Что в человеке биологического – 1 БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность

Лекция №7 Социальное и биологическое в человеке

  1. Диалектика взаимосвязи социального и биологического

  2. Философские аспекты теории антропосоциогенеза

  3. Гендерное направление в философии

Диалектика социального и биологического

Диалектика предполагает указание на то что биологичемское и социальное выступает в единстве, взаимополагают друг друга,. Так и взимоотрицают друг друга, т.е. необходимо указать и момент их свзяи, невозможности существования друг без друга, и момент отличия

Что включается в понятие биологическое»?

Это телесная организация человека: его генотип, анатомо-физиологические особенности, расовые характеристики, наследованные признаки.

Человек – биосоциальное существо, часть природы и должен подчиняться ее законам.

Биологическое в человеке

Малейший сбой в биологической организации человека может привести к тому, что его «биология» не позволит сформировать социальные качества,т.е. не позволит стать ему человеком. Например: повышение или понижение температуры даже на один градус может если ничего не делать привести к смерти человека, есди поменялись местами две хромосомы может привести к болезни дауна.

Вес мозга в абсолютном и относительном значениях

Вес мозга человека – не самый большой в природе – в среднем 1,5 кг.

Значительно больше – у слона 5 кг, и у кита 7 кг.

Талантливые люди могут быть с весом мозга 1 кг (А. Франс) и весом 2 кг (Тургенев).

Если вес мозга превышает 2,5 кг – то сознание никогда не появится.

Отношение веса мозга к весу всего организма у кита – 1/2000, у человека – 1/45.

Близкий по параметрам – дельфин – 1/40.

Самое лучшее соотношение — у мелких птиц типа воробьев – 1/25

Вывод: ни вес в абсолютном значении, ни вес мозга в относительном значении не играют определяющей роли в появлении сознания.

Зачем исследовать? Чтобы знать границы «от и до», и быть готовыми к лечению патологий.

Биологизаторство

Огромная роль биологического в жизни человека дает основание преувеличения его роли и заявлению о том, что сущность человека – биологическая организация. «Биологическая организация определяет всю жизнь человека и общества» — это биологизаторская трактовка сущности человека.

Биологизация человека

Фрейдизм, бихевиоризм, социал-дарфинизм – наиболее известные направления, биологизирующие человека.

Фрейдизм: ядро личности – борьба 2-х инстинктов (инстинкта жизни и инстинкта смерти). Этим же определяются и все явления в обществе, например, войны.

Бихевиоризм: вся человеческая жизнь строится по аналогии «стимул — реакция». Сознание подменяется, а все воспитание подчиняется формированию условных рефлексов. За основу взяли учение Павлова, чем он был крайне не доволен.

Социал-дарвинизм: закон естественного отбора и борьба за сущесвование определяют и человеческую жизнь общества в целом. Некоторые положения взяты у Ницше: все слабое должно умереть, и падающего толкни.

Биологическое в человеке

Биология человека – не та, что у животных, она изменяется под влиянием социальных факторов. В конце 20 века было введено новое понятие – социобиологии. Медики отмечают рост числа заболеваний организма человека, вызванных социальными факторами.

Влияние социального на биологическое.

Не только биологическое может меняться под влиянием социального, но и социальное может меняться под влиянием биологического. (Пример с гримасой улыбки – когда вам не весело вы сделайте гримасу улыбки и через некоторое время ваше состояние изменится и вам действительно станет весело).

Взаимосвязь биологического и социального подметил Алан Пиз («Язык телодвижений») – то, что у человека на уме, могут выдать движения его тела. Какие характерные движения если человек что-то скрывает или обманывает: например ребенок если обманывает он закрывает рот рукой. Лучше всего обманывать по телефону, когда не видно движений.

Социологизаторство.

Социологизсторская трактовка человека:

Человека целиком и полностью определяется социальными факторами . биология человека никак не влияет на его социальные качества. Вне общества, даже при наличии совершенной биологической организации, он никогда не станет человеком. Сущность личности – это ее социальные качества.

Философские аспекты теории антропогенеза.

Существует 3 гипотезы антропогенеза (происхождения человека):

  1. Креационная (от «креацио» — творю)

Согласно теории, человек был сотворен богом или богами. (мифология, религия, Г.Моррис). Моррис написал книгу о научном подходе креационной теории, он опирается на второе начало термодинамики.

  1. Эволюционная – человек появляется в ходе эволюции живого (Дарвин, Морган, энгельс)

  2. Христианский эволюционизм – (Тейяр да Шарден –«Феномен человека»): бог создает материю, природу, сама природа, развиваясь порождает человека.

Эволюционная гипотеза

Согласно этой гипотезе, процесс антропогенеза начался 3 млн лет назад от человекоподобных обезьян (гоминидов)

1-й этап – австралопитеки (2,5 млн лет назад)

2-й этап – питекантропы (500 тыс.лет назад)

3-й этап — неандертальцы (100 тыс. лет назад)

4-й этап – кроманьонцы

Биологические факторны антропогенеза

У человекоподобных обезьян стали исчезать биологические механизмы приспособления к миру:

Уменьшилось расстояние между зубами(перестали расти клыки)

Потеря оволосения

В подобных ситуациях в природном мире животные либо умирали, либо переходили на другие виды питания.

Предлюди стали переходить к социальным механизмам приспособления к миру – добывать огонь, варить пищу, строить жилище.

Биологические факторы происхождения человека

Прямохождение (освобождение руки)

Увеличение объема мозга до 1,5 тыс.куб.см. и его усложнение

Изменение гортани

Социальные факторы происхождения человека

Трудовая деятельность (изготовление орудий труда)

Социальная жизнь – жизнь в обществе.

Членораздельная речь

У австралопитеков, питекантропов и неандертальцев – социальная жизнь, совместная охота, использование огня. Не было речи, и не было сознания

Социальный опыт не передается по наследству, а при отсутствии членораздельной речи передача опыта еще более затруднительна, отсюда медленный темп социального развития

Но сознание, членораздельная речь и собственно люди – это кроманьонцы – 35-40 тыс.лет назад.

Чем жизнедеятелдьность животных отличается от деятельности человека?

Думают ли животные? (Думать – перебирать варианты для получения намеченной цели). Да, но иначе, чем люди.

Животные перебирают варианты руками («ручное мышление»), человек — перебирает варианты в своей голове, мыслит образами и понятиями.

Животные приспосабливаются к внешнему миру, человек – изменяет этот мир

Примеры с бобрами, баранами и обезьянами.

Гендерное направление в философии

Гендерное направление изучает различия мужчин и женщин, но не в биологическом аспекте, а в социокультурном.

Гендер – это социокультурный конструктор, надстраивающийся над биологическими различиями между мужчинами и женщинами.

Гендер – это различие между мужчинами и женщинами, которые обусловлены не х природой, не их биологической организацией, а обществом: виды деятельности, профессии, стили одежды, прически, манера поведения, черты характера и т.д.

Феминное и маскулинное.

Биологические различия носят названия – мужское и женское, а гендерные различия носят названия – феминное и маскулинное

Поводом к гендерным исследованиям послужила анкета, предложенная врачам-психиатрам: в одной колонке предложено было написать…

Черты женщины: эмоциональность, слабость, самопожертвование, умение прощать, мягкость, заботливость, преданность семье

Цель гендерных исследований не в том чтобы поменять соотношение, а в том, чтобы дать людям свободу в выборе этих качеств.

studfiles.net

БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ — это… Что такое БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ?


БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
— проблема о наличии у человека биологически запрограммированных протосхем, определяющих его поведение на социальном уровне. Сторонники социальной природы человека отвечают на этот вопрос отрицательно. На существовании таких схем настаивают социобиологи, которые, не отрицая решающего влияния культуры, одновременно утверждают, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а более специфических — приматам. Утверждение биосоциальной природы человека отнюдь не тождественно признанию превосходства одних человеческих рас над другими или существования биологических причин преступности. Научные исследования, по расшифровки генома человека не подтверждают биологических оснований человеческого неравенства.

Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ). Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. 2008.

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • БИОСФЕРА

Смотреть что такое «БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» в других словарях:

  • Биологическое и социальное в человеке — кратко Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил я выявляет место человека в мире и его отношение …   Малый тезаурус мировой философии

  • СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    — социальная природа человека (он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность). Даже морфологическое строение… …   Тематический философский словарь

  • Философская антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком  направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… …   Википедия

  • Философия личности — Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле  философское учение о природе и сущности человека; в узком  направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины… …   Википедия

  • Философия человека — Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле  философское учение о природе и сущности человека; в узком  направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины… …   Википедия

  • Философская Антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле  философское учение о природе и сущности человека; в узком  направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из… …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия …   Философская энциклопедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия


thematic_philosophical.academic.ru

Биологическое и социальное в человеке

Человек — существо бинарное, имеющее двойственную природу — является существом биологическим и является существом социальным. Как биологическое существо, он принадлежит к биологическому виду Homo Sapiens. Этот вид характеризуется рядом видовых признаков:

  1. продолжительность жизни;
  2. принадлежность к полу;
  3. принадлежность к расе;
  4. детородный возраст женщины;
  5. наследственность — есть определенные врожденные особенности, задатки, которые реализуются лишь в обществе.

Уникальность набора генов каждого человека обусловливают его неповторимость, уникальность. А принадлежность всех людей. представителей всех рас, народов к одному виду является биологической основой равенства всех людей в правах, которые называются правами человека, то есть правами, которые имеет каждый человек.

Все задатки человека, особенности закладываются биологически, но формируются только в условиях социума. Человек обладает способностью усваивать язык — но усваивает ее только в обществе. Рука человека приспособлена к разнообразной деятельности — но учатся видам деятельности в обществе. Человек есть целостное единство биологического и социального уровней, интегрального единства, котороя приводит к формированию человеческой личности.

Борьба биологического и социального

Человек выступает как единство и борьба противоположностей — биологического и социального. Новорожденный человек имеет все анатомо-физиологические признаки человека. Но если у животных существуют генетически определенные программы поведения, образ жизни, то человек усваивает эту программу только в обществе, через усвоение культуры. Если ребенок не усвоит ее в раннем возрасте из-за оторванности от человеческого общества, то он уже никогда не станет человеком. Преобразование биологического в социальное происходит в процессе социализации, то есть в процессе освоения всего поля культуры. Это приводит к изменениям в способе проявления у человека ее видовых признаков. Например, наследственные болезни люди научились лечить благодаря развитию науки, производства, медицины.

Замечание 1

В зависимости от природных задатков, а также социальных предпочтений — политических, экономических, религиозных, нравственных, эстетических и т.д. человек формирует свою социальную сущность через следующие факторы:

  • через телосложение и внешность,
  • через здоровье,
  • через свое духовное состояние.

То есть человек активно воздействует на свое собственное становление как личности, а не выступает пассивным материалом для общества. Человек выступает как существо социальное. Специфически человеческим способом отношения к миру выступает деятельность. Это процесс, в ходе которого человек творчески преобразуя природу, делает тем самым себя деятельным субъектом, а природу — объектом своей деятельности.

Собственно материально-преобразующий, предметной деятельности — труда — человек обязан своим становлением, развитием человеческих качеств. Осознание себя как субъекта в своих действиях является значимым том, что в этот момент осознаем, что это действуем собственно мы. Через свое действие осознаем свое бытие, связываем его с бытием других людей и бытием мира в целом .Буття имеет разные формы, разные слои. Все они потенциально доступные человеку, а актуализируются в процессе ее деятельности. Общее между человеком и животным — биологические потребности.

Определение 1

Потребности — это особое состояние открытой системы — животного, человека, который характеризует противоречие между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.

Но удовлетворения потребностей у человека и животных происходит разными способами. Животное удовлетворяет потребности непосредственно, человек — опосредованно. Здесь надо обратить внимание на ингибирование (способность человека сдерживать удовлетворения естественных инстинктов для того, чтобы удовлетворить их в будущем в соответствующих, определенных культурой формах и условиях.)

Ряд ученых признает большую роль ингибирования в процессе антропосоциогенеза. Процесс жизнедеятельности — это удовольствие и воспроизведения нужд. Человек в процессе жизнедеятельности не только удовлетворяет, воспроизводит потребности, но и развивает новые. Именно социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека как социального существа.

Социальная сущность человека 1го порядка

Человеческая жизнедеятельность, в каких бы формах она не проявлялась, представляет собой процесс удовлетворения, воспроизводства, порождение новых потребностей, которые осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям своего существования. Но такое понимание сущности человека недостаточно для раскрытия специфики ее жизнедеятельности, принципиально отличной от жизнедеятельности животных. Здесь остается без внимания и основа, которая обусловила выход человека из животного мира, весь процесс ее существования и развития — труд.

Социальная сущность человека 2го порядка

Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которой осуществляется на основе материального производства, в котором производство орудий труда становится особой необходимости. Человеческое начало надо видеть в том, что именно производство и совершенствование орудий труда становятся особой социальной потребностью.

Работа, как уже подчеркивалось, становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфически человеческим способом жизнедеятельности является материальное производство. Оно развивается в направлении изготовления новых, все более совершенных орудий для лучшего удовлетворения жизненных потребностей, облегчения труда, роста их производительности. В процессе материального производства человек, воздействуя на природу и превращая ее, создает мир очеловеченной природы. Труд выступает как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых. Социальная сущность человека второго порядка осуществляется в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.

Социальная сущность человека 3го порядка

Жизнедеятельность человека является непрерывным процессом удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которые осуществляются в системе общественных отношений, воспроизведение которых становится особой социальной потребностью. Этот уровень сущности человека реализуется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности по их воспроизведению.

Материальное производство люди могут осуществлять только совместно, вступая в качественно новое по сравнению с животным, общения между собой и с природой. Под общением понимаются все общественные отношения, в которые вступают люди — политические, экономические, личные и т.д. Орудием общения выступает язык как система закодированного знания.

Социальная сущность человека 4го порядка

Жизнедеятельность человека является процессом сознательной, целесообразной, целенаправленной деятельности, связанной с познанием и преобразованием мира для обеспечения удовлетворения потребностей, процесс, в котором воспроизведения и производство новых целей становятся особой социальной потребностью. Коротко можно сказать, что это — потребность в целеполагании. Человек как существо, наделенное разумом, прежде чем сделать, ставит перед собой цель и ищет пути ее достижения.

Социальная сущность 5го порядка

Жизнедеятельность человека представляет собой процесс свобидной, творческой, преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по реализации этой свободы и ее воспроизводству . потребность в свободе. Эта потребность является интегративной.

spravochnick.ru

23. Биологическое и социальное в человеке.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, — он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения — в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей — слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система…Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека — его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Биологическая природа — это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа.

Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество — это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека — как существа, которому присуще сознание и способность к труду — в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Человек – существо биологическое, социальное, культурное. Философия рассматривает соотношение в человеке биологического, социального и культурного. В человеке нет ни чего чисто биологического, чисто социального или чисто культурного, т.к. они представляют собой единый сплав. (потребность в пище – биолог. Человек удовлетворяет ее как социальное и культурное существо. Выбор профессии – соц. На выбор влияют традиции(культура) и характер, темперамент(биолог)). Нельзя ставить вопрос о том, какое человек существо. Природа человека биосоциокультурна.

studfiles.net

1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. Обществознание: Шпаргалка

1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Человек – существо многоплановое и многомерное, сочетающее в себе биологические и социальные черты. Религия приписывает человеку божественное происхождение, наука говорит о происхождении человека из животного мира.

Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир. но как биологический вид подчиняется законам биологии – он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души – его индивидуального духа. В человеке присутствуют следующие духовно-психологические черты: чувства, воображение, память, мышление, характер. Совмещая в себе черты существа биологического и социального, человек является элементом общественных отношений: рождается и формируется в обществе, зависит от общества в течение своей жизни. Из основных социальных черт можно назвать: знания и умения, мировоззрение и мораль.

Таким образом, духовное, телесное и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность.

Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода.

общества, народа или социальной группы. Индивид – единичный представитель человечества, который является носителем социальной и экономической функции.

Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Индивидуальность:

• содействует социальной активности человека;

• определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;

• формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Биологическое и социальное в человеке таблица, способность к членораздельной речи

Человек — существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека.

Раскрывая содержание социальной среды как определяющего фактора развития личности, необходимо вычленить из нее «микросреду», или среду ближайшего окружения личности. Именно она играет большую роль в формировании индивидуальности.

Социальная среда может значительно отличатся по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупности всех общественных отношений. Ее специфику надо видеть в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир.

Понятие социальной среды составляет совокупность всех общественных отношений, куда включаются материальные и духовные компоненты, которые по отношению к личности существуют объективно, то есть идейная среда личности есть объективный фактор ее формирования.

Существенным элементом микросреды личности является окружающая ее духовная атмосфера. Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором личность живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которыми регулируется поведение людей в этих коллективах.

Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и, в известном смысле, выключается из природы, противопоставляется ей. Было бы неверно представить дело таким образом, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с природной основой и ликвидацией ее. Напротив, как справедливо отмечает ряд ученых, естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.

Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.

Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы, но это выделение не абсолютно, а относительно. Здесь имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится только к форме. Оно «пронизывает» природу человека в целом, но между социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность.

В ходе исторического становления относительная роль социальных факторов непрерывно возрастала по мере их формирования в процессе становления человека, а роль биологических факторов постепенно снижалась.

Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи.

При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой — не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.

Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и душевно-духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, — и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего.

В разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон человека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого человека или, напротив, социально-психологическая сущность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности в том и в другом исследовании должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического.

Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких пределах биологии (в частности, генетики, физиологии, психологии, медицины и т.п.) нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма, например различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека. Даже новейшие концепции социал-биологизма и социал-дарвинизма на альтернативно поставленный вопрос «гены или социум» на первое и ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что она может служить неограниченно долго в пределах обозримого грядущего. Другие утверждают, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию.

1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Причина этого видится в создании собственной среды жизни и успехах медицины, благодаря которым человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и накладывает на себя груз повышенного давления накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а деятельностью лишь избранных его представителей. Этот взгляд обосновывает не только разного рода элитаризм, но и его оборотную сторону — теоретический расизм.

Обе последние доктрины исходят из того, что генетическая природа человека в целом требует исправления, а ближайшее будущее грозит человечеству гибелью из-за биологических факторов. В таких условиях только генетика, взяв биологическую эволюцию «в свои руки», может отвести эту зловещую угрозу. И на волне данных идей всплывает несколько обновленная евгеника, властно заявляющая, что, хотим мы этого или нет, но наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества. Если отвлечься от чисто генетических возможностей селекции, возникает множество нравственно-психологических вопросов: как определить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и вообще кто должен и может решать вопрос о том, что именно желанно.

Гипертрофирование генетических факторов и селекционных возможностей, свойственное социал-биологизму и социал-дарвинизму, имеет своей предпосылкой умаление социального начала в человеке.

Человек — это действительно природное существо, но вместе с тем социально-природное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Можно отметить и еще один просчет указанных концепций наряду с игнорированием ими социального момента. Говоря о биологических факторах, нельзя сводить их только к генетическим. Следует учитывать и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологический эффект, потому что именно они изменяют биологическую составляющую человека, который в этом случае совсем по-иному начинает воспринимать и социальные факторы.

Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий.

История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла — они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный — не tabula rasa, на которой среда «рисует» свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным cyбстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

Экономисты определяют потребность как нужду в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Но потребность – это нужда, которая приняла специфическую форму, применительно к личности данного человека, т.е. нужда формирует потребности. Некоторые исследователи считают, что нужда имеет биогенную природу, т.е. биологическая нужда (в еде, в воде, в тепле) относится не только к человеку, но и всему живому. А потребности присущи только людям и они имеют как биогенную природу (как физиологические потребности), так и психогенную природу, т.е. потребность в духовной близости, в любви, в уважении. Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое толкает человека к определенным действиям. Существует различие понимании потребности и желания. Желания отличаются от потребностей легковесностью своего статуса. Они относятся к сфере «мечты». Потребности всегда предъявлены сознанием, но они могут быть интенсивными и неинтенсивными. Если потребность достигает высокого уровня интенсивности, то она становится мотивом.

Мотив или побуждение – потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы её удовлетворения. Удовлетворение потребностей снижает внутреннюю напряженность индивида, устраняет противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, желаемым и наличным.

Потребность – это неосознанный побудитель деятельности. Переход от потребности к деятельности – есть процесс перехода от внутреннего состояния. При этом потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно обозначить как осознанную потребность.

Интерес– от лат. важный, значимый. Существует множество оттенков понимания категории «интерес». Современный словарь русского языка определяет так:

Интерес – то, что составляет благо для кого-то, служит на пользу. Но есть и другие оттенки понятия «интереса»:

— внимание к кому/чему-либо;

— забота, нужда, прибыль, выгода.

В 60гг. XX в. возникло множество публикаций по исследованию категории «интерес». Основное место занимал классовый интерес. В 80гг. его сменил общенародный интерес. В 90гг. стали говорить о частном интересе. Интерес имеет объективный и субъективный аспекты. Психологи в основном говорят об объективности интереса, т.е. интерес зависит от отношений, которые существуют в обществе. В зависимости от того, к какому социальному слою относится человек, различаются интересы. Но некоторые ученые говорят, что «интерес» субъективный, так как это осознанная потребность. Интерес – тот стержень, который объединяет людей в большие социальные группы, классы, побуждает к массовым действиям.

Интерес – длительная долговременная цель для деятельности. Потребности, преобразованные в интересы, становятся ценностями.

Ценности – ключевые жизненные ориентиры. В них выражаются цели, которые движут человеком. В большом энциклопедическом словаре дается такое определение ценности:

Ценность– это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемое не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Ценности бывают материальные, социальные, духовные и личностные.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия самого существования.

Потребности подвижны, существует их развитие, трансформация. Она подчинена закону возвышения потребностей. Возвышение потребностей – это не просто развитие одних и тех же потребностей, это возникновение новых потребностей, их движения в направлении гармоничного всестороннего развития человека.

Потребности удовлетворяются при помощи благ.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 495 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

Биологическое и социальное в человеке — Мегаобучалка

 

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т. д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т. д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т. п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т. п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.



Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э. О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения… у всех животных, включая человека»[76]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми»[77]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т. д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня – это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.

 

Смысл и цель жизни

 

Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т. д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Может быть, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни размышлял и мучился Л. Н. Толстой. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. Однако все это еще не говорит о том, что Толстой в конце концов разрешил для себя эту проблему. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это – тайна»[78]– таков окончательный вывод Толстого.

Особенно много внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. С огромной силой и во всей своей противоречивости он был поставлен в русской философии Достоевским, заострившим его до «логического самоубийства». Так, в «Бесах» инженер Кириллов чувствует, что Бог необходим для утверждения жизни, а потому и должен быть. Но он знает, что его нет и быть не может: «Неужели ты не понимаешь, что из-за этого только одного можно выстрелить в себя?» Вопрос о смысле жизни превращается, таким образом, в вопрос о Боге. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т. е. жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому как абсурден труд Сизифа. Произведение известного французского экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе» и призвано как раз дать подобный ответ на вопрос о смысле жизни. Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с утверждением бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Сартра – «человек – это ничто».

Как же все-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии – это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос – «кто установил эту цель?» – и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива – «познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Дать абсолютный ответ на него – это значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «Познавший самого себя – собственный палач». Ну и наконец, для того чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос «для чего мы живем?», необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос «для чего мы умираем?». А этот вопрос вообще, как нам кажется, лишен смысла.

Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Вместе с тем много глубокого смысла и мудрости содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом[79], о которой мы уже упоминали. Здесь же отметим, что она ставит своей задачей помочь людям, нуждающимся в этом, обрести смысл жизни и тем самым излечить их душу. Задача эта архиважна, поскольку отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому исходу.

Имея в виду этот реальный для человека, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать следующее: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу»[80]. А поскольку человек по своей сути существо общественное, то и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению видного российского мыслителя С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством – мудростью.

Однако, как известно, сова Минервы вылетает только в сумерках. Поэтому «юноше, обдумывающему жизнь» и пожелавшему узнать смысл ее с самого начала, ничего не остается, как только обратиться за советом к тем, кто ее уже прожил, причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше – к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Одно из древних в различных модификациях встречающееся у всех народов выражение на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и отсылает их к самой жизни: «primura vivere deinde philosophare» – «сначала жить, потом философствовать».

Близкая к ней, но более человеческая, в традициях русской философии мысль содержится у Ф. М. Достоевского: надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». От себя добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности. Лишь в этом случае можно твердо рассчитывать если и не на историческую память, то, во всяком случае, на благодарность ближайших потомков и окружения, которые и о тебе могут сказать замечательными словами В. А. Жуковского:

 

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили.

Не говори с тоской: их нет.

Но с благодарностию: были.

 

Но, чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, отметим, что всякий конец – это в то же самое время начало, любое исчезновение – это в то же самое время и возникновение, а настоящее не только переходит в прошлое, но и подготавливает будущее.

 

1. Общество, как саморазвивающаяся система. Структура общества. Сферы социальной жизни.

Общество как система

 

megaobuchalka.ru