Что такое дефицитный бюджет – Что такое дефицит государственного бюджета и как он влияет на нашу жизнь? Бюджет России на 2018 год!

теория. Что такое бюджетный дефицит.

Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

Виды дефицита, нормальный и критический размеры.

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики »недоимки», которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита — первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.1

studfiles.net

Дефицит государственного бюджета и его виды

Содержание.

1.1. Дефицит государственного бюджета и его виды…………………………2

1.2. Валовой внутренний продукт (ВВП)………………………………………7

1.3 Совокупный спрос и факторы его определяющие…………………………9

1.4 Доход предприятия как экономическая категория………………………..12

1.5Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели и формы…………………………………………………….16

1.6. Понятие эластичности и ее виды………………………………………….19

Литература.

1.1 . Дефицит государственного бюджета и его виды.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются: прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%.Самыми крупными из них являются — подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость; государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) . Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20% эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной (“легальной”) лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в “тени”.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета — это государственные займы и ужесточения налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег, или “сеньораж” (печатанье денег).

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

· циклический

· структурный

· операционный

· первичный

· квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом . Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Операционный дефицит — общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит — существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

1.2. Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц — резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. В противном случае, ВВП содержал бы повторный счет.

mirznanii.com

Сущность и виды бюджетного дефицита


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 60Следующая ⇒

 

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Она определяется масштабностью задач, экономическим потенциалом страны, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. При этом доходы и расходы бюджета не всегда могут быть равными между собой. На практике это приводит к появлению или превышению доходов над расходами бюджета, или наоборот – расходов над доходами. В реальной действительности наибольший интерес представляет ситуация, когда расходная часть превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом».

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов правительства над его доходами, и как видно, отражает статическую ситуацию, поскольку изначально все цифры в любом плане, предполагают их фиксацию на определенный момент времени. По мнению Л.Г. Востриковой, хотя она и основывает свое утверждение на статье 92 БК РФ, бюджетный дефицит – это явление, возникающее в условиях инфляции и спада производства, когда расходы государства превышают его доходы, то она не только констатирует определенную принадлежность бюджета к социально-экономическим процессам, но и переходит к динамическому определению бюджета. Изучение разработок других авторов, в частности: А.И. Архиповой, В.К. Сенчаговой, А.М. Година, Н.С. Максимовой, И.В. Подпориной, Л.А. Дробозиной, П.С. Литовченко и других, показывает, в большинстве случаев они придерживаются статического определения бюджетного дефицита, соответствующего Бюджетному кодексу РФ. В тоже время ясно, что данная точка зрения корректна только при формировании самого бюджета, в виде того, что в нем необходимо учитывать все доходы и расходы. В случае же применения на практике, определение бюджетного дефицита можно расширить, поскольку это позволит более полно контролировать не только фактический уровень всех доходов и расходов, но и степень оборачиваемости средств в бюджете.

Необходимо отметить, что бюджетный дефицит не относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще Д.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Но согласно Д.М. Кейнсу, бюджетный дефицит является скорее достаточно редким элементом управления. В тоже время специалисты, основывающие свою деятельность на учениях М. Фридмена, уравняли бюджетный дефицит со всеми остальными элементами экономической системы государства. В итоге, в настоящее время в практике управления бюджетный дефицит находит все большее отражение, нежели чем это было 50 лет назад.

Изучение определения бюджета и факт его формирования показывает, что в общем случае существуют три причины возникновения дефицита бюджета:

1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики: в этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Это ясно видно по истории развития экономики США, когда для строительства крупных объектов инфраструктуры в 50-60-е годы ХХ-го века, уровень бюджетного дефицита страны существенно возрос. В настоящее время экономика США также во многом дефицитная. Это можно понять, если исключить из денежных потоков в бюджетной системе США, потоки, связанные с привлечением средств из-за рубежа.

2. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Это видно по истории развития стран Европы и США во время различных войн, и катаклизмов, когда для покрытия дефицита бюджета, выпускаются различные долговые обязательства;

3. Дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. К примеру, данное обстоятельство весьма тесно соотносится с причинами возникновения дефицита бюджета в России в 90-е годы ХХ-го века.

 

Причины возникновения дефицита бюджета
   
Возникает из-за крупных государственных вложений в развитие экономики   Возникает из-за чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий)   Возникает из-за кризисных явления и/или несовершенства экономических взаимоотношений в экономике

 

Рис. 1. Причины возникновения дефицита бюджета

 

Если первая причина, связана с развитием экономики, расходы носят временный характер. Две последние, как правило, взаимосвязаны, т.е. чрезвычайные обстоятельства приводят к кризису, и эти две причины не могут носить долговременный характер. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Разумеется, пока он не приобретает непосильных для страны размеров, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Например, Великобритании удавалось преодолевать проблемы дефицитного бюджета на конкретный год лишь шесть раз за последние сорок лет. Все остальные годы страна жила с существенным дефицитом. Главное – не допускать превышения дефицитом разумных пределов. Что касается видов бюджетного дефицита, то в научной литературе различают такие его виды, как: а) циклический; б) структурный; в) фактический.

Циклический дефицит бюджета – это дефицит бюджета страны, связанный с сокращением налоговых поступлений из-за низкого уровня экономической активности в государстве. Циклический дефицит отражает изменения в налогах и расходах, происходящие автоматически в результате колебаний экономического цикла. Таким образом, циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Структурный дефицит бюджета возникает, когда правительство сознательно принимает меры по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада. Оно может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

Фактический дефицит – установленная фактическая сумма превышения расходов правительства над его доходами в текущем бюджетном году. Во время спада, фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Указанные три вида бюджетного дефицита являются следствием различных макроэкономических причин, и наряду с ними можно также выделить и дефициты, являющиеся следствиями данных причин, то есть техническими разновидностями дефицитов:

– текущий бюджетный дефицит – представляет собой общий дефицит государственного бюджета и может являться следствием циклического или структурного дефицита, и не всегда равен фактическому, поскольку фактический дефицит определяется конкретной ситуацией, а текущий дефицит – это расчетный, и определяется еще на этапе бюджетного планирования;

– кассовый дефицит – представляет собой дефицит наличных денежных средств для проведения расчетов. Является следствием различных причин, в результате которых, в бюджете образуется кассовый разрыв между медленным поступлением и быстрым расходом денежных средств, и отражает или реальную экономическую ситуацию в стране или является следствием нерационального финансового управления. В любом случае, кассовый дефицит соответствует практически всем видам дефицитов, и может управляться путем построения оперативно-тактических механизмов управления остатками средств на счетах госучреждений, к примеру, на едином счете в Федеральном Казначействе;

– дефицит доходов определяется нехваткой поступления средств в бюджет, что при заданном уровне расходов, формирует общий дефицит бюджета. Размер данного вида дефицита, определяется как сумма необходимого дополнительного дохода, который нужен для сбалансирования доходов и расходов бюджета. Необходимо отметить, что данный вид дефицита бюджета, может отражать наиболее чрезвычайные и неожиданные, а потому мало прогнозируемые причины его возникновения, в частности, он может являться следствием различного рода кризисов или неожиданно возникших сложностей в бюджетном процессе, которые практически невозможно предусмотреть на этапе составления бюджета. В случае же его прогнозирования появление данного вида дефицита зависит от снижения общего уровня деловой активности в стране, что автоматически ведет к снижению уровня поступления налоговых доходов [20. С.169]. Видовая схема дефицитов бюджета приведена на рисунке 2.

 

Виды дефицита бюджета
 
По причинам возникновения   Технические виды дефицита
 
Циклический   Текущий
Структурный   Кассовый
Фактический   Дефицит доходов

 

Рис. 2. Виды дефицита бюджета

 

Фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов в целях стабилизации экономики, но для компенсации нехватки средств, порожденной дефицитом, необходимо определение источников его финансирования. Источники финансирования дефицита – это специальные элементы регулирования потока бюджетных средств, призванные снизить потребность в данных средствах за счет или дополнительных поступлений, не обязательно связанных с доходами, или снижение потребности в доходах, путем снижения расходов.

Как видно из данных определений одним из последствий возникновения бюджетного дефицита является большая вероятность возникновения государственного долга. Стандартный взгляд на бюджетный дефицит как на экономическое зло уместен при наличии угрозы, во-первых, дестабилизации национальной валюты вследствие чрезмерного импорта капиталов, и, во-вторых, нарушения допустимых пределов иностранной собственности в экономике. Рост совокупного спроса в краткосрочном плане и сокращение капитала в долгосрочном плане – не единственные, хотя, возможно, и самые значительные последствия дефицитного финансирования. Связано это с тем, что государственный долг может влиять на денежную политику. Страна с крупным долгом сталкивается с высокими процентными ставками, и Центральный банк под давлением правительства может попытаться удешевить капитал посредством экспансионистской денежной политики. Такая политика может быстро принести желаемый результат, но в долгосрочном плане реальный уровень процента остается примерно тем же, а инфляция и номинальные ставки повысятся. Следующий эффект – невосполнимая потеря налогов, расходуемых на обслуживание долга. Политика снижения налогов и сохранения бюджетного дефицита означает меньшую потерю, пока долг накапливается, и большую потерю, пока долг обслуживается повышенными налогами. Когда налоги уходят в виде процентов за границу, налицо прямой вычет из национального богатства.

Еще одно последствие – изменение политического процесса, определяющего фискальную политику. Некоторые экономисты считают, что возможность занять ослабляет бюджетную дисциплину, приводит к порочной практике появления бюджетных дефицитов. Когда дополнительные заимствования не нужно компенсировать дополнительными налогами, государство и общество вроде бы меньше беспокоятся о том, уместны ли дополнительные расходы. Еще Кнут Викселл писал, что если выгоды от расходов какого-то типа перевешивают издержки, то возможно финансировать эти расходы таким образом, что избиратели будут целиком «за». А, по словам Мартина Фельдштейна, только «твердое» бюджетное ограничение, означающее сбалансированный бюджет, может заставить политиков задуматься над тем, оправдывают ли выгоды издержки [8. С.43].

Таким образом, бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. В общем случае существуют три причины возникновения дефицита бюджета: дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода, и дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Если первое обстоятельство связано с развитием экономики, расходы носят временный характер. Два последних обстоятельства, как правило, взаимосвязаны, т.е. чрезвычайные обстоятельства приводят к кризису, и эти две причины не могут носить долговременный характер.

 

mykonspekts.ru

Бюджетный дефицит — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета[ | ]

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных . Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита[ | ]

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долг

encyclopaedia.bid

Профицитный бюджет — это… Определение, причины возникновения. Что такое профицит?

Считается, что профицитный бюджет — это хорошо для государства. Так или это? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо знать определение. Итак, что такое профицит? Далее пойдет речь об этом.

Что такое профицит?

Начнем с определения. Профицитный бюджет – это положительное сальдо баланса. Другими словами, доходы превышают расходы. Существует также понятие «первичный» профицит и «вторичный». Почти все государства имеют долг. Как правило, это обязательства по облигациям федерального займа. «Первичный» профицитный бюджет – это показатель без учета стоимости обслуживания государственного долга. Например, после всех расходов по обязательствам в бюджете осталось около 1 трлн долларов. Выплаты по обязательствам облигаций федерального займа – 0.1 трлн долларов. Следовательно, 0.9 трлн – это «вторичный» профицит. Дадим ему определение.

«Вторичный» профицитный бюджет – это остаток средств после вычета всех государственных обязательств. Значимые показатели – это отношения к ВВП. Валовой внутренний продукт – это макроэкономический индикатор, который показывают уровень производства в стране. Без него нет смысла анализировать профицит. Например, в бюджете осталось около 1 млрд долларов. Как определить — много это или мало? Для этого необходимо сравнить его с ВВП в процентном соотношении. Например, за год ВВП составил 1 трлн долларов. Профицит в данном случае будет равен 0.1 %.

Виды бюджетов

Что означает профицитный, дефицитный, сбалансированный бюджет? Рассмотрим виды. Грубо бюджеты подразделяют на три вида:

  1. Профицитный – мы уже дали ему определение. Доходы превышают расходы.
  2. Сбалансированный – доходы и расходы равны.
  3. Дефицитный – расходы превышают доходы.

Надеемся, что это понятно. Зная суть указанных понятий, можно ответить, какой бюджет лучше: дефицитный или профицитный? На первый взгляд кажется, что второй. Согласимся, что лучше, когда деньги остаются, чем когда их не хватает. Но так ли это в отношении государственного бюджета? Разберем далее.

Профицит – это плюс?

Нельзя думать, что лишние деньги в бюджете — это хорошо. На самом деле это не так. Лучше для экономики, когда государственный бюджет имеет небольшой дефицит, но находит заемные деньги для его покрытия, чем огромный профицит. Почему так?

Дело в том, что экономика нуждается в свободных средствах, деньгах. Невозможен рост без инвестиций. Когда деньги оседают в бюджете, и тем более в различных накопительных фондах, то это не является прагматичной политикой, т. к. деньги не идут на развитие. Это равносильно тому, что человек положил миллион под подушку вместо того, чтобы вложить его в прибыльное дело и получать ежегодно два раза больше.

Именно накопительная политика бывшего министра финансов Кудрина сформировала в России несколько резервных фондов. Конечно, СМИ утверждают, что это хорошо. Когда были сверхдоходы от высокой цены на углеводороды, мы смогли накопить кубышку, которую использовали в кризис.

Однако многие экономисты так не считают. Они утверждают, что вместо того, чтобы копить деньги в фондах, их можно было инвестировать в различные проекты. Это бы позволило диверсифицировать экономику и слезть с «нефтяной иглы». Сам экс-министр Кудрин высказывался вполне однозначно по этому вопросу. Он считал, что деньги просто разворуют и в результате не будет ничего. Поэтому лучше их сохранить, нежели раздать по карманам чиновников.

Откуда берутся излишки? Разберем причины возникновения профицитного государственного бюджета.

Причины

Природа появления сверхдоходов проста: наша страна зависит от экспорта сырья. Они составляют около половины государственных доходов. В России планируются расходы, исходя из сегодняшних цен на нефть. На начало 2017 года за баррель черного золота на мировых рынках дают около 50 долларов. Правительство закладывает эту цену на будущее, зная объемы добычи и продажи. Если объемы экспорта останутся такими же, а цена на мировых рынках резко подскочит, скажем, до 100 долларов за баррель, то наша страна получит огромный профицит. Неслучайно наиболее значимые показатели по отношению к ВВП имели страны-экспортеры нефти: Кувейт (22.7 % в 2010 году), Норвегия (10.5 % в 2010 году).

Наиболее сбалансированный бюджет наблюдается в развитых странах, доход которых не зависит от экспорта сырья: Германия, Люксембург, Дания.

Структура доходов и расходов

Общие доходы бюджета делятся на две категории:

  1. Налоговые.
  2. Неналоговые.

Налоговые подразделяются на:

  • налог на прибыль;
  • на имущество;
  • государственная пошлина;
  • акцизный сбор;
  • налоги на совокупный доход;
  • на товары и услуги, реализуемые на территории страны.

Неналоговые доходы:

  • от внешнеэкономической деятельности;
  • прибыль в рамках частно-государственного партнерства;
  • платежи при использовании природных ресурсов;
  • штрафы, санкции;
  • доходы от оказания различных услуг;
  • конфискация имущества;
  • возврат невостребованных субсидий и пр.

Помимо вышеперечисленных статей дохода, профицит могут создать различные безвозмездные поступления от людей, других государств, надгосударственных образований, общественных организаций.

Расходы государства идут на:

  • оборону, безопасность, правоохранительную систему, в том числе судебную;
  • образование и науку;
  • медицину;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • инновационную деятельность;
  • охрану окружающей среды;
  • культуру и спорт;
  • СМИ;
  • социальную сферу;
  • межгосударственные трансферты.

Выводы

Итак, профицитный бюджет – это баланс положительного сальдо. Не стоит думать, что это хорошо для страны. Все свободные средства должны быть направлены на развитие экономики. В нашей стране это наиболее актуально, так как существуют две серьезные проблемы:

  1. Высокая коррупция.
  2. Зависимость от экспорта углеводородов.

Высокие цены на нефть на мировых рынках приводят к бюджетному профициту. Однако инвестирование этих денег в диверсификацию крайне неэффективно по причине высокой коррупции. Низкие цены на энергоресурсы приводят к бюджетному дефициту. Это негативно отражается на работниках бюджетной сферы, пенсионерах, незащищенных слоях населения. Надеемся, что этот порочный круг в нашей стране когда-нибудь разомкнется.

fb.ru