Девиантное поведение и социальный контроль – Содержание Введение………………………………………………………………………………….3 — Контрольная работа — Социальный контроль и девиантное поведение

3. Девиантное поведение и социальный контроль

Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), как таковая имеет несколько значений: 1) Это узаконенное установление или признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки).

Социальная норма – это набор правил поведения, это социальное давление, при помощи которого осуществляется регуляция поступков и намерений индивидов в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие наиболее общепринятые виды норм:

    • формализованные правила (все, что официально записано)

    • правила морали (связаны с представлениями людей)

    • образцы поведения (мода)

Поскольку понятие нормы относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Отклонение от норм, или девиация, охватывает огромный спектр человеческих поступков. Само слово «девиация» – это прямая русскоязычная «калька» позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

При этом необходимо учитывать то, что девиация может быть как позитивной (геройство), так и негативной (преступление, душевная болезнь, алкоголизм и пр.). Чаще всего под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом социальной стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех социальных норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

    • Незначительные отступления от норм морали и этикета; собственно девиация.

    • Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала ответственность, называются в социологии делинквентностью.

    • Серьезные нарушения норм, – преступления.

Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А.И. Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: «Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны». Речь идет о том, что, к примеру, такая группа, как уличная шайка хулиганов может расценивать отказ любого из своих членов участвовать в какой-то очередной проделке в качестве девиации. Сами же эти проделки рассматриваются как девиантное поведение и милицией, и большинством жителей этой улицы.

Делинквентное поведение в целом охватывает более широкий спектр поступков, нежели те, что прямо преследуются законом. Так, многие различные формы поведения могут подвергаться социальному осуждению или отвержению, даже если поведение не является специфически противоправным – очевидные примеры такого рода представляют собой нецензурная брань, поддержание «дурной компании», привычка не являться в обусловленное время и беспробудное пьянство. Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного и даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.

Особо следовало бы остановиться на криминальном отклонении от норм (преступлении). Один из общепринятых взглядов на преступление состоит в том, что преступники — это просто плохие люди; единственный способ отношения к ним состоит в том, чтобы их наказывать. И чем менее простительным представляется нам преступление, тем сильнее мы должны сломить его. Такой подход удерживался в течение многих веков, сохраняется он и сегодня. Беда только в том, что он реально никогда не работал. В Европе на протяжении 1600-х и 1700-х гг. наказания были настолько жестокими, насколько может позволить воображение. Людей вешали за кражу куска хлеба; другим выжигали клеймо или отрезали уши. Но жестокие наказания не срабатывали: преступления продолжали удерживаться на высоких уровнях на протяжении сотен лет, несмотря на повешения и увечья.

Основные теории девиантного поведения Одним из основоположников теории девиантного поведения считается Э.Дюркгейм. В основу своей концепции он положил понятие «социальная аномия».

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Социальная аномия– это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Э. Дюркгейм рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности. Этим понятием, он описывал социальную ситуацию, «характеризуемую упадком норм, управляющих социальным взаимодействием». Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».

Одним из ярких выражений аномии, Дюркгейм видит самоубийства. Их исследованию фактически посвящена, одна из наиболее известных его работ, которая так и называется «Самоубийство». В этом исследовании Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Он выделяет свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство – человек, не сладив с группой, выходит на индивидуальный протест.

Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства, который Дюркгейм называет также «эндемическим», прямо противоположно рассмотренному выше и происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает… индивидуальность». К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, «когда жизнь становилась им в тягость»; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно». Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться». Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию.

Проблемами аномии и девиантного поведения занимался и Р. Мертон. Он разработал свою аномическую концепцию девиации. Под

социальной аномиейон понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории проблему соотношения социальных целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что социальная аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Он утверждал, что базовой причиной любой девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств для достижения этих целей. Среди множества элементов социальной структуры Р. Мертон выделяет два особенно, по его мнению, важных. Первый – это определенные культурой данного общества намерения и интересы, которые выступают в качестве «законных» целей – приемлемых для всего общества или же отдельных его слоев, социально одобряемых ими (и поэтому иначе именуемых институциональными). Второй элемент определяет, регулирует социально одобряемые средства (способы достижения этих целей) и контролирует их применение.

В соответствии с этой гипотезой Р. Мертон рассматривает пять типов приспособления людей к социально и культурно заданным целям и средствам. Для наглядности он помещает их в схематическую таблицу, где символ «+» означает «принятие», «-» отвержение, а «+ -» – отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.

Конформность (конформизм) – гибкая изменчивость целей и форм поведения. Ориентация на поведение по желанию других.

Инновация. Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Цель – род, вид успеха. Инновация может сопровождаться отвержением цели.

Ритуализм. Этот тип приспособления «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены». Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного индивида приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели.

Ретритизм. Этот тип можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди «не от мира сего» – отшельники, мечтатели. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких «странных» людей.

Мятеж. Этот тип наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Мятеж, по определению Мертона, «представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним».

Социальный контроль как форма борьбы с девиантным поведением

Сам термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Он рассматривал его как важнейшее средство исправления криминального поведения и возвращения преступника в «нормальное» общество. В дальнейшем Тард расширил понимание социального контроля до одного из важнейших факторов социализации.

Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы – с другой. Он считал необходимым прежде всего внутренний этический и социальный контроль, основанный на интернализации общественных ценностей. Однако одновременно признавал и все возрастающее значение внешнего политического контроля, опирающегося на целенаправленное воспитание, религию, общественное мнение, социальные и правовые санкции. «Здоровый» социальный порядок, по его мнению, в большей степени зависит от того, какой тип личности распространен в данном обществе (имея в виду прежде всего национальный тип – американский, европейский, славянский, индусский и т.д.). Социальный порядок, по Э. Россу, является продуктом длительного исторического развития и возможен лишь на основе всеобщего уважения к собственности (прежде всего – частной).

Роберт Парк, один из основателей чикагской школы, автор «классической» социально-экологической теории, считал, что общество – это и есть «контроль и согласие». Он понимал социальный контроль как особое средство, обеспечивающее определенное соотношение между человеческой природой и социальными силами. При этом Парк выделял три формы социального контроля: (1) элементарные, в основном принудительные, санкции; (2) общественное мнение; (3) деятельность социальных институтов.

Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля.

(1) Изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

(2) Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

(3) Реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

Таким образом, социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля состоит в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений и социальных структур.

Выделяют два главных элемента социального контроля: нормы и санкции.

Нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Предписания того, как правильно себя вести в обществе.

Санкции – это средства поощрения и наказания, заставляющие людей соблюдать социальные нормы. Типология санкций зависит от выбранного системообразующего признака. Прежде всего, различают позитивные санкции — поощрения за совершение действий одобряемых, желательных для общества или группы, и негативные санкции – наказания или порицания за неодобряемые, нежелательные, неинституциональные действия, за различные девиантные поступки. Кроме того, можно произвести разделение санкций на формальные – налагаемые официальными лицами или органами, специально для этого создаваемыми обществом, в рамках, зафиксированных в письменных источниках, и неформальные — одобрение или порицание, высказываемое (или проявляемое в невербальных формах) неофициальными лицами, обычно ближайшим окружением.

Формальные нормы – это писаные законы и инструкции. Неформальные нормы – это неписаные законы (мода).

Формальный контроль осуществляют организации (правоохранительные), специальные органы. Разрабатываются правила (уголовное право). Три основных метода формального социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация.

Неформальный контроль – это вид давления, характерный для небольших групп, проявляющийся в формах остракизма (психологического изгнания), критики или насмешки, препятствующих девиантному поведению. Четрые типа неформального контроля: социальные вознаграждения, наказания, убеждение и переоценка норм.

Социальные вознаграждения выражаются в улыбках, одобрительных взглядах и др. Наказание проявляется в форме недовольного взгляда, критическом высказывании, угрозе физической расправы или физическом воздействии. Убеждение – один из способов предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм (более сложный) – поведение, считающееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Способы социального контроля:

  1. через социализацию: люди начинают выполнять часть своих социальных ролей бессознательно, т.е. по привычки.

  2. Через групповое давление. Обусловлен включенностью индивида в социальную группу. Условие этого включения – соответствие поведения групповым нормам. Отклонение от них – санкции.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

studfiles.net

Лекция № 6. Социальный контроль и девиантное поведение

  1. Нормы и санкции как элементы социального контроля. Агенты социального контроля.

  2. Концепция социального контроля Бергера.

  3. Девиантное и делинквентное поведение.

  4. Социологические теории девиации.

1. Социальный контроль– это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.

Это понятие включает в себя два главных элемента – нормыисанкции.

Социальные нормы – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Нормы — некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

Нормы формируют социальные отношения в группе и обществе и упорядочивают систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Нормы люди стараются соблюдать, так как они являются стражниками ценностей.Различия междунормойиценностьювыражаются так:нормы – правила поведения, ценности абстрактные понятия о том, что такое добро, зло и т.д.

— отмечены санкции.

Социальные нормы, упорядочивая поведения людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет следующий вид:

Привычки

Обычаи

Традиции

Нравы

Законы

Табу

Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах).

Функции социальных норм:

  • регулируют процесс социализации;

  • интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

  • служат эталонами поведения;

  • контролируют девиантное поведение.

Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой — санкциями.

Социальные санкции— разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют четыре типа санкций:

Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Позитивные Негативные

Ф +

Ф —

Формальные

Н +

Н —

Неформальные

Рисунок 2. Типы социальных санкций

Формально позитивные санкции (Ф +)– публично одобряемые со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): государственные премии, правительственные награды, почетные грамоты, допуск к высоким должностям (например, избрание председателя правления).

Неформальные позитивные санкции (Н +)– публичное одобрение не исходящее от официальных организаций, лестный отзыв, улыбка, дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение.

Формальные негативные санкции (Ф — )– наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности и т.д.

Неформальные негативные санкции (Н — )– наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, пренебрежение,

клевета, недоброжелательный отзыв.

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним ивнутренним.

Самоконтроль(внутренний контроль)– это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами.

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Внешний контроль– совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе.

Он бывает:

неформальный(внутригрупповой) – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, которое выражается через традиции и обычаи;

формальныйконтроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контрольмогут выполнять семья, друзья, знакомые. Их называютагентами неформального контроля.

Формальный контроль осуществляют специально обученные люди. Их тоже называют агентами, только формального контроля. Это судьи, полицейские, психиатры, соц. работники и т.д. Формальный контроль могут осуществлять и институты, такие как: суды, образование, армия, производство, СМИ, правительство.

2.Согласно концепции социального контроля П. Бергера, человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих различные формы социального контроля. Каждый круг – новая система контроля.

политико-юридическая система;

  1. о

    бщественная мораль, обычаи и нравы;

  2. профессиональная система;

  3. н

    5

    еформальные требования;

  4. с

    4

    Таким образом, Бергер приходит к выводу, что общество всей своей громадой подавляет человека.

    емья и частная жизнь.

2

3

1

Рисунок 3. Человек в системе

социального контроля.

3.Отклоняющееся поведение в обществе социологии называютдевиантным.Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности.

В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются.

В зависимости от того, являются ли они позитивными или негативными, все формы девиантного поведения можно расположить на двух полюсах. Так террористы, преступники, вандалы, самоубийцы – это группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое обществом поведение. А национальные герои, ученые, писатели, миссионеры – относятся к группе людей, чье поведение в обществе одобряется. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из “героев” и на эти же 10-12% из “нарушителей”.

По мнению Н. Смелзера, девиация– это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и проводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

При этом он считал, что девиация является естественной формой проявления в обществе.

Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пятьтипов поведения:

Таблица 8.

Способы адаптации

Общественные цели

Социально одобряемые средства

1. Конформизм

+

+

2. Инновация

+

3. Ритуализм

+

4. Ретритизм

5. Бунт

+ / —

+ / —

  1. Конформизм– (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

  2. Инновация– предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.

  3. Ритуализм – предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства.

  4. Ретритизм– наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства.

  5. Бунт– одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств.

Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное(преступное) поведение.

Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других.

Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства.

Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию.

4. Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути,аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.

Теория культурного переноса. Французский социолог Г.Тард одним из первых пришел к выводу, что существует сходство между способами выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. По его мнению, преступники, как и законопослушные граждане, подражают поведению тех индивидов, с которыми либо встречались, которых знали, либо слышали. Но в отличие от порядочных людей, девианты подражают поведению преступников.

Другой ученый Э. Сазерленду пришел к выводу: чем раньше и интенсивней у индивида будут контакты с криминальным окружением, тем выше вероятность, что этот индивид тоже станет правонарушителем. Но не одно простое подражание задействовано в этом процессе. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения. Очень много зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

studfiles.net

Девиантное поведение и  социальный контроль — Социология

      Социализация направлена на развитие конформиста (от лат. «conformis» – подобный, сходный), то есть такого человека, который бы выполнял общепринятые  в обществе нормы. Социальные нормы как правила поведения – стражники порядка и хранители ценностей.  Однако нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.  Отклонение от нормы  выражается в различных видах девиации, девиантного поведения. В самом широком смысле понятие девиации подразумевает любые поступки или действия, несоответствующие писанным или неписанным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. В некоторых  обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей и поступков. В большинстве обществ отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. Это может быть героизм, самопожертвование, альтруизм, гениальное открытие, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность и др. Но это могут быть и отрицательные проявления, начиная от безбилетного проезда и кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят терроризм, уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. В узком понимании под девиантным поведением понимается негативное отклонение  от нормы. Серьезные нарушения, попадающие под категорию противоправного действия и наказуемые, называются делинквентным (буквально – преступным) поведением. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии. Категории населения, более других  предрасположенные совершать девиантные поступки, принято называть группами риска. Одной из такой категорий являются подростки, которые находятся под влиянием молодежной субкультуры. И в этом плане девиация – антипод конформизма. В социальной жизни может возникнуть  и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие слои, охватывает социальные институты, нормы, ценности, угрожая самим устоям общества. Такое состояние называется социальной аномией (Э.Дюркгейм), что в буквальном смысле означает деформацию общества. Это чаще всего бывает в периоды социальных кризисов, глубоких реформ, войн, революций и других социальных потрясений.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Третий тип отклоняющегося  поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным  негативным последствиям для общества (убийства, терроризм и др.).

Известно множество теорий, объясняющих девиацию разными причинами – физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-эконо-мическими и др. К числу наиболее известных следует отнести следующие теории девиантности: биологические (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, Прайс, Уиткин и др.), психологические (З.Фрейд и др.), культурологические (Селлин, Миллер), социологические (теории аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона, теория стигматизации или наклеивания ярлыков Г.Беккера). Следует отметить, что Мертон предложил и классификацию типов девиантного поведения, получившую широкую известность: конформизм, инновация, ритуализм,  ретреатизм (бегство от действительности), мятеж (бунт). Следует отметить, что социологические концепции, не отбрасывая всех выше названных причин, учитывают в первую очередь социальные и культурные факторы. Девиантные проявления – естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшает отклонений. В России рост девиантных  проявлений приобрел масштабный характер, а отдельные формы девиаций (организованная преступность, коррупция, алкоголизация и наркотизация населения) угрожают депопуляцией и тормозят развитие общества.  В современной России быстрыми темпами нарастают и такие проявления девиации, как бродяжничество, попрошайничество, проституция, детская беспризорность, отказ от детей, торговля ими и т.д., происходит дезорганизация образа жизни населения в целом. Общество испытывает острый дефицит терпимости, внимания, благожелательности. Менять надо все: законы, экономику, общественный климат и даже – работу общественного транспорта («транспортный стресс»).

Основная причина массовых отклонений норм поведения в России состоит в том, что постсоветский образ жизни формируется в условиях распадающейся социально-экономической системы. Общество, возникающее на базе распада предыдущей системы, является остропроблемным. Трудности первичной адаптации к новым условиям стимулируют поиск приспособительных механизмов. Большинство новых моделей поведения разрушают традиционный морально-правовой порядок. Они явились реакцией общества на резкое ухудшение условий жизни, резкую дезадаптацию, утрату привычных ценностей. Чтобы этого не происходило и для более жесткого и постоянного регулирования социальной жизни существует социальный контроль.

      В самом широком социологической смысле, под социальным контролем  понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации. В узком смысле слова, социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает: 1) неформальный (внутригрупповой) контроль реализуется родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами, основан на силе общественного мнения; 2) формальный (институциональный) осуществляется органами правопорядка, школой, армией, СМИ, политическими партиями, правительством, государством. Социальный контроль выполняет три важные социальные функции:  регулятивную, охранительную, стабилизирующую. Основной задачей социального контроля является воспроизводство конформистского типа поведения. Основным инструментом социального контроля являются санкции. Санкция – это средство (поощрение или наказание), стимулирующее человека к должному поведению в соответствии с нормой. Санкции бывают позитивными (предполагающими поощрение к соблюдению норм) и негативными (предусматривающими наказание), формальными и неформальными. Формальные и неформальные санкции применяются в соответствии с субъектами контроля, подразделяющимися на формальные (школа, милиция, суд и т.д.) и неформальные (семья, компания и т.д.). Формальные позитивные санкции – это публичное одобрение и поощрение  со стороны тех или иных инстанций (ордена, медали, почетные грамоты, премии, продвижение по службе и т.д.), неформальные – одобрения и поощрения со стороны родственников, друзей, коллег, а также общественного мнения, СМИ (почет, дружеская похвала, аплодисменты и т.д.). Формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные законом, инструкциями и положениями, уставом и постановлениями (арест, увольнение, штраф, арест, заключение в тюрьму, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь  и т.д.), неформальные – наказания, осуществляемые неформальным окружением (бойкот, насмешка, слух и т.д.).

Социологами выявлена следующая закономерность: девиации уменьшаются тогда, когда насилие в обществе снижается, а уровень толерантности в отношениях между людьми повышается; девиации возрастают, когда в обществе развит экстремизм и насилие, а в процессе социального контроля используются насильственные методы воздействия.

socialworkstud.ru

Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль

    1. Девиантное поведение и его причины.

    2. Понятие социального контроля.

    3. Элементы социального контроля.

    4. Механизм социального контроля.

7.1. Девиантное поведение и его причины

В любом обществе формируется система устойчивых социальных взаимодействий, отвечающая интересам большинства людей. Устойчивость социальным взаимодействиям придает система различных норм (нормы морали, законы, традиции, обычаи).

Таким образом, чтобы общество благополучно существовало, люди должны придерживаться норм, которые определяют существование общества как целостной социальной системы. Но в реальности всегда возникают различные отклонения в поведении людей от исторически сложившихся норм. Эти отклонения могут осуществляться в обществе отдельными индивидами или целыми социальными группами, достаточно многочисленными.

Все возможные типы отклонений, которые в социологии называются девиантным поведением,по характеру их влияния в обществе можно разделить на следующие:социально-опасныеисоциально-позитивные.Ксоциально-опаснымотносятся такие формы девиации, которые несут в себе определенную угрозу обществу, расшатывают его устои, разрушают ценности, заключают в себе определенную опасность для человека, т. е. ухудшают социальную жизнь (ухудшаются социальные характеристики общества). Наибольшую опасность для общества заключают в себе такие формы девиантного поведения, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция. Если отклонения приобретают массовый характер, то они несут большую опасность для общества.

Но, с другой стороны, нельзя считать, что всякое отклонение от нормы негативно. Если в обществе не меняются нормы, то оно теряет потенциал развития, способность к адаптации в изменяющейся действительности. Определенные формы девиантного поведения, являющиеся своего рода поиском новых форм деятельности и поведения, позволяют осуществлять изменения в системе социальных норм и тем самым увеличивать потенциал развития, совершенствования общества, адаптации его к действительности. С развитием общества некоторые нормы устаревают, перестают соответствовать потребностям новой жизни и тем самым тормозят дальнейшее развитие общества. Формами девиации, которые носят позитивный характер, являются, например, сверхмотивация,когда человек подчиняет свою жизнь чему-то одному (науке, искусству, религии) исверхинтеллектуальность,когда человек прилагает большие усилия для развития своего интеллекта, познания и глубокого понимания окружающей действительности. К позитивной девиации можно отнести также особые склонности, которые выражаются вгениальности, талантливости.

Но наибольшее внимание социологи уделяют формам девиантного поведения, заключающим определенную опасность для общества. Существует множество теорий, которые по-разному объясняют причины девиантного поведения. Только часть из них относится непосредственно к социологическим, но при знакомстве с этой проблемой, мы не можем не рассматривать другие теории.

Биологическое объяснениевпервые было дано итальянским мыслителем Чезаро Ломброзо, который занимался изучением проблемы преступности и сделал вывод, что между криминальным поведением и физическими чертами существует связь. Он полагал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и ввел понятие «криминальный тип». Развитием этой теории стала теория Уильяма Шелдона, который вывел три физиологических типа людей:

  1. Эндоморфы,которые характеризуются умеренной полнотой, общительностью, умением ладить с людьми, любят потворствовать своим желаниям.

  2. Мезоморфы,которые обладают сильным и стройным телосложением, активностью, не слишком чувствительны.

  3. Эктоморфы,которым присуща тонкость и хрупкость тела, склонность к самоанализу, повышенная чувствительность и нервозность.

Наиболее склонны к девиантному поведению мезоморфы.

К биологическому объяснению можно отнести также теорию, которая объясняет девиантное поведение аномалией половых хромосом.

Психологическое объяснениеисходит из того, что причиной аномального поведения являются различные психологические расстройства, умственные дефекты, дегенеративность, слабоумие, психопатия.

Социологическое объяснениестроится на основе учета, прежде всего социальных факторов. Втеории аномииЭ. Дюркгейма («аномия» — разрегулированность) девиантное поведение объясняется запутанностью и дезорганизацией социальных норм. В различных социальных группах могут формироваться специфические социальные нормы, которые определяются социальными ролями и функциями. Поскольку человек может одновременно входить в разные социальные группы, то он начинает путаться в социальных нормах, которые противоречат друг другу и таким образом происходит нарушение коллективного порядка, теряются ориентиры. Такая социальная дезорганизация порождает различные формы отклонений.

Мертон предлагает свою теорию аномии. Он видит причину девиации в разрыве между целями, определяющими деятельность людей, и социально-одобряемыми формами их достижения.

В обществе декларируются цели, которые нельзя реализовать социально-одобряемыми средствами их достижения. Стремление достичь цель любыми средствами и порождает девиантное поведение.

Мертон выделил следующие типы личностей:

  1. Конформисты— личности, которые принимают как цели, так и средства их достижения, одобряемые обществом. Они приспосабливаются к существующим условиям.

  2. Новаторы— они пытаются достичь цели любыми средствами, как законными, так и незаконными, как социально-одобряемыми, так и нет. Они принимают цель, но не всегда принимают средства достижения.

  3. Ритуалисты— они отрицают цели, но принимают средства их достижения. Они следуют правилам, нормам, даже если сами цели не представляют для них ценными.

  4. Изолированные (ретреатисты)— они не принимают ни целей, ни средств, ни методов, для них характерно бегство от действительности (бомжи, наркоманы, алкоголики и т. п.).

  5. Мятежники (бунтари)— в отличие от изолированных, они не только не принимают целей и средств, но и пытаются их активно изменить, пытаются навязать обществу новые цели и новые средства (революционеры).

Все эти типы личности могут порождать те или иные формы девиантного поведения, кроме, пожалуй, конформистов.

Культурологическое объяснениеисходит из того, что девиация — это результат противоречий между субкультурой (например, молодежной) и доминирующей культурой (культурой общества в целом). Многие социальные группы создают свою субкультуру как особое культурное образование, собственную культурную среду, нормы, правила, существенно отличающиеся от доминирующей (господствующей) культуры. При этом представители доминирующей культуры ставят клеймо девианта на представителей субкультуры.

Каждая из рассмотренных теорий рассматривает отдельные факторы, обуславливающие девиацию, но причиной отклоняющегося поведения, как правило, выступают самые различные факторы и их сочетания: биологические, психологические, социальные, культурные, экономические, политические и т. д.

studfiles.net

14. Девиантное поведение и социальный контроль

14.1. Понятие девиантного поведения

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам.

Социальная норма — это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение — это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится главным образом к социальным экспектациям (ожиданиям) «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от нормы, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и пр.

14.2. Типы девиантного поведения

Девиантное, т.е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени.

1. Незначительные отступления от норм морали и этикета называют собственно девиантным поведением.

2. Нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии он определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами.

3. Серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.

А.И. Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: «Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой… Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны».

Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения: от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством или магией как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного или даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неординарные категории поведения, нежели традиционная криминология.

studfiles.net

Социальный контроль и девиантное поведение

 

Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.

 

Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

 

Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.

 

Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.

 

Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

 

Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:

 

1) формальные;

 

2) неформальные;

 

3) положительные;

 

4) отрицательные.

 

Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.

 

Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

 

При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.

 

Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.

 

Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин.

 

В рамках социологии сложились следующие теории по этому вопросу.

 

1. Чарльз Ломбарзо, Вильям Шелдон полагали, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы.

 

Так Шелдон делит людей на 3 типа:

 

1) эндоморфы – полноваты, не склонны к девиантному поведению;

 

2) мезоморфы – атлетическое телосложение, могут характеризоваться девиантным поведением;

 

3) эктоморфы – худые, вряд ли склонны к девиантному поведению.

 

2. З. Фрейд видел причину девиаций в том, что внутри каждой личности постоянно происходят конфликты.

 

Именно внутренний конфликт является источником девиантного поведения.

 

В любом человеке есть «я» (сознательное начало) и «сверх-я» (бессознательное). Между ними постоянно возникают конфликты.

 

«Я» пытается удержать бессознательное в человеке. Если это не удается, то тогда наружу прорывается биологическая, животная сущность.

 

3. Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности.

 

Этот процесс может быть удачным, и неудачным.

 

Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества.

 

При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).

 

4. Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

 

Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества.

 

Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели.

 

Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения.

 

Таким образом, главной причиной девиации является разрыв между целями и средствами осуществления этих целей, который наступает в силу неравного доступа к средствам различных слоев групп.

 

На основе своих теоретических разработок Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.

 

1. Конформизм – соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.

 

Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

 

С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения.

 

2. Инновация – принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.

 

3. Ритуализм – отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.

 

4. Ретритизм – полное неприятие общественных установок.

 

5. Мятеж – изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.

 

В рамках других социологических теорий в качестве основных типов девиантного поведения выделяются следующие виды:

 

1) культурные и психические отклонения – отклонения от норм культуры. Могут быть опасными или неопасными;

 

2) индивидуальные и групповые отклонения – отдельный человек, индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое – иллюзорный мир;

 

3) первичные и вторичные. Первичные – шалость, вторичное – девиантное отклонение;

 

4) культурно добряемые отклонения;

 

5) сверхинтеллектуальность, сверхмотивация;

 

6) культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и нарушение закона.

 

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Девиация и социальный контроль

Девиация или девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и, потому, влекущее за собой формальное или неформальное наказание нарушителя (изоляция, лечение, тюремное заключение, поругали, пальчиком погрозили и пр.).

Преступность (делинквентное поведение) — это одна из форм девиантного поведения.

Девиантное поведение может проявляться, например,  в том, что в обществе существуют различные социальные ожидания (одни люди ориентированы на соблюдение привычных норм, а другие на их изменение). Или в неопределености поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны, или когда правила ясны, но у населения могут быть разногласия по поводу их законности и правильности (отношение к абортам, к уплате налогов, к проституции, к многоженству в России и на Востоке и пр.).

Структура девиации включает в себя  3 основных  компонента:

— человек, которому свойственно определенное поведение,

— норма, которая является критерием оценки поведения, девиантного по виду,

— другие люди или организации, реагирующие на поведение этого человека.

Девиация ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях,  как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании.   Но для социолога  девиантность в обществе — так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать “как все”), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.

Причины девиантного поведения:

— биологические (Ч. Ламброзо — человек таким родился)

— психологические (З.Фрейд — дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)

— социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и  толкают людей на девиантное поведение)

Например, Э.Дюркгейм (теория «аномии»)- считал, что основной причиной девиации является «разрегулированность» в обществе. Во время кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, у людей возникает состояние запутанности, дезориентации, когда становится непонятно “что такое хорошо, и что такое плохо?”, как себя следует вести в той или иной ситуации?.  То есть причина — в социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии аномии (нет единства понимания норм) может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для  них резко меняются условия их жизнедеятельности).

Р. Мертон, в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и  социально одобряемыми (приемлемыми) средствами их достижения. Например, одобряемая цель — богатство, но если у человека нет доступных и одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет не одобряемые (девиантные) средства достижения богатства.

Распространенность девиантного поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (за нормами стоят различные группы, интересы), влиянием субкультур низших слоев общества,  влиянием преуспевающих девиантов (девиантное поведение тем более вероятно, чем более оно сулит реальные блага) и т.п.

Типы девиации (по Мертону)

Способы адаптации человека к ситуации

Одобряемые цели

Одобряемые средства

Примечания

 

Конформизм

+

+

Человек выбирает только одобряемые социумом цели и средства их достижения. Это единственный тип не девиантного поведения.

Инновация

+

Человек согласен с целями, но выбирает для их достижения не привычные или не приемлемые средства (жулик, рационализатор, ученый, делающий открытие). То есть девиация может быть и позитивной, полезной для общества!

Ритуализм

+

Человек применяет средства не адекватные целям, или для него правила, ритуалы стали важнее целей (например, бюрократ).

Бегство от действительности

Человек отвергает цели и средства, одобряемые, принятые в обществе (например, алкоголики, наркоманы)

Бунт

-\ +

-\+

Человек вводит новые цели и средства их достижения. Сначала их отвергают, потом принимают, и они становятся нормой.

Классификацию Мертона считают удачной, так как в ней конформизм и девиация рассматриваются в одном ряду, как бы показывая, что девиация и конформизм в жизни всегда рядом, что девиацию нельзя рассматривать как только негативное явление, так же как и конформизм нельзя рассматривать как только положительное.

Девиация как процесс развития

Можно выделить восемь этапов формирования в обществе девиации.

1. Создание норм. Пока не было нормы, не было и нарушителей, не было лиц (групп, органов) контролирующих соблюдение этой нормы, не было наказаний за это нарушение и т.д.

2. Определение сущности и статуса этих норм. Есть нормы формальные и неформальные. Одни нормы контролируются государством, другие организациями, третьи — неформальными группами (семья, друзья), одни более определены, другие менее. Соответственно,  за нарушение одних,  к нарушителю применят формальные санкции, за нарушение других неформальные.

3. Совершение людьми девиантных поступков. Практически все люди совершают девиантные поступки.

4. Признание поступков девиантными. Дело в том, что за одни и те же поступки чаще наказывают тех, кто вызывает опасения из-за принадлежности к определенным социальным  группам, манеры поведения, одежды … То есть, в зависимости от обстоятельств, одни и те же поступки люди могут признать или не признать  девиантными.

5. Признание человека девиантным. Так же как в предыдущем пункте, при совершении одних и тех же поступков, одних людей могут признать девиантами, и наказать, других людей могут не признать девиантами, посчитать, что это случайность, посмотреть на нарушение “сквозь пальцы”.

6. Стигматизация.  Стигма — социальное клеймо, ярлык (плохой, тупой, троечник, или положительный ярлык —  умный, хороший, отличник). Если к тебе его “приклеили” — отмыться, то есть изменить мнение других людей (как и свое собственное мнение) потом очень трудно.   Далее идут последствия стигматизации:

7. Процесс «вживания» в образ девианта (ролевое поглощение). Если не удается снять (“смыть”) с себя эту стигму, то постепенно станешь действительно таким, как   тебя назвали. Кто-то будет сопротивляться мнению окружающих больше, кто-то меньше, но …

8. Коллективные формы девиации. Девианты склонны объединяться. Появляются группы девиантов, в них проявляются неформальные лидеры, формируются внутригрупповые формы поведения. Появляется субкультура девиации.

Социальный контроль

Это система формальных и неформальных мер, предпринимаемых в обществе и направленных на  предотвращение девиантного поведения. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная  группа гарантирует (или пытается гарантировать) конформное поведение его членов.

Санкции общества или группы людей могут быть: формальные положительные, то есть стимулирующие одобряемое поведение  (звания, правительственные награды,  премии, продвижение по службе и пр.), формальные отрицательные —  штраф, арест, увольнение и пр.

 Санкции могут быть и неформальные:  социальное вознаграждение (улыбка, похвала), наказание (хмурый взгляд, угроза),  убеждение или переубеждение.

Наконец, может быть и такое действие общества, как переоценка норм. Тогда действия, считавшиеся девиантными, становятся одобряемыми или допустимыми.

По строгости соблюдения норм и наказания за их нарушение различают: обычаи, манеры, этикет, нравы, законы, табу.

Тенденции

В целом, можно отметить, что в цивилизованных обществах, люди становятся более критичными к существующему социальному устройству  и менее критичными к девиации. Отношение к нормам и нарушителям становится менее жестким. Все больше людей приходит к пониманию, что основные причины девиантного поведения находятся в обществе, и если мы хотим, чтобы было меньше девиации, нужно не столько ужесточать наказания людей, сколько выравнивать условия их жизнедеятельности. 



biofile.ru