Что такое мировоззрения – Мировоззрение — Википедия
Что такое мировоззрение — определение и типы
Люди всегда очень активно интересовались процессами обустройства окружающего их мира. Человек стремился определить своё место в нём, разобраться в том, кто ему друг, а кто враг. Благодаря такому мировосприятию удавалось определить для себя самое главное – жизненную позицию, с выделенной линией поведения, а также общим стремлением проявлять какие-то действия.
О мировоззрении человека
Человек способен к мышлению, рассуждению и как следствие к прогнозированию. Мы наверняка знаем, к чему приведут те или иные действия, в процессе реализации своих основных целей. Этим занимается миропонимание, ряд природных инстинктов, в частности практическая деятельности и научная позволяют формировать систему оценок и взглядов и в дальнейшем осуществлять образное представление о мире вокруг нас. Ключевыми функциями мировоззрения можно назвать организацию, осмысление и целенаправленность каждого отдельного человека. Это говорит о том, что мировосприятие определяется во многом жизненной позицией, которую занял человек, убеждения и рядом морально-этических ценностей. Многих волнует вопрос, как же осуществляется формирование мировоззрения?
На самом деле общая картина складывается благодаря воспитанию, процессу обучения, а также социализации в обществе в целом. Можно смело говорить о том, что формирование мировоззрения очень медленный процесс, который включает в себя множество различных ступенек. У молодых людей отсутствует опыт и необходимые знания, поэтому и мировоззрение у них неустойчивое. Это очень лёгкая «добыча» для представителей различных религий, политиков и т.д. Человек по мере своего взросления начинает постепенно интересоваться разными вещами, теориями и в конечном итоге закрепляется его система ценностей, которая также определяет поведение индивида и подталкивает его к активным действиям.
Классификация форм и видов
Можно выделить всего несколько ключевых компонентов, которыми характеризуется мировосприятие:
- знания. Их делят на две подкатегории: практические и профессиональные. Это фундаментальный и первый элемент любого мировоззрения. Говорят, чем обширнее круг знаний, тем твёрже у человека его жизненна позиция;
- проявление чувств. Дело в том, что различные виды мировоззрения проявляют себя по-разному и зависит это по большей степени от так называемой субъективной реакции индивида на раздражители. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, либо же нейтральной. Тут особое значение имеет психологическое состояние человека и можно смело выделить особый нравственный вид, под названием долг и ответственность;
- ряд ценностей. Мировоззрение напрямую связывают с другими ценностями. Они могут быть как полезными, так и вредными, однако сам процесс восприятия происходит через призму интересов человека;
- совершенные поступки. Их тоже можно поделить на две большие категории, то есть плохие и хорошие. Обычно на практике человек начинает активно проявлять собственные идеи и взгляды продвигать;
- характер. Он выражаемся в вере, сомнении и воли, и на основании этих трёх китов человек в дальнейшем принимает стратегически важные решения, формируется уверенность в себе, а также уровень самокритичности либо повышается, либо же наоборот, понижается;
- ряд убеждений. Они могут быть волевыми и твёрдыми. Обычно в это понятие включают как общественные взгляды, так и личностные, которые выступают так называемым двигателем жизни, а также его основой.
О философском мировоззрении
Его называют системно-теоретическим и всё потому, что оно берёт своё начало от мифологического мировосприятия. В основу мифа всегда положены чувства и эмоции, и благодаря философии есть возможность использовать ряд доказательств, а также логику. Эта философия зародилась много столетий назад на территории Греции. Древней Индии и Китая. При этом существует особый тип мировоззрения, который позволяет доказать, что может также существовать нечто вне философии, и сама эта наука формирует мировоззрение. Не зря ведь философское знание принято считать и называть элитарным, и оно не всем доступно, лишь умные люди, способные мыслить могут им увлечься и его понять.
Религиозное мировоззрение
Обычно возникает оно на базе так называемого мифологического и основывается на вере человека в существовании сверхъестественных сил. Дело в том, что по мере развития и появления различных религиозных течений они постепенно уходили в небытие и благодаря своим многочисленным мифологическим чертам остались лишь так называемые жестокие догмы, а также система моральных заповедей. Этот тип включает в себя зависимость от высших сил и в основе его лежит страх перед неизвестным. Целостное оно формировалось исключительно благодаря возникновению непререкаемой системы заповедей, которая определяет святость и греховность различных поступков и умыслов.
Мифологическое мировоззрение
Данный тип мировоззрения начал сформировываться во времена первобытно общинного строя, когда в основу легло восприятия мира. Дело в том, что сама по себе мифология очень тесно переплетается с языческими верованиями и различными мифами, в которых одухотворяли явления и материальные предметы. Подобное мировоззрение замешано на профальном и сакральном, и в основе его лежит не что иное, как вера. Согласно традициям есть возможность подняться до уровня бога последователю такого интересного мировоззрения. И каждый из сложившихся мифов был полезен с практичной точки действия, так как он побуждал уверенно идти вперёд.
Научное мировоззрение
Данный тип мировоззрения выступает противоположностью религиозному и мифологическому. Благодаря научной картине мира создано было представление о том, что всё вокруг имеет свою закономерность и определяется законом. Основными типами мировоззрения выступает так называемое рациональное и наука активно развивается только благодаря решению практичных задач.
psihter.ru
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядамиА. Г. Спиркин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
dic.academic.ru
Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
История термина
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга[2]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка[3]). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.
Классификация
Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[4].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
См. также
Примечания
Литература
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
- Jaspers K.. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
biograf.academic.ru
Что такое мировоззрение человека — его формы, виды и принципы формирования
С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.
Что представляет собой мировоззрение человека?
Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.
Как формируется мировоззрение?
Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.
Мировоззрение его виды и формы
Выделяют определенные компоненты мировосприятия:
- Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
- Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
- Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
- Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
- Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
- Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.
Философское мировоззрение
Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.
Религиозное мировоззрение
Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.
Мифологическое мировоззрение
Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.
Научное мировоззрение
Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.
Обыденное мировоззрение
Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.
Историческое мировоззрение
В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.
Как поменять мировоззрение?
Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.
Мировоззрение современного человека
В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.
Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.
Книги, меняющие мировоззрение человека
На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:
- Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
- Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей, которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
- Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
- В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.
womanadvice.ru
Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование. Мировоззрение — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе (см. Общество). Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разл. типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания:
Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие). |
gtmarket.ru
Мировоззрение | Наука | FANDOM powered by Wikia
Пролегомены к формализованной содержательной логике
DianomikaМировоззрение — система взглядов на реальность (мироздание) и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры (Из «Новейшего философского словаря», Минск, 1999 г., И.И.Жбанкова).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — философская категория, в Дианомике, в экзогенном смысле отрицание МИРОЗДАНИЯ, атрибут в сети внутреннего развития категории ПРЕДМЕТ философского ПОЗНАНИЯ, система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы ПОЗНАНИЯ и деятельности.
- Для справки: Терминология Дианомической ЛОГИКИ.
Мы рассматриваем МИРОЗДАНИЕ всегда через призму своего МИРОВОЗЗРЕНИЯ и, тем самым, наша призма искажает полученную картину — сгенерированную логическую модель. Это так. Однако, нас миллиарды и мы качественно движемся в ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ. Следовательно, картина, подчиняясь Общечеловеческой ПРАКТИКЕ, становится со временем всё более точной! Мы находим ошибки в своих построениях, корректируем идеализации, от каких-то точек зрения отказываемся…
В эндогенном смысле МИРОВОЗЗРЕНИЕ скорее всего постепенный подъём от интуитивных ощущений и представлений о МИРЕ вокруг себя к научному и философскому постижению МИРОЗДАНИЯ:
- МИРООЩУЩЕНИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОСОЗЕРЦАНИЕ — МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЕ — МИРОПОНИМАНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Дискуссионным вопросом в этой сети являются места категорий МИРОСОЗЕРЦАНИЕ и МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Быть может их требуется поменять местами.
Новые мировоззренческие ориентации вырабатываются на основе осмысления достижений в области фундаментальных НАУК и КУЛЬТУРЫ. Освоение человечеством нового взгляда на МИР происходит неравномерно и болезненно.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ является в значительной степени отражением ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ объективно диктуется насущными потребностями человека и зависит от его общего уровня развития и в значительной степени от влияния среды.
Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Взглядов, которые, как правило, навязываются власть предержащими через средства пропаганды в интересах сохранения своей власти. Даже в демократических странах преодоление устоявшихся стереотипов мышления — длительный и мучительный процесс.
Средний уровень ЗНАНИЙ и общей КУЛЬТУРЫ основной массы людей на Земле отстаёт от уровня передовых стран почти на столетие. Сегодня, в начале ХХI века, человечество в целом всё ещё разделяет классические представления РАЦИОНАЛИЗМА и ДЕТЕРМЕНИЗМА, как они понимались в конце ХIХ века.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей и в конечном счёте в значительной степени определяет их. Мировоззренческая палитра ХХI века крайне разнообразна и не унифицирована. Даже если рассматривать мировоззрение исключительно представителей фундаментальной науки и технической интеллигенции, то даже в этой среде взгляды чрезвычайно различаются. Научный РЕАЛИЗМ не является господствующей парадигмой даже в этой среде. В качестве примера можно указать на так называемый Математический ПЛАТОНИЗМ и его оттенки.
Диалектический МАТЕРИАЛИЗМ в силу собственного догматизма и того, что он насаждался в основном безальтернативно, не смог стать общепринятой системой взглядов даже в странах бывшего соцлагеря. Тем не менее, по мнению автора, система базовых философских идей, заложенная в эту парадигму основателями марксизма, не потеряла своего потенциала и сегодня и способна к развитию. Необходимо только избавить её от пут тоталитарной идеологии и очистить от наносного, исторически преходящего.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.
Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
— минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
— «Имел мужество пользоваться собственным умом.» (Иммануил Кант).
Из «Новейшего философского словаря«, Минск, 1999 г., И.И.Жбанкова. Править
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом
определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая
его личностные структуры.
М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального
человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное
самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. —
относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности
человека.
Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер.
Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают
предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения
задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую
форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности
его общественного существования.
Истории известны различные виды М.:
магическое,
мифологическое,
религиозное,
философское,
научное,
а также различные смешанные их типы.
Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в
раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических
социальных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства,
желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе
обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения
формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная
матрица.
Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального
поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически
объективно обусловленным мировоззренческим уровнем.
Элементами его выступают способности, навыки, сноровка, умения, практические способы
организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М.
дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей.
Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется,
оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация.
Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и
убеждения личности.
Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных
«результатов» собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и
желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы
социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец,
субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или
группы) образуют макроструктуру системы М.
М. — фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с
каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая.
Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его
жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности,
самопознания и самооценки.
По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом,
внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно
автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие
предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается
во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального
поведения в виде соответствующие идеалов и норм.
Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего
сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах
преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя
активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним
целенаправленным общественным воздействиям.
Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального
поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни;
ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная
социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного
и осознанного выбора собственной социальной ориентации.
Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: религиозный, националистический, коммунистический).
Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.
Из “Философия: Энциклопедический словарь”/Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2004 г. Править
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».
Общественное М. меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры
эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем
более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М.
как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является стиль
мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и
определяющий горизонт мышления эпохи.
Важную роль в формировании М. играет философия. «Мировоззрение скрывает в себе
философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя
не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы
жизни» (Г. Мейер).
Согласно М. Шелеру, М. — «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции
и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических,
психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их осознание и даже
происходит ли это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и
тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос.
мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира начиная с
результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.
Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая-
то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия — диалектический и
исторический материализм) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в
ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе
действительно был марксизм-ленинизм.
Из “Философского энциклопедического словаря” — М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г., А.Г.Спиркин. Править
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
М.— это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их
предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного
вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М.
является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.— существ. показатель
зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его
партии.
По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший с появлением человеч.
общества. М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-
политич., филос., религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека.
Существуют три осн. типа М.—
житейское (обыденное),
философское и
религиозное.
Все эти типы М. выявляют нек-рое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух
соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений
мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается
человеч. общество.
Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-
историч., технич. и филос. знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
«миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и
единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими
понятиями имеются и различия.
Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности.
Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира), а
общественных — социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира
— задача всех областей знания. Человек утверждает себя в предметном мире не только с
помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей.
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме
ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и
миросозерцание.
Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М.
же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не
только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ.
регулятивно-творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни
одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в
себе мировоззренч. начало.
Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на
социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной
действительности и к человеку.
М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств.
условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М.
существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц.
представлений о мире.
Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового
начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см.
Религия).
Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на
достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы
жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как
решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ.
целей, из обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие
М. действенную силу.
Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений,
полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают
нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,—
это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек
может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с.
118).
М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на
отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и
интересы. Это своего рода духовная призма, через к-рую воспринимается и переживается всё
окружающее.
Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть
инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс (напр.,
в капиталистич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё специфич.
М. В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, к-рые
оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости от того,
совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными
науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может
быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,
атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.
Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как
восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда
носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её
М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом
даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют
иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с
либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ.
практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно
возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет
марксистско-ленинская философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское
М.— мощное орудие революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих
людей в борьбе за социализм и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух
противоположных М.— коммунистического и буржуазного, в ходе к-рой растёт влияние марксизма-
ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч.
положений.
В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у
широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейно-воспитат.
работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей
жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы
развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно
строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич. отношения к
труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и
интернационализма.
Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964;
Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970;
Основы маркси-стско-ленинской философии, М., 1980;
Дpыгин В.И., Науч. М., его предмет и функции, Саратов, 1981;
Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.
© Dianomik (обсуждение) 16:07, мая 21, 2013 (UTC)
ru.science.wikia.com
мировоззрение — это… Что такое мировоззрение?
— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru