Что такое искусство коротко – ЕГЭ 2018-2019 Искусство и ремесло, как описать своими словами, что такое искусство? Итоговое сочинение
Что такое искусство: определение. Значение слова «искусство»
С самых древних времен искусство формировало человечество, его мировоззрение и систему ценностей. Ключевую роль в данном случае всегда играл некий акт творения, позволявший представителю рода человеческого проникнуть за пределы обыденной жизни, прирастить к действительности дополнительный пласт, сотканный из собственного мировидения, таланта и воображения.
Проблема осознания искусства
Абсолютно каждый человек на планете Земля знаком с термином «искусство», активно его использует в повседневной жизни, однако далеко не все задаются вопросом о том, чем же на самом деле является искусство. Само по себе понятие уже многогранно и спорно. Еще большее количество рассуждений и точек зрения продуцирует вопрос «что можно назвать искусством». Прежде всего это касается, конечно, современности, ведь ни у кого не возникает сомнения в том, что картины Питера Брейгеля или Винсента Ван Гога можно назвать шедеврами.
Прежде всего, разберемся в том, что таит в себе значение слова искусство.
Суть самого термина
Точек зрения по этому поводу существует достаточно много, однако к сегодняшнему дню человечество успело сформировать общее базовое понимание этого термина. Чаще всего под искусством подразумевают некую совокупность культурных, духовных, эстетических знаний человека, воплощаемых в художественных объектах. В данном случае речь идет не о каком-то конкретном виде творчества, а о творении в целом.
В самом общем смысле искусство – это попытка человека постичь мир посредством акта творения. Конечно, со временем такого рода попыток становится все больше, они накапливаются и внимательный пытливый ум получает возможность отследить определенную закономерность в существующих эстетических объектах. Таким образом, со временем появляется искусство той или иной эпохи, отражающее сознание человека в определенный временной период.
По сути, на вопрос о том, что такое искусство, определение можно давать до бесконечности, поскольку в данном случае просто огромную роль играет человеческий фактор, собственное понимание вопроса каждым индивидуумом. В некоторых случаях под этим термином понимают реалии, совершенно не связанные с объектами эстетики. Хирурги, программисты, почтальоны, учителя и бесконечный перечень людей других специальностей вполне способны превратить в искусство собственную работу, хотя к эстетике это отношения не имеет решительно никакого.
Виды искусств
О проявлениях искусства в жизни человечества можно говорить бесконечно, однако вековые традиции позволяют выделить несколько основных видов. Искусство слова предстает человечеству в виде литературного процесса. Опыт тысячелетий отражается в нем в метафорах, эпитетах, скрытых и явных смыслах, над которыми читатель задумывается снова и снова, беря в руки ту или иную книгу.
Народное искусство с самых древних времен сопровождает человека в его жизни, освоении действительности. Изначально представленное в качестве синкретических обрядов и действ, а затем перешедшее в форму сугубо эстетическую, оно до сих пор развивается, совершенствуется и расширяет свои границы. Лирические песни, фрески, нарядные вышиванки, частушки и даже всем известные анекдоты о Вовочке – все это проявление творчества самого народа, отражающее его сознание и мировидение.
В цветах и оттенках передает человеческое сознание изобразительное искусство. Такого рода творчество является во всех смыслах особенным. Каждый мазок, каждый изгиб той или иной формы нацелен на передачу образа. Целостного, полного объекта, воплощенного в мельчайших деталях.
Конечно, нельзя забывать о музыке – наиболее синестетичном виде искусства из всех существующих. Испокон веков она сопровождала человека, служа сначала для введения в своего рода транс, а затем перейдя в область непосредственно эстетики.
Взгляды на классификацию искусств
Помимо извечного вопроса «что такое искусство», определение самого понятия предусматривает и ряд аспектов рассмотрения этой составляющей бытия человечества. В частности, разделение его на виды, попытка некоторой классификации.
Отражение действительности
Истоки данной проблемы уходят к самому Аристотелю, который считал искусство подражанием природе. Именно из его теории произошла теория мимесиса как основной составляющей.
В своей классификации Аристотель опирался на непосредственно способ подражания. Литература как искусство слова была определена именно автором «Поэтики».
Бытийный статус
Лессинг же строил свою классификацию по иному принципу. Философ разделял искусства на временные и пространственные. К первым относились литература и музыка, а ко вторым – живопись, скульптура. Конечно, в данном случае довольно сложно провести резкую разделяющую черту, поскольку план содержания и план выражения того или иного произведения могут различаться кардинально.
Взаимодействие с сознанием
Эпохе Романтизма человечество обязано разделением на изобразительные и экспрессивные искусства. Значение слова «искусство» понималось в это время весьма своеобразно. К изобразительным искусствам могли относиться как литература, так и живопись, не говоря о скульптуре и театре. Однако любой вид: музыкальное искусство, скульптура или архитектура — априори воздействует на человека, а посему является экспрессивным. В особенности это касается, конечно, музыки.
Народность, культура, собственная эстетика
Что такое искусство, определение которого до сих пор до конца не разгадано, если не отражение мировоззрения определенной категории людей в рамках конкретного времени? Если задуматься, именно общее бытийное сознание определяет основные принципы творения. Народное искусство дает толчок к авторскому, перерастающему во что-то большее. Эти особенности формируются в зависимости от различных аспектов: политической, исторической ситуации на территории той или иной страны, религиозной картины мира ее населения, взаимодействием с другими культурами.
Изобразительное искусство, как и любое другое, определяется сразу несколькими факторами. В первую очередь, это осознание понятия красоты конкретной народностью. Вполне очевидно, что эстетические стандарты Азии совершенно несовместимы с идеалами славян или коренных американцев. Вторая же составляющая – мировой контекст. В большинстве случаев искусство все же ориентируется на определенные течения в мировой культуре, заимствует из нее конкретные элементы и базовые принципы, что впоследствии позволяет определить мировоззрение человечества на той или иной стадии его развития.
Искусство и ответственность
Любой эстетический объект – это в первую очередь акт творения. В различные эпохи отношение к этому процессу было совершенно различным. В эпоху Античности и Средневековья поэт, к примеру, считался неким медиатором, связным между небом и реальностью, своего рода мессией. Позже, с приходом индивидуально-авторской эпохи, поэт, музыкант или художник стали рассматриваться именно как творцы. Целые миры выходили из-под пера мастеров, новые реальности создавались при помощи красок, новые чувства рождались при звучании музыки.
Что такое искусство (определение его), если не ответственность в данном случае? Если не осознание себя как творца? Не зря значение слова «искусство» этимологически и морфологически сходно со словом «искушение». В апокрифической литературе часто упоминается сюжет состязания бога и дьявола в творении, когда бог создал женщину, а его оппонент – змея. Уже тогда творение подразумевало ответственность за самое себя, поскольку нет силы более всеобъемлющей, чем музыкальное искусство, и трибуны более мощной, нежели литература. Само человечество определяется творением, существует в нем, развивается и совершенствуется.
fb.ru
Что такое искусство?
Если рассматривать понятие искусства в широком смысле то это оно означает одну из форм познания человечеством действительности которая отражается в произведениях искусства картинах музыкальных произведениях и театральных постановках в гравюрах и скульптурах. Искусство является частью духовной жизни как человека так и общества и в целом считается многообразным результатом творческой деятельности всех поколений.
Что такое искусство в более узком понимании
Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу.
Цели искусства
Как и любой вид деятельности человека, искусство имеет свои цели. Если рассматривать, что такое изобразительное искусство и его основные функции, то этот вид искусства обладает как немотивированными, так и мотивированными функциями. Например, художники-авангардисты с помощью своих картин выражали негодование существующему политическому строю (мотивированная, революционная функция). Каждая картина является обращением для целого мира, поскольку художник создает ее, чтобы показать человечеству, насколько красив пейзаж определенной местности или для того, чтобы показать красоту человека, оставив его портрет для следующих поколений. Обращение к неограниченному кругу лиц – это немотивированная функция изобразительного искусства, и не только.
Искусство несет в себе развлекательные и обрядовые цели служит прекрасным способом для лечения психотерапевтических заболеваний (мотивированная цель). В принципе, каждому виду искусства присущи, как общие, так и сугубо специфические функции. Например, граффити, являясь разновидностью изобразительного искусства, обладает такими мотивированными целями, как коммерциализация и пропаганда, но в то же время, оно выполняет немотивированные функции – только креативный человек на своем подсознательном уровне сможет с помощью воображения выполнить граффити.
Виды искусства
Видов искусства существует очень много, но, рассматривая, что такое вид искусства, необходимо отметить, что существует две большие группы – изобразительное и неизобразительное искусство. Первый вид выражает внешнюю действительность, а второй вид – внутреннюю. В свою очередь, изобразительное искусство делится на такие виды, как живопись и живопись, графика, скульптура и фотоискусство, граффити и комикс. К этой же группе относится декоративно прикладное искусство, которое подразумевает создание художественных изделий, которое обладают утилитарным и не утилитарным назн
elhow.ru
Что такое искусство
Что такое искусство
Мой очень хороший и любимый друг, музыкант и поэт Тимур Чижик, не так давно посоветовал почитать Толстого об искусстве. Эссе дало ответ на давно беспокоящий меня вопрос: Что такое искусство?
Задайтесь им сами. Наверное, большинство ответит: Искусство — это архитектура, ваяние, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, — предполагая, что дело, о котором он говорит, одинаково понимается всеми людьми. Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и постройки, имеющие претензии на предмет искусства, но им не являющиеся ввиду своего уродства. Так в чем же признак предмета искусства?
Среднеобразованный человек нашего круга и даже художник, не занимавшийся специально эстетикой, не затруднится этим вопросом; «Искусство — это деятельность, которая проявляет красоту», — ответит такой человек.
Для среднестатистического человека кажется ясным и понятным то, что искусство есть проявление красоты, и красотою объясняются для него все вопросы искусства. Тогда что же такое красота, которая составляет, по его мнению, содержание искусства? Под словом «красота» мы разумеем только то, что нравится нашему зрению. Для того, чтобы точнее понять стереотип о красоте, приведу ряд примеров из эстетик европейских философов:
Основатель эстетики Баумгартен пишет, красота это — соответствие, то есть порядок частей во взаимном отношении между собой и их отношении к целому. Цель же самой красоты в том, чтобы нравиться и возбуждать желание.
Писатели Шюц, Зульцер, Мендельсон и Мориц ставят целью искусства не красоту, а добро.
По Мендельсону (1729–1786): Доведение прекрасного, познаваемого смутным чувством, до истинного и доброго. Цель же искусства есть нравственное совершенство.
По Винкельману (1717–1767): Красота же бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи и 3) красота выражения, которая возможна только при присутствии первых двух условий; эта красота выражения есть высшая цель искусства, которая и осуществлена в античном искусстве, вследствие чего искусство теперешнее должно стремиться к подражанию древнему.
По Шэфтсбери (1670–1713): То, что красиво, то гармонично и пропорционально; что красиво и пропорционально, то правдиво; что же красиво и в одно и то же время правдиво, то приятно и хорошо.
По Гутчисону (1694–1747): Цель искусства есть красота, сущность которой состоит в проявлении единства во множестве.
По Гому (1696–1782): Красота есть то, что приятно. И потому красота определяется только вкусом.
По Бёрку (1730–1797): Величественное и прекрасное, которые составляют цель искусства, имеют своим основанием чувство самосохранения и чувство общественности.
По Бате (1713–1780): Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение.
По Гемстергюису (1720–1790): Красота есть то, что доставляет наибольшее наслаждение, а доставляет наибольшее наслаждение то, что дает нам наибольшее число идей в наикратчайшее время.
По Канту:
По Шиллеру: Красота, источник которой есть наслаждение без практической пользы. Так что искусство может быть названо игрой, но не в смысле ничтожного занятия, а в смысле проявления красоты самой жизни, не имеющей другой цели, кроме красоты.
По Фихте (1762–1814): Мир, то есть природа, имеет две стороны: он есть произведение нашей ограниченности и он есть произведение нашей свободной идеальной деятельности. В первом смысле мир ограничен, во втором — он свободен. В первом смысле «всякое тело ограничено, искажено, сжато, стеснено, и мы видим уродливость, во втором мы видим внутреннюю полноту, жизненность, возрождение, — видим красоту.»
По Адаму Мюллеру (1779–1829): есть две красоты: одна — общественная красота, которая притягивает людей, как солнце притягивает планеты, — это красота преимущественно античная, и другая красота — индивидуальная, которая делается таковой, потому что созерцающий делается сам солнцем, притягивающим красоту, — это красота нового искусства.
По Зольгеру (1780–1819): Идея красоты есть основная идея всякой вещи. В мире мы видим только извращение основной идеи, — искусство же фантазией может подняться до высоты основной идеи. И потому искусство есть подобие творчества.
По Краузе (1781–1832): истинная реальная красота есть проявление идеи в индивидуальной форме; искусство же есть осуществление красоты в сфере человеческого свободного духа.
По Гегелю (1770–1831): Красота есть просвечивание идеи через материю. Истинно прекрасное есть только дух и все то, что причастно духу, и потому красота природы есть только отражение красоты, свойственной духу: прекрасное имеет только духовное содержание.
По Руге (1802–1880): Красота есть сама себя выражающая идея. Дух, созерцая сам себя, находит себя выраженным или вполне — и тогда это полное выражение себя есть красота, или не вполне — и тогда в нем является потребность изменить свое несовершенное выражение, и тогда дух становится творческим искусством.
По Фишеру (1807–1887): Красота есть идея в форме ограниченного проявления. Идея же сама не нераздельна, а составляет систему идей, которые представляются восходящей и нисходящей линией. Чем выше идея, тем больше она содержит красоты, но и самая низкая содержит красоту, потому что составляет необходимое звено системы.
По Гербарту (1766–1841): красоты самой в себе нет и не может быть, а есть только наше суждение. И эти основы суждений находятся в отношении впечатлений. Есть известные отношения, которые мы называем прекрасными, и искусство состоит в нахождении этих отношений — одновременных в живописи, пластике и архитектуре, и последовательных и одновременных в музыке, и только последовательных в поэзии.
По Шопенгауэру (1788–1860): Отрешение от своей индивидуальности и созерцание одной из этих ступеней проявления воли дает нам сознание красоты.
По Гартману (1842): Красота лежит не во внешнем мире, не в вещи самой в себе, и тоже не в душе человека, а в кажущемся, которое производится художником. Вещь сама в себе не красива, но художник превращает ее в красоту.
По Шнассе (1798–1875): Красоты нет в мире. В природе есть только приближение к ней. Искусство дает то, чего природа не может дать. В деятельности свободного я, сознающего гармонию, которой нет в природе, проявляется красота.
По Бергману: Красоту определить объективно невозможно: красота познается субъективно, и потому задача эстетики состоит в том, чтобы определить, что кому нравится.
По Юнгману (ум. 1885): Красота есть, во-первых, сверхчувственное свойство, во-вторых, красота производит в нас удовольствие одним созерцанием.
По Тэну (1828–1893): Красота есть проявление существенного характера какой-либо значительной идеи, более совершенное, чем то, в каком она выражается в действительности.
По Гюйо (1854–1888): Красота не есть нечто чуждое самому предмету, не есть паразитное растение на нем, а есть самое расцветание того существа, на котором она проявляется. Искусство же есть выражение жизни, разумной и сознательной, вызывающей в нас, с одной стороны, самые глубокие ощущения существования, с другой — чувства самые высокие и мысли самые возвышенные.
По Шербюлье: Искусство есть деятельность, удовлетворяющая 1) нашей врожденной любви к образам, 2) вносящая в эти образы идеи и 3) доставляющая наслаждение «одновременно нашим чувствам, сердцу и разуму. Красота же, по Шербюлье, не присуща предметам, а есть акт нашей души. Красота есть иллюзия. Нет абсолютной красоты, но кажется прекрасным то, что кажется нам характерным и гармоничным.»
По Костеру: Идеи красоты, добра и истины врожденны. Эти идеи просвещают наш ум и тожественны с богом, который и есть добро, истина и красота. Идея же красоты включает в себя единство сущности, разнообразие составляющих элементов и порядок, который вносит единство в разнообразие проявлений жизни.
По Верону (1825–1889): Искусство есть проявление чувства, передающегося вовне сочетанием линий, форм, красок или последовательностью жестов, звуков или слов, подчиненных известным ритмам.
По Чарльзу Дарвину (1809–1883): Красота есть чувство, свойственное не одному человеку, но и животным, и потому и прародителям человека. Птицы украшают свои гнезда и оценивают красоту в своих парах. Красота имеет влияние на браки. Красота включает в себя понятие различных характеров. Происхождение искусства музыки есть призыв самцами своих самок.
По Спенсеру: происхождение искусства есть игра. В низших животных вся энергия жизни растрачивается на поддержание и продолжение жизни; в человеке же остается, после удовлетворения этих потребностей, еще излишек силы. Этот-то излишек и употребляется на игру, переходящую в искусство. Игра есть подобие настоящего действия; то же есть искусство.
По Морлею, красота находится в душе человека. Природа говорит нам о божественном, и искусство есть это гиероглифическое выражение божественного.
По Гранту-Аллену: Красота имеет физическое происхождение. Он говорит, что эстетическое удовольствие происходит от созерцания прекрасного, понятие же прекрасного получается от физиологического процесса. Начало искусства — это игра; при избытке физических сил человек отдается игре, при избытке воспринимательных сил человек отдается деятельности искусства.
По Керду: Красота дает нам средства полного постигновения объективного мира без соображений с другими частями мира, как это неизбежно для науки. И поэтому искусство уничтожает противоречие между единством и множеством, между законом и явлением, субъектом и объектом, соединяя их в одно. Искусство есть проявление и утверждение свободы, потому что оно свободно от темноты и непостижимости конечных вещей.
По Найту: Красота есть, соединение объекта с субъектом, есть извлечение из природы того, что свойственно человеку, и сознание в себе того, что обще всей природе.
Все эстетические определения красоты сводятся к двум основным воззрениям, первое — красота есть нечто существующее само по себе, одно из проявлений абсолютно совершенного: идеи, духа, воли, бога; и другое — красота есть получаемое нами удовольствие, не имеющее цели личной выгоды. Выписанные здесь суждения о красоте и искусстве далеко не все, что написано об этом предмете. И каждый день являются новые писатели об эстетике, и в их суждениях та же странная заколдованная неясность и противоречивость в определении красоты.
Красота по Толстому в смысле субъективном это то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.
Видеть цель и назначение искусства в получаемом нами от него наслаждении — все равно, что приписывать, как это делают люди, стоящие на самой низшей степени нравственного развития (дикие, например), цель и значение пищи в наслаждении, получаемом от принятия ее. Европейские философы целью искусства ставят получаемое от него наслаждение, а не назначение его в жизни человека и человечества.
Для того, чтобы точно определить искусство, надо перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы увидем, что искусство есть одно из средств общения людей между собой.
Всякое произведение искусства делает то, что воспринимающий вступает в известного рода общение с производившим или производящим искусство и со всеми теми, которые одновременно с ним, прежде или после его восприняли или воспримут то же художественное впечатление.
Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства.
Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, которое испытал человек, выражающий свое чувство.
Самый простой пример: человек смеется — и другому человеку становится весело; плачет — человеку, слышащему этот плач, становится грустно; человек горячится, раздражается, а другой, глядя на него, приходит в то же состояние. Человек высказывает своими движениями, звуками голоса бодрость, решительность или, напротив, уныние, спокойствие, — и настроение это передается другим. Человек страдает, выражая стонами и корчами свое страдание, — и страдание это передается другим; человек высказывает свое чувство восхищения, благоговения, страха, уважения к известным предметам, лицам, явлениям, — и другие люди заражаются, испытывают те же чувства восхищения, благоговения, страха, уважения к тем же предметам, лицам, явлениям, но это еще не есть искусство.
— Искусство начинается тогда, когда человек с целью
передать другим людям испытанное им чувство,
вызывает его известными внешними знаками.
Остров мёртвых. Арнольд Бёклин, 1880—1886. Дерево, масло. 80×150 см
Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и т. п. Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство, заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил рассказчик, — есть искусство.
Если мальчик и не видал волка, но часто боялся его и, желая вызвать чувство испытанного им страха в других, придумал встречу с волком и рассказывал ее так, что вызвал своим рассказом то же чувство в слушателях, какое он испытывал, представляя себе волка, — то это тоже искусство. Точно так же будет искусство то, когда человек, испытав в действительности или в воображении ужас страдания или прелесть наслаждения, изобразил на полотне или мраморе эти чувства так, что другие заразились ими. И точно так же будет искусство, если человек испытал или вообразил себе чувство веселья.
— Как только зрители, слушатели заражаются
тем же чувством, которое испытывал
сочинитель, это и есть искусство.
Алёнушка. Виктор Васнецов, 1881. Холст, масло. 173×121 см
Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства.
Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.
Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».
22 Июля 2014
www.petrick.ru
Значение слова ИСКУССТВО. Что такое ИСКУССТВО?
ИСКУ́ССТВО, -а, ср.
1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. □ Этот запрос показывает, что художник не может отделиться от общественной жизни и что искусство нераздельно с ее содержанием. Огарев, Памяти художника. Вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки. А. Н. Толстой, Родина.
2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное искусство. Сценическое искусство. Кино — самое массовое из искусств. □ [Люба:] Никакое искусство не может так заставить забыть все, как музыка. Л. Толстой, И свет во тьме светит.
3. чего или какое. Какая-л. отрасль практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов. Военное искусство. Певческое искусство. □ Искусство воспитания, как и искусство врачевания, требует долговременной специальной, теоретической и практической, подготовки. Ушинский, О нравственном элементе в русском воспитании. || Умение, мастерство, тонкое знание дела. [Акилин | принадлежал к числу помещиков, возбуждающих удивление соседей искусством жить хорошо и открыто при незначительных средствах. Тургенев, Затишье. [Ерошка] вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни. Л. Толстой, Казаки. [Зина] удивилась искусству, с каким работники редакции, сократив статью в добрых пять раз, сумели оставить в ней все главное. Кочетов, Журбины.
◊
Прикладное искусство см. прикладной. Чистое искусство см. чистый. Из любви к искусству — из любви к самому делу, занятию, без всяких корыстных целей. По всем правилам искусства см. пра́вило.kartaslov.ru
Что такое искусство?, общие положения, краткое изложение
Название | Что такое искусство? |
Жанр | эссе |
Автор | Лев Толстой |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1897 |
Публикация | 1897—1898 |
«Что такое искусство?» (1897) — эссе Льва Толстого, в котором он выступает против многочисленных эстетических теорий, которые определяют искусство с точки зрения теории соотношения, правды, и особенно красоты. По мнению Толстого, искусство в то время было коррумпированным и декадентским, а художники были введены в заблуждение.
Общие положения
Эссе развивает эстетические теории, которые процветали в конце XVIII века и в течение XIX века, таким образом, критикуется реалистичная позиция и существующая связь между искусством и удовольствием. Толстой, в дополнение к уже существующей теории, подчеркивает важность эмоциональности в искусстве, значение коммуникации, приводящей к отказу от плохого или поддельного искусства, так как они являются вредными для общества, поскольку они нарушают способность людей к восприятию искусства.
Краткое изложение
По словам Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи (поэтому важно значения ясности и искренности). Эта эстетическая концепция привела Толстого к расширению критериев именно к произведению искусства. Он считает, что понятие искусства охватывает любую человеческую деятельность. Толстой предлагает следующий пример. Мальчик, который испытывал страх после встречи с волком позже рассказывает так, что опыт, заражая слушателей, заставляет их чувствовать себя в опасности, и то, что испытал мальчик. И это прекрасный пример произведения искусства.
Однако, подлинное «заражение» не единственный критерий для хорошего искусства. Хорошее искусство против вопроса плохого искусства развивается в двух направлениях. Одним из них является концепция о том, что чем сильнее заражение, тем лучше искусство. Другая проблема предмета, прилагаемая к этому заражению, приводит Толстого к изучению вопроса о том, что стоит создать эмоциональное ощущение. Хорошее искусство, утверждает Толстой, способствует чувству всеобщего братства. Плохое искусство подавляет такие чувства. Христианское послание — это хорошее искусство, потому что оно учит абсолютному братству всех людей. Однако, они «христианские» лишь в ограниченном смысле этого слова. Искусство художественной элиты почти никогда не бывает хорошим, потому что верхний класс полностью потерял истинную основу христианства.
Кроме того, Толстой считал, что искусство, которое обращается к высшему классу представляет эмоции, которые свойственны проблемам этого класса. Другая проблема искусства состоит в том, что оно воспроизводит прошлые модели, и таким образом это не правильно коренится в современных и самых просвещенных культурных идеалах времени художника и места. В пример приводится древнее греческое искусство, превозносившее достоинство силы, мужественности, героизма и ценности, вытекающие из мифологии. Однако, так как христианство не охватывает эти значения, Толстой считает, что это не подходит для людей, а общество продолжает охватывать греческие традиции искусства.
Среди композиторов, он конкретно осуждает Вагнера и Бетховена, как пример чрезмерно «мозговитых» композиторов, у которых нет реальных эмоций. Кроме того, Бетховенская Симфония № 9, не может претендовать на возможность «заразить» свою аудиторию, так как она показывает вид чувства единства и, следовательно, не может считаться хорошим искусством. Детские песни и сказки превосходят работы Вагнера и Бетховена.
www.cultin.ru
Что такое искусство? — Онлайн галерея изобразительного искусства
Искусство — это способ авторского выражения мироощущений, впечатлений, эмоций и чувств, идей и взглядов относительно тех или иных явлений и событий посредством творческого воплощения средствами и техникой, присущими определенному виду искусства.
При создании творческого произведения в любой сфере человеческой деятельности используются средства, инструменты и материалы, свойственные данному виду искусства. Музыкант выражает себя с помощью нот и музыкального инструмента, скульптор с помощью резца, художник — кистью, писатель — словами.
О каждом виде искусства можно говорить и говорить, равно, как и о средствах сделать отдельное творческое произведение неповторимым. В изобразительном искусстве применяются разнообразные средства: кисти, холсты, грунтовки, краски, лаки и другие материалы, которые называют емким английским словом «media».
Мастерство в искусстве
Важнейший оценочный критерий художественного произведения — мастерство исполнения. Любой конкурс искусств определяет победителя, прежде всего, по виртуозности и мастерству исполнения произведения. Мастерство — это высокий уровень владения техникой, свойственной именно этому виду искусства.
Мастерство в изобразительном искусстве — это есть умение написать человека, животное или пейзаж на плоской поверхности, умение передать сущность действительности. Например, Леонардо да Винчи посвятил изображению лошади множество эскизов, пытаясь передать ее грацию и добиться такого сходства, чтобы сила лошади «чувствовалась», а Рубенс для изображения лошадиных крупов даже нанимал специального мастера.
Мастерство живописи включает в себя глубокое знание теории цветов, законов композиции, которые, к примеру, требуют иметь понятие о золотом сечении, владеть законами перспективы. Необходимо иметь навыки смешивания красок, притом не только механически, но и оптически, знать технологию производства грунтовки, растворителей, пигментов, лаков и иных материалов, широко используемых в изобразительном искусстве.
Классическая школа живописи требует и знаний анатомии, как необходимого уровня знаний скульптора или художника. Во времена эпохи Возрождения церковь не поощряла занятий анатомией, хотя и разрешала художникам присутствовать при казнях и последующих вскрытиях тел казненных. Широко известно, что Леонардо да Винчи часто тайно посещал анатомический театр, интересуясь анатомией как наукой, а Микеланджело сам проводил вскрытия трупов, чтобы подробно узнать, как устроена мускулатура человека. Поскольку Микеланджело подробно изучил мужскую мускулатуру, женщины на его полотнах имели мужеподобный облик.
Критерии оценки произведения искусствоведами
Критика до XX века
Искусствоведческая критика до XX века оценивала, прежде всего, мастерство художника. Энгра, например, упрекали в недостатке мастерства, за анатомическую неточность в изображении его знаменитой «Большой одалиски» (за слишком длинную спину).
Искусствоведы особо оценивали тему работы, выбор известного библейского сказания или мифа, его интерпретацию автором, передачу духа времени, исторической правдивости, атмосферы, настроение и характер образов. Искусствоведов интересовали не только тема и интерпретация, но и натурщики, хотя художник и не всегда нуждается в моделях, а только с целью передать сходство с определенным человеком. Например, Рафаэль признавался, что никогда не встречал женщину, которая могла бы послужить ему моделью для образов мадонн. Мадонны Рафаэля являлись его собственным видением их сущности, плоды воображения художника, поскольку художник — творец и создатель индивидуальных мироощущений.
Критика XX века
XX столетие ознаменовалось развитием фотографии, поэтому получило распространение мнение, что фотография уничтожит реализм в изобразительном искусстве, равно как и надобность в технических навыках, накопленных веками с времен эпохи Раннего Возрождения. Зачет Марселю Дюшампу навыки, чтобы объявить шедевром писсуар, названный «Фонтаном»?
Разве фотография может сравниться с полотнами художников? Как фотография может повлиять на классику? Это все равно, что сравнивать несравнимые вещи. Живопись — это искусство, и фотография — это искусство, но другое.
Не фотография уничтожила реализм в живописи, а неореализм французской школы просто исчерпал свои ресурсы, достигнув вершин в мастерстве. Искусство вошло в новую стадию поиска других способов самовыражения реализма. Реализм — не догма, а только способ для автора обнажить индивидуальное восприятие действительности.
Последние десятилетия прослеживается тенденция возврата к академической живописи и реализму. Ведущие галереи мира демонстрируют произведения, выполненные как в стиле гиперреализма, так и фотонатурализма.
Вывод один: мастерство — это одно из основных слагаемых того, что называется искусством.
Творчество как язык искусства
Язык искусства — это особые приемы, используемые автором в процессе создания своего произведения. Собственный язык используется в музыке, опере, балете, литературе, поэзии. Эти языки изучены и систематизированы, преподаются в школах искусств различного направления. Языки поэзии и литературы изучаются в школе, а не только в Литературных Академиях. Уже в школе знание основных специальных терминов (ямб, ритм, аллегория и т.п.) помогает проводить анализ литературных произведений и понимать идеи автора более досконально и глубоко.
Изобразительное искусство лишено общих для всех направлений языков. Искусствоведы больше заняты критикой стилей и толкованиями идей и приемов. Например, современные произведения живописи дают критикам шансы блеснуть тщательно отшлифованными фразами и словесными аллегориями, чтобы привлечь внимание к собственному мастерству изложения авторских идей.
Критики привлекают внимание зрителей к произведениям искусств и помогают им яснее осознать идеи и особенности композиции произведения. Чем более абстрактна скульптура или полотно, тем свободней интерпретация смотрящего критика. Таким образом, различные обозрения придают интеллектуальность работам и усиливают впечатления зрителей, используя изощренные слова латинского происхождения.
Метафора как традиционный способ самовыражения в искусстве
Каждый толковый словарь дает свое собственное толкование метафоры. Метафора — это придание предметам или событиям несвойственным им качеств.
Очень распространена метафора в поэзии. Благодаря использованию метафор, автор рождает поэтические образы, являющиеся основой поэтических произведений.
Живопись импрессионистов основана на метафорах представителей этого направления в живописи, таких как Гоген, Моне, Сера. Импрессионисты представляли действительность метафорически, через линзу авторского, субъективного восприятия. Поэтому каждому представителю этого направления изобразительного искусства присуща узнаваемая техника самовыражения.
Художники метафорически меняют цвет, изображают несуществующие формы и придают несвойственные функции предметам и объектам. Характерными примерами использования метафор могут служить полотна Дали, Шагала или Кадишмана. К примеру, Кадишман изображал своих овец с окрасом во все цвета радуги, что, конечно, «не имеет места быть».
Стилизация – способ подчеркивания стиля
Стилизация — это художественный прием, определяющий стиль. В течение многих веков приемы стилизации используют для обработки объектов с целью изменения и искажения определенных качеств и свойств предметов, или с целью смещения акцентов.
Популярные стили разных эпох (от искусства Древнего Египта до наива и кубизма) разнятся только способом «искажения» известных всем форм. Например, египтяне использовали характерный способ изображения людей в профиль, также как и византийцы вытягивали лики святых, поэтому их невозможно не узнать, даже бегло взглянув.
В XX веке художники использовали стилизацию очень широко. Например, стилизация прослеживается в работах Модильяни, Шагала, Джакометти, Пикассо, Матисса и прочих известных и малоизвестных художников. Именно новизна и оригинальность стилизации поднимает скульптора или живописца на вершину мастерства и признания.
Мастера графики, архитекторы, дизайнеры и другие представители прикладного искусства также широко используют приемы стилизации, что вносит исключительное разнообразие в их авторские работы.
Абстракция – изображение без деталей
Согласно определению большинства толковых словарей, абстракция — это нечто, лишенное конкретики, отказ от внешних форм с целью раскрытия внутреннего содержания явлений и объектов. В изобразительном искусстве посредством абстракции художники передают суть собственного видения сцен и пейзажей, без передачи деталей изображаемых объектов.
Любой художник, писавший природу с натуры, знает, что отобразить на холсте или бумаге каждый листочек, веточку или волну, след на песке – невозможно. Инструменты, специальные средства (к примеру, кисть-веер) и эффекты помогают художнику отобразить собственные впечатления от увиденного, что и есть абстракция. Абстракционизм — это стиль, а абстракция — это способ передачи действительности.
На полотне Моне «Пруд с кувшинками» ни одна кувшинка не выписана в деталях — одни мазки, штрихи и пятна. Без такой абстракции не может обойтись ни один художник, какому бы стилю он не отдавал предпочтение (кроме гиперреализма или фотонатурализма).
Мы перечислили основные приемы в изобразительном искусстве. Все эти приемы отлично воспринимаются зрителями, но вот законы композиции, к примеру, понимает только специалист. Но понятие об основных приемах в живописи помогает увидеть произведения изобразительного искусства другими глазами, вооруженными новыми знаниями.
Конечно, художники используют и другие методы и приемы, которые только изучаются и будут систематизироваться. К сожалению, до настоящего момента серьезно никто в искусствоведении этим не озаботился.
Сила новаторства
XX столетие внесло коррективы в оценку любого произведения искусства. В изобразительном искусстве новым критерием стало новаторство. Модернизм сделал серьезный шаг к интеллектуализации скульптуры и живописи и придал особенную ценность новаторству идей художников. Художник, нашедший свой уникальный, присущий только ему стиль, и сумевший утвердить этот стиль как модное течение, навсегда занял особое место в истории искусства. Пикассо положил начало кубизму, Кандинский — абстракционизму, Дали — сюрреализму, Энди Уорхол — поп-арту, а Малевич — супрематизму.
Способность стать родоначальником модной (читайте «новой») тенденции в скульптуре или живописи дает возможность создателю нового направления познать славу, признание и богатство, поскольку придает его работам особую ценность.
Существует огромная разница между развлечением и искусством, которую определяет идея созданного творения. Многие формы произведений имитируют искусство, но преследуются цели, несвойственные искусству. Например, развлечение для публики, начиная с циркового представления и заканчивая грандиозными шоу для тысяч зрителей. Грань между искусством и развлечением можно только почувствовать, поскольку она тонка и неуловима.
Истинное искусство демонстрирует глубину чувств, интеллект и ранимость творца. Истинному искусству присуща высокая мораль и чистота. Истинное искусство гуманизирует и просветляет общество, формирует демократические принципы, поэтому является двигателем социального прогресса.
Искусство – это суть цивилизации.
history-of-arts.ru
Что такое искусство: определение. Значение слова искусство
С самых древних времен искусство формировало человечество, его мировоззрение и систему ценностей. Ключевую роль в данном случае всегда играл некий акт творения, позволявший представителю рода человеческого проникнуть за пределы обыденной жизни, прирастить к действительности дополнительный пласт, сотканный из собственного мировидения, таланта и воображения.
Проблема осознания искусства
Абсолютно каждый человек на планете Земля знаком с термином «искусство», активно его использует в повседневной жизни, однако далеко не все задаются вопросом о том, чем же на самом деле является искусство. Само по себе понятие уже многогранно и спорно. Еще большее количество рассуждений и точек зрения продуцирует вопрос «что можно назвать искусством». Прежде всего это касается, конечно, современности, ведь ни у кого не возникает сомнения в том, что картины Питера Брейгеля или Винсента Ван Гога можно назвать шедеврами.
Прежде всего, разберемся в том, что таит в себе значение слова искусство.
Суть самого термина
Точек зрения по этому поводу существует достаточно много, однако к сегодняшнему дню человечество успело сформировать общее базовое понимание этого термина. Чаще всего под искусством подразумевают некую совокупность культурных, духовных, эстетических знаний человека, воплощаемых в художественных объектах. В данном случае речь идет не о каком-то конкретном виде творчества, а о творении в целом.
В самом общем смысле искусство – это попытка человека постичь мир посредством акта творения. Конечно, со временем такого рода попыток становится все больше, они накапливаются и внимательный пытливый ум получает возможность отследить определенную закономерность в существующих эстетических объектах. Таким образом, со временем появляется искусство той или иной эпохи, отражающее сознание человека в определенный временной период.
По сути, на вопрос о том, что такое искусство, определение можно давать до бесконечности, поскольку в данном случае просто огромную роль играет человеческий фактор, собственное понимание вопроса каждым индивидуумом. В некоторых случаях под этим термином понимают реалии, совершенно не связанные с объектами эстетики. Хирурги, программисты, почтальоны, учителя и бесконечный перечень людей других специальностей вполне способны превратить в искусство собственную работу, хотя к эстетике это отношения не имеет решительно никакого.
Виды искусств
О проявлениях искусства в жизни человечества можно говорить бесконечно, однако вековые традиции позволяют выделить несколько основных видов. Искусство слова предстает человечеству в виде литературного процесса. Опыт тысячелетий отражается в нем в метафорах, эпитетах, скрытых и явных смыслах, над которыми читатель задумывается снова и снова, беря в руки ту или иную книгу.
Народное искусство с самых древних времен сопровождает человека в его жизни, освоении действительности. Изначально представленное в качестве синкретических обрядов и действ, а затем перешедшее в форму сугубо эстетическую, оно до сих пор развивается, совершенствуется и расширяет свои границы. Лирические песни, фрески, нарядные вышиванки, частушки и даже всем известные анекдоты о Вовочке – все это проявление творчества самого народа, отражающее его сознание и мировидение.
В цветах и оттенках передает человеческое сознание изобразительное искусство. Такого рода творчество является во всех смыслах особенным. Каждый мазок, каждый изгиб той или иной формы нацелен на передачу образа. Целостного, полного объекта, воплощенного в мельчайших деталях.
Конечно, нельзя забывать о музыке – наиболее синестетичном виде искусства из всех существующих. Испокон веков она сопровождала человека, служа сначала для введения в своего рода транс, а затем перейдя в область непосредственно эстетики.
Взгляды на классификацию искусств
Помимо извечного вопроса «что такое искусство», определение самого понятия предусматривает и ряд аспектов рассмотрения этой составляющей бытия человечества. В частности, разделение его на виды, попытка некоторой классификации.
Отражение действительности
Истоки данной проблемы уходят к самому Аристотелю, который считал искусство подражанием природе. Именно из его теории произошла теория мимесиса как основной составляющей.
В своей классификации Аристотель опирался на непосредственно способ подражания. Литература как искусство слова была определена именно автором «Поэтики».
Бытийный статус
Лессинг же строил свою классификацию по иному принципу. Философ разделял искусства на временные и пространственные. К первым относились литература и музыка, а ко вторым – живопись, скульптура. Конечно, в данном случае довольно сложно провести резкую разделяющую черту, поскольку план содержания и план выражения того или иного произведения могут различаться кардинально.
Взаимодействие с сознанием
Эпохе Романтизма человечество обязано разделением на изобразительные и экспрессивные искусства. Значение слова «искусство» понималось в это время весьма своеобразно. К изобразительным искусствам могли относиться как литература, так и живопись, не говоря о скульптуре и театре. Однако любой вид: музыкальное искусство, скульптура или архитектура — априори воздействует на человека, а посему является экспрессивным. В особенности это касается, конечно, музыки.
Народность, культура, собственная эстетика
Что такое искусство, определение которого до сих пор до конца не разгадано, если не отражение мировоззрения определенной категории людей в рамках конкретного времени? Если задуматься, именно общее бытийное сознание определяет основные принципы творения. Народное искусство дает толчок к авторскому, перерастающему во что-то большее. Эти особенности формируются в зависимости от различных аспектов: политической, исторической ситуации на территории той или иной страны, религиозной картины мира ее населения, взаимодействием с другими культурами.
Изобразительное искусство, как и любое другое, определяется сразу несколькими факторами. В первую очередь, это осознание понятия красоты конкретной народностью. Вполне очевидно, что эстетические стандарты Азии совершенно несовместимы с идеалами славян или коренных американцев. Вторая же составляющая – мировой контекст. В большинстве случаев искусство все же ориентируется на определенные течения в мировой культуре, заимствует из нее конкретные элементы и базовые принципы, что впоследствии позволяет определить мировоззрение человечества на той или иной стадии его развития.
Искусство и ответственность
Любой эстетический объект – это в первую очередь акт творения. В различные эпохи отношение к этому процессу было совершенно различным. В эпоху Античности и Средневековья поэт, к примеру, считался неким медиатором, связным между небом и реальностью, своего рода мессией. Позже, с приходом индивидуально-авторской эпохи, поэт, музыкант или художник стали рассматриваться именно как творцы. Целые миры выходили из-под пера мастеров, новые реальности создавались при помощи красок, новые чувства рождались при звучании музыки.
Что такое искусство (определение его), если не ответственность в данном случае? Если не осознание себя как творца? Не зря значение слова «искусство» этимологически и морфологически сходно со словом «искушение». В апокрифической литературе часто упоминается сюжет состязания бога и дьявола в творении, когда бог создал женщину, а его оппонент – змея. Уже тогда творение подразумевало ответственность за самое себя, поскольку нет силы более всеобъемлющей, чем музыкальное искусство, и трибуны более мощной, нежели литература. Само человечество определяется творением, существует в нем, развивается и совершенствуется.
autogear.ru