Дефицит бюджета что это такое – ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА это что такое ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: определение — Экономика.НЭС

Содержание

Что такое Бюджетный дефицит, сбалансированность?

Добавлено в закладки: 0

Что такое Бюджетный дефицит?

Бюджетный дефицит —  это превышение государственных расходов над доходами. При появлении бюджетного дефицита, его нужно покрывать при помощи денежных займов или денежной эмиссии. Причинами появления бюджетного дефицита могут стать: необходимость провести крупных государственных инвестиций для развития экономики; появление чрезвычайных ситуаций (война, стихийные бедствия), когда недостаточно государственных резервов; экономический кризис, неэффективная кредитная финансовая политика правительства. В мировой практике различают структурный или циклический дефицит госбюджета.

Циклический дефицит появляется при сокращении поступлений налогов и спаде деловой активности, структурный – при дискреционной фискальной политике государства.

Значение и толкование Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит —  это увеличение расходов бюджета над доходами. При превышении доходов над расходами появляется бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета

Бюджет любого уровня бюджетной системы государства в идеале должен быть сбалансирован. Но в силу действия различных факторов (природных, экономических, политических и др.) зачастую появляется ситуация, когда доходы бюджета (неналоговые и налоговые) не покрывают все расходы, необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы.

Принцип сбалансированности бюджета —  это один из наиболее важных принципов бюджетной системы каждого государства. Он заключается в том, что общий объём расходов, предусмотренных бюджетом, должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. Под поступлениями в бюджет при этом подразумеваются не только доходы бюджета, но и прочие источники, к примеру заимствования. Таким образом, наличие дефицита бюджета само по себе не значит несбалансированности в том случае, когда достигнуто равенство меж суммарной величиной бюджетных поступлений и расходами. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов больше поступления) нельзя фактически назвать бюджетом, так как он нереален заведомо для выполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт также за собой отрицательные последствия. Итогом профицитного бюджета станет уменьшение эффективности применения бюджетных средств и, как следствие, увеличение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета является основополагающим требованием, предъявляемым к органам, утверждающим и составляющим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования административно-территориальных образований и органов управления государства. Если же хотя бы малая часть бюджетов не является сбалансированной, это может вызвать задержку финансирования бюджетных учреждений, срыв сроков исполнения муниципальных и государственных заказов, появлению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальный вариант был бы, конечно, бездефицитный полностью бюджет, в котором сумма расходов соответствует полностью объёму доходов. Но в условиях реальной экономики добиться этого нелегко, а подчас невозможно. Если неизбежно составление бюджета с дефицитом, для обеспечения сбалансированности необходимо привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для того, чтобы достигнуть сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяют некоторые методы:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их граничных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому типу расходов.
  2. Распределение доходов меж бюджетами различных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по увеличению бюджетных доходов, выявление добавочных резервов на основании мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в области межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, которые влекут за собой потенциальный рост доходов благодаря стимулированию экономики и эффективному решению социальных задач.
  6. Выполнение принципа экономии расходов; отказ от затрат, которые не являются необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают самое эффективное и надёжное привлечение с финансовых рынков денежных средств.

Важный инструмент в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его выполнения — процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за выполнением установленных лимитов бюджетных обязательств бюджетными учреждениями. Этим достигают недопущение расходов, которые не предусмотрены бюджетом и выдерживание сроков осуществления расходов. При текущем снижении доходов бюджета в отношении плановых величин, предусматривается механизм блокировки и сокращения расходов бюджета. Нужно постоянно производить мониторинг динамики бюджетных расходов, финансовый контроль за эффективным, целевым, экономным хозяйствованием в бюджетных учреждениях.

Определение термина Бюджетный дефицит

Причины появления бюджетного дефицита

Причинами появления бюджетного дефицита могут быть:

  1. Уменьшение в период экономического кризиса доходов государственного бюджета.
  2. Рост государственных расходов ввиду структурной перестройки экономики и необходимости развития промышленности.
  3. Неэффективность финансовой системы государства.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, войны, стихийные бедствия, крупные катастрофы)
  5. Коррупция в государственном секторе.
  6. Политический популизм, который выражается в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми ресурсами.
  7. Неэффективность налоговой политики, которая вызывает увеличение теневого сектора экономики.

Проблема уменьшения бюджетного дефицита по ряду причин весьма серьёзна. Во-первых, велик объём необходимых государственных расходов. Эти обязательства десятилетиями накапливаются, многие из них не подлежат уменьшению, уменьшение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы разных групп населения. Во-вторых, достаточно сложно находить новые источники пополнения бюджета. Рост налогов сказывается негативно на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (росту теневой экономики, уклонению от налогообложения).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по нескольким критериям.

По характеру появления, бюджетный дефицит может быть действительным или случайным. Кассовый (случайный) бюджетный дефицит обусловлен как правило временными разрывами в расходовании и поступлении средств. Случайный дефицит характерен в основном для местных бюджетов, так как они зависят в большей степени от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняет невосполняемое отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывают в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться ниже или выше в процессе выполнения бюджета.

biznes-prost.ru

Бюджетный дефицит — WiKi

Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (

см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долга[1].
  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  5. Неэффективность финансовой системы государства.
  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  7. Коррупция в государственном секторе.
  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
  3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

  Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-Х.
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Проверено 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки

Примечания

ru-wiki.org

Дефицит и профицит государственного бюджета

Подробности
Категория: Макроэкономика
Опубликовано: 27.08.2014 15:52

Между госбюджетом и величиной ВВП имеется очень тесная взаимная связь. Можно представить, что сумма госзакупок товаров и услуг, не имеет зависимости от уровня доходов и при этом эта сумма является неизменяемой величиной. Если при этой ситуации будет низкий уровень доходов, то будет наблюдаться недостаток или дефицит госбюджета. Если же уровень доходов будет высоким, то будет наблюдаться излишек или профицит государственного бюджета. Еще одним состоянием является сбалансированность государственного бюджета. Когда бюджет сбалансирован, то доходы в виде налогов совпадают с расходами в виде госзакупок.

Что такое дефицит бюджета

В том случае, если в стране наблюдается спад экономики, то при постоянном уровне государственных закупок сумма поступлений налогов в бюджет сокращается и в результате возникает дефицит бюджета. Дефицит бюджета покрывается несколькими финансовыми методами. Одним из таких методов является выпуск облигаций госзайма. Покрытие дефицита также может производиться путем кредитования и финансирования других государств, а также путем выпуска в обращение дополнительных денег. Если же наблюдается экономический подъем, то возникает избыток бюджета или профицит.

Что такое профицит бюджета

Размер, как дефицита, так и профицита, во многом зависит от величины доходов. Таким образом, дефицит государственного бюджета – это превышение расходов госбюджета над его расходами. Если доходы превышают расходы, то это называется профицитом. Для сокращения профицита используется уменьшения доходов от продажи муниципальной собственности или госсобственности. Сокращение избытка госбюджета также может производиться путем направления средств бюджета на погашение долгов и передачу части доходов одного уровня бюджета на другой уровень бюджета.

Если доходы бюджета больше чем расходы, то государство имеет положительное значение сальдо государственного бюджета. Это обычно наблюдается в периоды подъема. На размер дефицита во многом влияют колебания объема ВНП. Периоды спада характеризуются снижением ВВП. При этом обычно наблюдается дефицит госбюджета. Изменения сальдо государственного бюджета происходят из-за того, что во время спада налоги из-за снижения налогооблагаемой базы тоже снижаются. При этом некоторые расходы государства могут увеличиться. В частности, этот касается некоторых социальных выплат.

Виды дефицита государственного бюджета

Согласно теории финансов выделяют несколько видов дефицита бюджета. В частности, это циклический дефицит госбюджета. Этот дефицит, по сути, является результатом действия имеющихся стабилизаторов экономики. Эти стабилизаторы представляют собой экономический механизм, который дает возможность снизить амплитуду имеющихся циклических колебаний, как уровня выпуска, так и уровня занятости, без частого изменения экономической политики. Такими стабилизаторами в частности является система гострансфертов, прогрессивная система обложения налогами, а также система участия в прибылях.

Еще одним видом дефицита является структурный дефицит. Этот вид дефицита является разностью между доходами и расходами при полной занятости. К видам дефицита также относят операционный дефицит. Этот вид дефицита представляет собой общий дефицит госбюджета за исключением процентов госдолга, появившихся в результате инфляции. Так же выделяют первичный дефицит госбюджета, который является разностью между общим дефицитом и всей суммы госдолга.

Еще одним видом дефицита является квазифискальный или квазибюджетный дефицит, который связан с квазифискальной деятельностью государства. Стоит сказать, что дефицит госбюджета не считается чрезвычайным событием для страны. На некоторых этапах развития государства это даже допустимо.

Вам так же могут быть интересны:

Добавить комментарий

econspot.ru

Бюджетный дефицит — Википедия РУ

Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долга[1].
  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  5. Неэффективность финансовой системы государства.
  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  7. Коррупция в государственном секторе.
  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
  3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

  Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-Х.
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Проверено 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки

Примечания

http-wikipediya.ru

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА это что такое ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: определение — Экономика.НЭС

Дефицит бюджета

превышение государственных расходов (расходов местных органов власти) за определенный период времени над доходными статьями (поступлениями в бюджет), то есть дополнительный внутренний спрос со стороны государства (местных органов власти).

Оцените определение:

Источник: Глоссарий некоторых макроэкономических индикаторов, 1996 г (www.akm.ru)

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать: во-первых, рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; во-вторых, чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода. Причиной возникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение Д.б., чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями. Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономич. задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации гос. собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит. резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита. Если в составленном бюджете нет первичного дефицита, но расходы на обслуживание долга не покрываются полностью доходными источниками, то в утвержденном бюджете должны быть обязательно предусмотрены средства из состава источников финансирования дефицита в пределах затрат, связанных с погашением долга. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права утверждать соответствующие бюджеты с дефицитом, образующимся в результате недостатка доходов на покрытие текущих расходов. Бюджетный кодекс РФ жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов разного уровня. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответств. год. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен лишь в том случае, если субъект Федерации планирует получить дополнит. средства от продажи принадлежащего ему имущества, причем на величину, к-рая может быть реально получена от продажи имущества. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего (федерального или субфедерального) бюджета. Этот предел может быть превышен лишь тогда, когда орган местного самоуправления планирует получить дополнит. доходы от продажи муницип. имущества и только на величину этих доходов. Необходимость соблюдать принцип сбалансированности бюджетов приводит к тому, что при составлении проекта бюджета с дефицитом должны обязательно предусматриваться источники финансирования дефицита. Эти источники в разрезе основных видов привлеченных средств утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. В качестве привлеченных средств, используемых для финансирования Д.б., выступают денежные средства, привлекаемые на возвратной и платной основе. В отличие от доходов бюджета эти средства поступают в бюджет однократно и участвуют в финансировании бюджетных расходов только в том финансовом году, в к-ром они были привлечены. Формой привлечения средств являются разл. виды бюджетных заимствований, к-рые делят на заимствования, оформляемые через выпуск государственных ценных бумаг, и прямые кредиты, полученные от кредитных организаций внутри страны и от зарубежных банков, а также от международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Условия, на к-рых происходят заимствования, сроки возврата заемных средств устанавливаются решениями эмитента о выпуске займов, а также соответствующими кредитными договорами. Для финансирования дефицита федерального бюджета могут привлекаться как внутренние источники, так и внешние источники в виде государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации. Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФ ограничивается только внутренними источниками. С целью ужесточения контроля за объемом государственных заимствований субъектов РФ и соответственно размером государственного долга субъектов РФ внешние источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ были исключены Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». Для финансирования дефицита местного бюджета могут привлекаться только внутренние источники, состав к-рых этим Федеральным законом был расширен и стал аналогичным составу источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ. В приложении 8 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996) дана подробная классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ, а в приложении 9 – группировка внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета

Оцените определение:

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

vocable.ru

Дефицит бюджета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета[ | ]

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных . Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в

encyclopaedia.bid

Бюджетный дефицит — это… Что такое Бюджетный дефицит?


Бюджетный дефицит
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
(budget deficit) Превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов (recession) следует поддерживать бюджетный дефицит, чтобы стимулировать совокупный спрос. См.: дефицитное финансирование (pump priming). Монетаристы и неоклассики макроэкономики, напротив, полагают, что бюджетный дефицит просто стимулирует инфляцию (inflation) и препятствует росту частных капиталовложений. В настоящее время большинство экономистов придерживается той точки зрения, что, по крайней мере в среднем государству следует стремиться к сбалансированному бюджету, и что постоянный бюджетный дефицит надо ликвидировать путем либо сокращения государственных расходов, либо увеличения налогообложения. В некоторых случаях во время бума в результате получения доходов, превышающих расходы, может возникать бюджетный избыток (budget surplus).

Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит — сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. Различают структурный, фактический и циклический дефициты.
Бюджетный дефицит — дополнительный внутренний спрос со стороны государства.

По-английски: Budget deficit

Синонимы:  Дефицит бюджета

Финансовый словарь Финам.

Бюджетный дефицит

Превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов следует поддерживать бюджетный дефицит, чтобы стимулировать совокупный спрос. Монетаристы и неоклассики микроэкономики, напротив, полагают, что бюджетный дефицит просто стимулирует инфляцию и препятствует росту частных капиталовложений. В настоящее время большинство экономистов придерживается той точки зрения, что, по крайней мере в среднем государству следует стремиться к сбалансированному бюджету, и что постоянный бюджетный дефицит надо ликвидировать путем либо сокращения государственных расходов, либо увеличения налогообложения. В некоторых случаях во время бума в результате получения доходов, превышающих расходы, может возникать бюджетный избыток.

Превышение расходной части бюджета над доходной. В государственном бюджете допускается дефицит величиной до 20% от доходной части или 7-8% от величины валового национального продукта.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011.

.

  • Бюджетные счета
  • Бюджетный кодекс РФ

Смотреть что такое «Бюджетный дефицит» в других словарях:

  • Бюджетный дефицит — Бюджетный дефицит  превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Содержание 1 Сбалансированность бюджета …   Википедия

  • бюджетный дефицит — Превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов (recession) следует поддерживать… …   Справочник технического переводчика

  • Бюджетный Дефицит — (budget deficit) Превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов (recessions)… …   Словарь бизнес-терминов

  • БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ — (budget deficit) Превышение совокупных государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит должен покрываться путем заимствований, которые увеличивают государственный долг. Дефициты рассчитываются для бюджетов всех уровней… …   Экономический словарь

  • Бюджетный дефицит — – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета. Причины бюджетного дефицита могут быть следующими: рост госрасходов как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и… …   Банковская энциклопедия

  • БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ — БЮДЖЕТНЫЙ дефицит, превышение расходов бюджета над его доходами. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности; покрывается за счет изыскания внутренних источников… …   Современная энциклопедия

  • Бюджетный дефицит — (Budget deficit) – ситуация, когда расходы правительства превышают его доходы. Подробнее см. Дефицит бюджета …   Экономико-математический словарь

  • Бюджетный дефицит — см. Дефицит бюджета …   Энциклопедия права

  • Бюджетный дефицит — БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, превышение расходов бюджета над его доходами. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности; покрывается за счет изыскания внутренних источников… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ — превышение расходной части бюджета над доходной. В государственном бюджете допускается дефицит величиной до 20 % от доходной части или 7 8 % от величины валового национального продукта …   Юридическая энциклопедия

Книги

  • Екатерина II — законодательница, П Н Петров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В июне 1762 года очередным в тогдашней России государственным переворотом на престол была возведена… Подробнее  Купить за 772 руб
  • Финансы и Кредит № 1 (577) 2014, Отсутствует. В журнале раскрываются современные проблемы теории и практики финансов, денежного обращения и кредита, банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, налоговой политики и финансового… Подробнее  Купить за 750 руб электронная книга
  • Бесплатный обед. Удобоваримые экономические идеи, или Почему не бывает бесплатных обедов, Смит Дэвид. Это книга об экономике. Ее особенность в том, что в ней нет сложных уравнений и графиков, но, прочитав ее, вы поймете, как работают рыночные механизмы, как влияют на экономику процентные… Подробнее  Купить за 270 руб
Другие книги по запросу «Бюджетный дефицит» >>

dic.academic.ru