Диалектический подход – Лекция 8. Диалектический подход к исследованию. Исследование систем управления: конспект лекций

Диалектический подход | Понятия и категории

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД — способ научного познания, основанный на использовании принципов диалектики (др.-греч. …) — искусство вести беседу, спор) как учения о наиболее общих закономерностях становления и развития реальности, внутренний источник которого определяется как единство и борьба противоположностей. Диалектический подход опирается на представление об объектах и предметах окружающего мира как закономерно меняющихся.

Понятие «диалектика» встречается в «Диалогах» Платона, использовалось Аристотелем и другими философами древности. Но высшей ступени диалектика как наука достигает в философии Гегеля (1770-1831), который сформулировал три основных закона развития: принцип единства и борьбы противоположностей; закон перерастания количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса принципы диалектики легли в основу теории диалектического и исторического материализма.

Реализация принципов диалектики в историческом исследовании предполагает постановку и решение следующих задач: 1) выявление и анализ внутренних источников и механизмов развития, связанных со структурно-функциональными особенностями объекта и определением внутренних оппозиций; 2) оценка количественных и качественных изменений и диагностика переходных состояний (скачков), приводящих к появлению нового качества; 3) изучение преемственности, связи нового со старым, повторяемости на новых стадиях развития некоторых свойств предшествующих состояний, которые оцениваются в контексте философского понимания изменений как отрицание (закон отрицания отрицания). В диалектическом подходе отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 89.

Литература:

Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010; Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Оруджев 3. М. Диалектика как система. М., 1973; Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.С. 118-138.

ponjatija.ru

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию. Исследование систем управления: конспект лекций

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;

• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;

• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;

• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

• биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;

• диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

• преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

• научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

• объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

• взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;

• относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

• исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Диалектический подход к исследованию.

Практика проведения исследований
показывает, что наиболее эффективным
оказывается диалектический подход, в
рамках которого хорошо реализуется и
материалистическое отношение к истине
и практике, и системный подход, и различные
логические основания проведения
исследования.

Практическая формула диалектического
подхода заключается в выборе принципов
и методов его реализации, а также в
сочетании с другими подходами, которые
он не должен отрицать.

Система принципов включает в себя:

1. Принцип объективности, который, быть
может, наиболее ярко проявляется в
фактологии исследования, построении
гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все
явления необходимо рассматри¬вать с
учетом их функционирования и изменения
качества, увеличения жизнеспособности,
приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является
важнейшим принципом диалек¬тического
подхода. Он предписывает поиск
противоречий, как веду¬ щей силы всяких
изменений. Он включает в себя и
соответствующую оценку альтернатив,
действия противоположностей, связей и
зависимостей.

4. Принцип научности, который устанавливает
функции исследования, заключающиеся в
необходимости описания, объяснения и
предвиде¬ния явлений. Действительная
научность проявляется в возможности
предвидеть и на этой основе использовать
результаты исследования. Успешное
предвидение-это высший уровень
эффективности исследо¬вания. Все что
человек способен проектировать во благо
своей жизни, является проявлением
возможности предвидения.

5. Принцип проверяемости практикой
дополняет вышеназванный прин¬цип и
определяет ориентацию на практическую
значимость исследования. Утверждение,
что практика является критерием
истинности, не пустой звук или отвлеченная
мысль. Это реальность любой исследовательской
деятельности и один из важнейших
принципов диалектического подхода.

6. Принцип взаимодействия. Диалектический
подход построен на учете разнообразия
связей, их системности, многовариантности.

7. Принцип целостности является необходимым
и естественным дополнением вышеназванного.
Система существует только в рамках
опре¬деленной целостности, которую
надо увидеть, обнаружить, найти гра¬ницы
любого явления, его отделенность от
среды. Конечно, целост¬ность всегда
относительна, ее нельзя абсолютизировать,
но невозмож¬но и игнорировать.

8. Важным принципом диалектического
подхода является и принцип от¬носительности.
Он заключается в понимании и поиске
ограничений, этапности исследования,
сравнительной оценке результатов,
опреде¬лении условий их использования
и учета. Принцип относительности
позволяет формулировать критерии отбора
или оценок.

9. Перечень принципов диалектического
подхода был бы неполным, если бы не было
указано и правило генетической и
исторической определенности. Каждое
исследуемое явление должно рассматриваться
с позиций его происхождения, этапов
существования, цепочки изменений и
исторических тенденций.

22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.

При исследовании системы управления
может использоваться исключительно
широкий арсенал разнообразных методов.
Соответственно все они могут быть
различным образом классифицированы. В
эту классификацию входят и
теоретико-эмпирические методы:

• Метод абстрагирования. Основан на
мысленном отвлечении от несущественных
свойств исследуемого объекта и изучение
в дальнейшем наиболее важных его сторон
на модели, замещающей реальные объекты
исследования.

• Метод анализа и синтеза. Основан на
использовании различных способов
разделения изучаемого объекта на
элементы, отношения и соединение в
единое целое отдельных элементов.
Например, применительно системе
управления анализ позволяет разделить
исследование процессов на операции,
выявить в нём связи и отношения, а синтез
– соединить все операции, связи и
отношения и составить технологическую
схему.

• Метод индукции-дедукции. Основан на
получении результатов исследования на
базе процесса познания от частного к
общему (индукции), и от общего к частному
(дедукции).

• Метод моделирования. Использует при
исследовании объекта его модели,
отражающие структуру, связи, отношения
и т.д. Результаты исследования моделей
интерпретируются на реальный объект.

studfiles.net

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию |  Читать онлайн, без регистрации

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;

• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;

• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;

• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

• биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;

• диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

• преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

• научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

• объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

• взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;

• относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

• исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

velib.com

Контрольная работа — Диалектический подход к ИСУ

Контрольная работа — Диалектический подход к ИСУ
скачать (58.5 kb.)
Доступные файлы (1):


n1.doc

Введение 2

Принципы диалектического подхода к исследованию 3

Диалектические методы исследования 4

Заключение 8

Список литературы 9

Введение

Практика научных исследований показывает, что их успех в значитель­ной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от опыта исследова­теля, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответ­ствующих приемов и методов, условий получения необходимой информа­ции.

Методология исследования — это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений.

Различными являются и подходы к исследованию. Они не всегда связаны жестко с исходной идеей, но в определенной мере отражают ее выбор и практическую реализацию.

Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффектив­ным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реали­зуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подхо­дами, которые он не должен отрицать.

Принципы диалектического подхода к исследованию
Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в 9 следующих принципов:

  1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко прояв­ляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
  2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.
  3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек­тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду­щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.
  4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде­ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследо­вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
  5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин­цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследо­вания. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследо­вательской деятельности и один из важнейших принципов диалекти­ческого подхода.
  6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
  7. Принцип целостности является необходимым и естественным допол­нением вышеназванного. Система существует только в рамках опре­деленной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти гра­ницы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целост­ность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозмож­но и игнорировать.
  8. Принцип от­носительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, опреде­лении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
  9. Правило генетической и исторической опре­деленности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки измене­ний и исторических тенденций.

Диалектические методы исследования

При разработке гипотез, концепции, проекта исследований необходимо прежде всего точно определить объект и предмет исследований. Затем уже определяют цели, способы и конкретные технические средства исследований.

Объект исследования — это предмет или лицо, на которое направлено исследование. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы (политические, социальные, экономические, культурные, технические, организационно-производственные и др.), операции, отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные).

Внешняя среда — это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.

Внешней средой прямого воздействия называют все то, на что организация может повлиять своими решениями, например, решениями о покупке или продаже, цене сделки и др.

Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями. Однако управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциациях, политических партиях и др.).

В управлении системой называют то, что решает проблему, то есть устраняет критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным.

Системы (политические, социальные, экономические, культурные и др.) — это множество элементов, объединенных структурно и функционально таким образом, чтобы обеспечить на заданном множестве условий достижение некоторого множества целей при ограниченных ресурсах и времени.

Предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники, отобранных для исследования в конкретной работе. Например, могут исследоваться методы планирования, мотивации, финансов, генетики и др.

При наличии классификации объектов и предметов можно, используя аналогию, подобрать наиболее подходящий метод исследования.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследова­ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом — принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Заключение
Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Использование диалектического подхода может позволять повышать эффективность исследования любых систем управления. Однако особенно большую роль диалектика играет при исследовании систем управления, не имеющих аналогов и(или) работающих в уникальных условиях с высокой степенью неопределенности. В этом случае диалектический подход позволяет целенаправленно вести исследование вплоть до достижения желаемого результата. Наоборот, игнорирование диалектического подхода может привести к преувеличению значимости отдельных элементов или(и) полученных результатов. Это может иметь тяжелые практические последствия.

Список литературы

  1. Acтaшкинa И., Mишин B. «Исследование систем управления»
  2. Гольдштейн Г.Я. «Основы менеджмента »
  3. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. «Исследование систем управления»
  4. Коротков Э. М. «Исследование систем управления»

nashaucheba.ru

Принципы диалектического подхода к исследованию

В любом исследовании в явном или неявном виде присутствует исходная идея, которая, как правило, отражает отношение исследователя к практике и истине. По этому критерию можно выделить:

— дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;

— теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсолютную идею и пр.;

— методологию агностицизма, исходной позицией которой является признание непознаваемости реальной действительности;

— методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к пониманию и оценке пользы;

— методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;

— материалистическую методологию, которая исходит из материалистической основы всех явлений действительности.

Различными являются и подходы к исследованию. Они не всегда связаны жестко с исходной идеей, но в определенной мере отражают ее выбор и практическую реализацию.

Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем. Но каждое из исследований может ориентироваться при этом на определенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей. По этому критерию можно выделить:

— механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;

— метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;

— организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;

— диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.

Можно разделить подходы и по критерию аспектности исследования. Здесь следует выделить подходы аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значи­мости.

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где по крайней мере первоначальное исследование приходится строить на неформальной логике. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подхо­дами, которые он не должен отрицать.

3.
Объект, предмет, практическая формула диалектического подхода к исследованию систем управления

При разработке гипотез, концепции, проекта исследований необходимо прежде всего точно определить объект и предмет исследований. Затем уже определяют цели, способы и конкретные технические средства исследований.

Объект исследования — это предмет или лицо, на которое направлено исследование. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы (политические, социальные, экономические, культурные, технические, организационно-производственные и др.), операции, отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные).

Однако управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциациях, политических партиях и др.).

В управлении системой называют то, что решает проблему, то есть устраняет критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным.

Предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники, отобранных для исследования в конкретной работе. Например, могут исследоваться методы планирования, мотивации, финансов, генетики и др.

При наличии классификации объектов и предметов можно, используя аналогию, подобрать наиболее подходящий метод исследования.

Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины.

Диалектическое движение к истине имеет спиралеобразный характер, что позволяет обогащать знания и достигать новых уровней конкретности и абстрактности. Этот процесс имеет вид движения от исходного чувственно-конкретного знания к абстрактному и далее к конкретному в мышлении. На следующем «витке» познания источником чувственно-конкретного знания может быть искусственный эксперимент. В ходе исследований проявляются законы диалектики:

— переход количества в качество;

— единства и борьбы противоположностей;

— отрицание отрицания.

В философии считают, что всякий универсальный закон развития объективного и духовного мира является вместе с тем и законом познания, так как не только отражает реальность, но и предопределяет правильный подход к ее исследованию.

В процессе исследования систем управления важно знать, что любой массив подсознательных, предметных или формальных данных содержит в определенных пропорциях истину, шум, заблуждение, дезинформацию одновременно.

При разработке методики исследования системы управления (особенно не имеющих аналогов) важно учитывать то, что в философии выделяют две группы составляющих процесса познания: чувственное (ощущения, восприятия, представления), рациональное (мышление в таких его формах, как понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории).

Исследование систем управления базируется на изучении, оценке, сравнении характеристик различных вариантов этого объекта, при его работе в отличных условиях.

Метод исследования систем управления — это способ получения информации (снятия неопределенности в знаниях) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования (системы управления).

Приемами диалектического познания являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция, дедукция.

Диалектический спиралеобразный характер познания предопределяет неоднократное последовательное и параллельно-последовательное использование в процессе познания процедур синтеза и анализа. В этом случае говорят об итерационном характере познания. Познание имеет характер ряда последовательных приближений и заканчивается, если исследователь признает достигнутую точность знания (истины) достаточной для решения практических задач. Диалектический спиралеобразный характер познания предопределяет повышенную значимость двух методов исследования: исторического и логического.

Исторический метод как составная часть диалектического познания, связан с описанием и исследованием развития объектов и их свойств в хронологическом порядке. В различных отраслях деятельности исторический метод получил свое специфической развитие. Так в теории прогнозирования он получил название ретроспективного анализа (ретроспекции)», а в бухгалтерском учете и финансовом анализе — горизонтального анализа.

Логический метод применим для анализа как хронологической (исторической) последовательности состояний, так и связей объекта и (или) процесса. Логический метод тоже имеет ряд специальных вариантов применяемых в различных областях деятельности. Так известны: в бухгалтерском учете и финансовом анализе — «вертикальный анализ»; теория цифровых автоматов в кибернетике и др.

Использование диалектического подхода может позволять повышать эффективность исследования любых систем управления. Однако особенно большую роль диалектика играет при исследовании систем управления, не имеющих аналогов и (или) работающих в уникальных условиях с высокой степенью неопределенности. В этом случае диалектический подход позволяет целенаправленно вести исследование вплоть до достижения желаемого результата. Наоборот, игнорирование диалектического подхода может привести к преувеличению значимости отдельных элементов или (и) полученных результатов. Это может иметь тяжелые практические последствия.

4.
Принципы диалектического подхода к исследованию

Принципы являются средством конкретизации подхода. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.

Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов.

1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.

mirznanii.com

Диалектический подход — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Диалектический подход

Cтраница 1

Диалектический подход, которым неизменно руководствуется американский ученый, позволяет ему показать единство эмпирических, методологических и мировоззренческих сторон тестологии, вопросов наследственности, диалектики социального и биологического. С другой стороны, традиционно философские категории, наполняясь конкретным научным содержанием, открывают новые грани в обсуждаемых проблемах.
 [1]

Диалектический подход, развиваемый в Философских тетрадях, побуждает Ленина по-новому оценить идеализм. Рассуждения идеалистов, в том числе кантианцев, махистов и других, не надо отвергать с порога, пишет Ленин, а исправлять их ( как Гегель исправлял Канта), углубляя, обобщая, расширяя их, поскольку идеализм — это не чепуха, а одностороннее, преувеличенное развитие одной из сторон познания, превращаемой в Абсолют.
 [2]

Диалектический подход к изучению природы и общества требует рассмотрения явлений в их взаимосвязи и непрестанном изменении.
 [3]

Диалектический подход Докучаева к выяснению сущности сельскохозяйственных и экономических явлений заключался в изучении не только следствий, но и пртин, их вызвавших. Исходя из концепции, что именно почвы лежат в основе главнейших факторов, влияющих на ценность и доходность земли. Докучаев полагал, что при оценке земель исследование должно быть начато с основного фактора, который и должен служить фундаментом для всех других факторов, связанных с ним генетически.
 [4]

Диалектический подход к изучению малых групп позволяет вскрыть ряд принципов, обусловливающих их возникновение и функционирование.
 [5]

Диалектический подход требует принимать во внимание процесс перехода количественных изменений в коренные качественные изменения.
 [6]

Диалектический подход требует изучения явлений в свете борьбы противоположностей — борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, отживающим и развивающимся.
 [7]

Диалектический подход к классификации методов заключается в том, чтобы, устанавливая различие, видеть их связь и взаимопроникновение.
 [8]

Последовательный диалектический подход к развитию знания обнаруживает не только возникновение альтернативных точек зрения, но и содержательные взаимосвязи между ними. Конкуренция альтернативных концепций может привести не только к фальсификации одной из них, но и к синтезу этих концепций на основе новой, более широкой точки зрения.
 [9]

Сторонники диалектического подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогресса культуры, эти ученые полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса.
 [10]

Задачей диалектического подхода является нахождение рациональных компромиссов, ведущих к организационно-экономической оптимизации решений.
 [11]

Сторонники диалектического подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогресса культуры, эти ученые полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса.
 [12]

В марксистском, диалектическом подходе к решению вопроса о мирном и вооруженном способах завоевания рабочим классом власти ярко проявился творческий гений Ленина.
 [13]

Ярким примером диалектического подхода к объяснению различных форм движения материи могут служить взгляды Менделеева на проблему классификации естественных наук. Разработанная им систематизация, несомненно, во многом перекликается с представлениями Энгельса.
 [14]

В этих условиях диалектический подход к науке ( независимо от того, как он применялся — стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4




www.ngpedia.ru