Что такое массовая культура определение – Массовая культура — Википедия

Массовая культура это что такое Массовая культура: определение — Социология.НЭС

Массовая культура

форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь по социологии

Массовая культура

вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: – рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; – стандартизованных по форме и содержанию; — предполагающих коммерческий успех; и – распространяемых средствами массовой информации

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Культура массовая

англ, «mass culture») – термин, обозначающий ту часть культуры общества, которая связана с массовым производством единого механизма социальной ориентации на формирование духовно неразвитой личности; обобщенная характеристика господствующих в обществе стереотипов культуры, распространяемых через СМИ.

Оцените определение:

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

продукт индустриального и постиндустриального общества, основными атрибутами которой являются преобладание потребительского отношения к информативно-культурным ценностям как предметов, стереотипизация, акцент на клишированных формах и рекламируемых стилях; усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических уровней и интеллектуальных критериев.

Оцените определение:

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ

англ. culture, mass; нем. Massenkultur. 1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ, ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культура массовая

тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники — кино, телевидение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

mass culture) — относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р. Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Бенъямина (см. также Массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимав массовую культуру как гораздо более сложное явление. См. Популярная культура; культурные исследования.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ

понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного об-ва; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т. е. подчиненное ему как своей цели (зачастую массовое культурное производство понимается по аналогии с поточно-конвейерным). Производство К.м. предполагается как по месту (ее потребитель — это «все», входящие в ту или иную большую человеческую общность, в предельном случае — все члены об-ва или даже все человечество), так и по времени (производство К.м. должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно). Проблематика К.м. оказывается т. обр. причастной, по существу, всем исследованиям современного обществ. сознания, отражая в себе всю его сложность и противоречивость. В.П. Терин.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Массовая культура

продукт индустриального и постиндустриального общества. К основным атрибутам массовой культуры относят: — преобладания потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи; — многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью технических средств; — акцент на клишированных модных формах и стилях; — усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических и интеллектуальных критериев; — тенденция к взаимоподражательству и единообразию в усвоении стереотипов и стандартов, закрепляемых с помощью СМИ, особенно аудиовизуальных. Часть аналитиков видит в стандартизации чувств и интересов потребителей массовой культуры путь к общественному консенсусу и оценивает этот процесс положительно. Другая часть убеждена, что массовая культура посредством СМИ приучает потребителей к диктату низкопробных стереотипов, к китчу, препятствует сохранению и развитию лучших традиций национальных культур и их своеобразия, способствует примитивизации общественного информативно-культурного спроса, снижению интеллектуального и эстетико-художественного потенциала общества в целом.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой — как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

М.Р. Жбанков

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.

Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

В современной социологии понятие «массовая культура» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение «массы» на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие «массовая культура» акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Массовая культура

понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. М. к. — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ М. к. акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах М. к. рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие «М. к.» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость М. к., обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, М. к. тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. М. к. характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение массы на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понйтие «М. к.» акцентирует лишь один — рыночный аспект современной культурной ситуации. М. к. — это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т. е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. XX в. развернулась борьба крупнейших ТНК (транснациональные корпорации) за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам — они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10 %, а остальная подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Оцените определение:

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

voluntary.ru

Массовая культура основные понятия

Массовая культура: основные понятия

Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира.

Массовая культура — это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.

Но история массовой культуры началась гораздо раньше. Вопрос о корнях и истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно важен для понимания современных тенденций и форм развития культуры. Ключ к пониманию формирования современной массовой культуры — в генезисе европейской культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства создавались профессионалами, получившими образование в специальных учебных заведениях. Но сами произведения создавались для массового потребления. Статуи богов, атлетов и прекрасных женщин, величественные храмы и многое другое было доступно и, главное, соответствовало эстетическим потребностям широких масс населения. Что касается системы развлечений, культурного досуга, то их формы вообще имели ярко выраженный массовый характер: театральные представления и другие виды массовых зрелищ, в том числе, например, спортивные состязания (Олимпийские игры) в Древней Греции, бои гладиаторов и сцены морских сражений или выступления трибунов — ораторов в Древнем Риме и т.п. Общенародное признание и слава победителей Олимпийских игр или публичных конкурсов ораторов вполне сравнимы с известностью современных мировых «звезд» шоу-бизнеса. В античном мире культура формально была связана с религией тематически, а реально она имела светский характер. В средние века ситуация изменилась. Церковь вплоть до конца XIX в. определяла направление развития политики, экономики и культуры в стране. Церковные проповеди, произносимые с кафедры или амвона на общедоступном языке по злободневным темам и собиравшие сотни и тысячи верующих, многие современные исследователи считают началом современной массовой культуры. При этом непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных». Однако светское по тематике искусство существовало только в сфере образованных слоев общества. Причем начиная с эпохи Просвещения наиболее прогрессивная часть элиты общества стала «питать надежду», что когда-нибудь культура и искусство станут достоянием широких народных масс. Это определило просветительный характер художественного творчества во многих видах искусства. В своих произведениях, особенно в живописи и литературе, художники старались привить непросвещенным зрителям и читателям потребность в искусстве. Но для необразованной части общества практически до конца XIX в. храм оставался и музеем, и концертным залом, и библиотекой. Только один вид профессионального светского искусства — театр — сохранял связь с необразованными массами. Возможно, этим объясняется столь бурное развитие различных форм и жанров театрального искусства. Особую роль в этом плане сыграло появление оперетты — театрального жанра, наиболее близкого к массовой культуре.

Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе — детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф — новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов.

Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард — новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство.

Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления.

Архитектурное творчество переориентировалось на массовую городскую застройку и дизайн; музыка — на различные формы поп- и рокмузыки, скульптура — на бодибилдинг и т.д. Конечно, это крайние выражения массовой культуры. Усиливающиеся национальные (но не националистические) и глобальные процессы в художественной культуре ведут к усилению роли массовой культуры в жизни общества, рождая новые «шедевры», базирующиеся на функциональных особенностях, характерных для массовой культуры в противовес традиционной (этнографической, народной), классической (высокой) культуре и авангарду. Отличие массовой культуры от классической («высокой», «элитарной») художественной культуры наиболее точно выразил К. Разлогов. Он отмечает, что «высокая», «элитарная» культура развивается в основном по пути экспериментальных авангардистских поисков. Произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между текстом художественного произведения и зрителем, читателем, слушателем. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если «элитарное» искусство характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных механизмах восприятия, которые активизируются абсолютно независимо от образования и степени подготовленности аудитории. К. Маркс считал, что, для того чтобы наслаждаться произведением искусства, «нужно быть художественно образованным человеком». Для того чтобы наслаждаться произведениями массовой культуры, наоборот, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа.

Современный образованный человек является, как правило, узким специалистом в какой-то определенной области, в большинстве других областей ему требуется постоянный штат «гидов», информирующих его о всех событиях, процессах, новациях в политической, художественной, спортивной и других сферах жизни общества. Состав и структура явлений общественной жизни подается как набор стандартных ситуаций, где все отобрано, систематизировано и выявлено «лучшее»: «правильный» политический строй, «правильные и неправильные» лидеры, звезды эстрады, кино и спорта, символы эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами: журналистами, публичными политиками, авторитетными общественными деятелями, выдающимися представителями искусства. К их мнению трудно не прислушаться. Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» -представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей.

Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается.

Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики. Основные функции массовой культуры следующие:

— снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях;
— упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире;
— формирование национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию.

Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры. Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма:

— индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу;
— индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм;
— индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм;
— система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей;
— разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки).

Массовая культура — результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками — деятелями искусства — и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура — порождение рыночной экономики — органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

mirznanii.com

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — это… Что такое МАССОВАЯ КУЛЬТУРА?


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой — как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности, М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное куль-туротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Синонимы:
  • МАСЛОУ
  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Смотреть что такое «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

  • Массовая культура — или поп культура, масскультура, культура большинства  культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп музыку,… …   Википедия

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА —         своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов …   Энциклопедия культурологии

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — Массовая культура: противоречие в определении. Массовая культура обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик. Станислав Лем Массовым должен быть читатель, а не искусство. Станислав Ежи Лец Популярное искусство ценно не по пользе, которую… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Массовая культура — С английского: Mass Culture. Появление выражения «массовая культура» впервые отмечено в США в 1939 г. Но в ныне общепринятом культурологическом смысле его впервые использовал американский искусствовед Макс Хоркхаймер в своей работе «Искусство и… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — МАССОВАЯ культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и… …   Современная энциклопедия

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — см. КУЛЬТУРА МАССОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Массовая культура — МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • массовая культура — сущ., кол во синонимов: 20 • безвкусица (12) • быдлопопса (8) • вампука (10) • …   Словарь синонимов

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. чем то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив,… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Массовая культура как феномен постиндустриального общества, Костина А.В.. Настоящая книга посвящена анализу массовой культуры, которая, возникая в условиях индустриального общества, по мере перехода социально-экономической системы на другую —… Подробнее  Купить за 753 руб
  • Массовая культура: теории и практики, Шапинская Е.. Монография доктора философских наук, профессора Е. Н. Шапинской посвящена размышлениям о том, как меняется массовая культура, как меняется вся культура в целом с наступлением эпохи интернета,… Подробнее  Купить за 693 руб
  • Массовая культура, Богомил Райнов. В настоящей книге автор раскрывает истинный смысл буржуазной «массовой культуры», предоставляющей собой форму разрушения искусства. На многочисленных примерах онпоказывает, сколь значителен… Подробнее  Купить за 450 руб
Другие книги по запросу «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» >>

dic.academic.ru

Что такое массовая культура? Признаки массовой культуры. Объяснение понятия

Роман за 10 центов

Массовая культура — культура широких масс населения, предназначенная для «среднего» человека и имеющая возможность значительного тиражирования самой себя.
Термин «массовая культура» впервые был озвучен в сборнике статей «Массовая культура», изданном в США в 1957 году, хотя история этого явления гораздо более древняя и до конца не изученная. По крайней мере уже основоположник коммунистической идеологии К. Маркс видел его начало. Он считал, что культура независимой, элитарной и единой может быть только тогда, когда её создатели: писатели, художник, композиторы — действуют, работают по зову сердца. Но лишь все они начинают творить за деньги, лишь только культура становится предметом рыночных отношений, хана развитию культуры.

В начале 60-х годов XIX века американский бизнес принялся энергично осваивать книгоиздание. Скачок произошел в годы Гражданской войны Севера и Юга (1861–1865). Массы людей (главным образом грамотных мужчин) были отторгнуты от привычных занятий, составив почти безграничную аудиторию читателей — то есть рынок для книготорговцев. После войны многие участники вспоминали, что для них книги были не менее важны, чем вода, табак или пища. Определились и векторы развития книжной продукции — как по содержанию, так и по форме. На войне было время для досуга, но не для глубоких размышлений — поэтому книга прежде всего отвлекала и развлекала.
Огромная аудитория определяла не только содержание, но и «форму» — книга должна быть небольшой, удобной, чтобы ее можно было носить в солдатском ранце, а по прочтении не жалко передать товарищу или даже выбросить. Поэтому прежде всего она обязана была быть дешевой. Каждая книга включала только один роман, который сочинялся автором под этот формат. Обязательным был и рекламный блок в конце книги. В 1860–1890-е годы издательства выпускали по роману еженедельно. Одна из первых серий так и называлась «Роман за десять центов» и была запущена еще в преддверии Гражданской войны — в 1860 году. Широко бытует мнение, что именно тогда — в США, в 1860-е, с «десятицентовыми» романами зарождалось явление, ставшее одним из знаковых для современной мировой цивилизации и культуры — так называемая массовая литература
(По материалам романа А. Танайсечука «Капитан Майн Рид», серия ЖЗЛ)

Черты массовой культуры

  • Восприятие реальности чувствами
  • Обращение к простым проблемам
  • Мифологичность
  • Адресность
  • Упрощенность изложения
      Причина появления так называемой «массовой культуры» в том, что человечество, несмотря на достижения науки и техники, так и не нашло ответов на глобальные вопросы своего существования: о возникновении жизни, происхождении смерти, рецептах счастья, смысле человеческого предназначения, разумности происходящего на земле, соотношении добра и зла, источниках несправедливости и способах борьбы с ней.

    Массовая культура — попытка человека создать удобный для себя мир «второй» реальности

  • chtooznachaet.ru

    Массовая культура — это… Что такое Массовая культура?

            в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. к.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) — радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».          Серийная продукция «М. к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность «счастливого конца»; развлекательность, забавность, сентиментальность Комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм «чёрного характера» в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, «сказочность» Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных — «чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.

             «М. к.» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «М. к.» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.

             Аппарат «М. к.» объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, «уговаривающих» формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п.

             Специальное проектирование, Дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой потребителей: от графики на конверте грампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссуры национального праздника. Организационно-коммерческое звено «М. к.», так называемый Маркетинг, использует новейшие средства капиталистической организации производства и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено «М. к.» придал культурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звёзд» и «идолов». При общей ориентации на массу аппарат «М. к.» осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей.          Осмысление «М. к.» в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), Х. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими «М. к.» с концепцией «массового общества» (См. Массовое общество), предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х годов 20 века преобладает критический анализ «М. к.» с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе — США), Э. Морен (Франция), когда «М. к.» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технических средств массовой коммуникации, критики «М. к.» рассматривают её вне связи с буржуазным характером культуры и одновременно игнорируют двойственную природу «М. к.». Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетических концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «М. к.» соответствует запросам массового потребителя (Т. Парсонс, США, и другие). Канадский социолог М. Мак-Люэн утверждает, что «М. к.» приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтических позиций отрицая «цивилизацию письменности», Мак-Люэн рисует картину «глобальной деревни», где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей.

             «М. к.», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, — главный герой множества «антиутопий», книг-кошмаров, книг-предостережений в западной литературе: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и другие.

             Борьба с «М. к.», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «М. к.» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов — марксистов.

            

             Лит.: Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Глазычев В. Л., Поэзия роботов, в сборнике: Искусство нравственное и безнравственное, [М., 1969]; его же, Проблема «массовой культуры», «Вопросы философии», 1970, № 12; Morin E., L’esprit du temps, P., 1962; Riesman D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven — L., 1963; McLuhan М., The guthenberg galaxy, Toronto, 1967; Marcuse Н., One dimensional man, 11 ed., Boston, [1969]; Toeplitz К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970.

             В. Л. Глазычев.

    dic.academic.ru

    Массовая Культура — это, определение слова, понятие. Что такое Массовая Культура, значение, словарь, энциклопедия

    — термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой — как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности, М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. М .Р. Жбанков

    Философский словарь

    Своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации,…

    Философский словарь

    (лат.-ком, кусок; и возделывание, воспитание): совокупность явлений культуры 20 в., выступающих в качестве индустрии досуга, развлечений и формирующих эстетические вкусы «среднего потребителя» «человека толпы». реализуется как в самых примитивных формахкитча, так и в развитых…

    Философский словарь

    — феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. чем-то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и…

    Новейший философский словарь

    МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта Появление МК принято…


    Поделиться:

    insai.ru

    «Массовая культура» — это… Что такое «Массовая культура»?

    определенный тип буржуазной культуры, с помощью которого господствующие классы манипулируют сознанием масс; это индустрия по производству культурных и идеологических стереотипов, направленных на духовную стандартизацию человека.

    Духовную жизнь современного буржуазного общества пронизывает глубокий кризис, проявляющийся в острейших противоречиях в разных сферах культуры: в общественном сознании, нравственности, искусстве.

    Капитализм уже по самой своей сущности утилитаристичен. Ему присуще не только повсеместное распространение на все сферы общественной жизни и деятельности законов отчуждения, но и обнаженно меркантильное преобладание экономических целей господствующего класса капиталистов над собственно человеческими потребностями личности. Вот почему и получается, по словам Маркса, что духовная деятельность оказывается в плену созданной буржуа «цивилизации среди грубого варварства потребностей» (т. 42, с. 134). В этом и заложена причина того, что развитие духовной культуры в буржуазном обществе замедляется и зачастую регрессирует, ибо господство утилитаризма приводит к развитию потребительской идеологии. Приписывая буржуазной системе заботу о повышении духовного уровня «человека массы», сторонники утилитаризма стремятся завлечь людей в тенета коммерческой «культуры потребления».

    Цель «М. к.» состоит в формировании определенного стереотипа «массового человека» — политически пассивной, инертной личности, подчиняющейся элите и ведомой ею, лишенной способности самостоятельно рассуждать и мыслить, чуждой всякому критическому осмыслению происходящих социальных процессов, слепо воспринимающей «духовные стандарты» буржуазного общества, теряющей черты индивидуальности, человечности, гармоничности.

    Начиналась «М. к.» как «китч» (с нем. — «халтура, безвкусица»), т. е. как своеобразный сплав уголовных и сексуальных газетных, книжных, кино- и других поделок, к которым позднее присоединились стандартные комиксы, произведения «сексуального искусства» и т. п. «индустрия развлечений». «Китч» обожествляет в сознании человека супермена и модные «звезды», уводя тем самым его от реальности. И сейчас в арсенале «китч-культуры» — проповедь секса и насилия, пробуждение низменных, животных инстинктов. Так, за свою жизнь средний американец может увидеть на экране телевизора 100 тыс. убийств (передаются каждые 45 мин.) и 300 тыс. сцен насилия (передаются каждые 14 мин.).

    Новейшая «М. к.» навязывает своему потребителю якобы беспристрастное наблюдение, а фактически моральное осуждение «бунтующих» слоев. Так, она, опираясь на общественное мнение, стремится «обезвредить» всякие движения протеста. В этой новой форме «М. к.» искажение, деформация освоения человеком действительности достигает большой разрушительной силы. Наиболее опасные для буржуазного общества формы прогрессивной политической активности тонко и изощренно превращаются в подобие игры или эстрадного выступления, сознательно гиперболизируются и неправомерно расширяются проблемы буржуазного строя как общества, в котором люди не только изолированы друг от друга, но самоизолированы и обречены на социальную робинзонаду. Человека заводят в идейный тупик, лишают всяких социальных порывов, политически усыпляют, приводят к социальной девальвации и идейной деформации. Для этого господствующие круги используют все формы духовного угнетения, и в первую очередь «М. к.».

    Таким образом, «М. к.» антигуманна по своей сути. Ее идеологическое назначение — духовно закабалить человека, лишить его гражданского и национального самосознания, обезоружить в борьбе за свои социальные права. С ее помощью осуществляется изощренная тактика вторжения в духовный мир человека и манипулирования его сознанием. Она ориентируется на лишенного собственного творческого лица потребителя, довольствующегося низкопробными подделками под настоящее творчество. Это культура господствующего класса, создаваемая на потребу тех, кому он отказывает в самостоятельном духовном развитии.

    Буржуазная духовная культура с ее цинизмом и культом силы, презрением ко всему истинно человеческому, гуманному стремится лишить личность подлинно человеческих качеств, калечит ее духовный облик, уродует нравственный мир. Поэтому вред «М. к.» и в том, что она наносит огромный ущерб развитию нации своей страны, растрачивает ее интеллектуальные силы и духовные ресурсы.

    Буржуазные пропагандисты рассматривают «М. к.» как общечеловеческий феномен, якобы не обусловленный и не связанный с социальной структурой общества, а, по их утверждению, коренящийся в определенных тенденциях развития современной техники, как явление универсальное, независимое от социальной природы общества, характерное как для капиталистического, так и для социалистического общества. В действительности «М. к.» — это не только комиксы и вестерны, это и своеобразное выражение образа духовной жизни, способы духовного потребления при капитализме, навязывание личности буржуазных стандартизированных ценностей.

    В самом буржуазном обществе «М. к.» противостоит подлинно народная, демократическая культура, представляющая широкие социальные слои и способствующая духовному развитию, борьбе народа за свободу, социальный прогресс и мир. В идеологическом противоборстве двух культур буржуазного общества «М. к.» и демократическая культура — по разную сторону баррикад: одна — на стороне реакции, другая — на стороне прогресса.

    Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.

    communism.academic.ru