Что представляет собой финансовая политика – Финансовая политика — Википедия

Содержание

Финансовая политика 11

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области международных финансов.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

-разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

-создание адекватного финансового механизма;

-управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Основными целями финансовой политики являются:

— повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

— оздоровление структурной перестройки экономики: повышение в общем объеме доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемого рубля;

— достижение более высокого уровня населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

— наибольшая мобильность финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

— рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

— организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

— создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

Финансовая политика России на современном этапе

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения — повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей — это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики — в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

во-вторых, величина собственного финансового капитала;

в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики — проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.
2.1. Бюджетная политика

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов.
2.2. Политика в области управления государственным долгом

Государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). Отсюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. В течение длительного времени в СССР разделение государственного долга на внешний и внутренний проводилось на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств государства, номинированная в иностранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств государства, номинированная в национальной валюте. Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств федерального правительства перед резидентами, а внешнего долга — как совокупности обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:

* безусловности — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

* единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

* снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

* оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

* сохранения финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

* прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
2.3. Налоговая политика

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.

* Без налогов государство не может существовать.

* Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс — экономика саморазрушается.

* В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.

* Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

* Налоговая система не должна носить конфискационный характер.

* Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.

* Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

* Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80—90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания.

* Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому подтверждение.

* Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаях.

* Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике — труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.
2.4. Ценовая политика

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.

Из-за постоянного дефицита бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.
2.5. Таможенная политика

Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время, таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных производителей, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Такие ставки у нас действовали до последнего времени, сдерживая развитие отечественной экономики. Объяснялось это необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста отечественных производителей.

Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга — введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами. Классическим примером стала ситуация с нашим некогда мощнейшим Птицепромом — дешевые «ножки Буша» (куриные окорочка) стали причиной его полного разорения.
Заключение

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства — между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д., тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен.

Дальнейшее сохранение протекционизма в финансовой политике по отношению к сфере распределения не допустимо со всех позиций. В экономическом смысле оно не дает реального выигрыша, ибо капиталы используются не на увеличение товарного наполнения рынка, а на воспроизводство все тех же финансовых структур. В социально-психологическом плане такая политика усиливает напряженность в обществе, способствую расширению слоя рантье и углублению социальных противоречий.

Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов- ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты регулирования экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами.

Ступенчатая система экономических реформ, применяемая сейчас может дать эффективный результат лишь тогда, когда реформирование финансового механизма будет окончательно завершено. Это не означает, что отрицается целесообразность ступенчатого характера реформирования финансового механизма (налоговая реформа, кредитно-банковская реформа, создание банковской системы, реформа ценообразования), который неизбежен. Главным недостатком нынешней реформы является то, что ее мероприятия не имеют в должной мере целостного характера и проводятся достаточно медленно.

Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса — по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики — это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности.

coolreferat.com

Финансовая политика — это… Что такое Финансовая политика?

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Литература

Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, Сущность, типы и направления финансовой политики

Основные термины и понятия

. Финансовая политика государства; финансовая политика субъектов хозяйствования; финансовая стратегия: финансовая тактика; политика жесткой регламентации; политика умеренной регламентации; политика минимальных ограничений; политика стабилизации; политика экономического роста; политика ограничения деловой активности; дискреционная политика; недискреционная политика; бюджетная политика, налоговая политика; денежно-к редитна политика; таможенная политика; долговая политика; механизм реализации финансовой политики, финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструмент.

41 Сущность, типы и направления финансовой политики

Финансовая политика отражает субъективную сторону функционирования финансов. Собственно финансы и финансовая система является объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов объектов финансовых отно сын и целом отражают объективные закономерности развития. Но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены этим объективные закон омирностям, не срабатывают сами по себе, их организуют конкретные суб объекты, которые руководствуются многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, сочетая при этом как общие су общие, так и собственные интересы. Поэтому финансовая политика всегда переплетением различных интересов отдельных политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, г из них в слоев населения, предпринимателей, потребителей, инвесторов и поэтому подибногного.

С этой точки зрения финансовая политика — это целенаправленная деятельность государства и других субъектов ‘ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели

зависимости от уровня реализации различают:

-. Финансовая политика государства (макроуровень)

-. Финансовая политика субъект ведения хозяйства (микроуровень)

-. Финансовая политика международных организаций и финансовых институтов (международный уровень)

. Основная цель финансовой политики — создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач деятельности

. Содержание финансовой политики многогранный и может быть представлен как единство трех составных частей:

— выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

— определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

— осуществление практических действий, направленных на достижение поставленной цели

. Приоритетное значение имеет разработка и реализация финансовой политики государства

. Государственная финансовая политика — это совокупность мероприятий государства по организации и использования финансов для обеспечения экономического и социального развития страны

Финансовая политика является составным элементом экономической политики государства, в котором определяются:

— основные направления развития народного хозяйства страны;

— общий объем финансовых ресурсов государства;

— источники образования финансовых ресурсов и направления их использования;

— создание эффективной системы управления финансами;

— разработка совершенного механизма регулирования и стимулирования экономически-социальных процессов в государстве с помощью финансовых инструментов

. Главная цель финансовой политики государства состоит в повышении уровня общественного благосостояния путем оптимального распределения. ВВП между отраслями национальной экономики, социальными группами населения и отдельными территориями

Сущность финансовой политики государства проявляется в сочетании конкретных целей и соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи. Цели финансовой политики обусловлены потребностями экономического развития и достижением высо. ОКОГУ уровня индивидуального и общественного благосостояния. Основной вектор финансовой политики — обеспечение экономического роста в стране через механизмы финансового воздействия на спрос и предложение, потребителем ния, сбережения и инвестиции. Финансовая политика непременно имеет конкретное направление, а ее реализация всегда связана с нахождением компромисса, между определенными потребностями и реальными возможностямями.

. Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

— стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

— повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

— способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

— приводит к повышению материального и культурного уровня населения

Для государств с рыночной экономикой действуют общие принципы финансовой политики, на основе которых она основывается. К ним относятся:

1 постоянно содействия развитию производства, поддержания предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения. Этого можно достичь за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику, предоставление льготного налогообложения предприятиям, совершенствованием налоговой политики государствви.

2. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий населения, размер которых определяет размеры перераспределения валового внутреннего продукта через государственный бюджет

3. Влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов и запрет технологий, угрожающих здоровью человека с помощью таких финансовых инструментов, как налоги, ш штрафные санкции, дотации государство требует от производственных структур возмещение затрат на восстановление природного средща.

зависимости от длительности периода и характера решаемых задач, финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику

. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касается важных крупных изм мин финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В у языках экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития — достижение оптимальных темпов роста. ВВП время, при любых у как основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов ‘ведения хозяйства. Финансовая стратегия со риентована на определенную модель финансовых отношений в обществстві.

. Финансовая тактика направлена ??на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и менее), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны принимается на очередной реік.

Финансовая тактика осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика мобильна, поскольку состоит в своевременном реагировании на экономические и проблемы и диспропорции, ее главная задача — достижение стратегических целей развитияу.

Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны. Вязаное. Стратегия определяет суть и направления тактики свою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, ведь бессмысленно определять стратегическое ни цели и задачи, для решения которых недостаточно надлежащих тактических средств время, следует отметить, что только финансовая политика, которая основывается на сочетании и взаимосогласованности стратегии и т актикы, их единства и подчиненности, может быть успешной. Финансовая политика, не имеющая стратегических ориентиров, а заключается лишь в решении тактических задач, носит ограниченный характер и, как правило, рис оефективнивна.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентация финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности. Регламентация финансовых отношений характеризует стратегии ию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность — ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной и административной формаах.

Законодательная регламентация является принятие соответствующих законодательных актов, которые устанавливают суб объектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой дея сти, и т.п.. Административная регламентация предусматривает предоставление прав регуляции финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательная регламентации ментация финансовых отношений, поскольку оно ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, которая делает устойчивой и финансовой политикку.

зависимости от степени законодательной или административной регламентации финансовых отношений, которая характеризуется той частью дохода, который распределяется и потребляется соответствии с действующим законодательством или административных решений, различают три типа финансовой политики:

— политика жесткой регламентации;

— политика умеренной регламентации;

— политика минимальных ограничений

. Жесткая регламентация заключается в том, что большая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, в установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку снижает стимулы к продуктивной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности — доходом — больше распоряжается государство, чем его владельцы — юрид ични и физические лица. Такая политика, как правило, предполагает достаточно высокий уровень бюджетной централизации. ВВ. ВВП.

. Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений — взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламе ентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной дея те и в то же время дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие обществва.

. Политика минимальных ограничений направлена ??на формирование максимальной заинтересованности субъектов объектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В таком случае предпочтительно регламентируются только взаимоотношения с государственно й, которые к тому же сводятся к минимуму. Большинство финансовых отношений при таких условиях регламентируется на договорных принципах между отдельными субъектамими.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным орудием является бюджет. Его структуриза-ция по источникам формирования доходов и направлениям финансирования ви расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политикку.

зависимости от задач, на решение которых направлена ??финансовая политика, она делится на следующие виды:

— политика стабилизации;

— политика экономического роста;

— политика ограничения деловой активности

. Политика стабилизации направлена ??на поддержку макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основана на обеспечении стабильных объект объемов финансовых ресурсов при по остийних пропорциях распределения и перераспределения полученных доходев.

Существуют две разновидности этой политики, достаточно существенно отличаются друг от друга. Первый — это политика стабилизации после экономического спада, которая имеет стимулирующий характер. Второй — политика стаб билизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительный на прямоок.

. Политика экономического роста направлена ??на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объект объемов. ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности и как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться в три основных способа — через рост государственных расходов, снижение уровня налого ния и проведения политики»дешевых денеггрошей».

. Политика ограничения деловой активности используется для регуляции экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики в результате чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется в такие же способы, что и при политике экономического роста, только в обратном направлении — сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установления высоких процентных ставок по кр. Эдити.

. По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную

. Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются соответственно ситуации, состоящий ься на время в экономике и финансахх.

. Недискреционная политика заключается в использовании определенных финансовых инструментов -«встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике

Функции»встроенных стабилизаторов»выполняют, прежде всего, налоги, а также социальные государственные выплаты, различные субсидии время, полной сбалансированности с помощью встроенных стабилизаторов достичь и трудно. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и»встроены стабилизаторы», и средства дискреционной политик дискреційної політики.

uchebnikirus.com

Финансовая политика государства: типы, цель :: BusinessMan.ru

В большинстве современных экономик ключевым субъектом управления хозяйством выступает государство. Выстраивая различные стратегии политического управления, власти уделяют особый приоритет обеспечению функционирования национальной экономической системы. На практике это может означать, прежде всего, выбор наиболее эффективной методологии выстраивания финансовой политики — на уровне хозяйственной системы в целом либо в контексте управления денежно-кредитными процессами в конкретной отрасли. Существует несколько базовых подходов к решению подобных задач. Какова их специфика? Исходя из каких критериев государство может определять оптимальный подход к формированию финансовой политики?

Структура финансовой политики государства

Для начала определимся с возможной структурой рассматриваемых активностей. Что включает в себя финансовая политика государства? Современные исследователи выделяют следующие ее основные компоненты:

  • выработку ключевых концептуальных положений;
  • формирование целей, задач, средств их решения;
  • формирование необходимых институциональных механизмов;
  • поддержание функциональности национальной финансовой системы.

Существует ряд ключевых задач, характеризующих финансовую политику государства. Рассмотрим их.

Задачи государственной финансовой политики

Эксперты выделяют следующие основные задачи финансовой политики государства:

  • обеспечение условий, необходимых для формирования финансовых ресурсов;
  • определение механизмов наиболее рационального распределения активов;
  • выстраивание системы регулирования финансовых правоотношений;
  • периодическая корректировка текущей денежно-кредитной политики, реализуемой на государственном уровне.

Данный перечень может дополняться активностями, адаптирующими решение экономических вопросов в конкретных отраслях.

Направления финансовой политики государства

Изучим, в каких направлениях может быть представлена финансовая политика государства.

Исследователи выделяют следующие варианты активностей властей:

  • обеспечение исполнения бюджета;
  • сбор налогов;
  • инвестирование;
  • решение социальных задач;
  • таможенная политика;
  • международная деятельность.

Рассмотрим их специфику подробнее.

Бюджетное направление финансовой политики

Данное направление финансовой политики государства предполагает решение следующих задач:

  • сбор и последующее распределение бюджетных поступлений,
  • обеспечение взаимодействия бюджетов на разных уровнях (в российской модели — федерального, региональных, местных),
  • ликвидация платежного дефицита,
  • финансирование различных отраслей национального хозяйства.

Налоговое направление финансовой политики

Данное направление активностей государства тесно связано с предыдущим, поскольку налоги — в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.

Инвестиционная политика

Инвестиционные активности государства могут быть самыми разными. Это может быть участие в структуре уставного либо акционерного капитала хозяйственных обществ. Это может быть субсидирование и кредитование различных бизнес-проектов. Это может быть предоставление государственных гарантий для предприятий.

Инвестиционные активности — важнейший элемент, который включает в себя современная финансовая политика государства. Он предопределяет увеличение капитализации национальной экономики, стимулирование роста ВВП и благосостояния граждан.

Социальный аспект финансовой политики

Социальный аспект, характеризующий финансовую политику государства, тесно связан со всеми, что отмечены выше. Он предполагает наличие у правительства страны ресурсов — формирующихся, главным образом, посредством налогов и иных сборов, а также эффективной институциональной и правовой базы. Главные задачи, которые сопровождают социальное направление финансовой политики государства: повышение реального дохода граждан, выплата пенсий, миграционная политика.

Таможенная политика

Данный вид активностей в достаточной мере близок деятельности государственных институтов в области сбора налогов. Таможенные сборы — другой важнейший источник наполнения бюджета страны. Государство, как правило, взимает ввозные пошлины, иногда — вывозные, выстроив механизм, который сочетает учреждение необходимых госструктур, а также издание регулирующих правовых актов.

Международные активности

Данное направление активностей весьма близко таможенной политике, поскольку соответствующие сборы взимаются на границе при экспорте и импорте товаров, и их величина во многом базируется на международных договоренностей властей. Но, не считая таможенных активностей, инструменты финансовой политики государства на мировой арене могут заключаться в инвестировании в различные ценные бумаги, облигации, фонды, взаимодействии с МВФ, Всемирным банком и иными крупнейшими структурами.

Субъекты финансовой политики государства

Рассмотрим сущность субъектов государственной финансовой политики. Таковыми выступают прежде всего законодательная и исполнительная власти страны. Если говорить о российской политической системе, то ключевым институтом, ответственным за соответствующие активности, выступает Министерство финансов РФ. Ключевые цели и задачи, связанные с деятельностью данного ведомства, могут формироваться как при участии работающих в нем сотрудников, так и при взаимодействии с другими структурами власти, включая Президента. Так, глава государства может раскрывать свое видение финансовой политики государства в посланиях Совету Федерации. Соответствующие положения может реализовывать, в свою очередь, Минфин.

Методы реализации финансовой политики государства

История мировой экономики включает факты, отражающие применение государствами самого широкого спектра подходов к выстраиванию финансовой политики. Современные эксперты классифицируют их на 3 основных типа: классическая финансовая политика государства, регулирующие подходы, неоконсервативные методы, планово-директивные методы. Изучим их специфику подробнее.

Классические методы финансовой политики

Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII — начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. Ключевые признаки классического подхода: минимальное вмешательство государства в экономические процессы, формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе, наличие механизмов рыночного саморегулирования.

Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще всего это было отдельно взятое ведомство, относительно поверхностно взаимодействующее с другими госструктурами.

Регулирующая политика управления финансами

Инструменты финансовой политики государства могут быть задействованы также в рамках регулирующих подходов. Разработаны они были как альтернатива классическим в начале XX века. Базируются они на трудах другого известного экономиста, Джона Кейнса. Это предопределило их распространенное наименование — «кейнсианство».

Необходимость модернизации классических подходов возникла в связи с кризисными трендами в экономиках развитых стран, что стали наблюдаться в начале XX века. Классическая финансовая политика государства, содержание которой предполагало минимальное вмешательство властей в экономику, привела к возникновению перепроизводства, чрезмерно высокой конкуренции в бизнес-среде, снижению уровня социальной ответственности предприятий.

Ключевой тезис рассматриваемого подхода — государство должно при необходимости вмешиваться в ключевые экономические процессы. Властям страны следует учреждать необходимые финансовые институты и издавать законы, посредством которых может осуществляться регулирование национального хозяйства. Другой важнейший элемент рассматриваемого подхода — формирование посредством бюджетных ресурсов необходимого спроса в экономике. С точки зрения налогового аспекта финансовой политики государства — ключевым видом сборов должны быть те, что взимаются с доходов граждан в рамках прогрессивной ставки. Подобный подход позволяет обеспечивать сбалансированный бюджет даже при высоком уровне его расходов.

Реализуемая по принципам кейнсианства финансовая политика (экономическая политика) государства предполагает учреждение довольно сложной системы политических институтов, ответственных за решение соответствующих задач. Так, в структуре политического управления вместо единого ведомства могут формироваться службы, которые осуществляют планирование бюджета, контроль над его расходованием, сбором налогов, менеджмент долговых обязательств. Кейнсианство доказало высокую эффективность в 30-60-х годах XX века.

В странах, где практиковались соответствующие подходы к выстраиванию экономической политики, были обеспечены высокие темпы роста национального хозяйства, установился низкий уровень безработицы, появились эффективные механизмы социальной поддержки граждан. В 70-х годах роль финансовой политики государства была пересмотрена ведущими экономистами, после чего в хозяйственных системах капиталистических государств начали внедряться неоконсервативные подходы.

Неоконсервативные подходы

Они предполагали некоторое сближение регулирующей и классической моделей. Так, государство должно было ограничить свое вмешательство в экономику социальными программами, участием в ключевых направлениях монетарной политики. Цели финансовой политики государства предполагали многовекторность, их стало больше, а структура становилась сложнее. В числе наиболее явных отличий неоконсервативного подхода от регулирующего — либерализация политики государства в части сбора налогов. Рассматриваемый метод управления экономикой предполагает, что власти будут стараться уменьшать платежное бремя граждан и бизнесов.

Плановый подход

Рассмотренные нами типы финансовой политики государства предполагают функционирование экономики по рыночным принципам. В свою очередь, плановый подход характеризуется директивным управлением хозяйственных процессов — в противоположность тем, что характерны для коммерческих правоотношений.

Как правило, необходимость планового экономического развития обосновывается идеологически. По крайней мере, существовавшие когда-либо экономики соответствующего типа (СССР, стран Варшавского договора), а также до сих пор функционирующие (Кубы, Северной Кореи) базировались на концепциях социализма, во многом несхожих с основами капиталистических подходов к управлению хозяйственной системой.

Главная цель финансовой политики государства в данном случае — сосредоточение ключевых экономических ресурсов и последующее их распределение в соответствии с плановыми критериями. Внедрение планового подхода может сопровождаться необходимостью ликвидации прежних финансовых институтов, функционирующих по рыночным принципам. Это также предопределяет потребность государства в формировании соответствующих учреждений, реализующих национализацию активов, а также в издании правовых актов, легитимизирующих подобные активности.

Какие приоритетные направления может включать подобная финансовая политика государства? Содержание активностей органов власти предполагает решение задач, связанных, прежде всего, с безопасностью: формирование и поддержка вооруженных сил, внутренних правоохранительных структур. Другое значимое направление деятельности государства при плановой финансовой политике — поддержание в достаточной мере высокого уровня жизни населения. Решению подобных задач может отдаваться самый большой приоритет. Дело в том, что организация финансовой политики государства в рамках плановой модели должна иметь не только идеологическое обоснование, но и реальную эффективность. На примере экономики СССР ее можно проследить в достижении высокого уровня социальной защищенности граждан, обеспечении достаточной покупательной способности зарплат, снижении безработицы.

Можно отметить, что экономику Китая современные эксперты характеризуют как среду, в которой сформировалось совершенно уникальное сочетание рыночных и плановых подходов к развитию хозяйственных коммуникаций.

Необходимость участия государства в экономических процессах подкрепляется коммунистической идеологией. Вместе с тем практические результаты развития национального хозяйства КНР тоже впечатляют.

Факторы финансовой политики

Итак, мы рассмотрели основные исторические типы финансовой политики государства. В современных экономиках подходы властей к управлению хозяйственными процессами могут предполагать задействование методов, близких к каждому из них. Но каковы ключевые факторы, предопределяющие выбор государством тех или иных инструментов?

Многое зависит от того, о каком уровне финансовой политики идет речь. Специфика рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. Так, что касается нефтегазовой сферы, энергетики — соответствующие отрасли хозяйства, если рассматривать российскую экономическую систему, являются ключевыми и характеризуются стратегической значимостью. Поэтому степень вовлечения в коммерческие процессы государства в них, вероятно, будет относительно выше, чем в случае, например, с розничной торговлей.

На практике положение дел складывается именно так: ведущие нефтегазовые и энергетические компании РФ находятся в собственности государства, крупнейшие ритейлеры — частные фирмы. В первом случае методы управления финансами, реализуемые государством, будут в большей степени приближены к кейнсианской модели, в ряде случаев — будут предполагать задействованием подходов, относимых к категории неоконсервативных. Вмешательство властей в работу розничной торговли, в свою очередь, будет оправдано только на уровне налогового регулирования — и в этом смысле мы можем говорить о выстраивании преимущественно неоконсервативной модели.

Бюджетно-финансовая политика государства, вероятно, будет базироваться преимущественно на плановых методах. Рыночных отношений в соответствующей сфере управления капиталами немного. Совсем небольшая часть бюджетных учреждений создается государством в целях последующего осуществления на их базе неких предпринимательских активностей. Функционирование соответствующих структур связано с решением социальных задач, обеспечением работы институтов политического управления. Работа бюджетных организаций в общем случае не предполагает извлечения какой-либо прибыли, хотя может приветствоваться — например, если говорить о деятельности автономных учреждений, которые составляют значительный процент госорганизаций и муниципальных структур в России.

Таким образом, определяющее значение при определении оптимального подхода к выбору методологии имеют отрасли, в которых ведется финансовая политика государства, направления активностей властных институтов. Если говорить в макроэкономических масштабах и попытаться охарактеризовать подход субъектов политического управления к обеспечению функционирования хозяйственной системы в целом, то необходимо будет проанализировать структуру законодательства государства — в частности, налогового и бюджетного, исследовать соотношение отраслей ВВП, чтобы определить ведущие и изучить компании, осуществляющие деятельность в них, на предмет подотчетности институтам власти. Проведение данной работы позволит оценить, является ли государственная финансовая политика преимущественно классической, регулирующей, неоконсервативной либо в значительной мере соответствующей планово-директивным принципам.

businessman.ru

1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

  Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.
  Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций.
  Главными задачами финансовой политики являются:
  1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
  2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
  3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
  4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
  6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
  Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.
  Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счете, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
  Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.
  Финансовая политика государства включает следующие элементы:
  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • ценовая политика;
  • кредитно-денежная политика;
  • таможенная политика;
  • политика внешних и внутренних заимствований;
  • политика в области международных финансов.
  Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемых бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
  Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:
  • совокупность организационных форм финансовых отношений;
  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • методы финансового планирования;
  • формы управления финансами и финансовой системой;
  • финансовое законодательство.
  Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ.
  Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопросы для повторения

  1. Чем отличаются понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?
  2. Дайте определение финансов как экономической категории.
  3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?
  4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?
  5. Что включает в себя понятие «финансовый механизм»?

Литература

  1) Бюджетный кодекс РФ. — М., Проспект, 2009.
  2) Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М., ЮНИТИ, 2008.
  3) Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2007.
  4) Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. — СПб., 2007.
  5) Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  6) Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2007.

Контрольные тестовые задания

  1. Тождественны ли понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?
  1) да
  2) нет
  2. Какое понятие более широкое «денежные отношения» или «финансовые отношения»?
  1) «финансовые отношения»
  2) «денежные отношения»
  3. Кто первый ввел термин « финансы»?
  1) С.Ю.Витте
  2) Ж. Боден
  3) С.Е.Десницкий
  4) В. А. Лебедев
  4. Назовите основные функции финансов?
  1) распределительная
  2) регулирующая
  3) контрольная
  4) мотивирующая
  5. Какие элементы включает в себя финансовая политика государства?
  1) бюджетная политика
  2) налоговая политика
  3) ценовая политика
  4) социальная политика
  6. Что не включает в себя понятие «финансовый механизм»?
  1) организационные формы отношений
  2) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
  3) методы финансового планирования
  4) формы управления финансами и финансовой системой
  5) финансовое законодательство
  7. Кто осуществляет контроль за использованием федеральных денежных средств?
  1) Федеральное Казначейство
  2) Министерство Финансов РФ
  3) Счетная Палата РФ

textb.net