Демократический режим партийная система – CGI script error

Партийная система — это что такое? :: SYL.ru

Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

Как формируются партийные системы

Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

Классификация партийных систем

Партийные системы подразделяют по двум признакам:

  • число партий, составляющих систему;

  • тип политического режима;

Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

Партийные системы и политические режимы

В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

  1. Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

  2. Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат — под полным контролем господствующей партии.

  3. Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

Особенности однопартийной системы

Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

Характерные признаки двухпартийной системы

К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

  • власть не привязана к определенной социальной категории;

  • обеспечение полного представительства гражданских интересов;

  • отсутствие политического центра;

  • удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

Преимущества и недостатки многопартийности

Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

Исторические сведения

Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

Партийная система РФ

По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

«Партия власти» и многопартийность

У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

  1. Переход от авторитаризма к демократии требует наличия у власти сильной верхушки, способной преодолеть негативные последствия реформаторской деятельности.

  2. Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

  3. Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

Развитие партийной системы России

В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

Заключение о партийных системах

Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

www.syl.ru

51. Признаки демократической, тоталитарной и авторитарной партий.

В современном мире существуют множество разнообразных партий. Например, по отношению к другим элементам политической системы: демок­ратические, тоталитарные, авторитарные.

Демократические партии отличаются лояльностью и терпимостью по отношению к другим элементам политической системы, рассматривают власть как результат свободной политической конкуренции, признают право на жизнь и политическую борьбу других партий.

Тоталитарные партии характеризуются стремлением к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе и государства, к полному доминированию в политической системе, устранению других партий. При этом «выживание» возможно только для тех политических и общественных организаций и движений, которые безусловно признают руководящую роль тоталитарной партии.

Авторитарные партии, как правило, возникают из национально-освободительного движения, формируются вокруг вождя, отличаются массовостью и, в большей степени, представляют собой не собственно политическую партию, а массовое общественно-политические движение, которое функционирует до тех пор, пока вождь находится у власти.

52. Понятие партийной системы. Виды партийных систем.

Будучи взаимосвязаны в своей деятельности, политические партии образуют партийные системы, особенности которых определяются как демократическими традициями развития государства, так и существующими избирательными системами.

Партийная система – это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей. Известны многопартийная, авторитарная, социалистическая и фашистская партийные системы.

Виды партийных систем:

Для демократических государств характерным типом партийной системы является многопартийность. С учетом характера партий, механизма их взаимодействий, их возможностей для участия в осуществлении государственной власти многопартийные системы подразделяются на: Многопартийные системы без монопольно правящей партии В рамках многопартийной системы без монопольно правящей партии (Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды) ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте, необходимым для участия в формировании правительства, поэтому в управлении государством она вынуждена идти на политические союзы, коалиции, следствием чего является формирование коалиционного правительства, не всегда сильного и устойчивого (например, Италия).

Система с монопольно правящей партией (Швеция, Япония) характеризуется присутствием в парламенте практически всех политических партий, существующих в государстве. При этом, однако, абсолютное большинство принадлежит какой-либо одной партии, которая формирует устойчивое однопартийное правительство, достаточно сильное и устойчивое.

Двухпартийные системы (США, Великобритания) представляют собой вариант многопартийности, при котором из всех существующих в стране партий только две наиболее сильные обладают шансами на завоевание и осуществление государственной власти. При этом одна партия имеет абсолютное большинство в парламенте и другую партию в качестве своей оппозиции. Для двухпартийных систем характерно стабильное распределение политического влияния: основная часть избирательных округов «предопределена», т.е. с высокой степенью вероятности можно предвидеть в них победу одной из партий, а борьба идет лишь в «неустойчивых» округах.

Модифицированная двухпартийная система (или 2,5 партийная система) формируется в ситуации, когда ни одна из двух партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с какой-то третьей, меньшей партией, постоянно представленной в парламенте (как это, например, происходит в ФРГ, где роль «регулятора» играет партия СвДП).

Двухблоковая коалиция (Франция) представляет собой систему, при которой власть оказывается предметом борьбы двух партийных блоков, а партии, выступающие вне блоков, не играют существенной роли в политике. Двухблоковость характерна для политических систем с четко выраженной идейной дифференциацией, следствием чего является поляризация партий.

Авторитарная партийная система характерна для развивающихся стран, где сама партия создается руководством государства, его лидером с целью расширения социальной базы управления и играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Правящая партия фактически является широким общественным движением, организующим массовую поддержку политике руководящих органов государства.

Социалистическая партийная система, существовавшая в СССР и других странах системы социализма, допускала существование и соучастие в осуществлении государственной власти различных партий, но при главном доминирующем условии – все союзнические партии должны признавать руководящую роль в политической системе коммунистической партии.

Для фашистской партийной системы характерно существование только одной легальной партии – фашистской. При этом партия руководит государством, выполняя роль лидирующей и доминирующей силы, аппарат партийный тесно связан с государственным.

studfiles.net

6.2. Партийные системы: понятие и типы

Понятие партийной В настоящее время в разных странах системы действует различное количество пар-­

тий, участвующих в борьбе за полити­ческую власть. Это число может быть от одного до несколь­ких десятков. Различные партии имеют неодинаковый вес в обществе и в структурах власти. Как уже отмечалось, одни из них становятся правительственными, другие — оппозицион­ными, но в то же время участвуют в работе представительных органов, третьи — вообще никакой роли в обеспечении фор­мирования и функционирования институтов власти не игра­ют. В ходе политического процесса между партиями возника­ют те или иные взаимоотношения. Словом, в различных странах складываются определенные партийные системы, ко­торые в контексте нашего изложения можно рассматривать как сложные подсистемы политической системы общества.

Таким образом, партийная система представляет собой совокупность взаимодействующих с гражданами, государст­вом, между собой и другими политическими институтами партий, которые в данном обществе в той или иной мере участвуют в осуществлении политико-властных отношений.

Существует обширная отечественная и зарубежная лите­ратура, посвященная исследованию различных партийных систем. Изучение ее показывает, что тот или иной тип пар­тийной системы определяется пе формальным числом пар­тий, а их реальной ролыо в механизме формирования и функционирования политической власти. На образование партийной системы влияет целый ряд факторов: уровень экономического развития общества, соотношение социаль­но-классовых сил, степень зрелости общественных отноше­ний, национальный состав населения, исторические и рели­гиозные традиции и др.

Типы партийных систем Выше были рассмотрены три

типа политических систем общества, ха­рактеризующиеся соответствующими политическими режи­мами, — демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Каждой из них присущи определенные типы партийных си­стем. Рассмотрим их в такой же очередности.

Демократическому политическому режиму свойственна

многопартийность, в соответствии с которой деятельность политических партий формально не ограничивается. Однако конкретная структура многопартийных систем — партийный уклад — существенно меняется от страны к стране.

Так, в Японии (до 1993 г.) и Мексике сложилась много- партийная система с одной доминирующей партией (уклад доминации). В Японии эта традиция нарушилась в 1993 г., когда либерально-демократическую партию у власти смени­ла коалиция из нескольких партий. В США, Новой Зелан­дии и некоторых других странах действует партийная систе­ма с двумя влиятельными партиями (двухпартийный уклад). Бельгии, Дании, Нидерландам, Финляндии присуща неполя- ризованная коалиционная партийная система,

когда пе толь­ко ни одна из партий пе пользуется преобладающим влияни­ем па избирателей, по и отсутствует возможность для созда­ния прочных партийных коалиций. Во Франции и в Герма­нии существует поляризованная коалиционная партийная система, при которой обычно две партии с полярными по­литическими ориептациями в течение длительного времени ио своему влиянию на избирателей почти не уступают друг другу. Однако в такой системе рядом с двумя основными партиями находится третья, в чьей возможности определить успех одной из первых двух и, в принципе, политическую ориентацию правительства в целом.

Особый феномен представляет собой двухпартийный ук­лад, или

бипартизм, который характерен для политической системы США. Существенной чертой данной партийной сис­темы является то, что она автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах. Однако при этом обе партии — Рес­публиканская и Демократическая — мало чем отличаются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд па власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.

Двухпартийная система, но единодушному мнению анали­тиков, в наибольшей мере отвечает задачам обеспечения со­циально-политической стабильности. При многопартийности (имеется в виду наличие в стране трех и более крупных пар­тий) избиратели периодически отдают свои предпочтения то левым, то правым партиям, что всякий раз приводит к смене политического режима и политического курса. Такие партий­ные системы принято определять как конфликтные. При двух­партийном укладе основной массив избирателей сосредоточен в центре, где политическую сцену занимают две партии, с раз­ных сторон тяготеющие друг к другу. В этом случае преем­ственность политического курса при смене правящей партии очень высока, и вместо радикальной критики прежней полити­ки ее достижения зачисляются в общий акгив нации. Двухпар­тийная система, отмечает М. Дюверже, «представляет собой явление естественное», поскольку «любая политика внутренне содержит выбор между двумя типами решений», причем реше­ния, которые «называют промежуточными, тоже связаны с тем или другим основным типом» [38. С. 276]. Именно двухпар­тийная система способна адекватно отразить эту естественную раздвоенность общественного мнения. В силу своей умерен­ности такая система не только является действенным факто­ром консолидации нации, по и сама потенциально стабильнее, чем система с тремя и более влиятельными партиями. Партий­ные системы такого типа определяются как консенсусные.

Следовательно, по своей природе двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически — это посто­янная коалиция, монополизировавшая политическую власть. Стабильность и господство этого неформального партийного блока обеспечиваются всеобъемлющей его под­держкой со стороны правящего класса, порядком финанси­рования выборов, силой традиций политической жизни США. Весь этот сложный механизм тщательно отлажен и потому никогда не дает сбоев. Вот уже полтора столетия (Демократическая партия оформилась в 1828 г., Республикан­ская — в 1854 г.) власть в этой стране поочередно удержива­ют в своих руках республиканцы и демократы, и нет ника­ких шансов, что кто-то нарушит их дуумвират.

Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило, принцип однопартийности, под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (да­же не количество находящихся на легальном положении), а законодательное закрепление за одной из разрешенных пар­тий формального статуса правящей. На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки ноли- тики руководства государства. Некоторые авторитарные ре­жимы допускают деятельность двух и более определенных партий при одновременном запрете всех других. Но и в этом случае деятельность разрешенных партий существенно огра­ничивается. В политической жизни они играют второстепен­ную роль, поскольку не имеют возможности оказывать ре­ального влияния на государство.

Тоталитарному режиму также свойственна своя партий­ная система. Здесь действует только одна политическая пар­тия, другие распущены или запрещены. Однако в отличие от авторитарного режима эта партия стоит над государством, осуществляет в обществе доминирующую роль. Аппарат партии, как правило, срастается с аппаратом государства, что ведет к утрате различий между партийной и государствен­ной деятельностью. Возникновению подобных систем, как правило, предшествует кризис демократических методов осуществления власти. В настоящее время такие системы сходят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества и общественного мнения тех стран, где они существовали.

Формирование пар- История политических партий, раз- тийных систем в стра- вития партийной системы в СССР и нах Содружества Не- возникших после его распада суве- зависимых Государств ренных государств имеет весьма про­-

тиворечивый характер. С правовой точки зрения, до Февральской революции 1917 г. в России многопартийной системы не существовало. Официально бы­ли разрешены и зарегистрированы лишь проправительствен­ные организации — помещичьи, черносотенные и партия «ок­тябристов». Даже либералы — «кадеты», сторонники консти­туционной монархии, — не смогли добиться такого разреше­ния и действовали полулегально. Принадлежность же к пар­тиям эсеров, меньшевиков, большевиков, анархистов и к не­которым другим была уголовно наказуема. Только после свержения самодержавия все эти партии смогли действовать легально, стали появляться другие. В 1917 г. в России нас­читывалось в общей сложности более 50 политических пар­тий. Сохранявшаяся некоторое время после Октябрьской ре­волюции многопартийность сменилась однопартийным по­литическим режимом, который просуществовал несколько десятилетий. Этому способствовали многие факторы: осо- (tenмости истории России, неразвитость демократических институтов в дооктябрьский период, борьба большевиков и Других партий за власть в Советах, контрреволюция и ино­странная военная интервенция и др.

15 настоящее время государства, входившие в состав СССР, вступили в новый этан своей истории, характеризу­ющийся усложнением социальной структуры общества и VI илением дифференциации политических сил. Это находит снос выражение и в формировании партийных систем. Ны­не па политической арене каждой из стран Содружества Независимых Государств действует от десятка до нескольких десятков партий, а также большое число политических клу­бов и организаций местного значения. Они представляют практически весь современный политический спектр. Осо­бенностью процесса формирования многопартийности в прошедший после распада СССР период являлось то, что от­дельные партии или их объединения очень быстро приобре­ти;! и широкую популярность, а затем столь же быстро ее те­ряли. В настоящее время число партий практически повсе­местно стабилизировалось, но далеко не все сохранившиеся партий обладают реальным политическим весом. После каж­дых новых выборов партийная конфигурация в представи­тельных органах власти меняется весьма существенно. Это означает, что процесс становления партийных систем хотя и миновал свою начальную стадию, ведущие же политические партии далеко еще не утвердились.

В Беларуси, например, к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политиче­ских партий было зарегистрировано 34 общественных объеди­нения. Большинство из них представляло собой, скорее, кон- I томерат разнородных по своим названиям идейно-политических группировок, а не систему политических объединений, которой были бы представлены реальные социальные силы. Значительная часть из них возникла не как следствие полити­ческой консолидации социально-экономических сил, а как ре­зультат организационного объединения приверженцев опреде­ленных идейно-политических воззрений. Поэтому многие из так называемых партий для своей перерегистрации, которая производилась в 1999 г., с трудом смогли преодолеть необхо­димый для этого численный барьер в 1000 человек. Ныне в Бе­ларуси официально зарегистрировано в качестве партий 16 объединений граждан. Однако все они в лучшем случае явля­ются иротоиартиями, а пе впшше сформировавшимися поли­тическими партиями в собственном смысле этого понятия.

Характерной особенностью процесса становления пар­тийной системы Беларуси является наличие оформленных в виде партийных структур левого и правого флангов полити­ческого спектра и отсутствие значимой центристской пар­тии. Представляется справедливым утверждение, что в нас­тоящее время роль политического центра фактически вы­полняет руководство страны в лице президента и властной «вертикали» — так называемая партия власти. Эта полити­ческая сила стала мощнейшим регулятором общественно-по­литической жизни страны. От нее же во многом зависит и процесс формирования партийной системы, отвечающей критериям демократического общества.

Вообще же следует иметь в виду, что формирование пар­тийной системы — это достаточно длительный процесс, кото­рый осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. Он сопряжен с социальной дифференциацией общества, с формированием у основных социальных групп и общества в целом демократических типов политического сознания и по­литической культуры. К тому же, на постсоветском простран­стве политические партии вряд ли приобретут когда-либо та­кое же значение, какое имели партии в политической жизни западных стран в прошлом. В современном мире повсеместно наблюдается упадок партий, связанный с эрозией тех общест­венных отношений (социально-классовое противостояние), которые вызвали к жизни данный политический институт. Ныне, когда уходят в прошлое прежние социальные связи, когда экономика становится все более глобальной и когда ре­альная власть переходит к мощным группам интересов, пар­тии уже не в состоянии выполнять свои обещания избирате­лям, что неизбежно порождает массовое недоверие к ним.

Тем не менее в странах, где исторически сложились устойчивые многопартийные системы, партии продолжают ос­таваться достаточно существенным фактором политической жизни. Как показывает опыт таких стран, для общественно- политической стабильности и эффективного развития обще­ства наиболее предпочтительными являются варианты поли­тической системы, в которой доминировали бы две или три партии. Для многоэтнических государств обилие политиче­ских партий вообще не желательно, так как оно стимулиру­ет сепаратизм, ведет к разрушению целостности этих стран.

studfiles.net

Демократический режим

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть).

Характер и мера осуществления власти.

Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти. Последняя же обеспечивает соответствие протекающих в различных сферах процессов существующему законодательству.

Формирование власти.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Отношение людей к власти.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Роль идеологии в обществе.

Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.

Характер лидерства.

Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Положение средств массовой информации.

Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как к «четвертой» власти.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Изменения в социальной структуре общества.

Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам.

Изменения в политической системе общества.

Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.

Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти». Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.

Рассматривая политические режимы, следует обратить внимание на следующий фактор. Чем менее демократический характер носит режим, тем больше сходства в его проявлениях в различных странах, и наоборот, чем больше демократичности, тем больше различий. Особенно похожи тоталитарные режимы, независимо от того, на какой почве они рождаются: социализма или фашизма.

studfiles.net

Партийная система | Политология вики

Эта статья о термине или понятии.

Партийная система (греч. systeтa — целое, состоящее из частей, и лат. partis — часть) — совокупность политических партий в государстве, а также система связей между ними.

Выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы, а также их разновидности. При этом имеется в виду непросто число существующих в данной политической системе политических партий, а количество партий, реально участвующих в политической жизни страны

Французский ученый Ж. Блондель называет однопартийной такую систему, при которой одна партия получает на выборах более 65% голосов избирателей, двухпартийной — при которой две наиболее влиятельные партии получают в сумме более 75% голосов избирателей, многопартийной — систему, при которой две наибольшие партии в сумме набирают менее 75% голосов избирателей.

Однопартийная система характеризуется отсутствием реальной конкурентной борьбы за власть ввиду ее монополизации какой-либо одной партией. В чистом виде такая система существует в странах с тоталитарным политическим режимом, где правящая партия (Коммунистическая партия в СССР, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в Германии, Трудовая партия в КНДР и пр.) устанавливает полный контроль над государством и обществом, устраняет оппозицию, запрещает существование других партий. Тоталитаризм, таким образом, по определению предполагает однопартийную систему, и даже если в стране и зарегистрированы другие партии, они существуют лишь формально, не участвуя в политической борьбе, реальная власть принадлежит только одной партии (страны «социалистического лагеря» в середине ХХ в., КНР). Но говорить о том, что однопартийная система является обязательным признаком тоталитарного политического режима, нельзя. Так, например, с 1946 г. в Японии, несмотря на существование множества партий (Социалистической, Коммунистической, Союза социал-демократов, Вомэйто и др.), на протяжении почти 50 лет большинство мест в парламенте принадлежало Либерально-демократической партии. Аналогичная ситуация сложилась в Индии в 50—80-х гг. ХХ в., где, в конкуренции с Индийской независимой партией, подавляющее количество голосов на выборах получал Индийский Национальный Конгресс, а его лидеры (династия Ганди — Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди) занимали пост премьер-министра страны. Однопартийные системы характеризуются безусловной стабильностью, бесконфликтностью, предсказуемостью политического курса, но в то же время в условиях отсутствия конкуренции становятся со временем склонными к бюрократизации, консерватизму, превращению партии в закрытую социальную группу, неспособную к эффективному управлению обществом.

Двухпартийпая система предполагает такую модель политической конкуренции, в которой из всего партийного спектра только две партии реально участвуют в борьбе за голоса избирателей, сменяя друг друга у власти. Классическими двухпартийными системами являются партийная система США (республиканцы и демократы) и Великобритании (лейбористы и консерваторы). Победившая на выборах партия самостоятельно определяет политический курс страны, тогда как оппозиции (партии, проигравшей на выборах) достается функция осуществления контроля за деятельностью правящей партии.

Достаточно распространенной разновидностью двухпартийной системы является так называемая система «2 + 1», в которой ни одна из двух наиболее крупных партий не может рассчитывать на победу на выборах. В этом случае резко возрастает роль << мелких >> партий, которые могут обеспечить одной из них перевес в голосах при формировании правительства парламентским путем. Такая ситуация характерна для Германии, где два наиболее крупных партийных объединения (блок ХДС/ХСС и СДПГ) добиваются права определять политический курс страны, объединяясь с «Третьими партиями» — Свободными демократами или Партией зеленых. В последние годы черты такой системы все больше приобретает и классическая бипартийная система Великобритании, где все большую роль в политической жизни играет Либерально-демократическая партия.

Многопартийной системе, получившей наибольшее распространение в странах Западной Европы (Италия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия и пр.), присущи следующие характерные черты: конкурентная борьба множества партий, конфликтность, ориентация большинства существующих в политической системе партий на непосредственное участие в реализации политической власти путем создания парламентских коалиций. Итальянский политолог Дж. Сартори среди основных разновидностей многопартийности выделил систему ограниченного плюрализма (Бельгия, Нидерланды), систему крайнего плюрализма (Италия) и атомизированную систему (Малайзия). Вид последней (характеризующейся сосуществованием в политической системе более 20 партий) имеют и большинство современных посттоталитарных партийных систем стран Восточной Европы (в том числе Россия, Украина и др.), в которых после длительного периода тоталитарной однопартийности идет активный процесс партийного строительства. Наличие в политической системе большого количества партий, по большому счету, означает лишь то, что партийная система в этих странах находится в стадии становления.

  • Новейший политологический словарь, авт.-сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 318 с. — (Словари). ISBN 978-5-222-16671-0

ru.politologia.wikia.com

Демократический режим | Политология

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Перечислим характерные черты демократического режима.

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не
выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Похожие статьи

kulturoznanie.ru

Партийный системы: сущность и разновидности (типы)

Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т.е. другими партиями В каждой стране партии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность взаимодействующих политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти, называют партийной системой. В состав партийной системы входят те политические партии, которые могут претендовать на власть и участвовать в ее реализации.

В политической науке существуют различные классификации партийных систем, среди которых наиболее распространенны по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию. В пределах таких партийных систем существуют взаимосвязи и взаимозависимости, создаются партийные блоки, коалиции.

В соответствии с количественной классификацией различают однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых выделяются тоталитарно-деспотические разновидности (СССР, фашистская Германия и др.), двухпартийные (бипартийные)- США, Великобритания и многопартийные системы (большинство стран).

Если для тоталитарных, авторитарных политических режимов характерны чаще однопартийные системы, то современным развитым демократическим странам свойственны многопартийные системы. Многопартийная система – это такая система, где реальную борьбу за власть ведет несколько политических партий. Плюралистической, многопартийной системой в мире признается система, включающая не просто много политических партий, а наличие оппозиции, в том числе политических партий, выступающих и против существующего строя.

Особый политический феномен представляет собой двухпартийная система, в США, Великобритании, Канаде, Австралии. Ее существенной чертой является то, что только две политические партии реально претендуют на власть и делят ее между собой. Ее специфика в республике президентского типа (США) состоит в том, что обе партии могут как попеременно менять друг друга у власти, так и быть одновременно у власти, контролируя различные ее ветви (законодательную или исполнительную), а также различные уровни (федеральный, штатный, местный).

При парламентской же форме, как в Англии, одна из партий контролирует обе ветви власти, а другая — составляет оппозицию. Двухпартийная система позволяет обеспечить эффективную работу и политической системы в целом, и государственного механизма.

Сформированное на основе стабильного парламентского большинства или всенародного президентского мандата правительство способно эффективно работать в течение всего срока конституционных полномочий, а разделенный всего на две партии орган законодательной власти имеет возможность заниматься продуктивной законодательной деятельностью, а не политической борьбой или сколачиванием коалиций из множества партий, как это происходит в многопартийной системе.

Типы партийных систем

Итальянский политолог Дж.Сартори отошел от тройственной классификации политических систем и предложил иную, которая учитывает прежде всего степень политического влияния на общество в целом и на политическую систему в частности партий, функционирующих в этой системе и характер их взаимодействия (качественный критерий). По мнению Сартори существует семь типов партийных систем:

1. Однопартийные, характерные для авторитарных или тоталитарныхполитических режимов. Хотя эта система способна путем жесткой эксплуатации и нарушения прав и свобод мобилизовать производственные и человеческие ресурсы в критические моменты, однако обречена на крах в связи с перенапряжением и истощением ресурсов(фашистская Германия, Италия, СССР, Куба, Северная Корея, Ирак и др.).

2. Гегемонистская система (существует несколько партий, но ведущая одна, остальные – сателлиты). Характерна для авторитарных или тоталитарных режимов, сложившихся в странах Восточной Европы после Второй мировой войны, а также Китая и Вьетнама.

3. Доминирующая система, характерная для демократических режимов, при которых существуют несколько партий, но на протяжении длительного периода (20 и более лет) на выборах побеждает и формирует правительство доминирующая партия, что обеспечивает стабильность стране вследствие отсутствия внутренних конфликтов в однопартийном правительстве (Швеция – 1932-1976гг., Япония – 1955-1995гг.).

4. Двухпартийная система, характерная, для демократического режима. Существует несколько партий, но однопартийное правительство организует одна из двух самых сильнейших, которая одерживает победу на выборах, другая находится в оппозиции. Также для этой партийной системы характерна стабильность вследствие формирования однопартийного правительства (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия).

5. Система ограниченного плюрализма – довольно распространенна в современном мире партийная система, для которой характерно существование трех – пяти партий, ни одна из которых не в состоянии получить большинство на выборах, поэтому в результате компромисса формируется правительство в соответствии с числом полученных избирательных мандатов. При такой системе возможна нестабильность правительственных коалиций (ФРГ, Франция, Литва, Болгария, Австралия, Чехия и др.). Демократический режим.

6. Поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут несколько партий (6 и более), которые образуют блоки и коалиции в период избирательной компании. В случае слабости политического центра, такая система может привести к власти крайне левые силы(Италия, Латвия, Словакия).

7. Автомизированная партийная система, для которой характерно наличие множества малочисленных и маловлиятельных партий. Эта система складывается, как правило, в переходных к демократии обществах. Формирование коалиционного правительства дает возможность временно сосредоточить внимание на общенациональных вопросах, но в целом это нестабильная политическая система. В условиях стабильности демократического правления может преобразоваться в систему умеренного плюрализма(Украина, Польша, Грузия, Казахстан, Туркменистан и др.).

all-politologija.ru