Что означает понятие специальные налоговые режимы – 51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.

Содержание

что это такое, виды, применение

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют — посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая «упрощенка», которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют «вмененкой». Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно скачать тут.

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, скачав тут.

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

«Упрощенка» может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо «упрощенка». Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому «упрощенкой».
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

moyaidea.ru

ШПАРГАЛКА: Специальные налоговые режимы: виды, характеристика

Специальные налоговые режимы — особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

Современное налоговое законодательство предусматривает 4 специальных налоговых режима.

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются с/х товаропроизводители, добровольно перешедшие под этот режим.

Организация имеет право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70%

2) Упрощенная система налогообложения глава 26 НК РФ;

Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учета. Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности глава 26 НК РФ;. Налог, вводимый законами субъектов РФ и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами. Налогоплательщики: организации, ИП. Объект: вмененный доход. База: величина вмененного дохода. Налоговый период — квартал. Налоговая ставка: 15% величины вмененного дохода.
4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
это особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и гос-ву: 1-ый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; гос-во приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.

Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, которая является доходом от выполнения соглашения, уменьшенным на величину расходов. Налогоплательщик: инвестор. Налоговой база: денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки, установленные ст. 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5.
Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

gosi14.blogspot.com

Специальные налоговые режимы | Современный предприниматель

Налоговое законодательство устанавливает не только федеральные, региональные и местные налоги, но и специальные налоговые режимы — НК РФ выделяет их в отдельный раздел VIII.1. О том, что это за режимы, в чем их различие и особенности, расскажем в нашем материале.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.

Специальный налоговый режим — это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.

Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.

Согласно перечня п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

  • УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ),
  • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ),
  • ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ),
  • ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ),
  • СРП, или система при выполнении соглашений о разделе продукции – применяемая предприятиями, занимающимися добычей минерального сырья (гл. 26.4 НК РФ).

Не стоит считать, что разновидностью специального режима является режим особой зоны. Особая экономическая зона может предусматривать применение дополнительных льгот для своих резидентов, применяющих налоговые спецрежимы, но сама видом налогового режима не является.

Хотя к специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, установленные федеральным законом, субъекты РФ, где эти режимы действуют, могут влиять на условия их применения, устанавливая дифференцированные или пониженные налоговые ставки, вводя льготы по спецналогам и определяя, по каким видам деятельности возможно применение спецрежима в регионе.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения спецрежимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юрлиц и т.д.

Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.

Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. Субъекты малого предпринимательства могут работать на любом из них, кроме системы при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – для малого бизнеса этот режим недоступен. Применять патент могут только предприниматели, СРП используют только организации, а все остальные специальные режимы налогообложения доступны как для организаций, так и для ИП.

По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть исключения), в то время, как остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом.

При УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте специальный единый налог заменяет налог на прибыль (или НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости. При СРП единого спецналога нет, но предусмотрены льготы по ряду иных налогов, вплоть до полной отмены некоторых из них (на добычу полезных ископаемых, транспортный, на имущество и др.).

В зависимости от того, какой разновидностью специального режима является та или иная налоговая система, зависит возможность ее совмещения с ОСНО и другими спецрежимами. Нельзя сочетать с другими режимами СРП. Между собой не совместимы ОСНО, ЕСХН и «упрощенка», но вместе с каждым из этих режимов могут применяться патент или ЕНВД, причем, эти два режима применимы и совместно.

Спецрежимы и другие налоги

Любой специальный режим – это не только уплата единого спецналога. Плательщики транспортного, водного, земельного, на добычу полезных ископаемых и прочих налогов, от которых спецрежим освобождения не дает, перечисляют их в бюджет как обычно, независимо от применяемой налоговой системы. В обычном порядке уплачиваются и местные налоги, госпошлины, сборы и прочие необходимые платежи.

Кроме того, все работодатели, применяющие специальный налоговый режим, должны платить страховые взносы за своих сотрудников и перечислять НДФЛ в качестве налогового агента. Предприниматели не освобождаются от уплаты фиксированных страхвзносов «за себя». Те же, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», или ЕНВД, могут за счет уплаченных в налоговом периоде страхвзносов уменьшить сумму своего единого спецналога. 

spmag.ru

Специальные налоговые режимы

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Специальные налоговые режимы

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.


Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

 

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

 

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

 Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

advokat-malov.ru

Тема 1.Специальные налоговые режимы

Тема 1. Экономическая сущность, необходимость и роль специальных налоговых режимов в системе государственной поддержки малого предпринимательства

1. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового стимулирования предпринимательства.

2. Экономическая сущность, необходимость и роль в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.

3. Виды специальных налоговых режимов, их принципиальные особенности.

1 ВОПРОС.

Одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и, особенно, на региональном уровнях является развитие малого предпринимательства. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия способствуют ускорению экономического роста, сокращению безработицы и повышению уровня доходов населения, развитию инноваций. Но именно малые предприятия более уязвимы в финансовом отношении.

Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании отдельных, упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Льготные условия налогообложения малых предприятий в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.

Специальные налоговые режимы это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Налоговое регулирование с помощью специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика.

В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные налоговые режимы.

2 ВОПРОС.

Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

В мировой практике налогообложения существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый заключается в сохранении всех видов налогов из общепринятой системы налогообложения, но предусматривает упрощение порядка расчета налогов (упрощенный порядок определения налоговой базы, учета и отчетности, пониженные ставки, уменьшение суммы налога для отдельных налогоплательщиков) и взимания (периодичность и характер платежей). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития). Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Налоговое регулирование в форме специального налогового режима по мнению ряда авторов может быть представлено тремя типами специальных налоговых режимов. Первый представляет собой совокупность налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения для определенной категории плательщиков; второй имеет статус специального налогового режима и устанавливается налоговым кодексом; третий представляет собой льготы в исчислении и уплате налогов внутри специального налогового режима.

Цель и вид налогового режима, как правило, подразумеваются в названии специального налогового режима и автоматически определяют объекты применения. При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на особый режим, следует учитывать критерии:

— приоритетности для экономики и экономической безопасности страны;

— необходимости государственной поддержки;

— степени сложности системы учета и отчетности;

— сложности точного и полного налогового администрирования.

Условия применения специальных налоговых режимов во многом зависят от характеристики объектов налогообложения. Продолжительность применения налогового режима редко ограничивается периодом времени.

Как показывает российская практика налогообложения ни один из режимов налогообложения, действовавших с 1995 года, не имел лимита по срокам применения, но практически всегда существовали предельные значения показателей на применение и возврат к другим режимам налогообложения.

Ограничения на вход и выход из режима налогообложения имеют добровольный и обязательный характер и могут быть выражены в виде физических, количественных и качественных показателей. Обязательность применения режима налогообложения возникает при необходимости контроля со стороны государства отдельных отраслей экономики и групп налогоплательщиков. Добровольный вход в систему налогообложения напротив, предполагает ограничение доступа для отдельных налогоплательщиков к упрощенному режиму уплаты налогов путем установления предельных значений показателей. Подобные ограничения существуют во многих странах и направлены на снижение возможности применения методов упрощенного учета и налогообложения теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены.

Обличительной особенностью специального налогового режима является целевой признак и характер упрощения налогового режима.

Основу построения большинства специальных налоговых режимов в России составляет специфический или единый налог. В целом, для налогоплательщика основными преимуществами специфического налога является простота расчета, при которой учитываются особенности предпринимательской деятельности, сокращается налоговый учет и отчетность, для налоговых органов к достоинствам специфического налога относятся легкость администрирования и потенциальный рост налоговых поступлений.

Плательщиками специфического налога становятся организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует ограничениям, установленным для каждого специального налогового режима. Специфический налог заменяет уплату одного налога или группы традиционных налогов. В случае замены одного из общепринятых налогов объект обложения остается тем же, а механизм расчета налога упрощается, как правило, заменяется уплата налога на прибыль (доходы). Второй вариант введения единого или специфического налога – замена совокупности налогов и сборов, объектами обложения которых являются прибыль, выручка, добавленная стоимость, стоимость имущества, фонд оплаты труда наемных работников. Четкой взаимосвязи между специфическим налогом и количеством и видами заменяемых налогов нет, но как показывает российская практика налогообложения это наиболее сложные в исчислении и имеющие ярко выраженную фискальную функцию налоги, присущие традиционной системе: налог на прибыль, НДС.

3 ВОПРОС.

Согласно ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим подразумевает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

Налоговый кодекс РФ ст. 18 устанавливает четыре вида специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенную систему налогообложения; систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Каждый из вышеуказанных режимов имеет свои характерные особенности.

Сравнение специальных налоговых режимов

Элементы

налогообложения и основные

характеристики режимов

ЕСХН

УСН

УСН на основе патента

ЕНВД

1. Переход

Добровольный

Добровольный

Добровольный

Обязательный, если осуществляющий им вид предпринимательской деятельности переведен на ЕНВД и налогоплательщик отвечает условиям закрепленным в статье 346.26 Кодекса

2. Налогоплательщики

Сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии с Кодексом

Организации и ИП, при соблюдении условий, закрепленных в статье 346.12 Кодекса

ИП, отвечающие условиям, закрепленным в статье 346.25.1 Кодекса

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, переведенные на ЕНВД в соответствии с нормативными правовыми актами органов муниципального образования.

3. Объект налогообложения

Доход, уменьшенный на величину расходов

1) доход;

2) доход, уменьшенный на величину расходов

Потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход

«Вмененный доход», т.е. потенциально возможный к получению доход

4. 1) Налоговый период;

2) Отчетный период

1) календарный год;

2) полугодие

1) календарный год;

2) первый квартал, полугодие и девять месяцев

В зависимости от периода на который выдан патент (от 1 до 12 месяцев)

квартал

5. Налоговая ставка

6 %

1) при объекте налогообложения «доход» — 6 %

2) при объекте налогообложения «доход, уменьшенный на величину расхода» — субъектами Российской Федерации устанавливается ставка от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков

6 %

15 %

6. Порядок исчисления и уплаты налога

Авансовые платежи по итогам отчетного периода (не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода).

Налог уплачивается по окончанию налогового периода (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода (не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом).

Налог исчисляется по итогам налогового периода (для организаций — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; для ИП – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Оплату одной трети стоимости патента необходимо произвести в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

7. Бухгалтерский и налоговый учет

Ведут учет в общеустановленном порядке

Ведут книгу учетов доходов и расходов

Ведут книгу учета доходов и расходов

Ведут учет в общеуст-м порядке

studfiles.net

виды специальных налоговых режимов и основания их классификации. — КиберПедия

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях (как я поняла, замена нескольких налогов одним общим).

 

Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

 

ТО ЕСТЬ: Специальные налоговые режимы – система налогообложения , которая предполагает под собой замену уплаты нескольких налогов в общей системе налогообложения одним единым налогом.

НК РФ содержит несколько специальных налоговых режимов (не по порядку, а по распространенности):

1. Упрощенная система налогообложения;

2. Единый налог на вмененный доход;

3. Патентная система налогообложения;

4. Единый с/х налог;

5. Налогообложение при выполнении соглашения о разделе продукции.

Общая характеристика.

Изначально государство преследовало две цели, но в рамках последующего реформирования осталось только одна:

1. Создание льготных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства и спец.субъектов. вместо того, чтобы устанавливать льготы в рамках общей системы налогообложения, законодателем было принято решение ввести специальный налоговый режим. Льготность режима не всегда связана со снижением налоговой нагрузки, а также освобождение от некоторых бюрократических обязанностей. В первую очередь – упрощение налогового учета, налогового администрирования со стороны налогоплательщика. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то расходы могут составлять существенную сумму.

2. Цель помочь налогоплательщику –мотивировать организацию, ФЛ заниматься предпринимательством – в определенном смысле здесь направленность на частное лицо. Условно говоря, государство тоже получает свои дивиденды.

3. Упрощение налогового администрирования. С этой целью введен ЕНВД. Это проявлялось в целом ряде признаков. Государство это делала в собственных интересах прежде всего, налогоплательщику тоже было хорошо – это было упрощение уплаты и снижения налоговой нагрузки. Подобные режимы применялись к субъектам нано-бизнеса, когда расходы государства на налоговое администрирование по сути существенно превышают налоговые доходы. Для этой цели и был введен ЕНВД. В настоящее время можно сказать, что первой основной целью существования специальных налоговых режимов является установление льготных условий для налогообложения. Все остальные цели являются сопутствующими.



 

70. Система налогообложения для с\х товаропроизводителей (ЕСН): общие условия применения системы налогообложения для с\х производителей, налогоплательщики.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства.

Рыбохозяйственные организации и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов, также признаются налогоплательщиками ЕСХН (п.2.1 ст.346.2 НК РФ)

Организации (индивидуальные предприниматели), которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять ЕСХН.

С 01.01.2017 к сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим право применять ЕСХН, отнесены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства.

Речь идет об услугах, которые относятся в соответствии с ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и пр.).



Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70 %.

Заменяет налоги:

Организации ИП
(подробности абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК) · налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств) · налога на имущество организаций · налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)   (подробности абз. 4 п. 3 ст. 346.1 НК РФ) · налога на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности) · налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности) · налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)  

 

ПРОЦЕДУРА ПЕРЕХОДА

Переход на ЕСХН осуществляется добровольно (п.5 ст.346.2).

Для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган

организации ИП

Организации уведомляют налоговый орган по месту нахождения организации ИП уведомляют налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя

Если организация (индивидуальный предприниматель) уже осуществляет деятельность и применяет общий налоговый режим или упрощенную систему налогообложения, то перейти на ЕСХН она (он) может только с начала следующего календарного года

До 31 декабря срок подачи уведомления для действующих организаций/ИП (для перехода на ЕСХН со следующего календарного года) (п. 2 ст. 346.3 НК)

В течение 30 дней с даты постановки на учёт организация/ИП может подать уведомление о применении ЕСХН (п. 2 ст. 346.3 НК)

Организации (индивидуальные предприниматели) не подавшие в установленные сроки уведомление не вправе применять ЕСХН

 

УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА

Доход от сельскохозяйственной деятельности > 70 %

Общее условие для всех налогоплательщиков

Сельхозтоваропроизводители, оказывающие сельскохозяйственные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, вправе перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2017 года, при условии, что доля дохода, полученного от реализации данных услуг за 2016 года, составит не менее 70 %.

Имеются дополнительные условия для рыбохозяйственных организаций и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов, — подробнее п.2.1 ст.346.2 НК РФ

Не вправе применять ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.

 

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 2 ст. 346.4 НК)

РАСЧЕТА НАЛОГА

Сумма налога = Ставка налога* Налоговая база

Налоговая ставка 6%

• Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п.1 ст. 346.6 НК РФ)

• Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года

• Можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих годах (п. 5 ст. 346.6 НК)

ОПЛАТА НАЛОГА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТНОСТИ

 

Отчетный период- Полугодие

Налоговый период -Год

 

1.Платим налог авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия).

2.Платим налог по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способы оплаты

• Через банк-клиент

• Заполнить платежное поручение

Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) (подробнее п.3 ст.346.9 НК)

3.Заполняем и подаем декларацию по ЕСХН не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена. (пп. 2 п.1 ст. 346.10 НК РФ).

 

cyberpedia.su