Что такое правоведение и что она изучает – Понятие правоведения · Правоведение · Отечественные исследования · Методологические труды · Междисциплинарные исследования · Портал «История Казахстана»
Тема 1 Понятие правоведения
4
Тема: Понятие правоведения
Общая характеристика правоведения.
Предмет правоведения.
Методология правоведения.
Функции правоведения.
Общая характеристика правоведения.
Правоведение относится к числу общественных наук, которая представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений.
Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда право возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии право прошло в своем развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.
Правоведение характеризуется следующими чертами:
научные знания о праве существует в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;
задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;
правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.
Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научных знаний о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения научных и практических задач.
Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.
Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 в. в эпоху разложения феодализма начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии и в разработке принципов борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.
Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций.
Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук, подразделяется на 4 группы:
-1- Общетеоретические и исторические науки – теория права, история государства и права – науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, характеризующие право в современный период и пути его дальнейшего развития. В эту группу входит также история политических и правовых учений, раскрывающая закономерности развития права, формирования научных представлений о праве на различных этапах истории человеческого общества.
-2- Отраслевые юридические науки – раскрывают закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (государственного, гражданского, уголовного, административного и других). Это наиболее многочисленная группа юридических наук.
-3- Науки, изучающие международное право – международное публичное и международное частное право.
Предмет правоведения.
Каждая наука исследует определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет.
Правоведение включает в себя:
1 — сущность и закономерности права, основные компоненты права – правосознание, правоотношения, юридическая ответственность и другие,
2 — закономерные связи права с государством, политикой, экономикой,
3 — закономерности познания права.
В сфере общей теории права раскрываются:
— сущность права
— понятие правосознания
— правоотношения
— система права
— правонарушения и юридическая ответственность
— правотворчество
— правореализация и др.
3. Методология правоведения.
Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают достижение поставленной цели.
Метод правоведения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.
Методологический арсенал правоведения сложен и включает в себя разные по степени общности и познавательным задачам приемы:
всеобщий философский метод. Всеобщность выражает в том, что он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях познания; Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания (объективность, всесторонность познания, исторический подход).
общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Они используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач;
специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;
частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительно-правовые методы, социально-психологические, сравнительно-правовые и другие.
Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее 5 функциях:
-1- Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснят существующую юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юридической науки и практики.
-2- Методологическая функция оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета правоведения. Представители конкретных юридических наук используют в своих исследованиях положения правоведения.
-3- Идеологическая функция связана с формированием совокупности взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения правовой системы, юридических учреждений и правоохранительных органов. Общество вырабатывает и формирует идеи, предложения о том, каким образом можно и нужно усовершенствовать действующее законодательство либо улучшить деятельность юридических учреждений. Предлагаются меры по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в действующем законодательстве прав и свобод личности, признанных нормами международного права и др. При этом одни и те же положения и выводы, проходя через оценки и интересы разных социальных групп, могут порождать различные, порой диаметрально противоположные взгляды и идеи.
-4- Воспитательная функция реализуется в том, что правоведение знакомит студентов с исходными понятиями правовой науки, обучает их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права. Правоведение способствует повышению уровня правовой культуры населения.
-5- Практически-организационная функция реализуется в том, что обобщается передовой законотворческий опыт, развиваются методы толкования права, обеспечивается правильное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявляются социальные и правовые явления, препятствующие реализации норм права; вносятся предложения по систематизации законодательства с учетом потребностей юридической практики.
Таким образом, все функции правоведения обеспечивают его превращение в теоретическую и методологическую базу для решения актуальных правовых задач в сфере науки и практики.
studfiles.net
1. Понятие, предмет и методы правоведения. Правоведение
1. Понятие, предмет и методы правоведения
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Понятие, предмет и методы правоведения
Понятие, предмет и методы правоведения
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
cribs.me
Правоведение — это необходимая наука
В старших классах ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.
Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?
Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение – это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.
Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, что такое хорошо, и что такое плохо, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.
Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться «различать неправое и правое». Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.
Затем вкратце изучаются отдельно право конституционное, семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.
В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.
Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение – это трамплин для получения высшего образования.
Важно знать
Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая профессиональная деятельность таких специалистов. Ведь на латыни правоведение – это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.
fb.ru
Правоведение — это… Что такое Правоведение?
Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
- Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
- Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
- Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
- Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.
История
Античность
Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.
Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана[1].
Средневековье
Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.
В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.
В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.
В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.
У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.
Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом с сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла — первый трактат по общему праву[2], а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.
Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.
Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).
Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.
Новое время
Англия
Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).
Хорошо известно также сочинение Кока общего характера — «Institutes of the laws of England». Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века).
Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.
Франция
К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.
После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.
Германия
По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).
Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).
В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.
Россия
Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции[1].
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.
Современная юриспруденция
Юридическое образование
В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.
Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей)[1].
В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.
Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.
В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).
Российская Федерация
Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.
Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).
Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.
Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:
- общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
- применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
- отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т.д.
- а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.
На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.
Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.
В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.
После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.
Примечания
Литература
Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.
Смотри также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
что это? Право, юриспруденция. Институт юриспруденции
За долгий период научной практики, длившийся тысячелетиями, специалисты пришли к выводу, что под юриспруденцией нужно понимать науку, исследующую право и государство. Это своеобразная теоретическая форма и метод производства и усовершенствования юридических знаний. В то же время она представляет собой совокупность распространённых в обществе сведений о праве.
Истоки науки
Ещё во времена Древнего Рима юриспруденция обосабливается в отдельную науку (около 3 века до н.э.). Живший тогда учёный Цельс определял её как ars boni et aequi, в переводе с латинского языка – «искусство добра и эквивалент равновесия справедливости, соответствия, соразмерности». Но было и другое мнение: юрист Ульпиан утверждал, что наука эта — «знание правового и неправового». Многие из нас и сейчас не могут достоверно объяснить суть буквального смысла определения «юриспруденция»: что это и зачем она нужна. В строгом смысле слова и при точном переводе с латинского термин состоит из двух частей: «juris» — право и «prudential» — знание, наука, т.е. подразумевает науку, изучающую право, которая преподаётся в академической среде учебных заведений. Хотя римская юриспруденция, прежде испытавшая на себе влияние умозаключений из древнегреческой правовой и политической наук, позже стала исходной точкой для основания и развития европейского типа этой науки как Средневековья, так и Нового времени. Наряду с этим обстоятельством возникла она и в России.
Право на Руси
Развитие отечественной юриспруденции начинается с образования Московского и Санкт-Петербургского университетов — в 1755 и в 1819 годах соответственно. По мнению Э.В. Кузнецова, фундаментальные основы для русского правоведения заложены именно отечественными университетами, благодаря чему дальнейшая история развития этой науки в нашей стране не может быть отделена от развития данных учебных заведений. На первых порах преподавание юридической дисциплины велось при участии иностранных профессоров. Со временем были приняты и отечественные специалисты. Одним из первых стал профессор права С.Е. Десницкий, благодаря ему в развитие российской науки внесён существенный вклад по определению термина «юриспруденция». Что это — отдельная дисциплина, специалисты осознали именно благодаря ему.
Закладка и упорядочение теоретических основ русской юриспруденции тесно переплетались с идеями Б.А. Кистяковского, Л.И. Петражицкого, С.А. Муромцева, Ф.В. Тарановского, П.И. Новгородцева и др. Возникновению сети отраслевых специфических дисциплин способствовали труды Н.С. Таганцева — «Русское уголовное право» в 2-х томах, 1902 г., Н.М. Коркунова – «Русское государственное право» в 2-х томах, 1893 г., Г.Ф. Шершеневича – «Учебник русского гражданского права», 1907 г., «Учебник торгового права», 1914 г.
Свойства учения
Что нам известно в общетеоретическом смысле про такую дисциплину, как юриспруденция? Что это — самостоятельная ветка науки, которая требует определения предмета её изучения и метода познания. Здесь можно уточнить, что объектами для неё служат право и государство, а предметом – их основополагающие свойства. Юриспруденция заметно расширилась при взаимодействии с социологией и психологией, политической теорией и этикой. Подобное расширение объясняется тем, что вышеназванные дисциплины пересекаются с предметами, в свою очередь тесно связанными с правом. И если само по себе учение имеет целью отграничить познание права от близких по смыслу отраслей, то делает это из-за стремления избежать такого явления, как методологический синкретизм. Оно способно исказить сущность правоведения и стереть естественные границы (см. точнее: «Чистое учение о праве» Ганс Кельзен, 1988). По аналогии со всякой наукой, юриспруденция имеет только один предмет. В связи с этим, два заметно разных объекта — право и государство — исследуются и изучаются в качестве двух необходимых компонентов.
Система науки о праве
Юриспруденция — что это такое? Это совокупность теоретических знаний о законах, разного рода правах и обязанностях, отношениях — как между гражданами, так и с государством. Она подразумевает умение применять полученные знания на практике, с её помощью ведутся разбирательства, прения, разрешаются споры. В числе функций юриспруденции можно выделить основные направления теоретического постижения права. Её система состоит из совокупности наук, всесторонне изучающих закон. К тому же эти доктрины образуют характерную статическую структуру. В общих чертах она выглядит следующим образом.
- Отраслевые науки – право конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое и др.
- Межотраслевые – экологическое право, судоустройство и др.
- Наука сравнительного права.
- Дисциплины международного права – международного публичного, международного частного, космического и др.
- Прикладные юридические доктрины – юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина и др.
Развитие правовой мысли
Суть юриспруденции пронизана конфликтом двух противоположных типов правопонимания — легистского (тоталитарного) и юридического. Этим двум главным типам соответствуют две различные концепции науки. Если юриспруденция исходит из различения права и закона и опирается на антилегистское понимание, то она относится к юридическому классу учения. И наоборот, при отождествлении права и закона и с точкой опоры на легистском толковании относится к тоталитарному типу. Действительному развитию правовой мысли присущи плюрализм и взаимодействие различных мнений и позиций. Они расположены между двумя полюсами правопонимания, но встречается и причудливое сочетание типологически разных идей. Однако этим не обесценивается юриспруденция, обучение которой приводит к её пониманию как науки, поскольку в конечном счёте именно конкретный тип толкования определяет теоретический смысл его метода в роли единой дисциплины о праве и государстве.
Понятие института
К юриспруденции применим такой термин, как «институт». Он означает совокупность норм, затрагивающих одно или несколько пересекающихся отношений. Эти обстоятельства, не будучи случайными образованиями законодателя, а определяя конкретную и неизбежную связь составных частей, обусловленную структурой жизненных явлений (этических, экономических, социальных), поддаются при детальном изучении классификации, позволяющей установить между нормами внутреннюю зависимость, что сводит их к одним факторам формирования. Изучение юридических отношений происходит при помощи расположения по подчинённым или соподчинённым группам. Всякая из этих групп называется институтом. Например, говорят об институте договора, наследования, собственности, семьи. Также бывают образования более мелкие, входящие в состав любого из перечисленных выше. Институт юриспруденции — не такой уж постоянный тип правовых отношений, но всего лишь обобщение норм, значимых для данного отрезка времени.
Юридическая специализация
Обладая правовыми знаниями и применяя их, юристы обеспечивают верховенство права и воздействие контроля за соблюдением норм закона во всех сферах жизни общества. Чтобы овладеть фундаментом, базисом знаний в этой сфере, нужно пройти обучение, которое предлагают юриспруденция, вузы данного направления. Степень преподавания необходимых дисциплин разнится сроками и нагрузками, в числе которых есть варианты обучения продолжительностью пять или шесть лет (по желанию — дополнительно магистратура (2 года)).
В юриспруденции выделяется несколько специализаций. Их отличает набор дисциплин, который оказывает определённое влияние на выбор будущей профессии студентом, имеющим на это право. Юриспруденция распределяется на следующие специализации: государственно-правовая, международно-правовая, гражданско-правовая, а также уголовно-правовая. В рамках этой классификации также изучаются другого рода дисциплины: вопросы международного права, права человека, международная безопасность и т.д.
Юриспруденция в обществе
Правовая культура считается одной из форм, где в той или иной мере бывает представлена культура нашего общества. Юриспруденция – специальность широкого формата. Изучение, исследование и применение правовых отношений неизбежно покоится на основополагающих понятийных характеристиках современного развитого общества (соотношение социологии и культурологии). Юридическая ответственность – это разновидность социального поручительства, которое находится в сфере изучения психологии. Все это сводится к сути отношений индивидов к законам государства. Как правило, человек, попавший в затруднительную ситуацию, вряд ли сможет самостоятельно разобраться в огромном количестве законодательных актов, чтобы выбрать наиболее подходящий из них для применения в свою пользу. Для того и существуют юристы, чтобы была проделана такая работа. Юриспруденция помогает им адекватно оперировать новшествами в законодательстве, компетентно проконсультировать и помочь обратившемуся за юридическими услугами конкретному человеку.
fb.ru
Понятие правоведения · Правоведение · Отечественные исследования · Методологические труды · Междисциплинарные исследования · Портал «История Казахстана»
ПРАВОВЕ́ДЕНИЕ — наука о праве, законоведение.
Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.
Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.
Правоведение позволяет понять:
1) сущность права и государства;
2) возникновение и развитие государства и права;
З) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.
Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.
Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.
Предметом правоведения являются:
1) система основных правовых понятий;
2) государство как общественно-политическое явление
З) право как социально-политического явления общественной жизни; 4) взаимосвязь между государством и правом;
5) основные понятия и положения различных отраслей права.
Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:
1) всеобщий – основан на следующих положениях:
А) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии.
2) общенаучные методы:
а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния.
3) частно-научный метод:
А) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
Б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
В) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.
Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.
e-history.kz