Деятельность человека и ее формы – «Деятельность человека, ее основные формы. Деятельность –способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Деятельность человека, её основные формы

Внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Квартира, в которой вы живёте, одежда которую вы носите, мобильный телефон, по которому вы разговариваете, книги, которые вы читаете, и многие другие вещи не появились у вас «по щучьему велению, по вашему хотению», а были созданы людьми в процессе деятельности.

То есть мы можем говорить о том, что деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение своих потребностей, достижения поставленных целей.

Попросту говоря, потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Я защищён

Американский социолог Абрахам Маслоу даже разработал целую пирамиду потребностей человека. По мнению Маслоу, к потребностям человека можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и почитании, а также потребность в самореализации.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Ведь в отличие от животных, которым свойственно инстинктивное поведение, заложенное в них природой, деятельность человека всегда осмыслена и разнообразна.

Например, пчёлы могут строить соты только определённой геометрической формы, муравьи умеют возводить только муравейники, бобры строят плотины только из дерева, птицы каждый год улетают только на юг и так далее.

Более того, многие представители животного мира не способны выжить в одиночку, без своего улья или стада, в то время как человек, даже оставшись один, способен заниматься разнообразной деятельностью, которая помогает ему выжить.

Взять хотя бы Робинзона Крузо, который благодаря своей деятельности не только выжил на необитаемом острове, но и смог вернуться домой.

Поэтому о человеческой деятельности ещё принято говорить, как об изменении и преобразовании мира в интересах человека, создании того, чего нет в природе. Радио, автомобиль, поезд, компьютер, телефон – этот список можно продолжать до бесконечности. Недаром же учёные называют современного человека хомо сапиенс – «человек разумный».

Также можно говорить о том, что в процессе деятельности человеку свойственно изменяться; происходит формирование и изменение его личных качеств. Ведь для того, чтобы достичь результатов в своей деятельности, человек должен проявить волю, целеустремлённость, умение преодолевать трудности и организовывать свою жизнь.

Например, русский полководец Александр Суворов был настолько слабым и болезненным ребёнком, что его отец вопреки обычаям того времени не записал сына в полк.

Но будущий генералиссимус мечтал о карьере военного. Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Он поступил на службу простым солдатом и благодаря своей воле и целеустремлённости смог стать единственным в русской армии военным, который прошёл путь от простого солдата до генералиссимуса.

Как говорил древнегреческий философ Демокрит: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».

Принято выделять следующие формы деятельности человека: игра, учение, труд, общение.

Самой первой формой деятельности, с которой сталкивается человек, является игра. Любые игры в той или иной степени учат какому-либо виду умственной или физической деятельности, помогают овладеть различными навыками, знаниями, умениями. 

Например, многие родители делают для своих детей довольно простую игрушку.

На деревянный щит прикрепляются разные защёлки, звонки, кнопки, выключатели, ручки, розетки, тумблеры и так далее. Ребёнок не только рассматривает все эти детали, но и пытается открыть, нажать, щёлкнуть. Во время такой игры ребёнок и развлекается, и узнаёт много нового и полезного: учится открывать защёлки, поворачивать ручки, включать свет. Ведь в любой игровой ситуации имитируется действительность.

Иногда, как может оказаться, такие вот невинные игры могут изменить и ход истории.

Например, казалось бы, детские игры в войну с потешными полками будущего российской императора Петра Первого заложили не только основы профессиональной русской армии, но и привели к полному реформированию страны в целом.

Следующим видом деятельности человека можно назвать учение, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

В отличие от игры, которая добровольна, учение является вашей обязательной деятельностью. Данная обязанность закреплена за вами, как за гражданами, в Конституции нашей страны.

Но учение – это не только посещение школы. Это и занятия спортом, и чтение книг, просмотр кинофильмов и телепередач, правда не все передачи могут чему-нибудь научить.

И, конечно же, самообразование, то есть самостоятельная целенаправленная познавательная деятельность человека.

Как отмечено в толковом словаре русского языка Сергея Ожегова: «Самообразование – это приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Наверняка многие из вас не ограничиваются изучением школьной программы, а ещё и самостоятельно читают книжки или решают на досуге математические задачки, даже если их никто не просил делать.

Кстати, самообразование может быть и пассивным, то есть проходить неосознанно на протяжении всей жизни человека. Например, вы переключали каналы и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу или узнали какой-нибудь интересный исторический факт и запомнили его.

Основной формой деятельности человека является труд.

Учитель учит детей, водитель перевозит пассажиров, кондитер выпекает вкусные пирожные, писатель пишет книги. Вашу помощь родителям в работах по дому или на приусадебном участке также можно отнести к труду.

В целом под трудом принято понимать целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение своих потребностей и потребностей общества.

Без участия в процессе труда человеку довольно сложно обойтись в повседневной жизни.

«Ну это как посмотреть, – скажете вы, – ведь можно часами предаваться безделью. Сиди и смотри себе в потолок. Что может быть проще?» На самом деле всё не так уж просто. Не верите?

Тогда вот вам такой пример. В одной из японских компаний сотрудник постоянно обращался к начальнику с просьбой повысить ему заработную плату. После очередного отказа он сказал начальнику, что за такие копейки он будет просто сидеть на стуле и ничего не делать. Начальнику так понравилась идея своего подчинённого, что со следующего дня сидение на стуле стало единственной работой этого сотрудника, за которую он получил надбавку к зарплате. Причём ему можно было только сидеть и не отвлекаться на чтение газет, интернет, разговоры по телефону. Просто сидеть по десять часов в день с перерывом на обед и выходные.

Уже через несколько дней сотрудник просил начальника перевести его на прежнее место работы с понижением заработной платы. Не верите? А вы сами попробуйте вот так вот сидеть и ничего не делать. Посмотрим, надолго ли вас хватит.

Многие учёные считают важным видом деятельности общение.

Под общением принято понимать вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями – радостью, страданием, удивлением, гневом, страхом, интересом и так далее.

И действительно, представить какую-либо деятельность без общения практически невозможно. Например, перед тем, как начать лечить больного, доктор должен поинтересоваться, что же у него болит.

Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего в ходе совместной трудовой деятельности.

Для объединения своих усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать её смысл, своё место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими её участниками.

А это было возможно только благодаря общению с партнёрами с помощью слов, жестов, мимики и средств общения.

Деятельность человека всегда осознана, человек сознательно выдвигает цели деятельности, продумывает наиболее адекватные способы их достижения и иногда пытается предугадать результаты и последствия.

Деятельность человека продуктивна, она всегда направлена на получение результата.

Преобразующий характер деятельности состоит в том, что человек постоянно изменяет окружающий мир под себя.

И поскольку человек в процессе деятельности вступает в различные отношения с другими людьми, она носит общественный характер.

videouroki.net

1.6 Деятельность и ее основные формы

Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек жи­вет, он постоянно действует. что­ то делает, чем­ то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необхо­димые для собственноrо существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потреб­ности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

Деятельности человека присущи такие черты:

  • деятельность человека носит сознатель­ный характер (Человек сознательно выдвиrает цели своей деятельности и предвидит ее результат).

  • дея­тельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта.

  • деятельность носит преобразующий характер: в ходе дея­тельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя ­ свои способности, привычки, личностные качест­ва.

  • в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовле­творения его потребностей.

Потребность это переживаемая и осознаваемая че­ловеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Существует множество классификаций потребности. Например: естественные (физиологические, экзистенциальные), социальные (социальные и престижные) и идеальные (духовные)*. Американский ученый ­психолог Абрахам Маслоу (1908-­1970) расположил наши потребности в виде пирамиды. Первые два типа потребностей называются первичными (врожденными), три других – вторичными (приобретаемые). Им же было отмечено что побудительной силой обладают только не удовлетворенные потребности.

Структура деятельности.

Объект — то, на что данная деятельность направлена; субъект — тот, кто ее осуществляет.

Всякая деятельность человека определяется целями (осознанный образ предвосхищаемого результата), которые он перед собой ставит. Достичь желаемого результата помогают определенные

средства деятельности (у учеников учебники). В ходе деятельности возникают определенные пpo­дукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельно­сти воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его по­буждают к этому мотивы. «Цель ­ это то, ради чего дей­ствует человек; мотив ­ это то, почему действует чело­век,­ объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий. Мотив ­ это побудительная причина деятельности. Например, для самоутверждения в коллективе ученик может проявить себя в учебной, спортивной или общественной деятельности. В мотивах деятельности человека проявляются его по­требности, интересы, убеждения, идеалы.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдель­ный акт, деятельности называют действием.

Т.о. для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимо четко продумать ЦЕЛЬ-СРЕДСТВА-ДЕЙСТВИЯ-РЕЗУЛЬТАТ.

Многообразие деятельности.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отноше­ния человека к окружающему миру деятельность подразде­ляют на практическую и духовную. Практическая дея­тельность направлена на преобразование реальных объек­тов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает, различают экономическую, политиче­скую, социальную деятельность и др.

Рассматривая процесс становления человеческой лич­ности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей:

  • Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры ­ ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

  • учение ­ деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

  • труд ­ вид деятельности, направлен­ный на достижение практически полезного результата.

  • Особым видом деятельности, результат которой – создание нового, еще не известного, является творчество.

Деятельность,­ это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связан­ных с удовлетворением его потребностей.

studfiles.net

разработка урока «Деятельность человека, её основные формы»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: «Деятельность человека, её основные формы»

Разработала :

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.

План урока:

  1. Деятельность. Виды деятельности.
  2. Классификация деятельности.
  3. Общение. Виды общения.
  4. Творческая деятельность

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Деятельность. Виды деятельности.

Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.

Запись в тетрадях:

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.

Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.

таблица 1

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

Целеполагание в деятельности.

Целесообразность в поведении.

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.

Запись в тетрадях:

Структура деятельности.

  1. субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
  2. орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
  3. объект – это то, на что направлена деятельность.

Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).

Запись в тетрадях:

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Запись в тетрадях:

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.

Запись в тетрадях:

Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Учитель: Существует два вида деятельности.

Запись в тетрадях:

Виды деятельности

  1. практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
  2. духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:

  1. созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
  2. разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)

Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.

Запись в тетрадях:

Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.

Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.

Запись в тетрадях:

Виды потребностей

  1. биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
  2. социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
  3. духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
  4. ложные – искусственно созданные ( потребность в алкоголе, курении).
  1. Классификация деятельности.

Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.

Запись в тетрадях:

таблица 2.

Основа классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Общественные сферы, в которых деятельность протекает

Экономическая, социальная, политическая и д.р.

Соотнесённость с ходом истории

Прогрессивная, реакционная.

Существующие ценности, социальные нормы

Моральная, аморальная; законная, незаконная

Социальные формы деятельности

Массовая, коллективная, индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная

Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.

Запись в тетрадях:

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

  1. Общение. Виды общения.

Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

     Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Запись в тетрадях:

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.

Запись в тетрадях:

Структура общения

  1. субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
  2. цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
  3. содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
  4. средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).

Учитель: В науке выделяют следующие виды общения.

Запись в тетрадях:

Виды общения

  1. вербальное общение – предполагает  передачу мыслей с помощью слов.
  2. интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
  3. Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.

Запись в тетрадях:

таблица 3.

Наименование функции

Её содержание

Социализация

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

  1. Творческая деятельность.

Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).

Запись в тетрадях:

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности,  её важнейшие механизмы.

Запись в тетрадях:

Важнейшие механизмы творческой деятельности

  1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
  2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  3. Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  4. Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.

Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

Запись в тетрадях:

Характерные черты деятельности

  1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
  2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
  3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
  1. Итог урока

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
  2. Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
  3. Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
  4. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
  5. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
  6. В чём заключается социальная сущность деятельности?
  7. Какова структура деятельности?
  8. Каковы мотивы деятельности?
  9. В чём особенности творческой деятельности?
  10. Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
  11. Задания на закрепление:
  1. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
  1. Игры        2.  Общения       3.  Учения      4.  Труда

Ответ: 2

  1. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце,  подберите позицию из второго столбца.

Примеры деятельности

Виды деятельности

А) решение математических  задач

Б)     принятие закона

В)      посадка дерева

Г) создание модели из    конструктора

Д)   выступление певца на сцене

  1. Игровая
  2. Учебная
  3. Трудовая

 Ответ: 23313

Домашнее задание:

Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.

Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)

Список литературы

  1. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
  2. Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, [5] с. – (школьная программа).
  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  5. Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
  6. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
  7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж:  ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.

nsportal.ru

Деятельность человека и ее основные формы.

Деятельностьспособ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

 

 

 

Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

 

 

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

 

Существует несколько классификаций общения.

 

 

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).



Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

 

 

Творчествоэто вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

stydopedia.ru

Деятельность человека и ее основные формы :: SYL.ru

Мышление и деятельность — основные отличия человека

Человек — неотъемлемая часть природы, в нем сосуществуют понятия биологического и социального. Тем не менее природа наделила его некоторыми особенностями, которые отличают индивида от остального мира живого. Мышление и деятельность человека являются качественным отличием от животных. Каждый индивид обладает высокоразвитым мозгом, способным понять и интерпретировать окружающий мир в соответствии со  своими потребностями. В том случае если человек не пользуется вышеперечисленными навыками, наступает деградация личности, сглаживание отличий с животным миром и «выпадение» индивида из социума.

Виды и формы

В настоящее время деятельность человека разделяют на несколько категорий: учение, игра и труд. Первая несет в себе функцию приобретения новых знаний и навыков, а также дополнение и расширение уже имеющихся сведений. В свою очередь, игра позволяет обеспечить надлежащий отдых и удовлетворить потребности в развлечениях. Что же касается труда, то он способствует формированию и дальнейшему развитию личности. Каждая из вышеперечисленных категорий является важной частью жизнедеятельности человека, помогает ему расставить цели в жизни и обеспечивает возможностями для их достижения.

Познавательная деятельность человека

Учение включает в себя всевозможные духовные сферы жизни общества. Современные мыслители выявляют четыре вида познания: обыденный, художественный, научный и религиозный. Данные сферы деятельности человека отражают все возможности приобретения знаний. Рассмотрим каждую из них подробнее.Обыденный тип основан на общении между людьми, обмене опытом и образами окружающего мира. Художественный тип предполагает изучение окружающих человека вещей через понимание предметов искусства, созданных творческими личностями в попытке оценить прекрасное и безобразное в нашей жизни. Научная деятельность человека заключается в поиске закономерностей и изучении законов. Ученые также выделяют основную задачу — создание идеальной системы, отражающей сущность материального мира. Наконец, религиозная деятельность учит человека оценивать его поступки с точки зрения божественной силы. Особое внимание здесь уделяется нравственности и морали.

Духовная деятельность человека

Выделяют три формы: научную, религиозную и творческую. Поскольку первые две в достаточной мере перекликаются с аналогичными типами познавательной деятельности, то акцентируем свое внимание на последней. Творческая форма включает в себя музыку, архитектуру, литературу, актерское мастерство и режиссуру. Все это вдохновляет человека, позволяет ему жить яркой и насыщенной жизнью.

Трудовая деятельность человека

Развитие мировоззрения и постановка жизненных принципов, дисциплинарное воспитание личности — все это результаты трудовой активности. Традиционно различают физическую и умственную деятельность, каждая из которых отнимает значительное количество времени и сил.

Психическая деятельность

Отвечает за психологическое состояние человека, а также жизненную продуктивность. Простейшим элементом активности данного характера является рефлекс. Из него складываются привычки и творческие навыки.

www.syl.ru

Виды деятельности примеры. Виды деятельности человека и их формы


Виды деятельности человека и их формы

Деятельность – это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.

Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, – объектом.

В этой статье мы рассмотрим основные виды деятельности человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.

  1. Субъект и объект деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
  2. Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В отличие от животных, человек способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
  3. Деятельность – это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.

Основные виды деятельности человека и структура

Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.

Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.

Виды деятельности человека: труд

Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы

К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.

Считается, что труд — это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.

Виды деятельности человека: учение

Учение имеет одну основную цель – получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным , когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.

Виды деятельности человека: игра

Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.

Формы деятельности человека

Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.

Интеллектуальная деятельность заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.

Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.

fb.ru

Деятельность человека и ее основные формы

 

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности:

  • по объектам и результатам деятельности —

kuginov.ru

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность — ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема 2. ЧЕЛОВЕК

 

3. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность

 

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие деятельности и ее структура. Субъекты деятельности. Деятельность и поведение животных. Основные формы деятельности: общение, игра, учение, труд. Классификация деятельности. Мышление и его особенности. Основные мыслительные операции.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды, на получение нового продукта или результата. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Для животных характерно приспособление к окружающей среде и использование того, что им дает природа, не изменяя ее. Человек отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность. И поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку. Деятельность человека чрезвычайно многообразна по направленности, содержанию, средствам достижения: практическая и духовная, созидательная и разрушительная, творческая и репродуктивная (направленная на воспроизводство уже известного опыта) и т. д. Основными видами деятельности являются учение, игра и труд.

В структуре деятельности выделяют субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (отдельный индивид, группа людей, организации, государство). Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (другой человек, природа, сферы общественной жизни). В широком смысле слова содержание деятельности можно определить как процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Условием человеческой активности является наличие цели и действия, осуществляемые в соответствии с этой целью.

Цель — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Немецкий социолог М. Вебер выделяет следующие виды действий:

— целенаправленное — рациональное. В соответствии с поставленной целью, выбором средств и побочных результатов его действия;

— ценностно-рациональное — в соответствии с убеждениями субъекта;

— аффективное — эмоциональное, сиюминутное;

— традиционное — основано на длительной привычке.

Средства — приемы, способы действий — орудия, предметы, деньги, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем выше вероятность достижения цели.

Результат — конечный результат деятельности. Он может быть положительным (совпавшим с поставленной целью) и отрицательным (не соответствующим поставленной цели). Причины последнего могут быть как внешними (изменение условий в худшую сторону), так и внутренними (постановкой недостижимой цели, неверным выбором средств, неполнотой действий, неумением и т. п.). Но и отрицательный результат приносит пользу, обогащая человека опытом.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, эмоциями. Общение — атрибутивное качество человека, в процессе которого происходит его социализация. Вне общения стать социальным существом человек не может. Не следует путать общение с информационной коммуникацией, носящей однонаправленный характер (без обратной связи) при сохранении обособления его участников (например, обращение в Интернет). Наряду с деятельностью общение является важной составляющей человеческого бытия.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях. В детские годы является важным фактором становления человека. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.

Учеба (учение) — это специально организованная, активная деятельность. Самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

Труд — 1) любая осознанная деятельность; 2) один из видов деятельности: активная целесообразная деятельность (а не «Сизифов труд»).

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мышление имеет биологическую основу (головной мозг человека) и средство выражения — язык.

Мышление обладает:

— личностным характером, т. е. индивидуально для каждого или субъективно;

— связано с эмоционально-волевой стороной личности, т. е. проявляется в форме побуждений, мотивов, реакции на поступки и явления; в отношении, которое человек испытывает в той или иной ситуации.

compendium.su