Демократический режим характеристика – Понятие, характеристики, формы, преимущества и недостатки демократического режима

Содержание

Понятие, характеристики, формы, преимущества и недостатки демократического режима

Ключевые слова: понятие, характеристики, формы, преимущества, недостатки, демократического, режим

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  • доминируют методы убеждения, компромисса;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии

можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. … читать далее …

newinspire.ru

26. Характеристика демократического режима.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

  1. Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

    1. Свобода выдвижения кандидатур

    2. Свобода избирательного права

    3. Свобода голосования

  2. Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

  3. Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

  4. Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

  5. Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

  6. Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

  7. Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

  8. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

    1. возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

    2. демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

27. Понятие, структура и полномочия парламента.

С древних времен встал вопрос, как управлять государством – уже первобытное общество. Далее создавались специальные органы, состоящие из привилегированных сословий. 1215 г., Англия – по требованию восставших феодалов король Иоанн Безземельный подписал великую коалицию вольностей, в ней содержалось положение о выборном представительном органе (на этой основе — парламент). Эти представительные органы не были постоянными, а собирались периодически для решения отдельных вопросов. Народные представительства возникли в эпоху буржуазных революций, когда объявляется равенство людей и представительные органы приобретают такую роль, что общее государственное решение не принимается без участия высшего законодательного органа – парламента (фр.-«говорить») – это высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Парламенты бывают однопалатными – образованы в небольших унитарных государствах (Украина) и, формируются путем прямых выборов и обновляются полностью. Двухпалатными – обязательны для федеративных государств и более крупных. Нижняя палата – путем прямых выборов. Верхняя – путем выборов, путем наследования. Верхняя — обычно более долгий срок полномочий; возрастной ценз выше; обычно менее многочисленна. В результате более привилегированное положение верхней палаты, меньшая зависимость от народа, а значит стабильность в работе. Стабильность – если от 1 млн. населения избирается от 9 до 18 представителей. Представители д.б. профессионалами и иметь стабильную з/п. Члены парламента имеют привилегии – иммунитет и индемнитет. Иммунитет – парламентская неприкосновенность, не может быть вызван в суд даже свидетелем. Индемнитет – не несет ответственности за решения и голосования, принимаемые в парламенте. Полномочия: право законодательной инициативы, право голоса. Работа парламента имеет строгую организацию:

  1. парламентская, депутатская фракции;

  2. парламентские комиссии и комитеты;

  3. руководящие органы палат.

Обычно депутаты группируются во фракции (по интересам). Зарегистрированные фракции имеют преимущества: помещение; своего представителя в дебатах; представительство в комитетах. Наличие фракций обостряет дискуссии и одновременно придает строгость. Координирует дебаты председатель парламента – спикер.

Комиссии и комитеты – могут быть постоянными и временными. Они могут избираться или назначаться представителем и должен быть соблюден принцип пропорциональности фракциям.

Полномочия парламента:

  1. принятие законопроектов и резолюций;

  2. подтверждение госбюджета и отчета о его выполнении;

  3. участие в формировании правительства, других гос. органов и контроль за их деятельностью.

  4. контроль за внешней политикой (определение основных направлений, право объявления войны и мира, утверждение и разрушение международных договоров).

studfiles.net

2. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Решая вопрос о классификации политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида: демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

  1. Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

  2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

  3. Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

  4. В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.2

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,илилиберально-демократический,который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральные и марксистско-ленинский.

Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, — с одной стороны ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. “Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия”.3Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.

Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж. Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего “сверху”, государством, государственной властью.

Концепция социальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.

Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. “Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям “вождизма” в государственной политике”.4

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или, по крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  1. Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.

  2. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства.

  3. Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование её институтов через закрытые каналы.

  4. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа.

  5. Жестокие командно – административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.

  6. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидации прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций.

  7. Политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведённой в ранг государственной.

  8. Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.5

Деспотическийрежим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тираническийрежим — также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистскийрежим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Кроме демократических и антидемократических политических режимов в теории государства и права выделяют переходные режимы. Переходные режимыформируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.

studfiles.net

признаки, характеристика. Демократический политический режим :: BusinessMan.ru

В настоящее время во всех средствах массовой информации повсеместно встречается термин «демократия». Общество, построенное по таким принципам, считается едва ли не идеалом всех времен и народов. Вот только что такое демократический режим в современном понимании этого слова, знают далеко не все.

Происхождение термина

Углубимся в историю: происходит термин от двух греческих слов. Первое из них, demos, означает «народ». Второе, kratos, переводится как «власть». Соответственно, дословный перевод наверняка был бы понятен В. Ульянову с его знаменитым лозунгом «Власть народу!» Впрочем, наверняка об этом известно всякому, кто проходил курс истории в обычной школе.

Считается, что демократический режим был изобретен в древних Афинах. Это был мощный греческих город-государство, расцвет которого пришелся на VI-V вв. до н. э. Не забываем и про Новгородскую республику с ее знаменитым Вече. Но становление демократии как общественно-политического режима началось намного позже, в XVII-XVIII веках. Происходило это в европейских странах, откуда позже демократию «занесли» и в США.

Предпосылки возникновения

Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.

Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.

Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.

Принципы и черты демократии

Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:

  • Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
  • Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
  • Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
  • Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
  • В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
  • Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.

Личность человека – превыше всего

Также демократический режим характеризуется тем, что признает главенство личности человека, жизнь и достоинство которого должны быть высшей ценностью. Это подводит нас к следующим выводам:

  • Общество должно быть признано не неким конгломератом «серой массы», а как совокупность отдельных, свободно мыслящих личностей, каждая из которых имеет право на собственное мнение и свободу собственного волеизъявления.
  • Кроме того, должен признаваться безусловный приоритет личности над интересами самого государства. Следует заметить, что в настоящий момент многие политологи со скепсисом относятся к такой трактовке, так как, согласно ей, даже жизнь военнослужащего в момент выполнения ответственного и опасного боевого задания может признаваться «высшей ценностью», что в корне противоречит нуждам всей страны и несет реальную опасность в плане суверенитета и государственности.
  • Признается автоматически, что каждый человек уже по факту рождения наделяется некоторыми безусловными правами, которые всегда следует соблюдать. Это права на личную свободу и неприкосновенность, а также на личную жизнь, которая должна защищаться государством от посторонних.

Источники прав, их характеристика

Именно эта «троица» обеспечивает свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим. Очень важно отметить то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать такими ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Каждый человек может жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая в них стремление к тем же нравственным идеалам и политическим устремлениям (гражданин может предпочитать тоталитарный, авторитарный, демократический режим).

Источник всех этих прав – не государство, не общество, даже не власть, а сама суть, сама природа. Из этого следует, что все эти права не только не могут быть попраны или ограничены, но они вообще должны изыматься из общегосударственных норм. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью.

Нужно только понимать, что в любом правовом государстве существует некая грань (четко очерченная законодательством), через которую гражданин не может переступить. Это относится и к политическим взглядам: человек может говорить о каких-то достоинствах или недостатках любого политического режима, но он не должен и не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.

Кроме того, нужно помнить (это делают далеко не все общественно-политические деятели), что каждый человек имеет право на обоснованную корректную критику других людей (в рамках закона). Но и тот же каждый, в свою очередь, должен понимать, что столь же обоснованной критике его могут подвергнуть все остальные граждане, и ничего преступного в этом нет.

Что такое «права личности», какими они бывают?

Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.

Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.

Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.

Основные документы

Основные концепции, которых обязан придерживаться и которым должен следовать демократический политический режим, закреплены во многих документах ООН. Одним из важнейших является Декларация прав человека. Она была ратифицирована в далеком 1948 году. В свое время наша страна ее не приняла, но документ был подписан во время правления первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

В этой декларации перечислены основные гражданские права и свободы, их негативные и позитивные разновидности (о которых мы говорили выше). Особенно важно, что в данном документе четко обозначено: каждый человек может достойно и в достатке жить, не испытывая никаких ограничений в жизненно необходимых благах. Даная Декларация является только частью международного Акта о правах человека. Помимо нее в ООН было принято и ратифицировано немало документов, которые защищают жизнь, личное достоинство и здоровье каждого человека.

К сожалению, говорить о выполнении всех этих договоренностей не приходится, и зверские убийства людей на Ближнем Востоке – тому лишнее подтверждение. Все страны, которые сейчас погрязли в пламени гражданской войны, в свое время подписывали и Декларацию о правах, и прочие документы.

Плюрализм, множественность демократического общества

Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.

Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.

Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:

  • Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
  • В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
  • Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
  • Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
  • Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
  • В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.

В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.

Регламентирование, регуляция власти

Но далеко не только этим можно описать демократический режим. Признаки его бесполезно перечислять, если не рассказать о безусловно правовом характере власти и отношений в самом социуме, который выбирал это правительство. Проще говоря, вся управляющая деятельность правительства и главы государства должны осуществляться в строгих нормативных рамках права.

Это не только жесткая совокупность законодательных актов и норм, которые выступают в роли гарантов соблюдения общечеловеческих ценностей, а некий конгломерат положений, которые хорошо понятны всякому человеку.

Это уважение к каждому гражданину, полное признание его естественных свобод. Кроме того, государство, особенно либеральный демократический режим, признает основные общечеловеческие понятия о добре и зле, добродетели и нормы морали. В государстве также должна иметься такая организация политического и общественного режима, при которой разные категории граждан могли бы жить привычной жизнью, не мешая друг другу и не вступая в противоречия.

Что означает правовой характер режима?

Итак, мы рассмотрели среднестатистический демократический политический режим. Признаки его довольно просты, но все же стоит упомянуть еще об одной важнейшей черте такого рода общественно-политического строя.

Дело в том, что в такой стране все граждане, независимо от их происхождения и социального статуса, безусловно равны перед лицом закона. Принадлежность к определенной религиозной конфессии, политической партии, расе или народности, уровень образования и прочие подобные признаки не могут и не должны оказывать на отправление правосудия ровно никакого влияния.

«Принцип большинства»: проблемы и особенности

Вообще, любой демократический государственный режим попирает давний принцип многих человеческих обществ, который провозглашал главенство меньшинства над большинством. Причем принцип этот – далеко не количественное понятие.

Кроме того, есть и другая крайность. Так, английский философ К. Поппер видит большую опасность в том, что и тоталитарный режим, и демократический могут свестись к тирании из-за все той же власти большинства. Ведь никто не исключит того, что большая часть вполне может предпочесть действовать противоправными методами, жестоко ущемляя права меньшинства и даже подвергая людей другой расы, национальности или вероисповедания тотальному уничтожению, что уже не раз бывало в истории человечества.

Гарантии для меньшинства

Следует признать, что такое положение вещей всегда грозит потерей стабильности, а порой – самой государственности и независимости. А потому любая демократическая страна обязана предоставлять гарантии меньшинству. Философы и политологи выражают эту мысль так: «Власть большинства, которое уважает права меньшинства». В частности, это положение закрепляется на законодательном уровне признанием оппозиционных движений, действующих в рамках закона.

«Стабилизирующие конструкции»

На эти базовые принципы опирается любой демократический режим власти. Впрочем, каждый человек наверняка понимает, что все эти нормы и правила – не более чем ширма и условность, если главы государств не руководствуются ими, не опираются на какие-то базовые принципы. Основной опорой, на которой держится современное общество, является право частной собственности любого гражданина.

Если же говорить о политических опорах и основах демократии, следует упомянуть следующие «несущие конструкции»: во-первых, все тот же плюрализм, который гарантирует многопартийность и сдерживание внутриполитических течений; во-вторых, это правило разделения государственной власти на три ветви. Каждая из них уравновешивает другую. Наконец, это система выборов, которая гарантирует возможность смены государственной власти посредством свободного волеизъявления граждан.

Наконец, все это было бы невозможно без существования действенных законов, а также рабочей системы правосудия, которая делает всех людей равными перед лицом закона. В теории судить можно как рядового гражданина, так и президента, что должно обеспечивать сдерживание некоторых стремлений правящей верхушки. Конечно же, на деле все бывает далеко не так идеально.

Случаи, когда верхушка властной вертикали оказывается фактически недосягаемой для закона — не редкость в нашем мире. Конечно же, с этим нужно бороться, так как подобное положение дел внушает чувство неуязвимости и ненаказуемости.

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

Настолько ли «безгрешна» демократия?

Конечно, до сей поры мы говорили только о том, какие преимущества обеспечивает демократический режим государства. Увы, но ничего идеального в этом мире не существует. Реальная политическая и общественная жизнь зачастую развиваются по совсем другим законам. Везде правят люди, а им, как известно, не чужды слабости и открытые пороки.

Нужно заметить, что описанная выше схема не является застывшей в веках концепцией, которую не дозволено трогать и изменять. Скорее, это только ориентир для государств, которые строят действительно свободное и открытое общество, где каждый человек может свободно реализовать себя и раскрыть потенциал своего ума и способностей.

Проще говоря, демократический режим – понятие растяжимое, которое можно и нужно адаптировать к существующей реальности, руководствуясь при этом ее основными, основополагающими принципами. Когда-то герцог Мальборо и вовсе сказал, что такой тип общественного устройства видится ему наиболее плохим и неуклюжим… Но сразу добавил, что в этом случае лучше сразу забыть о прочих вариантах государственного строя.

businessman.ru

Характеристика демократического режима. — КиберПедия

демократический режим («democratia» — наро­довластие) – это –одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех лю­дей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате — широкие права, и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меня­ются критерии избрания. Критерием избрания того или иного чело­века в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти — отличительный признак государства, в котором существует демократический поли­тический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демо­кратии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характе­ризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, доб­ровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, кото­рые ставит перед человечеством современное состояние цивили­зации с его глобальными проблемами, противоречиями, возмож­ными кризисами.



 

Антидемократические режимы.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические госу­дарства периодов «культа личности». Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить, уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

В государственном управлении тоталитарный режим характе­ризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).



Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще наиболее узкий круг людей, неболь­шая группа должностных лиц, осуществляющих политиче­ское руководство. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекоменда­ции, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей ко­мандой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя обще­ственное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее, оно ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления госу­дарства, его целостности, единства, противопоставления сепара­тизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

 

cyberpedia.su

Политический режим, характеристика демократического режима

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенный и в то же время более противоречивый термин, чем «политическая система» и «политический режим». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

В развитых капиталистических странах политические режимы уже сформированы, но, тем не менее, тема политического режима не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу неизбежны.

Политический режим существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Появление политической системы практически связано с возникновением государства.

Цель данной работы – рассмотреть признаки демократического режима.

Задачи работы:

— рассмотреть  сущность и особенности понятия политический режим;

— проанализировать  режим демократии.

 

1. Политический  режим: сущность и особенности

 

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность «государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации».1

Политический режим — метод государственного руководства обществом, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Политический режим характеризует механизм формирования органов государственной власти: через выборы в парламент или путем назначения сверху, при участии узкого круга наиболее влиятельных лиц, или по единоличному усмотрению главы государства.

Политический режим раскрывает, кто и как контролирует осуществление политической власти. Являются ли носители власти практически бесконтрольными, признают контроль лишь сверху или находятся под мощным контролирующим воздействием снизу.

Характеристикой политического режима является совокупность приемов и методов осуществления власти. Они могут быть основаны на законе и незаконными, опирающимися на террор, разрешительными и запретительными. Разным может быть соотношение методов убеждения и принуждения.

Важным для характеристики политического режима является степень участия и возможности для участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества. Отношение население к участию: проявляет пассивность, индифферентность или большую активность. Сюда относятся:

формы этого участия — организованные или стихийные, заорганизованные сверху или идущие естественно снизу;

участие населения на всех стадиях принятия и реализации политико-управленческих решений или привлечение только к их исполнению.

Политический режим характеризуется состоянием в обществе прав и свобод личности. Отношение к ним со стороны политических институтов, правящих групп и общества в целом характеризует степень демократичности политического режима. Речь идет о признании или непризнании властью неотъемлемых прав личности и гражданина, о реальной гарантированности (или негарантированности) провозглашенных в основном законе государства — Конституции, прав и свобод, о наличии (или отсутствии) единства прав и обязанностей, свободы и ответственности, демократии и дисциплины.

Элементом политического режима являются типичные для данного общества, его политической системы способы урегулирования социальных и политических конфликтов. В демократическом обществе имеются отлаженные процедуры разрешения конфликтов, исключающие силовые приемы.

Рассмотрим политические режимы, ставшие наиболее типичными в политической жизни ХХ века.

Либерально-демократический режим. Выбранный на основе всеобщего избирательного права парламент юридически выступает в качестве высшего органа власти и на деле располагает реальной возможностью оказывать решающее влияние на законодательную политику, контролировать правительство. Многопартийность, экономическая свобода, идеологическое многообразие, демократизм, политический плюрализм — характеризуют этот режим власти. Демократическое общество само выбирает носителей власти через них — тот или иной вариант решения. Демократическая власть организует общественный диалог является его непосредственным участником. В диалоге общество оценивает действия носителей власти и правомочно сменить их в рамках законных процедур.2

Авторитарный режим. Его основные черты: установление личной власти, ослабление парламентских институтов, использование референдумов. Авторитарная система, обеспечивая любым путем, в том числе и прямым насилием, политическую власть, не допускает в сфере политики никакой конкуренции, но не вмешивается в те области жизни, которые не связаны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут стать экономика, культура, отношения между близкими людьми. Личная независимость допускается в известных пределах.

Тоталитаризм — крайняя форма авторитарного режима, характеризующаяся его полным  контролем над всеми сферами жизни общества. Термин тоталитаризм впервые был употреблен Муссолини для описания особой фашисткой концепции государства как высшей ценности, которая только и наполняет индивидуальную жизнь смыслом. Позднее этот термин стал употребляться в политической науке для характеристики общих черт политических режимов гитлеровской Германии и сталинской России. Оба режима отличались от предыдущих диктатур тотальными требованиями государства к обществу, политизацией всех сторон жизни общества и усилением контроля над индивидуальным поведением через идеологическую манипуляцию и жестокий террор.

Такая организация общественного порядка достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху и поддерживаемого обездоленной частью населения.3

 

 

2. Характеристика демократического режима

 

Известно, что «демократия» — это власть народа, т.е. народовластие. Но также известно, что в истории человечества еще не было такого государства, в котором власть принадлежала бы всему народу. Она всегда принадлежала какой-то его части. И в зависимости от этого, в зависимости характера власти демократия получала свое название: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая или советская.

На протяжении многовекового развития опробовались различные модели и элементы демократии. Даже в течении длительного времени, когда Европа, казалось, забыла даже слово «демократия», в рамках средневековых королевств прорабатывались важные стороны демократии: равенство в политических сообществах князей, ремесленников, развитие договорных отношений, представительства и т.п. Когда же о демократии вспомнили, то постепенно это понятие стало насыщаться все более богатым и ярким содержанием. Это произошло, однако, не сразу. Довольно долго демократия трактовалась как преимущественно прямое правление граждан. В наиболее яркой и последовательной форме эта концепция была развита Ж.Ж. Руссо, связавшего демократию с народным суверенитетом. Эта идеальная модель критиковалась за ее практическую нереализуемость в крупных политических образованиях, где повседневное и непосредственное участие в управлении всех невозможно. Эта критика вместе с обоснованием необходимости республиканизма (смешанного правления типа аристотелевской политики) и представительства ярко обосновывалась американскими федералистами.  Любопытно, что само понятие «демократия» в Америке трактовалось при этом как негативное. В конечном счете сформулирована концепция представительного правления. Выдающуюся роль в этом сыграл Джон Стюарт Милль. Демократия стала важнейшим компонентом этой системы. Это была демократия обладателей собственности и голоса, подающих голос и передающих свои права на управление. Отсюда рациональность цензов, «вес голоса» и т.п. Эту систему в отличие от классической руссоистской демократии выдающийся американский политолог Р. Даль назвал полиархией.

С развитием системы издержек и противовесов, партийных систем полиархия трансформируется, укрепляется, оказывается способной интегрировать способы организации, использующие иные идеальные типы — аристократию (парламентаризм) и монархию (президентство).

Уже в наше время с развитием и усложнением политических систем возникает необходимость их гибкой перестройки и реакции на сложные вызовы времени. Возникает демократия участия, предполагающая постоянную дискуссию и инновацию. Это демократия осознанного многоголосого дискурса, открытия новых смыслов и процедур политического регулирования.

Демократизация же и современная демократия по своей сути есть соединение всех возможных и так или иначе испытанных форм политического опосредования действий и форм организации.

  Современные исследователи отдают предпочтение процедурному определению демократии. Так как с точки зрения А. Турэна4, любая из дефиниций демократии далека от того, чтобы быть всеобъемлющей, следует определять демократию более усложненно и реалистически – как свободный выбор правления, представляющего интересы большинства и уважающего фундаментальное право всех людей жить в соответствии со своими убеждениями и основными интересами.

Как отмечает Г.Г. Дилигенский, «поиск новых форм демократии становится характерной чертой западной общественной мысли и практики»5. Трактовка демократии как политической и социальной ценности является синтезирующей по отношению к предшествующим этапам восприятия демократии представителями политологической науки.

Существует множество различных вариантов демократии, к примеру, демократии в США,  организованной по принципу разделения властей, высоко плюралистичной и ставящей во главу угла индивидуализм, демократии в Европе, строящейся на принципах солидаризма и коммунитаризма.

При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом — суверенитетом народа — демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие, как «народ», трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего (применительно к демократии — взрослого) населения страны, примерно до середины XIX в. демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами (как это было в античной демократии), либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, в частности, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий — государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.

Вплоть до начала XX в. ни одна из ранее существовавших демократий не предоставляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные (только для мужчин) демократии.

В зависимости от того, рассматривается ли народ как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями.

Суверенитет народа — важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.

referat911.ru

Демократический режим: признаки, характеристика. Демократический политический режим

В настоящее время во всех средствах массовой информации повсеместно встречается термин «демократия». Общество, построенное по таким принципам, считается едва ли не идеалом всех времен и народов. Вот только что такое демократический режим в современном понимании этого слова, знают далеко не все.


Происхождение термина

Углубимся в историю: происходит термин от двух греческих слов. Первое из них, demos, означает «народ». Второе, kratos, переводится как «власть». Соответственно, дословный перевод наверняка был бы понятен В. Ульянову с его знаменитым лозунгом «Власть народу!» Впрочем, наверняка об этом известно всякому, кто проходил курс истории в обычной школе.

Считается, что демократический режим был изобретен в древних Афинах. Это был мощный греческих город-государство, расцвет которого пришелся на VI-V вв. до н. э. Не забываем и про Новгородскую республику с ее знаменитым Вече. Но становление демократии как общественно-политического режима началось намного позже, в XVII-XVIII веках. Происходило это в европейских странах, откуда позже демократию «занесли» и в США.

Предпосылки возникновения

Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.

Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.

Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.

Принципы и черты демократии

Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:

  • Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
  • Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
  • Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
  • Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
  • В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
  • Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.

Личность человека – превыше всего

Также демократический режим характеризуется тем, что признает главенство личности человека, жизнь и достоинство которого должны быть высшей ценностью. Это подводит нас к следующим выводам:

  • Общество должно быть признано не неким конгломератом «серой массы», а как совокупность отдельных, свободно мыслящих личностей, каждая из которых имеет право на собственное мнение и свободу собственного волеизъявления.
  • Кроме того, должен признаваться безусловный приоритет личности над интересами самого государства. Следует заметить, что в настоящий момент многие политологи со скепсисом относятся к такой трактовке, так как, согласно ей, даже жизнь военнослужащего в момент выполнения ответственного и опасного боевого задания может признаваться «высшей ценностью», что в корне противоречит нуждам всей страны и несет реальную опасность в плане суверенитета и государственности.
  • Признается автоматически, что каждый человек уже по факту рождения наделяется некоторыми безусловными правами, которые всегда следует соблюдать. Это права на личную свободу и неприкосновенность, а также на личную жизнь, которая должна защищаться государством от посторонних.

Источники прав, их характеристика

Именно эта «троица» обеспечивает свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим. Очень важно отметить то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать такими ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Каждый человек может жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая в них стремление к тем же нравственным идеалам и политическим устремлениям (гражданин может предпочитать тоталитарный, авторитарный, демократический режим).

Источник всех этих прав – не государство, не общество, даже не власть, а сама суть, сама природа. Из этого следует, что все эти права не только не могут быть попраны или ограничены, но они вообще должны изыматься из общегосударственных норм. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью.

Нужно только понимать, что в любом правовом государстве существует некая грань (четко очерченная законодательством), через которую гражданин не может переступить. Это относится и к политическим взглядам: человек может говорить о каких-то достоинствах или недостатках любого политического режима, но он не должен и не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.

Кроме того, нужно помнить (это делают далеко не все общественно-политические деятели), что каждый человек имеет право на обоснованную корректную критику других людей (в рамках закона). Но и тот же каждый, в свою очередь, должен понимать, что столь же обоснованной критике его могут подвергнуть все остальные граждане, и ничего преступного в этом нет.

Что такое «права личности», какими они бывают?

Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.

Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.

Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.

Основные документы

Основные концепции, которых обязан придерживаться и которым должен следовать демократический политический режим, закреплены во многих документах ООН. Одним из важнейших является Декларация прав человека. Она была ратифицирована в далеком 1948 году. В свое время наша страна ее не приняла, но документ был подписан во время правления первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

В этой декларации перечислены основные гражданские права и свободы, их негативные и позитивные разновидности (о которых мы говорили выше). Особенно важно, что в данном документе четко обозначено: каждый человек может достойно и в достатке жить, не испытывая никаких ограничений в жизненно необходимых благах. Даная Декларация является только частью международного Акта о правах человека. Помимо нее в ООН было принято и ратифицировано немало документов, которые защищают жизнь, личное достоинство и здоровье каждого человека.

К сожалению, говорить о выполнении всех этих договоренностей не приходится, и зверские убийства людей на Ближнем Востоке – тому лишнее подтверждение. Все страны, которые сейчас погрязли в пламени гражданской войны, в свое время подписывали и Декларацию о правах, и прочие документы.

Плюрализм, множественность демократического общества

Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.

Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.

Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:

  • Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
  • В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
  • Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
  • Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
  • Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
  • В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.

В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.

Регламентирование, регуляция власти

Но далеко не только этим можно описать демократический режим. Признаки его бесполезно перечислять, если не рассказать о безусловно правовом характере власти и отношений в самом социуме, который выбирал это правительство. Проще говоря, вся управляющая деятельность правительства и главы государства должны осуществляться в строгих нормативных рамках права.

Это не только жесткая совокупность законодательных актов и норм, которые выступают в роли гарантов соблюдения общечеловеческих ценностей, а некий конгломерат положений, которые хорошо понятны всякому человеку.

Это уважение к каждому гражданину, полное признание его естественных свобод. Кроме того, государство, особенно либеральный демократический режим, признает основные общечеловеческие понятия о добре и зле, добродетели и нормы морали. В государстве также должна иметься такая организация политического и общественного режима, при которой разные категории граждан могли бы жить привычной жизнью, не мешая друг другу и не вступая в противоречия.

Что означает правовой характер режима?

Итак, мы рассмотрели среднестатистический демократический политический режим. Признаки его довольно просты, но все же стоит упомянуть еще об одной важнейшей черте такого рода общественно-политического строя.

Дело в том, что в такой стране все граждане, независимо от их происхождения и социального статуса, безусловно равны перед лицом закона. Принадлежность к определенной религиозной конфессии, политической партии, расе или народности, уровень образования и прочие подобные признаки не могут и не должны оказывать на отправление правосудия ровно никакого влияния.

«Принцип большинства»: проблемы и особенности

Вообще, любой демократический государственный режим попирает давний принцип многих человеческих обществ, который провозглашал главенство меньшинства над большинством. Причем принцип этот – далеко не количественное понятие.

Кроме того, есть и другая крайность. Так, английский философ К. Поппер видит большую опасность в том, что и тоталитарный режим, и демократический могут свестись к тирании из-за все той же власти большинства. Ведь никто не исключит того, что большая часть вполне может предпочесть действовать противоправными методами, жестоко ущемляя права меньшинства и даже подвергая людей другой расы, национальности или вероисповедания тотальному уничтожению, что уже не раз бывало в истории человечества.

Гарантии для меньшинства

Следует признать, что такое положение вещей всегда грозит потерей стабильности, а порой – самой государственности и независимости. А потому любая демократическая страна обязана предоставлять гарантии меньшинству. Философы и политологи выражают эту мысль так: «Власть большинства, которое уважает права меньшинства». В частности, это положение закрепляется на законодательном уровне признанием оппозиционных движений, действующих в рамках закона.

«Стабилизирующие конструкции»

На эти базовые принципы опирается любой демократический режим власти. Впрочем, каждый человек наверняка понимает, что все эти нормы и правила – не более чем ширма и условность, если главы государств не руководствуются ими, не опираются на какие-то базовые принципы. Основной опорой, на которой держится современное общество, является право частной собственности любого гражданина.

Если же говорить о политических опорах и основах демократии, следует упомянуть следующие «несущие конструкции»: во-первых, все тот же плюрализм, который гарантирует многопартийность и сдерживание внутриполитических течений; во-вторых, это правило разделения государственной власти на три ветви. Каждая из них уравновешивает другую. Наконец, это система выборов, которая гарантирует возможность смены государственной власти посредством свободного волеизъявления граждан.

Наконец, все это было бы невозможно без существования действенных законов, а также рабочей системы правосудия, которая делает всех людей равными перед лицом закона. В теории судить можно как рядового гражданина, так и президента, что должно обеспечивать сдерживание некоторых стремлений правящей верхушки. Конечно же, на деле все бывает далеко не так идеально.

Случаи, когда верхушка властной вертикали оказывается фактически недосягаемой для закона — не редкость в нашем мире. Конечно же, с этим нужно бороться, так как подобное положение дел внушает чувство неуязвимости и ненаказуемости.

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

Настолько ли «безгрешна» демократия?

Конечно, до сей поры мы говорили только о том, какие преимущества обеспечивает демократический режим государства. Увы, но ничего идеального в этом мире не существует. Реальная политическая и общественная жизнь зачастую развиваются по совсем другим законам. Везде правят люди, а им, как известно, не чужды слабости и открытые пороки.

Нужно заметить, что описанная выше схема не является застывшей в веках концепцией, которую не дозволено трогать и изменять. Скорее, это только ориентир для государств, которые строят действительно свободное и открытое общество, где каждый человек может свободно реализовать себя и раскрыть потенциал своего ума и способностей.

Проще говоря, демократический режим – понятие растяжимое, которое можно и нужно адаптировать к существующей реальности, руководствуясь при этом ее основными, основополагающими принципами. Когда-то герцог Мальборо и вовсе сказал, что такой тип общественного устройства видится ему наиболее плохим и неуклюжим… Но сразу добавил, что в этом случае лучше сразу забыть о прочих вариантах государственного строя.

Источник

ideiforbiz.ru