Что такое самосознание кратко – Самосознание. Что такое «Самосознание»? Понятие и определение термина «Самосознание» – Глоссарий
Самосознание — это… Что такое Самосознание?
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.
Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
- Самопознание — получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
В социальных науках
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
В философии
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само
См. также
dic.academic.ru
Самосознание и его функции
Как известно, каждый человек обладает сознанием, то есть биологически обусловленной способностью осознавать окружающий мир и самого себя (иначе – самоосознавать). Сознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.
В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я», собственной индивидуальности. По мнению В. С. Мерлина, «объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности».
Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:
- овладение собственным телом;
- возникновение произвольных движений;
- самостоятельное передвижение и самообслуживание;
- постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
- принятие оформленного самосознания.
Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.
Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции. На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».
Согласно точке зрения Р. Лэнга, самосознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого. Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, самосознание словно подводит итоги психического развития личности на конкретных его этапах, а с другой – предстает как внутренний регулятор поведения.
Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды», причем второе рождение связано именно с формированием самосознания, которое исследователь рассматривал с учетом отношения личности к самой себе, на основе стремления к самосовершенствованию. В соответствии с этим, наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Однако в научной литературе предлагаются и другие точки зрения на структурные элемента самосознания.
Структура самосознания
Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. В. Столина «Самосознание личности» (1983). Исследователь в качестве основной «единицы самосознания» предлагает рассматривать смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений В. В. Столина сведена к пониманию того, что множественность видов деятельности порождает множественность смыслов «Я», пересечение разных деятельностей ведет к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я», в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов: самопознание, самоконтроль (или саморегуляция), самосовершенствование. Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:
Рис. 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну)
Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию. Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов:
- элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
- элементы настоящего (реального) «Я»;
- элементы идеального «Я» и др.
С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.
Функции самосознания
Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:
- Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
- Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
- Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
- Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
- Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».
Кроме перечисленных функций некоторые исследователи рассматривают адаптационную, мотивационную, организационную, проективную и некоторые другие функции самосознания, суть которых, по мнению И. С. Кона, сводится к тому, что самосознание «не просто дает индивиду достоверные сведения о самом себе, а помогает в выработке эффективной жизненной ориентации, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности и самоуважения». Важно также, что все функции самосознания связаны между собой, могут проявляться не последовательно, а одновременно.
spravochnick.ru
Самосознание в психологии — это… Что такое самосознание? Определение и понятие
Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в психологии – это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.
Определение понятия
Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии – это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.
Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, – это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.
Теория В. С. Мерлина
Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:
- Первый – человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
- Второй – индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
- Третий – личность осознает собственные психические свойства, процессы и эмоциональные состояния.
- Четвертый – у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.
Самосознание: три направления в науке
Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие сознания и самосознания. В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму сознания человека, в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.
Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.
Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.
Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.
Развитие феномена
Самосознание в психологии – это процесс, который состоит из двух основных этапов:
- Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
- Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, правое полушарие мозга отвечает за ощущение себя, а левое – за рефлексию.
Составляющие понятия
Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды — и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.
Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.
Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.
Еще одна структура
Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:
- Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
- Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
- Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
- Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.
Согласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).
Учение К. Г. Юнга
Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это — продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.
Взгляды гуманистов-психологов
Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.
Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.
Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.
Уровни самосознания
Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый – непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.
Второй уровень — личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.
Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.
Ну и четвертый уровень — целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само – все это характеристики четвертого синтезированного уровня.
Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).
Категория отношений
Самосознание в психологии – это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).
В связи с этим отношения подразделяются на виды:
- Эгоцентрические – индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
- Группоцентрические – это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты — хороший.
- Просоциальные – в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
- Эстохолические – это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.
Патологические формы феномена
При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.
Рассмотрим, какие бывают расстройства:
- Процесс деперсонализации — характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
- Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
- Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
- Самая патологическая форма – дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.
Заключение
Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.
fb.ru
САМОСОЗНАНИЕ это что такое САМОСОЗНАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС
Самосознание
осмысление человеком своих личностных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем.
Оцените определение:
Источник: Словарь социального педагога
САМОСОЗНАНИЕ
одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.
Оцените определение:
Источник: Педагогический словарь
САМОСОЗНАНИЕ
осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684]..
Оцените определение:
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Самосознание
выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.
Оцените определение:
Источник: Методологический словарь для стратегов
САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми; убеждение в ценности собственной личности.
Оцените определение:
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
Самосознание
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Оцените определение:
Источник: Словарь по педагогической психологии
САМОСОЗНАНИЕ
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практич. и познават. деятельности, как личности (т.е. своего нравств. облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе обществ, отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и обществ, событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретич. мышления.
Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит обществ, характер. См. ст. Сознание и лит. к ней.
Оцените определение:
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Самосознание
выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения. Только человек обладает самосознанием, как видением своего своеобразия, своей отдельности и разности с другими себе подобными. Самосознание всегда духовно, в нем зарождаются идеи свободы, самоуважения. Оно дает начало человеческой личности. Самосознание не только индивидуальное явление, но и коллективное – есть самосознание нации, сословия, народа, коллектива, общества в целом. Оно проявляется в представлении о своем положении в окружающем мире, в самочувствии народа, его самопознании, самооценке, самоответственности. В них проявляется историческая память об основных этапах развития сообщества, и тогда мы имеем дело с гражданственностью, патриотизмом, гордостью, уважением к истории своего народа.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.
Оцените определение:
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
didacts.ru
Самосознание в психологии — это что такое? :: SYL.ru
Определение самосознания в психологии — это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.
Суть проблемы
По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.
Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.
Компоненты самосознания
Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.
Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:
- Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
- Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
- Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
- Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.
Направления в науке
Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.
Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии — это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.
Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.
Развитие проблемы
Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:
- Формируется схема собственного физического тела, появляется ощущение «Я».
- Развивается интеллект, формируется понятийное мышление. В это же время происходит развитие рефлексии. Человек уже может осмысленно смотреть на собственную жизнь.
Структура проблемы
Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:
- Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
- Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
- Человек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
- Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.
Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.
Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как «текущее Я» и «личностное Я». В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные «текущих Я». Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.
Другая точка зрения
Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:
- Человек способен осознавать мотивы — близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это «Я действующее».
- Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это «Я реальное» и «Я идеальное».
- Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
- Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.
Точка зрения Юнга
Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.
На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.
Точка зрения гуманистов-психологов
По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.
Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.
Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.
Категории
Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:
- Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
- Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть «наша» команда, и «не наша». Если человек в первой — он хороший.
- Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
- Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.
Уровни феномена
Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.
Чувственный. На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.
Личностный. Человек начинает осознавать свою активность.
Уровень ума. Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.
Целенаправленная деятельность. На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.
Виды самосознания
Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:
Общественное. Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.
Частное. Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.
Повышенное самосознание
Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.
Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.
У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.
Патологические формы проблемы
Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:
- Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного «Я». В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
- Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
- Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
- Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.
В заключение
С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание — постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.
В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.
www.syl.ru
Что такое самосознание — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 17/08/2014
Самосознание является одним из первых компонентов Я-концепции. Хотя самосознание занимает центральное место в каждом из нас, сегодня мы еще недостаточно хорошо его понимаем. Исследователи продемонстрировали, что осознание себя у человека начинает появляться в пределах года с момента его рождения и развивается ещё в течение шести месяцев.
Какое определение дают самосознанию эксперты?
«Самосознание есть психологическое состояние, в котором люди осознают свои черты, чувства и поведение. Кроме того, его можно определить как реализацию самого себя в своей индивидуальности».
Крисп, Тёрнер (2010)
Самосознание является «…психологическим состоянием, при котором человек воспринимает себя как объект внимания».
Франсуа (1996)
Когда появляется самосознание?
Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу. Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание. Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу.
Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.
Как развивается самосознание?
Исследователи считают, что важную роль в развитии самосознания играет определённая область мозга — передняя часть поясной извилины (область лобной доли). Эксперимент Льюиса и Брукс-Гана указывает на то, что самосознание начинает появляться у детей в возрасте около 18 месяцев, что совпадает с быстрым ростом клеток в передней части поясной извилины. Исследователи также использовали сканирование мозга, чтобы показать, что этот регион активируется у взрослых, обладающих самосознанием.
Виды самосознания
Психологи часто выделяют различные типы самосознания:
Общественное самосознание. Этот тип самосознания возникает, когда люди начинают понимать то, какими они кажутся другим. Общественное самосознание часто возникает в ситуациях, когда люди находятся в центре внимания, например, когда выступают или беседуют с группой друзей. Этот тип самосознания часто заставляет людей придерживаться социальных норм. Когда мы осознаем, что за нами следят и нас оценивают, мы часто пытаемся вести себя таким образом, который позволит нам выглядеть в глазах других социально приемлемыми и желанными. Общественное самосознание может также привести к тревожности, при которой люди начинают испытывать недомогание и беспокойство по поводу того, как их воспринимают другие.
Частное самосознание. Этот тип возникает, когда люди осознают некоторые аспекты себя. Например, когда Вы видите своё лицо в зеркале и осознаёте его, это может считаться одним из видов частного самосознания. Неприятные ощущения в животе, когда Вы понимаете, что забыли подготовиться к важному тесту; трепет Вашего сердца, когда вы видите привлекательного для Вас человека — тоже отличные примеры этого вида самосознания.
Состояние повышенного самосознания
Вам никогда не казалось, что все на Вас смотрят, Ваши действия судят и ждут, что же Вы будете делать дальше? Это состояние повышенного самосознания может ставить Вас в неловкое положение и в некоторых случаях даже заставлять нервничать. В большинстве случаев, оно носит лишь временный характер и возникает в ситуациях, когда мы находимся в центре внимания. Для некоторых людей, однако, это состояние может стать хроническим.
Застенчивые люди имеют более выраженный уровень частного самосознания, что может служить как хорошим, так и плохим знаком. Эти люди, как правило, лучше осведомлены о своих чувствах и убеждениях, и поэтому, скорее всего, будут придерживаться своих личных ценностей. Тем не менее, они также чаще страдают от негативных последствий для здоровья — растущего стресса и тревоги. Они иногда склонны размышлять о событиях и чувствах, могут подвергаться ярко выраженной депрессии.
Публичные застенчивые люди имеют более развитое общественное самосознание. Они, как правило, больше думать о том, что другие люди думают о них, и часто обеспокоены тем, что другие люди могут осуждать в их внешности или их действиях. В результате, эти люди склонны придерживаться групповых норм и пытаться избежать ситуаций, в которых они могли бы выглядеть плохо или чувствовать себя неловко.
Теги: Когнитивная психология, Состояние сознания
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Самосознание и его структура, элементы и функции в психологии
Содержание статьи
Самосознание в психологии – это одно из базовых понятий. Это очень сложный психический процесс, который отражает внутреннее «Я» личности, то есть внутренний мир человека. Понятие самосознания определяется тем, насколько глубоко индивидуум осознает свои чувства, природные черты и поведение. То есть функции самосознания тесно связаны с процессом познания себя.
Особенности понятия
Определение самосознания в психологии подчеркивает, что данное внутреннее качество является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет выделять себя во внешнем мире, познавать свою природную суть и наполнять ее, получая определенные знания и приобретая жизненный опыт.
Самосознание – это динамичный процесс. Изначально оно закладывается у человека на генетическом уровне. Постепенно взрослея, ребенок начинает познавать себя следующим образом:
- Он отмечает отличия собственного характера.
- Приобретает способность сохранять свои личностные природные качества, сохраняя индивидуальность.
- Привыкает к внутренним ощущениям, которые вызывают определенные внешние ситуации.
На основании всего перечисленного происходит формирование самосознания. Но это не происходит в виде самостоятельного процесса. Развитие самосознания неразрывно связано со становлением общего сознания. При этом можно выделить такие основные этапы развития самосознания, связанные с постепенным познанием окружающего мира:
- Самоощущения при получении определенных знаний и жизненного опыта.
- Самовосприятие событий на эмоциональном уровне.
- Самопредставления о том, как все во внешнем мире должно происходить.
- Составления мнения и понятия о себе.
Самосознание человека всегда развивается на базе деловых и межличностных отношений человека с другими людьми. Оно зависит от общественно-культурных факторов. Самосознание и самооценка – это влияющие друг на друга понятия. Насколько человек смог осмыслить свой внутренний мир и принять его, зависит то, какая будет его самооценка. Эта характеристика является, как известно, одним из главных психологических аспектов успешности человека. С другой стороны, влияние самооценки на развитие человека, бесспорно. Правильно оценивая свои возможности, человек формирует свой характер.
Структура
Психология выделяет такие основные компоненты самосознания:
- Реальное «Я». Это совокупность представлений человека о себе в настоящем времени. Как правило, в этом случае базовым фактором является реальная самооценка индивидуумом себя.
- Идеальное «Я». Это внутренние желания человека, связанные с тем, каким бы он хотел себя видеть. Как правило, этот структурный элемент формируется на основании тех жизненных целей, которые человек ставит перед собой. Прошлое «Я». Это понятие человека о том, каким он был в прошлом. Психология утверждает, что влияние на внутренний мир человека событий, произошедших ранее, всегда очень значимое.
- Будущее «Я». Это определенные представления человека о том, как может измениться его внутренний мир в будущем при изменении внешних условий.
Структура самосознания очень сложная. Среди основных элементов психология выделяет следующее:
- Самопознание.
- Самоконтроль и саморегуляцию.
- Самооценку.
- Самопринятие.
- Самоуважение.
Самосознание и его структура связана с временными этапами развития человека. С этой точки зрения психология выделяет четыре формы самосознания:
- Осознание тождественности. Эта часть внутреннего восприятия окружающего мира формируется на первом году жизни ребенка. Она связана с выделением себя из внешнего мира как личности.
- Осознание собственного «Я». Как правило, становление этой части происходит приблизительно к трехлетнему возрасту. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать то, что он является субъектом деятельности в окружающем мире.
- Осознание собственных психических свойств, предопределенных природой. Это период, когда формируется самосознание подростка. В это время закладываются первые результаты самонаблюдения за окружающим миром и итоги начального жизненного опыта.
- Формирование социально-нравственного подсознания. Процесс начинается в юношеском возрасте и продолжается всю жизнь
Функции
Главная функция самосознания заключается в саморегуляции поведения человека в обществе. Именно совокупность внутренних представлений о себе позволяет личности вырабатывать правильное поведение в определенных условиях. Функции самосознания направлены на то, чтобы человек сохранял собственное индивидуальное постоянство, чувствуя ответственность за социальные ценности, принятые им.
Благодаря сформировавшемуся на конкретный период времени внутреннему восприятию, человек может:
- Мотивировать себя к конкретной деятельности. То есть у него формируется ярко выраженное профессиональное самосознание, на основании собственной оценки своих возможностей, понимании прав и обязанностей.
- Формировать свое отношение к окружающим его людям и событиям, которые происходят вокруг него.
- Продолжать развиваться и совершенствоваться. Нарушение самосознания всегда пагубно влияет на личность, полностью останавливая развитие человека.
Сознание, самосознание и личность – это неразделимые понятия. Эти элементы образуют тот важный внутренний механизм, который позволяет человеку сознательно воспринимать все обстоятельства, возникающие в окружающем мире. И что очень важно, осознавая свои возможности, индивидуум способен правильно реагировать на сложившуюся жизненную ситуацию. Это позволяет определить меру и характер собственной активности, то есть формирует профессиональное самосознание.
Психодиагностика самосознания
Психодиагностика самосознания — это комплекс методов, которые позволяют понять, как человек относится к себе. Это выражается в оценке двух продуктов: «Я — образ» и «Я — концепция». На протяжении всей своей жизни человек накапливает о себе различные знания. То есть, он формирует «Я — образ». Знания человека о себе выражаются в его эмоциях и оценках себя. На базе этого формируется его самоотношение или «Я концепция».
В области психодиагностики широко используются традиционные стандартизованные описания, которое представляют собой индивидуальные отчеты. Они могут быть в виде:
- Тестов-описаний.
- Списков дескрипторов.
- Шкальных техник.
Современные методики психодиагностики в виде свободных самоописаний позволяют специалистам оценить уровни самосознания конкретного человека:
- Природный. Он определяет, насколько сильно человек выделяет себя из общего окружающего мира. Анализ позволяет понять переживания человека, соотнесенные с собственными действиями.
- Социальный. Он связан со сравнением человеком себя с другими индивидуумами в окружающем мире. Это позволяет сделать выводы о самоуважении человека и его приспосабливаемости.
- Личностный. Он подчеркивает наличие личностных мотивов для продвижения по жизненному пути. Анализ данного фактора позволяет определить наличие правильной самооценки, которая позволяет стать человеку успешным.
Расстройства внутреннего мира человека, чаще всего, выражаются деперсонализацией. По-другому это состояние можно определить, как отчуждение человека от своего «Я». Это состояние проявляется в том, что индивидуум не получает удовольствие от жизни. На фоне этого часто возникает растерянность и потеря смысла жизни.
Нарушения в самосознании часто связаны с серьезными эмоциональными расстройствами. Они могут проявляться:
- Депрессией, которая проявляется в общей подавленности.
- Патологическим аффектом, когда эмоциональные реакции преобладают по своей силе, вызвавшие их раздражители.
- Аффектом, характеризующимся сильным душевным волнением, которое сопровождается зачастую явно выраженными вегетативными реакциями: яростью, внутренним страхом.
- Эйфорией, когда все окружающее кажется необычайно прекрасным, поэтому человек теряет способность реально оценивать ситуацию вокруг себя.
- Эмоциональной лабильностью, которая выражается неустойчивостью эмоциональных реакций на события, происходящие в окружающем мире.
Самосознание – очень важный психологический процесс. Оно позволяет разрешить многие жизненные противоречия в материальной и духовной сфере. Без этого внутреннего качества невозможно продвижение к поставленным целям.
Похожие записи
apatii.net