Что такое революция обществознание – Революция это…

Содержание

Революция это…

Революция это…

Революция это…

Общественное развитие — наверное самая непонятная и абстрактная тема в гуманитарных науках. Революция — это одна из форм такого развития. В этой статье мы поговорим о ее сущности, и о ее трактовках в разных гуманитарных науках. К тому же я подведу теоретическую базу под это все. Где искать информацию об остальных формах такого развития — в конце статьи.

Определение революции

Революция — это скачкообразный процесс трансформации структуры существующего объекта, когда старая исчезает и появляется принципиально новая. 

Таким образом, революционные процессы — это такие, которые протекают крайне быстро и характеризуются нарастанием энтропии (разрушения), а затем уже р остом созидательных сил. Существует несколько обоснований этих процессов в разных науках. Говорят о культурной, социальной, политической, научно-технической, есть революция в физике, химии и в целом в природе.

Все они характеризуется точкой бифуркации. Это такая точка, движение из которой возможно в разные стороны, причем по непредсказуемому варианту. Примером такой ситуации может служить шарик, расположенный на вершине конуса. Его движение невозможно предсказать. Разумеется, он будет двигаться вниз в силу земного притяжения, но вот по какой именно траектории? Вопрос вопросов!

Нечто подобное характерно и для общественного развития.

Теории революционного развития

Если говорить о появлении этого понятия в обществознании, то в первую очередь стоит остановиться на Карле Марксе. Этот человек на основе анализа всей предшествующей философской мысли, а также на анализе эмпирического материала сумел ответить на вопрос: что такое революция?

Согласно Марксу, общество развивается именно через этот процесс. Одна формация сменяется другой. Формация — это стадия развития общества, для которой характерен свой тип производства товаров и услуг. Например, для первобытно-общинной формации характерно преобладание ручного труда, кроме того люди занимались присваивающим хозяйством.  В результате неолитической революции люди изменились природные условия, и люди научились выращивать зерно и разводить скот. А это уже производящее хозяйство.

Далее возникает падение Римской империи и варвары завоевывают ее территории. Это очень похоже на революцию, поскольку старые формы общественного устройства перестали существовать и на их основе возникли новые. К примеру, на смену колонату пришел феодализм. Далее возникает буржуазная революция, посредством которой феодальная формация сменилась капиталистической.

Важно понимать, что они, согласно Марксу, появляются потому что внутри самой формации существует движущее противоречие. Так при капитализме существует такое противоречие между трудом и капиталом: буржуа не хотят поступиться своими интересами и справедливо оплачивать труд рабочих. Это, кстати, не распространяется на заводы Генри Форда. Там все было по иному.

Согласно другой теории общественного развития — теории модернизации, так происходит переход например от традиционного общества к индустриальному. Такой переход называется промышленным переворотом и индустриализацией, как высшей стадии его развития. 

Переход от индустриального общества к постиндустриальному происходит посредством научно-технической революции.

Хорошо это или плохо?

Вопрос о том, революция — это хорошо или плохо, на мой взгляд некорректен. Поскольку он задается с колокольни обыденного мировоззрения. Категории «хорошо» или «плохо» — весьма субъективны сами по себе. Общественные процессы затрагивают непосредственно нас — людей, живущих в обществе. Потому и нам так трудно мыслить более менее объективно, не вдаваясь в оценочные суждения.

Плохо или хорошо, что на земле изменились природные условия, которая послужила условием для неолитической революции? Плохо или хорошо, что из-за накопления прибавочного продукта образовались государства? Плохо или хорошо, что существует капитализм с его движущим противоречием?

На эти вопросы попросту не может быть однозначного ответа. Но предсказать наступления революционной ситуации вполне себе возможно. Пример такого прогноза позиция В. И. Ленина и по Первой русской революции и по февральской. Кстати, детальнее о последней читайте тут.

Ставьте лайки, делитесь этим материалом в социальных сетях, пишите, что думаете в комментариях к этому посту. Остальные нюансы общественного развития, равно как и теории вы можете найти в моем авторском видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Краткий словарь по обществознанию — революция

Революция

революция

(лат. revolutio — переворот) — качественное преобразование общественной жизни, способ прогрессивного социального развития, переходный этап1 от одного уровня развития к другому. P. — основное понятие в историческом материализме, посредством которого исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Тип социальной Р. определяется характером противоречий, сложившихся в экономической, политической, идеологической сферах общества, спецификой классовой борьбы. Экономической основой Р. является противоречие способа производства материальных благ между производительными силами и производственными отношениями. В процессе Р. разрушаются господствующие производственные отношения,  тормозящие развитие общества, и создаются новые производственные отношения, соответствующие характеру утверждающихся производительных сил, возникают новые классы и классовые отношения. Тип социальной Р. определяется характером устанавливающихся производственных отношений. Таким образом, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая социальные Р. В процессе Р. (кроме социалистической) изменялся характер частной собственности, в социалистической Р. частная собственность упраздняется, устанавливается общественная собственность, на основе которой существенно перестраиваются социальная структура   общества и общественные отношения, уничтожаются классовый антагонизм и его основа — классовая эксплуатация. Социалистической Р. завершается этап антагонистического развития общества, коммунистическая формация создается в сознательной планомерной деятельности людей. В социальных Р. разрешаются не только экономические противоречия, но и противоречия во всех областях общественной жизни как внутри государства, так и между государствами, Чем более развиты общественные отношения, тем более широкие социальные слои принимают участие в революционных движениях. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными классами (носителями новых, прогрессивных отношений) и реакционными социально-политическими силами. Р. осуществляются как мирными, так и насильственными способами (вооруженное восстание, гражданская война) . Основным признаком любой Р. является вопрос о государственной власти, которая становится основным инструментом социальных преобразований. В ходе пролетарской Р. устанавливается государство диктатуры пролетариата, его целью является построение коммунистического бесклассового общества, в котором социальные эволюции перестанут быть, по словам Маркса, политическими Р. Социальное содержание, тип, историческое значение социальной Р. определяются разрешаемыми экономическими противоречиями, классовой природой ее движущих сил, формами их организации (наличие политической партии, программы преобразований), характером установленной власти.

См. в других словарях

1.

  (лат. «revolutio», «поворот», «переворот», «совершение циклического движения») резкое движение в развитии, скачок, «переворот». …

Философия политики

2.

  (от позднелат. revolutio — поворот, переворот) — резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция — ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему…

Новая философская энциклопедия

3.

  (от франц. revolution, от лат. revolutio — переворот, поворот) — коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии природы, познании, обществе; научная революция — изменение основ мировоззрения, появление новой парадигмы, появление нового уровня мышления. Противоположность — эволюция. …

Начала современного естествознания

4.

  (франц.-коренной переворот): резкий скачкообразный переход общества от одного качественного состояния к другому. Может осуществляться мирным или насильственным способом, в зависимости от наличии (или отсутствия) у противоборствующих социальных групп понимания объективной необходимости этого перехода, видения мирных путей его осуществления и, наконец, политической воли для совершения его гуманными средствами с наименьшими жертвами. Нередко в истории человечества революции чередовались с периодами контрреволюции – временными отступлениями от общего хода преобразований общества, его прогрессивного развития …

Евразийская мудрость от А до Я

5.

  скачкообразный переход от одного состояния к другому, в отличие от эволюции непрерывного, постепенного количественного изменения. В теории катастроф революция, бифуркация и катастрофа понятия практически тождественные. Переосмысление терминологии позволяет по-другому взглянуть на многие журналистские штампы: «демографическая революция», «информационная революция» , «научно-техническая революция»  и др. звучат как: «демографическая катастрофа», «информационная катастрофа», «научно-техническая катастрофа». Ассоциативный блок. Это не совсем так. …

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

6.

  (социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества. …

Словарь основных понятий по философии

7.

  Переворот, но не любой, а лишь вооруженный и с целью захвата власти. Из политической области это слово было перенесено в другие сферы, например, говорят о революции в физике или спорте. Революция нередко не только морально оправданна, но и необходима, если она направлена против узурпатора, незаконно присвоившего власть, или против тирана, нарушающего принципы справедливости. Однако неверно было бы считать, что прогресс в обществе возможен только благодаря революциям. Это — предрассудок. В действительности революции почти всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страданиями и гибелью людей, так что следует по возможности избегать каких бы то ни было революций. …

Краткий философский словарь предрассудков

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Эволюция в обществознании — это форма развития социума. Факторы, примеры, оценочные критерии

Эволюция в обществознании — это понятие, тесно связанное с процессом становления биологического вида человека в биосоциальный феномен. Есть одно принципиальное отличие человека от животного, что выделяет его среди всего органического мира Земли. Люди живут в социуме, и не просто стаей или прайдом в естественном ареале обитания, а в искусственной среде, которую создают люди, подстраивая под себя и свои биологический нужды любой уголок многообразного мира. Другие виды приспосабливают свой организм и вынуждены проходить естественный отбор в соответствии со средой обитания. Люди меняют биосферу ради своих социальных нужд, в процессе сосуществования друг с другом. Они сами управляют этими целенаправленными изменениями — это важная особенность общественной эволюции.

Биологическую эволюцию человека обществознание связывает с ее становлением в процессе возникновения и развития общественного строя. И дальше на развитие человечества стали оказывать влияние совсем другие, не природные факторы, которые будут описаны ниже.

Что такое эволюция

Определение термина «эволюция» меняется в зависимости от дисциплины. В общем, это синоним слова развитие; без привязки к научной области, означает поэтапное изменение состояния чего-либо или кого-либо. В обществознании эволюция — это одна из форм развития социума. Есть еще две формы — революция и реформа. Опорные слова, характеризующие именно эволюцию в обществознании — это плавное, постепенное изменение общества.

В этом смысле антоним эволюции — революция. Переход из одного состояние общества в другое резкий, скачкообразный. Такой рывок может быть обусловлен не только политическими потрясениями, но и научно-техническим прогрессом, например.

Прогресс и регресс общества

Эти два понятия-антипода сложно описать количественными показателями, но именно их используют для определения, что такое эволюция в обществознании. Наблюдая общественный прогресс (или регресс), рассуждают о таких знаковых моментах:

  1. Благосостояние, качество жизни индивидуумов.

  2. Социальная защищенность граждан.

  3. Нравственность отдельных членов общества и в целом социума, в том числе отсутствие агрессии и противостояния отдельных групп граждан друг другу, например, расизм.

  4. Духовное развитие.

  5. Демократия — она на данный момент считается высшим признаком политического развития общества.

  6. Сопряженная с предыдущим понятием свобода каждого человека на слово, выбор, вероисповедание и прочее независимо от пола, возраста, материального благосостояния, принадлежности общественной организации и других социальных критериев. Все это отражено в Конституции РФ.

Важные факторы

Примеры эволюции в обществознании важно рассматривать в разрезе одного из нескольких оказывающих влияние факторов, которые не надо путать с оценочными показателями эволюции:

  1. Религия.

  2. Культура.

  3. Политическая структура.

  4. Экономическая ситуация.

  5. Институт семьи и брака.

Религия и культура

Религия и культура в обществознании относятся к разным институтам. Синергии этих сил во влиянии на развитие общества в Средние века — интересный пример эволюции общества. Центром развития средневековых наук были именно церковные институты, а самые образованные люди — духовенство. Несмотря на устойчивый стереотип, что церковь во все века преследовала культуру и науку за попытку посягнуть на ее место в общественном строе, среди многих великих ученых немало священников.

Политика и экономика

Пересекаются между собой политика и экономика, влияя на развитие общества в целом. Яркий пример — государственный бюджет, которые тем выше, чем лучше экономическая ситуация в стране. И соответственно, тем больше благосостояние граждан-бюджетников, социально зависимых членов общества, например, безработных или инвалидов, живущих на государственное пособие.

Чем выше уровень национального дохода и меньше инфляция в государстве, тем большее количество граждан принадлежит среднему классу, а уровень бедности в стране не превышает 5 %. Когда экономика терпит кризис, в жизни общества наступает регресс. Все большее число людей попадают из среднего класса в бедный, качество их жизни неуклонно падает — это один из показателей эволюции общества.

В связи с такими факторами, как политика и экономика, будет полезно упомянуть понятие «реформа». Она не является эволюцией в обществознании, это третья форма развития социума. Этот переход одного состояние общества в другой искусственный, чаще всего идущий сверху.

fb.ru

Что такое РЕВОЛЮЦИЯ — простой ответ что это

Революция – это слово которое используется в многих контекстах, но обычно оно предназначено для описания агрессивного свержения правительственной структуры или массового внезапного изменения социальных ценностей. Самым ярким признаком революции, является тот факт, что в большинстве случаев происходит переворот привычных устоев, и все якобы привычные функции, исполняются диаметрально противоположным образом.

 

Простое определение слова революция.

 

Простыми словами, революция – это процесс при котором общество недовольное происходящим в их стране, смещает правительство силовым методом, за исключением так называемых «мирных» революций. Помимо революций, связанных с политическими или социальными аспектами существует множество других разновидностей революций. Это может быть:

  • Культурная революция;
  • Экономическая революция;
  • Сексуальная революция;
  • Научная революция;
  • Промышленная революция

 

 

Этимология слова «Революция».

 

Термин происходит от латинского слова «revolutio», что переводится как: переворот, превращение, изменение, обращение.

 

Причины революции.

 

Самой основной причиной любой революции является недовольство населения сложившимся государственным строем. Так общество может быть мотивировано к совершению переворота низким уровнем заработной платы, ограничением свобод и внутренним государственным терроризмом, классовым неравенством, отсутствием справедливой судебной системы и тому подобными ущемлениями.

В некоторых обществах угнетение может продолжаться сотни лет, прежде чем народ решит действовать против правительства. Как правило, толчком для начала революции могут послужить особо яркие события, которые окончательно переполняют чашу народного терпения. В качестве примера подобных ярких и шокирующих событий, которые послужили началом революции, можно привести избиение студентов сотрудниками «Беркута» в Киеве, Украина.

 

Итог и проблемы революции.

 

Если революция происходит успешно, общество начинает создавать новый политический и социальный строй с учетом потребностей населения. Как правило, данный послереволюционный процесс занимает длительный период времени и требует массу усилий от самого народа. Данный период обычно характеризуется наличием обилия болезненных новых реформ, которые априори тяжело сказываются на привычном строе общества. Тем не менее, как показывает мировая практика, со временем уровень жизни населения повышается, и страна вступает в эпоху стремительного развития.

 

 

Даже когда революционные попытки не увенчались успехом, они могут потенциально привести к значительным социальным изменениям. Когда общество проявляет стремление к значительным социальным изменениям, чаще всего политические элиты идут на уступки, чтобы успокоить ситуацию.

 

К числу проблем, связанных с революцией можно отнести аспекты, связанные с приходом к власти новых, но не совсем честных политиков. Подобные личности, пользуясь нестабильностью в государстве и огромным кредитом народного доверия, используют власть в личных корыстных целях. Они имитируют введение реформ и создают видимость бурной деятельности, но на самом деле они лишь оттягивают время необходимое для личного обогащения.

 

 

Другие революции.

 

В качестве примера научно-технической революции можно привести изобретение компьютера или развитие Интернета. Изобретения, подобные этим, могут обладать способностью радикально изменить общество так же, как любые политические потрясения. Например, изобретение автомобиля изменило общество почти на каждом уровне, затрагивая многие аспекты жизни человека.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

chto-takoe.net

Социальная революция это что такое Социальная революция: определение — Социология.НЭС

Социальная революция

полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего социального строя.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

1. Коренной резкий качеств. переворот во всей соц. структуре об-ва; способ перехода от одной формы соц.политич. устройства к др. 2. Политич. переворот, рез-те к-рого меняется соц. структура власти.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

англ. revolution, social; нем. Sozialrevolution. 1. Коренной резкий качественный переворот во всей соц. структуре общества; способ перехода от одной формы соц.-полит. устройства к другой. 2. Полит, переворот, в результате к-рого меняется соц. структура власти.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социальная революция

способ прогрессивного преобразования общества, означающий перерыв постепенности в его развитии, закономерный скачок от одного качественного состояния к новому, подготовленный предшествующей эволюцией данного общества. С. р. бывают двоякого рода межформационные и внутриформационные. Межформационная С. р. представляет собой способ перехода от низшей общественно-экономической формации к высшей и сам грандиозный процесс этого перехода, занимающий целую эпоху. Истории известны четыре основных типа таких революций: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Внутриформационная С. р. есть способ и процесс перехода общества из одного качественного состояния в другое в рамках одной и той же формации, скачкообразная смена стадий в ее развитии, периодическое восхождение на более высокую ступень. Капитализм прошел по меньшей мере две внутриформационные революции: домонополистический перерос в монополистический, а последний в государственно-монополистический и находится в процессе очередной глубокой трансформации. К разряду внутриформационных С. р. относится переживаемая социализмом радикальная перестройка. Всякая С. р. имеет экономическую, социальную, политическую и духовно-идеологическую основы. Самой глубокой экономической основой любой С. р. является конфликт между выросшими производительными силами и устаревшими общественными (прежде всего производственными) отношениями, когда существующие в обществе порядки перестают стимулировать людей к эффективному использованию и дальнейшему развитию уже имеющихся производительных сил. Социальной базой революции выступают те классы и общественные группы, которые по своему объективному положению в обществе заинтересованы в ней, стремятся и способны ее осуществить. Они же ее движущие силы. Политической основой С. р. является неспособность действующей системы государственной власти и управления конструктивно решать объективно назревшие проблемы. Духовно-идеологическая основа С. р. состоит в уяснении народными массами несовместимости своих интересов с существующим положением вещей. Совокупность этих явлений и служит безошибочным синдромом необходимости коренного революционного переустройства общества. О революционном характере перестройки свидетельствуют масштабность и глубина начавшихся преобразований во всех сферах общественной жизни. Государственная собственность, которая в значительной мере выступала как анонимная, «бесхозная», «разгосударствливается». В том объеме, в каком государственная собственность остается объективно необходимой, она подвергается существенным преобразованиям. Дифференцируясь на общесоюзную, республиканскую и муниципальную, государственная собственность обретает, наконец, конкретных и, значит, ответственных и рачительных хозяев. Ранее бесправные производственные предприятия превращаются теперь во владеющие собственностью самоуправляющиеся трудовые коллективы. Наряду с этим революционная перестройка порождает немыслимые в условиях безраздельного господства административно-командной системы принципиально новые виды и формы собственности. На их основе формируются социально-экономические слои кооператоров, арендаторов, акционеров, семейных и индивидуальных хозяев, всевозможные их ассоциации, что неузнаваемо преобразует социальную структуру общества. Вырастают многообразные общественные организации и движения. Под влиянием всех этих новообразований происходят кардинальные изменения в политической системе общества: она превращается в систему реального народовластия. В духовно-идеологической сфере перемены настолько разительны, что подвели к новому мышлению. Соответствие субъективного фактора объективным условиям является основным законом С. р. Роль субъективного фактора состоит как в том, чтобы на основе наиболее адекватного познания объективных условий не упустить шанс осуществления С. р., когда объективные предпосылки для нее вполне созрели, так и в том, чтобы предостеречь массы от революции, если таких предпосылок еще нет. До их созревания С. р. авантюристична, губительна, катастрофична. Сталинщина полностью игнорировала вопрос о цене революции. Между тем это главнейший вопрос, предопределяющий ее успех или поражение. Цена С. р. всегда должна быть неизмеримо меньше тех лишений, от которых она избавляет народные массы. В противном случае революция неизбежно наталкивается на их же сопротивление и захлебывается в крови. Оптимальным является такое протекание С. р., когда созревание объективных условий для качественных перемен в обществе, осознание этих условий и само осуществление назревших перемен идут в едином ритме. Синхронизация обеспечивается революционными реформами. От обычных реформ как частичных, несущественных преобразований отдельных сторон общественной жизни по инициативе и в интересах преимущественно правящих кругов революционные реформы отличаются тем, что они затрагивают общество в целом, в его основах, осуществляются в виде пакета крупных мер принципиального характера и реализуются под влиянием решительного и организованного, целенаправленного движения народных масс. Подобные реформы, будучи по содержанию С. р., исключают вооруженные формы разрешения общественных противоречий. Более того, революции-реформации не предполагают обязательного насилия в массовых масштабах даже в мирных формах. Понимание всеобщей пагубности разгула насилия в любом виде служит сдерживающим его фактором. При разрешении самых острых конфликтов «верхи» и «низы», различные общественные группы прибегают не к насилию, а к компромиссу социальному. Реальный опыт такого рода, хотя далеко не во всем последовательный и совершенный, накопило социал-демократическое рабочее движение. К. Маркс предвидел наступление времени, когда «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 185), относя его к коммунистическому обществу. Это время наступило раньше. Однако С. р. посредством радикальных реформ возможны не во всех современных обществах, а только в демократически устроенных. В условиях тоталитарных обществ С. р. все еще обречены совершаться в форме взрывов, катаклизмов. С. р. К. Маркс называл локомотивами истории. Ускорение общественного развития в процессе революций происходит по двум главным причинам. Во-первых, революции решают не обычные, а крупнейшие, исторически назревшие задачи поворотного характера. Во-вторых, в решении этих эпохальных задач непосредственным действующим лицом выступают народные массы, чья творческая активность несравнима ни с какой Другой силой как в сокрушении отживших общественных порядков, так и в созидании новых. В С. р. происходит совпадение коренного изменения жизненных обстоятельств с радикальным изменением самих людей. Поэтому революция творит людей в такой же мере, в какой люди творят революцию.

Оцените определение:

Источник: Социологический справочник

voluntary.ru

§ 4. Развитие общества. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский яз

resheba.me

РЕВОЛЮЦИЯ — это… Что такое РЕВОЛЮЦИЯ?

(франц. révolution, от позднелат. revolutio – переворот) – качеств. изменение, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное, прогрессивное развитие. Следует различать Р. как общественно-политич. переворот, охватывающий весь социальный организм, и Р. как качеств. изменение отд. сфер социальной жизни. Р. является проявлением скачка в обществ. развитии (см, также ст. Переход количественных изменений в качественные). Общественно-политич. переворот, будучи социальной Р., необходимым образом связан с господством частной собственности на средства произ-ва и классовыми антагонизмами. Вызревая на основе экономич. противоречий и выступая как наивысшее проявление борьбы классов, социальная Р. обеспечивает поступат. преобразование социально-экономич. структуры общества. В этом плане социальная Р. противоположна контрреволюции, представляющей собой регрессивное, попятное движение в социальном развитии, временно реставрирующее, укрепляющее отжившие обществ. порядки. Как радикальное, качеств. изменение существующих условий и структуры социальной жизни, Р. отличается от эволюции, т.е. постепенного изменения тех или др. сторон обществ. жизни. Р. отличается и от реформы, находясь с ней в сложном отношении, определяемом классовой сущностью самой Р. и реформы. Р. как качеств. изменение отд. сторон социальной жизни вызревают в результате постепенного накопления и обострения противоречий обществ. развития, в результате крупнейших открытий и изобретений. Подобные Р. (в технике, естествознании, философии и т.д.) означают существенную коренную ломку сложившихся принципов, представлений, концепций и проявляются в перестройке соответствующих сфер социальной жизни. Напр., совр. общество – и социалистическое и капиталистическое – переживает научно-техническую революцию, поскольку происходит качеств. перестройка научно-технич. базиса произ-ва, вызванная новейшими достижениями науки и техники. Развитие культуры и науки тоже знает свои Р.: культурные революции в социалистич. странах; в естествознании, вызываемые фундаментальными открытиями; в сфере обществ. знаний, напр. революц. переворот, совершенный в обществ. науках Марксом и Энгельсом. Такого рода Р. не всегда связаны необходимым образом с обществ. антагонизмами; они имели место до сих пор, сохранятся они и в будущем, поскольку в бесклассовом обществе также будут коренные изменения в научно-технич. основе общества, его культуре, науч. знаниях. Науч. раскрытие сущности социальной Р. впервые дал марксизм. Маркс, Энгельс и Ленин показали, что со времени возникновения частной собственности и раскола общества на антагонистич. классы вплоть до перехода к социализму человечество поднимается от одной общественно-экономич. формации к другой, проходя сквозь горнило социальных Р. Каждый тип социальной Р. имеет специфич. черты, обусловленные уровнем экономич., политич. и идеологич. развития общества, объективным содержанием революц. процесса, характером борющихся классов, их орг-ций и их сознательностью. Переход от первобытнообщинного строя к рабовла-дельческому (или феодальному) является социальным переворотом, но, поскольку это был переход от бесклассового общества к классовому, он не имел мн. черт социально-политич. Р. (классы только зарождались, и поэтому не стоял вопрос о смене классового господства и др.). Специфич. взаимосвязь внутр. и внешних факторов, обусловивших гибель рабовладельч. строя, наложила свою печать и на этот первый тип социально-политич. переворота (см. Рабовладельческая формация). В развитом виде Р. выступает при низвержении феодализма, а также при крушении капитализма. При этом существуют глубочайшие качеств. различия буржуазной революции и социалистической революции. По своему происхождению социально-политич. Р. – естеств. результат развития общества, основанного на частной собственности и классовых антагонизмах. Развертывание Р. обусловлено состоянием всего общества, совокупностью внутр. и внешних причин, взаимодействием объективных и субъективных факторов и становится возможным лишь при наличии революционной ситуации. Совершая Р., передовые силы открывают обществу путь в будущее, а сама Р. выступает как «локомотив истории». Социальная Р. – сложный процесс, охватывающий все сферы обществ. жизни; важнейшими взаимосвязанными сторонами этого процесса являются экономич. основа Р., ее движущие силы, вопрос о гос. власти, характер осуществляемых социально-экономич. преобразований. Экономич. основу социальной Р. составляют противоречия способа произ-ва материальных благ. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). При переходе от одной общественно-экономич. формации к другой историч. роль социальной Р. в том и состоит, чтобы разрушить господствующие производств. отношения как устаревшие, тормозящие обществ. развитие, и утвердить новые, соответствующие характеру производит. сил, обеспечивающие их быстрое развитие. Поскольку в ходе истории классового общества развитие производит. сил на определ. этапе вступало в противоречие с рабовладельческой, затем феодальной, наконец, буржуазной частной собственностью на средства произ-ва, осн. типы социальных Р. соответствуют этим переходам от формации к формации, причем особое место среди них занимает социалистич. Р., призванная упразднить частную собственность, перестроить все стороны обществ. жизни на новых, социалистич. началах. Однако даже при учете только экономич. основ переворота все многообразие социально-политич. Р. не может быть сведено к этим трем осн. типам. Во-первых, известны Р., имевшие своей экономич. основой противоречие между развитием производит. сил и определ. сторонами господствующих производств. отношений. Подобные Р. не выводят за рамки данной общественно-экономич. формации, хотя и вносят существ. изменения в систему производств. отношений, ведут к перераспределению существующей собственности. Примером могут служить франц. бурж. Р. 19 в., развертывавшиеся в границах капиталистич. формации. Во-вторых, в 20 в. протекают Р., имеющие своей основой не одно, а два разнородных, хотя и взаимосвязанных, противоречия: с одной стороны, противоречие между развитием производит. сил и отжившими феод. или полуфеод. Производств. отношениями, с другой – противоречие между интересами нац. экономич. развития и гнетом иностр. монополистич. капитала. Таковы народно-демократические революции в Европе и Азии; нац.-демократич., антиимпериалистич., антифеод. революции в ряде стран Азии и Африки и др. В-третьих, в совр. обстановке, в условиях распада колониальной системы империализма развертываются Р., в основе к-рых лежит специфич. противоречие между развитием нац. производит. сил и засильем иностр. империализма. Именно такими являются национально-освободительные революции в странах Азии, Африки и Лат. Америки. Сложное переплетение различных обществ.-экономич. укладов в жизни той или иной страны, особенности ее междунар. положения предопределяют большое разнообразие экономич. основ социальных Р., тех обществ. противоречий, к-рые приводят в движение самые разнородные классовые силы. Движущие силы Р. – это классы, социальные группы и слои, осуществляющие социальный переворот. Состав движущих сил Р. обусловлен ее экономич. основой. В разрешении возникшего конфликта в данном способе произ-ва, в устранении старых производств. отношений и замене их новыми заинтересованы передовые классы общества, громадное большинство его, ибо углубление и обострение этого противоречия ведет к ухудшению экономич. положения нар. масс. Хотя состав и степень участия движущих сил Р. определяется ее экономич. основой, он зависит и от др. факторов (сознательности угнетенных классов, их организованности) и потому имеет по отношению к экономич. основе известную самостоятельность. Во-первых, не в каждой социальной Р. все классы, объективно заинтересованные в ее победе, выступают в качестве ее движущих сил. Так, во франц. революции 1871, имевшей социалистич. направленность, создавшей Парижскую Коммуну как форму диктатуры пролетариата, трудящееся крестьянство практически не приняло участия, хотя объективно его интересы могли быть удовлетворены именно на путях социалистич. переустройства общества. Во-вторых, классы, осуществляющие Р., могут выступать с большей или меньшей активностью, более или менее самостоятельно. В том случае, если широкие массы народа не являются активными участниками борьбы, переворот приобретает характер «верхушечной» Р. (напр., турецкая революция 1908, иракская революция 1958), если же глубочайшие обществ. «низы» активно участвуют в событиях и накладывают на ход борьбы отпечаток своих собств. требований, Р. обретает вид народной революции (напр., рус. революция 1905–07, кубинская революция 1959). Чем глубже назревшее социальное преобразование, тем шире непосредств. участие в нем масс населения. От одного типа социальной Р. к другому неуклонно возрастала сложность революц. задач и одновременно умножалось число творцов социального переворота. В Р., совершаемой различными социальными группами, один из классов, составляющих движущие силы, выступает руководителем, гегемоном. Это – наиболее сознательный и организованный класс, руководимый партией политической и сплачивающий вокруг себя подавляющую часть революц. сил. Обычно класс-гегемон по своему объективному положению является носителем того социального идеала, тех обществ. отношений, к-рые призвана утвердить данная Р. Но возможно и иное положение: поскольку гегемония завоевывается наиболее последоват. и решит. революц. действиями, гегемоном Р. может стать класс, чей социальный идеал еще не осуществляется в данной Р. Так, гегемоном обеих бурж.-демократич. Р. 1905–1907 и Февральской 1917 в России был пролетариат, а не буржуазия, больше боявшаяся решит. победы Р., чем ее поражения. Активные сознат. выступления классов, составляющих движущие силы Р., против существующего строя, – важнейшая черта развивающейся Р., ибо без этого ни обострение экономич. противоречий, ни наличие объективных предпосылок революц. переворота, выражающееся в революц. ситуации, еще не означают Р. Именно активная сознат. деятельность вооруженных революц. теорией масс обусловливает то, что стихийный процесс развития уступает место сознательному, обществ. эволюция – социальной Р. Для победы Р. недостаточно воли и желания большинства народа, тех или иных активных действий масс. На защите старой формы собственности, своих прав и привилегий стоит господствующий класс, к-рый поддерживают его союзники, а также вооруж. сила гос-ва. Чтобы сломить сопротивление этих реакц. обществ. сил, необходимо свергнуть защищающую их гос. власть и утвердить власть революц. классов. Вопрос о гос. власти – осн. вопрос Р. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого к л а с с а есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» (Ленин В. И., Соч., т. 24, с. 24–25). Борьба за социальный переворот неизбежно приобретает форму классовой борьбы за гос. власть, к-рая является орудием сохранения или преобразования существующих обществ. отношений. Поэтому Р. всегда выступает как результат классовой борьбы, протекающей в самых разнообразных формах. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными и реакц. силами, когда обществ. антагонизмы разрешаются путем свержения отжившего и утверждения нового строя. Развитие социальной Р., в зависимости от соотношения борющихся сил, может осуществляться либо немирным путем (посредством вооруж. восстания и гражд. войны), либо мирным путем, когда победа революц. сил достигается без кровопролития. Как показывает историч. опыт, Р. могут происходить в условиях войны, но Р. и война не связаны необходимым образом. Обстановка мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем, борьба за мир способствуют сплочению революц. и демократич. сил. Те классы, к-рые являются движущими силами Р. и создают новую надстройку, причем, как правило, именно класс – носитель исторически новой для данной страны формы производств. отношений и приходит к власти в результате победы Р. Это и определяет в конечном счете ее социальное содержание. Но и здесь нет автоматизма: подобно тому, как классовый состав движущих сил имеет относит. самостоятельность по отношению к экономич. основе Р., так и классовая сущность устанавливаемой власти относительно самостоятельна по отношению к движущим силам Р. Во-первых, у революц. классов может оказаться недостаточно сил, чтобы добиться решит. победы, тогда и новая гос. власть, отражая эту непоследовательность, половинчатость переворота, попадает в руки социальных групп, стремящихся к компромиссу с реакц. силами (так было, напр., во время Р. 1848 в Германии). Во-вторых, в результате решит. борьбы революц. масс к власти могут прийти социальные группы, стремящиеся к наиболее радикальным преобразованиям, для осуществления к-рых еще не сложились необходимые объективные и субъективные условия. Раньше или позже подобные социальные группы, если им не удается опереться на новый подъем Р., уступают место правым силам, что знаменует начало «нисходящей» линии развития социальной Р. (напр., Р. 1789–1794 во Франции). В-третьих, в тех странах, где не разрешены классовые противоречия различных ступеней историч. развития, возникает возможность последоват. социальных преобразований, в ходе Р. к власти может прийти класс, чей социальный идеал должен осуществиться не в данной, а в последующей Р. Если налицо необходимые предпосылки, то революц. преобразования приобретают вид «перманентной» революции: радикальное завершение задач ближайшей Р. перерастает в новую социальную Р. (по этому пути большевики стремились развивать бурж.-демократич. революции в России, так развертывались народно-демократич. революции в ряде стран Европы и Азии). Социально-экономич. преобра-з о в а н и я – решающий итог победоносной Р. Установление новой власти отнюдь не представляет собой самоцели революц. борьбы, это, – лишь гл. условие, важнейшее средство революц. преобразования обществ. жизни. Именно при помощи гос. власти новый класс (классы) получает возможность окончательно сломить сопротивление отживших обществ. групп, отменить законы, охранявшие старый строй, расчистить дорогу для развития обществ. отношений. Экономич. преобразования, осуществляемые Р., наряду с классовой природой ее движущих сил, их гегемона и характером установленной власти определяют в своей совокупности социальное содержание Р., ее тип, ее историч. место в развитии общества. Развертывающиеся в совр. эпоху перехода от капитализма к социализму революц. преобразования, начало к-рым положила Октябрьская социалистич. революция, имеют своим ядром социалистич. Р., а своим гл. опорным пунктом – мировую социалистич. систему, к-рая превращается в решающий фактор обществ. развития. Под определяющим воздействием успехов мирового социализма, в результате нац.-освободит. Р., завершается разрушение колониальной системы империализма. Развитие революц. процессов в освободившихся странах обогащает историч. материализм опытом осуществления нац.-освободит. антиимпериалистич. Р.; нац.-демократич. антифеод. антиимпериалистич. Р.; опытом некапиталистич. развития, представляющего собой революц. преобразования, ведущие к социализму, минуя капитализм и даже феодализм. Все революц. силы современности: мировая социалистич. система, революц. рабочее движение капиталистич. стран, нац.-освободит. движение – расшатывают устои империализма, устои эксплуататорского общества и составляют в своем развитии единый мировой революц. процесс, ведущий прямо или опосредованно к повсеместной замене эксплуататорского общества социализмом. Победа социализма и коммунизма во всемирном масштабе будет означать начало качественно нового этапа истории: ликвидация частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации человека человеком навсегда устранит из жизни общества социальные антагонизмы. Как отмечал Маркс, с этого времени откроется новая полоса развития общества, в к-рой социальные эволюции перестанут быть политич. Р. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 185). См. также ст. Буржуазная революция, Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, Социалистическая революция и лит. при этих статьях.

А. Бутенко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru