Цивилизация двуречья – Цивилизация Древней Месопотамии — Основы культурологии Библиотека русских учебников

Цивилизация Месопотамии История

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную
область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и
востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она
граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский
залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и
даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо,
Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались
шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш,
Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью
Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы.

Бог Мардук и его культ

В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей
династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии
сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония
носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем
юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю
территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но
согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского
залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III
тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской
степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии
семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте
ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но
затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную
Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский,
однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать
западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями
(кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы
до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере
Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни.
В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена
занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального
Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную
Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу
XIII века до нашей эры арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество
мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали
хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние
арамейского языка усилилось, к концу VII века до нашей эры вся Сирия говорила
по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии.

В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения
покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель –
затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить
их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных
войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил
арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться
родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I
веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

История древних цивилизаций →

Шумер →

godsbay.ru

2) Цивилизация Древней Месопотамии

Месопотамией
(Междуречьем) древнегреческие географы
называли равнинную область между Тигром
и Евфратом, расположенную в их нижнем
и среднем течении.

С
севера и востока Месопотамия окаймлялась
окраинными горами Армянского и Иранского
нагорий, на западе граничила с Сирийской
степью и полупустынями Аравии, с юга её
омывал Персидский залив.

Центр
развития древнейшей цивилизации
находился в южной части этой территории
— в древней Вавилонии. Северная Вавилония
носила название Аккад, южная — Шумер. В
северной Месопотамии, которая представляет
собой холмистую степь, переходящую в
горные районы, была расположена
Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на
крайнем юге Месопотамии возникли первые
шумерские поселения. Некоторые учёные
полагают, что шумеры не были первыми
обитателями южной Месопотамии, так как
многие топонимические названия,
бытовавшие там после заселения низовий
Тигра и Евфрата этим народом, не могли
происходить из шумерского языка.
Возможно, что шумеры застали в южной
Месопотамии племена, говорившие на
языке, отличном от шумерского и аккадского,
и заимствовали у них древнейшие топонимы.
Постепенно шумеры заняли всю территорию
Месопотамии (на севере — от района, где
находится современный Багдад, на юге —
до Персидского залива). Но откуда шумеры
пришли в Месопотамию, выяснить пока не
удаётся. Согласно традиции, бытовавшей
среди самих шумеров, они прибыли с
островов Персидского залива.

Шумеры
говорили на языке, родственные связи
которого с другими языками ещё не
установлены. Попытки доказать родство
шумерского с тюркскими, кавказскими,
этрусскими или другими языками не дали
сколько-нибудь положительных
результатов.

В северной части
Месопотамии, начиная с первой половины
III тыс. до н. э., жили семиты. Они были
скотоводческими племенами древней
Передней Азии и Сирийской степи. Язык
семитских племён, поселившихся в
Месопотамии, назывался аккадским. В
южной Месопотамии семиты говорили на
вавилонском, а к северу, в средней части
долины Тигра, — на ассирийском диалекте
аккадского языка.

В течение нескольких
веков семиты жили рядом с шумерами, но
затем стали продвигаться на юг и к концу
III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию.
В результате этого аккадский язык
постепенно вытеснил шумерский. Однако
последний оставался официальным языком
государственной канцелярии ещё в XXI в.
до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся
аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский
был уже мёртвым языком. Лишь в глухих
болотах нижнего течения Тигра и Евфрата
он смог сохраниться до середины II тыс.
до н. э., но затем и там его место занял
аккадский. Однако как язык религиозного
культа и науки шумерский продолжал
существовать и изучаться в школах до I
в. н. э., после чего клинопись вместе с
шумерским и аккадским языками была
окончательно забыта. Вытеснение
шумерского языка вовсе не означало
физического уничтожения его носителей.
Шумеры слились с вавилонянами, сохранив
свою религию и культуру, которые у них
с небольшими изменениями заимствовали
вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в
Месопотамию из Сирийской степи начали
проникать западно-семитские скотоводческие
племена. Вавилоняне называли эти племена
амореями. По-аккадски Амурру означало
«запад», главным образом применительно
к Сирии, и среди кочевников этого региона
было много племён, говоривших на
различных, но близких друг другу
диалектах. Часть этих племён называлась
сутии, что в переводе с аккадского
означало «кочевники».

С III тыс.
до н. э. в северной Месопотамии, от
верховьев реки Диялы до озера Урмии, на
территории современного Иранского
Азербайджана и Курдистана, обитали
племена кутии, или гутии. С древнейших
времён на севере Месопотамии жили
хурритские племена. По-видимому, они
были автохтонными жителями Древней
Месопотамии, Северной Сирии и Армянского
нагорья. В северной Месопотамии хурриты
создали государство Митанни, которое
в середине II тыс. до н. э. было одной из
крупнейших держав Ближнего Востока.
Хотя хурриты основным населением
Митанни, там проживали и индоарийские
по языку племена. В Сирии хурриты,
по-видимому, составляли меньшинство
населения. По языку и происхождению
хурриты были близкими родственниками
урартских племён, живших на Армянском
нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский
этнический массив занимал всю территорию
от равнин Северной Месопотамии до
Центрального Закавказья. Шумеры и
вавилоняне называли страну и племена
хурритов Субарту. В отдельных районах
Армянского нагорья хурриты сохранялись
ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э.
хурриты заимствовали аккадскую клинопись,
которой они писали по-хурритски и
по-аккадски.

Во второй половине II
тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую
степь, в Северную Сирию и Северную
Месопотамию хлынула мощная волна
арамейских племён. В конце XIII в. до н. э.
арамеи создали в Западной Сирии и
юго-западной Месопотамии множество
мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э.
арамеи почти полностью ассимилировали
хурритское и аморейское население Сирии
и Северной Месопотамии.

В VIII в. до
н. э. арамейские государства были
захвачены Ассирией. Однако после этого
влияние арамейского языка только
усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия
говорила по-арамейски. Этот язык начал
распространяться и в Месопотамии. Его
успехам способствовали и многочисленность
арамейского населения, и то обстоятельство,
что арамеи писали удобным и лёгким для
усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э.
ассирийская администрация проводила
политику насильственного переселения
покорённых народов из одного района
Ассирийской державы в другой. Цель таких
«перестановок» — затруднить
взаимопонимание между различными
племенами, предотвратить их мятежи
против ассирийского ига. Кроме того,
ассирийские цари стремились заселить
опустошённые во время бесконечных войн
территории. В результате неизбежного
в таких случаях смешения языков и народов
победителем выходил арамейский язык,
который стал господствующим разговорным
языком от Сирии до западных районов
Ирана, даже в самой Ассирии. После
крушения Ассирийской державы в конце
VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили
свой язык и перешли на арамейский.

Начиная
с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали
вторгаться родственные арамеям халдейские
племена, которые постепенно заняли всю
Вавилонию. После завоевания Месопотамии
персами в 539 г. до н. э. арамейский стал
официальным языком государственной
канцелярии в этой стране, а аккадский
сохранялся лишь в крупных городах, но
и там постепенно вытеснялся арамейским.
Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью
слились с халдеями и арамеями. 

Из
жизни народов Междуречья.

Как
выглядели жители Междуречья, какую
одежду носили, любили ли слушать музыку?
Ответы на эти вопросы можно найти,
внимательно присмотревшись к дошедшим
до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских
владык.

Изображения музыкальных
сцен на рельефах Передней Азии являются
косвенным свидетельством того, что
музыка занимала важное значение в жизни
этих народов. Ассирийцы использовали
различные музыкальные инструменты:
лира, лютня, флейта и ручной барабан.
Идеалом
ассиро-вавилонской красоты была
солидность и массивность. Они, в отличие
от стройных и изящных египтян, изображали
себя массивными и неуклюжими, с мощной
мускулатурой.

Иной была и их
одежда.

«Ассирийская одежда не
могла, подобно египетской, ограничиться
лоскутком материи. Климат Ассирии
требовал длинную до пят рубашку, иногда
укороченную до колен и подпоясанную
поясом. Верхнее платье вначале одевали
только привилегированные классы. Костюм
мужской и женский был почти одинаков,
да оно и понятно: при том рабском положении
женщины, которое она имела на Востоке…
Зато самые материи были великолепны.
Азия издревле славилась выделкой тканей,
особенно цветных и узорчатых.» (П. П.
Гнедич)

Шумерские памятники сохранили
для нас тип самой древней мужской одежды,
так называемой каунакес, который заменил
одежду из кожи животных и часто имитировал
мех. Любовь к меху сохранилась и у
ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами
и накидками, первоначально также были
отделаны мехом, который позже стали
заменять бахромой.
Национальной
одеждой ассирийцев была рубашка. У
простого народа она доходила до колен
и подвязывалась кушаком, богатые люди
носили разноцветную рубашку до пят и
внизу украшенную кистями. Шарфы с
бахромой носили только сановники. Посох,
служивший вначале символом царской
власти, позже стал употребляться всеми
знатными людьми.

Особое внимание
уделяли ассирийцы убранству волос:
причёске, бороде, усам, бакенбардам.
Правители носили длинные волосы, часто
собранные в пучок. Бороду и усы тщательно
завивали. В бороду вплетали золотые
нити, брови чернили, а лицо белили и
румянили.

Ассиро-вавилонская мебель
проста и массивна, в ней нет мягких,
динамичных линий, которые использовали
египтяне. В жилищах были стулья, табуреты,
парадные троны, кушетки, скамьи,
балдахины.

«Частные жилища
ассирийцев очень похожи на египетские:
те же плоские крыши, открытые галереи,
та же простота мотива. В деталях является
новизна: капители колонн своеобразны,
здесь впервые появляется волюта — завиток
капители, занявший потом такое огромное
место в ионическом ордере. В орнаменте
есть самобытность и оригинальность…»
(П. П. Гнедич)

Ассиро-вавилонский
орнамент богат изображениями фантастических
зверей и растений.

Плавали ассирийцы
на простых лодках, которые плелись из
крепких прутьев, обтягивались кожей и
имели круглую форму. Кроме лодок были
у них и плоты, с кожаными, наполненными
воздухом мехами.

Геродот нашёл
корабли Междуречья самым удивительным
из того, что он увидел в этой стране.

«Теперь
я перейду к рассказу о самом удивительном
из того, что есть в этой стране (кроме
самого Вавилона). Суда, на которых плавают
вниз по реке в Вавилон, совершенно
круглые и целиком сделаны из кожи. В
Армении, которая лежит выше Ассирии,
вавилоняне нарезают ивовые прутья для
остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают
плотными шкурами наподобие круглого
днища корабля. Они не расширяют кормовой
части судна и не заостряют носа, но
делают судно круглым, как щит. Затем
набивают судно соломой (для обёртки
груза) и, нагрузив, пускают вниз по
течению. Перевозят они вниз по реке
главным образом глиняные сосуды с
финикийским вином. Управляют судном с
помощью двух рулевых вёсел, которыми
стоя загребают двое людей. Один из них
при этом тянет судно веслом к себе, а
другой отталкивается. Такие судна строят
очень большого размера и поменьше… На
каждом судне находится живой осёл, а на
больших — несколько. По прибытии в Вавилон
купцы распродают свой товар, а затем с
публичных торгов сбывают и остов судна,
и всю солому. А шкуры потом навьючивают
на ослов и возвращаются в Армению. Вверх
по реке ведь из-за быстрого течения
плыть совершенно невозможно. Поэтому
и суда строят не из дерева, а из шкур.
Когда же купцы на своих ослах прибывают
в Армению, то строят новые суда таким
же образом. Таковы у них (речные) суда.» 

studfiles.net

Древние цивилизации Месопотамии

Древние цивилизации Месопотамии

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие
географы называли равнинную область
между Тигром и Евфратом, расположенную
в их нижнем и среднем течении. С севера
и востока Месопотамия окаймлялась
окраинными горами. окраинными горами
Армянского и Иранского нагорий, на
западе граничила с Сирийской степью и
полупустынями Аравии, с юга ее омывал
Персидский залив Центр развития
древнейшей цивилизации находился в
южной части этой территории—в древней
Вавилонии Северная Вавилония носила
название Аккад, южная — Шумер В северной
Месопотамии, которая представляет собой
холмистую степь, переходящую в горные
районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге
Месопотамии возникли первые шумерские
поселения Некоторые ученые полагают,
что шумеры не были первыми обитателями
южной Месопотамии, так как многие
топонимические названия, бытовавшие
там после заселения низовий Тигра и
Евфрата этим народом, не могли происходить
из шумерского языка Возможно, что шумеры
застали в южной Месопотамии племена,
говорившие на языке, отличном от
шумерского и аккадского, и заимствовали
у них древнейшие топонимы. Постепенно
шумеры заняли всю территорию Месопотамии
(на севере — от района, где находится
современный Багдад, на юге до Персидского
залива). Но откуда шумеры пришли в
Месопотамию, выяснить пока не удается.
Согласно традиции, бытовавшей среди
самих шумеров, они прибыли с островов
Персидского залива. Шумеры говорили на
языке, родственные связи которого с
другими языками еще не установлены.
Попытки доказать родство шумерского с
тюркскими, кавказскими, этрусским или
другими языками не дали сколько-нибудь
положительных результатов.

В северной части Месопотамии начиная
с первой половины III тыс до н. э. жили
семиты. Они были скотоводческими
племенами древней Передней Азии и
Сирийской степи. Язык семитских племен,
поселившихся в Месопотамии, назывался
аккадским. В южной Месопотамии семиты
говорили на вавилонском, а к северу, в
средней части долины Тигра,— на
ассирийском диалекте аккадского языка

В течение нескольких веков семиты жили
рядом с шумерами, но затем стали
продвигаться на юг и к концу III тыс. до
н. э. заняли всю южную Месопотамию В
результате этого аккадский язык
постепенно вытеснил шумерский. Однако
последний оставался официальным языком
государственной канцелярии еще в XXI в.
до н. э., хотя в быту он все больше заменялся
аккадским К началу II тыс. до н. э. шумерский
был уже мертвым языком. Лишь в глухих
болотах нижнего течения Тигра и Евфрата
он смог сохраниться до середины тыс. до
н. э, но затем и там его место занял
аккадский. Однако как язык религиозного
культа и науки шумерский продолжал
существовать и изучаться в школах до I
в. н. э., после чего клинопись вместе с
шумерским и аккадским языками была
окончательно забыта. Вытеснение
шумерского языка вовсе не означало
физического уничтожения его носителей.
Шумеры слились с вавилонянами, сохранив
свою религию и культуру, которые у них
с небольшими изменениями заимствовали
вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из
Сирийской степи начали проникать
западносемитские скотоводческие
племена. Вавилоняне называли эти племена
амореями. По-аккадски Амурру означало
«запад», главным образом применительно
к Сирии, и среди кочевников этого региона
было много племен, говоривших на
различных, но близких друг другу
диалектах. Часть этих племен называлась
су-тии, что в переводе с аккадского
означало «кочевники».

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии,
от верховьев реки Диялы до оз. Урмии, на
территории современного Иранского
Азербайджана и Курдистана, обитали
племена кутии, или гутии. С древнейших
времен на севере Месопотамии жили
хурритские племена. По-видимому, они
были автохтонными жителями Северной
Месопотамии, Северной Сирии и Армянского
нагорья. В Северной Месопотамии хурриты
создали государство Митанни, которое
в середине II тыс. до н. э. было одной из
крупнейших держав Ближнего Востока.
Хотя хурриты были основным населением
Митанни, там проживали и индоарийские
по языку племена. В Сирии хурриты,
по-видимому, составляли меньшинство
населения. По языку и происхождению
хурриты были близкими родственниками
урартских племен, живших на Армянском
нагорье. В III—II тыс. до н. э. хуррито-урартский
этнический массив занимал всю территорию
от равнин Северной Месопотамии до
Центрального Закавказья. Шумеры и
вавилоняне называли страну и племена
хурритов Субарту. В отдельных районах
Армянского нагорья хурриты сохранялись
еще в VI— V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э.
хурриты заимствовали аккадскую клинопись,
которой они писали по-хурритски и
по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из
Северной Аравии в Сирийскую степь, в
Северную Сирию и Северную Месопотамию
хлынула мощная волна арамейских племен.
В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в
Западной Сирии и юго-западной Месопотамии
множество мелких княжеств. К началу I
тыс. до н. э. арамеи почти полностью
ассимилировали хурритское и аморейское
население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства
были захвачены Ассирией. Однако после
этого влияние арамейского языка только
усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия
говорила по-арамейски. Этот язык начал
распространяться и в Месопотамии. Его
успехам способствовали и многочисленность
арамейского населения, и то обстоятельство,
что арамеи писали удобным и легким для
усвоения письмом.

В VIII—VII вв. ассирийская администрация
проводила политику насильственного
переселения покоренных народов из
одного района Ассирийской державы в
другой. Цель таких «перетасовок» —
затруднить взаимопонимание между
различными племенами, предотвратить
их мятежи против ассирийского ига. Кроме
того, ассирийские цари стремились
заселить опустошенные во время бесконечных
войн территории. В результате неизбежного
в таких случаях смешения языков и народов
победителем выходил арамейский язык,
который стал господствующим разговорным
языком от Сирии до западных районов
Ирана, даже в самой Ассирии. После
крушения Ассирийской державы в конце
VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили
свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию
начали вторгаться родственные арамеям
халдейские племена, которые постепенно
заняли всю Вавилонию. После завоевания
Месопотамии персами в 539 г. до н. э.
арамейский стал официальным языком
государственной канцелярии в этой
стране, а аккадский сохранялся лишь в
крупных городах, но и там постепенно
вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне
к I в. н. э. полностью слились с халдеями
и арамеями.

На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно
одновременно с возникновением государства
в Египте, в южной части междуречья Тигра
и Евфрата появляются первые государственные
образования. В начале III тыс. до н. э. на
территории южной Месопотамии сложилось
несколько небольших городов-государств.
Они были расположены на естественных
холмах и окружены стенами. В каждом из
них жило приблизительно 40—50 тыс. человек.
На крайнем юго-западе Месопотамии
находился город Эриду, близ него—город
Ур, имевший огромное значение в
политической истории Шумера. На берегу
Евфрата, к северу от Ура, находился город
Ларса, а к востоку от него, на берегу
Тигра,—Лагаш. Большую роль в объединении
страны сыграл город Урук, возникший на
Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате
находился Ниппур, являвшийся главным
святилищем всего Шумера.

В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере
создалось несколько политических
центров, правители которых носили титул
лугаль или энси. Лугаль в переводе
означает «большой человек». Так обычно
называли царей. Энси называли
самостоятельного владыку, правившего
каким-либо городом с ближайшей округой.
Титул этот жреческого происхождения и
свидетельствует о том, что первоначально
представитель государственной власти
был также главой жречества.

Во второй половине III тыс. до н. э. на
преобладающее положение в Шумере стал
претендовать Лагаш. В середине XXV в Лагаш
в жестокой битве разгромил своего
постоянного врага — город Умму,
расположенный к северу от него. Позднее
правитель Лагаша Энметена (около
2360—2340 гг. до н. э.) победоносно окончил
войну с Уммой.

Внутреннее положение Лагаша не было
прочным. Народные массы города были
ущемлены в своих экономических и
политических правах. Чтобы восстановить
их, они объединились вокруг Уруиним,
одного из влиятельных граждан города.
Тот сместил энси по имени Лугальанда и
сам занял его место За период шестилетнего
правления (2318—2312 гг. до н. э.) он провел
важные социальные реформы, которые
являются древнейшими известными нам
правовыми актами в области
социально-экономических отношений. Он
первым провозгласил ставший впоследствии
популярным в Месопотамии лозунг: «Пусть
сильный не обижает вдов и сирот!» Были
отменены поборы с жреческого персонала,
увеличено натуральное довольствие
подневольных храмовых работников,
восстановлена независимость храмового
хозяйства от царской администрации.
Определенные уступки были сделаны и
рядовым слоям населения: уменьшена
плата за совершение религиозных обрядов,
отменены некоторые налоги с ремесленников,
уменьшена повинность на оросительных
сооружениях. Кроме того, Уруинимгина
восстановил судебную организацию в
сельских общинах и гарантировал права
граждан Лагаша, защитив их от ростовщической
кабалы. Наконец, была ликвидирована
полиандрия (многомужество). Все эти
реформы Уруинимгина выдал за договор
с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя
объявил исполнителем его воли.

Однако, пока Уруинимгина был занят
своими реформами, началась война между
Лагашем и Уммой. Правитель Уммы
Лугальзагеси заручился поддержкой
города Урука, захватил Лагаш и отменил
введенные там реформы. Затем Лугальзагеси
узурпировал власть в Уруке и Эриду и
распространил свое господство почти
на весь Шумер. Столицей этого государства
стал Урук. Основной отраслью экономики
Шумера было земледелие, основанное на
развитой оросительной системе. К началу
III тыс. до н. э. относится шумерский
литературный памятник, носящий название
«Земледельческий альманах». Облечен
он в форму поучения, даваемого опытным
земледельцем своему сыну, и содержит
указания, как сохранять плодородие
почвы и приостановить процесс ее
засоления. В тексте также дается подробное
описание полевых работ в их временной
последовательности. Большое значение
в хозяйстве страны имело и скотоводство.

Развивалось ремесло. Среди городских
ремесленников было много строителей
домов. Раскопки в Уре памятников,
относящихся к середине III тыс. до н. э.,
показывают высокий уровень мастерства
шумерской металлургии. Среди погребального
инвентаря найдены изготовленные из
золота, серебра и меди шлемы, топоры,
кинжалы и копья, встречаются чеканка,
гравировка и зернь. Южная Месопотамия
не располагала многими материалами, их
находки в Уре свидетельствуют об
оживленной международной торговле.
Золото доставляли из западных областей
Индии, ляпис-лазурь — с территории
современного Бадахшана в Афганистане,
камень для сосудов — из Ирана, серебро
— из Малой Азии. В обмен на эти товары
шумеры продавали шерсть, зерно и финики.

Из местного сырья ремесленники имели
в своем распоряжении лишь глину, тростник,
шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа
считался покровителем гончаров,
строителей, ткачей, кузнецов и других
мастеровых. Уже в этот ранний период
кирпич подвергался обжигу в печах. Для
облицовки зданий пользовались
глазурованными кирпичами. С середины
III тыс до н. э. для производства посуды
стал употребляться гончарный круг.
Наиболее ценные сосуды покрывались
эмалью и глазурью.

Уже в начале III тыс. до н. э. стали
изготовлять бронзовые орудия, которые
до конца следующего тысячелетия, когда
в Месопотамии начался железный век,
оставались основными металлическими
орудиями. Для получения бронзы к
расплавленной меди добавляли небольшое
количество олова.

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА
И УРА

Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть
Месопотамии была заселена аккадцами.
Самым древним городом, основанным
семитами в Месопотамии, был Аккад,
позднее столица государства с тем же
названием. Он был расположен на левом
берегу Евфрата, там, где эта река и Тигр
наиболее близко подходят друг к другу.

Около 2334 г. до н. э. царем Аккада стал
Саргон Древний. Он был основателем
династии: начиная с него самого, пять
царей, сын сменяя отца, правили страной
в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон
было принято им лишь после восшествия
на престол, так как оно значит «истинный
царь» (по-аккадски Шаррукен). Личность
этого правителя еще при жизни была
окутана множеством легенд. Он говорил
о себе: «Мать моя была бедна, отца я не
знал… Зачала меня мать, родила тайно,
положила в тростниковую корзину и
пустила по реке». Лугальзагеси, который
установил свою власть почти во всех
шумерских городах, вступил в долгую
борьбу с Саргоном. После нескольких
неудач последнему удалось одержать
решительную победу над своим противником.
После этого Саргон совершал успешные
походы в Сирию, в районы гор Тавра и
победил царя соседней страны Элама. Им
было создано первое в истории постоянное
войско, состоявшее из 5400 человек, которые,
по его словам, ежедневно обедали у него
за столом. Это было хорошо обученное
профессиональное войско, все благополучие
которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы,
в общегосударственном масштабе была
налажена оросительная система, введена
единая система мер и весов. Аккад вел
морскую торговлю с Индией и Восточной
Аравией.

В конце правления Саргона голод вызвал
восстание в стране, которое было подавлено
уже после его смерти, около 2270 г. до н.
э., его младшим сыном Римушем. Но
впоследствии он стал жертвой дворцового
переворота, давшего престол его брату
Маништушу. После пятнадцати лет правления
Маништушу также был убит во время нового
дворцового заговора, и на трон взошел
Нарам-Суэн (2236—2200 гг.), сын Маништушу и
внук Саргона.

При Нарам-Суэне Аккад достиг своего
наивысшего могущества. В начале
царствования Нарам-Суэна города юга
Месопотамии, недовольные возвышением
Аккада, подняли мятеж. Его удалось
подавить лишь после многих лет борьбы.
Укрепив свою власть в Месопотамии,
Нарам-Суэн стал величать себя
«могущественным богом Аккада» и повелел
изображать себя на рельефах в головном
уборе, украшенном рогами, которые
считались божественными символами.
Население должно было поклоняться
Нарам-Суэну как богу, хотя до него никто
из царей Месопотамии не претендовал на
такую честь.

Нарам-Суэн считал себя властелином
всего известного тогда мира и носил
титул «царь четырех стран света». Он
вел много успешных завоевательных войн,
одержав ряд побед над царем Элама, над
луллубейскими племенами, жившими на
территории современного Северо-Западного
Ирана, а также подчинил город-государство
Мари, расположенное в среднем течении
Евфрата, и распространил свою власть
на Сирию.

При преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри
(2200—2176 гг. до н. э.), имя которого в переводе
значит «царь всех царей», начался распад
державы Аккада. Новому царю пришлось
вступить в длительную борьбу с наседавшими
с запада амореями и одновременно
противостоять нашествию кутиев с
северо-востока. В самой Месопотамии
начались народные волнения, причиной
которых были острые социальные конфликты.
Невероятно увеличились размеры царского
хозяйства, которое подчинило себе
храмовое хозяйство и эксплуатировало
труд безземельных и малоземельных
аккадцев. Около 2170 г. до н. э. Месопотамия
была завоевана и разграблена племенами
кутиев, жившими в горах Загроса.

К 2109 г. до н. э. ополчение города Урука
во главе со своим царем Утухенгалем
нанесло поражение кутиям и изгнало их
из страны. Победив кутиев, Утухен-галь
претендовал на царствование над всем
Шумером, однако вскоре владычество над
южной Месопотамией перешло к городу
Уру, где у власти находилась III династия
Ура (2112—2003 г. до н. э.). Основоположником
ее был Урнамму, который, как и его
преемники, носил пышный титул «царь
Шумера и Аккада».

При Урнамму царская власть приобрела
деспотический характер. Царь был
верховным судьей, главой всего
государственного аппарата, он же решал
вопросы войны и мира. Было создано
сильное центральное управление. В
царских и храмовых хозяйствах
многочисленный штат писцов и чиновников
регистрировал вплоть до мелочей все
аспекты хозяйственной жизни. В стране
действовал налаженный транспорт, гонцы
рассылались с документами во все концы
государства.

Сын Урнамму Шульги (2093—2046 гг. до н. э.)
добился своего обожествления. В храмах
ставились его изваяния, которым надо
было приносить жертвы. Шульги издал
законы, свидетельствующие о существовании
разработанной судебной системы. В них,
в частности, устанавливалось вознаграждение
за привод беглого раба его хозяину.
Предусматривалось также наказание за
различные виды членовредительства. При
этом, в отличие от более поздних Законов
Хам-мурапи, Шульги не руководствовался
принципом «око за око, зуб за зуб», а
установил принцип денежного возмещения
пострадавшему. Законы Шульги являются
древнейшими из пока известных нам
правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность
для государства стали представлять
аморейские племена, которые нападали
на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить
продвижение амореев, цари III династии
Ура соорудили линию укреплений большой
протяженности. Однако и внутреннее
положение государства было непрочным.
Храмовое хозяйство требовало огромного
количества работников, которые постепенно
лишались прав свободных членов общества.
Например, один лишь храм богини Баба в
Лагаше владел земельной площадью более
4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения
в войнах с аморейскими племенами и
эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура
была свергнута, последний представитель
ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы
Ура подверглись разграблению, а в самом
городе оставлен эламский гарнизон.

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

Время от конца правления III династии
Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии
установилось господство касситских
царей, называют старовавилонским
периодом. После падения III династии Ура
в стране возникло много местных династий
аморейского происхождения.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали
самостоятельное государство со столицей
в Вавилоне. Начиная с этого времени роль
Вавилона, самого молодого из городов
Месопотамии, в течение многих столетий
неуклонно росла. Кроме Вавилонского в
это время существовали и другие
государства. В Аккаде амореи образовали
царство со столицей в Иссине, который
был расположен в средней части Вавилонии,
а на юге страны было государство со
столицей в Ларсе, на северо-востоке
Месопотамии, в долине р. Диялы,— с центром
в Эшнунне.

Вначале Вавилонское царство не играло
особой роли. Первым царем, который начал
активно расширять пределы этого
государства, был Хаммурапи (1792—1750 гг.
до н. э.). В 1785 г., воспользовавшись помощью
Римсина, представителя эламской династии
в Ларсе, Хаммурапи завоевал Урук и Иссин.
Затем он содействовал изгнанию из Мари
правившего там сына ассирийского царя
Шамши-Адада I и воцарению Зимрилима,
представителя старой местной династии.
В 1763 г. Хаммурапи захватил Эшнунну и уже
в следующем году нанес поражение
могущественному царю и своему бывшему
союзнику Римсину и захватил его столицу
Ларсу. После этого Хаммурапи решил
подчинить себе и Мари, которое раньше
было дружественным ему царством. В 1760
г. он добился этой цели, а через два года
разрушил дворец Зимрилима, стремившегося
восстановить свою независимость. Затем
Хаммурапи покорил область вдоль среднего
течения Тигра, включая Ашшур.

После смерти Хаммурапи вавилонским
царем стал его сын Самсуилуна (1749—1712
гг. до н. э.). Ему пришлось отражать натиск
кассит-ских племен, которые жили в горных
областях к востоку от Вавилонии. Около
1742 г. до н. э. касситы во главе со своим
царем Гандашем совершили поход на
Вавилонию, но смогли утвердиться только
в предгорьях к северо-востоку от нее.

В конце XVII в. до н. э. Вавилония, переживавшая
внутренний кризис, уже не играла
значительной роли в политической истории
Передней Азии и не могла сопротивляться
чужеземным нашествиям В 1594 г до н э.
пришел конец господству вавилонской
династии. Вавилон был захвачен хеттским
царем Мурсили I. Когда хетты вернулись
с богатой добычей в свою страну, цари
Приморья, береговой полосы у Персидского
залива, захватили Вавилон. После этого
около 1518 г. до н. э страна была покорена
касситами, господство которых длилось
362 года Весь означенный период принято
называть касситским или средневави-лонским
Однако вскоре кассит-ские цари были
ассимилированы местным населением

Во II тыс. до н. э. в экономике Вавилонии
происходили радикальные перемены. Для
этого времени была характерна активная
правовая деятельность Законы государства
Эшнунны, составленные в начале XX в. до
н. э. на аккадском языке, содержат тарифы
цен и оплаты труда, статьи семейного,
брачного и уголовного права. За супружескую
измену со стороны жены, изнасилование
замужней женщины и похищение ребенка
свободного человека предусматривалась
смертная казнь. Судя по законам, рабы
носили специальные клейма и не могли
выйти за пределы города без разрешения
хозяина.

Ко второй половине XX в до н э. относятся
законы царя Липит-Иштара, в которых, в
частности, регулируется статус рабов.
Были установлены наказания за побег
раба от хозяина и за укрывательство
беглого раба. Оговаривалось, что, если
рабыня вступала в брак со свободным,
она и ее дети от такого брака становились
свободными

Самым выдающимся памятником древневосточной
правовой мысли являются Законы Хаммурапи,
увековеченные на черном базальтовом
столбе. Кроме того, сохранилось большое
количество копий отдельных частей этого
судебника на глиняных табличках. Судебник
начинается с пространного введения,
где говорится о том, что боги передали
Хаммурапи царскую власть, чтобы он
защищал слабых, сирот и вдов от обид и
притеснения со стороны сильных. Далее
следуют 282 статьи законов, охватывающие
чуть ли не все аспекты жизни вавилонского
общества того времени (гражданское,
уголовное и административное право).
Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так
и по уровню развития юридической мысли
представляли собой большой шаг вперед
по сравнению с предшествовавшими им
шумерскими и аккадскими правовыми
памятниками. В кодексе Хаммурапи
принимается, хотя и не всегда
последовательно, принцип вины и злой
воли. Например, устанавливается различие
в наказании за предумышленное и нечаянное
убийство. Но телесные повреждения
карались по восходящему к глубокой
древности принципу «око за око, зуб за
зуб». В некоторых статьях законов в
определении наказания отчетливо выражен
классовый подход. В частности,
предусматривались суровые кары для
строптивых рабов, которые отказывались
подчиняться хозяевам. Человек, укравший
или укрывший чужого раба, карался
смертной казнью.

В старовавилонский период общество
состояло из полноправных граждан,
которые назывались «сыновьями мужа»,
мушкенумов, являвшихся юридически
свободными, но неполноправными людьми,
так как они не были членами общины, а
работали в царском хозяйстве, и рабов.
Если кто-нибудь нанес членовредительство
«сыну мужа», то наказание виновному
выносилось по принципу талиона, т. е.
«око за око, зуб за зуб», а соответствующее
членовредительство, причиненное
мушкенуму, каралось лишь денежным
штрафом. Если врач был виновен в неудачной
операции над «сыном мужа», то он карался
отсечением руки, если от такой же операции
пострадал раб, необходимо было лишь
уплатить хозяину стоимость этого раба.
Если по вине строителя рухнул дом и в
его развалинах погиб сын хозяина дома,
строитель наказывался смертью своего
сына. Если кто-нибудь украл имущество
мушкену-ма, то ущерб необходимо было
восстановить в десятикратном размере,
в то время как за кражу царского или
храмового имущества предусматривалось
возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и
налогоплательщиков, Хаммурапи стремился
облегчить участь тех слоев свободного
населения, которые находились в тяжелом
экономическом положении. В частности,
одна из статей законов ограничивала
долговое рабство тремя годами работы
на кредитора, после чего ссуда, независимо
от ее суммы, считалась полностью
погашенной. Если из-за стихийного
бедствия урожай должника был уничтожен,
то срок погашения ссуды и процентов
автоматически переносился на следующий
год. Некоторые статьи законов посвящены
арендному праву. Плата за арендованное
поле обычно равнялась ‘/з урожая, а
сада—2/з-

Чтобы брак считался законным, необходимо
было заключить контракт. Прелюбодеяние
со стороны жены каралось ее утоплением.
Однако, если муж желал простить неверную
жену, не только она, но и ее соблазнитель
освобождался от наказания. Прелюбодеяние
со стороны мужа не считалось преступлением,
если только он не соблазнил жену
свободного человека. Отец не имел права
лишать сыновей наследства, если те не
совершили преступления, и должен был
научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные
наделы и обязаны были по первому
требованию царя выступить в поход. Эти
наделы передавались по наследству по
мужской линии и были неотчуждаемы
Кредитор мог забрать за долги только
то имущество воина, которое тот сам
приобрел, но не надел, пожалованный ему
царем.

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.

В первой половине III тыс. до н. э в Северной
Месопотамии, на правом берегу Тигра,
был основан город Ашшур. По имени этого
города стала называться и вся расположенная
на среднем течении Тигра страна (в
греческой передаче— Ассирия). Уже к
середине III тыс. до н. э. в Ашшуре утвердились
выходцы из Шумера и Аккада, образовав
там торговую факторию Позднее, в XXIV—XXII
вв. до н. э., Ашшур стал крупным
административным центром созданной
Саргоном Древним Аккадской державы. В
период III династии Ура наместниками
Ашшура были ставленники шумерских
царей.

В отличие от Вавилонии Ассирия была
бедной страной. Своим возвышением Ашшур
был обязан выгодному географическому
положению: здесь пролегали важные
караванные пути, по которым из Северной
Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись
в Вавилонию металлы (серебро, медь,
свинец) и строительный лес, а также
золото из Египта, а в обмен вывозились
вавилонские продукты сельского хозяйства
и ремесел. Постепенно Ашшур превратился
в крупный торго-во-перевалочный центр.
Наряду с ним ассирийцы основали много
торговых колоний за пределами своей
страны.

Важнейшая из этих колоний-факторий
находилась в г. Канесе в Малой Азии
(совр. местность Кюль-Тепе, недалеко от
города Кайсари в Турции). Сохранился
обширный архив этой колонии, относящийся
к XX—XIX вв. до н. э. Ассирийские купцы
доставляли в Канес крашеные шерстяные
ткани, массовое производство которых
было налажено у них на родине, и вывозили
домой свинец, серебро, медь, шерсть и
кожу. Кроме того, ассирийские купцы
перепродавали местные товары в другие
страны

Отношения членов колонии с жителями
Канеса регулировались местными законами,
а во внутренних делах колония подчинялась
Ашшу-ру, который облагал ее торговлю
значительной пошлиной. Верховным органом
власти в Ашшуре был совет старейшин, и
по имени одного из членов этого совета,
которые ежегодно менялись, велись
датировка событий и отсчет времени.
Существовала также наследственная
должность правителя (ишшаккум), который
имел право созывать совет, но без санкции
последнего он не мог принимать важные
решения.

studfiles.net

Страна хлеба и глины: цивилизация древней Месопотамии

Ваза из Урука. III тысячелетие до н. э.

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Месопотамия – междуречье Тигра и Евфрата.

Реконструкция рисунка вазы из Урука. Изображение сцены жертвоприношения.

Именно такой порог на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия. До того в Междуречье уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие – просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки цивилизации, кроме одного – письменности.


Цилиндрическая печать и оттиск. Урук. Месопотамия. 4100–3000 гг. до н. э.

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже IV–III тысячелетий до н.э. Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий

сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов, писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент – тонкая палочка – выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков.

Сама традиция такого письма получила название «клинопись».

Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»…

Шумер и Аккад

Портрет немецкого учёного Георга Гротефенда.

Клинописная табличка. Шумер. 2095-2047 гг. до н. э.

Всё усложнилось, когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-цгумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости от того, кому предназначался текст – шумеру или аккадцу… Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности – ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII – первой половине XIX в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог. Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775– 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792 – 1866), англичане Генри Роулинсон (1810–1895) и Уильям Толбот (1800–1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон, одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом. Однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи…

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знаний удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом, у них появился ключ к письменности древней Месопотамии. Это произошло около 1850 г.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом. Да ещё какое преимущество! Раскопки одного-единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533–1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака… В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной».

Портрет английского учёного Генри Роулинса.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население – уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации – древнеперсидской.

Гипсовая статуэтка молящейся женщины из Ура. 2500 г. до н. э.

Статуэтка молящегося мужчины. Алебастр. Теллох. 2400 г. до н. э.

Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

www.what-this.ru

Древнее Междуречье: рождение цивилизации

 

В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

Появление первых поселенцев: особенности местности

Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

Появление цивиллизации

Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

Особенности цивилизации Междуречья

Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

Именно благодаря развитию цивилизации Междуречья возникли страны, которые впоследствии стали называться государствами.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Первые очаги цивилизаций: первые города, торговля, войны
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspКультура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наука

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Шумерская цивилизация


Культура Месопотамии — одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата (греч. — Междуречье) в 4 тыс. до н. э. примерно в то же время, что и в Египте. Но в отличие от долины Нила, где в течение трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Месопотамии сменяли друг друга государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран.


Что способствовало развитию цивилизации в Месопотамии? Очевидно, что здесь были очень хорошие условия для земледелия, поскольку разливы двух рек орошали почву и приносили плодородный ил. Но и люди вкладывали огромный труд в постройку каналов, плотин, осушение болот. Густая сеть оросительных каналов и тщательная обработка земли позволила получать обильные урожаи. В результате этого народ Месопотамии освободился от страха перед голодом, выделились большие группы людей, занятых в других отраслях хозяйства, в частности в развивающихся в то время ремеслах.


Большинство городов было основано в Месопотамии шумерами, поэтому эту культуру принято называть шумерской. Эта культура существовала с 4 тыс. до н. э. до первой пол. 1 тыс. до н. э., затем усиливается мощь Аккада. Наиболее крупными городами были: Ур, Киш, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым среди них был Вавилон. Богатейшие города были обязаны своим расцветом развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют «золотым веком» Шумера.


Заселение Двуречья


Первые обитатели появились в Месопотамии примерно 40 тыс.лет до н.э. Небольшие группы людей жили в пещерах и охотились на горных козлов и баранов. Так продолжалось десятки тысяч лет, в течение кт повседневный образ жизни их почти не менялся – время как будто стояло на месте. Только в 10 тыс. до н.э. стали заметны существенные перемены – люди начали заниматься земледелием и перешли к оседлости; они научились строить хижины из травы и прутьев и дома из необожженного кирпича (кирпичи изготовлялись из глины, в кт добавлялась рубленая солома). Так к 7 тыс. до н.э. на территории Месопотамии возникли первые поселения ранних земледельцев. С этого времени развитие общества пошло быстро. К к. 5 тыс. до н.э. уже вся долина Тигра и Евфрата была плотно заселена, а в сер. 4 тыс. до н.э. среди бесчисленных деревушек и поселков появляются первые настоящие города. Во главе города стоял или верховный жрец главного городского храма или предводитель городского ополчения.


Город с расположенными вокруг него деревнями представляли собой независимое гос-во. Таких гос-в в 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии насчитывалось около двух десятков. Самым молодым из всех этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата.


Сакральный характер знаний


Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на  Малую Азию и Египет. Шумерами было изобретено колесо и повозка, гончарный круг и бронза, цветное стекло, клинопись. На высоком уровне находилось ювелирное искусство. У шумеров была развита математика, они пользовались шестидесятеричной системой исчисления. Шумеры создали правовые кодексы, в литературе — мифологический эпос (поэма о Гильгамеше).


Герой эпоса Гильгамеш был легендарным царем Урука. В поэме он представлен сыном  простого смертного и богини Нинсун. (Сравните с рождением Христа.) Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия. В мировой литературе приняли и адаптировали легенду к своим национальным культурам.


Шумерская мифология — одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана религиозное мировоззрение. Шумерские жрецы систематически проводили научные наблюдения на протяжении длительного времени.


Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год составляет 365 дней 6 часов 15 минут 41 секунду. Но все знания хранились жреческой кастой в тайне. К ним стремились не столько с целью раскрытия законов, управляющих миром, сколько для чтобы посредством него господствовать над массами. В сакральных цивилизациях Древней Месопотамии трудно указать область знания, которая не служила бы целям управления обществом. Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и в Древнем Египте, имели обширные знания о психике человека, владели опытом внушения и гипноза.


Характерной особенностью месопотамской культуры является представление о правомерности смерти, которая представляет собой зло (в противоположность отношению к смерти в Египте). В культуре Месопотамии реалистически подходили к природе человека и исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. Смысл жизни человека видели в борьбе со злом, впоследствии чего наградой будет доброе имя и благодарная память потомков.


В 3 тыс. до н. э. в Шумере произошло явление, которое мы сегодня могли бы назвать «экономическим чудом». Клинописные записи, сделанные на глиняных табличках, раскрывают перед нами картину поистине сказочного изобилия Шумера. Основой многоотраслевой шумерской экономики являлось сельское хозяйство. Благодаря земледельческому таланту шумеров мертвые земли были превращены в цветущий край. Но шумеры были и большими педантами: 80 время раскопок археологами найдены десятки тысяч табличек, из кт видно, какое огромное значение шумеры придавали отчетности, составлению деловых документов.


Шумеры были весьма художественным народом. Очень рано у них

развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Храмы шумеров удивительно напоминают современные сооружения своими геометрическими формами. Священные храмы — эиккураты возводились на холмах из сырцовых кирпичей и облицовывались глазурованными плитками, выложенными мозаично в виде геометрического орнамента. Зиккурат, построенный в Вавилоне (высота 91 м), упоминается в библии. Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской и ассирийской цивилизациями.


Первые правовые кодексы в мире


Заслуживает внимания то, что шумерами были для всех сфер жизни. Четко сформулированные шумерские  легли в основу законодательства цивилизаций М.


Первый царь-реформатор в истории человечества, поборник справедливости Урукагина «восстановил свободу». Через 300 лет сын основателя третьей династии Ура — царь Шульга составил свод законов. Этими законами он установил справедливость, искоренил беззаконие: «сирота не становился жертвой богача, вдова – жертвой сильного». Следует отметить, что законы Шульги отличались от законов царя Хаммурапи. Шумеры не применяли (и не знали) принципа талиона — «око за око, зуб за зуб». В ту далекую эпоху существовало более гуманное, справедливое право.


Талион (лат. талио) — возмездие, мера наказания, определяемая в соответствии с причиненным вредом.


Многие достижения культуры Шумера были ассимилированы и творчески переработаны другими народами. Например, бог Думузи — бог умирающей и воскресающей природы — напоминает египетского Осириca, а Инана напоминают жену Осириса Изиду. Идея библейского «райского сада» пришла из Месопотамии, поскольку в Библии ясно указывается, что реки, текущие в библейском раю, находятся в районе реки Евфрата.


К северу от Шумера находилось Аккадское царство, племена косого были семитами, и хотя они говорили на ином языке, по образу жизни были близки шумерам. Царь Аккада Саргон был талантливым полководцем и государственным деятелем. Саргон впервые в мировой истории создал постоянное войско численностью 5400 человек. Он объединил всю Месопотамию в единую великую империю и расширил границы далеко за территорию Персидского залива. Покоренные аккадцами народы находились на более высоком уровне развития. Шумеро-Аккадское государство просуществовало около 200 лет.



biofile.ru

Месопотамия. История Древнего Мира

Когда существовала Месопотамия?

Месопотамия на карте

Месопотамией называют огромную и плодородную область между знаменитыми большими реками Тигр и Евфрат, которые и «подарили» этой территории дополнительные названия — Двуречье или Междуречье. В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.


Обширные реки Тигр и Евфрат сделали землю Месопотамии очень урожайной, и люди, проживающие здесь, раньше многих — еще в первобытное время — начали заниматься земледелием. Кроме того, именно жители Месопотамии — а именно шумеры — придумали первый календарь, возвели ступенчатую пирамиду, одними из первых в истории Земли научились писать и сочинили самый древний эпос. Древние жители Вавилона были превосходными астрономами, геометрами и астрологами. Именно им первым пришла в голову мысль делить час на 60 минут, а неделю — на семь дней.

Что такое Междуречье?

Реки Тигр и Ефрат, образующие Междуречье


На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.


Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Какие государства были на территории Месопотамии?

Исторический центр Вавилона


Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.


Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете. Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг. Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.


Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Что такое клинопись?

Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.

Когда археологи производили в Месопотамии раскопки, они рядом с различными черепками и осколками посуды обнаруживали глиняные таблички, покрытые странными и непонятными значками. Эти значки по внешнему виду были очень похожи на заостренные палочки — клинышки. Какое-то время ученые не могли понять предназначение этих значков, однако вскоре стало ясно, что с их помощью древние жители Месопотамии писали друг другу различные сообщения.


Древнюю письменность Двуречья, которую благодаря форме значков назвали клинописью, придумали шумеры. Они наносили эти значки на мягкие глиняные таблички острыми тростниковыми палочками — стило. Каждый значок, запечатленный на табличке, был пиктограммой: картинкой, изображающей какой-либо предмет. В более позднее время пиктограммы уступили свое место идеограммам — картинкам, выражающим какое-либо понятие, а затем появилось и слоговое письмо.

Кто такие шумеры?

Шумерская богиня

Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился «черноголовый» (так переводится название «шумеры») народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.


Итак, шумеры образовали свое государство и вошли в историю, как люди, первыми придумавшие письменность — клинопись. Они разработали похожие на клинышки значки, благодаря которым можно было передавать любую информацию, записывая ее острой палочкой на размягченной глине.


Кроме того, именно шумеры разработали отличную для своего времени систему полива, придумали, как именно сделать глиняные кирпичи более прочными — обожгли их в печи, а также изобрели колесо, плуг, гончарный круг, парусную лодку и составили знаменитый сборник легенд «Эпос о Гильгамеше».

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.


В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru