Что такое федеральные округа – Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации :: ashanet.ru
Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации :: SYL.ru
В ряде государств федеральный округ – это административно-территориальная единица, и на ее территории размещается столица федерации. В Аргентине, к примеру, эта территориальная единица называется федеральным столичным округом, в Австралии – столичной территорией. Округ может наравне с другими субъектами входить в федерацию, а может быть ее частью.
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
- Центральный (Москва).
- Северо-Западный (Санкт-Петербург).
- Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
- Уральский (Екатеринбург).
- Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
- Дальневосточный (Хабаровск).
- Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
- Крымский (Симферополь).
- Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.
Необходимость
Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.
Произвол регионов
Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.
Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.
Из истории
Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.
Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.
Современность
13 мая 2000 года был издан Указ Президента Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Это позволило повысить эффективность работы органов государственной власти.
Федеральные округа Российской Федерации имеют чрезвычайно важное государственное значение. Они предназначаются для решения общенациональных задач, а также «цементируют» экономическое и политическое пространство. Они представляют собой базовые структуры, на которые опираются федеральные центры при взаимоотношениях с территориями. Итак, теперь мы понимаем, что это – федеральная округа.
Функции представителя
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
- Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
- Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
- Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
- Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Что это – федеральные округа простыми словами?
Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый «кусок» является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.
Недостатки
Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.
С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.
В заключение
Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.
www.syl.ru
Федеральный округ — это… Что такое Федеральный округ?
Федера́льный о́круг, Федера́льная террито́рия — административно-территориальная единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся субъектом федерации, в некоторых странах-федерациях.
Обычно федеральными округами (территориями) являются столичные территории и внешние зависимые территории.
Традиционный федеральный округ не следует путать с федеральными округами Российской Федерации (макрорегионами, объединяющими регионы-субъекты федерации), в названиях которых формально присутствуют те же слова. По предложению 2011 г. президента Медведева, в России также предполагается создание Столичного федерального округа.
Федеральные столичные округа
Прочие федеральные округа и территории
- Австралия — внешние островные территории
- Индия — союзные территории Андаманы и Никобары, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Лакшадвип, Пондишери
- Малайзия — федеральная территория Лабуан
- Пакистан — федеральные территории племён
- Россия — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, а также арендуемый у Казахстана Байконур и арендуемые у Норвегии территории Русского Шпицбергена (Баренцбург, Пирамида, Грумант)
- США — внешние островные территории, Федеральный округ Колумбия
dic.academic.ru
Что такое федеральные округа? (размышления к информации)
В.Ю. МАЗУРОВ,
кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета
Анализируя сложившуюся в России систему федеральных округов, автор делает вывод, что основное их назначение — реализация контрольных полномочий главы государства.
Ключевые слова: федеральные округа, территориальные единицы, специальные территориальные единицы, особые территориальные единицы, субъекты Российской Федерации, экономические макрорегионы, контроль, контрольные полномочия главы государства.
Право (если быть точным — «комплексное правовое регулирование»[1], воплощенное в форме Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе») освещает рассматриваемый данный вопрос достаточно подробно. Думается, будет нелишним привести положения упомянутого Указа, касающиеся собственно федеральных округов.
Итак, пункт 2 Указа утверждает перечень территориальных единиц, которым посвящена данная публикация, перечисляет входящие в состав каждого округа субъекты Российской Федерации и закрепляет наименования населенных пунктов, являющихся центрами федеральных округов. В настоящее время данный перечень выглядит следующим образом:
«Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.
Центр федерального округа — г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.
Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.
Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.
Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.
Центр федерального округа — г. Пятигорск.
Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.
Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Центр федерального округа — г. Екатеринбург.
Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Центр федерального округа — г. Новосибирск.
Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.
Центр федерального округа — г. Хабаровск».
Как известно, рассматриваемый перечень за десять с небольшим лет изменялся всего лишь дважды — в июле 2000 г. и в январе 2010 г. В первом случае речь шла об изменении наименования одного из федеральных округов (Южного)[2], во втором случае — о выделении из него нового (восьмого по счету) федерального округа (Северо-Кавказского)[3]. Ни образование новых субъектов Российской Федерации, ни, тем более, изменение наименований некоторых российских регионов не нашли своего отражения в приведенном выше перечне. В составе Приволжского федерального округа до сих пор «пребывают» Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в Сибирском федеральном округе до сих пор «числятся», в частности, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Дальний Восток до сих пор «не знает» в своем составе Камчатского края и т.д. О «мелочах» вроде отсутствия в приводимом в перечне наименовании Ханты-Мансийского автономного округа слова «Югра» можно и не говорить…
Собственно, уже одно это само по себе говорит о действительном характере упомянутого выше «комплексного правового регулирования». Нет, разумеется, никто не подвергает сомнению его комплексный характер. Существующее нормативное поле со всей определенностью закрепляет структуру, наименование, состав, границы и центры федеральных округов. Иначе говоря, из него можно со всей определенностью заключить, что федеральные округа есть.
А вот сделать вывод о том, что есть федеральные округа, опираясь на текст нормативных положений, гораздо сложнее…
II. Quid dicet scientia?
Отсутствие четкого правового определения понятия того, что такое федеральный округ, естественно оставляет простор для самых смелых научных теорий. Последние успешно сменяют одна другую на протяжении последних десяти лет…
Строго говоря, в исторической ретроспективе имеет смысл выделить три основные группы научно-теоретических построений, касающихся сути «федерально-окружного строительства».
1. Теория «новых субъектов» (или «макросубъектов»). Квинтэссенцию этой теории можно найти, в частности, в работах Н.М. Доб-рынина, который, к примеру, писал, что «мы с уверенностью можем констатировать явный правовой прецедент: в России за период с мая 2000 г. сформировалось у нас на глазах семь полноправных (и даже более полноправных через полномочных представителей Президента РФ) субъектов Российской Федерации» (выделено Н.М. Добрыниным)[4]. Впрочем, сторонники такого рода теории обычно предпочитают пользоваться более взвешенной терминологией и говорить об образовании не новых субъектов, а неких «макросубъектов» Российской Федерации[6]. Аргументация такого рода теории, надо признать, носит достаточно своеобразный характер. Так, по сути, провозглашая федеральные округа некими особыми сложносоставными субъектами Российской Федерации, то есть регионами, включающими в свой состав другие регионы, Н.М. Добрынин писал о том, что они обладают «в полном объеме всеми характерными признаками» субъектов федерации, а в качестве примера приводил … возможность полномочных представителей Президента Российской Федерации ежемесячно встречаться с главой государства для решения окружных проблем[6]. Думается, что с позиции отечественной государственно-правовой доктрины такого рода доводы вряд ли могут служить доказательством истинности защищаемых с их помощью положений.
2. Теория «новых экономических регионов» («новых экономических макрорегионов»). Так, по мнению М.Я. Гохберга, «в деле совершенствования государственного регулирования развития и размещения производительных сил на региональном уровне федеральные округа несомненно станут важным и необходимым средством укрепления … единого экономического пространства России», а уточнение их границ необходимо осуществлять с учетом «экономического районирования территории Российской Федерации»[7]. Дополнительный довод в пользу понимания системы федеральных округов прежде всего в качестве основы для обновленного экономического районирования нашей страны сторонники соответствующего подхода видят в «принципиальном совпадении» субъектного состава федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации[8].
Казалось бы, прямое основание для поддержки такого рода подхода дает утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1162-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020)[9]. Действительно, в разделе VII («Региональное развитие») указанного документа рассматриваются перспективы социально-экономического развития территории каждого из существовавших на тот момент федеральных округов Российской Федерации.
Однако нельзя не обратить внимания на тот факт, что в том же документе используется и представление территории Российской Федерации согласно «старому» экономическому районированию (в частности, в таком контексте рассматривается территория Поволжья), а также используется «межокружная» группировка субъектов Российской Федерации (к примеру, в рамках Севера или Арктики).
Однако главным аргументом против «экономической» теории постижения реальной сущности системы федеральных округов стало выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа при полном сохранении прежней, единой группировки территорий обоих округов как в рамках общероссийской системы экономического районирования, так и в рамках единой межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ»[10].
В результате мы имеем два федеральных округа, территория которых образует единый экономический район, при том, что составляющие их регионы входят в состав единой экономической ассоциации.
3. Теория «федеральных округов как специальных (особых) территориальных единиц». В наиболее сжатом виде эту теорию можно найти, в частности, в работах А.Н. Черткова. «Федеральный округ — специальная территориальная единица, являющаяся частью функционально-территориального устройства России» — пишет он. «Федеральный округ» по словам А.Н. Черткова «является самой крупной территориальной единицей Российской Федерации, имеющей стратегическое значение для ее развития»[11].
В чем же, по его мнению, заключается это самое стратегическое значение?
«Федеральные округа» по мнению цитируемого автора «выступают фактически межрегиональным уровнем координации осуществляемых на местах полномочий Президента России». Более того, «формирование федеральных округов призвано решать задачи военно-стратегического характера, обеспечения территориальной целостности, основ государственного строя, а также реализации приоритетов политики государства»[12].
По мнению же А.А. Муравьева, создание федеральных округов (которые он считает разновидностью особых территориальных единиц) активизирует процесс деконцентрации полномочий главы государства, а также позволяет «повысить на уровне округов эффективность государственной политики в области территориального развития, обеспечить единство правового и экономического пространства Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, увеличить возможность межрегиональной интеграции, оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления»[13].
Оставляя в стороне не вполне понятный тезис о координации (деконцентрации) полномочий Президента «на местах», следует, думается, обратиться к другому аспекту рассматриваемой теории. Если федеральные округа — это специальные (особые) территориальные единицы, то, очевидно, необходимо прояснить вопрос о том, в чем заключается их специфичность (особенность). Если с их помощью можно «решать задачи военно-стратегического характера» и одновременно «оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления» — то это не специальные территориальные единицы и даже не макросубъекты федерации, а прямо-таки «волшебные» инструменты территориального управления общего, а вовсе не специального характера. Ну а поскольку на деле задачи по обеспечению военной безопасности страны решаются вовсе не через федерально-окружное строительство[14], постольку имеет смысл все же прояснить вопрос о том, в чем же на деле состоит роль и назначение федеральных округов.
III. Quid dicunt usus et praxis?
Для ответа на этот вопрос, думается, имеет смысл, прежде всего, прислушаться к словам тех, кто создавал систему федеральных округов и руководит работой действующих в их рамках органов и должностных лиц.
Второй президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. заявил: «Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно -территориальных границ, а в повышении эффективности власти… Мы… персонифицируем ответственность»[15](выделено мною — В.М.).
Итак, четко заявленная цель создания и функционирования системы федеральных округов — персонификация ответственности.
Что в данном случае имеется в виду?
По словам Президента РФ Д.А. Медведева, речь идет прежде всего об осуществлении на уровне федеральных округов управленческого (в том числе и правового) контроля (выделено мною — В.М.) за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц[16]. По словам главы государства, эта задача определяла суть деятельности управленческих структур федеральных округов на протяжении первых десяти лет их существования[17]. Такая ситуация должна сохраняться и в дальнейшем.
Понятно, что в нашей стране, к сожалению, зачастую принято не доверять даже ясно и четко выражаемой позиции носителей власти, выискивая в её публичных заявлений некий «скрытый смысл». Но в данном случае происходившие и происходящие на наших глазах политические события целиком и полностью подтверждают кристальную четкость позиции руководителей России. Федеральные округа — это действительно по сути своей территориальные единицы, созданные для надлежащего осуществления контрольных полномочий главы государства на соответствующих территориях. Все остальные функции, которые осуществляют властные структуры окружного уровня, производны от этой базовой функции.
Говоря об этом, я вовсе не открываю Америки. Для подтверждения этого факта достаточно ознакомиться, к примеру, с анализом практической работы полномочных представителей Президента РФ и в федеральных округах, и других окружных структурах в 2000-2008 гг.[18] Или просто вспомнить наиболее значимые «информационные поводы», связанные с тематикой федеральных округов за тот же период. Компания по контролю за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, укоренение института федеративной ответственности, контроль за деятельностью региональных властных структур и территориальных структур федеральной власти — все так или иначе завязано именно на вопросы контроля…
Опыт и практика говорят нам, что федеральные округа — это контроль и … еще раз контроль ! Это территориальные единицы, предназначенные прежде всего для реализации контрольных полномочий главы государства.
В прошедшее десятилетие дело обстояло именно так. Что будет дальше — увидим!
Библиография
1 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 101.
2 CЗ РФ.. 2000. № 26. Ст. 2748.
3 СЗ РФ. 2010. №4. Ст. 369.
4 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Новосибирск: Наука, 2003. С. 39.
5 Добрынин Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. 2006. № 8. C. 57. Мирзоев Г.Б., Маканова И.Ю. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. — М., 2002. С. 46.
6 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — С. 39.
7 Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М. Финансы и статистика. 2002. С. 11-12.
8 Лобрецов Н.Л. Селиверстов В.Е. Укрепление властной вертикали и институциональных структур межрегиональной интеграции // ЭКО. 2000. № 9. С. 43.
9 СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
10 http://askregion.ru
11 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 211-212.
12 Там же. С. 212-213.
13 Муравьев А.А. Развитие системы территориального управления Российским федеративным государством. — М., 2007. С. 343-344.
14 14 июля 2010 г. Президентом РФ созданы четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Запад», «Юг», «Восток» и «Центр», структура и границы которых не совпадают со структурой и границами федеральных округов (http://www.rg.ru/2010/07/14/vs-anons.html). Точно так же не совпадали с ними и границы упраздненных указанным решением военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.
15 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим»
16 http://www.rian.ru/politics/20100515/234726780.html
17 Там же.
18 Их можно найти, в частности, в работах: Иванов В.Путин и регионы. Централизация России. — М.: Европа, 2006; Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. — М., 2008.
www.sovremennoepravo.ru
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ России — это… Что такое ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ России?
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ России
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ России ФЕДЕРА́ЛЬНЫЙ О́КРУГ, административно-территориальная единица в Российской Федерации; образована в 2000 по указу президента В.В. Путина (см. ПУТИН Владимир Владимирович). Границы округов по большей части совпадают с исторически сложившимся экономико-географическим районированием России. Во главе Федерального округа стоит полномочный представитель президента, назначаемый президентом РФ. Главная задача полномочного представителя: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе. Российская Федерация разделена на 7 округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Энциклопедический словарь. 2009.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Мексики
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК в Нью-Йорке
Смотреть что такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ России» в других словарях:
Северо-западный федеральный округ России — Северо Западный ФО (Русский Север) Центр ФО г. Санкт Петербург Территория площадь 1 677 900 км² (9,8 % от РФ) Население 13 501 038 чел. (9,51 % от РФ, 1 января 2008) Плотность 8,52 чел./км² (2002) % городского на … Википедия
Федеральный округ — I (Distrito Federal), административно территориальная единица в Бразилии. 5,8 тыс. км2. Население 1,7 млн. человек (1995). Административный центр Бразилия. II административно территориальная единица в центральной части Мексики. 1,5 тыс. км2.… … Энциклопедический словарь
Федеральный округ — Distrito Federal 1) административно территориальная единица в Аргентине. 199,5 км2. Население 2,96 млн. человек (1991). Административный центр Буэнос Айрес; 2) административно территориальная единица в Бразилии. 5,8 тыс. км2. Население 1,6 млн.… … Политология. Словарь.
Федеральный округ — У этого термина существуют и другие значения, см. Федеральные округа Российской Федерации. Федеральный округ, Федеральная территория административно территориальная единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся… … Википедия
Северо-Кавказский федеральный округ — Эта статья о Северо Кавказском федеральном округе, созданном в 2010 году. О Северо Кавказском федеральном округе, созданном в 2000 году, см. Южный федеральный округ Российской Федерации. Координаты … Википедия
Южный федеральный округ — Южный ФО … Википедия
Дальневосточный федеральный округ — Дальневосточный ФО … Википедия
Уральский федеральный округ — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
Южный федеральный округ Российской Федерации — Южный ФО Наименования Северо Кавказский с 13 мая 2000 по 21 июня 2000 Южный с 21 … Википедия
Южный Федеральный округ — Южный ФО Наименования Северо Кавказский с 13 мая 2000 по 21 июня 2000 Южный с 21 июня 2000 Центр ФО г. Ростов на Дону Территория площадь 589 200 км² (3,5 % от РФ) Население … Википедия
dic.academic.ru
Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации :: ashanet.ru
В ряде государств федеральный округ – это административно-территориальная единица, и на ее территории размещается столица федерации. В Аргентине, к примеру, эта территориальная единица называется федеральным столичным округом, в Австралии – столичной территорией. Округ может наравне с другими субъектами входить в федерацию, а может быть ее частью.
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
- Центральный (Москва).
- Северо-Западный (Санкт-Петербург).
- Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
- Уральский (Екатеринбург).
- Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
- Дальневосточный (Хабаровск).
- Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
- Крымский (Симферополь).
- Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.
Необходимость
Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.
Произвол регионов
Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.
Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.
Из истории
Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.
Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.
Современность
13 мая 2000 года был издан Указ Президента Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Это позволило повысить эффективность работы органов государственной власти.
Федеральные округа Российской Федерации имеют чрезвычайно важное государственное значение. Они предназначаются для решения общенациональных задач, а также «цементируют» экономическое и политическое пространство. Они представляют собой базовые структуры, на которые опираются федеральные центры при взаимоотношениях с территориями. Итак, теперь мы понимаем, что это – федеральная округа.
Функции представителя
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
- Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
- Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
- Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
- Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Что это – федеральные округа простыми словами?
Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый «кусок» является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.
Недостатки
Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.
С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.
В заключение
Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.
ashanet.ru
Федеральный округ — это… Что такое Федеральный округ?
- Федеральный округ
-
Федеральный округ — группировка регионов Российской Федерации, введенная в 2000 году указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» как средство укрепления властной вертикали. Федеральные округа не предусмотрены Конституцией; тем не менее многие федеральные органы исполнительной власти создают свои управления (подразделения) по округам.
Указом Президента РФ от 19.01.2010 № 82 из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.
Таким образом, в настоящее время существует восемь федеральных округов:
Бухгалтерская энциклопедия. 2013.
- Федеральный налог
- Физическое лицо
Смотреть что такое «Федеральный округ» в других словарях:
Федеральный округ — I (Distrito Federal), административно территориальная единица в Бразилии. 5,8 тыс. км2. Население 1,7 млн. человек (1995). Административный центр Бразилия. II административно территориальная единица в центральной части Мексики. 1,5 тыс. км2.… … Энциклопедический словарь
Федеральный округ — Distrito Federal 1) административно территориальная единица в Аргентине. 199,5 км2. Население 2,96 млн. человек (1991). Административный центр Буэнос Айрес; 2) административно территориальная единица в Бразилии. 5,8 тыс. км2. Население 1,6 млн.… … Политология. Словарь.
федеральный округ — Особая территория, предназначенная для размещения правительства страны, как, например, округ Колумбия близ Вашингтона в США … Словарь по географии
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — в ряде государств с федеративным устройством (США, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Австралия) особая административно территориальная единица, на территории которой размещается столица федерации. В Аргентине Ф.о. называется федеральным… … Юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — (Distrito Federal) административно территориальная единица в Бразилии. 5,8 тыс. км². Население 1,6 млн. человек (1991). Адм. ц. Бразилия … Большой Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — административно территориальная единица в центральной части Мексики. 1,5 тыс. км². Население 8,2 млн. человек (1990). Адм. ц. Мехико … Большой Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — в ряде государств с федеративным устройством (Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, США) особая административно территориальная единица, на территории которой размешается столица федерации. Названия Ф.о. могут различаться: так, в… … Юридическая энциклопедия
Федеральный округ — У этого термина существуют и другие значения, см. Федеральные округа Российской Федерации. Федеральный округ, Федеральная территория административно территориальная единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся… … Википедия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (СТОЛИЧНЫЙ) ОКРУГ административно территориальная единица в Венесуэле. 1,9 тыс. км². Население 2,3 млн. человек (1990). Адм. ц. Каракас … Большой Энциклопедический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — см. СТОЛИЧНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедия юриста
buhgalter.academic.ru
№ | Название округа | Площадь (км2) | Население | Субъектов РФ | Административный центр |
1 | Центральный федеральный округ | 652,800 | 38 539 614 | 18 | Москва |
2 | Южный федеральный округ | 416,840 | 13 880 708 | 6 | Ростов-на-Дону |
3 | Северо-Западный федеральный округ | 1,677,900 | 13 652 525 | 11 | Санкт-Петербург |
4 | Дальневосточный федеральный округ | 6,215,900 | 6 263 219 | 9 | Хабаровск |
5 | Сибирский федеральный округ | 5,114,800 | 19 254 242 | 12 | Новосибирск |
6 | Уральский федеральный округ | 1,788,900 | 12 136 912 | 6 | Екатеринбург |
7 | Приволжский федеральный округ | 1,038,000 | 29 808 653 | 14 | Нижний Новгород |
8 | Северо-Кавказский федеральный округ | 159,860 | 9 494 233 | 7 | Пятигорск |
Федеральные округа Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.
По предложению президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).
Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам).
Центральный федеральный округ
Центр федерального округа — г.Москва
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Северо-Западный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Хабаровск
Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Новосибирск
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Екатеринбург
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Нижний Новгород
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Пермский край
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
Северо-Кавказский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Пятигорск
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия — Алания
Чеченская Республика
Ставропольский край
kaztrade.ru