Что такое нтр в обществознании – НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, это что такое НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,: определение — Философия.НЭС

Содержание

Доклад по обществознанию на тему:»ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

3.1 Влияние развития техники и технология на жизнь людей

Все многообразие технических достижений, которые реализовывались в истории цивилизации, современный американский социолог О. Тоффлер 1представляет в виде трех технологических волн, которые радикально повлияли не только на облик экономики, но и на культуру общества, его ценности:

— первая волна была связана с возникновением аграрного хозяйства. Аграрное общество использовало примитивные технологии, основанные на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение. Доминирующим в них было применение ручного труда. Хозяйственная деятельность людей представляла собой земледелие, скотоводство, рыболовство, примитивное ремесло;

— вторая волна — это комплекс технологий, обеспечивающих массовое, стандартное производство, характерное для индустриального мира, подобного огромной машине. Для него, по мнению О.Тоффлера, характерны централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы;

— третья волна связана, прежде всего, с созданием информационного общества.

Распространение третьей волны меняет характер труда. Рутинный, повторяющийся, монотонный, дегуманизированный труд уходит в прошлое. Такого рода работу лучше человека может сделать вооруженная компьютером современная техника.

Появляется возможность уйти от конвейера с его расчленением труда на отдельные примитивные операции. Сегодня один человек может произвести конечный продукт, причем не в стандартном, а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. Вместо жесткого режима работы появляется возможность иметь подвижный ее график. Резко возрастает значимость малых предприятий. Многие виды работы оказывается возможным делать дома.

«Драматизируя различия, мы должны сказать, — пишет О.Тоффлер, — что в старом, массовом промышленном производстве главными были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и творчество». Экономика периода второй волны требовала от человека исполнительной точности, умения подчиняться власти, смирения с пожизненным трудом. Экономика периода третьей волны требовала от человека творчества, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, разностороннего развития.

2

3.2 Социально-экономические последствия научно-технической революции

НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др.

НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР —интеллектуализация всех видов деятельности людей.

Однако НТР таит в себе и серьезные опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе.

Социально-экономические последствия научно-технической революции:

1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;

2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;

4) усиливается социальная направленность экономического роста;

5) обостряются проблемы занятости населения;

6) во весь рост встают экологические проблемы.

Таким образом, наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Уже в сегодняшней реальности предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий НТР стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предлагает своевременное предвидение конкретных опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. На первый план сегодня выходит проблема гуманистического использования достижений научно-технического прогресса в интересах общества, в интересах духовного обогащения всего человечества.

3

1 О. Тоффлер. Третья волна. М.: АСТ, 2004. — 784 c

2 Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2001.

infourok.ru

Подготовка к ОГЭ обществознание: Научно-техническая революция и глобализация

Научно-техническая революция (НТР) — скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы), переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Вспоминаем: неолитическая революция (VIII−VII тыс. до н. э) → зарождение аграрного общества → Промышленная революция XVII−XVIII веков → зарождение индустриального общества → научно-техническая революция 2-й половины ХХ века → зарождение постиндустриального общества.

НТР представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса (НТП), начавшийся с середины XX в. и связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества → отсюда возникновение нового фактора производства — информации).

Одним из наиболее ярких проявлений НТР является процесс глобализации, охвативший мир в конце ХХ века.

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации.

 

 Общим следствием глобализации являются:

  1. мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций;
  2. миграция капитала; 
  3. миграция человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты;
  4. приведение законодательства, а также экономических и технологических процессов к единому стандарту;
  5. сближение культур разных стран;
  6. создание единой информационной сети;
  7. создание единой транспортной сети.

НТР и глобализация — очень противоречивые процессы, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

ПОСЛЕДСТВИЯ НТР И ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ПозитивныеНегативные
Экономические
  • Появление и развитие универсального единого экономического механизма, охватывающего весь мир.
  • Уменьшение числа занятых в производстве (автоматизация и компьютеризация производства) и, как следствие, — снижение издержек производства.
  • Применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов.
  • Овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях.
  • Рост капиталовложений в наукоёмкие производства.
  • Рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодёжи, вызванной как циклическими спадами производства, так и развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики при одновременном процессе свёртывания старых отраслей и отмирании некоторых традиционных профессий.
  • Многочисленные экологические проблемы, вызванные глобальным промышленным загрязнением планеты.
  • Господство единого стандарта производства и потребления.
  • Игнорирование экономических и национальных особенностей развития разных стран.
Политические
  • Интеграция мирового сообщества, коллективное обсуждение наиболее ключевых вопросов развития современного мира.
  • Возникновение международных политических организаций (ООН, НАТО, МВФ, ЕС, ОПЕК и пр.)
  • Стремление наиболее развитых государств к политическому и экономическому лидерству приводит к резкому проявлению национализма в менее развитых странах.
  • Многочисленные политические глобальные проблемы — угроза третьей мировой войны, локальные военные конфликты и т. п.
Социальные
  • Изменение социальной структуры общества (переход от классовой структуры к стратовой).
  • Изменение облика рабочего класса, прежде всего в его отраслевой и профессиональной структуре, а также в его квалификации.
  • Гендерные изменения в обществе (женскаяэмансипация и т. п.) 
  • Неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей (маргинализация илюмпенизация части общества, особенно в странах третьего мира).
  • Демографические проблемы (перенаселение Земли, диспропорция в уровне рождаемости в развитых странах и странах третьего мира).
Духовные
  • Возрастание роли научных знаний.
  • Развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования.
  • Утрата особенностей национальных культур, навязывание стандартного образа жизни, игнорирование национальных обычаев и традиций.
  • Техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе, но и людям

oge9ob.blogspot.com

Научно-техническая революция (НТР)

Научно-техническая революция (НТР) — это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования — одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ — руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор.

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал — первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В развивающихся странах ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое.

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе.

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор.

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и географическое положение отдельных государств.

geographyofrussia.com

Научно-техническая революция (НТР) [Достижения второй половины 20 века]

Учёные выделяют несколько основных черт НТР:

  • Универсальность, всеохватность — распространение на все отрасли и сферы человеческой деятельности.
  • Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразова­ний — сокращение времени между открытием и его внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление.
  • Рост наукоёмкости производства, повышение требований к уровню квалификации кадров.
  • Военно-техническая революция — со­вершенствование всех видов вооружения.

Одно из направлений НТР было связа­но с открытием новых материалов. После Второй мировой войны резко возросли до­быча и промышленный спрос на нефть. Сравнительно дешёвая араб­ская нефть доставлялась танкерами в портовые города (такие как Роттердам), которые в 1950-1960-е гг. стали центрами развития но­вой отрасли промышленности — нефтехимии. В 1950-х гг. были усо­вершенствованы процессы производства пластмасс при низком дав­лении и низкой температуре. Литьё под давлением, прессование и выдувание дали возможность изготавливать из пластмасс недоро­гие игрушки, кухонные принадлежности и тысячи других вещей. Пластмассы привели к революции в промышленности, заменив дере­во и металлы в машиностроении и дизайне. Нефтехимия производит синтетическую резину, моющие средства, искусственные удобрения и многое другое. Изготовление из нефти полиамидных волокон по­зволило создать прочные нити для текстильной промышленности.

Атомная энергетика

Ещё во время Второй мировой войны американским и британ­ским учёным удалось овладеть атомной энергией. В 1942 г. первый экспериментальный атомный реактор был запущен в США, а позд­нее на свет появилось и ядерное оружие, которое 6 и 9 августа 1945 г. было применено США при бомбардировке мирных япон­ских городов Хиросима и Нагасаки. В 1946 г. группа советских учё­ных под руководством академика И. В. Курчатова ввела в действие советский атомный реактор, оказавшийся первым на территории Европы. «Приручение атома» стало настоящей революцией и в во­енном деле, и в развитии мирной атомной энергетики.

Вторая половина XX в. началась с открытия термоядерного син­теза, что привело к созданию водородной бомбы.

АЭС

В 1954 г. вступила в строй первая в мире атомная электростан­ция (мощностью 5 МВт), построенная в СССР в городе Обнинске. Затем АЭС стали появляться в США, Великобритании, Франции и других странах. В начале XXI в. в мире насчитывается более 400 атомных реакторов. Лидерами в производстве атомной энергии являются США, Франция, Япония, Германия и Россия, а крупней­шая АЭС (Касивадзаки-Карива) действует в Японии. АЭС обеспе­чивают человечество огромным количеством энергии, а ядерное оружие является одним из самых мощных видов вооружения в ис­тории человечества. Но они небезопасны — не раз случавшиеся аварии на атомных подводных лодках, атомных электростанциях и других подобных установках приводили к человеческим жертвам и экологическим катастрофам.

Реактивная техника

Одновременно с исследованиями в атомной сфере человечество быстро осваивало реактивную технику. Военная авиация уже в пер­вые послевоенные годы превратилась в реактивную, что позволило увеличить скорость и дальность полётов.

Исследование космоса

Наиболее значимые шаги были сделаны во второй половине XX века в сфере исследова­ния космического пространства. 4 октября 1957 г. запуск первого советского спутника (для исследования околоземного пространст­ва) под руководством академика С. П. Королёва открыл космиче­скую эру в истории человечества. Американцы не сразу сумели вывести на орбиту свой аппарат, но в январе 1958 г. в космосе ока­зался разработанный в США «Эксплорер-1». Полёт в космосе пере­стал быть фантазией литераторов и превратился в реальную тех­нологию. К космическим исследованиям были привлечены луч­шие силы мировой науки.

Между США и СССР началась настоящая «космическая гонка», в ходе которой было сделано немало важных достижений. 12 апре­ля 1961 г. советский космонавт Юрий Гагарин стал первым чело­веком, побывавшим в космосе. В 1969 г. астронавты США Нил Армстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории земной цивилиза­ции высадились на Луне. В 1960-е гг. американское космическое агентство НАСА с помощью межпланетных станций занялось ис­следованиями Луны, Венеры и Марса, а также исследованием Солнца и звёзд в ультрафиолетовой и рентгеновской областях спектра (что возможно лишь за пределами земной атмосферы). На Землю был доставлен лунный грунт, спускаемые аппараты достиг­ли поверхности Венеры, Марса и Юпитера, автоматические меж­планетные станции начали свой путь к более далёким планетам Солнечной системы.

Компьютерные технологии

Основным стержнем научно-технической революции являлись компьютерные технологии, развитие которых приобрело неви­данные темпы. Первый в истории американский компьютер ЭНИАК (1946 г.) состоял из 18 тыс. электронных ламп, потреблял 50 тыс. Вт энергии, занимал целую комнату и ве­сил 30 тонн. Однако его возможности были не больше, чем у современного персонального компьютера, хотя последний дей­ствует в 100 раз быстрее и потребляет гораздо меньше электро­энергии.

Основа электронной технологии — транзистор — был изобретён в 1947 г. в США, но первыми в радиоаппаратуре его использовали японцы (1952 г.), а первый транзисторный компьютер появился в 1955 г. для ВВС США. Инте­гральная микросхема, изобретённая в 1958 г. американскими специалистами Д. Килби и Р. Нойсом, а затем — микропроцессор, созданный в 1971 г. Т. Хоффом, позволили создать новое поколение компьютеров, до того крайне громоздких и неудобных. В 1977 г. американцы С. Джобс и С. Возняк собра­ли первый персональный компьютер Apple I, а четыре года спустя компания IBM выпустила свой первый персональный компьютер под управлением опера­ционной системы MS-DOS, разработанной фирмой «Майкрософт».

Хирургия

До Второй мировой войны хирурги редко проводили операции на чувствительных органах, таких как глаз, внутреннее ухо или мозг. Начиная с 1950-х гг. стали применяться новые технологии в хирур­гии, позволившие проводить уникальные операции на человече­ском теле. Мощные микроскопы, лазеры и ультразвук представ­ляют собой лишь некоторые из этих технологий. Использование ядерно-магнитного резонанса позволило врачам получать трёхмер­ные изображения внутренних органов человека, ставить точные диагнозы и определять пути лечения. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Генетика

Молекулярная биология, нейрофизиология, эндокринология и другие новые дисциплины начали объяснять механизм генетиче­ской наследственности и изменчивости. Наиболее важное откры­тие было сделано в 1953 г. в Кембридже, когда Дж. Уотсон и Ф. Крик сумели расшифровать двуспиральную конфигурацию де­зоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), которая оказалась подоб­на витой лестнице, состоящей из сахаров и фосфатов, связанных между собой перемычками из различных кислот. Эта структура, подобная фантастически сложному живому компьютеру, задаёт программу, которая сообщает клетке, какой белок производить, то есть определяет ядро созидательной опе­рации. Удивительна скорость, с которой этому открытию нашли множество прак­тических применений. Период между созданием теоретической базы ядерной физики и реальным производством ядер­ной энергии равнялся полувеку. В новой биологии этот интервал занял менее два­дцати лет.

В 1972 г. учёные из Калифор­нии открыли ферменты, которые позво­лили расщеплять и комбинировать или соединять её элементы для конкретных целей. Новая ДНК помещалась обратно в свою клетку или в бактерию. Затем этот искусственно созданный микроорганизм подкармливался пита­тельными веществами, и из него извлекались ферменты по техно­логии, которая уже более полувека используется в фармацевтиче­ской промышленности и для производства антибиотиков.

Успехи генной инженерии дали возможность в 1997 г. впервые клониро­вать (копировать, искусственно создать) сложный организм млеко­питающего — овцу Долли. Большая международная программа «Ге­ном человека» позволила определить место каждого из многих миллионов атомов в молекуле ДНК. Человечество вплотную подо­шло к искусственному созданию человека. От этого шага междуна­родное учёное сообщество скорее останавливают моральные ас­пекты, чем техническая недостижимость этого чуда.

Картинки (фото, рисунки)

  • Первые компьютеры
  • Дж. Уотсон и Ф. Крик
На этой странице материал по темам:
  • Транспортная революция во второй половине 20 века

  • 2. основные направления развития и достижения научно-технической революции

  • Главные открытия 20 века нтр

  • Достижения в компьютерных технологиях 19 века сообщение

  • Какие новые предметы появились в ходе нтр

Вопросы к этой статье:
  • В чём заключались особенности развития науки в середине XX в.?

  • Назо­вите основные научные достижения в период научно-технической революции.

wikiwhat.ru

Наука и НТР Обществознание Наука Как особая

Наука и НТР Обществознание

Наука Как особая система знаний Как система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, вырабатывающими, хранящими и распространяющими знания Как особый вид деятельности – система научных исследований Признаки науки Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

Функции современной науки Культурномировоззренческая Определяет мировоззрение, которое превращается в составную часть культуры Непосредственная производительная сила общества Наука – мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Данные науки используются для разработки социальноэкономических программ

Классификация наук По объекту изучения Точные науки Технические науки О числах и О технике и количественны механизмах х отношениях Естественные науки Общественны Гуманитарные е науки О природе Об обществе О человеке, его мышлении и познании Примеры наук математика Механика, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, Психология, философия, логика, политология, гносеология юриспруденци я, социология, экономика

Классификация наук По направленности и непосредственному отношению к практике Фундаментальные науки ________ Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления __________ Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные Прикладные науки ___________ Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач Вице-президент Академии наук В. А. Стеклов, математик: — Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С. Ф. Платонов, историк: — Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20 -х ее. XX в. на заседании Академии наук

Отличие от искусства: отражает мир в понятиях, категориях, законах, правильность, истинность которых проверяется практикой Отличие от других видов деятельности: результат не бывает известен заранее, а принципиально нетрадиционен и является приращением нового знания Особенности науки Отличие от обыденного познания: глубокое проникновение в суть явлений, теоретический характер этих знаний, ориентация на поиск того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам, более того, скрыто от них Принадлежит всему человечеству (научные знания – достояние всех) Преемственность научных знаний: сотрудничество не только с коллегами – современниками, но и своими предшественниками, кроме того, ученый работает для будущих поколений, включает свой труд в будущие исследования

Возникновение и становление науки Исторически наука возникла из практики и развивается на ее основе Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства

Пути появления новых наук дифференциация Расчленение, дробление традиционных наук на новые ветви и направления Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и др. интеграция Объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее известных Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и др. Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо в их переплетении

Не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства Испытывает резкий рост числа ученых и научной информации Все более характеризуется переходом от предметной к проблемной ориентации для решения определенной крупной теоретической или практической Современная наука, или «Большая наука» Пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними Ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития

Оценка роли современной науки Сциентизм ___________ Утверждение «наука превыше всего» ; предложение всемерно внедрять науку в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности; отожествление науки с естественноматематическим и техническим знанием, расчет, что с помощью только одной науки можно решить все общественные проблемы; принижение или отрицание социальных наук Антисциентизм ___________ Резкая критика науки и техники, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей; отрицание науки и техники как сил враждебных и чуждых человеку, разрушающих культуру (негативные последствия НТР, обострение экологической ситуации, военная опасность)

Наука и общество Создает Представления искусственную человека природу – о природе техносферу Наука создает картину мира Представления человека о самом человеке и о его месте в природе и обществе Представления человека об обществе Создает и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науке Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Шутка академика Л. А. Арцимовича

Этапы НТР 50 -е гг. XX в. 60 – 70 -е гг. – I этап Начало НТР, появление самого термина Автоматизация производственных процессов: появление еще одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за ее работой Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, легкость, энергоемкость, удешевление) Современная наука составляет важнейший компонент научнотехнической революции (НТР), ее движущую силу. С конца 70 -х гг. – II этап НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

Главные черты НТР Бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производственную силу Коренные изменения в технической базе производства: широкое применение электронно-вычислительной техники и роботов, появление абсолютно новых химических материалов, открытие и использование новых видов и источников энергии (атомная, термоядерная)

Применение роботов (автоматически управляемых машин) Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна и др. ) Использование новых видов энергии Достижения НТР Освоение космоса Использование лазеров в технике

Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР

Технологические революции в истории человечества VI – IV тыс. л. до н. э. Неолитическая революция: переход от присвающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию) XVIII – XIX вв. Промышленная революция: переход от ручного труда к машинному производству Середина XX в. Научно-техническая революция: превращение науки в производительную силу, ускорение технологического обновления производства Конец XX в. Информационная революция: массовое использование компьютеров и переход к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей

Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ № 1 г. Семенова Нижегородской области

present5.com

IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия

Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине ХХ века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. ХХв. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция— длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале ХХвв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты: электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленностисти. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.1 Научная деятельность стала массовой профессией. Во II-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1). .Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.1

2). Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общества.

3).Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сократить затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.

4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства из простого процесса труда в научный процесс.

5). Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок сокращения ручного труда и замены его механизированным. В дальнейшем происходит автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

6). Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7). Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности, гигантским развитием средств массовой коммуникации.

8). Ростом уровня общего и специального образования и культуры населения.

9). Увеличением свободного времени.

10). Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли социальных наук.

11). Резким ускорением всех общественных процессов, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых глобальных проблем.

Наряду с основными чертами НТР можно выделить определенные этапы ее развития и главные научно-технические и технологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цепной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного оружия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскрытии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке молекулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между живыми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт научно-технической революции и определили главные естественнонаучные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40-х – 50-х годах ХХ века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х годов ХХ столетия начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине ХХ века (в силу чего второй этап НТР получил даже наименование «научно-технологической революции»). К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил существенно повысить их эффективность. Например, гибкие автоматизированные производственные системы для обработки предмета труда по-прежнему используют традиционные резание и сварку, а применение новых конструкционных материалов (керамики, пластмасс) позволило существенно улучшить характеристики давно известного двигателя внутреннего сгорания. «Поднимая известные пределы многих традиционных технологий, современный этап научно-технического прогресса доводит их, как представляется сегодня, до «абсолютного» исчерпания заложенных в них возможностей и тем самым готовит предпосылки для еще более решительного переворота в развитии производительных сил».1

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-технологическая революция»,заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры как неживой, так и живой материи. Поэтому не случайна та роль, которую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клонирования высших животных (а в возможной перспективе – и самого человека). Конец ХХ столетия ознаменовался небывалыми успехами в расшифровке генетической основы человека. В 1990г. стартовал международный проект «Геном человека», ставящий целью получение полного генетической карты Homo sapiens. В этом проекте принимают участие более двадцати наиболее развитых в научном отношении стран, включая и Россию.

Описание генома человека ученым удалось получить значительно раньше планировавшихся сроков (2005-2010гг.). Уже в канун нового, XXI века были достигнуты сенсационные результаты в деле реализации указанного проекта. Оказалось, что в геноме человека – от 30 до 40 тысяч генов (вместо предполагавшихся ранее 80-100 тысяч). Это ненамного больше, чем у червяка (19 тысяч генов) или мухи-дрозофилы (13,5 тысячи). Однако, по словам директора Института молекулярной генетики РАН, академика Е.Свердлова, «сетовать на то, что у нас меньше генов, чем предполагалось, пока рано. Во-первых, по мере усложнения организмов один и тот же ген выполняет гораздо больше функций и способен кодировать большее количество белков. Во-вторых, возникает масса комбинаторных вариантов, которых нет у простых организмов. Эволюция весьма экономна: для создания нового занимается «перелицовкой» старого, а не изобретает все вновь. Кроме того, даже самые элементарные частицы, вроде гена, на самом деле невероятно сложны. Наука просто выйдет на следующий уровень познания».2

Расшифровка генома человека дала огромную, качественно новую научную информацию для фармацевтической промышленности. Вместе с тем оказалось, что использовать это научное богатство фармацевтической индустрии сегодня не по силам. Нужны новые технологии, которые появятся, как предполагается, в ближайшие 10-15 лет. Именно тогда станут реальностью лекарства, поступающие непосредственно к больному органу, минуя все побочные эффекты. Выйдет на качественно новый уровень трансплантология, получит развитие клеточная и генная терапия, радикально изменится медицинская диагностика и т.д.

Еще одним из перспективнейших направлений в области новейших технологий является нанотехнология. Сферой нанотехнологии – одного из перспективнейших направлений в области новейших технологий – стали процессы и явления, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют примерно 10 атомов, расположенных вплотную один за другим). Еще в конце 50-х годов ХХ века крупный американский физик Р.Фейнман высказал предположение, что умение строить электрические цепи из нескольких атомов могло бы иметь «огромное количество технологических применений». Однако тогда это предположение будущего нобелевского лауреата никто не воспринял всерьез.1

В дальнейшем исследования в области физики полупроводниковых наногетероструктур заложили основы новых информационных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имеющие огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей, были отмечены в 2000 году Нобелевской премией по физике, которую разделили российский ученый, академик Ж.А.Алферов и американские ученые Г.Кремер и Дж.Килби.

Высокие темпы роста в 80-х – 90-х годах ХХ века информационно-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широкого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масштабами использования и качественным уровнем развития невещной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему предшествует, определяет его соответствие меняющимся условиям, завершает превращение производственных процессов в научно-производственные.

Начиная с 80-х годов ХХ века, сперва в японской, затем в западной экономической литературе получил распространение термин «софтизация экономики». Его происхождение связано с превращением невещного компонента информационно-вычислительных систем («мягких» средств программного, математического обеспечения) в решающий фактор повышения эффективности их использования (по сравнению с совершенствованием их вещной, «твердой» аппаратной части). Можно сказать, что «… возрастание влияния нематериальной составляющей на весь ход воспроизводства является сутью понятия софтизации».1

Софтизация производства как новая технико-экономическая тенденция обозначила те функциональные сдвиги в хозяйственной практике, которые получили распространение в ходе развертывания второго этапа НТР. Отличительная черта этого этапа «… заключается в одновременном охвате практически всех элементов и стадий материального и нематериального производства, сферы потребления, создания предпосылок для нового уровня автоматизации. Этот уровень предусматривает объединение процессов разработки, производства и реализации продукции и услуг в единый непрерывный поток на базе взаимодействия развивающихся сегодня во многом самостоятельно таких направлений автоматизации, как информационно-вычислительные сети и банки данных, гибкие автоматизированные производства, системы автоматического проектирования, станки с ЧПУ, системы транспортировки и накопления изделий и управления технологическими процессами, робототехнологические комплексы. Основой для такой интеграции выступает широкое вовлечение в производственное потребление нового ресурса – информации, что открывает пути для трансформации дискретных ранее производственных процессов в непрерывные, создает предпосылки для отхода от тейлоризма. При компоновке автоматизированных систем используется модульный принцип, в результате чего проблема оперативного изменения, переналадки оборудования становится органической частью технологии и производится с минимальными издержками и практически без потерь времени».2

Второй этап НТР оказался в значительной сиепени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во много обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного конторского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на информационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления (персональный компьютер, например, уже превратился в обычный предмет домашнего длительного пользования).

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав основных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематериального производства. Создаются новые отрасли, масштабы которых сопоставимы с отраслями материального производства. Например, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годов превысила в денежном исчислении объемы производства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа –, судо – или станкостроение.

На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разрабатываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.1

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во много станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения «полупроводниковой революции», в результате которой вакуумные электронные лампы уступили место кремниевым кристаллам.

Таким образом, научно-техническая революция повлекла перестройку всего технического базиса, технологического способа производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на сферы образования, досуга и т.д.

Можно проследить, какие изменения происходят в обществе под влиянием научно-технического прогресса. Изменения в структуре производства характеризуются следующими цифрами.2 В начале XIX века в сельском хозяйстве США было занято почти 75 процентов рабочей силы; к его середине эта доля сократилась до 65 процентов, тогда как в начале 40-х годов XX столетия она упала до 20, уменьшившись в три с небольшим раза за сто пятьдесят лет. Между тем за последние пять десятилетий она уменьшилась еще в восемь раз и составляет сегодня, по различным подсчетам, от 2,5 до 3 процентов. Незначительно отличаясь по абсолютным значениям, но полностью совпадая по своей динамике, подобные процессы развивались в те же годы в большинстве европейских стран. Одновременно произошло не менее драматическое изменение в доле занятых в промышленности. Если по окончании первой мировой войны доли работников сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг (первичный, вторичный и третичный секторы производства) были приблизительно равными, то к концу второй мировой войны доля третичного сектора превосходила доли первичного и вторичного вместе взятых. Если в 1900 году 63 процента занятых в народном хозяйстве американцев производили материальные блага, а 37 — услуги, то в 1990 году это соотношение составляло уже 22 к 78, причем наиболее значительные изменения произошли с начала 50-х годов, когда прекратился совокупный рост занятости в сельском хозяйстве, добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в коммунальных службах, то есть во всех отраслях, которые в той или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства.

В 70-е годы в странах Запада (в Германии с 1972 года, во Франции — с 1975-го, а затем и в США) началось абсолютное сокращение занятости в материальном производстве, и в первую очередь — в материалоемких отраслях массового производства. Если в целом по обрабатывающей промышленности США с 1980 по 1994 год занятость снизилась на 11 процентов, то в металлургии спад составил более 35 процентов. Тенденции, выявившиеся на протяжении последних десятилетий, кажутся сегодня необратимыми; так, эксперты прогнозируют, что в ближайшие десять лет 25 из 26 создаваемых рабочих мест в США придутся на сферу услуг, а общая доля занятых в ней работников составит к 2025 году 83 процента совокупной рабочей силы. Если в начале 80-х годов доля работников, напрямую занятых в производственных операциях, не превышала в США 12 процентов, то сегодня она сократилась до 10 процентов и продолжает снижаться; однако существуют и более резкие оценки, определяющие этот показатель на уровне менее 5 процентов общего числа занятых. Так, в Бостоне, одном из центров развития высоких технологий, в 1993 году в сфере услуг было занято 463 тыс. человек, тогда как непосредственно в производстве — всего 29 тыс. Вместе с тем эти весьма впечатляющие данные не должны, на наш взгляд, служить основанием для признания нового общества «обществом услуг».

Объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Еще в 50-е годы Ж.Фурастье отмечал, что производственная база современного хозяйства остается и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономических и социальных процессов, и ее значение не должно преуменьшаться. Доля промышленного производства в ВНП США в первой половине 90-х годов колебалась между 22,7 и 21,3 процента, весьма незначительно снизившись с 1974 года, а для стран ЕС составляла около 20 процентов (от 15 процентов в Греции до 30 в ФРГ). При этом рост объема материальных благ во все большей мере обеспечивается повышением производительности занятых в их создании работников. Если в 1800 году американский фермер тратил на производство 100 бушелей зерна 344 часа труда, а в 1900-м — 147, то сегодня для этого требуется лишь три человеко-часа; в 1995 году средняя производительность труда в обрабатывающей промышленности была в пять раз выше, чем в 1950-м.

Таким образом, современное общество не характеризуется очевидным падением доли материального производства и вряд ли может быть названо «обществом услуг». Мы же, говоря о снижении роли и значения материальных факторов, имеем в виду то, что все большую долю общественного богатства составляют не материальные условия производства и труд, а знания и информация, которые становятся основным ресурсом современного производства в любой его форме.

Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е годы. Уже в начале 60-х некоторые исследователи оценивали долю «индустрии знаний» в валовом национальном продукте США в пределах от 29,0 до 34,5 процента. Сегодня этот показатель определяется на уровне 60 процентов. Оценки занятости в информационных отраслях оказывались еще более высокими: так, в 1967 году доля работников «информационного сектора» составляла 53,5 процента от общей занятости, а в 80-е г.г. предлагались оценки, достигавшие 70 процентов. Знания как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором современного хозяйства, а создающий их сектор оказывается снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства. Происходит переход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них.

Некоторые примеры иллюстрируют это со всей очевидностью. Только за первое десятилетие «информационной» эры, с середины 70-х до середины 80-х годов, валовой национальный продукт постиндустриальных стран увеличился на 32 процента, а потребление энергии — на 5; в те же годы при росте валового продукта более чем на 25 процентов американское сельское хозяйство сократило потребление энергии в 1,65 раза. При выросшем в 2,5 раза национальном продукте Соединенные Штаты используют сегодня меньше черных металлов, чем в 1960 году; с 1973 по 1986 год потребление бензина средним новым американским автомобилем снизилось с 17,8 до 8,7 л/100 км, а доля материалов в стоимости микропроцессоров, применяемых в современных компьютерах, не превышает 2 процентов. В результате за последние сто лет физическая масса американского экспорта осталась фактически неизменной в ежегодном выражении, несмотря на двадцатикратный рост ее реальной стоимости. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоемких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства: так, с 1980 по 1995 год объем памяти стандартного персонального компьютера вырос более чем в 250 раз, а его цена из расчета на единицу памяти жесткого диска снизилась между 1983 и 1995 годами более чем в 1 800 раз. В результате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безграничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокращением потребности в них.

Потребление информационных продуктов постоянно возрастает. В 1991 году расходы американских компаний на приобретение информации и информационных технологий, достигшие 112 млрд. долл., превысили затраты на приобретение основных производственных фондов, составившие 107 млрд. долл.; уже на следующий год разрыв между этими цифрами вырос до 25 млрд. долл.Наконец, к 1996 году первый показатель возрос фактически вдвое, до 212 млрд. долл., тогда как второй остался практически неизменным. К началу 1995 года в американской экономике при помощи информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности. По мере развития информационного сектора хозяйства становится все более очевидным, что знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса — то есть поистине неограниченным ресурсом.

Таким образом, развитие современного общества приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Следствием этого становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов, что является предпосылкой отхода от массового создания воспроизводимых благ как основы благосостояния общества. Демассификация и дематериализация производства представляют собой объективную составляющую процессов, ведущих к становлению постэкономического общества.

С другой стороны, на протяжении последних десятилетий идет и иной, не менее важный и значимый процесс. Мы имеем в виду снижение роли и значения материальных стимулов, побуждающих человека к производству.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что научно-технический прогресс приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую многие социологи определяют как «информационное общество».

studfiles.net

НТР — это… Что такое НТР?

Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Черты НТР

  1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства
  4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

  1. Наука : увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  3. Производство:
    1. электронизация
    2. комплексная автоматизация
    3. перестройка энергетического хозяйства
    4. производство новых материалов
    5. ускоренное развитие биотехнологии
    6. космизация
  4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Научные революции

Первая научная революция 17 в.

  • Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.
  • Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел.
  • Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.
  • Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)- мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

  • Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке
  • Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
  • Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой
  • Возникает идея развития (биология, геология)
  • Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
  • Начало возникновения парадигмы неклассической науки
  • Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности
  • Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

  • Фарадей — понятия электромагнитного поля
  • Максвелл — электродинамика, статистическая физика
  • Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
  • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики
  • Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности
  • Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
  • Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого
  • Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
  • Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость
  • Беккерель — радиоактивность
  • Рентген — Лучи
  • Томсон — элементарная частица электрон
  • Резерфорд — планетарная модель атома
  • Планк — квант действия и закон излучения
  • Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
  • Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем
  • Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
  • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
  • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий
  • Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
  • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
  • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
  • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
  • Тезис о непрозначности бытия — отсутствие идеальных моделей
  • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
  • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман:

«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались».

Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.

  • Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»
  • Объекты ее изучения: исторически развивающиеся системы (земля, вселенная и т. д.)
  • Синергетика 

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru