Что изучает социальная психология – Социальная психология — Википедия

Содержание

Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При

выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

samopoznanie.ru

Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы

1. Социальная психология как наука.

2. Место социальной психологии в системе гуманитарных наук.

3. Основные этапы развития социальной психологии.

4. Структура и задачи социальной психологии.

5. Методы социальной психологии.

  1. Социальная психология как наука

Многие из вас уже занимались исследованиями в области социальной психологии. Не удивляйтесь. Универсальным хобби для многих людей являются наблюдения за окружающими. Наблюдая за другими, мы формируем собственные представления о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга, как относятся друг к другу. Мы наблюдаем, как определенные обстоятельства влияют на поведение людей, как эти люди меняются при общении с разными людьми и в зависимости от конкретной ситуации. (Вспомним детскую сказку «Золушка», где главная героиня Золушка на балу была яркой и прекрасной незнакомкой, а в доме злой мачехи – незаметной «серой мышкой». Французский философ и беллетрист Жан-Поль Сартр (1946) не нашел бы ничего странного в случившемся с Золушкой. По его убеждению, мы, люди, «всегда принадлежим ситуации». «Нас невозможно отделить от ситуации, поскольку она формирует нас и определяет наши возможности»).

Внутренний мир человека не является крепостью, закрытой от проникновения извне чего-либо, а наши собственные решения и поступки не являются результатом только нашего желания и больше никого. Поскольку человек с самого рождения живет среди других людей, он формируется как личность только в человеческом обществе путем социализации (т.е. путем присвоения богатств общечеловеческого опыта), индивидуальная психология каждого человека – это частичка общечеловеческого, социального опыта, ставшего его достоянием, преобразованного в личном опыте и приобретшего индивидуальные оттенки.

Жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности. Так, например, гордыня (качество человека, ставящего себя выше других) осуждается во многих религиях.

Так мы приобретаем социально-психологические знания, которые потом используем в жизни. Но это житейские знания. Социальные психологи-профессионалы в сущности делают тоже самое, только более системно (формируя теории) и более скрупулезно (проводя многочисленные эксперименты, которые воссоздают социальные драмы в миниатюре и позволяют выявлять их причины и следствия).

Социальная психология и есть такая наука, которая изучает воздействие на нас различных ситуаций, уделяя особое внимание тому, как мы воспринимаем друг друга, и как воздействуем друг на друга.

При этом она задает те вопросы, которые интересуют всех и каждого:

— Что люди думают друг о друге? Насколько верны наши представления о самих себе? О наших друзьях? О незнакомых нам людях? Насколько сильна связь между нашими мыслями и поступками?

— Как и в какой мере люди могут влиять друг на друга? Насколько крепки невидимые нити, опутывающие каждого из нас? Насколько сильно воздействие наших гендерных ролей? Нашей группы? Нашей культуры? Каким образом можно противостоять социальному давлению, даже если оно исходит от влиятельного большинства?

— Каковы формы наших взаимоотношений с окружающими нас людьми? Почему в одних ситуациях мы причиняем им боль, а в других – пытаемся помочь? И возможно ли, чтобы сжатый кулак превратился в открытую для рукопожатия ладонь?

Все эти вопросы взаимосвязаны – они касаются того, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Именно этим и занимается социальная психология. Она изучает установки и убеждения, конформизм и независимость, любовь и ненависть. Строго говоря, Д. Майерс дает такое определение социальной психологии это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Итак, социальная психология выясняет, по каким законам строится поведение человека в обществе других людей, как это социальное окружение может влиять на поведение человека, какие механизмы включаются, когда люди вступают во взаимодействие или общаются друг с другом – все это и изучает социальная психология.

Традиционное принято считать, что социальная психологияэто отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Социальная психология возникла на стыке наук психологии и социологии, и до сих пор положение социальной психологии носит пограничный, двойственный характер. Это отражается в том, что:

  • объективно существует такой класс общественной жизни, который может быть исследован при помощи социологии и психологии;

  • социальная психология исторически вызревала в недрах и социологии, и психологии;

  • социальная психология – это наука практическая, исходит из потребностей реальной жизни.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?» Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии. Социальная психология изучает

личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе. Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это, прежде всего, психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т.д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Но большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. Так, социальный психолог Галина Михайловна Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

studfiles.net

Социальная психология

2

Социальная психология как наука и практика.

Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические характеристики групп, проблемы внутри групповой динамики, внутри групповых и межгрупповых отношений. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая групповой разум, групповую волю, групповое решение. Социальная психология изучает социальную психику или массовидные явления психики: психологию классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок, общественное мнение и психологический климат, массовые действия и эмоциональные групповые состояния. Изучаются традиции, обычаи, мода, мораль, нравы.

Предмет социальной психологии (по Г.М. Андреевой): Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

1

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.)

2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой.

3 этап с середины 40х годов XX века и продолжается до наших дней – связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, теория отступает на второй план. Разрабатываются социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения.

3, 4

Человек и культура.

Культура – сфера всей человеческой жизни: материальной, духовной и интеллектуальной. Культура это уклад жизни народа проживающего на определенной территории. Культура охватывает различные социальные институты, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, стили мышления, стереотипы поведения, особенности самовыражения, язык, а также средство передачи жизненного опыта через поколения.

Язык весьма существенно влияет на психологию народа; Наиболее важным является язык, на котором человек думает. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках.

Миф – включает в себя не только фантастические представления о мире, но также ценности и идеалы. Мифы часто определяют потребность человека видеть вещи в определенном свете. Мифы, передаются всей культурой общества, формируя установки людей, влияя на вкусы и знания.

Обычай — представляет собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно важных для человека событиях во вступлении в брак, рождение ребенка, похоронах… Язык, мифы, обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа.

51

Общение. Речь и общение.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые в потребности совместной деятельности и включающие в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

57, 58, 59

Стороны общения: Коммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Персептивная – означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

51

Виды общения

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Невербальное общение – средством передачи информации является невербальные знаки.

53

Главным средством общения является язык – это система знаков служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь – главный фактор психического развития человека, формирование его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Содержательность речи – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей. Понятность обусловлена объемом знаний слушателей. Выразительность, связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом.

53

Виды речи.

Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Внутренняя ‑ направлена на себя носит свернутый сокращенный характер. Устная – протекает в меняющихся условиях отличается сокращенным количеством слов и простотой построения. Письменная – имеет сложную смысловую программу, четкий замысел предъявляет повышенное требование к мыслительной деятельности. Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Монологическая речь – требует тщательного отбора слов и оборотов, предъявляет высокие требования к говорящему. Аффективное – нет замысла, очень проста, ограничена.

7

Социальный контроль.

Воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения формируя собственные цели и ценности человек, ориентируется на окружающий социум, человек связан с обществом нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека, но это влияние носит не только формальный, но и скрытый психологический характер. Социальный контроль – это влияние общества на установки, представление, ценности, идеалы и поведение человека. В социальный контроль входят экспектаций нормы и санкции. Экспектаций – требования окружающих по отношению к данному человеку выступающие в форме ожидания. Это не столько прямые, сколько косвенные требования. Вполне вероятно, что в одной и той же ситуации экспектаций по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Многие требования ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положение в обществе и социальной роли. Социальные нормы – это некие образцы предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Нормы выступают как определенные правила, выработанные принятые, которым должно подчиняться поведение, чтобы совместная деятельность была возможна.

9

Признаки социальных норм.

Общезначимость – нормы не могут распространяться только на одного человека, не затрагивая поведения большинства. Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов. Наличие субъективной стороны — человек в праве решать сам принимает ли он нормы группы или общества, будет выполнять или нет. Взаимозависимость — в обществе нормы взаимосвязаны, некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Санкции – все процедуры при помощи которых, поведение приводится к норме социальной группы. Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

10

Виды санкций.

Негативные – направленные против человека отступившего от социальных норм. Позитивные – направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. Формальные – налагаются официальными общественным или государственным органом или их представителем. Неформальные – предполагают обычно реакцию группы, друзей, родственников, знакомых.

8

Формы социального контроля.

Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической школой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью общества и определяются ею.

Табу – включает себя систему запретов на совершение, каких либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. Чаще табу возникает в наиболее значимые или ответственные моменты. Предметы, суеверия, предрассудки – это факторы внутренних запретов или ограничений, связанных с внутренним табу.

Широко контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе – обычай. Обычай усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем самым отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного народа; передается из поколения в поколение; определяется менталитетом. Традиции имеют глубокие корни их очень трудно изменить или преодолеть. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла данной социальной группы или общества мораль.

Мораль – регулирует неформальные отношения в социуме, и часто противопоставляются закону, как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно запрещают в связи с их представлениями по поводу хорошего и плохого.

Нравы – то, что принято в данном обществе.

Совесть — представляет собой, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В. Далю совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру. Отвращающая ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; и рожденная, правда, в различной степени развития.

Манеры – включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать, что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия, основной вид деятельности.

Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и, прежде всего семейного воспитания. Если привычки сформированы под влиянием общественных норм, они диктуют человеку шаблоны социального поведения.

Особой формой социального контроля является этикет – представляет собой установленный порядок поведения, или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям. Этикет регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах.

16

Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии.

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих. Специфической особенностью является: прямо хождение, приспособление рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Индивид – единичный представитель человеческого рода. Личность – человек, как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность – непохожесть, неодинаковость, сочетание интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств личности, которым конкретный человек отличается от других людей. Социальное положение – место индивида в определенной конкретной ситуации. Социальная роль – нормативно одобренный образ поведения, выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус отвечает на вопрос «Кто он?», а социальна роль «Что он делает?». Особенность исполнения социальной роли зависит от: Индивидуальных психологических особенностей личности. От усвоенных социальных установок, ценностных ориентации.

21

Группы и их классификаций.

Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные более или менее устойчивые общности называются группами. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например: наличие и характера совместной деятельности, особенности организации и т.д.

Классификация групп (по Г.М. Андреевой)

Условные группы – объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия) Реальные личности, включенные в такую группу не имеют прямых межличностных отношений могут не знать ничего друг о друге. Реальные группы ‑ реально существующие как общности в определенном пространстве и времени характеризуются тем, что связаны между собой объективными взаимоотношениями (общие интересы, цели, идеалы.) В зависимости от количества участников выделяют малые и большие группы. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей связанных взаимными контактами (3-15 человек.) В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в той или иной группе, выделяют: референтные группы – на которые ориентируются человек в своих ценностях и поведении. Группы риска. В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть: официальными – когда их деятельность закрепляется специально, и неофициальными когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой.

22

По характеру и формам организации деятельности выделяют уровни развития групп

Наименование группы

Структура

Форма деятельности

Цели деятельности

Неорганизованные группы (ассоциации, случайная, толпа)

Нет или стихийная

Самостоятельная

Личные

Внешние организованные группы (производственная организация, учебная, кооперация)

Регламентированная из вне

Внешней и внутренней организации группы

Общая

Внутренне организованные группы:

А) корпорация (группа бизнесменов, бандитская шайка)

Б) Коллективы

Внутренняя

Совместно

Личные, групповые

Неорганизованные группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения строятся по лично значимым целям (группа друзей, приятелей). Корпорация – это группа, объеденная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки (работающие только на себя) стремящаяся осуществить свой групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Кооперация – это группа, которая отличается реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер. Коллектив — устойчивая по времени организованная группа людей со специфическими органами управления, объеденных целями совместной общественно полезной деятельностью и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Конформность – внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество. Ядро коллектива – группа членов коллектива формирующая общее мнение. Сплоченность группы – это характеристика системы внутригрупповых связей показывающая степень совпадений оценок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

23

Социально психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики обусловленная особенностями жизнедеятельности данной группы (эмоции, интеллект, настроение, мнение.) Модели совместной деятельности: совместно индивидуальная деятельность — каждый член группы делает свою часть общего задания, независимо от других (бригада строителей, авто слесарей). Совместно последовательная деятельность — общая задача выполняется последовательно каждым членом группы. Совместно взаимодействующая деятельность — задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими. Признаки благоприятного социально психологического климата: доверие и высокая требовательность друг к другу. Доброжелательная и деловая критика. Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнений. Терпимость к чужому мнению; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым человеком.

24

Психология малой группы. Малая социальная группа – это группа людей объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. По определению польского социолога Щепаньского количественный состав малой группы – от 3-15 человек Психология малой группы включает в себя такие понятия как: роли, нормы, лидерство, руководство, типы поведения, групповой процесс.

Роли – это поведение, принятое членами группы и рассматривается ими как соответствующие групповым интересам. Потребность в той Ии иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. В самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи как: вожак, нытик, скептик. На этом основании все групповые процессы распределены на двух осях: гнев – любовь, сила – слабость. Келлерман выделил 8 основных типов ролей, разделенных на 4 пары противоположностей: романтик – проверяющий; Невиновный – вечно виноватый; Философ – ребенок; Пуританин – объединяющий. Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

25

Типы поведения в малой социальной группе.

Выделяют 4 основных типа поведения людей: Обособляющий – хорошо выраженная индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможна только в условиях самостоятельности. Ведомый – конформный согласен добровольно подчиняться. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенным и компетентным человеком. Лидирующий человек — ориентирован на власть в группе, оптимальное решение задач возможно при условии подчинения к себе других. Сотрудничающий тип – постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

26

Групповая динамика – совокупность внутри групповых, социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы.

27

Фазы группового развития: Ориентация и зависимость – происходит адаптация к новым людям. Конфликт и протест – проявляется как самоутверждение, распределение ролей. Активные и пассивные, лидирующие и угнетенные, любимчики и не любимчики. Развитие и сотрудничество – снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число конфликтов, появляется потребность в своей принадлежности к группе, групповым нормам, ценностям, актуальным становится чувства ответственности за общие интересы; Целенаправленная деятельность – группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.

42

Психология больших социальных групп.

Социальная группа – любая совокупность индивидов находящаяся во взаимодействии, объеденная общими интересами и оказывающая друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы: развитие определенный набор социальных норм регулирующих взаимодействие. Своя ролевая структура. Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. Классы — это большие группы людей различающиеся по месту в исторически определенной системе, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда. Признаки образования классов: Наличие или отсутствие собственности на средство производства. Работа на себя и других. Доля общественного продукта, которая достается людям в зависимости от класса (классовое неравенство) Капиталистическое общество — буржуазия и люмпены. Советское общество ‑  рабочие, крестьяне, интеллигенция. В любом обществе – бездомные и нищие. Социально психологические признаки классов: Социальный статус – означающий положение в социальной иерархии. Определенный образ качества и стиль жизни. Шкала ценностей система потребностей и интересов. Традиции установки картины мира, стереотипы, привычки, круг общения. Классовая структура общества зависит от типа государства, экономики, общества. Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты: Политический, экономический, социологический, социально психологический. Интересы классов выражают партии, которые создаются в обществе и причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Партия – любая политическая группа представленная на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти. Партия создается для распространения политики кругом лиц борющихся за свой материальные интересы, моральные ценности, личную безопасность. Ведущей характеристикой партии является психология политического воспитания. Партия отстаивает и навязывает обществу свою волю методами организованной борьбы. К числу больших социальных групп относятся и массовые движения – человеческие общества, как правило, непрочные и случайные. Социально психологические признаки: Отсутствие организованности. Слабым взаимодействием. Анонимностью. Люди объединяются по разным причинам: Защита окружающей среды; Движение за гражданские и потребительские права; Политические, религиозные, расовые движения. Иногда массовые движения называют «Реформаторскими» или «Революционными» к ним относятся: Национально культурные общества; профессиональные общества; Культурно воспитательные общества; Различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации. Общности краткосрочного оперативного действия (комитеты поддержки) Социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов (профсоюзные и молодежные движения)

44

Образ качества и стили жизни.

«Страт» слой, т.е. какую либо общность, социальную группу. Каждый страт характеризуется определенным образом жизни – устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личностей и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведений. Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности в особенности одежды, манере говорить, ходить. Виды образа жизни: Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное потребление алкоголя. Нравственно здоровый, отвечающий содержанием основных ценностей и культуры. Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность. Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения. Студенческий который ассоциируется с беззаботностью и легким отношением к жизни. Отдельно выделяют: Армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образцы жизни, а так же образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры «белых воротничков», торговых работников, преступников. Качество жизни – характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образование, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью. Уровень жизни – фиксирует только соотношение доходов и расходов; качество жизни учитывает, живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным или личным транспортом. Стиль жизни не менее существенная социально психологическая характеристика образуется из таких поступков и предметов собственности, которые понимаются как символы положения занимаемого личностью в той или иной структуре (деловой, творческой)

45

Психология толпы

Социально-психологическая сущность толпы. Толпа это неорганизованная контактная общность, которая характеризуется высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на человека в толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности. Социально — психологические особенности толпы: Повышение групповой внушаемости. Повышение эмоциональности восприятия действительности. Подавление чувства ответственности за собственные поступки. Появление чувства силы и сознания анонимности. В различных условиях могут складываться неодинаковые общности (толпа), а их поведение может принимать разнообразную направленность. Механизмом развития толпы является массовые общения, обладающие свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Основным средством воздействия является слово причем в основном эмоциональная лексика: призывы, междометия, внушение, заражение, убеждение, разъяснение, подражание. Толпа не всегда возникает случайно, стихийно довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. Для того чтобы собрать толпу участники толпы могут использовать в качестве способов психического воздействия ультиматум, пикетирование (шторм административных зданий), «живое кольцо» и захват заложников.

studfiles.net

Социальная психология

  1. Социальная психология – это …

  • наука, изучающая механизмы, условия, противоречия, движущие силы, направления и формы психического развития человека

  • отрасль психологической науки, которая изучает человека в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми, а также проявления его индивидуальных и универсальных свойств

  • наука, изучающая закономерности человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах

  • отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей

  1. Социальная установка — это:

А) Аттитюд

Б) Отношения личности к социальным явлениям

В) Устройство для проведения социально-психологического эксперимента

Г) Результат взаимодействия социальной потребности и социальной ситуации

  1. Общение — это, прежде всего:

 

А) Информационный обмен

Б) Взаимодействие людей в ходе выполнения совместной деятельности

В) Понимание партнера по общению

Г) И то, и другое, и третье

  1. Кто впервые ввел термин «социальная психология»? 1.       А.Н. Леонтьев 2.       Дж. Брунер                 3.       Л.С. Выготский

4. А. Аршавский

  1. Какой этап делового общения помогает определить стратегию и тактику общения? 1.       этап ориентации              2.       этап контакта 3.       этап принятия решения

4. этап идентификации

  1. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:

а) в психологии масс;

б) в теории инстинктов социального поведения;

в) в психологии народов;

д) в функционализме;

  1. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

а) соперничество;

б) спор

в) компромисс;

г) приспособление;

  1. В социальной психологии под рефлексией понимается:

а) познание субъектом самого себя;

б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;

в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;

г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;

  1. . «Школа человеческих отношений» ее основоположник:  

   а) Мэйо

   б) Морено

   в) Тейлором

   г) К. Левиным

  1. «Невербальное общение» как вид, это:

  1. “с глазу – на глаз”

  2. с помощью посредника (телефон, письмо и др.)

  3. с помощью мимики, жестов

  4. с помощью взгляда

  1. «Институты социализации» – это:

  1. группы, организации, в которых личность приобщается к системам норм и ценностям общества (семья, школа, армия и др.)

  2. совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей, включающих в себя все социальные группы

  3. конкретные люди, помогающие адаптироваться в обществе

  4. комплекс необходимых мер влияния на группу, общество с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития

studfiles.net

Что изучает в личности социальная психология?

Социальная психология в отличие от дифференциальной рассматривает человека как личность, он постоянно взаимодействует с другими субъектами.

Социальная психология изучает такие явления:
  • Феномен взаимодействие между людьми, он может быть между межличностным и межгрупповым.
  • Психологические процессы, свойства и состояния индивида, которые можно заметить в результате его общения с другими людьми и социальными группами (семья, трудовые группы, учебные группы). Проявления личности в группах могут изучать: агрессивность, общительность, конфликтогенность, совместимость с людьми и др.
  • Массовые психические явления: паника, поведение толпы, слухи, массовые энтузиазм, мода, апатия, страхи, ликование и т.д.
  • Психологические процессы, свойства и состояния социальных групп — групповые состояния, лидерства, действия, сработанность, сплоченность, конфликтность группы.

Основные объекты исследования в социальной психологии

Выделяют такие объекты изучения социальной психологии: «личность — личность» (продавец — клиент, врач — больной, родитель — ребенок), малая группа (семья, группа друзей, группа в классе, трудовая бригада), «личность — группа» (руководитель — коллектив, командир — взвод, учитель — школьный класс), «группа — группа» (групповые переговоры, соревнование команд, межгрупповые конфликты), большая социальная группа (партия, социальный слои, общественное движение).

Взаимодействие
Рис. 1. Объекты исследования в социальной психологии.

Поэтому, социальную психологию можно определить как психологическое явление, которое изучает (состояния, процессы и свойства) индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Социальная психология изучает индивидуума в его социальной группе, а точнее его позиционирование по социальной лестнице, она выявляет его устойчивость, лидерские качества, манипуляции, способы управления.

Что изучает социальная психология — видео

pristor.ru

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

biograf.academic.ru

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

dikc.academic.ru