Что называется поражающими факторами при химических авариях с выбросом ахов – Аварии с выбросом аварийно- химически опасных веществ (ахов). Действия населения при аварии с выбросом аварийно- химически опасных веществ.

Содержание

Аварии с выбросом АХОВ. Основные понятия и поражающие факторы

Разделы:
ОБЖ


Цели и задачи урока:

  • Ввести и закрепить понятие «АХОВ».
  • Разобрать виды и определить степень опасности.
  • Изучить влияние вещества (хлора) на организм
    человека.
  • Сформировать у учащихся умение применять
    теоретические знания на практике.
  • Развивать способности быстро находить ответ в
    нестандартной ситуации, развивать внимание,
    воображение.

Средства наглядности: материалы  из
виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», пособие
TeachPro «ОБЖ», таблицы, тесты.


План  урока:

  1. Организационный
    момент                                    
                                  5
    мин.
  2. Фронтальный опрос учащихся по ранее изученному
    материалу    5 мин.
  3. Тестирование                                                                
                           5
    мин.
  4. Введение нового
    материала                                                              
    20 мин.
  5. Контроль
    усвоения                                                                             
    5 мин.
  6. Определение и разъяснение домашнего
    задания               
                 5 мин.

ХОД УРОКА


Учитель: Здравствуйте, пожалуйста,
садитесь. Мы продолжаем изучать раздел: «ЧС
техногенного характера и защита населения от их
последствий». Какую тему мы с вами изучали на
прошлом уроке?


Ученик: «Пожары и взрывы».


Учитель: Совершенно верно. А сейчас я
вам задам несколько вопросов по пройденной теме.


1.  Что такое пожар?

2. Какая формула пожара?

3. Назовите поражающие факторы пожара?

4. Какие бывают способы прекращения горения?

5. Что такое взрыв?

6. Назовите поражающие факторы взрыва?

7. На каких объектах может произойти взрыв?

8. Какие виды огнетушителей вы знаете?

А теперь письменно ответьте на тест.


Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради
и запишите число, тему урока.

Сегодня у нас новая тема урока: «Аварии с
выбросом  АХОВ. Основные понятия и поражающие
факторы».

В настоящее время в промышленности и сельском
хозяйстве применяют сотни тысяч различных
химических веществ и их соединений. В мире
насчитываются около 1 млн. наименований, только в
России 70 тыс. наименований. В промышленности
очень много химизаций, где широко применяют СДЯВ.

Под СДЯВ  понимают химические
вещества или соединения, которые при проливе или
выбросе в окружающую среду способны вызвать
массовое поражения людей или животных, а также
заражение воздуха, почвы, воды, растений и
различных объектов.


Химический опасный объект (ХОО) – это
объект, при аварии на котором может произойти
поражение людей, с.х. животных и растений либо
заражение окружающей среды. Химические опасные
объекты есть практически во всех областях нашей
страны.  

В зонах возможного химического заражения
проживают более 53 млн. человек. Особо выделим
девять химически опасных районов  –
Московский, Ленинградский, Нижегородский,
Северо-Кавказский, Башкирский, Поволжский,
Уральский, Кемеровский, Ангарский, где можно
ожидать аварии на ХОО


Пример: зачитать на стр.70
учебника ОБЖ.


Аварии могут быть:


А) при их производстве, переработке или
хранении.

Б) при  транспортировке.

В) с химическими боеприпасами.

Продолжительность химического заражения
зависит от стойкости и состояния АХОВ  и может
колебаться от 10 мин. до нескольких недель.

Далее, посмотрите классификацию аварийно
химических опасных веществ по характеру
воздействия на человека.



Как видите, эта группа преимущественно
удушающим действием (хлор, фосген, хлорпикрин и
др.). И именно о хлоре, как о наиболее известном
нам веществе, пойдёт речь далее на уроке. Из курса
химии вам известна формула хлора. Пусть ученик
…..напишет эту формулу (ученик пишет на доске
формулу хлора Cl2 ) Спасибо.


Давайте посмотрим, где применяется хлор.



Ребята, из курса истории вы помните, что хлор
использовался и во время  второй мировой
войны. Фашисты ещё раз использовали хлор против
людей как удушающее вещество – применяли его в
газовых камерах для умерщвления людей. Хлор
очень ядовит.

Давайте посмотрим физические свойства хлора.


Физические свойства хлора


При нормальных условиях хлор – газ
жёлто-зелёного цвета, с резким, раздражающим
специфическим «колющим» запахом. Растворим в
воде. Не горюч.

Является одним из самых сильных окислителей.

Тяжелее воздуха в 2,5 раза. На воздухе образует с
водяными парами белый туман.


– Кто сможет вспомнить молекулярную массу
хлора и воздуха?


Ответ учеников: Хлор – 71, воздух – 29.


Учитель: Какой газ тяжелее – хлор или
воздух?


Ответ учеников: Хлор тяжелее воздуха в
2,5 раза.


Учитель: Вследствие этого он стелется
по земле, скапливается в низинах, подвалах,
оврагах, тоннелях. Как же хлор действует на
организм человека?

Раздражает слизистые оболочек и кожи, ожоги,
резкая боль в груди, сухой кашель, отдышка, рвоты,
резь в глазах, нарушение координации движения.

Теперь мы посмотрим,  как нужно делать ПМП
пострадавшим при отравлении хлором.


Первая помощь при отравлении хлором


1. Вынести пострадавшего на свежий воздух,
обеспечить полный покой.

2. При остановке дыхания сделать пострадавшему
искусственное дыхание.

3. Дать вдыхать нашатырный спирт.

4. Кожные покровы, рот, нос промыть 2% раствором
питьевой соды.

5. Дайте пострадавшему выпить тёплое молоко с
боржоми или содой, кофе.

6. Обратитесь за помощью к медицинским
работникам.


– Мы с вами просмотрели сведения о хлоре.
Узнали, как хлор влияет на организм человека.


А теперь, самое время прочитать алгоритм
действий.


 Алгоритм:


1. Включите радиоприёмник, прослушайте
сообщение.

2. Наденьте СИЗ (противогаз, или повязку,
смоченную в 2 % – растворе пищевой соды).

3. Сообщите об опасности соседям.

4. Закройте все окна и двери.

5. Возьмите документы.

6. Если облако не исчезнет, не снимая СИЗ, выходите
из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя
низкие участки, подвалы, овраги.

7. Следуйте на сборно – эвакуационный пункт.

8. При невозможности выйти из зоны
заражения поднимитесь на верхние этажи зданий.


– Мы с вами прочитали алгоритм действий, а
сейчас нам необходимо его записать в тетради.


Учитель: Итак, в завершение урока меня
волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует
ответ учеников.)


– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)

– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют
ответы: не записали домашнее задание; не
выставили оценки за урок.)

– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются
оценки за урок).


– И теперь мы записываем домашнее задание:
глава 3,  стр. 68 – 74, выучить алгоритм. 

– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

9.10.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

2.2. Опасности при авариях на химически опасных объектах

Опасность на ХОО
реализуется в результате химических
аварий.

Химической
аварией

называется авария на химически опасном
объекте, сопровождающаяся проливом или
выбросом опасных химических веществ,
способная привести к гибели или
химическому заражению людей, продовольствия,
пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных
животных и растений или к химическому
заражению окружающей природной среды.
При химических авариях АХОВ распространяются
в виде газов, паров, аэрозолей и жидкостей.

При авариях на
химически опасных объектах может
действовать комплекс поражающих
факторов: непосредственно на объекте
аварии — токсическое воздействие АХОВ,
ударная волна при наличии взрыва,
тепловое воздействие и воздействие
продуктами сгорания при пожаре; вне
объекта аварии — в районах распространения
зараженного воздуха только токсическое
воздействие как результат химического
заражения окружающей среды. Основным
поражающим фактором является токсическое
воздействие АХОВ.

Аварийные ситуации
классифицируются по двум основным
группам:

аварии на
производственных площадках;

аварии на транспортных
коммуникациях (в основном на железных
дорогах).

На площадках
наибольшая потенциальная опасность
аварийных ситуаций с АХОВ может быть
на складах и наливных станциях, где
сосредоточены сотни, часто – тысячи
тонн основных АХОВ. Для таких объектов
заблаговременно разрабатываются планы
предупреждения и ликвидации аварий,
предусматривающие действия в самых
неблагоприятных сценариях гипотетических
аварий.

Аварийные
ситуации при транспортировке АХОВ
сопряжены с более высокой степенью
опасности, т.к. масштабы перевозки
этих веществ являются весьма большими,
а определение возможных мест аварий
имеет большую погрешность. Например,
только жидкого хлора одновременно на
железных дорогах страны перевозится
более 700 цистерн, причем часто в пути
находятся одновременно около 100 цистерн,
содержащих до 5 000 т сжиженного хлора.
Как правило, в сборные маршруты может
входить от двух до восьми и более цистерн.
Грузоподъемность железнодорожных
цистерн: для хлора – 47, 55, 57 т; для аммиака
– 30, 45 т; для соляной кислоты – 52, 59 т;
для фтора – 20, 25 т.

Вследствие аварии
на химически опасном объекте образуется
зона химического заражения (ЗХЗ) —
территория, в пределах которой в приземном
слое воздуха содержатся АХОВ в количествах,
создающих опасность для жизни и здоровья
людей, для сельскохозяйственных животных
и растений в течение определенного
времени
.

3X3 характеризуется
масштабами: длиной «L»
и шириной «Н» и площадью «S».
В зависимости от количества вылившегося
АХОВ в
зоне химического заражения может быть
один или несколько очагов химического
поражения.

Факторы, влияющие на размеры 3X3:

скорость
ветра.
Чем
больше скорость ветра, тем меньше площадь
3X3, т.к.
ветер способствует рассеиванию облака
АХОВ а,
значит, поражающая концентрация этих
веществ может иметь место на незначительных
территориях местности. Поправочные
коэффициенты на ветер даны во всех
справочниках для коррекции глубины
3X3;.

количество
вылитых АХОВ.
Чем
больше выброс (утечка) АХОВ, тем
больше 3X3;

вертикальная
устойчивость приземного слоя воздуха.

Вертикальная
устойчивость приземного слоя воздуха
характеризуется тремя состояниями:
конвекция, инверсия и изотермия.

При конвекции
(день, ясная
погода, скорость ветра менее 4-х м/с) в
результате прогрева солнечными лучами
поверхности земли температура почвы
повышается, давление у поверхности
почвы повышается, создаются восходящие
конвекционные потоки. Облако с АХОВ,
вовлекаясь конвекционными потоками,
поднимается верх, уменьшая концентрацию
АХОВ в приземном слое воздуха (высотой
до 3-5 м). Глубина 3X3 уменьшается

При инверсии
(ночь, ясная
погода, скорость ветра до 4 м/с) охлажденная
земля приводит к уменьшению давления
у земли относительно верхних
слоев воздуха и перемещению воздушных
потоков сверху вниз. В связи
с этим облако с АХОВ, прижимаясь к
поверхности земли, сохраняет высокую
концентрацию АХОВ в приземном слое
воздуха. Глубина 3X3 увеличивается.

При изотермии
(пасмурно,
дождь, снежный покров, скорость ветра
больше 4 м/с) при одинаковом давлении
между верхними и нижними слоями
перемещение облака по вертикали
отсутствует. Глубина 3X3 соответствует
среднему значению между конвекцией и
инверсией.

обвалованность
емкости
с
АХОВ.
Наличие
обваловки уменьшает
глубину 3X3 в 1,5 раза;

рельеф, тип и
плотность застроек местности.

Наибольшие размеры имеет ЗХЗ на открытой
местности без застроек.

В зависимости
от физико-химических свойств аварийно
химически опасных веществ, условий их
хранения и транспортировки при авариях
на химически опасных объектах могут
возникнуть чрезвычайные ситуации с
химической обстановкой четырех
основных типов.

  1. В случае
    разгерметизации (взрыва) емкостей или
    технологического оборудования,
    содержащих газообразные (под давлением),
    криогенные, перегретые сжиженные АХОВ.
    При этом образуется только
    первичное

    парогазовое или аэрозольное облако с
    высокой концентрацией АХОВ,
    распространяющееся по ветру.
    Основным
    поражающим
    фактором

    при чрезвычайных ситуациях с химической
    обстановкой первого
    типа

    является ингаляционное воздействие
    на людей и животных высоких (смертельных)
    концентраций паров АХОВ.

  2. Чрезвычайные
    ситуации с химической обстановкой
    второго типа
    возникают при аварийных выбросах или
    проливах используемых в производстве,
    хранящихся или транспортируемых
    сжиженных ядовитых газов (аммиак, хлор
    и др.), перегретых летучих токсических
    жидкостей с температурой кипения ниже
    температуры окружающей среды (окись
    этилена, фосген, окислы азота, сернистый
    ангидрид, синильная кислота и др.). При
    этом часть АХОВ (не более 10%) мгновенно
    испаряется, образуя первичное
    облако паров смертельной концентрации;
    другая часть выливается в поддон

    или на подстилающую поверхность,
    постепенно
    испаряется, образуя вторичное облако
    с поражающими концентрациями
    .

Поражающие
факторы в чрезвычайных ситуациях с
химической обстановкой второго
типа

проявляются в ингаляционном воздействии
на людей и животных смертельных
концентраций первичного облака
(кратковременное) и в продолжительном
воздействии (часы, сутки) вторичного
облака с поражающими концентрациями
паров. Чрезвычайные ситуации с химической
обстановкой такого типа возникают при
аварийных выбросах или проливах
используемых в производстве, хранящихся
или транспортируемых сжиженных аммиака
и хлора.

  1. Чрезвычайные
    ситуации с химической обстановкой
    третьего
    типа
    возникают
    при проливе в поддон (обвалование) или
    на подстилающую поверхность значительного
    количества сжиженных (при изотермическом
    хранении) или жидких АХОВ с температурой
    кипения ниже или близкой к температуре
    окружающей среды (фосген, четырехокись
    азота и др.), а также при горении большого
    количества удобрений (например,
    нитрофоски) или комковой серы. При этом
    образуется
    вторичное облако паров АХОВ с поражающими
    концентрациями, которое может
    распространяться на большие расстояния.

При чрезвычайных
ситуациях с химической обстановкой
третьего
типа

образуется вторичное облако паров АХОВ
с поражающими концентрациями, которое
может распространяться на большие
расстояния.

  1. Чрезвычайные
    ситуации с химической обстановкой
    четвертого
    типа
    возникают
    при аварийном выбросе (проливе)
    значительного количества малолетучих
    АХОВ (жидких с температурой кипения
    значительно выше температуры окружающей
    среды или твердых — несимметричный
    диметилгидразин, фенол, сероуглерод,
    диоксин, соли синильной кислоты. При
    этом происходит
    заражение местности (грунта, растительности,
    воды) в опасных концентрациях.

    Основными поражающими факторами
    при чрезвычайных ситуаций с химической
    обстановкой четвертого
    типа

    являются опасные последствия заражения
    людей и животных при длительном
    нахождении их на зараженной местности
    в результате перорального и резорбтивного
    воздействия АХОВ на организм.

Возможный выход
облака зараженного воздуха за пределы
территории химически опасного объекта
обусловливает химическую опасность
административно-территориальной
единицы, где такой объект расположен.
В результате аварии на ХОО возникает
зона химического заражения.

На внешней границе
зоны смертельных токсодоз 50% людей
получают смертельную токсодозу. На
внешней границе поражающих токсодоз
50% людей получают поражающую токсодозу.
На внешней границе дискомфортной зоны
люди испытывают дискомфорт, начинается
обострение хронических заболеваний
или появляются первые признаки
интоксикации.

В очаге химического
заражения происходят массовые поражения
людей, сельскохозяйственных животных
и растений. Люди и животные получают
поражения в результате попадания АХОВ
в организм: через органы дыхания —
ингаляционно; кожные покровы, слизистые
оболочки и раны — резорбтивно;
желудочно-кишечный тракт — перорально.

studfiles.net

Поражающие факторы аварии на химически опасном объекте и способы защиты от них.

Химическая авария – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийно химических опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей и функционирования биосферы. Крупная химическая авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо

уничтожение объекта, а также ущерб природной среде, расценивается как промышленная катастрофа.

ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

•При аварии на химически опасном объекте могут действовать несколько поражающих факторов (пожары, взрывы, химическое заражение местности и воздуха и др.), а за пределами объекта – заражение окружающей среды.

Наиболее часто на территории России применяются хлор, аммиак и их производные соединения.

•Опасность химической аварии для людей и животных заключается в их остром отравлении, реальности смертельного исхода, в нарушении условий нормальной жизнедеятельности людей, а также в возможности отдаленных генетических последствий отравления химическими веществами.

Основной поражающий фактор

•Основной поражающий фактор при авариях на ХОО – это химическое заражение приземного слоя атмосферы, почвы и воды, приводящее к поражению людей, животных и растений, находящихся в зоне действия АХОВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения. Выделяют 3 таких зоны:

•а) смертельных токсодоз; б) токсодоз, выводящих из строя; в) пороговых токсодоз.

Дополнительные поражающие факторы

•Дополнительными поражающими факторами при ХА являются воздушная ударная волна; осколочные поля, создаваемые летящими осколками и обломками разрушенных сооружений; тепловое излучение; попадание на кожу сжиженных газов; действие ядов, образовавшихся в результате горения.

Защита от аварийно химически опасных веществ

•Защита от АХОВ представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых в целях исключения или максимального ослабления поражения персонала объектов и населения, сохранения их работоспособности.

Комплекс мероприятий по защите от АХОВ включает:

•инженерно — технические мероприятия по правильному хранению, транспортировке и использованию АХОВ;

•подготовку сил и средств для ликвидации химически опасных аварий;

•обучение порядку и правилам поведения в условиях возникновения аварии персонала объектов и населения;

•обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

•повседневный химический контроль;

•прогнозирование зон возможного химического заражения;

•предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе поражения АХОВ;

•химическую разведку района аварии;

•временную эвакуацию персонала объектов и населения из опасных районов;

•поиск пострадавших и оказание им помощи;

•локализацию и ликвидацию последствий аварий.

•Защита от АХОВ организуется и осуществляется непосредственно на химически опасных объектах. Ее мероприятия отражаются в Плане защиты персонала от АХОВ, который разрабатывается заблаговременно, с приложением необходимых схем, таблиц и др. документов и включает два раздела: организационные мероприятия и инженерно-технические мероприятия.

В разделе инженерно — технических мероприятий отражаются

•размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку АХОВ в случае аварии;

•планируемое усиление конструкций емкостей и коммуникаций со АХОВ или устройство над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии;

•размещение под хранилищами со АХОВ аварийных резервуаров, чаш, ловушек и направленных стоков:

•рассредоточение запасов АХОВ, строительство для них заглубленных или полузаглубленных хранилищ:

•оборудование помещений и промышленных площадок стационарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюдения и аварийной сигнализации.

В разделе организационных мероприятий отражаются:

•характеристика объекта, его подразделений, имеющихся на объекте АХОВ;

•выводы из оценки возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварии;

•организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержания сил и средств химической разведки и химического контроля в постоянной готовности;

•организация оповещения персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта;

•организация укрытия персонала объекта в защитных сооружениях, имеющихся на объекте, поддержании их в постоянной готовности к укрытию людей;

•организация эвакуации персонала объекта;

•порядок оснащения и применения аварийных бригад и формировании на объекте для ликвидации последствии аварии;

•организация обеспечения персонала объекта и аварийных формирований средствами индивидуальной защиты, порядок их накопления, хранения и выдачи;

•организация транспортного, энергетического и материально технического обеспечения работ по ликвидации последствии аварий.

studfiles.net

Определение поражающих факторов АХОВ при химической аварии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ННГАСУ)

Кафедра гражданской обороны

Расчетно-графическая работа

Тема: «Прогнозирование масштабов заражения АХОВ при химической аварии»

Вариант 3/3

Выполнил:

Преподаватель:

Смирнов А.Н.

гр. ЭУН 647/1

Нижний Новгород

2010 г.

Содержание

Введение

1. Характеристика АХОВ – хлор

2. Прогнозирование масштабов заражения хлором при химической аварии

3. Защита населения от аварийно химически-опасного вещества – хлора

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема промышленной безопасности значительно обострилась с появлением крупномасштабных химических производств в первой половине нашего века. Основу химической промышленности составили производства непрерывного цикла, производительность которых не имеет, по существу, естественных ограничений. Постоянный рост производительности обусловлен значительными экономическими преимуществами крупных установок. Как следствие, возрастает содержание опасных веществ в технологических аппаратах, что сопровождается возникновением опасностей катастрофических пожаров, взрывов, токсических выбросов и других разрушительных явлений.

Безопасность функционирования аварийно химически опасных веществ (АХОВ) зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортирования химических веществ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противоаварийной защиты и т.д.

1. Характеристика АХОВ – хлор

Химическая формула Cl2
.

Хлор – первое отравляющее вещество, применённое в первую мировую войну. Германское командование использовало хлор для газовой атаки 22.04.1915 года. Из 6000 баллонов на фронте 6 км в течение 5 мин было выпущено 120 т хлора, который распространился на глубину 5–8 км. Потери составили 15000 человек. Хлор к настоящему времени утратил значение как ОВ, однако весьма широко используется в различных отраслях производства.

Физико-химические свойства. Хлор – зеленовато желтый газ с резким удушающим запахом. Плохо растворяется в воде, хорошо – в некоторых органических растворителях. В практических условиях растворимость хлора в воде незначительна и составляет 3 кг на 1 т воды. При обычном давлении сжижается при температуре – 34°С, образуя маслянистую жидкость желтовато зелёного цвета, затвердевающую при минус 101°С. Твёрдый хлор это бледно жёлтые кристаллы. Под давлением хлор сжижается уже при обычных температурах. Температура кипения сжиженного хлора –34,1°С, следовательно, даже зимой хлор находится в газообразном состоянии. При испарении образует с водяными парами белый туман. Один килограмм жидкого хлора дает 0,315 м3 газа.

Хорошо адсорбируется активным углём. Химически очень активен.

Пожаро — и взрывоопасность хлора. Негорюч, но пожароопасен, поддерживает горение многих органических веществ. В смеси с водородом взрывоопасен. При нагревании ёмкости взрывается.

Действие хлора на организм. По физиологическому действию на организм хлор относится к группе веществ удушающего действия. В момент контакта он оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку дыхательных путей и глаза. Признаки поражения наступают сразу после воздействия, поэтому хлор является быстродействующим АХОВ. Проникая в глубокие дыхательные пути, хлор разрушает лёгочную ткань, вызывая отёк лёгких.

В зависимости от концентрации (токсодозы) хлора степень тяжести отравления может быть различной.

Использование. Находит широкое применение для отбеливания тканей и бумажной массы, в производстве пластмасс, каучука, пестицидов, дихлорэтана, в цветной металлургии, а также в коммунально бытовом хозяйстве для обеззараживания воды.

Хлор хранят и перевозят к местам потребления только в сжиженном состоянии. Наиболее распространённым способом хранения и транспортировки жидкого хлора является хранение под давлением, соответствующим давлению насыщенных паров хлора при температуре окружающей среды. Обычно он хранится в цилиндрических (10–250 м3) и шаровых (600–2000 м3) резервуарах в сжиженном состоянии под давлением собственных паров, величина которого зависит от температуры жидкого хлора. При температуре 25°С оно составляет 8 кгс/см2, а при температуре 60°С – 18 кгс/см2. Сжиженный хлор перевозят в железнодорожных цистернах, контейнерах и баллонах, которые одновременно могут являться временными хранилищами.

2. Прогнозирование масштабов заражения хлоромпри химической аварии

1. Расчет продолжительности испарения АХОВ:

час,

где В – толщина слоя разлившихся АХОВ;

Рв
– плотность АХОВ, т/м3;

К2
– коэффициент, зависящий от физико-химических свойств;

К4
– коэффициент, рассчитывающий скорость ветра;

К7
– коэффициент, учитывающий температуру воздуха.

ч

2. Расчет количества АХОВ в первичном облаке:

т,

где К1
– коэффициент, определяющий условия хранения вещества;

К3
– коэффициент, равный отношению пороговой токсодозы аммиака к пороговой токсодозе данного вещества;

К5
– коэффициент вертикальной устойчивости воздуха;

М0
– количество аварийного вещества, т.

т

3. Расчет количества АХОВ во вторичном облаке:

т,

где К6
– коэффициент, зависящий от времени испарения вещества,

К6
= ТИ0,8

К6
= 1,130,8
= 1.1

т

4. Расчет глубины зоны заражения первичным и вторичным облаком, Г1
и Г2
:

для нахождения Г1
и Г2
делаем интерполяцию по количеству АХОВ в первичном и вторичном облаке соответственно и по скорости ветра:

для Г1
:

т.е. Г1
= 1.445 км;

для Г2
:

т.е. Г2
= 4,609 км.

5. Расчет полной глубины зоны заражения, Гт:

км
км
км
км

6. Расчет предельно-возможной глубины зоны заражения, Гп:

км,

где Сп
– скорость переноса облака ветром, км/ч;

км

7. Определение окончательной глубины зоны заражения:

за окончательную глубину принимаем меньшую из Гт
или Гп
:

км

8. Определение формы площади зоны заражения:

если Vв
= 0,5 м/с или меньше, то получаем форму круга,

если Vв
= 1 м/с – получаем форму полукруга,

если Vв
= 2 м/с – сектор с углом 90°.

9. Расчет зоны площади заражения, SЗХЗ
:

км2

где φ° – угловые размеры зоны заражения.

км2

10. Расчет времени подхода облака к заданному объекту, tпод
:

час
час

Рисунок 1. Схема зоны химического заражения

3.Защита
населения от аварийно химически-опасноговещества – хлора

При разрушении емкости происходит бурное (в зависимости от давления) испарение хлора. Доля мгновенно испарившегося хлора зависит от температуры хранящегося жидкого хлора. Чем выше его температура, тем большая доля хлора практически мгновенно испаряется при аварийном выбросе (20% при 20°С и 30% при 40°С). При этом образуется так называемое первичное облако с концентрациями, значительно превышающими смертельные концентрации. Продолжительность поражающего действия первичного облака хлора на небольших удалениях от места аварии будет составлять от нескольких десятков секунд до нескольких минут.

Хлор обладает сильным токсическим и раздражающим действием. Оказывает раздражающее воздействие на глаза и органы дыхания. При вдыхании вызывает судорожный, мучительный кашель. В тяжелых случаях происходит спазм голосовых связок, отек легких. Оказывает сковывающее воздействие на центральную нервную систему.

mirznanii.com

Аварии с выбросом опасных химических веществ: примеры

В настоящее время стремительно увеличивается ассортимент химических веществ, применяемых в быту, промышленности, сельском хозяйстве. Многие из них вредны и токсичны. При аварии с выбросом аварийно-химических опасных веществ в зону поражения попадают люди, животные, растения, водоемы, почва, воздух, причем не только в районе бедствия. Последствия катастроф распространяются и на близлежащие территории. Далее рассмотрим подробнее, что происходит при аварии с выбросом опасных химических веществ. Примеры некоторых случаев также будут описаны в статье.

Школьный курс

Еще в общеобразовательном учреждении дети узнают о тех предприятиях, на которых могут произойти аварии с выбросом опасных химических веществ. ОБЖ (8 класс) знакомит учеников не только с основными причинами катастроф. Дети получают базовые знания о том, как нужно себя вести при таком ЧП. Однако это не вся информация, которую нужно знать об аварии с выбросом опасных химических веществ. ОБЖ – это основы безопасности, и в рамках нескольких уроков нельзя охватить всю проблему. А она стоит сегодня достаточно остро и имеет международный масштаб.

Общая характеристика предприятий

Как выше было сказано, опасные химические соединения достаточно широко используются человеком сегодня. Если говорить о промышленности, то наиболее крупные запасы сконцентрированы на оборонных, металлургических, нефтеперерабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятиях. Безусловно, используются токсичные соединения и в химической промышленности. Также определенный объем вредного сырья присутствует на мясомолочных заводах, в холодильниках, на торговых базах и складах. Токсичные соединения можно обнаружить на объектах ЖКХ. Все эти предприятия представляют серьезную угрозу. На них всегда существует вероятность аварии с выбросом опасных химических веществ.

Основные вредные соединения

Наиболее широко в промышленных масштабах используются:

  • Фтористый и бромистый водород.
  • Бензол.
  • Фосген.
  • Метилмеркаптан.
  • Синильная к-та.
  • Двуокись серы.
  • Нитрил акриловой кислоты.
  • Аммиак.
  • Сероводород.
  • Хлор.

Как правило, большинство токсичных соединений находятся в виде жидкости либо газа. При хранении, применении, перевозке в производственных целях газообразные вещества приводят в жидкое состояние путем сжатия. Этот процесс используется для уменьшения объема сырья. Однако вероятность аварии с выбросом опасных химических веществ только увеличивается.

Классификация катастроф

При аварии с выбросом опасных химических веществ создается зона поражения. Токсичные соединения имеют способность быстро перемещаться в воздухе. Так, при аварии с выбросом опасных химических веществ соединения, двигаясь с приземным потоком ветра, могут распространиться на десятки километров. При этом на своем пути они поражают все вокруг. Аварии с выбросом аварийно химических опасных веществ подразделяются на категории в зависимости от масштаба зоны заражения. Так, могут произойти частные, региональные, объектовые, местные, глобальные катастрофы. К последней категории относят аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в мире. Примеры этих катастроф показывают, насколько серьезна проблема использования токсичных соединений человеком.

ПДК и «токсодоза»

Первая аббревиатура означает «предельно допустимую концентрацию» токсических веществ. Также вместе с этим понятием используется и термин «токсодоза» (токсическая доза). Эти определения характеризуют свойства вредных соединений. Максимально допустимое содержание – это такая концентрация, которая при ежедневном влиянии на организм людей на протяжении продолжительного периода не вызывает заболеваний либо патологических изменений, которые могут быть выявлены с использованием современных диагностических методов. ПДК относится к рабочему восьмичасовому дню. Этот показатель не используется для оценки вреда при аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. В мире достаточно широко используется понятие «токсодоза». Этот показатель отражает объем соединений, способный вызвать токсический эффект.

Особенности

Следует сказать, что аварии с выбросом опасных химических веществ (фото некоторых катастроф представлены в статье) отличаются ограниченным периодом действия вредных компонентов. Величина ущерба окружающей среде и человеку будет зависеть от масштаба и токсичности соединений. При аварии с выбросом опасных химических веществ (примеры в мире — тому подтверждение) создается не только угроза здоровью, но и зачастую жизни людей.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ: примеры ЧП за рубежом

В 2012 году, 17 января, стало известно о катастрофе в г. Брюль на одном из заводов по производству оборудования. В результате аварии произошла химическая реакция, образовалось облако хлора. В катастрофе пострадало 39 человек. Из них в больницу было отправлено 16. Всего с завода было эвакуировано 300 сотрудников. 27 июня 2011 года в США, штате Арканзас, на одном из перерабатывающих предприятий, принадлежавших крупнейшему производителю мяса Tyson Foods, произошла авария, в результате которой отравление хлором получили 170 работников. Как отмечали местные СМИ, причиной катастрофы стало случайное смешение разных токсичных соединений. В момент ЧП на предприятии присутствовало около 600 сотрудников. Госпитализировано было 173 человека.

Транспортные ЧП в разных странах

20 мая 2012 года около немецкой ж/д станции Мюльхайм сошел с рельсов товарный состав, перевозивший химикаты. В результате ЧП разлилось большое количество хлорацетата натрия, битума и нефтяного гудрона. В радиусе 0.5 км были эвакуированы люди, а сама железнодорожная ветка была временно закрыта. В 2011 году, 11 июля, неподалеку от г. Дебелец (Болгария) перевернулась автоцистерна, следовавшая из Турции. В результате аварии произошла утечка винилбензола. Около 2.5 тысяч человек было эвакуировано из зоны поражения. В том же году неподалеку от Букингемского дворца из грузовика выпала цистерна с химикатами. В результате этой катастрофы эвакуация людей произведена не была. Однако власти оцепили местность в радиусе 25 метров.

Статистика по РФ

В период с 1985-го по 1990-й на отечественных предприятиях произошло порядка 120 крупных катастроф. Эти происшествия были связаны с хранением, транспортировкой и использованием в производстве токсичных соединений. В течение 1994 года было зафиксировано около тысячи катастроф этого типа. В России сегодня функционирует порядка 3 000 химически опасных объектов.

Зарегистрированные случаи в РФ

Аварии с выбросом опасных химических веществ, примеры которых будут описаны далее, произошли по разным причинам. В целом катастрофы случаются вследствие технических ошибок, механических повреждений, разгерметизации емкостей, столкновений с транспортом. В 2013 году стало известно об аварии в Липецке. Катастрофа произошла на местном металлургическом комбинате. В результате выброса сорного бензола в ходе аварии погибло 2 человека. ЧП не сопровождалось горением и взрывом. В ходе спасательной операции сотрудники комбината были эвакуированы. Не было зафиксировано и угрозы для жизни населения близлежащих районов.

Происшествия в 2012 году

К сожалению, аварии с выбросом опасных химических веществ в России (примеры их можно встретить в литературе чаще, чем описание ЧП в других странах) не являются редкостью. Так, в 2012 году было зафиксировано несколько крупных катастроф:

  • В Пермском крае, в г. Березники, на заводе «Ависма» 14 ноября произошла авария. Эта катастрофа унесла жизни трех мужчин. 21 человек при этой аварии был госпитализирован. Первоначально было сообщено, что гибель людей произошла вследствие утечки хлора. Однако, как позже заявили представители МВД, в воздух было выброшено другое раздражающее вещество. Катастрофа на предприятии произошла из-за проведения работ при отключенном вентиляторе.
  • На заводе «Девон», производящем полимеры, в п. Левашово в Выборгском районе СПб в результате разлива 100 л метилзоцианата пострадало трое.
  • В Москве 12 июня на одном из хладокомбинатов произошел выброс аммиака в объеме 1 литр. В момент ЧП на территории предприятия находилось 12 человек. Все сотрудники были эвакуированы. Пострадавших при этой катастрофе не было.
  • В конце мая, также в Москве, на одной из плодоовощных баз произошел выброс фреона. Это соединение использовалось при производстве аэрозолей и парфюмерии, для тушения пожаров и в работе холодильных установок. В результате этого ЧП пострадало 4 человека.
  • В Кургане 19 мая на местном фармацевтическом заводе разлилось 20 л хлоросодержащего соединения. Катастрофа произошла в цехе № 1, в блоке по производству синтетического препарата. Соединение разлилось по площади 10 м2. В результате ЧП пострадало трое.
  • 17 мая была зафиксирована утечка хлора на заводе «Корунд» в г. Дзержинске Нижегородской обл. Один сотрудник был госпитализирован с отравлением. Семеро пострадавших получили помощь непосредственно на месте. В медучреждения после происшествия обратилось еще 8 человек.

Катастрофы в РФ в 2010 году

22 ноября случился прорыв трубопровода на одном из хладокомбинатов на севере Москвы. В нем находился аммиак. ЧП произошло вследствие разгерметизации трубы. При этом сработала автоматическая защита, в результате чего подача аммиака была прекращена. Сотрудники предприятия были эвакуированы. В катастрофе пострадавших не было. В Екатеринбурге 21 октября случился выброс одоранта (химически опасного соединения). Ветром пары отнесло в стороны г. Березовский и Калиновки. Специалисты оперативно обнаружили участок утечки и перекрыли его. Используя раствор марганца, спасатели также произвели нейтрализацию соединения в почве. Угрозы для людей не было. В ночь с 14-го по 15-е февраля в г. Краснокамске на ЗАО «Проихимпермь» производился перелив растворителя. Во время проведения работ разорвался шланг. В результате этого на площадку вылилось 2 м3 растворителя. Под уклоном соединение ушло сквозь канализационный коллектор на очистные сооружения и далее в водохранилище. В результате этого ЧП без воды осталось более 50 тысяч человек, так как снабжение было отключено на время устранения последствий катастрофы.

Транспортные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в России: примеры

В 2012 году, 6 февраля, в Новосибирской области на ст. Болотная произошла утечка гидрата аммиака из ж/д цистерны. Во время стоянки вытекла четверть объема содержимого. Часть аммиака разлилось по пути следования. Вместе с грузовым составом протекающая цистерна прибыла на ст. Химзаводская Куйбышевской ж/д. Там ее отцепили и отправили в тупик. Годом ранее, в 2011-м, в начале ноября, перевернулась автоцистерна с аммиачной водой. Из общего объема (12 т) вытекло около 200 л. Прибывшие пожарные смыли раствор. Горловина цистерны была загерметизирована. На станции Челябинск (Главный) в том же году, в ночь на 1 сентября в одном из вагонов было обнаружено задымление. При проверке было выявлено, что в нем находился бром в стеклянных емкостях. Несколько из них разбилось. Сотрудниками станции в оперативном порядке вагон был перевезен на безопасное расстояние. Было выставлено оцепление. В тот же день разлив брома был полностью ликвидирован. По данным следственного комитета, от выброса паров пострадало 132 человека, 52 из них были направлены в больницу.

В заключение

Это далеко не все аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в России. Примеры, приведенные в статье, это только официально известные случаи. Некоторые катастрофы не получили огласки. Вероятно, это связано с небольшими их масштабами. Однако стоит сказать, что каким бы он ни был, в любом случае токсичные соединения наносят непоправимый вред как людям, так и окружающей среде. Аварии с выбросом опасных химических веществ в России – одна из основных проблем, стоящих перед правительством. Наиболее остро стоит вопрос обеспечения защиты населения от токсического воздействия. Для повышения безопасности объектов, чтобы предотвратить аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ, в России должна быть усовершенствована система подготовки персонала, модернизировано оборудование, ужесточены правила поведения на таких предприятиях.

fb.ru

Часть «А» — это. 3. Поражающие факторы химических аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ это:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Школьный этап. (8-9 классы) ОУ. Фамилия, имя, отчество. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Задание. Что должен делать велосипедист, который

Подробнее

Календарно-тематическое планирование

Заплан. дата Фактич. дата п/п ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Календарно-тематическое планирование Предмет: ОБЖ Класс: 8 А,Б,В,Г Учитель: Летова М.А. Всего часов на учебный год: 34 Количество часов

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Характеристика особенностей программы: Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель),

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ, 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ разработана на основании следующих нормативных правовых документов: Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.2.202 273 — ФЗ Приказа Министерства образования

Подробнее

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты обучения: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа базового уровня по курсу ОБЖ для обучающихся 8 класса 2016-2017 учебного года составлена на основе: — Федерального компонента государственного образовательного

Подробнее

ТУР (ОБЖ КЛАСС) СЕКЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ Муниципальный этап, 2012-2013 г.г. Ответы и решения: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР (ОБЖ — 10 КЛАСС) СЕКЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ (ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 2 БАЛЛА) Тестовые задания 1. Первоначальное

Подробнее

Содержание курса. Пояснительная записка

Содержание курса. Пояснительная записка Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 «А» класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и на

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8 классов разработана с учетом требований Федерального компонента Государственного образовательного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе образовательной программы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного

Подробнее

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС п/п Тема урока Кол. часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля план Дата факт 1 Промышленные аварии и катастрофы. 1.Понятие

Подробнее

СИГНАЛ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

СИГНАЛ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» Способ подачи сигнала: ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ С ПОМОЩЬЮ СИРЕН, ГУДКОВ И ДРУГИХ ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ГОРОДАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С какой целью подается: Для привлечения

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основании: Учебного плана МБОУ «Средняя школа 5» на 206/207 учебный год. Положения

Подробнее

Рабочая программа по ОБЖ. 8 класс

Приложение к ООП ООО (п.4.3) Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Учитель Абрамов Александр Алексеевич д. Шапша 2015 2016 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа для 8 класса средней общеобразовательной

Подробнее

6.2. Химически опасные объекты

1 6.2. Химически опасные объекты Химически опасные объекты (ХОО) — это предприятия, лаборатории, хранилища, транспорт, имеющие или перевозящие сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). В настоящее время

Подробнее

Отравления ядовитыми растениями!

Отравления ядовитыми растениями! Известны две категории причин отравления ядовитыми растениями. Первая использование растений в пищу по незнанию на местности или в походах. Вторая категория причин этих

Подробнее

Правила поведения в условиях ЧС.

. Правила поведения в условиях ЧС. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Немедленно звоните по городскому телефону 01. По мобильной связи : МТС-101. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию.

Подробнее

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ

Страница: 1 Дата составления: 28/04/2015 Дата выпуска новой редакции: 02/12/2014 Номер редакции: 1 Раздел 1 Реквизиты вещества / препарата и компании / предприятия 1.1. Идентификатор продукта Наименование

Подробнее

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 8 «а», 8 «б» классов на 2015-2016 учебный год Санкт Петербург 2015 1 Рабочая программа предмета разработана на основе Приказа Министерства образования Российской

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс разработана: Петровой Л.А. учителем ОБЖ Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «основы безопасности жизнедеятельности»

Подробнее

УДК :614 ББК 68.9я72 Л27

УДК 373.167.1:614 ББК 68.9я72 Л27 Л27 Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Полякова, М. И. Кузнецова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука «Основы безопасности

Подробнее

Тематика и расчет часов учебных занятий

Примерная программа обучения персонала ДОУ 8 в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Тематика и расчет часов учебных занятий тем Наименование

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и Основной образовательной

Подробнее

Рабочая программа по ОБЖ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 Юго-Западного окружного управления Департамента образования г. Москвы Рабочая программа по ОБЖ Класс 8 Всего часов

Подробнее

docplayer.ru