Что такое духовная сфера определение – Духовная сфера общества – формы и значение кратко (обществознание, 8 класс)

понятие, элементы, примеры :: SYL.ru

Духовность защищает свободу личности, свободу и независимость нации. Изучение социальной эволюции и логики социальных процессов создает возможность определить изменения в системе исторических, духовных, культурных и моральных ценностей — динамику развития общества в ситуациях рисков, вызовов и угроз. В исследовании проблемы духовной реальности особое значение имеет духовная составляющая общественной жизни.

Духовный аспект жизни общества

Духовную реальность, являющуюся основой духовной сферы жизни общества, можно представить как отражение в уме и фиксацию в психике индивида потенциального и реального бытия. При этом бытие представлено в двух своих формах — как индивидуальное, так и социальное. Индивидуальное бытие связано с психикой и сознанием конкретного человека. Его составляющими являются ощущения, восприятия, представления, а также концепции, суждения, выводы об окружающей действительности. Социальное бытие духовно фиксируется в общественном сознании и социальной психологии при участии отдельных людей и коллектива в общественной жизни.

Характеристики духовности

Понятие духовной сферы общества непосредственно связано с духовностью. Среди ее основных аспектов следует выделить:

  1. Всесторонний характер. Человеческая духовная жизнь имеет много сторон. В качестве ее составляющих рассматривают рациональную и эмоционально-эффективную стороны, гносеологически-познавательные и ценностно-мотивационные моменты, элементы внешнего и внутреннего мира человека, а также многие другие грани, уровни, условия духовной жизни человека. Это понятие включает в себя все эти аспекты человеческой жизни.
  2. Духовность как идеальность. Содержание любого явления окружающего мира интериоризовано (присвоено) человеком в чистом виде, освобождено от объективных, материальных, субъективных или пространственно-временных характеристик существования. Огромная роль в формировании и развитии идеальности принадлежит языку, категориально-концептуальной системе сознания человека. Человеческая духовность является совершенным миром, в котором живет человек, оперирующий идеальными формами.
  3. Духовность является субъективным миром человека. Ее можно определить как внутреннюю, личную жизнь человека. Она представлена во внутреннем созерцании человека, ее раскрытие происходит в границах собственного идеального пространства и времени человека. Она полностью субъективна, представляет «Я» человека, ее действия обусловлены тем, что она является бытием и особенностью «Я» индивида. Она субъективна и индивидуальна. Таким образом, ее можно определить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Основы духовности

Качественные черты духовного мира личности, социальных слоев и групп определяют состояние социальных отношений в аспекте их стабильности и нестабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы общества фокусируется на рассмотрении универсальных значений, основных черт и характеристик, глубины — актуализированных явлений общественной жизни.

Духовные основы базируются на четырех столпах:

  • приверженности универсальным ценностям;
  • укреплении и развитии духовного наследия;
  • возможности свободной реализации человеческого потенциала;
  • патриотизме.

Система духовных ценностей

Общечеловеческие ценности — это социальная ориентация и основа духовной сферы жизни общества. Без поддержки духовных принципов и без развития человеческих качеств устойчивое развитие общества немыслимо.

Ценности — это основные принципы жизни людей. Они необходимы как ориентир поведения и действий человека в повседневной жизни, формируются на основе интересов, выбора, потребностей, желаний и предпочтений.

Основные человеческие ценности относятся к тем, которые лежат в основе человеческого бытия. Ценности, которые считаются основными неотъемлемыми значениями в человеке, включают правду, честность, лояльность, любовь, мир и так далее, потому что они раскрывают фундаментальную доброту людей и общества в целом. Кроме того, поскольку эти ценности объединяются по своей природе и затрагивают социальные, культурные, религиозные и прочие интересы отдельных людей, они считаются универсальными, вневременными и вечными, применяемыми ко всем людям.

Сущность и значение

Духовная сфера общества является некоей областью бытия, в границах которой объективную реальность можно рассматривать не как предметную действительность, а как реальность, которая присутствует в самом человеке и является частью его личности. Основой является практическая деятельность человека, при этом ее можно рассматривать как особую форму отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.

К духовной сфере общества относятся многие аспекты человеческой жизни. она представлена знаниями, верой, чувствами, переживаниями, потребностями, способностями, стремлениями и целями людей. Все вместе они являются духовным миром личности.

Она предоставляет условия для объединения различных форм и уровней общественного сознания: нравственного, научного, эстетического, религиозного, политического, правового. Соответственно к элементам духовной жизни общества следует отнести мораль, науку, искусство, религию и право.

Мораль

Мораль можно рассматривать как определенные кодексы поведения, выдвигаемые обществом или группой (например, религиозной) или принимаемые индивидуумом как основы собственного поведения.

Мораль — это убеждение, что какое-то поведение является правильным и приемлемым, а другое поведение таковым считать нельзя. Она является кодексом ценностей, используемых для руководства выборами и действиями человека, которые определяют цель и ход его жизни.

Наука

Наука — это систематический и логичный подход к обнаружению того, как работают вещи во Вселенной, совокупность знаний, накопленных через открытия обо всех вещах во Вселенной.

Наука, являясь частью духовной сферы общества, может быть определена как знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Она стремится к измеримым результатам через тестирование и анализ. Наука основывается на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Процесс науки призван оспаривать идеи при помощи исследований.

Искусство

Основное значение этого понятия – выражение или применение человеческого творческого мастерства и воображения, как правило, в визуальной форме, например, живопись, скульптура, воспроизведение работ, которые должны цениться за красоту или эмоциональную силу. Также это создание объектов, изображений, музыки и т. д., которые считаются прекрасными или выражают чувства.

Искусство – это выражение мыслей, эмоций, интуиции и желаний. Оно раскрывает то, как человек ощущает мир, который для многих является продолжением личности. Искусство — это способ охватить мир. Не только физический мир, как это пытается сделать наука; но и весь мир, и в частности, человеческий мир, мир общества и духовный опыт. Как элемент духовной сферы общества искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.

Религия

Религия — это набор убеждений, чувств, догм и практик, которые определяют отношения между человеком и святым или божественным. Религия определяется конкретными элементами сообщества верующих: догмами, священными книгами, обрядами, поклонением, таинством, моральным предписанием, запретами, организацией.

Религия может быть определена тремя ее основными характеристиками:

  1. Религиозные практики.
  2. Религиозные чувства, то есть вера.
  3. Единство в сообществе тех, кто разделяет одну и ту же веру, церковь.

Это то, что отличает религию от магии.

Право

Право является особой категорией, при помощи которой устанавливается и поддерживается общественный порядок. Ээто система правил, которые определенная страна или сообщество признает как регулирующие действия своих членов и которые она может применять путем наложения штрафов. Право регулирует общественные отношения: при помощи правил поведения определяются границы свободы, равенство людей в реализации и защите их интересов, регулируется борьба и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Право – это государственный регулятор общественных отношений.

Духовное производство

Сравнительно недавно в современной литературе относительно духовной сферы общества начала раскрываться концепция духовного производства, под которым понимают производство сознания. Его осуществляют особые группы людей, профессии и квалификация которых так или иначе связаны с умственным трудом. Их деятельность приводит к появлению:

  • идей, теорий, образов, духовных ценностей;
  • духовных социальных связей людей;
  • духовности человека.

Духовная структура производства включает научное, эстетическое и религиозное понимание. Следует обратить внимание на то, что хотя политика, закон, мораль являются формами духовной сферы общества, их нельзя отнести к духовному производству.

Мораль не является результатом творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, участвуют в изучении этических и моральных сфер жизни социума и человека. Но они не создали никаких моральных правил или принципов: их творение является результатом веков развития человеческого общества.

Политика и закон также не являются духовным производством, потому что здесь созданы социальные отношения, которые не являются прежде всего духовными. Например, если юрист развивает систему отношений с собственностью, которая является материальным объектом, следовательно, юридические отношения собственности являются не духовными, а материальными.

Политические отношения касаются власти и отношений господства и подчинения, в конечном счете являются материальными отношениями.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, изображений, представлений в чистой форме. В каждой из этих форм реальность общественного сознания представлена ​​в согласованном и конкретном виде.

Отличия духовного и материального производства вполне очевидны. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном производство индивидуально и коллективно.

Духовную жизнь, вытекающую из общественной практики, невозможно отделить от других сфер жизни общества, так как она является одной из подсистем социума. Примерами духовной сферы общества могут послужить книгопечатание, церковь, научный институт, карнавал, научное открытие, конституция государства.

www.syl.ru

Структура духовной сферы общества

Структура духовной сферы общества может быть представлена в виде областей, в которых осуществляется духовная жизнь, и в виде элементов духовного производства.

Области духовной сферы.Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

  • 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
  • 2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
  • 3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства.

Духовная сфера по своей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

Таким образом, структура духовной сферы общества в виде определенного производственного процесса включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и результат данной деятельности, необходимый для удовлетворения духовных потребностей, — духовные ценности.

Духовные потребности— это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей.

Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

Духовная деятельностьвключает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

Духовные ценности— это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения» искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения,которые также входят в духовную сферу общества.

Весь процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своей конечной целью имеют формирование человекакак духовного существа.

6.2. Культура: понятие и виды

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов — духовной культурой.Культура — одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук (философии, социологии, культурологии, политологии, истории, этнографии и т.п.). Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин «культура», пожалуй, самый разноречивый в обществознании. Ученые насчитывают несколько сотен определений культуры.

Термин «культура»(от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение — воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую «вторую природу», то есть все созданное человеком.

В широком смысле культуруможно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

При этом важно иметь в виду, что в понятие культуры включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сама преобразовательная деятельность, которая также выражает уровень развития «второй природы» и в этом смысле является ценностью.

Структура культуры

Структура культуры многогранна.

1. Из определения культуры видно, что она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются продукт(результат) производстваи цель производства.

Материальная культураявляется результатом материального производства (техника, материальные ценности) и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Она выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры.

Духовная культурасвязана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

Основными формами существования духовной культуры являются:

  • философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
  • наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
  • мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
  • право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
  • религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
  • искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

2. Культура включает в себя и саму деятельностьчеловека, и ее способы,и ее результаты,продукты. Так, с этой точки зрения материальная культура складывается из процесса производства материальных благ, под которым в данном случае понимается сам процесс деятельности, из умений, навыков, производственного опыта людей, технологий, орудий труда и т.п., с помощью которых осуществляется эта деятельность, а также продуктов потребления как результатов материально-производственной деятельности. Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

3. Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и другие, а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, физической культуре, культуре медицинского обслуживания и пр.

4. Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру обществаи культуру личности.Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культураопирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура —это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин «популярная культура», или «поп-культура».

Элитарная культуране рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является «искусство ради искусства». Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура — это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

В повседневной жизни слово «культура» чаще всего ассоциируется с духовной культурой. Именно этот вид культуры составляет основу духовной сферы жизни общества.

Функции культуры

Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место в связи с многообразием выполняемых ею функций. К числу основных функций культуры относятся:

1.Функция накопленияи хранениясоциальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

  • создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;
  • развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2.Функция передачи (трансляции)материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познанияи преобразования мира.Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативнаяфункция. Культура — это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур — одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая)функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры — это та среда, в которой люди живут, а с другой — тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.

6. Эстетическаяфункция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном итоге человек стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии — то главное, что характеризует культуру.

6.3. Мораль и ее роль в обществе

Мораль (нравственность)как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Определение морали, ее сущности и специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понималась и как форма общественного сознания, и как социальный регулятор, и как способ освоения действительности. Большинство исследователей были едины в одном: мораль представляет собой совокупность требований, предъявляемых к поведению человека. Но при дальнейшем анализе начинались расхождения. Каково происхождение этих требований? Чем они обусловлены? В чем их специфика? Кем они предъявляются? На эти и многие другие вопросы не было однозначного ответа. Одни полагали, что моральные требования обусловлены внешними по отношению к морали факторами (Богом, природой человека). Другие исходили из того, что источник существования морали в ней самой, мораль не зависит ни от каких внешних условий и причин.

Если все же попытаться дать определение морали, то оно могло бы быть следующим.

Мораль— это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

studopedya.ru

Что такое духовная сфера общества

Содержание

  1. Основные сферы общества
  2. Духовная сфера общества

В современном мире жизнь человека составляют многие виды деятельности, при этом люди при общении вступают в определенные отношения. Характер последних может быть разным, однако их объединяют связанных между собой 5 сфер общественной жизни. Это экономическая, социальная, политическая экологическая и духовная сферы.

Основные сферы общества

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др. В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая — это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества. Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека. Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью. Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях. Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства. Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы. Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

completerepair.ru

Духовная сфера общества и ее структура

Духовная сфера. Тема 4.

Духовная сфера общества и ее структура

Духовная сфера общества: это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Соотношение духовной и материальной сферы

Создаваемый человеком идеальный мир понятий, образов и догм обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже возомнить себя абсолютно самостоятельным, самосущим. Однако окончательно избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают по меньшей мере два обстоятельства: его «материальное» происхождение и его предназначение — ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации означает гибель самого духа.
Структура духовной жизни общества — Поскольку духовная жизнь человечества отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага (ценности) и т. д. кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.). Итак:

Элементами духовной жизни общества принято считать:


  • духовные потребности;

  • духовная деятельность и производство;

  • духовные блага и ценности;

  • духовное потребление;

  • духовные отношения;

  • проявления межличностного духовного общения.

Духовные блага и ценности. Особенности

Духовные блага – достижения науки, искусства, идеологии, философии (т.е. духовной сферы жизни), которые удовлетворяют духовные потребности человека, доставляют духовное наслаждение, удовлетворяют разумным стремлениям человека.

Духовные ценности: социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т. д.). Т.Е. то, что важно в том или ином обществе, имеет положительное значение и смыл. Ц. охватывают общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п. (см. Приложение: классификация ценностей)

Особенности:


  • Различные продукты духовной деятельности — идеи, нормы, идеалы и др., — раз возникнув и доказав свою практическую значимость, неограниченно долго сохраняются в социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков, изображений и т. д.

  • Всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Шестью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями или шедеврами искусства — можно.

  • Неограниченность д.б. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе: от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Сохранение и распространение духовных ценностей:

а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;

б) роль библиотек;

в) роль архивов;

г) роль школы;

д) роль средств массовой информации

Духовные потребности и особенности духовного потребления
Духовные потребности — это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей, а также к их потреблению и освоению (духовное общение).
Особенности духовных потребностей:


  • Духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения Они формируются и развиваются под влиянием социального окружения индивида в длительном процессе воспитания и образования.

  • Духовные потребности имеют неограниченный характер. «Пределов роста» потребностей духа просто нет. Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого человека участвовать в создании этих ценностей.

  • Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью.

Особенности духовного потребления:


  • потребление духовных ценностей зависит, прежде всего, от самого субъекта этой деятельности, от его запросов: привлекательность произведения, способность человека к восприятию того или иного произведения, уровень его образования и духовности, личностный опыт и т.п.

  • Духовное потребление тесно связано с духовным производством (деятельность) и зачастую становится как бы его частью.

Духовная деятельность (духовное производство)

Духовная деятельность — это деятельность, на правленая на производство духовных благ и ценностей (а также их сохранение и распространение).

Результатом этого производства являются по меньшей мере три «продукта»:


  • идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды и программы, религиозные воззрения и т.д. Они воплощаются в своих особых материальных носителях: языке (универсальный и исторически первый материальный носитель мысли), книгах (в древности — папирусы, рукописи), произведениях искусства (картины, архитектурные сооружения, скульптуры и др.), графиках, чертежах и пр.

  • духовные общественные связи индивидов;

  • сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Виды духовной деятельности:

  • Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.

  • Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

Процесс духовного производства

Специфика духовного производства:

1. Уникальность продуктов духовного производства (см. выше) и особенностей их потребления (см. выше).

2. Всеобщий характер духовного труда:


  • данный труд осуществляется «в кооперации» не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме;

  • усилия отдельного работника умственного труда в предельном случае способны обогатить, «облагодетельствовать» разом все человечество, т. е. эффективность его не идет ни в какое сравнение с эффективностью (по крайней мере прошлой и нынешней) труда материального.

3. Всеобщий по содержанию он осуществляется частным, точнее — индивидуальным образом. Даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения духовного труда, он по сути своей остается индивидуальным, персонифицированным.

3. Применяемые в нем «средства труда» (идеи, образы, догмы) в силу их идеального характера сложно отделить от непосредственного производителя (конфисковать, передать и т. д.).

4. Духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату.

Культура

Многообразие понятий. Междисциплинарное понятие. Основные подходы:
1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком (совокупность духовных и материальных ценностей). Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Так, например, порода собак, специально выведенная в питомнике, представляет собой часть культуры. То же можно сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора.

Как можно заметить, антропологический подход проистекает из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. В связи с этим обнаруживается его существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации.

2. Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии (см. тему 4).

Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам деятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология активной творческой деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной и т.д.), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.

Будучи тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

Среди знаково-символических определений культуры наиболее известны символическое определение Л. Уайта, а также целый ряд семиотических определений, сложившихся в рамках науки о знаках (семиотики). Семиотическое понимание культуры очень родственно символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, связанные со сферой символического, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии: в семиотике структурной единицей культуры считается «текст» (система знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи и т.п.), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.

6. В тестах по ЕГЭ (определения):

В широком

Культура вся преобразовательная деятельность человека, ее результаты— совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

2. В узком:


  • творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, потребляются и распределяются духовные ценности

  • как система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма

  • можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Итог: Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Признаки культуры (А.Кребер и К. Клахон):

1. Это то, что отличает человека от животного, свойство только человеческого общества.

2. Не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения.

3. Передается при помощи символических форм языка, произведений искусства и связана с идеями.

Классификация культуры

1. Материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира, это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества.

urist-edu.ru

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества.

План.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

1. Наука.

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

mirznanii.com

Духовная сфера жизни общества.

Духовные явления – компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания – не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства – производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) – предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.

Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально — политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура – лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

В самом широком смысле этого слова культура – развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура – одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура – исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно — экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве – нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Главная цель, функция духовной культуры – формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция – формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем – не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

rgrtu-640.ru

Духовная сфера как процесс

Реферат на тему:

«Духовная сфера».

План

ВВЕДЕНИЕ. 1

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ КАК

СИСТЕМЫ.

1.1. ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 3

1.2. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. 3

1.3. ДУХОВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ. 4

1.4. ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ. 5

2. ОБЛАСТИ, ИЛИ ПОДСИСТЕМЫ, ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.

2.1. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. 6

2.2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

2.2.1. ПОНЯТИЕ « НАУКА ». 7

2.2.2. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. 8

2.2.3.ОБРАЗОВАНИЕ. 9

3. КУЛЬТУРА — ВАЖНЕЙШЕЕ СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО

ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.

3.1.ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ». 10

3.2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В КУЛЬТУРЕ. 10

3.3. КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ. 11

3.4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР. 12

4. РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

4.1. РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 13

4.2. РАЗНООБРАЗИЕ РЕЛИГИЙ. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ. 14

5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА .

5.1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ. 15

5.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПАС. 15

5.3. ГРАНИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 16

5.4. ТРАГЕДИЯ БЕЗДУХОВНОСТИ. 17

6. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 17

КУЛЬТУРЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

ЛИТЕРАТУРА 20

ВВЕДЕНИЕ .

Не хлебом единым жив человек. Справедливость этой пословицы, сложившейся еще в глубокой древности, стала особенно очевидной в современную эпоху, когда человечество получило реальные возможности для приобщения к духовным ценностям, к действительному их освоению, а главное -для активного участия в духовном творчестве.

Понятие духовной жизни общества долгое время употреблялось по преимуществу как синоним понятия « общественное сознание » и не имело самостоятельного определения.

В настоящее время интерес к определению понятия духовной жизни общества обусловливается рядом причин. Во-первых, потребностями развития учения об общественном сознании и уточнении самой категории общественного сознания. Довольно интенсивный анализ общественного сознания, его структуры, закономерностей развития, роли в жизни людей показал, что, как бы расширительно не толковали это понятие, оно не охватывает всю духовную реальность, скажем индивидуальное сознание. В целях уточнения и более строгого употребления категории общественного сознания и стали вводить категорию духовной жизни общества как более широкую по объему, чем общественное сознание.

Предпринимались и другие попытки уточнить понятие общественного сознания в соотношении с понятием духовной жизни. При уточнении понятия общественного сознания неизбежно встает вопрос и о духовной жизни, но вряд ли можно выяснить специфику последней только через соотнесение ее с общественным сознанием, поскольку эти понятия в строгом смысле слова не являются соотносительными. Несомненно лишь одно: развитие учения об общественном сознании повышает интерес и к духовной жизни общества.

Интерес к духовной жизни обусловливается, во-вторых, потребностями развития учения о духовной культуре. Раскрывая содержание духовной культуры, определяя ее как явление, исследователи соотносят культуру с духовной жизнью. Однако следует обратить внимание на различие этих понятий. Духовная культура и духовная жизнь различаются в принципе в том же плане, что и общественное сознание и духовная жизнь: духовная жизнь определяется как функционирующая духовная культура.

Интерес к духовной жизни, ее определению обусловливается, в-третьих, потребностями в методологии анализа явлений духовной жизни при проведении конкретно-социологических исследований, которые получают все более широкое распространение.

Духовная жизнь, выражаемая рассматриваемым понятием, выступает в двух качествах. Во-первых, она является реальным процессом жизнедеятельности людей, одним из основных типов жизнедеятельности. Как таковая, она включается во все социальные процессы. Чтобы иметь необходимые материальные средства для жизни, люди занимаются материально-производственной деятельностью. Но как сознательные существа, они не могут не удовлетворять и свои духовные потребности, поэтому осуществляют производство знаний, вступают в духовное общение. Они, следовательно, живут и материально и духовно. Материальная и духовная жизнь суть те основные общественные образования, в которых протекает социальное бытие людей.

Духовная жизнь, во-вторых, выступает и как относительно самостоятельная специфическая сфера жизни общества. Сферами жизни общества являются социальные образования, включающие в свое содержание прежде всего те или иные виды материальной и духовной деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей. Взятые в совокупности, названные компоненты позволяют составить представление о сферах как подсистемах общества, способных обслуживать последнее.

Понятие « духовная сфера общества » конкретизирует содержание понятия « духовная жизнь общества ». Им охватывается не вся духовная жизнь, а лишь один из ее слоев, уровней, связанный со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, школ и т.д.), создающих и распространяющих духовные ценности. В духовную жизнь входит наряду с профессиональным производством и непрофессиональное, наряду с организованной системой распределения духовных ценностей – стихийное и т.д. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.

При этом следует учитывать, что духовная жизнь, рассматриваемая не только как способ духовной жизнедеятельности, но и как отдельная сфера, является очень широким образованием. Она подразделяется на научную, идеологическую и целый ряд других областей. Выделение ее как отдельной сферы оправдано тем, что она является целостным образованием, сложной подсистемы общества, а не просто совокупностью духовных форм жизнедеятельности.

Общественная жизнь предполагает активное отношение людей к окружающему миру, его освоение, осуществляемое в процессе деятельности, взаимоотношений, общения, познания мира и самопознание. Если материальная жизнь в своей первостепенной сущности есть предметно-практическое освоение деятельности, т.е. материальное производство, направленное на удовлетворение материальных потребностей людей, то духовная жизнь есть духовное и духовно-практическое освоение деятельности, основу которого составляет производство сознания, служащее удовлетворению духовных потребностей. Духовная жизнь, как и материальная, осуществляется посредством деятельности людей и самопознания.

Таким образом, духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осуществлению – способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания и удовлетворения духовных потребностей людей.

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ КАК СИСТЕМЫ.

1.1. ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Основу духовной жизни как системы составляет духовная деятельность. Деятельность людей есть способ их существования, способ бытия. На духовную деятельность как специфический тип социальной деятельности распространяются все признаки последней.

Материально-производственная деятельность по своему существу является продуктивно-преобразовательной. Осуществляя ее, люди создают общественно необходимые для жизни продукты и изменяют окружающий мир. Такой же характер носит и духовная деятельность, направленная на производство сознания, духовных ценностей. Взгляды, представления, идеалы, художественные образы и другие духовные образования, создаваемые и распространяемые в обществе, стимулируют проявления социальной деятельности и уже потому выступают важным средством формирования самих людей и изменения окружающего мира.

Духовная деятельность, согласно общепринятому определению, есть производство сознания. Такое определение является в принципе правильным, но не достаточным. Оно недостаточно потому, что деятельность, связанная лишь с производством сознания, т.е. духовно-теоретическая, не составляет еще основу духовной сферы общественной жизни. Духовная сфера непременно предполагает наряду с духовно-теоретической и духовно-практическую деятельность.

Естественно, духовно-практическая деятельность не сводится к воспитанию и образованию, она многообразна. Духовно-практической по своему характеру являются научная, идеологическая, художественная деятельность. Духовно-практическая деятельность вместе с духовно-теоретической образует единый тип социальной деятельности – духовную. Их можно отнести к одному типу социальной деятельности, во-первых, потому, что и та и другая вызваны к жизни духовными потребностями людей в знаниях, в росте самосознания, культуре поведения и т.д., и, во-вторых, потому, что удовлетворение духовных потребностей необходимо приводит к развитию сознания людей.

Вместе с тем нельзя не видеть различия между ними. Духовно-теоретическая деятельность- это деятельность по выработке идей и взглядов, представлений, оценок и т.д., а духовно-практическая – по внедрению выработанных духовных образований в сознании людей, повышению их образовательного уровня, формированию их мировоззрения и.т.д.

1. 2. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

Важнейшей стороной духовной сферы общественной жизни выступают духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство. Генетически духовные потребности можно рассматривать в качестве основы, определяющей становление духовной жизни. С развитием общества, с выделением духовного производства в самостоятельный вид общественного производства исходную основу духовной жизни составляют уже не столько потребности как таковые, сколько из взаимодействие с духовной деятельностью, духовным производством, создающим ценности для удовлетворения потребностей. Это взаимодействие и определяет все стороны духовной жизни.

mirznanii.com