Действие нпа по кругу лиц и в пространстве – Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Проблемы теории государства и права

36. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов — определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: — означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства:

момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования.

Офиц-ым признается опубликование в офиц-ых источниках. Опубликование акта предполагает осведомленность суб-ктов о его содерджании. Незнание з-на не освобождает от ответ-ти.

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ — со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве — это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства — здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

studfiles.net

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц | Теория государства и права вики


I. Действие НПА во времени: НПА вступает в действие:

1) в порядке, установленном этим актом:

а) со дня принятия,
б) со дня опубликования
в) с даты, указанной в НПА,
г) с наступлением определенных обстоятельств, предусмотренных НПА,
д) по этапам.

2) по общему правилу по истечении нормативно-установленного срока:

а) ФКЗ, ФЗ и акты палат Федерального собрания – по истечении 10 дней со дня официального опубликования, 
б) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина – по истечении 7 дней со дня официального опубликования,
в) акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной гос. регистрации в Министерстве юстиции РФ и вступают в действие по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

По общему правилу действие НПА распространяется на будущее, т.е. на те отношения, которые возникнут после его вступления в юридическую силу, но НПА может иметь обратную силу, т.е. его действие может распространяться на те отношения, которые возникли до его вступления в силу.

НПА имеет обратную силу в следующих случаях:

1) если отменяет или смягчает юридическую ответственность,
2) если в самом акте установлено, что он имеет обратную силу.

НПА не имеет обратной силы, если он устанавливает или ужесточает юридическую ответственность.

НПА прекращает действие:

1) в результате его отмены,
2) в результате фактической замены новым актом равной или большей юридической силы,
3) в результате истечения срока действия,
4) в результате прекращения обстоятельств, на которые был рассчитан акт,

5) в результате признания судом акта недейтсвующим.

II. Действие НПА в пространствеПравить

НПА действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено этим НПА.

III. Действие НПА по кругу лицПравить

НПА действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актов.

ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия»

Кафедра государства и права

Каминская Светлана Сергеевна

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Курсовая работа

Студентки 14 группы, 1 курса

Института правоведения

Очной формы обучения

Научный руководитель:

Доцент Петручак Лариса Анатольевна

Дата сдачи:__________

Дата рецензирования:__________

Дата защиты:__________

Оценка:__________

Москва

2009 год

Содержание:

1. Введение 3 стр.

2. Понятие юридического действия нормативного правовых актов 4-5 стр.

3. Действие нормативного правового акта во времени 6-13 стр.

4. Действие нормативного правового акта в пространстве 14-15 стр.

5. Действие нормативного правового акта по кругу лиц 16 стр.

6. Заключение 17 стр.

7. Список литературы 18 стр.

1. Введение.

Действие закона (нормативного акта) — состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, поскольку явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

Безусловная определённость имеется и в части действия закона в отношении круга лиц. По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений. Однако это не исключает случаев распространения действия закона на отдельный, более узкий и специфичный, круг субъектов.

В пространстве и во времени действуют также нормы морали, обычаи (имеющие и не имеющие юридический характер) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически не существовала, а теоретически не может быть решена. Проблема же выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение.

Для закона мы можем, хотя это не всегда просто, определить его начальную и конечную границу во времени, территорию, на которой он действует, и лиц, которых он касается.

2. Понятие юридического действия нормативных правовых актов.

Правовая система общества в целом, как и ее элементы (в первую очередь, правовые тексты), не существует вечно и не ограничена ничем. Она действует в определённое время, в определенных границах, в отношении определенных субъектов, то есть имеет временные (темпоральные), пространственные и субъективные характеристики. Наибольшее значение они имеют для волеустановленных актов, в том числе нормативно-правовых актов, которые создаются государством и встраиваются в уже существующую систему законодательства.

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах – нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм.

Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт, как внешняя форма права, определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

Таким образом, пределы действия правовых норм определяются, прежде всего (но не во всех случаях), пределами действия нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

При этом под действием нормативно-правового акта господствующая юридическая доктрина понимает не его реальное функционирование в качестве источника права, а лишь признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической (точнее даже – законодательной) силы, то есть своего места в иерархии актов, что всегда определяется волей законодателя.

Различие между юридической силой закона и его действием можно проиллюстрировать на примере законов Российской империи после Октябрьской революции. Будучи юридически отменены, они продолжали действовать до тех пор, пока постепенно не были вытеснены новым законодательством. Наоборот, зачастую можно встретить такие законы или указы, которые никогда не действовали в качестве источников права, то есть не порождали права и обязанности у тех лиц, кому они адресовались, несмотря на их официальное государственное «признание».

Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории (пространству) и кругу лиц. Иногда добавляют и четвертый параметр: определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права, и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.

От четкого и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависят их качество, согласованность между собой, и, в конечном счете – уровень эффективности правового регулирования. «С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась субординация, не допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые попадают в сферу его функционирования» (Алексеев С.С. Общая теория права, Москва, 1982 год, том 2, стр. 237-238).

«Пределы действия нормативного правового акта специально урегулированы в особых нормах: оперативных и коллизионных» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000 год, стр. 302-303).

3. Действие нормативно-правового акта во времени.

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие):

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового окта в действие или в самом акте. Делает это так.

а). Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного — трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и более продолжительным. Так, Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федераций 5 июня 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 года. А статья 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.

б). Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.

В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Так, Уголовный кодекс РФ введен в действие с 1 января 1997 года, в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (это определено в ст.1, 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 1996, №25, ст.2955). Часть первая Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых были установлены иные сроки введения в действие. В соответствие со ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст.3302) впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

mirznanii.com

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Характеристики:

— издается компетентным государственным органом и носит государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения;

— принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества – процесс правотворчества;

— содержит нормы права – правила поведения общего характера;

— документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты: официальное название и наименование, указание на орган, принявший данный акт, время принятия и время вступления в действие и др.

— обладает юридической силой, которая зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.

Виды:

По юридической силе выделяют:

1. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой (ни один орган не вправе отменять или изменять закон, все другие нормативные акты не должны противоречить закону). Принимаются на референдуме или парламентом.

Законы подразделяются:

— основные (конституции) – регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов. Имеют учредительный характер и обладают верховенством.

— конституционные законы – законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

— органические законы – определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей в конституции.

— обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

2. Подзаконные нормативные акты принимаются на основе и во исполнение законов различными государственными органами – указы Президента РФ, постановления правительства РФ и др.

По сфере действия различают:

— нормативно-правовые акты внешнего действия – нормы права, направленные на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу отношений.

— нормативно-правовые акты внутреннего действия — предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного органа или государственного учреждения (локальные акты).

От территории действия:

— общие – действующие на всей территории государства;

— местные – действующие на части территории государства.

От времени действия:

— неопределенно-длительные нормативно-правовые акты;

— временные нормативно-правовые акты.

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено:

1. моментом вступления в юридическую силу. Выделяют:

— указание срока вступления в законную силу или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает 1-3 месяцев.

— указание поэтапного вступления в законную силу. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

— официальное опубликование – обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа.

— с момента подписания или с момента принятия.

Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется так – вступление в юридическую силу нормативно-правового акта, имеющего наиболее важное значение, привязывается к моменту его официального опубликования:

— после официального опубликования;

— по истечении определенного срока после официального опубликования.

2. моментом утраты юридической силы. Выделяют такие способы прекращения действия нормативно-правовых актов:

— прямая отмена – указывается время прекращения действия официального документа;

— фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу;

— истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

— изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны нормативно-правовые акты.

3. обратной силой нормативно-правового акта (ретроактивность). Нормативно-правовой акт имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателя, причем положение граждан ухудшаться не должно.

4. переживанием действия нормативно-правового акта (ультраактивность), т.е. старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Возможно это в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новыми требуется определенный срок.


Похожие статьи:

poznayka.org

Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц. Юридический иммунитет.

НПА – это официальный документ, созданный компетентными органами гос-ва и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения).

Действие НПа – динамическая характеристика процесса реализации предписаний НПа, складывающиеся из совокупности внешних факторов, оказ-х влияние на результативное воздействие НПа на урегулированные им общ. отношения.

Действие НПа в пространстве означает установление пространственных масштабов (территории), в рамках кот-х НПа могут быть реализованы.

Под гос. территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух, воду, кот. находится под суверенитетом данного гос-ва и на кот. гос-во распространят свою власть. (+ территория российских дипломатич. представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ).

Действие НПа в простр-ве зависит, как правило, от 2х факторов: 1 – компетенции органа, принявшего данный акт; 2 – от юр. силы акта.

По действию НПа в пространстве НПа бывают (территориальный критерий):

1)Общегосударственными (действуют на всей территории гос-ва) Н: Конституция

2)региональными (акты органов субъектов гос-ва)

3)местными (действуют только на территории МО)

4)локальными (действуют только на территории конкретного учреждения, предприятия или организации).

В отдельных случаях НПА могут действовать на строго определенной в них, ограниченной террит. Н: район Крайнего Севера, территории, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Действие некоторых НПа может выходить за пределы территории отдельного гос-ва и наоборот, на территорию данного гос-ва могут распр. свое действие в соотв. с заключенными соглашениями НА другого гос-ва.

Наряду с внутрегос-венными НПа на террит. РФ также действ. и нормы международно-правовых актов.

Ч.4 ст 15 КРФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Действие НПа по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении кот. данный ПА обладает юр. силой. В соотв. с правовым статусом действие НПа распр. На субъектов в зависимости от таких факторов, как:

1)характер полит-правовой связи субъекта с гос-вом (граждане, иностранцы и л. без гражданства).

2)профессиональное положение.



3)соц. положение

4)домициль (место нахождения, место постоянного жит-ва лица).

Иностранные гр-не и лица без гра-ва пользуются в РФ правами и несут обяз-сти «наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или междунар. договором».

Юр. иммунитет

Иммунитет — термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм. удов. В конституционном праве привилегия должностных лиц некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский.

Юридический иммунитет – это специфическая привилегия, реализуемая в форме полного либо частичного изъятия отдельных субъектов права из сферы юридической ответственности с одновременным предоставлением им широкого круга дополнительных субъективных прав. Обладание юридическим иммунитетом является специфической юридической гарантией обеспечения надлежащего выполнения этими лицами возложенных на них особых международных, государственных или общественных обязанностей.

В отличие от других привилегий, юридический иммунитет характеризуется следующими формальными признаками: исключительный характер норм, составляющих его содержание; ограниченный круг субъектов — носителей права на иммунитет; строго регламентированный объем и характер, предоставляемых привилегий; целевое назначение иммунитета и его относительный характер. Функциями юридического иммунитета являются его гарантирующее, стимулирующее и компенсационное воздействие на субъектов права. Основной является гарантирующая функция иммунитета, реализуемая в трех направлениях: гарантирование надлежащего исполнения субъектом особых международных, государственных и общественных обязанностей; гарантирование отдельных принципов права; гарантирование безопасности субъектов иммунитета, а также их близких.

cyberpedia.su

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление нормативно правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). Наконец в третьих случаях срок вступления в силу нпа определяется либо изданных актах для введения их в действие. Сроки вступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавлива ются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предполо жение, многократно подтверждённое государственноправовой практи кой разных стран, в соответствии с которым начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона. Действие закона прекращается : 1. Вопервых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. 2. Вовторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. 3. Втретьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила по ведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в си лу. По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Не признание обратной силы за кона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная сила закона признаётся в об ласти гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе. Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.Действие нпа по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юр.лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

 

studopedya.ru

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Поиск Лекций

 

Нормативно — правовой акт — это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Признаки:

1. Официальный документ — любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

2. Всегда содержит нормы права

3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

4. Принимается в особом процедурном порядке

5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, постановление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта — наименование, дата и мест принятия.

6. Имеет свою внутреннюю структуру — нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы — состоят из частей, а статьи — из пунктов.

 

Виды НПА:

1. По сфере действия

федеративные, субъектов федерации, органов местного самоуправления, локальные

2. По срокам действия:

постоянные, временные (где указан срок действия акта)

3. По предмету правового регулирования:

конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

4. По субъектам правотворчества:

акты референдума, акты органов гос. власти, санкционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

5. По юридической силе:

законы, подзаконные акты

 

Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

НПА вступает в силу:

1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

А) с момента подписания

Б) с момента принятия

В) с момента опубликования

Г) с точно обозначенной даты

2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

А) законы — по истечении 10 дней

Б) нормативные акты президента и правительства — по истечении 7 дней

В) ведомственные НПА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в минюсте РФ)

Г) чрезвычайные акты — с возникновением определённых обстоятельств

Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации — вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

 

Утрата юр. силы:

1. истёк срок действия, на который издан НПА

2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

4. для чрезвычайных актов — изменение обстоятельств

Ретроактивность — распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

Ультраактивность (переживание закона) — закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория государства — это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов — где бы они не находились.

Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА — когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

 

Законы: — это нормативно — правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. разновидность НПА

2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

4. Регулирует наиболее важные общественные отношения — регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

5. Обладает высшей юридической силой — то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

6. имеет особый порядок вступления в силу

7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

Классификация законов:

1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов

4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

 

Конституция —это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Основные свойства К.:

1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

2. учредительный первичный характер конституционных установлений — народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

3. особый предмет конституционного регулирования — носит всеобъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

4. особые юридические свойства:

— верховенство К.

— высшая юридическая сила

— стабильность К.

— прямое действие

— ядро правовой системы

— особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

— особая охрана

Виды конституций:

1. по субъекту принятия

принятые народом

2. гибкие и жёсткие — по порядку внесения изменений

3. по форме выражения — писаные (единый НПА) и неписаные

4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные — по характеру реализации

 

Подзаконные нормативные акты — издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

Виды подзаконных нормативных актов РФ:

1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

2. нормативные постановления и распоряжения правительства — общие подзаконные акты

3. ведомственные подзаконные акты — приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации — решения председателя правительства области или постановление

5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

4,5 — местные

6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

 

Вопрос № 41


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru