Что является целью трудового законодательства российской федерации – 1. /

Содержание

Цели и задачи трудового законодательства РФ

Трудовое право со своими правилами и законами появилось как следствие необходимости регулировать отношения, которые возникают между работодателями и работниками. Цели и задачи трудового законодательства заключаются в том, чтобы установить между всеми участниками процесса корректные правовые отношения. Труд в данном случае можно рассматривать с совершенно разных точек зрения.

Если вы вдруг столкнулись с нарушениями на работе, трудовое законодательство – ваш шанс на скорейшее решение возникающих проблем. Не стоит стесняться оперировать существующими законами, грамотный управленец и так должен знать, что вам можно делать, а что – нет. А если же вам попался неопытный руководитель, вы, наоборот, поможете ему как можно скорее набрать нужные компетенции в области законодательства.

Что подпадает под юрисдикцию трудового права?

Цели и задачи трудового законодательства, его действия на территории РФ и решения, которые принимаются в случае рассмотрения претензий, так или иначе связаны с общественными отношениями. В первую очередь речь идет о фактических, которые формируются между обеими сторонами с помощью трудового договора. Далее, следует отнести сюда отношения, связанные с управлением и организации труда (нормативные документы, режим работы и т. д.). Под юрисдикцию данного закона также попадают отношения, которые работодатель выстраивает с потенциальными кандидатами на должность в своем предприятии, сюда можно отнести оказание содействия в поисках вакансии.

В данную группу также попадают отношения, направленные на улучшение трудовых навыков работника (совмещение работы и обучения, переквалификация, компенсации и т. д.). Трудовое право также защищает интересы работника с помощью профсоюзных организаций и прочих партнерств. В зависимости от специфики работы между работником и работодателем могут возникнуть отношения, связанные с материальной ответственностью, например, товаровед магазина вместе с продавцами часто несет финансовую ответственность за недостачи товара, которые могут возникать при ревизии.

Особняком стоят те отношения, которые направлены на разрешение спорных ситуаций по различным вопросам, которые могут возникать между работодателем и работниками. Существуют и другие правовые отношения, однако они встречаются намного реже, поскольку достаточно размыты в своих формулировках.

Что такое правовые отношения?

Понимание целей и задач трудового законодательства РФ невозможно без осознания того, что такое трудовые правоотношения. Если отбросить в сторону сухую терминологию, получится, что речь идет о договоренности между работодателем и работником, согласно которому второй получает заработную плату за выполнение определенных функций. Работодатель же при этом обязан гарантировать нормальные условия для работы, это заранее оговаривается обеими сторонами при подписании договора.

Главная роль трудового законодательства заключается в регулировании правил поведения между двумя субъектами соответствующих правовых отношений. Согласно нормативным актам, обе стороны в трудовых отношениях имеют права и обязанности, которые должны быть учтены. Закон регулирует большое количество отношений различного типа, которые далеко не всегда можно отнести к труду.

О функциях

Цели, задачи и функции трудового законодательства в России выделить достаточно сложно, поскольку они имеют много общего. В частности функциями принято именовать основные векторы воздействия на отношения между работником и работодателем, при использовании которых учитываются все актуальные правовые нормы. Существует большое количество классификаций данных функций, каждая из них обладает определенными достоинствами и недостатками. В большинстве случаев принято выделять четыре функции: воспитательную, защитную, производственную и социальную.

Самой важной функцией является защитная, поскольку именно она призвана уберечь как работников, так и работодателей от совершения юридических и правовых ошибок. Охрана прав и интересов обеих сторон — главная задача этой функции. Производственная функция необходима для корректного регулирования отношений между обеими сторонами, исходя из изменений существующего законодательства. Например, если государство примет закон о том, что рабочий день не должен составлять более 7 часов, работодателю придется подчиниться и отрегулировать текущий трудовой договор со своим подчиненным.

При рассмотрении целей и задач трудового законодательства многие часто забывают об их функциях, чего делать нельзя, особенно если речь идет о социальной. Она необходима для того, чтобы работник мог получить помощь при поиске работы, а также развернутую консультацию от работодателя при отказе. Чаще всего используется воспитательная функция, с ее помощью работодатель может воздействовать на поведение собственных подчиненных. Ее цель — нормализовать трудовые правовые отношения, а также работу в коллективе. На сегодняшний день закон гласит, что воздействовать на работника можно увольнением, строгим выговором, выговором и предупреждением.

Цели

Цели и задачи трудового законодательства РФ были сформированы практически сразу после развала СССР и до сих сохраняют свою актуальность. Самой главной целью является формирование государственных гарантий на гражданскую свободу и трудовые права. Далее по степени важности идет возможность формирования комфортных условий для выполнения трудовых обязанности. И третья цель — защита интересов и прав обеих сторон, причем не только при возникновении конфликта, но и на постоянной основе.

Все они становятся чрезвычайно важными, если вспомнить, что сейчас все отношения выстраиваются по принципам рыночной экономики, которая весьма жестоко относится к наемным работникам. Более ранние версии законов, защищающих трудовую деятельность, не слишком хорошо контролировали выполнение правовых отношений, направленных на защиту работодателей и наемных работников. Современная редакция достаточно четко регламентирует права и обязанности обеих сторон, а также алгоритмы действий в тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

Если рассматривать цели и задачи трудового законодательства кратко, они сводятся к тому, чтобы защитить обе стороны от конфликтов и не дать друг другу себя обмануть при выполнении должностных обязанностей. Работник и работодатель имеют право защищать свои права самостоятельно, также они могут воспользоваться помощью различных организаций, в частности профсоюзов, нотариальных контор и т. д.

Задачи

С целями и задачами трудового законодательства должны быть обязательно ознакомлены все участники процесса, в противном случае конфликтов и столкновений не избежать. Одна из главных задач ТК РФ — обеспечить нормальные условия для того, чтобы обе стороны смогли согласовать корректные правила взаимовыгодного сотрудничества. Еще одна задача — определение статуса отношений, которые находятся в юрисдикции трудового права, а также контроль за их исполнением.

Согласно второй статье Конституции РФ, защита человека, его прав и свободы является обязанностью государства. Таким образом, можно трактовать закон так, что государство несет ответственность за тем, как соблюдаются права гражданина. Также именно оно должно осуществлять контроль за тем, насколько качественно работодатели исполняют свои обязанности и соблюдают регламентированные главным документом страны права человека.

Какие документы следует изучить?

Цели и задачи трудового законодательства определены в статье № 1 ТК РФ. Ознакомиться с Трудовым кодексом нашей страны может любой желающий, для этого достаточно просто посетить библиотеку либо воспользоваться поиском в Интернете. Следует также обращать внимание на то, что законы достаточно часто отправляются на пересмотр в высшие органы власти, поэтому для получения максимально объективной картины необходимо быть в курсе всех изменений, связанных с интересующей вас отраслью.

В Конституции РФ можно найти статью под номером 18, в которой сказано, что все права и свободы, которыми обладает гражданин нашей страны, должны определять параметры большого количества государственных документов. Именно на основе гражданских прав должно осуществляться формирование законодательных актов, должна действовать исполнительная и законодательная власть, а также правосудие. Благодаря данной статье достигается главная цель ТК РФ, а вот самая первая статья в трудовом кодексе способна лишь улучшить существующий правовой уровень гражданина в данной сфере.

Принципы: МОТ, Конституция РФ и Трудовой кодекс

Цели, задачи и принципы трудового законодательства можно найти среди большого количества текстов на тему юриспруденции, однако они написаны достаточно сложным языком, и зачастую без толкового юриста там просто не разобраться. Если говорить проще, то под принципами в трудовом праве принято понимать основные идеи, которые определили его сущность, главные черты и дальнейшее развитие. На текущий момент на юридических факультетах изучают более 15 подобных идей.

Принципы формируются Международной организацией труда, Конституцией РФ, а также Трудовым кодексом Российской Федерации. Первая предлагает четыре идеи: отказ от принудительного труда, запрет детской трудовой деятельности, контроль над недопущением дискриминации при выполнении трудовой деятельности, а также свободу объединения на проведение обсуждений.

Согласно Конституции РФ, где отражены основные цели и задачи трудового законодательства, в нашей стране действуют следующие принципы: отсутствие дискриминации по различным принадлежностям, запрет умаления личностного достоинства, запрет на распространение частной информации о лице, свобода создания профсоюзов, гарантия свободы труда, запрет принудительной деятельности, обеспечение работы в условиях, отвечающих всем необходимым требованиям и т. д. Трудовой кодекс информирует нас о межотраслевых принципах, по которым следует регулировать отношения.

Виды принципов

Цели, задачи и основные принципы трудового законодательства имеют собственные черты, особенно последние. Например, все принципы, отраженные в Конституции и ТК РФ, обусловлены политической и экономической ситуацией в стране, строгой предметной определенностью, соответствием государственным нормативам, общностью содержания, а также системным подходом, стабильностью и целенаправленностью.

Все принципы, исходя из этого, можно разделить на три группы: отраслевые, межотраслевые и общеправовые. Первые из них должны отразить особенности норм, относящихся к конкретной правовой отрасли. Вторые могут быть связаны сразу с несколькими правовыми отраслями, например, свобода труда оговаривается сразу в Гражданском и Трудовом кодексах РФ. Третьи же встречаются абсолютно во всех отраслях, к ним можно отнести принципы справедливости, равноправия, демократизма и т. д.

Проблемы в изучении

Теперь, когда вы знаете цели, задачи и принципы трудового законодательства, следует поговорить о сложностях, которые могут возникнуть при их изучении. Во-первых, необходимо отличать трудовое право от права в широком смысле слова. Последнее обычно принято понимать в качестве совокупности общеобязательных норм, которые определены государством для регулирования социальных отношений.

Законодательные акты, касающиеся трудовой деятельности, должны решать большое количество важных вопросов. Речь идет о равноправии абсолютно всех сторон, которые принимают в ней участие; о защите прав субъектов, которые принимают участие в составлении трудового договора; а также о том, чтобы устранить все пробелы и нестыковки в существующем законодательстве.

Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации существуют в виде целостной структуры и являются взаимосвязанными направлениями, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на население и социальные отношения. Оно должно сформировать механизмы, которые будут учитывать равенство обеих сторон и успешно использоваться на рынке труда, а также помочь выстроить максимально гармоничные отношения между работодателем и работником.

Заключение

Цели и задачи трудового законодательства определены большим количеством нормативных документов, поэтому нельзя халатно относиться к их существованию. Несмотря на то что изначально трудовое право возникло для защиты субъектов трудового договора и ранее защитная функция в нем была основной, на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Коренной перелом произошел спустя несколько лет после развала СССР, и основная причина этого — изменение экономики, а также социально-политической направленности Российской Федерации.

Новая Конституция РФ была принята в 1993 году, а вскоре после нее была принята новая редакция Трудового кодекса РФ, который стал настоящим компромиссом, учитывающим интересы обеих сторон. Главной задачей ТК является формирование общественного партнерства между работодателями и наемными работниками, а также создание наиболее комфортных условий для обеспечения максимально эффективной работы.

Цели и задачи трудового законодательства постоянно изменяются, соответствуя политическим и социальным новшествам, с которыми сталкивается наше государство. Именно благодаря этому возникло большое количество подходов и формулировок правовых терминов и понятий. При их изучении следует обратить внимание на то, что трудовое право имеет не только юридические функции, но и многие другие, только удастся получить целостную картину о том, что же оно собой представляет.

fb.ru

1. Основные положения трудового законодательства

Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о труде регулирует трудовые отношения между работодателями и работниками на предприятиях и учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Согласно статье 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

— организации труда и управлению трудом;

— трудоустройству у данного работодателя;

— профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

— социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

— участию работников и профессиональных союзов и установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

— материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

— надзору и контролю (в том-числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

— запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

— защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

— сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

— обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

— настоящим Кодексом;

— иными федеральными законами;

— указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(статья 5.27, Кодекса РФ об административных правонарушениях)

studfiles.net

Статья 1 ТК РФ с комментариями

Текущая редакция ст. 1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами .

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена определению целей и задач правового регулирования труда в современных условиях. В таком виде и объеме цели и задачи трудового законодательства сформулированы впервые именно в ТК РФ.

Первые отечественные кодифицированные акты о труде (КЗоТ 1918 года, 1922 года) цели и задачи трудового законодательства не устанавливали. КЗоТ 1971 года в ст. 1 закрепил задачи Кодекса, которые в большей степени являлись принципами социалистического общества, чем задачами законодательства. Среди них, например, «содействие росту производительности труда, улучшение качества работы, повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и постепенное превращение труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека». Лишь во второй части статьи установлены реальные правовые задачи Кодекса — установление высокого уровня условий труда, всемерная охрана трудовых прав работников.

Цели и задачи правового регулирования труда были сформулированы в декларативных актах МОТ. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию МОТ «О целях и задачах Международной организации труда» (Принята в г.Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), где зафиксированы 10 достаточно конкретных целей деятельности МОТ. Согласно разделу 3 указанной Декларации МОТ приняла на себя обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
— полную занятость и повышение жизненного уровня;
— занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
— обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
— предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
— эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;
— расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;
— необходимую защиту жизни и здоровья рабочих на всех работах;
— защиту благосостояния детей и матерей;
— обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
— обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Зафиксированные в ст. 1 ТК РФ цели и задачи трудового законодательства основаны также на основополагающих принципах и правах в сфере труда, закрепленных, в первую очередь, в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г.Женева 18 июня 1998 года), в других актах международного права, а также в Конституции РФ.

В частности, согласно названной Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» к принципам, касающимся основополагающих прав, отнесены:
— свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
— упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
— действенное запрещение детского труда;
— недопущение дискриминации в области труда и занятий.

2. В ч.1 комментируемой статьи зафиксированы цели трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. По сравнению с ранее действовавшим законодательством цели сформулированы более четко, конкретно и выражены в основных функциях трудового права.

Цели трудового законодательства в полной мере соответствуют изменениям в политической, социальной и экономической жизни российского общества и государства в постсоветский период.

С одной стороны, сохраняется традиция жесткого централизованного регулирования трудовых отношений, что необходимо в условиях переходной экономики, нестабильности рынка труда и связано с необходимостью защиты трудовых прав работников. С другой стороны, — многообразие форм собственности и рыночная экономика требуют обращения к новым методам правового регулирования трудовых отношений, усиления договорных начал, необходимости защиты прав и законных интересов не только работников, но и работодателей. Кроме того, новые социальные реалии в условиях глобализации и международного общения предъявляют большие требования к уровню жизни граждан. Именно поэтому наряду с достаточно традиционными целями (установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан и защитой прав работников) ТК РФ провозглашает и новые — создание благоприятных условий труда и защиту прав и интересов работодателей.

Цели трудового законодательства выражены в функциях трудового права, которые можно определить как основные направления воздействия трудового права на общественные отношения, возникающие в процессе труда.

В современной науке трудового права подходы к понятию и перечню функций трудового права во многом схожи. Однако перечень и, соответственно, содержание некоторых функций определяются авторами по-разному.

К.Н.Гусов и В.Н.Толкунова выделяют социальную, защитную, хозяйственно-производственную, воспитательную функции, а также функцию развития производственной демократии.

________________
См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 496 с. С.30-31.

М.О.Буянова называет те же функции за исключением функции развития производственной демократии.

________________
См.: Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 240 с.

В учебнике под редакцией Е.Б.Хохлова и В.А.Сафонова, кроме того, что не указана функция развития производственной демократии, социальная и защитная функции представлены как тождественные.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО «Юрайт-Издат», 2008. С.69.

На наш взгляд, функции, предложенные К.Н.Гусовым и В.Н.Толкуновой, более полно отражают все цели трудового законодательства.

3. В ч.2 комментируемой статьи определены основные задачи трудового законодательства.

Первой задачей является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. К слову, именно эта задача указывает на необходимость выделения такой функции трудового права, как развитие производственной демократии.

Вторая задача — правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, — по сути, фиксирует предмет трудового права.

Наиболее важным элементом предмета трудового права являются трудовые отношения. Их характеристика будет дана в комментарии к ст. 15 ТК РФ.

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, носят вспомогательный характер, а потому многими авторами называются производными от трудовых. Эти отношения в зависимости от соотношения с основным трудовым отношением в науке условно разделяются на отношения:
________________
См., например: Буянова М.О. Указ. соч.

— предшествующие трудовым отношениям — отношения по трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
— сопутствующие трудовым отношениям — отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— вытекающие из трудовых отношений — отношения по разрешению трудовых споров.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что предложенная классификация условна. Так, отношения по разрешению трудовых споров могут вытекать из трудовых (например, в случае оспаривания увольнения работника) либо сопутствовать трудовым (любые споры между работником и работодателем в период существования трудового отношения), либо даже предшествовать трудовым отношениям (споры об отказе в приеме на работу).

________________
См.: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.86.

Другой комментарий к ст. 1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 Конституции РФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 — 10 ТК и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения» (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 — 369 ТК и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Консультации и комментарии юристов по ст 1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

otkrf.ru

В каком случае локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие?

Тема: ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Что из перечисленного не относится к положениям Конституции РФ?

Труд свободен

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Работающий по трудовому договору не имеет права на забастовку

Каждый имеет право на охрану труда и здоровья

 

В чем заключается право граждан на труд?

Труд свободен и каждый свободно распоряжается своими способностями к труду

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиене с оплатой не ниже минимального федерального уровня, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, на защиту от безработицы

Труд свободен, его оплата не ниже минимального прожиточного уровня, установленного государством

 

Что является целью трудового законодательства Российской Федерации?

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита интересов государства

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работника и работодателя

Установление благоприятных условий труда, защита интересов работника и работодателя

 

Чем регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения?

Только трудовым законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими нормы трудового права

Трудовым законодательством РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права

Трудовым законодательством РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также соглашениями, принятыми только на федеральном уровне

Кем осуществляется государственное управление охраной труда?

Министерством здравоохранения и социального развития РФ

Министерством здравоохранения и социального развития РФ и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий

Правительством Российской Федерации

Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий

Могут ли локальные нормативные акты содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством?

Могут, если при их принятии такое мнение было высказано представительным органом работником

Могут, если при их принятии было получено соответствующее разрешение государственной правовой инспекции

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством не подлежат применению

Вопрос о их применении должен решаться на общем собрании трудового коллектива

В каком случае локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие?

В связи с истечением срока действия

В связи с отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом

В связи с вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом)

studopedya.ru

Трудовое законодательство Российской Федерации

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Закон О персональных данных

Существует такой Федеральный Закон от 27. 07. 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 — I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 — I»О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I «О статусе судей в Российской Федерации».

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» с последними изменениями и дополнениями.

trudinspection.ru