Что такое стабильность в обществе – § 4. Социальные изменения и социальная стабильность : Социология. Основы общей теории Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн
Что такое стабильность? Значение, синонимы, примеры и предложения :: SYL.ru
Мечта о стабильности все еще не изжита, и, наверное, вряд ли когда-то человек перестанет хотеть постоянства, уж так мы, люди, устроены. Иногда мужчины и женщины соглашаются на меньшую зарплату, но работа должна быть гарантирована. Другими словами, им не надо рассказывать о том, что такое стабильность. А все остальные пусть читают и размышляют.
Значение
Редко когда существительное, попавшее в нашу зону внимания, означает негативные явления. Если человек, например, плохо себя ведет (обойдемся без конкретизации), то его поведение не назовут стабильным, разве что в шутку. Чтобы разговор обрел очертания, давайте заглянем в толковый словарь. Он обязательно даст ответ на вопрос о том, что такое стабильность: «Прочный, устойчивый, постоянный». Внимательный читатель поймет, что это прилагательное. У существительного аналогичное значение.
Итак. Мы поняли, что характеристику «стабильный» может получить явление или человек, которые демонстрируют позитивные изменения или остаются в том постоянном русле, которое устраивают всех.
Например:
- Фирма не меняет кадровый состав много лет, она стабильна.
- Человек ходит в один и тот же магазин. Значит, клиент демонстрирует постоянство вкусов, а магазин поддерживает высокое качество продукции.
- Школа неизменно побеждает на олимпиадах.
Все это поможет ответить на вопрос о том, что такое стабильность. Под стабильностью понимают, прежде всего, постоянство результата. Если бы обозначенная фирма не была успешна на рынке, то вряд ли бы кто-то заметил, что она не меняет кадровый состав.
Примеры
Давайте развернем предыдущий тезис. Конечно, проще всего понять, что такое стабильность, на примере спорта. Сейчас такого нет из-за высокой конкуренции команд, но представим, что какой-нибудь клуб выигрывает все время соревнования в стране по любому виду спорта, это ведь и есть стабильность.
Любимые общественностью Роналду и Месси тоже демонстрируют стабильность, потому что из года в год играют на высоком уровне, несмотря на возраст.
Вернемся к офисной теме и вообще к теме любой работы. Будем ли мы называть стабильным, надежным сотрудника, который все время ленится, ведь это тоже постоянство, только со знаком «минус»? Нет, вряд ли. Стабильность всегда окрашена положительно.
Синонимы
Если кто-то еще не может сформулировать определение стабильности, то есть два пути: во-первых, посмотреть в раздел со значением; во-вторых, обратить внимание на список синонимов, который будет дан ниже:
- прочность;
- устойчивость;
- надежность;
- постоянство;
- неизменность.
Почти полный список замен. Синонимы стабильности, как и сам объект исследования, несут положительный заряд. Конечно, можно неизменность трактовать и так, и так, но, как правило, это характеристика тоже со знаком «плюс».
Предложения
Теперь, когда у нас есть все необходимое, давайте составим предложения со словом «стабильность»:
- Наш сын показывает отличные результаты и демонстрирует стабильность: в этой четверти, как и в прошлой, ни одной тройки.
- Стабильность состава – это ключ к успеху в любом деле.
- Каждодневный труд вознаграждается стабильностью результатов.
- Синонимы стабильности – это постоянство и надежность. Уберите их из любой работы, и последней не станет.
- Стабильность бывает и надоедает, но в таком случае она должна быть переосмыслена человеком и изменена.
Пусть последнее предложение послужит мостом между разделами. А мы расскажем, как постоянство может тяготить.
Добро и зло рутины
Человек редко когда бывает доволен до конца. И это, наверное, правильно. Мы приводили примеры стабильности, и они были положительные, но случается и так, что каждодневная рутина тяготит. При этом речь не идет о тех, кто действительно нуждается. Понятно, что человеку, живущему за чертой бедности, каждый день в тягость. Нет, есть и те, кто живет нормально, но им все равно что-то не нравится. Иногда ведь человек находит работу стабильную, но малооплачиваемую (возможно, только лишь на его взгляд). Или футболист зарабатывает много, но чувствует, что его не ценят в команде.
Что объединяет офисного работника и Неймара? Им не нравится их повседневность, хотя она вполне стабильна. И оба наши персонажа могут либо оценить плюсы своего положения, либо изменить ситуацию. Неймар может в очередной раз поменять клуб, а офисный работник отправиться в свободное плавание и найти другую работу.
Коварство стабильности в том, что она накрывает ощущением уюта и комфорта, но, видимо, в человека вмонтировано какое-то глубинное беспокойство, которое не дает ему умиротворенно жить, даже если он добился всего.
Рутина хороша тем, она дает структуру жизни человека. Другими словами, когда мы поднимаемся с утра, то точно знаем, что и зачем нам нужно делать. Но когда ты делаешь одно и то же много лет, то волей-неволей задаешь себе вопрос: «А не деградирую ли я и занят ли я тем, что нужно?» Такие муки знакомы, наверное, всем, но важно только одно: получает человек удовлетворение от каждого своего дня или нет. И только к этой стабильности нужно стремиться.
www.syl.ru
Понятие и уровни социальной стабильности. — Социология
Понятие социальной стабильности. Проблема стабильности имеет не только научное, академическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни современного российского общества — это то, чего ждут и на что надеются россияне не уже несколько лет. В такой ситуации возникают даже представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества.
В каком же соотношении находятся социальная стабильность и социальные изменения с научной социологической точки зрения? Можно ли считать, что они исключают друг друга, как это кажется на первый взгляд? В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге—к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного периода особенно в 60- 70 гг., правительство старалось держать стабильными, неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в конце- концов это привело к тому, что цены абсолютно перестали соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров и затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя, расти социальная напряженность.
Можно привести и другие примеры того что неизменяемость каких-либо структур, институтов. пpoцессов вовсе не означает их стабильности, а содержит в себе элемент напряженности, конфликта, в конечном счете— элемент нестабильности
В научно-социологическом смысле социальная стабильность —
это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.
Стабильное общество — общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность, исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Важно учитывать еще одно обстоятельство. Стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако исторический опыт многих стран показывает, что в конце концов такие системы «взрываются», становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова — это демократическое общество.
Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности, более того, известная неустойчивость, подвижность (как отсутствие закостенелости) просто обеспечивают стабильность.
Согласно некоторым современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, неустойчивость является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления, вероятно, можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в любой точке социального бытия и непредсказуемость конкретной направленности, времени и места возникновения этих изменений.
Факторы социальной стабильности. Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности — экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей, с целью поддерживания необходимого порядка. Существует множество форм контроля, большинство которых мы даже не замечаем. Каждое общество имеет специфическую систему контроля, по крайней мере делает акцент на различных видах контроля. Простейший его вид — взаимный контроль, когда один член группы дает отпор другому за его плохое поведение. Такой контроль — непосредственный и взаимный — осуществляется при отсутствии посредников (милиции, полиции, суда и т.д.). Специфической формой социального контроля выступают также традиции и обычаи. Например, обычаи — это определенные обязательные групповые процедуры, которые складываются постепенно без участия какой-либо констатированной власти. Однако нередко обычаи обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и конституированная власть.
Некоторые другие виды контроля связаны с системой санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания в форме штрафов, заключения под стражу. Большинство обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой физическая сила является лишь средством. Существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его.
Среди факторов социальной стабильности многие исследователи и политические деятели называют факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них — наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения. И наоборот, недостаточное влияние, аморфность центристских группировок может служить общим фоном, на котором инициативу захватывают экстремистские круги, что, в свою очередь, ведет к политической и социальной напряженности, обостряет борьбу политических сил и тем самым усиливает риск нестабильности.
Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества исследователи считают наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнить самую дестабилизирующую разрушительную роль. Причем предвидеть направление ее разрушительных действий практически невозможно. Поэтому уберечь общество от люмпенизации, от активных действий экстремистских политических сил — одно из важнейших направлений сохранения его спокойствия и стабильности.
Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.
Одним из защитных мехамизмов стабильности может стать развитие многопартийности. Конечно, при отсутствии необходимого законодательства, регулирующего взаимоотношения между партиями и властными структурами (парламент, исполнительная власть), при отсутствии или недостатке общей культуры, а особенно культуры межпартийной политической борьбы, многопартийность может служить и фактором дестабилизации общественной жизни, но в принципе многопартийность — это один из защитных механизмов стабильности общества. Она защищает общество прежде всего от наступления авторитаризма и диктатуры. При этом ареной и средоточием борьбы различных политических партий, организованных политических групп является парламент.
В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Такой консенсус, с одной стороны, выступает отражением более широких и масштабных ориентации социальных групп и слоев, а с другой стороны, в свою очередь, благоприятствует, способствует укреплению подобных ориентации. Поэтому чем более в обществе доминируют такие ориентации, тем стабильнее, устойчивее само общество в целом, тем более прочны в нем демократические устои. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.
Однако ни в теории, ни на практике никоим образом нельзя отождествлять, смешивать демократический консенсус с тоталитарным единомыслием. Последнее не терпит инакомыслия, допускает безграничное господство мыслей лишь главного действующего лица, верховного правителя (будь то император, диктатор, президент или генсек). Разнообразие и многообразие мнений здесь не допускается. Демократический же консенсус предполагает обязательное наличие плюрализма мнений и представлений у различных общественных движений, политических партий, ветвей власти, социальных групп и слоев. Здесь богатство мнений служит методом, способом отыскания наиболее правильных, эффективных, оптимальных решений, а не источником примитивных раздоров и пропагандистской полемики. ++++
В XXI в. может и даже должен произойти переход к устойчивому развитию как новой форме и магистрали цивилизационного процесса. Этот переход будет осуществляться, хотя и с огромными трудностями, но как вполне осознанный выбор всего человечества, во всяком случае, той части народов и государств, которая входит в ООН[1].
Смысл грядущего поворота истории заключается в том, чтобы спасти человечество от гибели, от угрожающих и приближающихся катастроф, вызванных не какими-то внешними причинами, а предыдущим и нынешним развитием цивилизации.
Начало перехода к устойчивому развитию, согласно рекомендациям ООН, будет продолжаться 10 лет (2005—2014 гг.). Эта декада начала перехода к устойчивому развитию предполагает завершение странами, входящими в ООН, периода осознания необходимости такого перехода и начала практических действий государств мирового сообщества по созиданию нашего общего устойчивого будущего.
Официальное принятие концепции и стратегии устойчивого развития состоялось на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (ЮНСЕД).
Именно на ЮНСЕД лидеры государств и главы правительств 179 стран, входящих тогда в ООН, выразили обеспокоенность тем, что все достижения цивилизации без решения проблем окружающей среды и ряда других глобальных проблем поставлены под угрозу исчезновения. Все человечество может быть ввергнуто в пучину антропоэкологической катастрофы, поскольку экологические условия, ресурсы и другие богатства природы, ее возможности самовосстановления оказались на грани исчерпания.
Концепция устойчивого развития — это пока не проверенная практикой научная теория, а, скорее, некая мировоззренческо-политическая идея и рекомендация. Ученым предстоит ее уточнить и аргументировать либо отвергнуть.
России предстоит, если она не желает оказаться на периферии новых позитивных цивилизационных перемен, активно включиться в процесс Рио-92, как иногда называют переход к устойчивому развитию.
Что представляет собой устойчивое развитие как форма дальнейшего цивилизационного .существования и прогресса,
Понятие устойчивого развития фактически выступает синонимом более «нормального» развития, где достигается такой уровень безопасности планетарной социоприродной системы, который обеспечивает выживание человечества и его неопределенно долгое существование. В модели неустойчивого развития механизм обеспечения «нормального» функционирования общества имеет в основном локальный (точечный) и кратковременный характер, а сама эта модель представляет собой в целом опасную и нестабильную среду для дальнейшего существования человека и человечества. Если бы эта среда (природная и антропогенная) существования человека и общества оказалась бы более безопасной, то уменьшилась либо вообще отпала бы необходимость в нормативно-защитных средствах, и система оказалась бы более открытой. Очевидно, что от этих средств в принципе невозможно будет отказаться, поскольку всегда будут существовать опасности и негативные воздействия на общество и людей, от которых придется защищаться. Однако часть внутренних угроз, которая зависит от антропогенного фактора, может быть изменена и создана более благоприятная, безопасная социокультурная среда обитания и развития, что и предполагает переход к устойчивому развитию.
В научной литературе довольно часто употребляется понятие «модель устойчивого развития», что имеет, по меньшей мере, двоякое значение: во-первых, то, что это еще не существующий тип развития, который появится в будущем, а пока представляет собой концептуальную (или иную, например, компьютерную модель), т.е. некоторую виртуальную реальность. Во-вторых, «модель устойчивого развития» подразумевает формирование новой формы общественного развития, в которой будут существенно снижены масштабы и уровни опасностей и угроз до тех пределов и значений, которые обеспечивают выживание и дальнейшее прогрессивное развитие человечества и сохранение биосферы.
В какой степени цивилизация будет переходить от современной модели к модели устойчивого развития, в той же степени будет расти вероятность ее выживания.
Осознание имманентной взаимосвязи развития и безопасности и в перспективе — системы «безопасность — развитие» привело к формулировке положения о возможности обеспечения безопасности через развитие, а если говорить точнее — через устойчивое развитие (причем этот тезис был предложен еще в 1995 г.3). Становление более безопасной среды, обитания человека и цивилизации в целом в процессе перехода к устойчивому развитию означает, что существенная часть функций по обеспечению безопасности может быть обеспечена не защитой, а самим этим новым более нормальным, т.е. устойчивым типом развития, которое уменьшит количество, масштабы и интенсивность негативных и вредных воздействий. Защитный механизм обеспечения безопасности в этом случае перестает быть основным и превращается в дополнительное средство обеспечения безопасности и его нормативно-регулятивных систем через устойчивое развитие.
Первое такое нормативно-правовое осознание произошло, когда 12 мая 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»4, который утвердил эту Стратегию и признал утратившей силу предыдущую редакцию (2000 г.) Концепции национальной безопасности РФ. Принятие этой Стратегии, которую для краткости далее будем именовать Стратегия-2020, имеет важное значение как для консолидации усилий общества и государства в области обеспечения национальной безопасности, так и дальнейшего социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
В Стратегии-2020 решено положить в ее основу фундаментальное методологическое положение о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства (и общества) и обеспечения национальной безопасности (прежде всего в ст. 2 и 3 Стратегии-2020).
Если «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента РФ в 1996 п_ имела в основном экологический «акцент», то сейчас в связи с принятием Стратегии-2020, пожалуй, можно констатировать новое видение проблем устойчивого развития сквозь «призму» проблем безопасности и прежде всего национальной безопасности. Это впервые произошло в России по той причине, что к настоящему времени в стране были разработаны концептуально-теоретические основы видения устойчивого развития в ракурсе проблем безопасности, а также обеспечения безопасности через устойчивое развитие. Выскажем мнение, что Стратегия-2020 представляет собой не только Стратегию национальной безопасности страны, но и в какой-то мере новую — «безопасную» версию российской концепции перехода к устойчивому развитию в видении этого развития с позиции обеспечения безопасности как нашей страны, так и всего мирового сообщества.
Возникает вопрос: можно ли говорить о том, что наше общество и государство сейчас интересуют проблемы устойчивого развития, если в стране и в мире в целом развертывается глобальный экономический кризис?
Кризис, охвативший весь мир, как подчеркнул Д. А. Медведев на заседании Совета Безопасности РФ в марте 2009 г. по вопросу «О Стратегии национальной безопасности до 2020 года и комплексе мер по ее реализации», не может и не должен быть основанием для того, чтобы мы сузили горизонты нашего планирования на будущее. С такой постановкой обсуждаемой проблемы можно полностью согласиться и, именно в этом ракурсе продолжим рассмотрение проблемы обеспечения безопасности через устойчивое развитие и видения этого типа развития как наиболее безопасного развития.
Если модель неустойчивого развития акцентировала внимание на отдельном «экономизированном» человеке, то модель устойчивого развития ориентирована на человечество в целом
socialworkstud.ru
Качество личности Стабильность | Что такое Стабильность
Доктор! У меня стул. Регулярно. В 6:00. На протяжении пяти лет.
— Да? Я Вас поздравляю! Завидная стабильность работы желудка!
— Доктор! Но я ведь просыпаюсь в семь.
Стабильность как качество личности – способность сохранять значимое, имеющее будущее развитие; способность вести себя неизменным, узнаваемым, предсказуемым образом в широком диапазоне ситуаций.
Однажды Учителя пригласил на обед правитель страны, в которой тогда находилась Школа Пути. Они говорили на общие темы, но Учителю было видно, что правитель хочет спросить о чём-то, что его очень сильно волнует. Тогда Учитель сказал: — Спрашивай! А то я боюсь, что этикет и твоя воспитанность никогда не сдадутся. Правитель (а надо заметить, что он был весьма мудр, и уважали его не только правители соседних государств, но и жители его страны, что во все времена бывало нечасто) благодарно улыбнулся и сказал: — Учитель! Я хотел спросить тебя вот о чём. Как ты считаешь, что наиболее важно для предпринимателей в моей стране, такое, что зависит от меня? Иначе говоря: что я могу сделать, чтобы деловые люди в моей стране процветали? — Самое главное, — ответил Учитель, — создать правила и пообещать, что ты не будешь их менять достаточно долго. — Как же так? — удивился Правитель. — Предприниматели постоянно говорят мне о снижении налогов, об улучшении законодательства?! — Вот только не говори мне, что ты их слушаешь! — воскликнул Учитель.
Стабильность – это умение сохранять то, что для тебя значимо. Бессмысленно бороться с самой могущественной силой – Временем. Всё течет, всё изменяется. Ничто не вечно под луной. Абсурдно говорить о какой-то абсолютной вечной стабильности. Её не найти ни в личных отношениях, ни в обществе. Французский дипломат Жан Жироду вообще заявил: «Мир – это промежуток между двумя войнами». И, тем не менее, есть все основания утверждать, что некоторым людям, под влиянием какой бы силы они ни находились, свойственно стремиться к стабильности.
Человек в благости стремится достичь стабильности в личностном росте, самосовершенствовании. Он ставит перед собой неосуществимую при жизни цель – достичь совершенства и стабильно к ней идет. Это своего рода стремление к бесконечности, но сколько в ней специфического вкуса счастья, непонятного людям в страсти и людям в невежестве. Человек в благости, как динамическая система, постоянно развивается. Для него стабильность – это развитие и рост личности. В способности соблюдать режим дня – правильно работать, отдыхать, питаться, выполнять свои обязанности, удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, благостный человек находит свою стабильность. Пусть она не способна соревноваться с Его Величеством Временем, но относительную стационарность, прочность и устойчивость она обеспечивает. Такая стабильность дарит идеальное здоровье, радость и успех в самоосознании. Проявляя данное качество личности, человек становится стойким к трудностям жизни, воспитывает в себе целеустремленность и укрепляет разум. Стабильность человека в благости также проявляется в уважительности, порядочности и верности своим близким людям. Этот вид стабильности бесценен, ибо улучшает отношения между близкими людьми на любой стадии их развития.
Человек в страсти обнаруживает относительную стабильность в способности регулярно и фиксировано выполнять какую-то работу для реализации своих материальных целей. Стабильна для него лишь привязанность ненасытных чувств к удовольствиям, наслаждениям, словом, каким-то материальным объектам. В целом же стабильность человеку в страсти неведома. Как писал А.А. Блок: «И вечный бой – покой нам только снится». В аскезе пожизненной гонки за материальными благами он приобретает болезни, усталость и разочарование. Недаром древняя мудрость гласит: «Аскеза, совершаемая из гордости, ради завоевания уважения, чести, поклонения считается находящейся в страсти. Она не может быть ни твердой, ни постоянной». Погоня за материальным благополучием стабильности не прибавляет. Наоборот, изматывает личность, подрывая ее психическую стабильность. Страдает иммунная система организма, нарушается сосудистая и нервная система.
Человек в страсти говорит: — Мне кажется, я достиг финансовой стабильности. — А в чём это у тебя выражается? — В том, что денег не было, нет и, похоже, не будет.
Формула стабильности людей в невежестве — водка белая, небо синее, морда красная, жизнь прекрасная. То есть, человек находит стабильность в реализации день за днем своих порочных качеств: выпить, закуснуть, подраться и уснуть. День прошел, ну и шут с ним. Стабильность в невежестве — это хранить верность своим зависимостям и дурным привычкам. Устойчивая привязанность к поиску наслаждений, извращений и жгучее желание удовлетворять свои животные потребности в еде, сне, сексе и комфорте приводит к стабильности в невежестве. Доктор О.Г. Торсунов пишет: «Она выражается в тупости сознания, в котором, несмотря на многочисленные страдания, не появляется ни малейшего желания измениться. Стабильность в невежестве вызывает всевозможные вредные привычки, которые длятся годами и, в основном, приводят к тяжёлым хроническим заболеваниям и опухолевым процессам. Однако, самая большая неприятность, заключается в том, что от невежественной жизни страдают глубокие психические функции человека. Это всегда приводит к деградации сознания. Есть только один способ избавиться от вредных привычек — нужно изменить своё общение с невежественного на благостное. Так можно начать укреплять силу своего разума».
Человека можно называть стабильным, если он сориентирован на воздержанность и справедливость. Еще Платон подметил: «Такою мне представляется цель, которую надо видеть перед собой в течение всей жизни, и ради нее не щадить сил – ни своих, ни своего города, – чтобы справедливость и воздержанность стали спутницами каждого, кто ищет счастья; да, так надо поступать, а не давать волю необузданным желаниям, не торопиться их утолять, потому что это нескончаемое зло, это значит вести жизнь разбойника».
Стабильность – это осознать, что в жизни имеет будущее, что имеет развитие, что действительно способно оставаться с нами, несмотря на то, что мы стареем и меняемся, и постоянное вкладывание в него физических и духовных сил. Например, в мудрость. Психолог В.О. Рузов в одной из своих лекций сказал: «… нужно понимать, что же действительно в моей жизни ценно. То есть, отчего я отказываюсь, ради чего, нужно расставить все на свои места. А иначе мы можем потерять жизнь. Потому что если мы делаем все, чтобы просто остаться здоровыми, нам это не поможет никак, мы проиграем в этой битве. Это факт, не получится. Если мы все делаем ради того, чтобы быть умными, мы проиграем в этой битве. Мозги все равно откажут. Если мы все делаем ради того, чтобы остаться молодыми, мы проиграем в этой битве. Молодость все равно уйдет. Если мы все делаем , чтобы сохранить своих друзей и любимых, мы проиграем в этой битве. И их мы не сохраним, не получится. Если мы все делаем ради того, чтобы стать богатыми, мы проиграем в этой битве. Придут другие богатые и все отберут. И мы начинаем осознавать, что, в общем-то нужно вкладывать в то, что имеет будущее, что имеет развитие, в то, что действительно способно оставаться с нами, не смотря на то, что мы меняемся. Если мы меняемся, оно с нами остается, то это то, что заслуживает внимания. Что это такое? Ну, как минимум это мудрость».
Мудрость имеет свойство с возрастом увеличиваться. Правда иногда возраст приходит один. Мудрость напрямую предполагает стабильность. Когда «вытирают ноги» о мудрость, стабильности приходит конец. Вспомним времена нацистов Германии: «»Там, где жгут книги, жгут в итоге и людей», — отметил задолго до того, как его книги были сожжены нацистами, немецкий писатель Генрих Гейне. Его пророчество подтвердилось. Нет уважения к мудрости, стабильность оказывается вне закона. Всё рушится. Почему развалился Советский Союз? Потеряли мудрость, стали бездумно охаивать всё, что было ранее, и стабильность исчезла.
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
(Просмотров 1 329 всего, 1 сегодня)
podskazki.info
3. Стабильность общества как социальной системы
Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы. Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать.
Парсонс считает, что система может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):
должна обладать способностью к адаптации, приспособление к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;
должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;
должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;
должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.
Определив основные функции, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.
В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.
Маркс отдавал предпочтение экономической системе как определяющей. Согласно его взглядам именно способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако революция в России 1917 года стала не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.
Еще более древние корни имеет идея примата политики в трудах Платона и Аристотеля. Современные исследования такого явления как тоталитаризм также подтверждают огромную роль способа организации политической жизни общества. Политика, государство при определенных условиях могут стать решающим фактором полностью контролирующим все социальные сферы.
Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.
Сторонники культурного детерминализма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.
При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своей функции.
Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику ее основополагающих причин. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости в единстве общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.
Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.
Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.
Современные функционалисты — Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Девис — выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.
Общество — это система частей, объединенных в единое целое.
Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.
Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или в конце концов укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды, однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.
Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.
Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.
Эта система ценностей — самый устойчивый остов общественной системы.
studfiles.net
1.1 Понятие социальной стабильности. Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития
Похожие главы из других работ:
Общество как социальная система
3.1 Понятие социальной структуры
Общество как целостная система структурировано, то есть обладает определенным строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Общество не есть механическая совокупность индивидов или ценностей, норм…
Особенности и перспективы формирования среднего класса в России
2. Подходы к идентификации среднего класса и его роль в поддержании социальной стабильности
В научной литературе присутствуют две традиции исследования классов — теория стратификации и классовая теория. Стратификация является относительным понятием, подразумевающим некоторую упорядоченность членов общества на основе одного…
Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
1.1 Понятие социальной пенсии военнослужащим, вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительная срочная военная служба) и семей этих лиц осуществляется только в соответствии с законом от 20.11.90 года…
Понятие социальной общности. Социальные группы, их многообразие
1. Понятие социальной общности. Проблема общностей в социальной науке
Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарности различаются и уровни (виды) общностей…
Проблемы молодых семей и пути их решения
1.Влияние государственной политики на формирование одного из основных ресурсов власти — стабильности и экономической независимости молодой семьи.
Не надо обладать какой-либо особой сверхпроницательностью, чтобы отметить существенные изменения в умонастроениях и самочувствии общества в начале нового 21 века. Я не склонна драматизировать ситуацию, но должна признаться…
Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
1.1 Общее понятие социальной адаптации и определения понятия социальной адаптации бывших заключенных
Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Он пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов)…
Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания «Ярославский»
1.1 Понятие социальной диагностики
«Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — это способ получения более полной информации об объекте, процессе или явлении, который мы изучаем. Этот термин пришел в социологию из медицины…
Социальная нестабильность, ее факторы и стадии развития
1. Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности. Пример социальной нестабильности
В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности…
Социальная работа в Англии
Понятие социальной работы
Понятие «социальная работа» в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интерпретации…
Социальные установки общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия
1.1 Понятие социальной установки как формы оценивания объектов социальной действительности
1.1.1 Социальные представления как основа образования социальной установки Идейным источником теории социальных представлений является социологическая концепция Дюркгейма [73]. Социология, по мнению Дюркгейма…
Стабильность социальной системы и концепции её устойчивого развития
1.2 Факторы социальной стабильности
Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, относящихся к различным сферам его жизнедеятельности — экономической, социальной, политической, правовой, нравственной, духовной. Рассмотрим некоторые из них…
Теории социальной стратификации и социальной мобильности
1.1 Понятие социальной стратификации
В настоящие время существует множество подходов и представлений в понимании социальной стратификации. Так, например, М. Вебер под стратификацией понимал — множество людей внутри большой группы…
Технологии социального обслуживания пожилых людей в условиях города
1 Понятие социальной технологии
Социальные технологии в широком смысли этого понятия — это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставили и обосновывали. Вопрос о том…
Управление социальным развитием в 2014-15 годах
Лекция 1. Введение. Управление социальным развитием — решающий фактор общественной стабильности
Проблемы социального развития для современного динамично изменяющегося общества являются ключевыми. Успешное решение проблем социального развития — главный показатель эффективного управления обществом…
Электронная коммуникация
1.2. Понятие социальной коммуникации
В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению…
soc.bobrodobro.ru
VI. Социальные изменения и социальная стабильность
Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов и направленности. Понятие «социальные изменения» означает перемены, происходящие в течение определенного времени в социальных системах, общностях, институтах и организациях. Вариантом социальных изменений служит социальное развитие. Оно характеризует лишь те социальные изменения, которые направлены в сторону улучшения, усложнения, совершенствования. Поэтому в социологии в качестве ключевого понятия используется понятие «социальные изменения», охватывающее широкий круг разнообразных социальных перемен независимо от их направленности. В качестве основных типов социальных изменений социология рассматривает два — эволюционные и революционные. Они зачастую рассматриваются как противоположные, хотя на практике могут сочетаться и переходить друг в друга. Эволюционные изменения — это постепенные, плавные преобразования, которые могут иметь восходящую и нисходящую направленность. Они могут осуществляться сознательно, приобретая форму социальных реформ (например, отмена крепостного права в России в 1861 г., преобразования П.А. Столыпина в начале XX века). Эволюционные социальные изменения могут быть стихийным процессом. Например, перемены в семейно-брачных отношениях, снижение рождаемости и старение населения в развитых странах. Наконец, эволюционные изменения могут сочетать стихийное и сознательное, примером чему являются многие процессы в современной России и Украине. Революционные изменения носят достаточно радикальный характер, ведут к коренному и достаточно быстрому изменению социального объекта. Они, как правило, связаны с широким применением насилия. В научной литературе последних лет все больше внимания уделяется циклическим социальным изменениям. Это сложная форма социальных изменений, которая включает эволюционные и революционные изменения. Цикл представляет собой совокупность явлений и процессов, последовательная смена которых образует кругооборот. Конечная точка кругооборота служит началом нового цикла, но уже протекающего в иных условиях и на ином уровне. Общества и составляющие их структуры изменяются по циклической схеме — возникновение, рост, расцвет, кризис, увядание, возникновения нового явления. Последнее может быть преемником, соперником и даже одновременно преемником — соперником прежнего. Разные структуры, процессы и явления в обществе имеют циклы разной продолжительности — от сезонных (сельскохозяйственные работы) до периодов в несколько десятилетий (смена поколений) и, наконец, до многовековых (типы культур). Особое внимание специалистов привлекают циклы социальных изменений на отрезках времени в несколько десятилетий. Эти циклы получили название длинных волн (русский экономист Н.Д. Кондратьев, 1892-1938). Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). К обратимым процессам относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, производство чугуна, свинца и др. По мнению современных исследователей, большие циклы (длинные волны) зависят от ряда факторов — распространения нововведений, смены лидирующих отраслей экономики и поколений людей и др. Многие ученые считают, что такие ситуации, как экономические подъемы и спады, периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности регулярно повторяются каждые 25-50 лет и почти синхронны для большинства ведущих стран. В социологии понятие «социальные изменения» соотносятся с понятием «социальная стабильность». С формальной стороны они являются антиподами, но в реальной действительности не исключают друг друга. Социальная стабильность не означает неизменности общественных систем и отношений. Более того, неизменность общества является признаком застоя, накопления предпосылок конфликтности и потенциальной дестабилизации. Примером тому могут служить последствия сохранения в СССР неизменных общественных отношений, экономической и политической системы в период со второй половины 70-х годов до середины 80-х годов. Мнимая стабильность тормозила научно- технический прогресс, вызывала рост социальной напряженности. Все это в своей совокупности послужило одной из причин краха советской общественной системы.
В целом, стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Исторический опыт многих стран показывает, что в итоге такие системы «взрываются», становятся эпицентром социальных раздоров, конфликтов и общественной нестабильности. В идеале стабильное общество – это демократическое общество.
Стабильное общество – это общество, динамично развивающееся и в то же время устойчивое, с отлаженным механизмом социальных изменений, который предотвращает расшатывание его устоев. Такой механизм включает ряд компонентов.
Социальная стабильность обеспечивается благодаря социальному контролю над поведением людей — от индивидуального неодобрения или осуждения до различных социальных санкций (запреты, штрафы, наказания). Факторы социальной стабильности коренятся в социальной структуре общества. Это, прежде всего, наличие многочисленного среднего класса, заинтересованного в эффективности общественной системы, влиятельность центристских политический сил, поддерживаемых большинством населения. К дестабилизирующим факторам относятся: углубление социальной дифференциации, появление регионов с низким жизненным уровнем («зон упадка»), расширение масштабов криминальной деятельности, коррумпированность властных структур, слабость центристских сил и усиление влияния экстремистских кругов, существование сепаратистских движений, террористических акции, природные и техногенные катастрофы, вызывающие недовольство населения. Социальная стабильность зависит от состояния политической системы и прежде всего государства, от эффективности ветвей власти и взаимодействия между ними, от способности многопартийной системы обеспечить интересы различных групп и слоев общества. В укреплении социальной стабильности важная роль принадлежит такому фактору, как демократический консенсус широких слоев населения относительно основополагающих ценностей общественной жизни.
Применительно к крайне сложным и противоречивым реалиям глобализирующегося мира некоторые аспекты проблематики социальной стабильности нуждаются в дальнейшем осмыслении: 1. Возможно ли длительное обеспечение стабильности в обществе, подвергающемся многочисленным воздействиям как созидательного, так и деструктивного характера? 2. Где проходит грань между устойчиво стабильным развитием общества и утратой им способности развиваться и реагировать на изменяющиеся условия, переходом в застойное состояние?
Для уяснения этих аспектов необходимы: 1) фундаментальное изучение конкретных обществ и осуществление мониторинга их состояний; 2) анализ воздействия на социум внутренних и внешних факторов. Можно прогнозировать, что по мере развертывания процессов глобализации практически все государства, хотя и в разной степени, испытают влияние ее позитивных и негативных последствий.
studfiles.net
VI. Социальные изменения и социальная стабильность
Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов и направленности. Понятие «социальные изменения» означает перемены, происходящие в течение определенного времени в социальных системах, общностях, институтах и организациях. Вариантом социальных изменений служит социальное развитие. Оно характеризует лишь те социальные изменения, которые направлены в сторону улучшения, усложнения, совершенствования. Поэтому в социологии в качестве ключевого понятия используется понятие «социальные изменения», охватывающее широкий круг разнообразных социальных перемен независимо от их направленности. В качестве основных типов социальных изменений социология рассматривает два — эволюционные и революционные. Они зачастую рассматриваются как противоположные, хотя на практике могут сочетаться и переходить друг в друга. Эволюционные изменения — это постепенные, плавные преобразования, которые могут иметь восходящую и нисходящую направленность. Они могут осуществляться сознательно, приобретая форму социальных реформ (например, отмена крепостного права в России в 1861 г., преобразования П.А. Столыпина в начале XX века). Эволюционные социальные изменения могут быть стихийным процессом. Например, перемены в семейно-брачных отношениях, снижение рождаемости и старение населения в развитых странах. Наконец, эволюционные изменения могут сочетать стихийное и сознательное, примером чему являются многие процессы в современной России и Украине. Революционные изменения носят достаточно радикальный характер, ведут к коренному и достаточно быстрому изменению социального объекта. Они, как правило, связаны с широким применением насилия. В научной литературе последних лет все больше внимания уделяется циклическим социальным изменениям. Это сложная форма социальных изменений, которая включает эволюционные и революционные изменения. Цикл представляет собой совокупность явлений и процессов, последовательная смена которых образует кругооборот. Конечная точка кругооборота служит началом нового цикла, но уже протекающего в иных условиях и на ином уровне. Общества и составляющие их структуры изменяются по циклической схеме — возникновение, рост, расцвет, кризис, увядание, возникновения нового явления. Последнее может быть преемником, соперником и даже одновременно преемником — соперником прежнего. Разные структуры, процессы и явления в обществе имеют циклы разной продолжительности — от сезонных (сельскохозяйственные работы) до периодов в несколько десятилетий (смена поколений) и, наконец, до многовековых (типы культур). Особое внимание специалистов привлекают циклы социальных изменений на отрезках времени в несколько десятилетий. Эти циклы получили название длинных волн (русский экономист Н.Д. Кондратьев, 1892-1938). Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). К обратимым процессам относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, производство чугуна, свинца и др. По мнению современных исследователей, большие циклы (длинные волны) зависят от ряда факторов — распространения нововведений, смены лидирующих отраслей экономики и поколений людей и др. Многие ученые считают, что такие ситуации, как экономические подъемы и спады, периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности регулярно повторяются каждые 25-50 лет и почти синхронны для большинства ведущих стран. В социологии понятие «социальные изменения» соотносятся с понятием «социальная стабильность». С формальной стороны они являются антиподами, но в реальной действительности не исключают друг друга. Социальная стабильность не означает неизменности общественных систем и отношений. Более того, неизменность общества является признаком застоя, накопления предпосылок конфликтности и потенциальной дестабилизации. Примером тому могут служить последствия сохранения в СССР неизменных общественных отношений, экономической и политической системы в период со второй половины 70-х годов до середины 80-х годов. Мнимая стабильность тормозила научно- технический прогресс, вызывала рост социальной напряженности. Все это в своей совокупности послужило одной из причин краха советской общественной системы.
В целом, стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Исторический опыт многих стран показывает, что в итоге такие системы «взрываются», становятся эпицентром социальных раздоров, конфликтов и общественной нестабильности. В идеале стабильное общество – это демократическое общество.
Стабильное общество – это общество, динамично развивающееся и в то же время устойчивое, с отлаженным механизмом социальных изменений, который предотвращает расшатывание его устоев. Такой механизм включает ряд компонентов.
Социальная стабильность обеспечивается благодаря социальному контролю над поведением людей — от индивидуального неодобрения или осуждения до различных социальных санкций (запреты, штрафы, наказания). Факторы социальной стабильности коренятся в социальной структуре общества. Это, прежде всего, наличие многочисленного среднего класса, заинтересованного в эффективности общественной системы, влиятельность центристских политический сил, поддерживаемых большинством населения. К дестабилизирующим факторам относятся: углубление социальной дифференциации, появление регионов с низким жизненным уровнем («зон упадка»), расширение масштабов криминальной деятельности, коррумпированность властных структур, слабость центристских сил и усиление влияния экстремистских кругов, существование сепаратистских движений, террористических акции, природные и техногенные катастрофы, вызывающие недовольство населения. Социальная стабильность зависит от состояния политической системы и прежде всего государства, от эффективности ветвей власти и взаимодействия между ними, от способности многопартийной системы обеспечить интересы различных групп и слоев общества. В укреплении социальной стабильности важная роль принадлежит такому фактору, как демократический консенсус широких слоев населения относительно основополагающих ценностей общественной жизни.
Применительно к крайне сложным и противоречивым реалиям глобализирующегося мира некоторые аспекты проблематики социальной стабильности нуждаются в дальнейшем осмыслении: 1. Возможно ли длительное обеспечение стабильности в обществе, подвергающемся многочисленным воздействиям как созидательного, так и деструктивного характера? 2. Где проходит грань между устойчиво стабильным развитием общества и утратой им способности развиваться и реагировать на изменяющиеся условия, переходом в застойное состояние?
Для уяснения этих аспектов необходимы: 1) фундаментальное изучение конкретных обществ и осуществление мониторинга их состояний; 2) анализ воздействия на социум внутренних и внешних факторов. Можно прогнозировать, что по мере развертывания процессов глобализации практически все государства, хотя и в разной степени, испытают влияние ее позитивных и негативных последствий.
studfiles.net