Что не является принципом конституционного права рф – Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России. — КиберПедия
Принципы конституционного права
К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, которые провозглашают ценности, защищаемые государством. Такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства. Все остальные отрасли права для того и существуют, чтобы обеспечивать выполнение основных принципов, закрепленных в конституции. Также главной задачей государства является защита регламентированных право и свобод личности, конституционного строя и формы власти, которые закреплены в Конституции.
Основными принципами конституционного права являются:
- принцип федерализма,
- защиты прав и свобод личности,
- разделение властей,
- республиканской формы правления,
- народного суверенитета.
А теперь разберем подробнее основные принципы конституционного права:
- Принцип республиканской формы правления закрепляется в Конституции и означает, что государство имеет республиканскую форму правления, высшим источником власти выступает законодательное собрание, которое избирается народом.
- Принцип разделения властей регламентируется конституционными нормами и отражается в делении власти на три части – судебную, исполнительную и законодательную. Это необходимо для предотвращения сосредоточения власти в одних руках и поддержания республиканской формы правления.
- Принцип федерализма означает деление государства на структурные единицы, которые обладают ограниченной независимостью, но в целом подчиняются федеральной власти.
- Принцип народного суверенитета заключается во власти народа. Народ является основой государственности, именно он выбирает законодательную и исполнительную власть.
- Принцип защиты прав и свобод личности отражает основную сущность, назначение государства.
ponyatie-prava.ru
Основы конституционного права рф
Конституционное право Российской Федерации является основной, базовой отраслью российского права. Остальные отрасли своим предметом имеют более узкий круг отношений. Они детализируют правовое регулирование специальных видов правоотношений. Нормы всех иных отраслей российского права не могут противоречить нормам конституционного права. Сама отрасль конституционного права относится к публичным отраслям, т.е. отраслям, регулирующим публичные правоотношения.
Конституционное (государственное) право Российской Федерации как особую отрасль определяют следующие признаки: свой предмет правового регулирования, особые источники, метод, специальные принципы (конституционно-правовые отраслевые принципы).
Предмет конституционного права Российской Федерации составляют особые группы отношений. Это отношения по поводу государственного устройства, организации работы ветвей власти, а также определяющие взаимоотношения личности и государства (правовой статус личности).
Методы конституционно-правового регулирования – совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются конституционные отношения. Обычно выделяют следующие способы воздействия на поведение субъектов: дозволение, обязывание, запрет, поощрение, рекомендация. Для конституционного права характерен императивный метод, сочетающий такие способы регулирования как дозволение, обязывание и запрет.
Субъектами конституционных правоотношений являются:
— народ Российской Федерации и образующие его нации и народности России;
— граждане Российской Федерации, их группы и собрания, лица без гражданства и иностранцы;
— Российская Федерация;
— субъекты Федерации;
— административно-территориальные единицы;
— государственные органы Российской Федерации и ее субъектов;
— органы местного самоуправления;
— должностные лица; депутаты законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федерации, а также их объединения;
— общественные объединения граждан.
Конституционно-правовая ответственность является дискуссионной категорией в правовой доктрине. За нарушение конституционно-правовых норм субъекты (граждане, должностные лица и др.) несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.
Формальным источником конституционного права являются акты, в которых закреплены конституционно-правовые нормы. Под конституционно-правовой нормой понимают правило поведения, регулирующее особый вид отношений – конституционные отношения.
Нормы конституционного права подразделяются на регулятивные (закрепляют права, обязанности, полномочия лиц), охранительные (определяют меры правового принуждения), общие, нормы-дефиниции (содержат определения органов и пр.), нормы-цели, нормы-принципы, гарантийные нормы (направлены на обеспечение прав), коллизионные (позволяют разрешить противоречие между нормами различных правовых актов), оперативные (их действие направлено на введение, изменение, отмену содержания иных норм), управомочивающие (закрепляют правовые возможности), обязывающие (устанавливают обязанности лиц), запрещающие (содержат запреты определенного поведения), императивные (содержащие категорические предписания), диспозитивные (допускающие действия субъектов по своему усмотрению), рамочные (позволяют выбор определенного поведения, заданного императивными нормами).
Источники конституционного права РФ составляют положения как естественного, так и позитивного права.
В круг естественного права включается совокупность прав и свобод, которые присущи человеку от рождения, они не дарованы государством и не зависят воли государства. Нормы позитивного права не могут противоречить нормам права естественного.
Источники позитивного права образуют иерархическую структуру. К ним относятся международные и внутригосударственные источники.
Международные источники конституционного права РФ – общепризнанные принципы и нормы международного права, а также договоры, заключенные Российской Федерацией. Соотношение норм международного права и внутригосударственного закреплено в ч. 4 ст. 15. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К источникам конституционного права относятся декларации, принятые международным сообществом и определяющие основные права человека – Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.
Также источником конституционного права РФ является общепризнанный международный обычай.
В число источников также входят правовые акты, которые принимает Содружество Независимых Государств.
В РФ источниками конституционного права являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а также конституции республик – субъектов РФ. Конституции республик обладают высшей юридической силой на территории данной республики, не могут противоречить Конституции РФ.
Федеральные конституционные законы принимаются по главным вопросам, которые затрагивают права и свободы (режим военного положения, чрезвычайного положения, функционирование Конституционного Суда и пр.). Круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, определяется Конституцией. Порядок принятия федеральных конституционных законов определяется ч. 2 ст. 108 Конституции РФ.
Федеральные законы издаются законодательным органом РФ, не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Законодательные органы субъектов РФ могут принимать законы, действующие на территории данных субъектов.
Источниками конституционного права РФ являются внутригосударственные договоры и соглашения, которые заключает Российская Федерация с субъектами или субъекты РФ, а также Федеративный договор от 31 марта 1992 г.
Нормы конституционного права также содержатся в ряде Деклараций (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.).
Иными источниками конституционного права РФ являются Регламенты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления.
Спорным в доктрине остается вопрос о судебных решениях как источнике конституционного права РФ.
Особое место в системе источников занимает Конституция Российской Федерации 1993 г.
Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов:
Первый раздел
studfiles.net
20. Система конституционного права рф.
Основным элементом отрасли является институт как совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством. Институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно-правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой.(институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда)
Систему конституционного права составляют следующие институты:
Основы конституционного строя— занимает ведущее место в системе отрасли институт, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Основы правового статуса человека и гражданина— стоит на втором месте, поскольку человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии являются главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.
Федеративное устройство государства —определяет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально-государственных и государственно-территориальных образований, в соответствии с которой строится система органов государства.
Система государственной власти и система местного самоуправления– определяет порядок формирования органов управления в государстве, их задачи и полномочия.
Другие группы взаимосвязанных норм, выступающие структурными подразделениями отрасли конституционного права, образуют другие институты.
19. Место конституционного права в системе российского права. Состояние конституционного права рф и тенденции его развития в настоящий период.
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Место конституционного права как ведущей базовой отрасли права обусловлено также тем, что его главным источником является Конституция Российской Федерации — Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей Российского права, базой текущего законодательства.
Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФвыражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.
Гражданское правоне менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.
Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым— в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда;с административным— конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим — Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.
studfiles.net
Конституционное право
Конституционное право
Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. Нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ) являются исходными для гражданского права и т. д.
Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, под методом правового регулирования понимается способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.
Принципы конституционного права
Исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие (юридически учреждающие) основные конституционные ценности и имеющие общерегулятивное значение. Принципы конституционного права — это также правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Указанные особенно- сти настолько значительны, что отечественная юридическая наука (следуя традициям международного права) понятие «принципы права» нередко использует в значении, отличном от понятия «норма права», как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. В системе конституционно-правовых средств принципам права принадлежит роль исходных и основополагающих начал конституционного регулирования. Эта особая роль принципов определяет их «месторасположение» в конституционном законодательстве — они своего рода вводная, или общая, часть конституционного законодательного акта, его нормативный стандарт. Так, в Конституции РФ принципы государственного и общественного устройства сконцентрированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Это своего рода свод нормативных стандартов, которыми подчинены все иные положения Основного Закона. Согласно п. 2 ст. 16 Конституции РФ «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. В юридическом смысле принципы непререкаемы, они могут быть изменены только посредством принятия новой российской Конституции» (п. 3 ст. 16). Особый статус принципов в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей.
В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в главе 1 «Основы конституционного строя», хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного Закона (так, в главах 2, 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ» и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности принципов конституционного права позволяет им выполнять роль не только конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти.
Общепризнанные принципы и нормы конституционного права. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) представляют часть национальной правовой системы, имеющую силу источников конституционного права. Нормы международного права содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных международных правовых актах. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.). Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы.
Конституция РФ как основной источник конституционного права
Среди всех источников конституционного права особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником. Эта роль Конституции обусловлена следующим:
1) В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;
2) Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;
3) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Прямое действие Конституции — это свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)// Российская Газета.- 1993.-25 декабря (№237).
4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 2003.- с.9.
ФЗ — источник конституционного права
Федеральный закон как источник конституционного права — это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием Российской Федерации или на референдуме, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по юридической силе следующего после Конституции РФ, законов о поправках к ней и федеральных конституционных законов, регулирующего значимые, типичные и устойчивые отношения, обусловленные предметом конституционного права.
Особое значение федерального закона как источника конституционного права заключается в его непосредственной направленности на реализацию положений Конституции Российской Федерации. Задачей науки конституционного права является выявление соответствия содержания федерального закона как источника конституционного права России смыслу раскрываемых положений Конституции РФ, что не всегда соблюдается на практике.
Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конституции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права. В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интересОсобая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов. С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует.
Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, превосходят по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы, и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Постановления Конституционного Суда РФ как источник конституционного права
К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует целый ряд работ, в которых авторы идут еще дальше, определяя решения конституционных (уставных) судов как особые нормативные правовые акты Петров А. А. Основы организации системы органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в решениях Конституционного суда Российской
Федерации: Автореферат канд. дисс. Тюмень, 2002. С. 12..
Декларации как источник конституционного права Российской Федерации
Нельзя отнести к числу источников конституционного права РФ и декларации (речь идет о внутренних, национальных декларациях). Данный вид актов характерен для государств с переходным режимом — как показывает история, декларации принимаются, как векторы дальнейшего политического, конституционного развития. Действующее законодательство и, прежде всего, Конституция РФ (ст.ст. 101-103, 105, 108) не предусматривает возможность принятия деклараций, как имеющих правовой характер актов. Принимаемые в настоящее время декларации — акты политического характера, не имеющие юридической силы.
Однако, на определенном этапе развития государства и права, декларации могут выступать источниками конституционного права. Так, например, источником конституционного права являлись Декларации Верховного Совета РСФСР (Декларация от 25 октября 1991 г. N 1808/I-I «О языках народов России»; Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.). В формально-юридическом смысле Декларации не являются законами. Они были приняты высшим законодательным органом страны того времени — Съездом народных депутатов. В 1990-е гг. декларации о государственном суверенитете принимались некоторыми республиками в составе Российской Федерации, но после постановления Конституционного Суда РФ (2000 г.), признавшего положения о суверенитете республик в их конституциях не соответствующими Конституции РФ, эти декларации утратили силу. Причина высокой правовой оценки Деклараций связана с особенностями предмета их правового регулирования. Они провозглашают принципы, концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство» Саликов М.С. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001.- С. 40. Так, в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демократические принципы, как: «правовое государство», «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийность», «принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права», др.
Высокая оценка Деклараций в определенной степени объясняется и особой природой постановлений высших коллегиальных представительных органов перестроечного периода. С современными законами постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета перестроечного периода сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР.
«После вступления в силу Конституции РФ не было принято ни одной декларации» Там же и после их реализации — они «фактически утратили юридическую силу» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008. — с.38. и перестали быть источником конституционного права.
Именно по вышеуказанным причинам я не стал включать декларации в систему источников конституционного права Российской Федерации, даже не смотря на то, что на определённом этапе они таковыми являлись.
Итак, мы можем сделать вывод, что источники конституционного права оказывают огромное влияние на укрепление законности в государстве, создавая чётко определенную, эффективную иерархичную структуру. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества юридической практики. От успешности их взаимодействия зависит прочность законности в государстве.
studfiles.net
Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты (С. Е. Великанова, 2009)
5. Принципы конституционного права
Принципы права – основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).
К числу конституционных принципов относятся:
1) народовластие;
2) федерализм;
3) разделение властей;
4) государственный суверенитет РФ;
5) законность;
6) гласность;
7) верховенство Конституции РФ;
8) равенство граждан перед законом и судом;
9) равноправие граждан.
Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.
Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.
Суверенитет РФ означает, что РФ – независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.
Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.
Территория РФ целостна и неприкосновенна.
Принцип разделения властей означает разделение компетенции и органов власти РФ в соответствии с компетенцией на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Такое деление весьма условно, однако имеет очень важное значение в правовом государстве. Разделение властей призвано обеспечить функционирование системы «сдержек и противовесов», гарантировать защиту от узурпации власти какой-либо ветвью власти.
Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законодательства РФ, без которого существование правового государства невозможно. В данном случае термин «законодательство» следует понимать широко, т. е. имеются в виду все нормативные акты, хотя в первую очередь речь идет о законах.
Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.
Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.
Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.
kartaslov.ru
Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России. — КиберПедия
конституционное право — это отрасль российского права. представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.
К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, которые провозглашают ценности, защищаемые государством. Такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства. Все остальные отрасли права для того и существуют, чтобы обеспечивать выполнение основных принципов, закрепленных в конституции. Также главной задачей государства является защита регламентированных право и свобод личности, конституционного строя и формы власти, которые закреплены в Конституции.
Основными принципами конституционного права являются:
принцип федерализма,
защиты прав и свобод личности,
разделение властей,
республиканской формы правления,
народного суверенитета.
А ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМ ПОДРОБНЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА:
Принцип республиканской формы правления закрепляется в Конституции и означает, что государство имеет республиканскую форму правления, высшим источником власти выступает законодательное собрание, которое избирается народом.
Принцип разделения властей регламентируется конституционными нормами и отражается в делении власти на три части – судебную, исполнительную и законодательную. Это необходимо для предотвращения сосредоточения власти в одних руках и поддержания республиканской формы правления.
Принцип федерализма означает деление государства на структурные единицы, которые обладают ограниченной независимостью, но в целом подчиняются федеральной власти.
Принцип народного суверенитета заключается во власти народа. Народ является основой государственности, именно он выбирает законодательную и исполнительную власть.
Принцип защиты прав и свобод личности отражает основную сущность, назначение государства.
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.
Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права <*>.
———————————
<*> В публикациях отдельных авторов высказывается противоположная позиция, обосновывающая целесообразность постановки вопроса о конституционном праве каждого отдельного субъекта Федерации.
Отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.
Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.
Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.
В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.
Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.
Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.
Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:
по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других — конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других — всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;
по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:
1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.
Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, — путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.
Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.
В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.
Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.
Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.
Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.
И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.
На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.
cyberpedia.su
Конституционное право — это… Нормы и принципы конституционного права :: SYL.ru
Конституционное право — это отрасль, входящая в единую юридическую систему. В этой структуре отражены основные направления взаимодействия положений, их связи. Внутри системы выделяют элементы, которые обладают не только определенным единством, но и отличиями. Рассмотрим далее подробнее конституционное государственное право.
Общие сведения
Конституционное право России — это комплекс положений, имеющих специфическую систему. Она представляет собой структуру, определяемую интеграцией и дифференциацией юридических актов. Нормы конституционного права выступают как источники системы. Они обеспечивают регулирование тех или иных общественных отношений в общих чертах. Эти положения считаются основополагающими, исходными для прочих юридических отраслей. Соответствующие нормы конституционного права выступают в качестве базы для гражданской, семейной, финансовой, уголовной и другой сферы регулирования.
Основные положения
Принципы конституционного права — это начала системы. В соответствии с ними формируется структура отрасли. Они придают ей единую направленность. По мнению крупного ученого Баглая, конституционное право — это система, обусловленная самим своим характером. Она разделяет положения по институтам, однако при этом не формирует непроницаемые границы между ними. Структура создает основные направления их взаимосвязи. Этим обеспечивается единство сферы конституционно-правового регулирования. Образно говоря, система упорядочивает уровни в многоэтажном и многоквартирном сооружении, располагает институты и юридические акты по этажам и помещениям. Вместе с этим система устраивает своеобразные лифты, лестницы и коридоры, посредством которых осуществляется взаимодействие элементов. А в качестве фундамента этого здания выступают принципы права.
Суверенитет народа
Конституционное право — это отрасль, закрепляющая юридические возможности населения. Волеизъявление народа формирует власть. Государство, выступая в качестве официального представителя общества, выражает волю его членов. Оно обеспечивает реализацию возможностей и соблюдение интересов людей в полном объеме. Вместе с этим им осуществляется и защита конституционных прав. Это одна из основных гарантий, предоставляемых властью.
Приоритет охраны юридических возможностей и свобод
Ключевое положение, которое провозглашает конституционное право, — это признание человека, его интересов высшей ценностью. Неуважение к законодательству, пренебрежительное отношение к свободам и юридическим возможностям граждан негативно отражается на нравственном и социально-психологическом состоянии общества. Признание человека и гражданина, его прав и свобод высшей ценностью исключает развитие недоверия населения к власти, усиливает его политическую активность. Ее охрана обеспечивается принятием комплекса мер властного воздействия, установлением определенных процедур их применения.
Независимость судопроизводства
Это еще один важнейший принцип конституционного права. Согласно Основному закону, правосудие могут отправлять исключительно суды. В своей деятельности они руководствуются также нормами уголовного, административного и гражданского производства. Судебная власть является независимой от других ветвей. Она подчиняется только законодательству.
Разделение власти
В соответствии с Конституцией, в России существует три ветви. Это разделение выражается в первую очередь в существовании самостоятельных структур, независимых механизмов функционирования. В России действует законодательная, судебная и исполнительная власти. Это разделение воплощается созданием специализированных органов в каждой структуре. Они различаются по видам деятельности, полномочиям, компетенции. При этом они имеют возможности сдерживать друг друга.
Правовое государство
Таким страна провозглашается в Основном законе. Правовым называют такое государство, власть в котором ограничивается определенными рамками. Они устанавливаются законодательством. Основным в понятии правового государства выступает ограничение, связанность власти юридическими актами, ее обязанность подчиняться им. Таким образом, федеративная система сама ограничивает себя законодательными положениями.
Специфика юридических актов
В качестве первичного звена в конституционном праве выступает норма. Она устанавливает определенные модели поведения. Эти правила характеризуются специфическими чертами. В частности:
- Обязательностью для всех, кто находится в сфере действия нормы.
- Формальной определенностью.
- Письменным выражением в официальных документах.
- Внутренней определенностью обязанностей и прав.
- Государственной гарантией (возможностью применить меры принуждения при нарушении).
Структура норм
Эти акты выступают как абстрактные, общеобязательные, формально-определенные правила. В структуре нормы присутствует три элемента:
- Гипотеза.
- Диспозиция.
- Санкция.
Конституционная норма может реализовываться в рамках конкретных отношений при наличии определенных обстоятельств, которые указываются в гипотезе. Примером может служить часть 1 ст. 56 Основного закона. В ней сказано, что в условиях чрезвычайной ситуации для обеспечения защиты конституционного устройства и безопасности населения, согласно ФЗ, могут устанавливаться некоторые ограничения свобод и прав с указанием срока и пределов их действия. Таким образом, гипотеза выражает условие, при котором изменяются, возникают либо прекращаются обязанности и юридические возможности участников гражданских отношений. В диспозиции присутствует непосредственно правило поведения. Эта часть нормы формулирует, собственно, обязанности и права субъектов общественных отношений. Под санкцией понимают указание на негативные последствия, которые могут возникнуть при нарушении установленных правил. Санкции конституционных норм носят правовосстановительный характер.
www.syl.ru