. В силу данного обстоятельства, диалектика у него приобретает вполне осмысленный, т.е. сознательный характер.

Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии в лице, прежде всего, И. Канта и Г. Гегеля.

И. Кант развивал субъективно-идеалистические представления о диалектике, так как в развитии рассматривал не реальные вещи, а априорные, доопытным путем рожденные в разуме человека понятия и суждения. Представления о диалектике И. Кант связывал не только с учением об априоризме, но и с признанием антиномичности человеческого разума, т.е. не способности его выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещь в себе». Поэтому, считал И. Кант, диалектика всегда имеет отрицательный результат. Она выступает как «логика видимости» и не предоставляет возможности постичь истину. Всякие попытки разума выйти за пределы явлений и познать сущность вещей наталкиваются на неразрешимые противоречия, их И. Кант называет антиномиями.

В универсальной форме диалектический принцип развития немецкой философии был представлен Г. Гегелем. Причем, им это было сделано таким образом, что в последующем уже никто не смел отрицать значение диалектики.

Величие Г. Гегеля как философа состоит в том, что он впервые из всех философов предшествующего времени дал классическое обоснование диалектической концепции развития, посредством представленных им законов и категорий. Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия посредством которых реализуются такие важнейшие принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной взаимосвязи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал борьбу противоположных сторон, т.е. противоречия. Тем самым он нанес сокрушительный удар по религиозным представлениям, которые в качестве единственной причины развития всех вещей рассматривали Бога, некий внешний толчок.

К сожалению, диалектика Г. Гегеля развивалась на идеалистической основе. В развитии он рассматривал не действительный мир реальных вещей, а некий «мировой разум», «мировой дух» некую объективную, абсолютную идею. В диалектике понятий он лишь угадал развитие реальных вещей. Тем не менее, его вклад в философскую науку огромен, в последующем он предопределил развитие многих концептуальных идей современной диалектики.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития.

Материалистическая диалектика принципиально отличается от идеалистической диалектики Г. Гегеля и прямо противоположна ей. «Мой диалектический метод, — писал К. Маркс, — по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Г. Гегеля процесс мышления… есть демиург, действительного…. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Тем самым К. Маркс исходит из первичности объективной диалектики и вторичности, производности субъективной диалектики. Объективная диалектика, диалектика материального мира, с точки зрения материалистической методологии определяет диалектику идей, а не наоборот.

Такое понимание материалистической диалектики получило свое дальнейшее развитие в философских воззрениях Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Ф. Энгельс, в частности писал, что «так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения».

На это обстоятельство обращал внимание и В.И. Ленин. Материалистическая диалектика, писал он, «есть наука, а не субъективистское жонглирование понятиями… Ход развития вешей определяет ход развития идей, а не наоборот». Иначе говоря, диалектика существует не в рассудке человека, а в объективной действительности.

Диалектику В.И. Ленин определяет как учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. В работе «Философские тетради» диалектика им рассматривается через борьбу противоположных сторон. Вкратце, пишет он, этим и будет схвачено ядро диалектики.

Важное значение для современной философии имеют четыре принципа диалектической логики, выдвинутые В.И. Лениным.

Во-первых, отмечает он, чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования».
Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Г. Гегель) изменении.
В-третьих, вся человеческая практика должна выйти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практическими определитель связи предмета с тем, что нужно человека.
В-четвертых, диалектическая логика учит, что, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Все эти принципы обладают глубоким содержательным смыслом и не потеряли своей актуальности в настоящее время.

Отстаивая принципы научной диалектики, важным является рассмотрение ее альтернатив, в качестве которых выступает метафизика, софистика и эклектика.

Термин «метафизика» был введен в 1 в. до н.э. Андронником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля расположил «после физики» (знаний о природе) те из них в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе т.е. те которые были «первой философией» — наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

В настоящее время термин «метафизика» приобрел и другие значения.

В современной философской науке под метафизикой понимается онтология, т.е. учение о бытии в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

Однако наиболее распространенным понятием метафизик является представление о ней как особом способе мышления противостоящем диалектическому методу. Развитие метафизики рассматривают как простое уменьшение или увеличение одного и тоже качества предмета, как движение по замкнутому кругу, не при водящему к появлению новых вещей. В качестве источника развития метафизиками рассматриваются не противоречия, а внешний толчок, некая сверхъестественная, божественная сила.

Наряду с метафизическим методом мышления альтернативами диалектики являются софистика и эклектика.

Софистика — есть сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися правильными, а на деле являющимися ложными. В качестве примера можно привести следующий софизм: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть вполне полезное дело. Следовательно, вор поступает хорошо». Посредством подмены такого рода понятий софистика оправдывает по существу любые, в том числе и преступные действия: терроризм, войны, геноцид, коррупцию, взяточничество и т.д. В этом, собственно, и заключается ее реакционный и социально опасный характер, имеющий, в конечном счете, всегда отрицательный результат.

Характерными приемами софистики являются: 1) вырывание отдельно взятых событий из их общей связи; 2) применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи — к событиям другой эпохи без учета фактора времени и конкретных обстоятельств; 3) гибкость понятий, адекватная развитию объективного мира, софистами рассматривается субъективно, т.е. вне связи с изменениями, происходящими в материальной действительности.

Эклектика — механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики, реализма и номинализма.

Тем не менее, в истории философии подобные «синтезы» имели место. Уже в античное время философом Карнеадом был провозглашен принцип равнозначности философских идей в силу их одинаковой проблематичности. По мнению Кариеада, ни у одного философского учения нет преимущества перед другими философскими школами и направлениями. Идеи Платона, Аристотеля, стоиков, скептиков и даже киников звучали в стенах созданной им новой — третьей Академии. Карнеад стремился устранить существующие разногласия между столь различными философскими направлениями и школами, создать некое синтетическое философское учение.

В классической немецкой философии эклектика воззрений в наибольшей мере нашла выражение у И. Канта, который пытался объединить материализм с идеализмом в одной философской системе, не видя принципиальных различий между ними, за что — слева его критиковали материалисты, а справа — идеалисты.

В конце XIX — начале XX в. эмпириокритики Э. Мах и Р. Авенариус, устраняя «односторонности» материализма и идеализм пытались создать «третью линию» в философии. Учение об «злементах мира» Э. Маха и теория «принципиальной координация объекта и субъекта Р. Авенариуса есть не что иное, как заимствование отдельных элементов из философских учений не только идеалистических, но и материалистических школ и направлений.

И сегодня, в современной западной философии наблюдается тенденция плюралистического соединения различных философских школ и направлений.

psyera.ru

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики – это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.

Основные законы и категории диалектики

Что такое диалектика? Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  • категории;
  • принципы;
  • основные законы диалектики.

Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

Основные законы диалектики в философии следующие:

1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел.

Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

  • содержание и форма;
  • всеобщее, единичное, особенное;
  • действительность и возможность;
  • явление и сущность;
  • случайность и необходимость;
  • следствие и причина.

Отметим, что под категорией понимаются основополагающие понятия, которые используются для решения конкретных проблем.

fb.ru

Что такое диалектика? Принципы и законы диалектики

В современной науке есть несколько теорий, которые описывают работу различных систем. И наиболее точно описывающей разнообразные изменения, которые происходят с явлениями и предметами окружающего мира является диалектика. В Древней Греции под этим понятием понимали спор или же диалог. Со временем его стали использовать для обозначения противоречий не только в процессе философского спора, но и в природе, в мире. Целостная концепция диалектики была разработана великим немецким философом Гегелем.

Предыстория диалектики

Иными словами, задумываться о том, что такое диалектика, человек начал еще на заре своей истории, когда впервые устремился к пониманию закономерностей, действующих в окружающем его мире. Люди поняли, что знание данных механизмов может существенно помочь им в повседневной, реальной жизни, являясь способом понимать ее и, по возможности, преобразовывать.

Понятие

Диалектикой в философии сегодня называется способ аргументации (а также одна из форм рефлексивного теоретического мышления), который исследует противоречия, заложенные в содержании мышления. Слово «диалектика» в перевод с древнегреческого языка означает «искусство спорить, вести рассуждение».

Оно стало известным благодаря работам Платона, в частности, его произведения «Диалоги». В них двое или более участников беседы могли вести между собой разговор, и при этом придерживаться разных мнений. Однако они стремились найти истину путем обмена имеющимися у них мнениями. Уже начиная с работ Гегеля направление диалектики, начинает противопоставляться метафизике – учению о неизменности вещей, независимости их друг от друга.

Другие определения

В истории философии можно найти немало других определений того, что такое диалектика.

  • Гераклит считал, что под этим термином необходимо понимать учение о становлении, а также изменчивости бытия;
  • Платон под диалектикой понимал способ расчленения и связывания различных понятий с той целью, чтобы постичь высшую идею, сущность вещей;
  • Аристотель понимал под диалектикой науку, которая касается общих положений, которые могут быть найдены в любом научном исследовании;
  • Джордано Бруно и Николай Кузанский понимали под данным термином учении о совмещении противоположных по своей сути явлений;
  • Кант считал, что диалектика – это метод, позволяющий разрушить иллюзии, свойственные человеческому разуму. Ведь стремясь к познанию истины, он неизбежно запутывается в противоречиях.
  • Гегель, детально описавший принципы и законы диалектики, понимал под данным термином метод познания существующих противоречий, которые являются движущими силами развития.

В марксизме-ленинизме диалектика считалась учением, которое ложится в основу познания реального мира и его революционного преобразования

Диалектические принципы кратко

Было выделено несколько основных принципов диалектики. Кратко можно описать их следующим образом.

  • Вещи в мире находятся в связи между собой. Под этим принципом понимается, что каждый предмет или явление в материальном мире находится в связи с другими вещами. Например, каждый представитель животных включен в биологическую цепочку; предметы окружающего мира связаны с планетой Земля; последняя, в свою очередь, связана с Солнечной системой и так далее.
  • Принцип развития – поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. Обычно развитие противопоставляется «творению», «взрыву». Нередко говорят, что оно должно иметь какую-либо цель, однако в диалектике это не всегда так. К примеру, сложно судить о какой-либо цели развития в природном мире. Невозможно предсказать и отдаленные задачи, которые преследует эволюция человеческого общества.
  • Принцип отрицания – каждое новое состояние предмета находится в противопоставлении к предыдущему.

Понятия и категории

Итак, мы разобрали, что такое диалектика. Однако данный метод в философии не исчерпывается только лишь одним определением и теми законами, которые ему свойственны. В этом направлении есть также и ряд диалектических закономерностей, которые выражаются в различных сущностях, или же понятиях.

Одновременно с формулировкой основных принципов диалектики были разработаны и ее основные категории. Они являются наиболее общими понятиями, которые отражают самые существенные связи между явлениями и предметами окружающего мира. Они собраны в определенную систему, в которой и находится само содержание диалектического метода. Чаще всего можно услышать о следующих основных категориях диалектики: субъект и объект познания, материя, сознание, мышление, сущность, явление, единичность, случайность, необходимость.

Понятия о вещах и явлениях

Также существуют и основные категории диалектики, которые относятся к вещам и явлениям окружающего мира. Они отражают различные стороны предметов, а также процессов, которые имеют место в реальности. Это такие понятия, как «вещь в себе», явление, сущее, движение, мир (космос), форма и содержание.

Основные принципы: закон системности

Данное положение является одним из основных. Закон системности формулируется следующим образом: все в мире связано между собой. Нет ни одного предмета или явления, который существовал бы вне зависимости от другого. Система в диалектике является одним из основополагающих понятий. Ее образуют несколько элементов, которые зависят друг от друга. Связи и отношения между различными элементами системы образуют ее структуру.

Познавательное значение этого закона заключается в том, что весь мир (включая также и самих людей) может быть представлен в виде сущности, где достаточно иметь знания о тех элементах, из которых состоит данная система, и об отношениях между ними. Тогда человек, если он, правильно определил ту или иную систему и ее сущность, становится способным познать ее суть.

Закон единства противоположностей

Это одна из наиболее сложных проблем диалектики. Одними из важнейших понятий данного закона являются «тождество» и «одинаковость», «различие» и «неодинаковость», «противоположность». Согласно данному закону, источник развития каждой вещи находится в ней самой. И любой предмет или же явление окружающего мира содержит в себе такие элементы, которые в принципе друг с другом не совместимы.

Единство противоположностей состоит в том, что они, на самом деле, неразрывно между собой связаны, и взаимно друг друга обусловливают. Например, частное можно выделить только лишь на фоне общего, и наоборот. Борьба противоположностей заключается в том, что они стремятся друг друга уничтожить, исключить. Крайней точкой этого противостояния является противоречие. Уход из данной крайней точки – представляет собой снятие противоречий, наступление необратимых изменений.

Данный закон формулируется следующим образом: все предметы и явления окружающего мира существуют по той причине, что они развиваются. Иными словами, их качественные и количественные показатели постоянно меняются. Не может быть ни одной сущности в действительном мире, которую бы не затрагивал этот закон.

В качестве примера действия данного закона в природе можно назвать факт из физики: свет является одновременно волной и частицей, как бы объединяя в себе несовместимые противоположности.

Также можно вспомнить об организации живой природы. Например, лес является единой живой системой, однако внутри него обитают виды, непрерывно ведущие борьбу: грибы паразитируют на деревьях, муравьи уничтожают гусениц, хищники поедают травоядных.

Закон отрицания

Данный принцип является также одним из основополагающих в объективной диалектике. Состоит он в том, что новое состояние объекта всегда отрицает старое, и при этом оно также становится отрицаемым новейшим состоянием. Данный принцип выражает преемственность в диалектике, повторяемость некоторых свойств низшей стадии развития на более высоких этапах.

Смысл данного закона заключается в том, что процесс развития всегда происходит по спирали. Развитие предполагает отрицание предыдущей стадии, однако затем и эта стадия также отрицается, и предшествующая стадия возвращается, однако уже в несколько ином качестве. Таким образом, с помощью этого закона иллюстрируется связь, которая существует между старым состоянием объекта окружающего мира, и новым.

Новое состояние с течением времени неизбежно стареет и исчезает. Например, тем людям, которые заинтересованы в своем развитии, невозможно уйти от отрицания своих старых свойств и приобретения принципиально новых состояний. Под старым понимаются разрушающиеся элементы когда-то существовавшей системы, те связи, которые имелись между ними. Новое же представляет собой элементы и соединяющие их связи, которые способствуют преобразованию системы, изменению ее функциональных возможностей.

Примеры действия данного закона в жизни:

  • Смена различных экономико-политических укладов в обществе;
  • Смена старшего поколения младшим;
  • Отмирание старых клеток в организме и появление новых.

Принцип перехода изменений качественных в количественные

При изучении принципов и законов диалектики необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны между собой. Ведь эти закономерности отражают те законы, которые действуют в нашем мире. Даже на уровне простого обывателя можно заметить, что явлениям окружающего мира свойственна повторяемость, упорядоченность.

Основные понятия, применимые к данному закону, следующие:

  • Качество – равная бытию определенность, мера каких-либо характеристик предмета или явления, которая обладает стабильностью.
  • Количество — измеримые параметры предмета или объекта.
  • Мера – единство двух вышеперечисленных категорий. При определенном количестве изменений количество превращается в качество. Изменения в последнем не могут происходить до бесконечности.

Данный закон формулируется следующим образом: развитие объекта происходит путем накапливания количественных изменений, которые рано или поздно переходят в качественные (которые тоже в свою очередь являются условиями для новых изменений количественного плана). Иными словами, качество постепенно накапливается – так постулирует классическая диалектика. Пример в данном случае обычно приводится следующий: почка на дереве постепенно набухает и увеличивается, однако от этого она совершенно не перестает быть почкой.

В качестве еще одного примера можно привести действие нагревания воды. Если постепенно нагревать ее на один градус по Цельсию, то количественные показатели будут накапливаться, и рано или поздно перейдут в качественные – вещество перейдет в состояние пара.

Взгляды Гегеля

Иногда вышеперечисленные принципы называются законами диалектики Гегеля, поскольку в данном виде они были впервые сформулированы немецким философом. В трудах Гегеля есть немало моментов, которые отличают его от предшественников. Например, в отличие от Канта, в его философии нет понятия о феноменах и ноуменах, поскольку категории сознания в действительности принадлежат не только человеческому разуму, но также и свойственны предметам и явлениям окружающего мира. Гегель считал, что любой процесс развития всегда происходит в рамках описанной диалектической триады. Согласно законам диалектики Гегеля, сначала происходит выдвижение тезиса. Затем возникает антитезис. Между ними происходит конфликт, который вызывает синтез противоположностей. Когда достигается эта ступень, процесс повторяется заново.

Особенности диалектики немецкого философа

Гегель, предложив новое понимание того, что такое диалектика и ее теорию развития, выразил свои идеи в двух принципах и трех законах. Последние были описаны выше и известны под названием трех законов диалектики. Первый из них состоит в том, что «все связано со всем». Однако что значит этот принцип, философы до сих пор затрудняются ответить. Например, каким образом может быть связано изучение диалектики Гегеля с проведением карнавалов в Венеции. Второй принцип – «Все в мире находится в процессе развития». Данный принцип, как было указано, невозможно приложить к природе и прогрессу общества.

Диалектика в качестве теории развития

Впервые диалектика как учение о развитии была также интерпретирована Гегелем, установившим, что истина может быть найдена не в готовых научных изысканиях, а в постоянном процессе познания. Различные явления прошлого, те общественные порядки, которые царили раньше, представляли собой те ступени развития, на основе которых происходила своеобразная эволюция от низшей ступени к высшей. Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного.

fb.ru