Чувственное и рациональное познание примеры – Чувственное и рациональное в познании. Формы чувственного и рационального познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Чувственное и рациональное познание

Человеку необходимы знания о себе и окружающем мире. Именно знания позволяют нам адаптироваться в мире, объяснять и предвидеть приближение некоторых событий. Сегодня мы имеем возможность изучать различный опыт разных народов. Вместе с тем различают чувственное и рациональное познание. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

  1. Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.
  2. Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.
  3. Понятие является формой мышления, которая отражает предметы или явления в их существенных признаках. Известно, что понятие строится на основе представления, которое является чувственной формой. Признаки предметов, полученные из представления подвергаются тщательному анализу и разбираются с выделением на существенные. Для того, чтобы что-то понять, необходимо пропустить это через свои ценности, идеалы, опыт, нормы и т.д.
  4. Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий. При помощи суждения мы можем раскрыть одну из сторон предмета, которая выражается в отсутствии или наличии отдельного признака. Для того, чтобы о чем-нибудь судить, необходимо выразить собственное мнение по поводу сказанной мысли.
  5. Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.
Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

  1. Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.
  2. Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д. Именно восприятие связывает и соотносит предметы в пространстве и времени. Таким образом, обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающей обстановке.
  3. Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Важно отметить, что особенности рационального и чувственного познания должны гармонично сочетаться друг с другом. Нельзя руководствоваться только одной стороной.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

  • вы читаете научную статью;
  • проводите эксперимент;
  • выдвигаете теорию;
  • доказываете теорему;
  • проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

  • пробуете вкусную пищу;
  • наблюдаете прекрасный пейзаж;
  • занимаетесь любовью;
  • слушаете музыку;
  • наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

Настоящий процесс познания должен происходить при взаимосвязи чувственных и рациональных форм. Их можно выделять и рассматривать по-отдельности, но они являются сторонами единого процесса, поэтому должны работать сообща. В некоторых случаях может преобладать рациональный компонент (наука), в других — чувственный (искусство). При этом взаимосвязь чувственного и рационального познания очень важна. Если они будут функционировать в гармонии друг с другом, личность сможет принимать правильные решения и оставаться при этом счастливой.

kak-bog.ru

Чувственное и рациональное познание

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие – тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение – тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл – это сплав».
  3. Умозаключение – вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение. Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека – слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие. Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление. Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои ощущения. Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни. Такое течение, как скептицизм, построено на пессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни чувства, ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем. Все, что мы чувствуем и знаем – это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

 

womanadvice.ru

Приведите три примера рационального и чувственного познания Помогите!!!!

Приведите три примера рационального и чувственного познания Помогите!!!!

Ответы:

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.К формам чувственного познания относят:1)Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;2)Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;3)Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуетсяоптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем

cwetochki.ru

Приведите примеры рационального и чувственного познания.

Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» — «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» — «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.

Выделяют три формы чувственного познания:

1) ощущение — отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;

2) восприятие — комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;

3) представление — образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием — мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:

1) понятие — форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник») ;

2) суждение — форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены») ;

3) умозаключение — форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров — выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»

iotvet.com

Домашнее задание по обществознанию. Чувственное и рациональное познание. 19.12.


Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Как и другие виды познавательной деятельности, имеет цель, средства и результат.
В познании есть два уровнячувственное (эмпирическое) познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного (эмпирического) познания:
1)  Ощущение — отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета
2) Восприятие — комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета
3) Представление — образ предмета, существующий в психике, при воздействии предмета на органы чувств

Формы рационального познания:
1) Понятие — форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках
2) Суждение — форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойтсвах, отношениях между ними.
3) Умозаключение — форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого

Чувственное познание (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

 *нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

 * Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

 * Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

 * В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

 * Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

 * Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рациональное познание (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждает: • Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
     * Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
     * Чувства нас нередко обманывают.
     *Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
     * Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
    *Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.


Скептицизм
Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
Все. что видишь ты. — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысл этих картинок понять не пытайся —
Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.
Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
1) чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
2) чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
3) нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм
В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Практическая работа: 
Рассмотрим пример картины-иллюзии мексиканского художника Octavio Ocampo. Здесь можно увидеть два образа — двух коней на фоне горного пейзажа и портрет женщины. Некоторые люди сначала  воспринимают картину эмпирическим познанием, видят глаза, губы, нос, волосы женщины. Некоторые — рациональным познанием. Ведь волосы — это два коня, соединившиеся мордами, губы — очертания гор, нос — птица.

В таких картинах-иллюзиях два сознания воздействуют на человека, показывая неразрывную связь двух разных образов между собой, составляя единый познавательный процесс.


ks1r1504.blogspot.com

Рациональное познание

Сознание представляет собой осознанное бытие или отношение человека к собственному бытию. Знание является объективной реальностью, существующей в сознании человека, отражающего или воспроизводящего в своей деятельности закономерные и объективные связи мира. Познание – это процесс изучения человеком мира или самого себя. При помощи него мы получаем знания, которые помогают развиваться и создавать что-то новое. Наука о познании называется гносеологией.

Рациональное познание – это не что иное, как познавательный процесс, осуществляемый посредством различных форм мыслительной деятельности. Противоположностью его является чувственное познание, при котором человек получает знания о предметах, а также явлениях окружающего мира при помощи своих органов чувств.

Рациональное познание и его формы

Все его формы имеют какие-то общие характеристики. В первую очередь отметим то, что всем им присуща направленность на отражения именно общих свойств предметов познания. Также для них характерно абстрагирование от единственных свойств. Отношение к познаваемой реальности является опосредованным. Также стоит отметить их связь с языком.

Рациональное познание в философии имеет три формы: первая – понятие, вторая – суждение, третья – умозаключение. В понятии заключены все основные свойства того или иного предмета, суждение что-либо отрицает или утверждает о данном предмете или явлении, а умозаключение позволяет получать новые суждения из одного или нескольких старых.

Рациональное познание имеет также поисковые формы:
— проблема;
— гипотеза;
— вопрос;
— идея.
формы системного выражения знания о предметах:
— закон;
— научный факт;
— научная картина мира;
— теория;
— принцип.
Существуют также формы нормативного знания:
— метод;
— способ;
— программа;
— прием;
— алгоритм;
— познавательная традиция и так далее.

Между формами чувственного и рационального познания имеется определенная связь. Ее характер может быть сложным и динамичным. Основная суть в том, что данные, полученные чувственным образом, тут же подвергаются мысленной обработке. Рациональные знания формируются на основании той информации, которая поступает непосредственно от органов чувств. В качестве яркого примера единства рационального и чувственного познания можно привести интуицию.
Рациональное познание регулируют законы логики: закон непротиворечия, тождества, достаточного основания, исключенного третьего. Также его регулируют правила, по которым выводятся следствия из посылок при умозаключениях.
Рациональное познание (его процесс) всегда контролируется и производится сознательно. На пути к конкретному результату субъект познания обосновывает и осознает каждый шаг очень четко. По этой причине его называют познанием в логической форме (процессом логического познания).

Само по себе рациональное познание не исчерпывается одними только процессами. Оно включает в себя также постижение искомого. Такой результат может быть достигнут неосознанно и неподконтрольно. Это называется интуицией. Сама по себе интуиция представляет собой что-то вроде озарения, которое приходит неожиданно. Иначе говоря, это знание, которое получено без рассуждений.

Долгое время сущность интуиции была нераскрыта. Научные способы для ее изучения не применимы. Также стоит отметить, что она неподвластна логическому анализу. Со временем ученые пришли к выводу, что она является особой формой познания. Удалось выявить ее главные разновидности:
— чувственная интуиция;
— интеллектуальная интуиция.
В первом случае познающий получает какие-либо знания моментально, основываясь лишь на тождестве, во втором – при помощи синтеза и оценки.

fb.ru

Чувственное и рациональное в познании

 

Теперь нам следует рассмотреть взаимосвязь следующих, часто встречающихся понятий: система и структура. Под структурой понимается совокупность элементов или частей, из которых состоит целое (система), а также способ взаимосвязи этой целостности. Система может выполнять различные операции (функции) и в зависимости от этого имеет различную структуру. Так, когда мы рассматривали ситуацию, описываемую классической гносеологией, то имели дело со следующей структурой познавательного процесса: субъект – средства познания – объект. Выделяют также целеполагающую, деятельностную структуру: цель – средство – результат. При сопоставлении этих структур можно получить субъектную и объектную составляющие познавательной деятельности.

Рассмотрим структуру познавательного процесса в зависимости от традиционно выделяемых в классической гносеологии двух основных уровней познания – чувственного и рационального.

Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде всего на зрении и слухе. Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий, теорий и является сущностно-логическим. Однако любой реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувственных и рациональных форм – всякая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, любое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и так или иначе связано с данными органов чувств. И чувственное, и рациональное познание протекает в определенных формах.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.

2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.

3. Представление – высшая форма, которая характеризуется воз-можностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.

Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений.

Формы рационального познания:

Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознания («электрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).

Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.

Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция.

Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы элект-ропроводны.

Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.

Итак, логическое познание – это опосредованное, абстрактное отражение действительности, которое не сводится к чувственному.

В классической теории познания существовала дилемма эмпиризма и рационализма, которая основывалась на рассмотрении одной из форм познания как основной, определяющей. Так, эмпиризм (эмпирический означает опытный) основывался на положении о том, что чувственное познание является главным, определяющим в научном освоении мира. Представитель эмпиризма, английский философ Дж. Локк утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах. Интеллект здесь трактуется как особое интегративное чувство, не привносящее ничего качественно нового, а лишь синтезирующее обычные чувственные впечатления. Несомненно, что рациональное познание, интеллект основывается на чувственном познании, однако выходит далеко за его пределы. Таким образом, из верного сенсуалистического тезиса, что ощущения – первоисточник наших знаний, эмпиризм делает неверный вывод, что все содержание нашего знания определяется чувствами.

Другая крайность – рационализм (рацио – разум, представители – Декарт, Лейбниц и др.) – основывается на абсолютизации логического познания. Рационализм считает, что чувства смутны и обманчивы, поэтому только рациональное познание может привести к истине. Рационалисты разрывают взаимосвязь чувственного и логического познания, заявляя, что разум может познавать мир без опоры на опыт. В действительности, реальное соотношение чувственного и логического характеризуется их органической взаимосвязью.

 


Похожие статьи:

poznayka.org