Что является высшим представительным органом государственной власти в россии – что является высшим представительным органом государственной власти в россии

Содержание

федеральный, региональный и муниципальный уровень. Порядок избрания Федерального Собрания, количественный состав, полномочия.

Представительная власть — совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти. 

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Федеральный уровень

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

Государственной Думы (нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами, по результатам выборов, проводимых раз в пять лет. Госдума состоит из 450 депутатов, 1/2 из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.)

Конституция Российской Федерации определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

  • назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Совета Федерации (является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента РФ. В соответствии Конституцией РФ входят: по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов госвласти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)

К полномочиям Совета Федерации, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

  • назначение выборов Президента РФ;

  • отрешение Президента РФ от должности;

  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосДумой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

studfiles.net

Представительные органы государственной власти

Представительные (законодательные) органы государственной власти– избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

-принятие законов;

-утверждение бюджетов;

-контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) –

органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

  • Конституционный суд,

  • Верховный суд (суды общей юрисдикции),

  • Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1.Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

  1. Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

  2. Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

  3. Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

  4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

  5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

  6. Регулирует общественные отношения.

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: Помогите плиззз, дайте определение и назовите

Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально — экономического развития субъекта Российской Федерации; в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально — экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу) , законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд; ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской федерации — это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. №2 — ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента — на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти

Привет земляк. Это — Правительство Российской Федерации. А высший орган законодательной власти — это Государственная Дума

Правительство РФ– высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ». Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

touch.otvet.mail.ru

высшим органом законодательной власти является

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами) . При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Высший законодательный орган РФ — это Федеральное Собрание. Государственная Дума входит в его состав. Конституция РФ Статья 94 Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 95 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

touch.otvet.mail.ru

Представительный орган власти — это что такое?

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные родовые общины, регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные органы государственной власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный орган власти. Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти – это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства – это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти – это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В России Федеральное собрание есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;
  • администрация поселка.

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

fb.ru

Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены :: BusinessMan.ru

Становление правового государства связано с формированием его основных принципов. Один из них гласит о разделении властей. В российской действительности Федеральное Собрание – это законодательная ветвь, правительство РФ – исполнительная, а судебную осуществляют Верховный, Конституционный, Высший арбитражный и другие суды Российской Федерации.

Становление представительного органа в России

Существование парламентаризма в России можно наблюдать начиная с момента образования государственности. При князе существовали совещательные органы. Действовала сперва Боярская дума, позднее — Земский собор. Созданные Петром Первым коллегии, Сенат и Синод, также выполняли функции совещательных и представительных органов.

В классическом европейском виде парламент появился в Российской империи в начале двадцатого века. Манифест 1905 года о выборах в Государственную Думу заложил основы представительства от населения государства. Выборный Верховный Совет СССР по-своему продолжил начатую инициативу.

В девяностые годы сформировалось в современном виде Федеральное Собрание. Год 1993 стал зарождением нового органа власти по принятой двенадцатого декабря Конституции.

Законодательная основа

В действующей редакции закона высшей юридической силы основам деятельности, формирования и структуры Федерального Собрания выделена отдельная пятая глава. Она идёт следом за главой, в которой представлена характеристика полномочий и деятельности Президента РФ. Это говорит о важности роли и месте законодательного органа в структуре власти.

Статья 94 Конституции России ставит знак равенства между двумя понятиями: Федеральное Собрание – это парламент. В ней же зафиксированы его главные характеристики: это и законодательный, и представительный орган.В 1994 году разработан и принят конституционный Закон о Федеральном Собрании.

Каждая из палат утверждает свой порядок работы, решает вопросы своего внутреннего распорядка деятельности. Регламент определяет внутреннее устройство Государственной Думы и Совета Федерации, порядок прохождения заседаний, общения парламентариев с избирателями, парламентских слушаний, законодательную основу, решаются другие вопросы деятельности. Для стабильной работы обеих палат создан аппарат, в которых трудятся государственные служащие.

Законодательный и представительный орган

Статья 94 Конституции РФ говорит, что Федеральное Собрание — это орган законодательной власти. Это значит, что все законы Российской Федерации становятся таковыми после рассмотрения и одобрения их парламентом. Иным путём законодательная инициатива не может превратиться в закон.

Признание Федерального Собрания представительным органом указывает на принцип его формирования. Представительство народа выражается в проведении выборов. Политическое волеизъявление населения страны передаёт избранникам право принимать любые жизненно важные решения для судьбы всего государства.

Только наличие признаков парламентаризма говорит о действительном основании законодательного и представительного органа. Это:

  • создание коллегиального учреждения;
  • деятельность избранников народа построена на постоянной основе и оплачивается;
  • имеются законодательно определенные формы и методы, полномочия и задачи выборной палаты.

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание РФ представляет собой структуру из двух основных элементов. Статья 95 Конституции характеризует две палаты Федерального Собрания. Верхняя палата Совета Федерации формируется из двух представителей от субъекта федерации. Один направляется от исполнительной власти, другой рекомендуется выборной. На сегодняшний день РФ насчитывает восемьдесят пять субъектов, соответственно, сто семьдесят человек — общее количество членов Совета Федерации.

Государственная Дума выполняет функции нижней палаты. Она имеет определённое количество мест: четыреста пятьдесят. Избираются её члены на пять лет. Стать депутатом Государственной Думы имеет право любой гражданин России с двадцати одного года. Одновременно быть членов обеих палат человек не имеет права. Так как труд депутата финансируется на постоянной основе, то он должен отказаться от другой оплачиваемой деятельности. Исключение составляет творческая работа, например, преподавательская, научная. Эти положения закреплены в статьях 95, 96, 97 Конституции России.

Функции Совета Федерации

Это регулярно действующий орган. К его функциям относятся полномочия, определённые в статье 102. Совет Федерации:

  1. Утверждает изменения в границах субъектов России.
  2. Подтверждает указы президента России о введение чрезвычайного или военного положения.
  3. Назначает выборы президента страны.
  4. Принимает отставку президента.
  5. Принимает решение о применении российских войск вне территории России.
  6. Назначает на должность Генерального прокурора РФ и судей Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ.
  7. Назначает на должность председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, принимает их отставку.

Совет Федерации Федерального Собрания в обязательном порядке анализирует утверждённые Государственной Думой федеральные законы определённого круга вопросов, охарактеризованных в статье 106:

  1. Утверждение федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Денежная эмиссия и финансовое, таможенное, кредитное, валютное, регулирование.
  3. Утверждение и расторжение международных договоров России.
  4. Статус и охрана государственной границы.
  5. Вопросы войны и мира.

Функции выполняются через созданные комитеты и комиссии. По требованию времени формируются новые. Сейчас действует шестнадцать комитетов, из них: вновь образованный комитет по местному самоуправлению, по финансовым и правовым вопросам.

Функции Государственной Думы

Избранная народом Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после выборов. Первое заседание ведёт старейший депутат. С началом её работы полномочия Думы предыдущего созыва прекращаются. Президент России может назначить первое заседание раньше тридцатидневного срока.

Функции нижней палаты определены статьёй 103:

  1. Доверять или не доверять правительству РФ.
  2. Дать согласие на кандидатуру, предложенную президентом Российской Федерации на пост Председателя правительства.
  3. Принимать ежегодно отчёт правительства о результатах деятельности.
  4. Назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Центрального банка России, председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
  5. Выдвигать обвинения президенту страны для отстранения его от должности.
  6. Объявлять амнистию.

Членство в Совете Федерации

Конституция России определяет порядок формирования каждой палаты. Хотя Федеральное Собрание – это представительный орган, избиратели повлиять на формирование его верхней палаты не могут. Он состоит из политической элиты, призванной защищать интересы своего региона.

Совет Федерации работает в две сессии: весеннюю с января по июль, и осеннюю с сентября по декабрь. Заседания проходят не реже 2 раз в месяц в течение одного или нескольких дней, при необходимости чаще. У каждого члена оборудовано личное место в зале заседаний.

Депутат Государственной Думы

Мажоритарно-пропорциональная система лежит в основе образования Государственной Думы. Одна вторая от общей численности депутатов избирается по одномандатным округам. Кандидат, набравший большинство голосов населения, считается победителем. Это признак мажоритарной системы.

Пропорциональная система заключается в соотношении голоса избирателя и количества депутатских мандатов в Думе. Вторая половина депутатов нижней палаты формируется политическими партиями, перешагнувшими семипроцентный барьер участия в выборах. Пропорционально набранным голосам избирателей они получают определённое количество мест в Государственной Думе.

Законодательная инициатива

Статья 104 Конституции закрепляет право законодательной инициативы. Согласно её положению, правом предложить новый законопроект обладает Федеральное Собрание РФ, президент России, выборные органы субъектов России. Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ вправе выдвигать предложения только по вопросам их ведения.

Без заключения правительства России не могут быть выдвинуты инициативы о федеральном бюджете. Это касается вопросов об отмене или вводе налогов, о выпуске займов государства, о преобразовании государственных финансовых обязательств.

Стадии законотворчества

Законопроект подаётся в Государственную Думу. Депутаты обсуждают его, разрабатывают и принимают. Последующие после утверждения закона Думой пять дней даются на передачу его для рассмотрения Совету Федерации. Четырнадцать дней – срок, в течение которого верхняя палата должна вынести вердикт «одобрено – не одобрено». Если половина членов проголосовала за, то принятый закон передаётся президенту (пять дней для передачи, четырнадцать для подписания). Если закон Совет Федерации не одобряет, то проект посылается на доработку в Государственную Думу. Если глава России не подписывает закон, то Федеральное Собрание (обе его палаты) заново пересматривает его положения.

Государственная Дума имеет право принять закон без одобрения Совета Федерации только в одном случае, если при повторном рассмотрении за него отдадут голоса две трети депутатов. Точно так же, при возвращении президентом на доработку принятого Федеральным собранием закона, он проходит в прежней редакции, если за него выступят две трети от общего количества его членов. Глава государства вынужден будет подписать и обнародовать его в течение семи дней.

Особенности российского парламентаризма

Особенной чертой парламентаризма считается наличие свободного депутатского мандата. Депутат Федерального Собрания не связан в своей деятельности с волей избирателей. Реализуя свои полномочия, он руководствуется законными ограничениями и своими личными представлениями. Избиратели не могут отозвать парламентария, не выполнявшего свои обязательства перед электоратом. Их влияние ограничено только тем, что они могут отказать ему в доверии и не переизбрать на новый срок.

В декабре каждого года звучит послание президента Федеральному Собранию. Такая традиция сложилась по Конституции 1993 года. Впервые послание президента Федеральному Собранию прозвучало в феврале 1994 года.

Итоги 2015 года подвёл в ежегодном обращении президент Путин. Федеральному Собранию в таких случаях следует собираться в полном составе своих обеих палат. Кроме главного законодательного органа, присутствуют другие высшие органы власти и приглашённые различных уровней.

Сегодняшняя действительность показывает отсутствие реальной оппозиции конституционному большинству, сложившемуся в Государственной Думе. Все законопроекты, инициированные президентом или правительством, проводятся через законодательные структуры и приобретают силу закона.

businessman.ru

Представительные органы государственной власти

Количество просмотров публикации Представительные органы государственной власти — 6278

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Οʜᴎ формируются путем избрания их населœением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделœения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. ʼʼПарламентʼʼ — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах данный государственный орган принято называть иначе (к примеру, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — это Палата представителœей

и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это, в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной базе (к примеру, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населœения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Οʜᴎ ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всœего рассмотрение проекта государственного бюджета͵ составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них состоит по сути в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объёме осуществляется в парламентарных

республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на базе всœеобщего избирательного права, в т.ч. коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателœей при выборах президента. Только в том случае, в случае если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителœей избирает президента͵ а Сенат-вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента͵ более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента͵ члены Экономического и социального совета͵ генеральные советники или выборные мэры.

Учитывая зависимость отформы государственного правления парламент в какой-либо мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинœета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинœета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. При этом если Палата представителœей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата͵ то по истечении 10 дней решение Палаты представителœей становится решением всœего парламента. Премьер-министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинœет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинœета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. При этом даже в США члены президентского Кабинœета назначаются не по прямому усмотрению президента͵ а ʼʼпо совету и с согласияʼʼ Сената. По такому принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей, Верховного суда.

referatwork.ru