Что является объектом педагогики – 1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики, Лекция 8. Педагогика как наука. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 32. Читать онлайн

Содержание

Объектом педагогики является… Что является объектом исследования в педагогике?

Обучение человека, на первый взгляд, кажется весьма простым занятием. Однако на практике научить кого-то чему-то — нелегко. Ведь по своей природе — человек склонен к лени, и только необходимость заботы о хлебе насущном заставляет его развиваться и обретать новые знания и умения. Именно поэтому процесс обучения нового поколения столь важен, что для его изучения создана целая наука – педагогика. Давайте узнаем больше о ней, а также выясним, что является объектом педагогики и чем он отличается от предмета и субъекта.

Что такое «педагогика»

Данным существительным именуется наука, которая сконцентрирована на образовании личности в каждом из ее возрастных периодов.

С педагогикой тесно связана следующая цепочка понятий: воспитание-обучение-образование-формирование-развитие-социализация.

Чтобы лучше понять их, стоит узнать определение каждого.

  • Воспитание – систематизированный и целенаправленный процесс формирования у учащегося системы взглядов и убеждений, а также знаний и навыков.
  • Обучение – процесс взаимодействия педагога и его подопечного, с целью усвоения последним системы знаний, формирования у него умений, а также развития природных задатков у ученика.
  • Образование – это понятие имеет двоякую природу. С одной стороны, это комплекс из воспитания и обучения. С другой – это достигнутый ими результат.
  • Формирование – развитие личности под действием внешних факторов и внутренних мотивов.
  • Развитие – процесс изменений в человеке, в результате которых он совершенствуется в моральном, интеллектуальном и профессиональном плане. В отличие от других педагогических явлений, данное имеет скачкообразный характер. Иными словами, с теории тенденции по развитию ученика можно просчитать, однако на практике этот процесс у каждого проходит с индивидуальной скоростью.
  • Социализация – процесс адаптации индивидуума в социуме. Как и образование, данная категория относится к педагогическим целям. То есть педагогика направлена на то, чтобы помочь личности найти свое место в обществе и превратиться в его полноправного и полезного члена.

Какие существуют разделы педагогики

Прежде чем разобраться с тем, что является объектом педагогики, стоит узнать, какие разделы есть у этой науки. Дело в том, что отдельные из них имеют несколько более узкоспециализированные объекты.

Как правило, выделяется восемь разделов.

  • История педагогики.
  • Специальная, она же лечебная.
  • Сравнительная.
  • Исправительная (пенитенциарная).
  • Возрастная.
  • Социальная.
  • Практическая.
  • Общая.

Что является объектом педагогики как науки

Рассмотрев в общих чертах, что такое педагогика, стоит перейти к главному.

Прежде всего, стоит отметить, что на вопрос «Что является объектом исследования педагогики?», различные учение отвечают по-разному.

Иногда встречается мнение, что если субъектом в этом процессе является учитель, то объектом выступает непосредственно сам ученик. Однако такая трактовка не совсем верна. Ведь она значительно сужает масштабы рассматриваемой науки, поскольку воспитуемый не является объектом педагогики.

Всемирно-известный педагог-практик А.С. Макаренко в начале ХХ в. отмечал ошибочность подобного утверждения, призывая коллег концентрироваться не на ученике, а на его психике. Однако, и такой прогрессивный взгляд был не полным. Дело в том, психика человека (в данном случае учащегося) – это объект другой науки (психологии). И хотя этот аспект всегда берется во внимания при организации образовательного процесса, она тоже не является объектом педагогики.

Что же это тогда? Настоящим объектом педагогики является образование.

Иными словами, это вся совокупность явлений и процессов, связанных с формированием и социализацией личности.

Предмет и объект в педагогике: в чем разница?

Рассмотрев, что является субъектом и объектом изучаемой науки, стоит узнать и о ее предмете.

Как и объект, он сконцентрирован на образовании. Однако в данном случае, речь идет о практическом, целенаправленном, продуманном процессе, организованным не только в общеобразовательных учреждениях, но и в семьях.

Что является объектом специальной педагогики и социальной

Как уже было сказано выше, в отдельных отраслях рассматриваемой науки, выделяются отличные, более узкоспециализированные объекты.

Так в лечебной педагогике (сконцентрирована на изучении и организации образовательного процесса с учениками, имеющими особые нужды) объектом выступает непосредственно личность такого проблемного ребенка. При этом предметом остается все тот же процесс образования.

Социальная педагогика направлена на изучение и анализ влияния среды на образование.

Как и в предыдущем случае, в общем, объектом социальной педагогики является сам ученик. Однако, в частности рассматривается его адаптация в обществе, в процессе формирования личности.

Предметом социальной педагогики выступает закономерность протекания социализации.

Что является объектом в других педагогических науках

В истории педагогики объектом выступает закономерность развития (в теории и на практике) процесса образования у различных народов в разные эпохи, и нахождения общих тенденций.

В возрастной педагогике — это образование ребенка от рождения и до его превращения во взрослого.

В случае со сравнительной педагогикой – это сравнения образовательных систем и институтов в разных странах, поиск их особенностей, связанных с культурой отдельно взятой нации.

Объектом пенитенциарной педагогики выступает образовательная система в исправительных учреждениях.

fb.ru

Объектом педагогики является… Принципы, задачи и функции педагогики :: SYL.ru

Говоря о системе образования, часто приходится слышать о таком понятии, как «педагогика». Давайте узнаем, что это такое, на каких задачах она сконцентрирована и какие методы применяются для их достижения. А также рассмотрим, что является объектом педагогики, ее предметом и субъектом.

Что такое педагогика

Прежде всего стоит разобраться в значении рассматриваемого термина.

Существительное «педагогика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с языка этой страны оно означает «вести детей». Дело в том, что «педагогами» в те далекие времена звали рабов, которые по старости лет не могли уже выполнять тяжелую работу по дому, поэтому им поручали заботиться о хозяйских детях.

В современном мире педагогикой именуется наука, которая изучает процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические науки

  • История педагогики. Специализируется на изучении трудов о воспитании и образовании, а также рассматривает опыт в этой сфере предыдущих поколений.
  • Сравнительная педагогика. Ориентирована на изучение и анализ образовательных систем в разных государствах.
  • Специализированная педагогика. Концентрируется на создании методов обучения для личностей с ограниченными возможностями.
  • Лечебная педагогика отличается от предыдущей тем, что направлена не только на предоставление знаний больным ученикам, но и на попытки помочь им выздороветь. Или хотя бы максимально адаптироваться в обществе.
  • Исправительно-трудовая педагогика. Эта система разработана для тех, кто пребывает в заключении. Ее цель не только обучить их, но и перевоспитать, если это возможно.
  • Социальная педагогика. Ориентирована на воспитание вне школы.
  • Возрастная педагогика занимается изучением особенностей психики учеников разного возраста и создает программы, максимально им соответствующие.
  • Профессиональная педагогика ориентирована на практическую деятельность учителей и воспитателей.
  • Общая педагогика рассматривает образовательный процесс в целом.

Краткая историческая справка о развитии педагогики

За столетия существования рассматриваемая наука прошла три этапа развития.

1-й этап

Это зарождение науки о воспитании как одной из отраслей философии.

В Древней Греции и после нее многие известные мыслители посвящали целые труды теме воспитания подрастающего поколения. Среди них Платон, Аристотель, Сенека, Авиценна, Руссо, Мор, Рабле и другие. Однако все их размышления носили, как правило, теоретический характер и были неприменимы на практике.

2-й этап

Это период формирования педагогических теорий на основе произведений педагогов и мыслителей. Попытки организации с их помощью первых полноценных школ.

Начало этого этапа развития ознаменовало произведение Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», в котором он впервые четко описал основные принципы педагогики и способы обустройства образовательного процесса. Стоит отметить, что с его легкой руки эта наука не только сформировалась как отдельное направление, но и стала переходить от теории к практике.

Опыт Коменского наследовали другие педагоги-экспериментаторы будущих веков: Песталоцци, Дистервега и т. п. Несмотря на прогрессивность их идей, эти новаторы все же были более теоретиками, хотя активно стремились стать практиками.

3-й этап

Время появления педагогических концепций, основанных на практическом опыте. Формирование с их помощью образовательной системы.

В ХХ в. правительства большинства развитых стран мира пришли к мнению, что все их граждане должны в обязательном порядке получать хотя бы начальное образование. Борьба с неграмотностью предоставила для педагогов огромный полигон для проведения различных образовательных экспериментов. На основе их результатов стала формироваться привычная всем сегодня педагогика.

Таким образом, на данном этапе рассматриваемая наука основывается уже не на теоретических постулатах, а требует практических доказательств целесообразности применения любых новых идей или методик.

Что является предметом педагогики

Как и любая наука, педагогика имеет свой предмет изучения. Им является непосредственно сам воспитательный и учебный педагогический процесс.

Стоит отметить, что он рассматривается сегодня не как теоретический, а неотрывно связанный с его практическим воплощением в жизнь в разных странах (при помощи общественно-образовательных систем).

Более простыми словами, предмет педагогики — это то, как в обществе поставлено воспитание и обучение молодого поколения.

Что является объектом педагогики

Если с предметом педагогической науки все более-менее понятно, то по поводу того, что называется ее объектом, долго шли споры.

Отдельные исследователи вплоть до середины ХХ в. настаивали, что объектом педагогики является обучаемый (или воспитываемый) ребенок (или даже целый коллектив).

Однако известный специалист в практической педагогике А. С. Макаренко еще в двадцатых годах ХХ в. писал, что такое трактование неверно. Он считал, что настоящим объектом педагогики является общность всех явлений действительности, которые способствуют развитию личности и ее становлению полноценным членом общества.

Упомянутые выше явления сегодня именуются образованием. Таким образом, можно утверждать, что объектом педагогики является образование. Причем и его теоретическая и практическая сторона.

Педагогический субъект

Узнав, что является предметом и объектом педагогики, стоит ознакомиться с ее субъектом. Им является человек, занимающийся педагогической деятельностью.

В зависимости от ее вида, выделяется несколько разновидностей субъектов: учитель, воспитатель и педагог. Хотя эти специализации весьма близки между собою, существует разница: учитель обучает, воспитатель воспитывает, а педагог одновременно выполняет обе эти функции.

Основные педагогические категории

Рассматриваемая наука, как и любая другая, имеет ряд категорий. Некоторые отождествляют их с видами деятельности, на которых специализируется педагогика (обучение, воспитание). На самом деле категорий такого рода гораздо больше.

  • Развитие – внутренне качественное и количественное изменение человека, осознание им своих сил и возможностей.
  • Воспитание – целенаправленное формирование личности.
  • Образование – физическое и духовное формирование индивидуальности ученика, его социализация.
  • Обучение – взаимодействие учителя и ученика, в результате которого последний приобретает новые знания и умения.
  • Самообразование – способность личности становиться самому для себя педагогическим субъектом.
  • Педагогический процесс – организованное взаимодействие ученика и педагога с целью приобретения новых знаний, умений и передачи социального опыта и системы общественных ценностей.
  • Педагогическая система – взаимосвязанность структурных компонентов педагогического процесса.
  • Педагогическая деятельность – действия, направленные на достижение образовательных целей.
  • Педагогическая технология – система последовательных действий педагога, которая направлена на достижение образовательных целей.
  • Педагогическое взаимодействие – контакты между учеником и учителем, в результате которых не только приобретаются новые знания и умения, но и формируется система ценностей первого.

Педагогические методы

Как и любая наука, рассматриваемая имеет собственные методы, которые способствуют реализации поставленных задач. Хотя их немало, все они делятся на четыре категории.

  • Методы воспитания.
  • Методы обучения.
  • Методы целостного педагогического процесса.
  • Методы научно-педагогических исследований.

Как понятно из названий категорий, методы первых трех используются для достижения практических результатов.

Относящиеся к четвертой категории применяются в рамках теоретической педагогики. Методы научно-педагогических исследований делятся на две подкатегории: теоретические и эмпирические.

Педагогические задачи

Несмотря на большое количество и различия между собою, все перечисленные выше методы применяются для реализации задач педагогики. Каковы же они?

  • Изучение накопленного за тысячелетия практического опыта педагогической деятельности у разных народов и культур, а также анализ и систематизация этих данных.
  • Поиск закономерностей в процессах образования, обучения и воспитания.
  • Поиск новых педагогических методов и систем обучения и воспитания.
  • Разработка новых образовательных программ и стандартов, а также учебных пособий и методических материалов.
  • Повсеместное внедрение результатов педагогических исследований на практике.
  • Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

Все перечисленные выше задачи педагогики можно объединить в одну – это оптимизация эффективности образовательного процесса всеми доступными средствами и методами.

Педагогические функции

Рассматриваемая наука выполняет два основных типа функций.

  • Теоретические функции педагогики. Реализуются через изучение опыта предыдущих поколений и проведения различных исследований. Все действия, связанные с ними, осуществляются на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом.
  • Технологические функции педагогики также реализуются с помощью трехуровневой системы: проектный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный.

Педагогические принципы

Чтобы достичь поставленных воспитательно-образовательных целей, каждому учителю необходимо придерживаться восьми принципов педагогики.

  • Природосообразность. Старейший из принципов. Следуя ему, нужно учитывать возраст обучаемого и его индивидуальные особенности, разбираться в психологии личности. Также важно ориентировать учеников на саморазвитие и самообразование в будущем (научить учиться).
  • Гуманизация. К ученику нужно относиться с уважением, как к отдельной личности, невзирая на его возраст.
  • Демократизация. Предоставлять ученику право на обладание собственным мнением, даже если оно ошибочно.
  • Упорядоченность. Все применяемые педагогические методы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели.
  • Единство. Преподаваемое в школе не должно идти вразрез с образом жизни учащегося, а, наоборот, дополнять его.
  • Культуросообразность. Педагогический процесс должен максимально опираться на культурную среду той страны, где находится учебное заведение.
  • Профессиональная целесообразность. Подбирать те методы и приемы, которые будут помогать ученику в овладении будущей профессией.
  • Политехнизм. Предоставление учащимся базовых знаний в разных сферах жизни.

www.syl.ru

Объект и предмет педагогики

Определение 1

Буквально «пайдагогос» (греч.) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).

В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей.Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей. В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:

Определение 2

«Педагогика – это учение о воспитании человека».

Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.

Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П.И. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И.Ф. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Б.С. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. В.В. Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.

Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям. А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Рисунок 1. Предмет педагогической науки

Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.

Обучение в обширном толковании представляет из себя целевой процесс развития умственных способностей, физических и религиозных сил личности, подготовленных ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание, исходя из короткого определения — это регулярное и направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью создания у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат изучения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе подходящего уровня формирования личности. Воспитание получают в основном процессе обучения в учебных заведениях, руководят процессом обучения профессиональные педагоги. Тем не менее, большую роль играет самообразование, то есть самостоятельное приобретение знаний.

Определение 3

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.

Объект педагогической науки

Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.

Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм. Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли. Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.

spravochnick.ru

Лекция 1. Тема. Педагогика как наука План

1. Объект и предмет педагогики.

2. Функции и задачи педагогики.

3. Категориальный аппарат педагогики.

4. Система педагогических наук.

5. Связь педагогики с другими науками.

1. Объект и предмет педагогики

Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика – это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Однако такая двусмысленность в трактовке термина мешает ясному пониманию и научному изложению. Непреложное правило для такого изложения гласит: основные понятия, утверждения должны быть явно и ясно определены. Для того чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука», и только в этом смысле будем употреблять это слово.

Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. Это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В определении объекта и предмета педагогики существует много неясностей и разногласий. Можно даже сказать — в этом деле сколько людей, столько и мнений. Наиболее распространенное определение объекта педагогики такое: объект педагогики — это воспитание. Но сразу же возникают разнотолки. Во многих случаях об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики — воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже совсем не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко по этому поводу высказался так: «В настоящее время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII. М., 1958. С. 402).

Чтобы избежать бесплодного спора о словах, нужно обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже — к тому, как это обозначить. В какой деятельности возникают педагогические факты?

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин — дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения.

Теперь можно подумать и о том, как назвать эту деятельность. По традиции можно было бы обозначить ее термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла (См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 7-8). Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

Такая неопределенность приводит к недоразумениям. Всякий раз приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании. Например, получается, что воспитание во втором (широком педагогическом) значении включает в себя обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.

Другая трудность заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.

Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.

Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой — оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Это слово означает одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Оно не только вводит объект педагогики в общий социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях. Так сделано, например, в Законе Российской Федерации об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Здесь оно трактуется так же, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Есть и еще один довод в пользу термина «образование». У педагогов, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как употребляется «образование» в законе об образовании), возникают трудности в общении с зарубежными коллегами, особенно если разговор ведется на английском языке. А именно этот язык, как известно, служит в наше время средством международной научной коммуникации. На английский слово «воспитание» невозможно перевести так, чтобы сохранились все нюансы, о которых говорилось выше. Смысл можно передать лишь приблизительно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education — «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, но он означает не столько «воспитывать», сколько «растить», «выращивать».

Таким образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят свои аргументы и сторонники взгляда, согласно которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а следовательно и объект нашей науки, должно быть «воспитание». Они ссылаются главным образом на традиции. Действительно, если по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, придется искать все это вне образования. Тогда замена термина будет выглядеть как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих эмоций интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки. Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств. Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Вероятно, возврату к традиции способствует и привычка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п. Во всяком случае выбор остается за каждым педагогом. Это — дело его эрудиции, жизненного опыта, склонности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно является ее собственным объектом изучения.

Еще раз повторим, что главное — все же не слово, а то, что за ним стоит. В действительности изучается особый вид деятельности, для которого характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Это, однако, не означает, что слова, то есть категории, понятия науки, — что-то не очень существенное. Напротив, от того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете, эффективность всей научной работы. Мы лишь хотим подчеркнуть важность умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.

studfiles.net

I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

Кафедра гуманитарных

и социально-экономических наук

О.К. ФИЛАТОВ

Дистанционное

обучение

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Часть II

Педагогика

Учебно-практическое пособие

для студентов всех специальностей

и всех форм обучения

www.msta.ru

Москва – 2007

Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2007 г. 111 с.

В учебно-практическом пособии доктора педагогических наук, профессора О.К. Филатова в кратком и систематическом виде изложено содержание курса педагогики. Особое внимание уделено рассмотрению образования как социокультурного феномена, состоянию образовательной системы России и перспективам ее развития. После каждого раздела даны задания (вопросы и тесты), позволяющие контролировать степень усвоения материала. Имеется словарь основных понятий.

Пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Психология и педагогика», а также предмет «Педагогика».

Научные редакторы:

профессор Еремин Ю.В.

профессор Чистякова Е.В.

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Меняев А.Ф.

Редактор:

Свешникова Н.И.

 Московский государственный университет технологий и управления,

кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, 2007

109004, Москва, Земляной вал, 73

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

4

 Предмет и объект педагогики  Задачи и функции педагогики  Методы педагогики  Основные понятия педагогики  Педагогика как система  Общекультурное значение педагогики  Задания (вопросы и тесты)

II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

20

 Педагогика Древнего мира  Педагогика Средневековья и Возрождения  Западноевропейская педагогика XVIII-XIX вв.  Современная зарубежная педагогика  Развитие педагогики в России  Задания (вопросы и тесты)

III. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

42

 Образование как социокультурный феномен Образовательная система России  Концепция непрерывного образования  Современное мировое образовательное пространство  Задания (вопросы и тесты)

IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

61

 Дидактика и функции обучения  Организация учебной деятельности  Организация и управление педагогическим процессом  Задания (вопросы и тесты)

V. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

79

 Человек как объект воспитания  Цели воспитания и самовоспитания  Воспитательное воздействие  Виды воспитания  Стили воспитания  Модели воспитания  Задания (вопросы и тесты)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

98

Слово «педагогика» греческого происхождения. Оно состоит из двух частей: «пейда» — ребенок и «гогос» — вести. В буквальном переводе педагогика – детовождение. Педагогами в Древней Греции назывались рабы, сопровождавшие в школу детей хозяина и присматривавшие за ними. В дальнейшем, в последующие века и эпохи, в европейских странах педагогами стали называть людей, чьей профессией было обучение и воспитание детей, а педагогику – наукой о воспитании. Начиная с античных времен и до XVII века она развивалась в русле философии, а затем вычленилась в самостоятельную науку.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предмет педагогики – это педагогический процесс или процесс обучения и воспитания. Он представляет собой особую функцию общества, реализуемую в условиях тех или иных социальных систем.

Педагогическая отрасль знаний – одна из древнейших. Она неотделима от развития человеческого общества. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем стремительнее развивалось и усложнялось производство, накапливались научные знания, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, их специально организованное воспитание и обучение или целенаправленная передача опыта человечества. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Задачи и функции педагогики.

Следует различать научные и практические задачи педагогики.

Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

В состав постоянных задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная воспитательно-образовательная работа является творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного воздействия на учащихся. Многие педагоги создают оригинальные педагогические технологии. Тем не менее, любые образцы творчества педагогов-практиков не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации.

Роль педагогики как науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность педагогических находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора и неповторимо, а что может превратиться во всеобщее достояние.

В последнее время в педагогической науке появилось такое понятие, как педагогическая инноватика (от латинского «инновация», что в переводе означает нововведение, новшество). Таким образом, в числе задач педагогики важное место занимает разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

К постоянным задачам педагогической науки относится прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности.

Одной из существенных задач педагогической науки является внедрение результатов исследований в практику.

Таким образом, главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути внедрения появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего.

Богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения. Примерами таких задач могут быть создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление факторов выбора молодежью профессий, анализ природы типовых конфликтов в отношениях преподаватель–ученик и ряд других.

Исходя из вышеизложенных задач, педагогика как наука выполняет следующие функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

studfiles.net

предмет, объект и функции. Предметом педагогики выступает…

Наука охватывает все сферы человеческой деятельности. Чтобы детализировано рассматривать социум и явления природы, были созданы отдельные дисциплины. В рамках статьи для нас наибольший интерес представляет педагогика. Что изучает данная дисциплина? Каковы объект и предмет педагогики? Какие задачи она решает?

Общая информация

Итак, для начала давайте разберёмся с определением. Педагогика – это наука, которая занимается изучением закономерностей передачи социального опыта от старших поколений к младшим и его усвоение последними. Она занимается воспитанием, обучением и образованием людей. Также для неё интерес представляет и педагогическая деятельность. Это профессиональная активность специалистов, которые с помощью разных средств воздействия на учеников и благодаря взаимодействию с ними решает проблемы по поиску наилучшего подхода к обучению, воспитанию и образованию.

Основополагающие составляющие любой науки. Предметом педагогики выступает образование, а если смотреть шире – то сознательный и целенаправленный организованный процесс обучения. Исследуются сущности, закономерности, тенденции, принципы, перспективы, теория и технология реализации. Поскольку предметом педагогики выступает образование, то немаловажную роль в этом играет деятельность учеников и учителей. Под объектом понимают действительность, которой обусловлено становление и развитие отдельного человеческого индивида под влиянием общества и воспитателя. В качестве примера можно привести целенаправленный процесс обучения, который проводится в интересах самого человека, социума и государства. Следует отметить, что педагогика изучает методы воспитания, обучения и образования не только детей, но и взрослых людей. Относительно цели можно сказать, что она заключается в том, чтобы выявить закономерности и разработать самые оптимальные методы становления человека. А если к этому добавить объект и предмет педагогики, то у нас получается целый комплекс знаний о влиянии дисциплины на формирование индивида.

Функции, задачи и вопросы

Конечно, вышеописанной информацией педагогика не ограничивается. Она является весьма хорошо проработанной дисциплиной. Следует отметить, что в данном случае всё связано, и большую роль в подготовке будущего поколения играет именно педагогика. Предмет и функции ее также являются взаимосвязанными. Существует два направления, каждое из которых имеет три уровня. Каждый из них имеет свои особенности. Так, теоретическая функция реализована на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях. Она занимается подготовкой исследуемого материала. Технологическая функция имеет такие уровни: проектный, преобразовательный и рефлексивный. Она занимается внедрением наработок. Относительно задач можно сказать, что они следующие:

  1. Находить закономерности в области воспитания, обучения, образования и управления систем.
  2. Изучать и обобщать практику и опыт педагогической деятельности.
  3. Давать прогнозы относительно развития будущего.
  4. Внедрять результаты исследований в практику.

Всё это направлено на то, чтобы дать ответы на определённые вопросы:

  1. Зачем и для чего необходимо учить и воспитывать?
  2. Чему следует обучать и какие идеалы прививать?
  3. Как учить и воспитывать?

Категории

Так называют основные понятия и термины педагогики. Все мы рассматривать не будем, остановимся только на наиболее важных:

  1. Обучение. Так называют целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников. Он направлен на то, чтобы получить и усвоить новые знания, умения, навыки, способы познавательное деятельности, развивать умственные способности и интересы.
  2. Воспитание. Это процесс, в основу которого положено целенаправленное влияние, главной целью выступает задача помочь ребенку накопить необходимый для жизни в обществе социальный опыт и сформировать у него систему ценностей, позволяющую жить в социуме.
  3. Образование. Под этим понимают процесс ознакомления с системой научных знаний, навыков, умений, а также конечный результат, который выражается в виде сформировавшихся мировоззренческих нравственных и иных качеств личности. При этом также достигается цель развития творческих способностей.
  4. Формирование. Так называют процесс, во время которого происходит становление индивида в качестве социального существа. При этом влияние на него оказывает большое количество факторов: идеологических, экономических, социальных, психологических и так далее.
  5. Развитие. Под этим понимают реализацию задатков человека, которые присущи ему от рождения.
  6. Социализация. Под этим понимают самореализацию и развитие человека. Следует отметить, что этот процесс происходит на протяжении всей жизни индивида.

Педагогическое взаимодействие

Это создание преднамеренных контактов, во время которых осуществляется общение педагога и ребенка. Целью таких действий является изменение поведения, деятельности и отношения к чему-то или кому-то. Здесь необходимо привести интересный ответ. Предметом педагогики выступает, напоминаем, именно процесс образования. Поэтому происходит изучение многих аспектов образовательной деятельности. Так, например, можно сказать, что девиантное поведение выступает предметом педагогики. И это будет абсолютно верно. Причем следует учитывать, что изучаются не только обычные люди, но и сами исследователи и воспитатели. Так, тезис о том, что предметом педагогики выступает психология учителя, является тоже абсолютно верным. Следует понимать, что эта дисциплина неотделима от иных наук про человека. Поэтому идёт постоянное накопление новых знаний, опыта, навыков работы и так далее.

Чем же занимается педагогика?

Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует вспомнить, какие направления в ней есть. В качестве фундамента для этой дисциплины выступает философия. Её дополняет история образования. Затем следует общая педагогика, которая занимается теоретическими основами, дидактикой и школоведением. Её преподают в университетах для общего развития человека. Затем в порядке усложнения идёт возрастная педагогика. Они занимается дошкольной подготовкой, школьной, профессионально-технической и высшими учебными заведениями. Для решения проблем воспитания и оказания помощи обществу применяется социальная педагогика. Она занимается семьями, перевоспитанием нарушителей, подготавливает к обучению и запоминанию данных, а также учит человека, как себя необходимо предъявлять. Кроме этого, есть ещё специальная педагогика. Она занимается особенно тяжелыми случаями, например, обучением немых или детей с проблемами в развитии.

Междунаучные связи

Следует отметить, что педагогика развивается вместе с психологией, физиологией, социологией, философией, историей, географией, литературой, кибернетикой и медициной. Как видите, это настоящий комплекс наук. И всё это направлено на то, чтобы воспитать человека, в котором заинтересовано общество. Причем следует отметить, что они действуют в тесном взаимопроникновении, и часто можно наблюдать такую ситуацию, когда границы между науками стерты, и определить, что к какой дисциплине относится, не представляется возможным.

Применение на практике

Когда может быть полезной педагогика? Многим это покажется удивительно, но она применяется не только и не столько в школе, профессионально-технических училищах и университетах. Поскольку в качестве предмета педагогики выступает образование, она применяется ещё и в различных организациях. В качестве примера можно рассмотреть предприятие. Владелец компании заинтересован в том, чтобы оно работало с максимальной эффективностью, а для этого необходимо позаботится о том, чтобы не было никаких проблем внутри коллектива. Для этого он нанимает управленца с педагогическим талантом, который может найти подход к любому человеку и решить проблему до того, как она успеет значительно обостриться.

Заключение

Итак, мы выяснили, что предметом педагогики является образование и другие понятия, которые составят базис для индивида, у которого вдруг возникнет желание заглянуть в тайники человеческой души. Правда, необходимо помнить, что знания сами по себе, без их практического применения, имеют мало ценности. Но при этом необходимо иметь определённые рамки. Так, например, многие считают, что не следует стремиться стать искусным манипулятором. Научиться защищаться от них – это да, полезное дело. Но необходимо действовать в рамках разумного, и если в руки попадёт власть над человеком – не злоупотреблять ею.

fb.ru

Объект педагогики

Количество просмотров публикации Объект педагогики — 1213

Предмет педагогики

Предмет, объект и функции педагогики

Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.

Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, к примеру, экономист, определяя уровень возможностей ʼʼчеловеческих ресурсовʼʼ, продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет узнать , насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.

Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

А. С. Макаренко в 1922 ᴦ. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что ʼʼмногие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)ʼʼ. В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

По этой причине в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

3) содержание воспитания;

4) методы воспитания.

Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определœены ее предметом. Имеется в виду определœение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их базе моделœей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определœенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют ʼʼнормативный, или регулятивныйʼʼ (В. В. Краевский) план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определœение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

4. Задачи и методы педагогики

Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

1) определœение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;

2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;

3) выработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;

4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;

5) постановка целœей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Теоретические задачи целиком и полностью имеют практическое воплощение в образовательных учреждениях.

К. Д. Ушинский, к примеру, утверждал, что науки вообще только открывают факты и законы и не занимаются разработкой их практической деятельности и приложения. В то время как педагогика отличается в данном отношении. По этой причине задачу педагогики Ушинский видел в ʼʼизучении человека во всœех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитанияʼʼ.

Практические задачи педагогики заключаются в том, чтобы ʼʼоткрывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всœех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результатыʼʼ (Ушинский К. Д., ʼʼО народности в общественном воспитанииʼʼ (1857)).

Сегодня существует множество разнообразных научных методов педагогики. Основными из них являются:

1) педагогическое наблюдение;

2) исследовательская беседа;

3) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

4) педагогический эксперимент;

5) изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Педагогическое наблюдение, как основной источник накопления знаний, фактов и сведений, применяется в любой исследовательской деятельности. Особенно данный прием важен в педагогической деятельности, когда иначе описать процесс невозможно.

Педагогический эксперимент — ϶ᴛᴏ научный метод исследования, который позволяет подтвердить или отвергнуть какие-либо теоретические выкладки опытным путем. Назначение целœей педагогического эксперимента определяет следующие виды экспериментов:

1) констатирующий;

2) созидательно-преобразующий;

3) контрольный;

4) естественный.

Отрасли педагогической науки

Общая педагогика – предполагает исследование критериев, способов и форм образования. В данном случае крайне важно учитывать общие возрастные признаки и условия получения образования в образовательном учреждении. Разделами общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика – занимается вопросами изучения закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – занимается изучением содержания, форм, методов обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) – особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – занимается изучением и разработкой вопросов обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика – изучает проблему перевоспитания правонарушителœей всœех возрастов.

Педагогика высшей школы – занимается вопросами обучения и воспитания студентов вузов.

Педагогика, как самостоятельная научная дисциплина, не может развиваться, не взаимодействуя с другими науками. Так, к примеру, при разработке педагогической теории важную методологическую роль занимает философия, которая определяет исходные данные при исследовании педагогических процессов. Психология влияет на решение конкретных вопросов обучения и воспитания, затрагивая вопросы разработки режимов труда и отдыха (особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей исходя из возраста͵ в условиях обучения и воспитания). Социология, которая изучает общество как сложный целостный механизм, дает педагогике большой практический материал для логической организации процесса обучения и воспитания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данной лекции мы познакомились с основными историческими этапами педагогической науки, предметом, объектом, функциями, задачами и методами педагогики.

referatwork.ru