Что такое духовная культура какие компоненты она включает – Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя? Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия. Как в

Духовная культура общества. Различные типы культуры




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?


Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.


К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.


2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».


К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.


Социальные институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.


3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?


Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.


Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.


По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.


Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».


К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.


Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.


4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.


Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.


5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?


В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.


ЗАДАНИЯ


1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.


В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.


2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.


Картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.


Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.


Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).


Важную роль играли оппозиции «свое — чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное — грешное», «хорошее — плохое».


Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами — одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр — Иерусалим.


Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам — царство зла. Другая область — Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область — сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.


Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.


Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» — микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.


Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».


Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить — означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.


3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.


Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.


Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.


Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.


Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.


4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.


Функции культуры


Функция: содержание


Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе


Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций


Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности


Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений


Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности


Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию


Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.


К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.


Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.


Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

resheba.com

Духовная культура: определение, структура, разновидности.

План.

  1. Введение.

  2. Духовная
    культура – определение.

  3. Духовная
    культура – структура.

  4. Разновидности
    духовной культуры.

    1. Миф.

    2. Религия.

    3. Искусство.

    4. Философия.

    5. Наука.

    6. Идеология.

    7. Нравственность.

  5. Вывод.

1. Введение

Мировое
сообщество все больше внимания обращает
на состояние куль­туры. Она понимается,
прежде всего, как содержание и процесс
жизнедеятельности людей, результат их
активной и целенаправленной, хотя и не
всегда целесообразной и удачной,
продуктивной социальной активности.
Культура выступает одним из ведущих
признаков планетарной цивилизации,
отличает жизнь людей от жизни других
живых существ на земле и возможных
внеземных цивилизаций.

Культура

(лат) возделывание, воспитание, образования,
развитие.

Это
специфический способ организации и
развития человеческой жизнедеятельности,
представлений в продуктах материального
и духовного труда в, системе социальных
норм и учреждений, в системе духовных
ценностях, в совокупности отношение
людей природе между собой и к самим
себе.

В
широком смысле слова культура
– совокупность проявлений жизни,
достижений творчества народа или групп
народов.

В
узком смысле слова культура
– облагораживания телесных, душевных
склонностей и способностей человека.

Культура

обработка, оформление, одухотворение,
облагораживания людьми других и самих
себя. Это оформление, имеющее ценностный
смысл. Культура начинается там, где
содержание обретает совершенную форму.

Культура
представляет собой целостный системный
объект, обладающий сложной структурой.
При этом само бытие культуры выступает
как единый процесс, который можно
разделить на две сферы: материальную и
духовную.

Материальная
культура

подразделяется на: —
производственно-технологическую
культуру, представляющую собой
вещественные результаты материального
производства и способы технологической
деятельности общественного человека;

воспроизводство человеческого рода,
включающего в себя всю сферу интимных
отношений между мужчиной и женщиной.
Следует
заметить, что под материальной культурой
понимается не столько создание предметного
мира людей, сколько деятельность по
формированию «условий человеческого
существования». Сущностью материальной
культуры является воплощение разнообразных
человеческих потребностей, позволяющих
людям адаптироваться к биологическим
и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.

Духовная
культура

— многослойное образование, включающее
в себя познавательную, нравственную,
художественную, правовую и др. культуры;
это совокупность нематериальных
элементов: нормы, правила, законы,
духовные ценности, церемонии, ритуалы,
символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой
объект нематериальной культуры нуждается
в материальном посреднике, например —
книга.

Духовная
культура

— сфера человеческой деятельности,
охватывающая различные стороны духовной
жизни человека и общества. Духовная
культура включает в себя формы
общественного сознания и их воплощение
в литературные, архитектурные и другие
памятники человеческой деятельности.
Выступая качественным показателем
духовной жизни общества, духовная
культура по своей структуре идентична
структуре духовной сферы общественной
жизни, которая в качестве системы
представляет собой единство таких
компонентов, как духовная деятельность,
духовные потребности, духовное
потребление, социальные институты,
духовные отношения и общение.

Духовное
производство

— деятельность общества по производству,
сохранению, обмену, распределению и
потреблению идей, представлений, идеалов,
научных знаний и других духовных
ценностей. В сфере распределения и
освоения духовных ценностей духовное
производство охватывает образование,
нравственное и эстетическое воспитание
и другие формы приобщения к духовной
культуре. Духовное развитие — процесс
обогащения духовного развития человека
и общества, направленный на реализацию
идеалов духовного развития культуры:
гуманизма, свободы, индивидуальности,
творчества и др. Духовное развитие
общества воплощается в развитии форм
общественного сознания: морали, религии,
философии, науки, искусства, политического
и правового осмысления социального
прогресса.

Понятие
духовной культуры:


содержит в себе все области духовного
производства (искусство, философию,
науку и пр.), —
показывает социально-политические
процессы, происходящие в обществе (речь
идет о властных структурах управления,
правовых и моральных нормах, стилях
лидерства и пр.). Древние
греки сформировали классическую триаду
духовной культуры человечества: истину
— добро — красоту. Соответственно были
выделены и три важнейших ценностных
абсолюта человеческой духовности: —
теоретизм, с ориентацией на истину и
созданием особого сущностного бытия,
противоположного обычным явлениям
жизни; —
этим, подчиняющий нравственному
содержанию жизни все иные человеческие
устремления; —
эстетизм, достигающий максимальной
полноты жизни с опорой на
эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные
выше стороны духовной культуры нашли
свое воплощение в различных сферах
деятельности людей: в науке, философии,
политике, искусстве, праве и т. д. Они во
многом и сегодня определяют уровень
интеллектуального, нравственного,
политического, эстетического, правового
развития общества. Духовная культура
предполагает деятельность, направленную
на духовное развитие человека и общества,
а также представляет итоги этой
деятельности. Таким
образом, содержанием культуры становится
вся человеческая деятельность.
Человеческое общество и выделилось из
природы благодаря такой специфической
форме взаимодействия с окружающим
миром, как человеческая деятельность.

studfiles.net

3. Духовная культура – структура.

Духовная
культура общества включает:


воспроизводство индивидуального и
общественного сознания;


народную художественную культуру;


искусство как профессиональный вид
художественного творчества;


эстетическую культуру;


культуру научной жизни;


культуру образования;


культуру воспитания;


культуру свободы совести;


культуру нравственно-духовной жизни;


информационную культуру.

4. Разновидности духовной культуры.

Человек
по-разному может реализовать свое
творческое начало, и полнота его
творческого самовыражения достигается
через создание и использование различных
культурных форм. Каждая из этих форм
обладает своей «специализированной»
смысловой и символической системой.
Попытаюсь далее кратко охарактеризовать
лишь подлинно всеобщие формы духовной
культуры, в каждой из которых по-своему
выражается суть человеческого бытия

Развитие
культуры сопровождается возникновением
и становлением относительно самостоятельных
систем ценностей. Вначале они включены
в контекст культуры, но затем развитие
приводит ко все более глубокой
специализации и, наконец, к относительной
их самостоятельности. Так случилось с
мифологией, религией, искусством, наукой

В
современной культуре можно уже говорить
об относительной их самостоятельности
и о взаимодействии культуры с этими
институтами.

4.1.
Миф

Миф
есть не только исторически первая форма
культуры, но и изменения душевной жизни
человека, сохраняющееся и тогда, когда
миф утрачивает свое абсолютное господство.
Всеобщая сущность мифа состоит в том,
что он представляет собой бессознательное
смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие
природы или общества. Если миф выступает
как единственная форма культуры, то это
породнение приводит к тому, что человек
не отличает смысл от природного свойства,
а смысловую (ассоциативную связь от
причинно-следственной. Все одушевляется,
и природа выступает как мир грозных, но
родственных человеку мифологических
существ — демонов и богов

Миф
— наиболее древняя система ценностей.
Считается, что в целом культура движется
от мифа к логосу, то есть от вымысла и
условности к знанию, к закону. В этом
плане в современной культуре миф играет
архаичную роль, а его ценности и идеалы
имеют рудиментарное значение. Развитие
науки и цивилизации часто обесценивает
миф, показывает неадекватность
регулятивных функций и ценностей мифа,
сущности современной социокультурной
действительности. Однако это не значит,
что миф исчерпал себя. Миф в современной
культуре создает средства и способы
символического мышления, он способен
ценности современной культуры
интерпретировать через идею «героического»,
что, скажем недоступно науке. В ценностях
мифа чувственное и рациональное даны
синкретно, слитно, что мало доступно
другим средствам культуры XX века.
Фантазия и вымысел позволяют легко
преодолевать несовместимость смыслов
и содержания, ибо в мифе все условно и
символично

В
этих условиях выбор и ориентация личности
раскрепощается и, следовательно,
используя условность, она может достигать
высокой гибкости, что, например, почти
недоступно религии. Миф, очеловечивая
и персонифицируя явления окружающего
мира, сводит их к человеческим
представлениям. На этой почве становится
возможной конкретно-чувственная
ориентация человека, а это один из самых
простых способов упорядочивания его
деятельности. В ранних и примитивных
культурах такому способу принадлежала
ведущая роль, например, в язычестве. Но
в развитых культурах подобные явления
имеют скорее характер рецидива или
являются механизмом реализации того
или иного архетипа, особенно в массовой
культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке
как усилитель ценностей, обычно за счет
их гипертрофирования и фетишизации.
Миф позволяет заострять тот или иной
аспект ценности, гиперболизировать ее,
а, следовательно, подчеркивать и даже
выпячивать.

studfiles.net

1. Наука как компонент духовной культуры

Естествознание
как отрасль научного познания

Наука
это один из древнейших, важнейших и
сложнейших компонентов человеческой
культуры. Наука — это и целый многообразный
мир человеческих знаний, который
позволяет человеку преобразовывать
природу и приспосабливать ее для
удовлетворения своих все возрастающих
материальных и духовных потребностей.
Это — и сложная система исследовательской
деятельности, направленная на производство
новых знаний. Наука — это и социальный
институт, организующий усилия сотен
тысяч ученых-исследователей, отдающих
свои знания, опыт, творческую энергию
постижению законов природы, общества
и самого человека.

Наука
теснейшим образом связана с материальным
производством, с практикой преобразования
природы, социальных отношений. Вся
современная цивилизация, подавляющая
часть материальной культуры общества
создана на базе науки, и прежде всего
достижений естествознания. Научная
картина мира всегда была и важнейшей
составной частью мировоззрения человека.
Научное понимание природы — особенно в
настоящую эпоху — существенно определяет
и содержание внутреннего духовного
мира человека, сферу его представлений,
ощущений, переживаний, динамику его
потребностей и интересов.

Что
же такое наука, и какое место в ней
занимает естествознание? Постараемся
ответить на эти вопросы. Начнем с
выработки общего представления о науке
как некоторой важной части духовной
культуры.

Для
этого необходимо прежде всего прояснить,
что такое культура. Культура — одна из
важнейших характеристик человеческой
жизнедеятельности. Под культурой в
самом широком смысле этого слова принято
понимать все то, что создано человеком
(его деятельностью, трудом), человечеством
в ходе его истории в отличие от природных
процессов и явлений. Главная отличительная
черта системы человеческой культуры
состоит в том, что она созидается
человеческим трудом. А процесс труда
всегда осуществляется при непосредственном
участии и направляющем воздействии
сознания человека, его мышления, знаний,
чувств, воли. Значит, культура — это
опредмеченный мир человеческой
духовности.

Мир
культуры окружает каждого. Каждый
человек как бы погружен в море вещей,
предметов человеческой культуры. Более
того, индивид становится человеком
постольку, поскольку он усваивает
(выработанные предыдущими поколениями
людей) формы деятельности по производству
и использованию предметов культуры. В
семье, в школе, в высшем учебном заведении,
на работе, в общении с другими людьми
мы осваиваем систему предметных форм
культуры, распредмечиваем ее для себя.
Только на этом пути человек изменяет
сам себя, развивает свой внутренний
духовный мир, свои знания, интересы,
навыки, умения, мировоззрение, ценности,
потребности и др. Чем выше степень
освоения человеком достижений культуры,
тем больший вклад он может внести в ее
дальнейшее развитие.

Понятие
культуры очень широкое. Оно охватывает
по сути бесконечное множество самых
разнообразных вещей и процессов,
связанных с деятельностью человека и
ее результатами. Многообразную систему
современной культуры в зависимости от
целей деятельности принято подразделять
на две большие и тесно связанные области
материальную культуру и духовную
культуру.

Понятие
материальная культура характеризует
результаты и средства материальной
жизни людей, которая связана с производством
предметов, вещей, обеспечивающих
природно-биологическое существование
человека, удовлетворяющих исходные
потребности людей — в пище, одежде, жилье
и др.

Духовная
культура
связана с деятельностью,
направленной на удовлетворение не
материальных, а духовных потребностей
человека. Духовные потребности это
потребности в развитии, совершенствовании
внутреннего мира человека, его сознания,
психологии, мышления, знаний, эмоций,
переживаний и др. Существование духовных
потребностей в конце концов и отличает
человека от животного. Духовные
потребности удовлетворяются в ходе не
материального, а духовного производства,
в процессе духовной деятельности.

Продуктами
духовного производства являются идеи,
понятия, представления, научные гипотезы,
теории, художественные образы, сюжеты
художественных произведений, моральные
нормы и правовые законы, политические
взгляды и программы, религиозные
воззрения и др. Все эти продукты духовной
деятельности воплощаются в своих особых
материальных носителях. В качестве
таких носителей выступают: язык
(универсальный и исторически первый
материальный носитель мысли), книги (в
древности папирусы, рукописи), произведения
искусства (картины, архитектурные
сооружения, скульптуры и др.), ленты
кинокартин, видеокассеты, графики,
чертежи и др.

В
народе говорят: не хлебом единым жив
человек. Другими словами, жизнь человека
состоит не только и не столько в
удовлетворении материальных (т.е. в
конце концов биологических) потребностей,
сколько в активности его внутреннего,
духовного мира. Потребляя продукты
духовной культуры (когда мы читаемкнигу,
смотрим в музее картину или в кинотеатре
кинофильм, слушаем музыку и т.д.), мы
обогащаем, развиваем свой внутренний,
духовный мир (мир знаний, образов,
ценностей, переживаний). При этом мы
создаем условия для совершенствования
не только духовной, но, в конце концов,
и материальной деятельности. Более
того, человек в ходе своей жизни может
не только потреблять продукты духовной
культуры, созданные другими людьми; он
может — и призван к этому — создавать
новые элементы духовной культуры.

Человек
по своей сути не потребитель, а творец
культуры. Вершиной духовной деятельности
человека является его собственное
участие в создании новых элементов
духовной культуры. В таком случае человек
становится ТВОРЦОМ культуры, а его
деятельность творческой. В творчестве
новых элементов духовной культуры
проявляется высшее предназначение
человека.

Какие
же основные компоненты духовной культуры?
Анализ системы духовной культуры как
целого позволяет выделить следующие
основные компоненты духовной культуры:
политическое сознание, правосознание,
мораль, искусство, религия, философия
и, наконец, наука. Каждый из этих
компонентов имеет свой определенный
предмет, свой специфический способ
отражения, выполняет в жизни общества
свои определенные социальные функции,
содержит в себе (в разных пропорциях)
познавательные и оценочные моменты —
систему знаний и систему оценок.

Наука
является одним из важнейших основных
компонентов духовной культуры. Наука
занимает особое и важнейшее место в
духовной культуре которое определяется
значением познания в способе бытия
человека в мире, в практике, т.е. в
материально-предметном преобразовании
мира. Материально-предметное, практическое
изменение мира невозможно без познания
мира. Познание является внутренним,
неотъемлемым моментом практической
деятельности. Практика и познание
взаимно дополняют и опосредуют друг
друга. Познание порождается практикой
человека и в конечном счете нацелено
на ее совершенствование. Познание
начинается в практике, в
материально-производственной деятельности
человека и заканчивается в ней.

Часто
понятия наука и познание отождествляются.
Но такое отождествление является
упрощением. Ведь познание может быть
донаучным, вненаучным и научным. Наука
представляет собой лишь одну из
исторических форм познания мира. Долгое
время познание развивалось в донаучных
формах (мифология, религия и др.). Вместе
с тем, некоторый познавательный момент
несомненно (был всегда и сейчас)
свойственен и ненаучным формам духовной
культуры — искусству, политическому
сознанию, правосознанию, морали и даже
религии.

Наука
стремится к максимальной точности,
объективности. Результаты научного
познания (теории, понятия и др.) организованы
таким образом, чтобы исключить все
личностное, привнесенное исследователем
от себя. Одна из главных особенностей
науки состоит в том, что она нацелена
на отражение объективных сторон мира,
т.е. на получение таких знаний, содержание
которых не зависит ни от человека, ни
от человечества. Наука стремится прежде
всего построить объективную картину
мира, т.е. отразить его так, как он
существует как бы «сам по себе»,
независимо от человека. Никакой другой
компонент духовной культуры (ни искусство,
ни идеология, ни религия и т.д.) такой
цели перед собой не ставит.

Наука
представляет собой исторически
сложившуюся систему познания объективных
законов мира. Результатом научной
деятельности выступает система
развивающегося доказательного и
обоснованного знания. Научные знания
выражаются в различных формах: в понятиях,
категориях, законах, гипотезах, теориях,
научной картине мира и др. Научные знания
достигаются посредством проверенных
практикой методов познания. Научное
знание дает возможность предвидения и
преобразования действительности в
интересах общества и человека.

studfiles.net

Духовная культура общества

Понятие культуры и ее многообразие

Культура — система исторически
развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и
общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни
во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных
форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей
и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура
через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы
деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство
многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества,
свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и
типов личностей.

Принято различать материальную и
духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального
производства, и все, что является результатом производства, будет являться
вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного
творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека.
Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению
духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее
отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической
эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская
и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с
точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то
выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует
состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному,
обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует
общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры
находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких
понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура
характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается
сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами,
нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает
признание единства системы «человек—природа», причем определяющим
является не только воздействие на развитие общества географической среды и
народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура — это налаженный
уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной
жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре
которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы
здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые
понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют
специальной подготовки, — это массовая культура. Радио, телевидение,
современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью
массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая
сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные
в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в
искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает
особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической
общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура
неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП,
общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это
способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных
отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов,
взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность
диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный,
который связан с формированием или изменением человеческой личности под
влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной
культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для
отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках
единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым
взаимодействием различных государственно-политических образований, их
политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально
различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше
отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей
стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут
меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь — относительно
самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют
специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества
включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные
отношения и институты, которые определяют порядок и условия его
функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно
должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих
способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества
должна охраняться законом.

Духовная культура — часть общей
системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная
культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право,
философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и
другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство
человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры
общества являются произведения искусства, философские, этические, политические
учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо
сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один
предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без
посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально
подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть
создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей
головы». При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой
машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и
мозг человека.

Духовная культура формирует
личность — ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.
Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные
модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению.
Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека — это
социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение,
распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные
радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они
стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто
священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских
радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а
лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность — это одухотворенность,
идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность, — это отсутствие
высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей,
преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности
кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных
ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или
иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся
безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого
народа нет шансов занять достойное место в мире.



biofile.ru

Что такое духовная культура и из каких элементов она складывается?


Духовная культура – это духовная деятельность и все ее продукты: мифология, религия, искусство, мораль, наука, философия, политика, право. Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, правовые и моральные законы, ценности, церемонии, ритуалы, обычаи, традиции, знания, вера, идеи. Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы …
не участие материального посредника — галстука. Это примеры тесной и неразрывной связи материальной и духовной культур. Они определяют друг друга, влияют друг на друга. Более того, существуют такие артефакты, которые одновременно принадлежат и материальной, и духовной культуре. Это прежде всего произведения искусства.

Кроме того, материальная и духовная составляющие культуры переходят друг в друга. Например, научная или инженерная идея воплощается в изобретение, которое становится элементом материальной культуры.

Духовная культура, являясь отражением соответствующей материальной культуры, вместе с тем имеет относительную самостоятельность. Она проявляется в том, что духовная культура может либо опережать развитие материальной культуры (это относится, в частности, к науке), либо отставать от нее. Так, в самой отсталой в экономическом и политическом отношении стране Европы – Германии, во 2-ой половине 18 в. наблюдался расцвет духовной культуры. В частности, именно в это время в немецкой литературе творили великие поэты Гете и Шиллер, а также сформировалась немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).


refac.ru

Духовная культура и ее элементы


К духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы для индивида. И.Кант в своё время подчеркнул, что интерес к произведению искусства не связан с какой-либо пользой или выгодой. То же самое касается науки и религии. Люди способны пожертвовать многими благами и даже жизнью во имя своих принципов, убеждений и идеалов. Всё это относится к идеальным мотивам деятельности человека. И явления духовной культуры несут в себе именно такое идеальное содержание, выступая посредниками в духовном общении людей. Про­дукт духовного производства — создание, распределение, потребление духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, рели­гия, мифология и др. Духовная культура — это научная идея, художественное произведение и его исполнение, те­оретические и эмпирические знания, взгляды, складываю­щиеся стихийно, и научные воззрения*.

В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда — нравственная или мораль), философская, религиозная.

С таким представлением о духовной культуре можно было бы согласиться, если бы перечисленные элементы охватывали еще и язык, как важнейший культурообразующий фактор. В данной схеме ему не нашлось места. Кроме того, нет нужды отождествлять духовную культуру с сознанием. В духовно развитом человеке все духовно: и мысли, и чувства, и поступки.

Некоторые авторы выделяют язык как особый элемент, но относят его к так называемой социальной культуре. Например, по такой классификации отмечена культура: интеллектуальная (наука, философия, просвещение), эстетическая (искусство и литература), этическая, социальная (язык, быт, традиции и обычаи, право и политика), религиозная.

Вне зависимости от того, что следует причислять к духовной культуре, она выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.


Проявления материальной и духовной культуры, созда­ние и использование относящихся к каждой из них предме­тов различны. Особенно отважны в своих суждениях те, кто знаком с философией, в которой утверждаются противоположность духа и материи. Так в чем же состоит различие материальной и духовной культуры? Ответить на этот вопрос непросто.

Прав не тот, кто связывает духовную культуру с чем-то эфемерным и бестелесным, в отличие от весомых и зримых предметов материальной культуры. Опровергая это ходячее мнение, сопоставим швейную иглу и Статую Свободы в Нью-Йорке. Вторая безусловно масштабней, объемней и весомей, но мало кто решится на этом основании отнести ее к материальной культуре. Ведь Статуя Свободы — это символ свободного мира.

Следовательно, невесомая швейная игла принадлежит к материальной культуре, в отличие от Статуи Свободы, в силу критерия, не связанного с телесными масштабами и весом артефакта. А это значит, что речь идет не о внешнем облике, а о предназначении того или иного предмета культуры. Смысл и назначение предмета — вот критерий различения материальной и духовной культуры. Материальная культура, в отличие от духовной, обслуживает телесную жизнь и удовлетворяет телесные потребности людей.

Если материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением, то в духовной культуре, отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши способности.



Другая трудность состоит в том, что материальная и духовная культуры связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в матери­альную форму и становится предметом материальной куль­туры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реали­зуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыс­лом автора.

В данном случае обе формы культуры возможно выделить по заложенным в них ценностях.

Ценности материальной культуры отличаются по сво­им характеристикам от ценностей духовной культуры. Цен­ности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценнос­тям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Шедевры художественной культуры не меняют своей зна­чимости — «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного челове­чества. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производствен­ное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения.Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пуш­кин).

Назначение ценностей материальной культуры носит яр­ко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не несут практической на­правленности.

Некоторые авторы, выступая против противопоставления материальной и духовной культуры как особых форм, считают, что под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т.е. всякий артефакт имеет и духовную и материальную стороны.

ВОПРОС 6. Этническая и национальная культуры. Культурная самоидентичность

Этническая культура

«Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». В науке это понятие стали использовать в XIX веке, когда появилась этнография, изучавшая народы, до сих пор живущие в общине и не знающие письменности.Согласно общей теории этничности, этнос — наиболее «естественный» способ групповой организации населения, первичная форма воспроизводства человеческой общности на основе общей «почвы и крови». Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное).

Этнос — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Этническая культура является тем, что выделяет людей из «животного царства» на самых ранних ступенях развития. Этнографические исследования показали, что даже у дикарей Южной Америки, Африки и Полинезии, и в наши дни не достигших ступени варварства, существуют способыкультурной самоидентификации, т.е. разделения людей на «своих» и «чужих». Если первым основанием идентичности выступало кровное родство — оно сменилось общностью обычаев, нравов.

Культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других, но и своё родовое единство в лице общего предка. Этническая культура включает национальную одежду и местный разговорный язык, именуемый «диалектом», фольклор, т.е. народное искусство, к которому относятся народные танцы и песни, эпические сказания и мифы. В этнических общностях тес­ная связь хозяйственных отношений с обрядово-религиозными при­водит к синкретизму культуры, в которой еще нет устойчивого де­ления на субъективные и объективные факторы, на «я-мы».

Этническая культура создается стихийно, и её «автором» (субъектом) является весь народ. Человек приобщается к ней в непосредственном процессе жизни, потому не прилагая ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности. Народ формирует в своей повседневной жизни менталитет — образ мышления и чувствования, мировос­приятия, духовной настроенности, который воплощает в себе нацио­нальное своеобразие данного народа, его культуры.

Без ощущения этнической идентичности инди­вид может испытывать чувство незащищенности и утраты иден­тичности. Именно в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосоз­нание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечива­ет его выживание в трудных природных и исторических условиях, и столкновениях с соседями и завоевателями. Этническая культура формируется во многом как защитный механизм, гарантирующий жизнеобеспечение внутри «своего» народа.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, — государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Национальная культура

Нация — более поздняя и высокая фор­ма регуляции социокультурных отношений, свойственная высокоурбанизированным индустриальным обществам с развитым разделением труда. Устой­чиво мнение о том, что именно этническое начало служит для на­ции формообразующим фактором. Между тем почти каждая нация фактически формируется из представителей разных этнических групп как преодоление, ограничение или трансформации собствен­но этнических характеристик. Нередко большая часть этноса может находиться за пределами своего государства. Конечно, в культурном облике нации, как правило, присутству­ет преобладание наиболее крупной — или же наиболее влиятель­ной — этнической части.

На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств. Урбанизациянеизбежно означает отступление на задний план, падение роли природных и генетических факторов. Регуляция жиз­недеятельности общества и взаимодействие различных групп и ком­понентов, функционирование единой коммуникативной системы обеспечиваются властью, прежде всего в форме государства, и культурой — в форме единого языка, идеологического сознания и литературы. Социальная стратификация культуры — это становление культуры новых городских сословий. Культура приобретает еще два измерения: политическое и религиозное. В культуре ранних городских цивилизаций (с Ш-П тысячелетия до н. э. по середину II тысячелетия н. э.) доминирующим признаком консолидации пока еще остается принцип территориально-соседской солидарности. Этот тип культуры трансформируется с появлением буржуазных наций в национальный тип культуры.

Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. А над этнической культурой, благодаря письменности, стала надстраиваться культура иного порядка, примером которой являются египетская наука, древнееврейская религия, античная философия и искусство.

Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой — национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные — культуры Логоса, государства, политики, экономики.

Различия между социальными группами внутри од­ной нации не распространяются на культурное достояние всей нации. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля — системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики — бы­товой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. С другой стороны, вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей на­циональной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру.

Немалое значение для формирования национальной культуры имеет проникновение народной культуры в аристократическую, го­родской в сельскую, оседлой в кочевую, столичной в провинциаль­ную, и наоборот.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Обычно национальное самосознание обусловле­но этническим. Но нередко — особенно в нашу эпоху — этниче­ское и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях. Есть мно­жество людей разного этнического происхождения — «русские аме­риканцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украин­цы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой нацио­нальной культуры. Она источник народного языка (который становится в нацио­нальной культуре литературным языком). Из нее писатели заим­ствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архи­текторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Если мы это учтем, становится понятным, почему типическими чертами немца оказываются аккурат­ность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определен­ный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне; считающий, что нет ничего в ми­ре прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило, консервативен во взглядах, оценках, привязанностях; чаще всего невозмутимый и спо­койный, уравновешенный и хладнокровный.

Но национальная культура не сводится к этни­ческой. Однако взаимоотношения между ними весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервиру­ет архаичные, во многом уже не отвечающие современным услови­ям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества. Национальный тип культуры является актуальным, т.е. ориентированным на решение текущих социальных задач, и прогностическим, т.е. направленным на достижение будущего.

Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксе­нофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому. Наци­ональная, напротив, по мере своего развития все больше открывает­ся для контактов с другими культурами и становится богаче, впи­тывая в себя их достижения.*

Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, про­изношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивели­руются и с развитием ее постепенно исчезают.

Лучшие достижения национальной культуры — это про­дукт творчества наиболее талантливых представителей нации, про­свещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотека­ми, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.**

 

7.Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре.В середине XX века средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. СМИ стали каналами для передачи массовой культуры. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Потребители массовой культуры имеют в общем невысокий культурный уровень, что требует адаптации транслируемой информации. Эстрадная музыка, например, понятна и доступна людям с любым уровнем образования, людям всех возрастов. При помощи массовой культуры в народ проводятся идеи «сверху». Массовая культура является мощным инструментом манипулирования общественным сознанием. Возможности массовой культуры потенциально очень высоки. В настоящее время эти возможности не используются в полной мере, а значение массовой культуры до конца не осмыслено.
Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная или высокая культура создается профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Элитарная культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. Элитарная культура – это «искусство для искусства». Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. Потребителем элитарной культуры является высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

 

8.Основные функции культуры. Культурные ценности и нормы.По данному вопросу нет существенных разногласий у исследователей культуры. Основные функции культуры достаточно просты и не требуют особых доказательств. И даже если какой-то ученый выделяет дополнительную функцию к уже имеющимся в списке, то она обычно не представляет из себя что-то кардинально новое и отличное, а чаще всего является разновидностью одной из основных функций. Итак, приступим к перечислению.

На мой взгляд, лучшее описание дала Н. Багдасарьян. Поэтому привожу ее перечень функций культуры.

Преобразующая функция культуры
Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культурыявляется следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры
Коммуникация —это процесс обмена информацией междулюдьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры
Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культурыобеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Нормативная функция культурыобусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры:

Сигнификативная (знаковая) функция культуры, буквально — функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры.Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры.Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки — смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.
Можно разделить средства релаксации на негативные (осуждаемые или запрещаемые обществом), такие как алкоголизм, наркомания, порнография, и позитивные (одобряемые обществом) — посещение музеев, театров, отдых на природе. Все цивилизованные страны пытаются устранить отрицательные средства релаксации, путем расширения сети развлекательно-познавательных учреждений и программ.

И нельзя не упомянуть о том, что любое культурное явление, событие или предмет обычно совмещает в себе несколько культурных функций. Это «единство функций» можно проиллюстрировать на примере мифа. Миф выполнял защитную, коммуникативную и познавательную функции. Также миф исполнял сигнификативную функцию. Ведь именно благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. И постепенно миф из небольшой объяснительной схемы превратился в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество.



Читайте также:

lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о