Что относится к силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций – 1. В состав сил и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят:

3. Задачи и состав сил и средств рсчс

Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС выполняют следую­щие основные задачи:

  • осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;

  • ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

  • проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

  • проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

  • восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

  • поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

  • разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):

1.Силы и средства наблюдения и контроля.

2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

  • службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

  • ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

  • службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;

  • геофизическая служба Российской академии наук;

  • службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;

  • службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.

Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.

1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.

В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,

2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача — быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.

Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

  • выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;

  • участие в проведении эвакуации населения;

  • восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.

Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

Центроспас. Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер».

Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.

В силы и средства ликвидации чрезвычай­ных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.

studfiles.net

Силы и средства гсчс.

В состав сил и средств гсчс входят:

– Силы и средства ликвидации чс,

–Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

  • органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям;

  • территориальных и объектовых невоенизированных формирований гражданской обороны;

  • организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;

  • штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

  • учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

  • территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

  • специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций на базе существующих специализированных подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:

– Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды,

–Государственного комитета по гидрометеорологии,

–Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям,

–институтов Национальной академии наук Беларуси,

–Министерства здравоохранения,

–Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства,

–ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия,

–организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля,

–а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты Министерства по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем

образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС.

Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.

К средствам ликвидации ЧС относятся :

–специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления,

–аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество,

–а также методические материалы, видео-, кино-, фотома­териалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации,

–информационные базы данных и другие средства.

Министерство по чрезвычайным ситуациям является ведущим и координирующим министерством по всем чрезвычайным ситуациям, но несущим в первую очередь ответственность за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Его организационная структура представлена на рис. 3.3. В процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их задачи могут быть изменены.

  • реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

  • организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны;

  • разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий от источников ЧС, их прогнозированию, предупреждению и ликвидации;

  • координация функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КЧС, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий;

  • осуществление государственной экспертизы, государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • организация специальной подготовки руководящих кадров координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям аварийно-спасательных служб, обучение населения способам

защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием материальных резервов;

  • организация ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, тушение пожаров, спасение людей;

  • регистрация и учет потенциально опасных объектов и производств;

  • установление норм правил и требований по обеспечению технической, ядерной и радиационной безопасности, охраны недр, перевозки опасных грузов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций.

За предупреждение и ликвидацию ЧС экологического характера несёт ответственность, прежде всего, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды при участии других органов государственного управления, включая МЧС.

За предупреждение и ликвидацию ЧС биолого-социального характера несут ответственность Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства и продовольствия при участии других органов государственного управления.

За предупреждение и ликвидацию ЧС социального характера несут ответственность Министерство внутренних дел при участии других органов государственного управления.

Участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций также министерства: экономики, промышленности, энергетики, обороны,юстиции, лесного хозяйства, иностранных дел, связи и информатизации, транспорта и коммуникаций, финансов, архитектуры и строительства, труда и социальной защиты, торговли, образования, жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, участие в предупреждении и ликвидации ЧС принимают: Комитет Государственной безопасности, Управление железнодорожных войск, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет пограничных войск и др.

Участие органов государственного управления в решении задач предупреждения и ликвидации ЧС определяется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Степень их участия в конкретных чрезвычайных ситуациях решается Правительственной комиссией по ЧС.

Рисунок 3.3–. Организационная структура Министерства по

чрезвычайным ситуациям

studfiles.net

4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.

4.1. Структура формирований го.

Формирования гражданской обороны, создаются по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение и представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время с целью заблаговременной подготовки зачисленных в формирования граждан к своевременному выполнению возложенных на них задач.

Основными задачами формирований являются:

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствии этих действий;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация наблюдения и контроля, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

защита сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения;

восстановление функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Формирования подразделяются:

по подчиненности — на территориальные и объектовые;

по предназначению — на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны;

по готовности – на формирования повышенной и общей готовности.

Для выполнения мероприятий гражданской обороны, наращиванию усилий группировки сил ГО при проведении аварийно – спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках, целесообразно создавать территориальные формирования которые будут действовать совместно с объектовыми формированиями. Территориальные формирования создаются в субъектах Российской Федерации, городах и районах и подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны и применяются по их решению.

Базой для создания территориальных формирований являются организации областного, городского, районного подчинения (строительные, дорожные, коммунального хозяйства, медицинские учреждения, промышленные предприятия и т.д.).

Объектовые формирования создаются в организациях и предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в организациях на базе которых они созданы. Они подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны, а по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, могут привлекаться для ведения спасательных работ в других организациях.

Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

К формированиям общего назначения относятся:

сводные команды, группы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

спасательные команды, группы – для проведения аварийно-спасательных работ. Они создаются строго по сменам, цехам и участкам работ;

сводные команды, механизации работ – для усиления сводных и спасательных команд, групп, а также для выполнения наиболее трудоемких работ;

разведывательные формирования (команды, группы), звенья речной (морской) разведки и разведки на средствах железнодорожного транспорта, самолеты (вертолеты) воздушной разведки – для ведения общей разведки в очагах поражения, районах массовых пожаров, местах размещения формирований и населения, на маршрутах выдвижения формирований, а также для наблюдения за радиационной и химической обстановкой.

К формированиям служб ГО относятся:

команды, группы и звенья связи – для обеспечения связью начальников гражданской обороны, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты — для ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах поражения, на маршрутах ввода сил ГО, эвакуации и в загородной зоне, а также в зонах поражения;

противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья – для ведения пожарной разведки, локализация и тушение пожаров на маршрутах ввода сил ГО, эвакуации, на объектах спасательных работ и районах массовых лесных пожаров;

инженерные команды, группы – для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

аварийно-технические команды, группы – для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки посты радиационно-химического наблюдения – для ведения радиационной, биологической и химической разведки, ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения и обеспечение действий формирований на маршрутах выдвижения сил ГО, эвакуации населения и в очагах поражения, проведения специальной обработки;

автомобильные и автотранспортные колонны, эвакуационные санитарные поезда и авиационные санитарные эскадрильи – для перевозки в загородную зону эвакуируемого населения, вывоза материальных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

команды и группы охраны общественного порядка – для несения комендантской службы и поддержания порядка в населенных пунктах, на объектах, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза (вывода) населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны к очагам поражения;

подразделения питания (подвижные пункты общественного питания) – для обеспечения горячим питанием органов управления и личного состава формирований в районах размещения и при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также населения в местах размещения в загородной зоне;

подразделения торговли продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) – для обеспечения органов управления и личного состава формирования и населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

подразделения торговли промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) – для обеспечения санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

подвижные автозаправочные станции – для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой;

подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы – для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

бригады, команды по защите сельскохозяйственных животных – для ведения ветеринарной разведки, защиты животных, кормов и источников воды, ферм и других мест размещения скота, обеззараживания кормов и продуктов животного происхождения, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений – для ведения фитопатологической разведки, защиты растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.

Часть формирований решением соответствующего начальника ГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и проведения других мероприятий гражданской обороны.

Порядок и конкретные сроки приведения в готовность этих формирований устанавливаются соответствующими начальниками гражданской обороны, начальниками служб.

Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, субъектов федерации на территории которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локальной — силами и средствами организации;

местной — силами и средствами органа местного самоуправления;

территориальной — силами и средствами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

региональной и федеральной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К ликвидации ЧС могут привлекаться вооруженные силы РФ, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий, катастроф и сопровождающееся разрушениями зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, промышленных и энергетических объектов, гибелью людей, материальных ценностей, требуют принятия экстренных мер по ликвидации их последствий и проведения спасательных и других неотложных работ.

studfiles.net

Вопрос 36. Силы и средства рсчс наблюдения и контроля.

Все силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:

  1. Силы и средства наблюдения и контроля.

  2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств наблюдения и контроля

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:

  1. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

  2. Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;

  3. Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

  4. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

  5. Геофизическая служба Российской академии наук;

  6. Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  7. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

  8. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Вопрос 37. Силы и средства рсчс ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:

  1. Силы и средства наблюдения и контроля.

  2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:

  1. Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

  2. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

  3. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

  4. Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  5. Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

  6. Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  7. Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

  8. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

  9. Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;

  10. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

studfiles.net

4.1. Порядок привлечения сил рсчс к ликвидации чрезвычайных

ситуаций.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций помимо формирований МЧС России привлекаются силы и средства других министерств и ведомств, входящих в систему РСЧС.

Правовой основой привлечения к ликвидации ЧС разноведомственных сил и средств являются Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г, постановление Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 924 от 3 августа 1996 г., Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, другие законодательные и правовые акты.

На основании данных законодательных актов руководством МЧС России и министерств (ведомств) разработаны совместные инструкции, руководства, соглашения и другие документы, в которых детализирован порядок привлечения сил и средств данного министерства (ведомства) к ликвидации ЧС.

Руководители органов управления РСЧС ( председатели комиссий по ЧС и ПБ ) и руководители органов управления по делам ГОЧС всех уровней должны знать порядок привлечения сил и средств функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС к ликвидации ЧС.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с Планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации и общественных объединений,

осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Соединения и части войск гражданской обороны (спасательные центры), подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России привлекаются решением Министра РФ по делам ГОЧС, а при внезапном возникновении ЧС на территории региона — решением начальника РЦ ГОЧС с последующим докладом Министру МЧС России.

На период ликвидации ЧС на территориальном и местном уровне воинские части ГО (спасательные центры) могут передаваться в оперативное подчинение руководителю работ по ликвидации ЧС.

Территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения привлекаются к ликвидации ЧС решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по ЧС.

Силы и средства функциональных подсистем привлекаются к ликвидации ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

Силы и средства Вооруженных Сил РФ привлекаются к ликвидации ЧС, связанных со значительными разрушениями, при наводнениях, для тушения пожаров, при авариях на радиационно и химически опасных объектах в случаях, если сил и средств РСЧС недостаточно и существует угроза гибели персонала и населения.

При этом определено, что к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные подразделения радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий. Следовательно, для ликвидации ЧС должны привлекаться лишь те формирования, служебное предназначение которых соответствует характеру ЧС. К ликвидации ЧС не привлекаются соединения и воинские части постоянной готовности и находящиеся на боевом дежурстве.

Силы и средства органов МВД РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

При привлечении к ликвидации ЧС ведомственных сил и средств должны соблюдаться следующие требования:

формирования (подразделения) привлекаются только к решению строго определенных задач, соответствующих их служебному предназначению и подготовке;

к ликвидации последствий ЧС привлекается только установленный Планом действий состав сил и средств;

в ходе ведения АСДНР формирования (подразделения) используются, как правило, централизованно, без изменения их организационной структуры;

управление ведомственными формированиями (подразделениями) осуществляется через органы управления (оперативные группы. представителя) данных структур, создаваемых при руководителе работ по ликвидации ЧС;

материально-техническое обеспечение ведомственных формирований (подразделений) осуществляется, как правило, их силами и средствами. Нормы запасов материально-технических средств устанавливаются заблаговременно при планировании действий.

studfiles.net

61. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важнейшей составной частью РСЧС являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково — спасательные и аварийно — восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

силы и службы поискового и аварийно — спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

аварийно — спасательные службы Военно — Морского флота России и других министерств;

военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

территориальные аварийно — спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

аварийно — технические центры и специализированные отряды Минатома России;

отряды и специалисты — добровольцы общественных объединений.

62. Классификация чрезвычайных ситуаций

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам — масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и ВОЗМОЖНЫЕ ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.

Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Региональные чрезвычайные ситуации — такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

studfiles.net

Силы и средства РСЧС

Количество просмотров публикации Силы и средства РСЧС — 10389

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединœений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧСи для проведения работ по их ликвидации (далее − силы постоянной готовности).

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

а)Силы и средства наблюдения и контроля в составе:

— служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населœения;

— формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ;

— ветеринарной службы Минсельхозпрода РФ;

— служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхозпрода РФ;

— геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделœений Федерального агентства по атомной энергетике РФ;

— учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

— военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

— формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

— формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода РФ;

— военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;

— специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

— аварийно-технических центров Федерального агентства по атомной энергетике России;

— служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

— восстановительных и пожарных поездов ПАО (до 2015 г. ОАО) «Российские желœезные дороги»;

— аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования (АСФ), уком­плектованные с учетом обеспечения работы в автономном режи­ме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности – силы постоянном готовности. Их пере­чень на федеральном уровне утверждается Правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экст­ренного реагирования МЧС Россиии другими органами управ­ления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организация­ми. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формиро­ваний привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Решениями руководителœей организаций на базе служб и подразде­лений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями Правительства РФ, могут создаваться нештатные АСФ, предназначенные для проведения АСДНР при ЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелонепринимают участие:

— ведомственные АСФ;

— противопожарные подразделœения;

— подразделœения медицинской скорой помощи;

— подразделœения постоянной готовности Войск ГО;

— дежурные подразделœения поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин.

Основная задача – локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поис­ково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пост­радавшим.

В случае если силы и средства первого эшелона не способны справить­ся с задачей по ликвидации ЧС привлека­ются силы и средствавторого эшелона:

— подразделœения Войск ГО;

— подразделœения ПСС МЧС России;

— ведомственные и территориальные АСФ постоянной готовности;

— специализированные подразделœения экстренной медицинской помо­щи.

Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

Основная задача – про­ведение АСДНР, радиаци­онная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязне­ний, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населœения, оказание специализированной медицинской помощи.

В случае если силы и средства второго эшелона также не способны спра­виться с ликвидацией возникшей ЧС, то в третьем эшелонепринимают участие:

— соединœения и воинские части Войск ГО;

— подразделœения ПСС МЧС России;

— ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

— соединœения и воинские части Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

— специализированные подразделœения строительно-монтажных орга­низаций и др.

Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.

Основная задача — радиационный и химический контроль, проведение АСДНР, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуни­каций, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация ЧС осуществ­ляется силами и средствами того объекта͵ звена, территориаль­ной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объек­тах которых они возникли.

В случае если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая КЧС и ПБ, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локали­зацией и ликвидацией ЧС, то она обраща­ется за помощью к вышестоящей КЧС и ПБ.

1.4. Режимы функционирования, проводимые мероприятия и финансирование деятельности РСЧС

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повсœедневной деятельности. Решениями руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности– при угрозе возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации– при возникновении и ликви­дации ЧС.

Решениями руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

— обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

— границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

— силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— перечень мер по обеспечению защиты населœения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

— должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС или руководитель работ по ликвидации ЧС.

Выше перечисленные должностные лица должны информировать населœение через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населœения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной КЧС и ПБ.

Основными ме­роприятиями, проводимымиоргана органами управления и силами РСЧС, являются:

а) в режиме повсœедневной деятельности:

— изучение состояния окружающей среды и прогнозирования ЧС;

— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

— выработка и реализация целœевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

— планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

— подготовка населœения к действиям в ЧС;

— пропаганда знаний в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

— проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

— осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

— проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населœения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населœения в ЧС;

— ведение статической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

— усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

— введение при крайне важно сти круглосуточного дежурства руководителœей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

— непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населœения о приемах и способах защиты от них;

— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

— уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

— приведение при крайне важно сти сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

— восполнение при крайне важно сти резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

— проведение при крайне важно сти эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

— непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

— оповещение руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населœения о возникших ЧС;

— проведение мероприятий по защите населœения и территорий от ЧС;

— организация работ по ликвидации ЧС и всœестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при крайне важно сти в установленном порядке общественных организаций и населœения к ликвидации возникших ЧС;

— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧСи в ходе проведения работ по ее ликвидации;

— организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населœения в ЧС.

Информационное обеспечение РСЧС осуществляется с использованием инфор­мационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населœения и тер­риторий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке установленном Правительством РФ.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

— резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

— резервы материальных и финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

— резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователœей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всœех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счёт собственных средств.

В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС России может использовать в установленном порядке целœевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР), возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и другими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в т.ч. техническими регламентами.

Контрольные вопросы

1. Основные задачи РСЧС.

2. Координационные органы РСЧС.

3. Постоянно действующие органы управления РСЧС.

4. Органы повсœедневного управления РСЧС.

5. Основные задачи КЧС и ПБ

Задание для самостоятельной работы:

изучить историю и предпосылки создания РСЧС И ГО В России.

Литература:

1. Защита населœения и территорий в чрезвычайных ситуациях. − К. : Облиздат, 2001. − С. 297 − 299.

2. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава. − Н. : ООО ʼʼИПП ʼʼКУНАʼʼ, 2004. − 72 − 76.

3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).

4. Федеральный закон от 21.12.1994 ᴦ. № 68-ФЗ ʼʼО защите населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераʼʼ.

referatwork.ru