Что представляет собой национальные интересы россии – Национальные интересы России во внутриполитической сфере (ОБЖ, 9 класс). Проявление национальных интересов России во внутриполитической сфере и экономике

Национальные интересы России в современном мире

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 9 класса | План проведения занятий на учебный год | Национальные интересы России в современном мире




Урок 2
Национальные интересы России в современном мире

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

• в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
• в завершении процесса становления демократичного общества;
• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

• динамично развивающегося производства и рынка;
• высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

• нравственных ценностей общества;
• традиций патриотизма и гуманизма;
• культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

• в обеспечении суверенитета;
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
• в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ — основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?

5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

6. Основные угрозы национальным интересам

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

9 класс. ОБЖ. Национальные интересы России в современном мире — Национальные интересы России в современном мире

Комментарии преподавателя

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

• в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; 
• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка; 
• в завершении процесса становления демократичного общества; 
• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

• динамично развивающегося производства и рынка; 
• высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

• нравственных ценностей общества; 
• традиций патриотизма и гуманизма; 
• культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

• в обеспечении суверенитета; 
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира; 
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России; 
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности; 
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников; 
• в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ — основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всег

www.kursoteka.ru

Национальные интересы России — Мегаобучалка

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.



Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются зашита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

В мировом сообществе информационные проблемы возникли сравнительно недавно. Для овладения и управления умами и действиями всего населения Земли и отдельных регионов путём информационно-психологического и энергоинформационного воздействия в наиболее развитых странах (например, США) разработаны глобальные космические системы, с помощью которых возможно облучение всей планеты или отдельных регионов. Посредством передаваемой со спутников информации и модулированных излучений может быть реализована информационная агрессия: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных СУ, воздействие на психофизиологическое и эмоциональное состояние людей. Для этих же целей может быть применена и мировая информационная система Интернет.

Проблема здоровья человека и человечества связана с их выживанием. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На естественное состояние организма влияют как внутренние, так и внешние факторы. К основным внутренним факторам относятся следующие: ОПС, биологические, экология; поведение и микросоциальная среда; служба здоровья. Внешние факторы – это воздействия естественной ОПС; воздействия антропогенной, техногенной среды, нарушение экологического равновесия; ПрС; воздействия социального характера; воздействия поведенческого характера.

Все вышеназванные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны. Однако, по степени опасности для человечества и самого существования жизни на Земле, проблему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без преувеличения можно назвать проблемой номер один. На второе место необходимо поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе также грозит существованию цивилизации на планете.

Взаимосвязь мирового сообщества порождает не только противоречия и их обострения, но также вызывает необходимость искать защиту от возникающих опасностей и угроз. Осознание проблемы выживания привело человечество к пониманию проблемы безопасности как интегрального феномена, вбирающего в себя все виды безопасности: — «военную, экологическую, экономическую, продовольственную и др.».

В Федеральном Законе РФ «О безопасности» (принят в 1992 г.) понятие безопасности определено как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности и государства от внешних и внутренних угроз».

Человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Итак, опасности по своей природе вероятностны, «или случайны», потенциальны, «или скрыты», перманентны, «или непрерывны, постоянны» и тотальны, «или всеобъемлющи, всеобщи». Таким образом, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности.

Опасности, реализуясь во времени и пространстве, причиняют вред здоровью человека, который проявляется в травмах, нервных потрясениях, болезнях, инвалидностях и летальных исходах. Опасности и угрозы являются непременными спутниками человеческого общества на всех этапах его становления и развития.

Классификация опасностей и угроз по БЖД в зависимости от многообразных источников их возникновения приведена в таблице 1.

Опасности и угрозы глобального уровня являются внешнимипо отношению к объектам безопасности, расположенных ниже по иерархии: регионального, государственного, общественного и индивидуального. К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: 1) региональные и национальные социальные взрывы и конфликты; 2) голод распространение болезней, деградация людей; 3) нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, пьянства и т.д.

Таблица 1.

Классификация опасностей и угроз по БЖД

Классификационные признаки Источники возникновения
Опасности
По происхождению Природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические
По характеру воздействия на человека Механические, физические, химические, биологические и психофизиологические
По времени проявления последствий Импульсные и кумулятивные
По локализации Связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом
По вызываемым последствиям Утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.
По наносимому ущербу Социальный, технический, экологический, экономический
По сфере проявления Бытовая, спортивная, доржно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре Простые и производные, порож-мые просто
По реализуемой энергии Активные и пассивные
Угрозы
По объектам Человек, общество, государство
По направлениям Экономические, социальные, политические, информационные, продовольственные и др.
По величине ущерба Предельный, значительный, незначите-ный
По вероятности возникновения Весьма вероятные, вероятные, маловер-ные
По причинам появления Стихийные, преднамеренные
По иерархическому принципу Межпланетные, ноосферные, «глобальные», межгосударственные, государственные «на- циональные», региональные внутригосудар-ственные, местные «локальные», личные

 

Вопрос 3. Взаимодействие объекта и субъекта, принципы и сфера безопасности жизнедеятельности.

При рассмотрении опасностей и угроз следует учитывать взаимодействие двух сторон: первый – субъекта, который выступает источником и носителем опасности; второй – объекта, на который направлена опасность или угроза.

Следует учитывать, что источники опасностей и объекты защиты весьма многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты и опасностей. Источники опасности по своей характеристике имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение.

Объектами опасностей и угроз являются личность, общество, государство, природная среда «биосфера» и техносфера.

Личность в системе БЖД является высшей целью общественно-политического и социально-экономического развития общества. Общество – это социальная среда и необходимое условие творчества личности в исторически конкретной системе общественных отношений. Государство же является основным институтом политической системы классового общества. Кроме человека объектами БЖД выступают объекты пространственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения ЖД человека, включая экономику, социологию, политологию и др. Пространственно-территориальными объектами могут выступать: межпланетное пространство, планета, материк, регион «в планетарном пространстве», страна, регион «в рамках государства», район, местность (город, поселение).

Объектами социальной сферы являются человечество планеты, общество, общественное объединение, коллектив «товарищество», семья, человек.

К объектам производственной сферы относятся: транснациональные корпорации и объединения, государство, отрасль, производственное объединение, предприятие, цех, «участок», технология, продукция.

Объектом безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности, как то: политическая, военная, экономическая, экологическая, демографическая, продовольственная, психологическая, информационная.

В методологическом плане БЖД является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определённых принципов, методов и процедур.

Многообразие опасностей и угроз приводит к необходимости выделить следующие основные направления БЖД.

Безопасность ноосферынаправлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития ноосферы, продолжение человеческого рода. Объектом в данном случае являются взаимодействия общества и природы, в пределах которых разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Вопрос 4. Региональная безопасность.

Региональная безопасность связана с защищённостью регионов и интересов международных объединений от внутренних и внешних опасностей и угроз, направлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития регионов и этносов. Здесь объектом выступают государства, международные объединения, этносы и их интересы.

Жизнь и деятельность народа, государства охватывает различные сферы, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В этой сфере выделяют следующие виды деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, информационная, демографическая, психологическая и др.

Важнейшим компонентом БЖД выступает безопасность человека. Безопасность отдельной личности определяется внутренними и внешними факторами. К основным внутренним факторам относятся: окружающая среда, биологические, вредные привычки, поведение, микросоциальная среда, служба здоровья.

К основным внешним факторам относятся следующие: 1) воздействия естественной природной среды: солнечная активность, возмущение магнитоионосферы Земли, изменение метеоусловий; 2) воздействия антропогенной, техногенной среды: изменение микроклимата, загрязнённость естественной среды городов, возрастание миграционной активности населения; 3) воздействия производственной среды: шум, вибрация, химические вещества, радиация, нервно-эмоциональные напряжения; 4) воздействия социального характера: низкий уровень денежных доходов, неустроенный быт, социальная агрессия; 5) воздействия поведения: пагубные привычки, нервно-эмоциональная напряженность, агрессивность по отношению к окружающим.

 

 

megaobuchalka.ru

Вопрос 2. Национальные интересы России.

В официальном политическом лексиконе термин «национальные интересы России» впервые встречается в первом Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (февраль 1994 г.)21.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет национальные интересы в увязке со стратегическими национальными приоритетами. С учётом юридической направленности курса сохраним эту логику в дальнейшем рассмотрении вопроса.

2.1. Определение термина «национальные интересы».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (последняя редакция от 2000 г.) определяла национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах22.

Из приведённого определения следует, что, во-первых, национальные интересы России складываются из интересов личности, общества и государства; во-вторых, эти интересы должны быть сбалансированы в триаде личность – общество – государство, то есть быть взаимно увязанными и согласованными; в-третьих, национальные интересы России, а следовательно, и входящие в их состав интересы личности, общества и государства распространяются на экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую и другие сферы.

Концепция раскрывала содержание интересов личности, общества и государства:

— интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;

— интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

— интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Аналогичным образом расписывались национальные интересы России в перечисленных в определении сферах этих интересов.

Приведённое выше определение было нормативным вплоть до 12 мая 2009 г. – момента утверждения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. С этого момента согласно Указу Президента РФ утрачивала силу Концепция национальной безопасности РФ.

Современное нормативное определение термина звучит следующим образом: национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

По аналогии с тем, как мы это сделали в отношении первого определения, проанализируем его современную формулу. Из определения следует:

1) национальные интересы Российской Федерации – это прежде всего потребности государства;

2) указанные потребности в их совокупности классифицируются на внутренние и внешние;

3) назначение этих потребностей — обеспечение защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Как следует из Стратегии (раздел III), национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира.

Из современного определения национальных интересов в сравнении с предшествующим «выпали» непосредственные (субъективные) интересы личности, общества и государства в сфере национальной безопасности. «Выпали» также личность и общество как активные субъекты деятельности в области национальной безопасности, единственным субъектом деятельности в этой сфере осталось государство. Личность, общество и государство сохранились в качестве объекта, то есть вектора деятельности государства в сфере национальной безопасности.

Стратегия (п. 7) устанавливает: Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

2.2. Приоритеты национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации согласно п. 2 Стратегии являются стратегические национальные приоритеты. Этими приоритетами определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований, цель которых – создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета государства. В разделе основных понятий (п. 6 Стратегии) даётся определение: стратегические национальные приоритеты – это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.

Согласно п. 22 Стратегии стратегические национальные приоритеты являются основой реализации внутренних и внешних суверенных потребностей государства в обеспечении национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (п.п. 23, 24) определяет две группы приоритетов: приоритеты национальной безопасности и приоритеты устойчивого развития.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются:

— национальная оборона;

— государственная и общественная безопасность.

Общие задачи в сфере национальной обороны формулируют Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ и Военная доктрина Российской Федерации23. Как и более ранний аналогичный документ24 Военная доктрина Российской Федерации по оценкам специалистов носит оборонительный характер25.

Под государственной безопасностью (безопасностью государства) понимают состояние защищённости основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

Общественная безопасность – это состояние защищённости населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера26.

Устойчивое развитие – в формулировке ООН – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.

В качестве приоритетов устойчивого развития Стратегия национальной безопасности называет:

— повышение качества жизни российских граждан;

— экономический рост;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;

— экология живых систем и рациональное природопользование;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Повышение качества жизни российских граждан согласно Стратегии достигается путём гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.

Гарантии личной безопасности устанавливает Конституция Российской Федерации.

Высокие стандарты благосостояния человека закладывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года27.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации.

Экономический рост как один из приоритетов устойчивого развития достигается прежде всего путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.

Национальная инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Задача инновационной деятельности – расширение и обновление номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования методов их изготовления. Цель инновационной деятельности – внедрение и реализация результатов научных исследований и разработок, направленных на расширение и обновление номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), на внутреннем и внешнем рынках, то есть их коммерциализация.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 — 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 — 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Наконец, человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура согласно Стратегии национальной безопасности развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.

Экология живых систем и рациональное природопользование поддерживаются за счёт сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Россия намерена наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.

Приоритетным для России направлением внешней политики является развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств — участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества.

Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.

Конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства являются приоритетами национальной безопасности как одного из важнейших направлений государственного строительства28.

studfiles.net

Национальные интересы России в современном мире

Введение

Согласно статье №80 основного закона Российской Федерации – Конституции Российской Федерации:

Пункт 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Пункт 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В этой связи, именно Президент России выстраивает и определяет национальные приоритеты и интересы страны, стратегию ее развития и взаимоотношений с другими странами. Долгое время основой внешне- и внутриполитического курса России была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула период, который был в 90-е годы, – переходный период.

За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз потерял былую актуальность, но появились и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.

Отличие данного документа от предыдущей Концепции национальной безопасности заключается в том, что, во-первых, Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности. По сути, Стратегия это своего рода анализ сильных и слабых сторон России, ее возможностей и угроз со стороны внешнего мира.

Ещё один момент, немаловажный в сегодняшней жизни России, Стратегия – это открытый, публичный документ, это документ, который имеет общенациональный характер, и, как отмечал Президент России Д.А. Медведев, «не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества».

1.

1. Анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

1.1 Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации будут являться национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

— повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

1.2 Национальные интересы России во внешней политике

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Россия будет рассматривать Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств также будет являться для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества, одновременно выступая за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.

Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права. Также в Стратегии четко определено, что Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.

В документе говорится о том, что в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов. Особо выделяется, что проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России, а успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития.

1.3 Национальные интересы России в обеспечении безопасности

В документе выделены отдельно два больших раздела, посвященных национальной обороне и государственной и общественной безопасности.

Основной Стратегической целью в рамках совершенствования национальной обороны ставят предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе будет являться переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил. Предусмотрена реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности названы защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Наряду с этим, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

mirznanii.com

Национальные интересы России во внутриполитической сфере (ОБЖ, 9 класс). Проявление национальных интересов России во внутриполитической сфере и экономике

По Указу Президента в декабре 1997 г. была принята Концепция по вопросам, связанным с национальной безопасностью России. Этот документ был утвержден для консолидации сил органов федеральной, региональной власти, граждан и организаций по защите и сохранению конституционных основ, суверенитета страны. Между тем современная ситуация кардинальным образом отличается от той, которая сложилась в 90-гг. В этой связи, потребовался пересмотр принятой ранее Концепции. В результате была утверждена новая Стратегия на долгосрочную перспективу.

Актуальность вопроса

Первая редакция Концепции отражала комплекс официально утвержденных взглядов на стратегию и цели государства в сфере обеспечения безопасности общества, каждого отдельного гражданина и всей страны в целом от внутренних и внешних негативных воздействий экономического, политического, социального, экологического, техногенного, военного, информационного и прочего характера. В документе были сформулированы ключевые направления и принципы деятельности власти в указанной области. В связи с изменениями, произошедшими в мире и в стране, ряд угроз потерял свою актуальность. Однако вместо них образовались новые. Претерпели изменения и национальные интересы РФ во внутриполитической сфере и экономике. Их основы и были представлены в новом документе, принятом 13 мая 2009 г.

Стратегия

В отличие от предыдущей Концепции, новый документ кардинально изменил принцип обеспечения безопасности. В качестве ключевых направлений деятельности власти в нем определены национальные интересы России. Во внутриполитической сфере предполагается использовать принципиально иной механизм консолидации сил общества и власти. По своей сути, Стратегия выступает как анализ слабых и сильных сторон страны, ее ресурсов и возможностей, а также вероятных угроз.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере: ОБЖ (9 класс)

С ключевыми вопросами новой Стратегии в настоящее время граждане страны знакомятся еще в школе. Урок, на котором дети изучают национальные интересы России во внутриполитической сфере, — ОБЖ (9 класс). В рамках школьной программы учащиеся знакомятся с основными направлениями деятельности власти на долгосрочную перспективу. Проявление национальных интересов России во внутриполитической сфере связано с:

  1. Развитием гражданского общества и демократии.
  2. Усилением конкурентоспособности хозяйственного сектора.
  3. Обеспечением незыблемости суверенитета, основ государственности и территориальной целостности страны.
  4. Превращением России в мировую державу, чья деятельность направлена на сохранение стратегической стабильности, установление взаимовыгодных отношений с другими государствами в рамках многополярного мира.

Приоритеты

Ключевые направления деятельности власти, обеспечивающей национальные интересы России во внутриполитической сфере:

  1. ОБЖ (безопасность жизнедеятельности всего общества и каждого отдельного гражданина).
  2. Оборона государства.

Обеспечивая национальную безопасность, власть, наряду с достижением ключевых задач, будет сосредоточивать ресурсы и усилия на:

  1. Повышении качества жизни граждан. Эта задача будет реализовываться посредством гарантирования индивидуальной безопасности, высоких социальных стандартов.
  2. Экономическом росте. Он достигается в первую очередь развитием инновационной системы и расширением вложений в человеческий капитал.
  3. Технологии, науке, здравоохранении, образовании, культуре. Их развитие обеспечивается за счет усиления роли власти и усовершенствования государственно-частных партнерских отношений.
  4. Рациональном природопользовании и экологической защите живых систем. Поддержание этих областей достигается сбалансированным потреблением, развитием прогрессивных технологий, целесообразного воспроизводства ресурсного потенциала.
  5. Стратегической стабильности и равноправном партнерстве. Они укрепляются за счет активного участия страны в становлении многополярной модели устройства мира.

Социальная поддержка

Обеспечивая национальные интересы России во внутриполитической сфере, государство не может оставлять без внимания условия жизнедеятельности граждан. Работа правительства в первую очередь ориентирована на предоставление возможностей населению в реализации творческого потенциала, материальных потребностей и духовных запросов. В рамках приятой Стратегии большое внимание уделяется обеспечению достойных условий жизни ветеранам, пожилым людям, инвалидам. В этой связи, проводится работа по повышению доступности образования, медицинского обслуживания, связи, транспорта, коммунальных услуг.

Хозяйствование

Национальные интересы России во внутриполитической сфере тесно связаны с производственной сферой. Наиболее актуально сегодня стоят вопросы обеспечения функционирования хозяйственного сектора в условиях расширенного производства. Работа государства ориентирована на защиту отечественного производителя, повышение инвестиционной и инновационной активности. Вместе с этим осуществляется постоянный контроль стратегических ресурсов, поддерживается научный потенциал. Все это способствует утверждению независимости страны на ключевых направлениях НТП. Важнейшим достоянием государства является огромное разнообразие рынка при едином хозяйственном пространстве.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере: примеры

Для достижения задач, отраженных в Стратегии, государство разработало специальные программы. Они относятся к конкретным секторам, однако при этом тесно взаимосвязаны друг с другом. Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят в объединении всех направлений деятельности общества для достижения единых целей. Только общими усилиями всего общества и власти, при тесном сотрудничестве государства, граждан, организаций можно реализовать задачи, стоящие сегодня перед страной. Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят из:

  1. Сохранения стабильности институтов госвласти, конституционного строя.
  2. Обеспечения общественного согласия и гражданского мира, территориальной целостности, правопорядка, единого правового пространства.
  3. Завершения формирования демократического общества.
  4. Устранения причин и условий, которые способствуют возникновению религиозного и политического экстремизма, этносепаратизма, а также их последствий, выраженных в межэтнических, социальных, религиозных конфликтах, терроризме.

Международные отношения

Безусловно, национальные интересы РФ во внутриполитической сфере находятся под влиянием внешних факторов. Однако это не означает, что государство отодвигает в сторону те или иные направления Стратегии. Напротив, в ряде случаев власти еще сильнее отстаивают национальные интересы России. Во внутриполитической сфере работа ведется в пределах государства. В международных отношениях усилия общества, граждан, организаций и госструктур направлены на взаимодействие с другими странами для:

  1. Обеспечения суверенитета.
  2. Усиления позиций страны как крупной державы, одного из центров воздействия на ситуацию в мире.
  3. Развития взаимовыгодных и равноправных отношений с другими государствами и интеграционными объединениями (СНГ, в первую очередь).
  4. Обеспечения повсеместного соблюдения свобод и прав человека, недопущения применения двойных стандартов в данной области.

Классификация

Национальные интересы РФ во внутриполитической сфере, в международных отношениях отличаются по своему влиянию и значимости для ситуации в стране или за ее пределами. В соответствии с этим признаком, выделяют направления:

  1. Главные (жизненно необходимые) и второстепенные.
  2. Переменные и постоянные.
  3. Конъюнктурные и долгосрочные.

Постоянные и главные национальные интересы устанавливаются с учетом геополитических параметров:

  1. Роли и места страны в международной системе.
  2. Военной мощи и престижа.
  3. Способности отстаивать суверенитет и обеспечивать безопасность союзников.

К внутренним факторам можно отнести:

  1. Особенности спроса.
  2. Развитость производства.
  3. Платежеспособность населения, уровень его жизни.
  4. Освоенность территорий.
  5. Активность инвестиционной и инновационной деятельности.

Переменные и второстепенные интересы обладают производным характером от постоянных и главных. Они изменяются в соответствии с внешними факторами.

Предотвращение угроз

Согласно Стратегии, оно обеспечивается за счет:

  1. Социальной стабильности.
  2. Конфессионального и этнического согласия.
  3. Повышения мобилизационного потенциала.
  4. Роста национальной экономики.
  5. Повышения качества работы госорганов.
  6. Формирования действенных механизмов взаимоотношения власти и граждан.

Все это – национальные интересы страны во внутриполитической сфере. Их реализация связана с осуществлением прав граждан на:

  1. Жилье.
  2. Труд.
  3. Безопасность.
  4. Жизнь.
  5. Здравоохранение.
  6. Образование.
  7. Культурное развитие.

Улучшение жизни населения

В современной Стратегии в качестве национального приоритета выступает качество жизнедеятельности граждан. Государственные цели в этой области следующие:

  1. Сокращение имущественного и социального неравенства.
  2. Стабилизация численности населения в среднесрочном периоде.
  3. Коренное улучшение демографии в долгосрочной перспективе.

Оборона государства

В Стратегии выделено два крупных раздела, посвященные этим проблемам. В рамках совершенствования оборонной сферы в документе поставлены вопросы о предупреждении региональных конфликтов и войн, военном сдерживании для обеспечения безопасности. Работа власти в области оборонного строительства и ГО на долгосрочную перспективу ориентирована на совершенствование армии, воинских формирований и структур, призванных обеспечивать суверенитет, обороноспособность, территориальную целостность страны. В рамках госпрограмм предусматривается оптимизация, реструктуризация и развитие ОПК в среднесрочной перспективе.

Общественная и государственная безопасность

При реализации национальных интересов во внутриполитической сфере Россия исходит из необходимости постоянно совершенствовать правоохранительные меры по предупреждению, выявлению, раскрытию, пресечению актов экстремизма, терроризма и прочих преступных посягательств на свободы и права граждан, собственность, территориальную целостность, правопорядок в стране. Вместе с этим ключевыми направлениями деятельности власти в долгосрочной перспективе становится усиление нормативного регулирования, борьба с коррупцией, незаконными действиями, повышение эффективности защитных мер, усиление контроля деятельности уполномоченных исполнительных институтов.

fb.ru

7. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в:

  • защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;

  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

8. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в:

  • создании политических, правовых условий для обеспечения надежной охраны государственной границы;

  • в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической деятельности в пограничном пространстве.

9. Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

10. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Вопрос № 2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Внутренние угрозы национальной безопасности России по состоянию на 2000 год.

1. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер:

  1. сокращение внутреннего валового продукта;

  2. снижением инвестиционной, инновационной активности;

  3. снижением научно-технического потенциала;

  4. стагнацией аграрного сектора;

  5. разбалансированием банковской системы,;

  6. ростом внешнего и внутреннего государственного долга;

  7. тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой составляющей;

  8. тенденцией к преобладанию в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

2. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны связано:

  1. сокращение исследований на стратегически важных направлениях научного развития;

  2. отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности;

  3. деградацией наукоемких производств;

  4. усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

  3.  Сепаратистские устремления ряда субъектов Российской Федерации основаны на негативных процессах в экономике. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России.

4. Усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра основано на экономической дезинтеграция, девальвация духовных ценностей и представляет собой угрозу федеративному устройству и укладу Российской Федерации.

5. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм ряда общественных объединений, способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма и создают условия для возникновения конфликтов.

6. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения принципов приоритета норм Конституции над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.

7. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту.

8. Масштабный терроризм и организованная преступность связан с :

  1. с конфликтами при изменении форм собственности;

  2. обострением борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов;

  3. отсутствием эффективной системы социальной профилактики правонарушений;

  4. недостаточной правовой и материально-технической обеспеченностью деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности;

  5. правовым нигилизмом;

  6. оттоком из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров.

9. Глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

studfiles.net