Что является материально вещественным носителем финансовых отношений – 4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, источники их формирования. Финансовые ресурсы

2.1.3 Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений

I: Задание 32

 

S: Материальными носителями финансовых отношений являются:

 

: капитальные вложения

: все денежные средства

+: финансовые ресурсы

: валовой внутренний продукт

: фонды денежных средств

I: Задание 33

S: денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в собственности и распоряжении государства, организаций и домохозяйств – это ###

 

Финансовые ресурсы

I: Задание 34

S: Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в собственности или распоряжении экономических субъектов, использующихся на цели расширенного воспроизводства, потребление и накопление называются:

 

: имуществом

: денежными фондами

: бюджетом

+: финансовыми ресурсами

: финансовыми резервами

I: Задание 35

S: Финансовые ресурсы обладают следующими признаками:

 

: существуют в денежной и натуральной форме

+: существуют только в денежной форме

: существуют только в нефондовой форме

: существуют только в фондовой форме

+: находятся в собственности или распоряжении государства, организаций и домохозяйств

 

I: Задание 36

S: Соответствие между показателем и его характеристикой:

 

L1: финансы как абстрактное понятие

L2: финансовые ресурсы

L3: финансовые фонды

: совокупность экономических отношений

: материализация финансовых отношений

: форма образования и использования средств

I: Задание 37

S: К источникам финансовых ресурсов на макроуровне относятся:

 

+: валовой внутренний продукт

: средства бюджетной системы

+: часть национального богатства

+: поступления от внешнеэкономической деятельности.

: производственные фонды

 

I: Задание 38

S: Денежные средства, которые индивидуальный предприниматель получает в качестве финансового результата – это:

 

: прибыль

: амортизационные отчисления

: налоги

: выручка от реализации

+: предпринимательский доход

 

I: Задание 39

S: Финансовый метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:

 

+: безвозмездной основе

+: безвозвратной основе

: условиях срочности

: условиях возвратности

: условиях платности

 

 

I: Задание 40

S: Кредитный метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:

 

: безвозмездной основе

: безвозвратной основе

+: условиях срочности

+: условиях возвратности

+: условиях платности

 

I: Задание 41

S: Выделение денежных средств для достижения намеченных целей на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности – это финансирование

 

 

I: Задание 42

S: Выделение денежных средств для достижения намеченных целей на принципах возвратности, срочности и платности – это кредитование

 

I: Задание 43

S: Соответствие субъекта и его основных видов финансовых ресурсов:

 

L1: коммерческая организация

L2: некоммерческая организация

L3: индивидуальный предприниматель

L4: домашнее хозяйство

L5: орган государственной власти и местного самоуправления

: прибыль, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды

: бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц

: доходы от предпринимательской деятельности

: заработная плата, доходы от собственности

: налоговые и неналоговые доходы

 

I: Задание 44

S: К финансовым ресурсам домашних хозяйств относятся:

 

: прибыль

+: заработная плата членов семьи

: налоги

+: предпринимательский доход

: страховые взносы

 

I: Задание 45

S: Соответствие субъекта экономики и основной формы его доходов:

 

L1: домашние хозяйства

L2: организации

L3: государство

: заработная плата и/или доходы от собственности

: прибыль

: налоги

I: Задание 46

 

S: Видами финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:

 

: выплаченные акционерам дивиденды

: налог на прибыль организаций

: налог на добавленную стоимость

+: поступления от размещения ценных бумаг

+: прибыль

I: Задание 47

S: Финансовые ресурсы коммерческих организаций могут быть направлены на:

 

+: выплату материальной помощи работникам

: выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению

+: выплату штрафов за нарушение налогового законодательства

+: выплату премий своим работникам

+: уплату налогов в Федеральный бюджет

 

I: Задание 48

S: Обособленная часть финансовых ресурсов организаций, государства и домашних хозяйств, предназначенная для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств – это:

 

: финансовые ресурсы

+: финансовые резервы

: фонды денежных средств

: основные средства

: оборотные средства

V2: 2.1.4 Основные финансовые термины

I: Задание 49

S: Часть общей суммы прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством, стоимостью и видом принадлежащих им акций (обыкновенных, привилегированных, учредительских и др.) – это

###

дивиденд

I: Задание 50

 

S: Совокупность всех видов доходов, полученных от предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями – это:

 

: прибыль

+: предпринимательский доход

: налоги

: национальный доход

: национальное богатство

: заработная плата

 

I: Задание 51

S: Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства – это:

 

: пособие

: трансферт

+: налог

: пенсия

: дотация

I: Задание 52

S: Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства – это ###

 

налог

I: Задание 53

 

S: Как соотносятся между собой понятия «финансовые отношения» и «бюджетные отношения»?

 

+: финансовые отношения шире и включают бюджетные отношения

: бюджетные отношения шире и включают финансовые отношения

: финансовые отношения и бюджетные отношения не совпадают и не пересекаются

: финансовые отношения и бюджетные отношения совпадают

 

I: Задание 54

S: Социальными трансфертами населению в России являются:

 

: предпринимательский доход

: доходы от личных накоплений

+: пенсии

: потребительские кредиты

+: пособия

I: Задание 55

S: совокупность бюджетов территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе установленных принципов – это:

 

+: бюджетная система

: налоговая система

: финансовая система

: межбюджетные трансферты

: межбюджетные отношения

 

I: Задание 56

S: Средства, предоставляемые из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы, называются:

 

: государственными (муниципальными) расходами

+: межбюджетными трансфертами

: пособиями

: расходами бюджета

: дивидендами

 

I: Задание 57

S: Выплаты населению, финансируемые за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов (пенсии, пособия, стипендии и др.) называются:

 

+: социальными трансфертами

: межбюджетными трансфертами

: дотациями

: дивидендами

: государственными и муниципальными расходами

 

I: Задание 58

S: Соответствие термина и его значения:

 

L1: финансирование

L2: финансовый институт

L3: финансовый резерв

: выделение средств для достижения намеченных целей

: специализированная организация, оказывающая финансовые услуги

: источник, из которого используются финансовые ресурсы в случае непредвиденных обстоятельств

 

I: Задание 59

S: Соответствие между методом и примером его использования:

 

L1: финансовый метод

L2: налоговый метод

L3: страховой метод

L4: кредитный метод

: формирование финансовых ресурсов в коммерческих и некоммерческих организациях на безвозвратной и безвозмездной основе

: аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

: формирование финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов за счет поступления страховых взносов

: получение организациями кредитов банка

 

I: Задание 60

S: Денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также в государственные внебюджетные фонды – это:

 

: основные средства

+: государственные (муниципальные) доходы

: государственные (муниципальные) расходы

: налоги

: фонды денежных средств

 

V2: 2.1.5 Финансовый рынок как сфера мобилизации и размещения финансовых ресурсов экономических субъектов

I: Задание 61

 

S: Финансовый рынок включает в себя:

 

: рынок товаров

+: рынок ценных бумаг

: рынок недвижимости

: рынок драгоценных камней

+: рынок ссудных капиталов

 

I: Задание 62

S: Часть финансового рынка, где осуществляется операции с ценными бумагами — это:

 

: страховой рынок

: валютный рынок

+: рынок ценных бумаг

: кредитный рынок

: товарный рынок

I: Задание 63

S: Финансовый рынок — это:

 

: все денежные потоки

+: специфическая сфера денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства домашних хозяйств, организаций и государства.

: закономерности формирования ресурсов, затрат и результатов

: совокупность денежных отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства

 

I: Задание 64

S: За счет функционирования финансового рынка:

 

: осуществляется уплата налогов

+: обеспечивается страховая защита его участников

: происходит обмен товарами

+: удовлетворяются потребности у участников в дополнительных финансовых ресурсах

: развиваются торговые отношения между странами

 

I: Задание 65

S: Роль финансового рынка состоит в следующем:

 

: развиваются внешнеторговые отношения

+: обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов

: осуществляется выплата пособий

: обеспечивается перераспределение товаров, работ и услуг

: обеспечивается функционирование обязательного социального страхования

 

I: Задание 66

S: Государственные заимствования возникают в связи с:

 

: превышением доходов над расходами

+: необходимостью покрытия бюджетного дефицита

: экономическим ростом в стране

+: финансированием государством важных инвестиционных проектов

: вступлением государства в международные организации


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

1.4 Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений

Поиск Лекций

I: Задание 41

S: Материальными носителями финансовых отношений являются:

 

-: все денежные средства

+: финансовые ресурсы

-: валовой внутренний продукт

I: Задание 42

S: Финансовые ресурсы – это:

 

-: весь валовой внутренний продукт;

+: денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в собственности и распоряжении государства, организаций и домохозяйств

-: ценные бумаги, находящиеся в собственности организаций

I: Задание 43

S: Выделите общие черты финансовых ресурсов:

 

-: фондовая форма

+: денежная форма

+: находятся в собственности или распоряжении домашних хозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления

+: используются для финансирования функций экономических субъектов

 

I: Задание 44

S: Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в собственности или распоряжении экономических субъектов, использующихся на цели расширенного воспроизводства, потребление и накопление называются:

 

-: денежными фондами

-: бюджетом

+: финансовыми ресурсами

-: финансовыми резервами

I: Задание 45

 

S: Финансовые ресурсы обладают следующими признаками:

 

+: существуют только в денежной форме

-: существуют только в фондовой форме

+: находятся в собственности или распоряжении государства, организаций и домохозяйств

 

I: Задание 46

S: Финансовые ресурсы – это:

 

+: материальные носители финансовых отношений

-: денежный оборот

+: совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений субъектов экономики

-: средство платежа

I: Задание 47

S: Соответствие между показателем и его характеристикой:

 

финансы как абстрактное понятие

финансовые ресурсы

финансовые фонды

совокупность экономических отношений

материализация финансовых отношений

форма образования и использования средств

I: Задание 48

S: К источникам финансовых ресурсов на макроуровне относятся:

 

+: валовой внутренний продукт

-: средства бюджетной системы

+: часть национального богатства

+: поступления от внешнеэкономической деятельности.

 

I: Задание 49

S: Конкретные формы денежных доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов экономики в результате распределения — это:

 

+: виды финансовых ресурсов

-: источники финансовых ресурсов

-: финансовые обязательства

-: финансовые активы

I: Задание 50

S: Верными являются утверждения:

 

+: фонды всегда имеют особые источники формирования и строго целевое направление использования

-: финансовые фонды являются материальными носителями финансовых ресурсов

-: фондовая форма преобладает при организации финансовых ресурсов коммерческих организаций

 

I: Задание 51

S: Денежные средства, которые коммерческая организация получает в качестве финансового результата – это

 

+: прибыль

-: амортизационные отчисления

-: выручка от реализации

 

I: Задание 52

S: Денежные средства, которые индивидуальный предприниматель получает в качестве финансового результата – это:

 

-: прибыль

-: выручка от реализации

+: предпринимательский доход

 

I: Задание 53

S: Финансовый метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:

 

+: безвозмездной основе

+: безвозвратной основе

-: условиях возвратности

-: условиях платности

 

 

I: Задание 54

S: Кредитный метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:

 

-: безвозмездной основе

-: безвозвратной основе

+: условиях возвратности

 

 

I: Задание 55

S: Соответствие субъекта и его основных видов финансовых ресурсов:

 

коммерческая организация

некоммерческая организация

индивидуальный предприниматель

домашнее хозяйство

орган государственной власти и местного самоуправления

прибыль, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды

бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц

доходы от предпринимательской деятельности

заработная плата, доходы от собственности

налоговые и неналоговые доходы

I: Задание 56

S: На состав источников финансовых ресурсов организаций оказывают влияние:

 

+: сфера деятельности

-: процессы управления денежными средствами организации

+: организационно-правовая форма

-: общественные потребности

 

I: Задание 57

S: К финансовым ресурсам домашних хозяйств относятся:

 

+: заработная плата членов семьи

-: налоги

+: предпринимательский доход

-: страховые взносы

 

I: Задание 58

S: Соответствие субъекта экономики и основной формы его доходов:

 

домашние хозяйства

организации

государство

заработная плата и/или доходы от собственности

прибыль

налоги

I: Задание 59

S: К поступлениям коммерческой организации относятся:

 

+: страховое возмещение в случае пожара

-: прибыль

+: денежные средства, полученные от материнской компании

 

I: Задание 60

S: К накоплениям коммерческой организации относятся:

 

-: страховое возмещение в случае пожара, полученное в текущем периоде

+: нераспределенная прибыль прошлых лет

-: прибыль текущего года

+: амортизационные отчисления за предыдущие периоды

I: Задание 61

S: Видами финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:

 

-: выплаченные акционерам дивиденды

-: налог на прибыль организаций

+: поступления от размещения ценных бумаг

+: прибыль

I: Задание 62

S: Видами финансовых ресурсов домохозяйств являются:

 

+: страховое возмещение, полученное гражданином в связи с наступлением страхового случая (пожара)

-: налог на доходы физических лиц

+: предпринимательский доход

+: заработная плата членов домашнего хозяйства

I: Задание 63

S: Финансовые ресурсы коммерческих организаций могут быть направлены на:

 

+: выплату материальной помощи работникам

-: выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению

+: выплату штрафов за нарушение налогового законодательства

 

I: Задание 64

 

S: Обособленная часть финансовых ресурсов организаций, государства и домашних хозяйств, предназначенная для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств – это:

 

-: финансовые ресурсы

+: финансовые резервы

-: фонды денежных средств


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

4.Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

Денежные ресурсы по своей функциональной роли неоднородны и подразделяются на три части:

1) Денежные ресурсы компенсационного характера. Это часть денежных ресурсов при завив обеспечить условия простого воспроизводства; 2)Кредитные ресурсы;

3) Финансовые ресурсы.

Они отличаются от предыдущих по происхождению и назначению.

Обычно различают:

— общегосударственные финансы и финансы предприятий;

-централизованные и децентрализованные финансы;

Это побуждает к поиску специфических форм. Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции, дотации, бюджетные кредиты и другие формы регулирования бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиции управления финансами. Поэтому на централизованные и децентрализованные делятся не финансы, а фонды денежных (.финансовых) ресурсов.

Централизованные фонды могут создаться только за счет децентрализованных. Имеет место и обратный процесс: создание новых и расширение действующих предприятий.

Соотношение централизованных и децентрализованных фондов весьма подвижно и зависит от внутренних и внешних условий воспроизводства.

В критические периоды, как правило, усиливается централизация финансовых ресурсов (переходный период, годы индустриализации, годы ВОВ).

Наличие финансовых ресурсов лишь предполагает возникновение финансовых отношений Реально финансовые отношения возникают на основе движения финансовых ресурсов (централизованных и децентрализованных).

Основу финансовых ресурсов составляют, как это было отмечено выше, реализованная стоимость общественного продукта и ее составные части: издержки производства, национальный доход, прибавочный продукт в виде чистого дохода.

По назначению финансовые ресурсы связаны с расширенным воспроизводством и удовлетворением непроизводственных потребностей.

Финансовые ресурсы имеют разную трактовку и их отождествляют с денежными ресурсами.

Финансовые ресурсы общества имеют две оценки:

• на стадии их формирования;

• ка стадии использования.

Спорным является отношение амортизации к финансовым ресурсам (этот вопрос был поставлен еще в 1929 году). Средства амортизации накапливаются и, кажется, что это свободные денежные средства. Амортизационные отчисления — источник простого воспроизводства, поэтому не являются финансовыми ресурсами.

Финансовые на уровне государства: доходы бюджета (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления), доходы внебюджетных фондов (единый социальный налог, средства бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц, прочие) доходы в страховою фонда, средства от размещения государственных ценных бумаг и т.д.

Ресурсы на уровне предприятий, прибыль валовая (прибыль от реализации товаров, работ и услуг, основные фондов, иного имущества и внереализованных операций), резервный фонд, ремонтный фонд, страховые резервы, палевые поступления (плата за содержания детей в детских дошкольных учреждениях, плата за обучение), ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте, средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности, средства от эмиссии ценных бумаг, паевы е и иные взносы членов трудового коллектива.

studfiles.net

2. Финансовые ресурсы и финансовые фонды

Финансовая наука рассматривает финансы не только как экономическую категорию, то есть совокупность специфических производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти фонды выступают как вещественные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления, например, депозиты россельхозбанка и денежные фонды при распределении и перераспределении валового продукта и национального дохода.

Введением рыночных отношений связано с деятельностью государства, и финансы в новых условиях служат государству для обеспечения финансовыми ресурсами его функций.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций, других организационных структур различных форм собственности.

Финансовые ресурсы на разных хозяйственных уровнях являются объектом воздействия финансов и представляют собой – для государства: это выраженная в деньгах часть национального достояния, которая может быть использована или действительно используется для расширенного воспроизводства и содержания непроизводственной сферы.

Элементами финансовых ресурсов выступает чистый доход государственных и других отраслей материального производства. Прежде всего, к ним относятся прибыль предприятий и организаций, выступающая в качестве одной из форм прибавочного продукта.

Другим важным источником финансовых ресурсов государства являются налоги и добровольные платежи населения, часть средств общественных организаций, доходы от внешней торговли. Сюда же относятся амортизационные отчисления. В состав финансовых ресурсов государства относятся взносы средств государственного и социального страхования, поступления, связанные с проведением займов, лотерей, вкладов. Таким образом, если для каждого предприятия перечисленные направления средств образуют элементы по производству и реализации продукции, то для государства они служат элементом финансовых ресурсов.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуются общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Финансовые ресурсы – это денежные накопления и денежные фонды, образуемые государством, при распределении совокупного общественного продукта и национального дохода за определенный период времени.

Финансовый фонд (накопление, запас) – любые денежные средства, основанные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определённых потребностей. Назовем некоторые из них:

а) резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредиторской задолженности;

б) фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных средств, формирования оборотных средств, создания нового имущества;

в) фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.

Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств. Во-вторых, финансовые ресурсы – это средства, которые «связаны» в фондах, то есть в целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой, направленной обозначенности, не сформированы по фондам.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное производство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями материальных отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно- экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя и возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность увязать общественные, коллективные и личные интересы.

Источниками финансовых ресурсов являются:

1. Национальный доход.

2. Доход от внешнеэкономической деятельности.

3. Заемные и привлеченные средства.

Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентризованном порядке.

В централизованном порядке формируются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов.

В децентрализованном порядке формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов в сфере материального производства, финансовые резервы, фонды амортизационных отчислений, валютные фонды и другие денежные фонды хозорганов.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных, политических и прочих функций.

Целью государственных финансов являются формирование централизованных финансовых ресурсов и распределение на отдельные потребности общества. Сфера государственных финансов обеспечивает финансирование, инвестирование и льготное кредитование малых предприятий.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Экономическое содержание государственных финансов не однородно, в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов РК включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет, как любая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

studfiles.net

Финансовые ресурсы как материальный носитель финансовых отношений — реферат

Содержание

 

 

Финансовые ресурсы  как материальный носитель финансовых отношений

 

Финансовые ресурсы выступают  материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средств населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

— домохозяйства;

— предприятия, объединения, компании, то есть юридические лица, владеющие  децентрализованными финансовыми  ресурсами;

— государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.1

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые  денежные фонды. Они концентрируются  в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые  ресурсы, которые создаются на микроуровне.

2) централизованные финансовые  ресурсы, создаваемые на макроуровне,  которые включают доходы бюджетов  всех уровней и доходы внебюджетных  фондов.

В состав финансовых ресурсов входят:

1. собственные средства: на уровне  предприятий и домохозяйств – прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; на уровне государства – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2. мобилизованные на рынке: на  уровне предприятий и домохозяйств  – продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; на уровне государства – эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3. средства, поступившие в порядке  распределения: на уровне предприятий  и домохозяйств – проценты  и дивиденды по ценным бумагам,  выпускаемым другими владельцами; на уровне государства – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Если говорить о финансах в целом, то следует считать, что они выполняют  две основные функции: распределительную  и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

1. С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция финансов  тесно связана с распределительной  – это, прежде всего, контроль  за рублем в процессе объективно  существующих денежных отношений.  Он пронизывает всю систему  отношений, связанных как с  движением стоимости, так и  со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной  деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового  контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

3. Регулирующая функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства. В целях регулирования  экономики и социальных отношений  используются также финансовое  и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Финансы хозяйствующих субъектов, их доходы и расходы

 

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств.

Таким образом, финансы хозяйствующих  субъектов как часть общей  финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования  валового внутреннего продукта в  стоимостном измерении.

В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет их статус юридического лица, т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном, управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с действующим законодательством  предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Это находит адекватное отражение в денежном обороте предприятия, учреждения, организации.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный  баланс или смету и вести предусмотренную  законодательством финансовую отчетность, отражающую хозяйственную деятельность.

Извлечение прибыли как основная цель деятельности является отличительной  чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.

Коммерческие организации (предприятия) в настоящее время создаются  в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления  деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда  образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Дополнительные  источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования  определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.

Вся совокупность финансовых отношений  хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:

  • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;
  • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;
  • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате: налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др;
  • финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям.

Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта.

Размер получаемых доходов определяет возможности его дальнейшего  развития. От эффективности организации своей деятельности, координации доходов и расходов, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта.

Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционирует подавляющая часть хозяйствующих субъектов сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора (сберегательно-депозитные, инвестиционные фонды, фондовые биржи, разные учреждения, обслуживающие рынок ценных бумаг т денежно-кредитные рынки), торгово-посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.

В основу организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены одинаковые принципы. Это единство обусловлено общностью целей  и задач производства и общими экономическими законами его развития.

Основными принципами организации  финансов этого типа хозяйствующих субъектов являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех форм собственности, наличие финансовых резервов.

1.     Коммерческий расчет – основополагающий принцип и главный метод ведения хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Применительно к хозяйствующим субъектам государственной собственности приемлемо традиционно употреблять термин «хозяйственный расчет», к частным, смешанным – «коммерческий расчет», хотя эти понятия с экономической точки зрения равнозначны.

2.     Принцип плановости означает, что финансовая деятельность хозяйствующих субъектов предусматривается заранее путем расчетов ее параметров исходя из целей, задач производства, намеченных методов их достижения, последовательности и сроков достижения. На основе расчетов и с использованием установленных финансовых нормативов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе – финансовом плане.

3.     Принцип равенства всех форм собственностихозяйствующих субъектов реализуется гарантии государства стабильности отношений и развития разных форм собственности: государственной, частной, иностранных государств и их юридических лиц и граждан, международных организаций. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону, используют имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом.

4.     Необходимым принципом организации финансов хозяйствующих субъектов является наличие финансовых резервов на всех уровнях управления – как в первичном производственном звене, так и в вышестоящем звене – объединении, комбинате, ассоциации, концерне, министерстве.

referat911.ru

3. Объекты и субъекты финансовых отношений

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.

В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты: государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин.

В связи с этим субъектами финансовых отношений выступают:

  • Государство – общегосударственные и местные финансы;

  • юридические лица – финансы субъектов хозяйствования;

  • физические лица – финансы физических лиц.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.

4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.

Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.

Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.

На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

studfiles.net

Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Содержание 

1. Исторические  причины возникновения финансов 

2. Сущность, признаки и участники финансовых  отношений 

3. Финансовые  ресурсы как материальные носители  финансовых отношений

  

        а) понятие финансовых ресурсов  как потока и запаса;

  

        б) виды децентрализованных и централизованных финансовых ресурсов 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Исторические  причины возникновения  финансов
 

  Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

      Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

   Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

    В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

     В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

   Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

      Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Предпосылки возникновения финансов:

      1.В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

     2.Формирование и  использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

     3.Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

     Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения — денежной.

     Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции «Нет налогообложения без представителя», который связан с желанием жителей США — тогда поданных Великобритании — участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций — вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте. (Финансы и кредит, Т.А. Фролова, Таганрог 2007г.)

    Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как :

  1. общественное  разделение труда и деление общества на социальные группы;
  2. развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;
  3. появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающую для производства необходимые денежные фонды;
  4. создание централизованного государства.

  С  увеличением объёма производства  и образованием  монополистических  объединений на рубеже ХIX — ХХ вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие.

    Основные ресурсы государства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах – бюджетах, внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударсвление значительной части национального дохода ( от 30 до 50 % ). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику ( капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, охрана окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

    Главными доходами государства становятся налоги, сначала косвенные (ХVIII – XIXвв.), а затем прямые (ХХв.). недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению государственного кредита и как следствие – к государственному долгу.(Финансы и кредит, Романовский М.В., 2008г.)

        

          2.Сущность, признаки и участники финансовых отношений. 

   Финансы – это стоимостная категория, но её отличие от всех других стоимостных  категорий состоит в том, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством , связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются государством, они абсолютно добровольны и носят случайный характер. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение дохода и контроль над этими распределениями.  У экономических субъектов в процессе распределения формируются  денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие  их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счёте на потребление и дальнейшее  накопление(теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.

  Процесс  распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т.е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного в том числе экономического, развития. Это позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения  стоимости ВВП, доходов от  внутриэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются  денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения  экономических и социальных задач.

    На ряду с государственными  финансами  существуют финансы  организаций( предприятий) или  корпораций. Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить  одним общим понятием – финансы, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

    К сфере государственных финансов  относятся отношения между государством  и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов, и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы, государством и центральным банком по регулированию кредитно-денежной системы и фондового рынка.( Финансы, Грязнова А.Г., Маркина Е.В. :М.2004)

     Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:

  во-первых, — это всегда денежные отношения;

  во-вторых, — распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;

  в-третьих, — без эквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной».

  в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований), Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.

   Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купле-продаже и т.д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.

    Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений – это когда  финансовые отношения между экономическими субъектами и государством имеют  денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих на ранних стадиях развития общества. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.

   Распределительный характер финансовых отношений – это когда финансы  выражают распределение стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса, — стадии распределения стоимости ВВП в денежной форме. Здесь движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано отчуждением собственности (переходом от одного владельца к другому — государству- в форме косвенных налогов) или целевым распределением каждой ее части, принадлежащей одному владельцу, на фонды возмещения, потребления и прибыль. То есть на этой стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме. Благодаря финансам происходят процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях хозяйства и в непроизводственной сфере.

Распределение (перераспределение) стоимости ВВП  сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые составляют материальную основу финансовых отношений.

   Фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы» характеризуется следующими признаками : Заключительным этапом финансовых отношений является формирование фондов денежных средств. Финансовые фонды являются важнейшей составной частью общей системы денежных фондов, создаваемых в хозяйстве. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

1) теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями государства; 2)сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства; 3) полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства и социальной сферы.

В практике существует и не фондовая форма использования финансовых ресурсов (сметная форма финансирования в бюджетных организациях).

     Финансовые отношения как обязательное условие формирования финансовых ресурсов. Эти финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.

stud24.ru