Что изучает бжд – Основные термины и понятия БЖД. БЖД как наука и ее главная задача » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Содержание

Безопасность жизнедеятельности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 20 правок.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука, изучающая опасности и способы ликвидации и защиты от них. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Основная цель БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативных опасностей (воздействий) антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных или безопасных условий жизнедеятельности .

Воздействие антропогенных опасностей нарушает нормальную жизнедеятельность людей, вызывает аварии, приводящие к чрезвычайным ситуациям (ЧС) и катастрофам, в том числе экологическим. В настоящее время сформирована тревожная тенденция нарастания губительного воздействия опасных природных явлений и процессов. При всей специфике ситуаций в конкретных странах и регионах они обусловлены ростом народонаселения, концентрацией его и материальных богатств на сравнительно ограниченных территориях, а также изменением характера генезиса природных катастроф. Вторгаясь в природу и создавая все более мощные инженерные комплексы, человечество формирует новую, чрезвычайно сложную систему, включающую техносферу, закономерности развития которой пока неизвестны. Это приводит к увеличению неопределенности информации о функционировании техносферы, энтропийности протекающих в ней процессов, к риску возникновения технологических катастроф — крупномасштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте, загрязнению биосферы высокотоксичными и радиоактивными отходами производства, угрожающими здоровью миллионов людей.

Безопасность

ru.wikipedia.org

БЖД как учебная дисциплина — Мегаобучалка

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

· прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;



· создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука оБЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского,«жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

 

 

Правое регулирование в области обеспечения безопасности: Законы и нормативные акты в области

megaobuchalka.ru

Безопасность жизнедеятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

658.382(07)

Б40

С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов, И.С. Окраинская,

И.П. Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова, А.В. Хашковский

Учебное пособие

с элементами самостоятельной работы студентов

Часть I

Под редакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2009

УДК 658.382(075.8) + 614(075.8)

ББК Ц69.я7

Б40

Одобрено

учебно-методической комиссией

механико-технологического факультета

Рецензенты: Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Б40

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие с элементами самостоятельной работы студентов / С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. – 247 с.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений и содержит основные определения и понятия по безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Изложены сведения об источниках и негативных воздействиях на организм человека основных факторов производственной среды; описаны методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности.

Пособие предназначено для студентов вузов и может быть полезно работникам служб, занимающихся вопросами охраны труда и окружающей среды.

УДК 658.382(075.8) + 614(075.8)

ISBN

 Издательский центр ЮУрГУ, 2009

Введение

Мировоззрение человека складывается к 20–25 годам его жизни. В мировоззрении нашего современника, в нашем российском менталитете есть один пробел, всего один, но он существенно влияет на нашу жизнь, ее качество, ее уровень, ее БЕЗОПАСНОСТЬ – это пренебрежение к своему здоровью, образу жизни, питанию, поведению в экстремальных ситуациях, то есть ко всему тому, что определяет продолжительность нашего с Вами, читатель, пребывания на этой многострадальной Земле. Многострадальной и по нашей с Вами вине.

У нас нет той колоссальной тяги к жизни, которую так великолепно показал Джек Лондон в своем небольшом, но емком рассказе «Зов жизни». А почему? Да потому, что в шкале ценностей собственная наша безопасность, хотя и находится на первом месте, но во втором десятке. И что из этого следует? А следует из этого то, что Вы соприкасаетесь с мировоззренческой дисциплиной, дисциплиной, которая должна заставить задуматься о себе, любимом, о нас, окружающих, о Земле нашей многострадальной.

В этом небольшом пособии заложены лишь азы БЕЗОПАСНОСТИ, но авторы скромно надеются, что полученные Вами знания будут первой ступенькой в мир прекрасной, здоровой, благополучной и долгой ЖИЗНИ!

В добрый путь!

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания» [1].

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания– окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

  • обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

  • создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в ХХ веке возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование транспортных средств и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности.

Как всякая наука, БЖД имеет цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Исходя из этого, целью БЖД является:

  • готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

  • предупреждение травматизма;

  • сохранение работоспособности и здоровья работников;

  • сохранение качества полезного труда.

Для достижения этой цели БЖД необходимо решить ряд научных и практических задач. К научным задачам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т. п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД как науки является среда обитания человека.

Среда обитания человека (среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Среду обитания человека по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную (пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека) и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, средства и предметы труда, технологические процессы, продукты труда как полезные, так и побочные в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п., производственные отношения (организационные, экономические, социально-психологические, правовые), профессиональная и эстетическая культура и т.д.

Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий (пожаров от молний), природных процессов (газовыделений из горных пород) может проявляться как в непроизводственной, так и производственной сфере, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, металлургия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого, наука БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека, как отдельно, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

Предметом изучения БЖД являются физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т. д.

Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

studfiles.net

Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение



Скачать: Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение

Выполнен: Ратниковой А. А.

План реферата

Введение

1. Наука БЖД

2. Цель, задачи и практическое значение науки

Заключение

Библиография

Введение.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина «БЖД» интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. 

1. Наука БЖД.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в  их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают  предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники). 

Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

защита от опасностей или предупреждение воздействия  тех или иных негативных факторов на человека;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД  — обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

описание жизненного пространства;

формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

разработку и использование средств биозащиты;

реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение.

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Библиография.
  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.
  2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.
  3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.

  © Реферат плюс


referatplus.ru

Наука БЖД

Московский департамент образования.

Московский городской педагогический университет.

Реферат

на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».

Выполнен: студенткой очно-заочного отделения 5 курса 2 группы Ратниковой А. А.

2004

План работы.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Наука БЖД……………………………………………………………………4

2. Цель, задачи и практическое значение науки………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….8

Библиография…………………………………………………………………….9

Введение.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина «БЖД» интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинако­вых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, об­щие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

1. Наука БЖД.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД — обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

— описание жизненного пространства;

— формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

— организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

— разработку и использование средств биозащиты;

— реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

— обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение.

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Библиография.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко », 2000 – 678 с.

2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.

3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.

mirznanii.com

Что изучает предмет «Безопасность жизнедеятельности»?

Что изучает предмет «Безопасность жизнедеятельности»?

На сегодняшний день огромное значение придают безопасности жизнедеятельности. Жизнедеятельность — это способ человеческого существования с его повседневной деятельностью и отдыхом. Человек в процессе своей жизнедеятельности, т.е. повседневной деятельности и отдыхе, неразрывно связан со средой обитания, будучи зависимым от нее. Удовлетворяя свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах и отдыхе, он всегда воздействовал на окружающую его среду обитания, что в свою очередь бумер


В процессе эволюции менялись составляющие этой неразрывной системы «человек — среда обитания». В результате совершенствования человека и его возрастающих нужд изменялся уклад общества. Параллельно изменялась и среда обитания: природа, природные ресурсы претерпевали огромное воздействие на себя со стороны человека. Таким образом, человек искусственно создал бытовую, городскую и производственную среды. Все среды обитания, созданные человеком, в отличие от естественной среды, не могли развиваться самостоятельно и поэтому обречены на гибель.

Взаимодействие человека с естественной окружающей средой в целях наиболее эффективного удовлетворения своих материальных нужд, защиты от неблагоприятных климатических и погодных условий, повышения коммуникативности вызвало преобразование части биосферы в техносферу.

Техносфера — это рукотворная среда, а в прошлом — часть биосферы, преобразованной человеком с помощью воздействия разных средств для улучшения своих материальных благ. Техносфера — урбанизированные человеком города и другие населенные пункты, промышленные зоны и предприятия.

Не секрет, что все эти изменения, облегчив жизнь человека, в то же время осложнили его жизнь в уже измененной окружающей среде. Поэтому в нынешних условиях человек должен приспособиться к новым условиям жизни, чтобы максимально обезопасить ее. А этим призвана заниматься такая наука как безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности — это научная дисциплина, которая занимается изучением опасностей и разного рода рисков, а также способов защиты от них человека в разных условиях проживания.

Вопросы безопасности относятся ко всем без исключения, т.к. любой человек в тот или иной момент может оказаться в сложной ситуации. А для того чтобы избежать ее или выйти из трудного положения, человек должен быть подготовлен к любой обстановке, чтобы суметь вовремя сориентироваться.

Правильная ориентация, контроль и самоконтроль как в производственных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени очень важны. Если в первом случае вопросами защиты человека занимается охрана труда, то во втором случае подобными вопросами заниимается гражданская оборона.

Охрана труда и гражданская оборона занимаются вопросами безопасности человека в среде обитания, а достигают этой цели каждая своими методами.

Опасность представляют производственные и непроизводственные аварии, стихийные бедствия, факторы, вызывающие травмы или ухудшение здоровья, другие вредные факторы, вызывающие заболевания человека и снижающие его работоспособность.

Задачами безопасности жизнедеятельности является не только становление самостоятельного и физически развитого человека, но и:

  1. Выявление опасностей, защита от них, их устранение, даже если эти опасности никем не замечены.
  2. Представление угрозы возможных опасностей, предвидение предстоящих вариантов развития событий.
  3. Принятие мер по спасению себя и других.
  4. Оказание помощи нуждающимся в любой обстановке.

Предмет «Безопасность жизнедеятельности» призван не только давать теоретические знания, но и закалять изучающих его в психологическом плане, научить самоконтролю в чрезвычайной ситуации и воспитать смелых граждан, готовых к любой экстремальной обстановке.

Экологические вопросы безопасности жизнедеятельности

Что касается экологических вопросов безопасности жизнедеятельности, то с развитием человеческого общества человек изменил среду своего обитания с помощью таких своих действий, как загрязнение среды обитания, уничтожение определенного числа природных ресурсов, т.е. постепенное заведение экологии до кризисного состояния. Стихийные бедствия также являются источником воздействия на техносферу.

Разрушение экологической безопасности отрицательно сказывается на здоровье человека. Чтобы приостановить процесс медленного разрушения экологии — результата пагубного воздействия человека на природу, этими вопросами занимается экологическое право. Это специальная система норм поведения, установленная государством. Благодаря этим нормам можно сохранить естественную среду, природные богатства при их рациональном использовании.

Грамотное природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности — вот главные задачи экологического права.

Безопасность жизнедеятельности на производстве

Отрицательное воздействие человека на природу происходит в основном из-за выбросов отходов производства, энергетики, транспорта и т.д. в атмосферу, водоемы, почву и недра Земли.

Материальные отходы, выбросы потоков энергии, загрязнение атмосферного воздуха делают актуальными вопросы безопасности жизнедеятельности. Специалисты по безопасности жизнедеятельности делают все возможное, чтобы свести к минимуму уровень биологических, химических и физических загрязнений.

Человеку, работающему на производстве, следует быть предельно осторожным. Здесь есть высокий риск получения травм от машин и механизмов, от шума и вибраций, разного рода излучений, недостаточного освещения комнаты. Поэтому необходимо следить за условиями труда, чтобы они были менее травмоопасными и вредными для здоровья работников предприятия.

uznaikak.su

Бжд это наука которая занимается изучением: понятие безопасности жизнедеятельности

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия, термины и определения

Жизнедеятельность — это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы. повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Человек, как и всё живое на Земле, существует в биосфере. Однако в последнее время биосфера постепенно утрачивала своё господствующее значение и в населённых людьми регионах стала превращаться в техносферу. Техносфера — это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности. Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75 % населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания».

Среда обитания — это окружающая человека среда, характеризующаяся совокупностью динамически меняющихся факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В процессе жизнедеятельности человек встречается с различными средами обитания: природной, производственной, городской, бытовой и др.

Производственная среда – это пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – это среда, в которой человек реализует свои потребности вне производственной деятельности.

Центральным элементом системы «человек – среда обитания» является человек, а другие элементы образуют «условия жизнедеятельности», т.е. совокупность факторов, влияющих на человека. В то же время человек, изменяя параметры среды обитания, влияет на условия жизнедеятельности.

Свойства элементов окружающей человека среды и их состояния по отношению к человеку могут быть благоприятными, не создающими угрозы здоровью человека, и неблагоприятными, когда такая угроза возникает. Неблагоприятные условия отождествляются с опасностью. Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Одним из качеств жизнедеятельности является её потенциальная опасность. Потенциальный Потенциальностьхарактер опасности жизнедеятельности заключается в том, что она носит скрытый характер и обычно проявляется при трудно предсказуемых условиях. При идентификации (выявлении) потенциальных опасностей необходимо учитывать прямые и косвенные взаимодействия объектов системы. Источниками опасностей могут быть естественные процессы и явления, техногенная среда, действия людей. Опасности могут реализовываться в виде выделений энергии, преобразования вещества, передачи информации и проявляются в пространстве и во времени.

В то же время жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т. п. Кроме того, В то же время человек в окружающую среду выделяет потоки механической и интеллектуальной энергии, потоки масс в виде различных отходов, потоки тепловой энергии и др.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей (землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, наводнения, штормы, молнии, повышенная активность Солнца, туман, гололёд и т.

д.). Техногенные опасности создают элементы техносферы (машины, сооружения, вещества). В настоящее время перечень реально действующих техногенных опасностей значителен и включает более 100 видов (запыленность и загазованность воздуха, шум, ультразвук, инфразвук, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, электрический ток; аномальная температура, влажность и скорость движения воздуха; недостаточная освещенность, химические вещества и смеси, пожар, факторы трудового процесса и др.). Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

При анализе опасностей условно различают вредные и опасные факторы среды обитания.

Вредный фактор — это фактор среды, воздействие которого может вызывать заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Опасный фактор — это фактор среды, воздействие которого негативное воздействие на человека, которое может приводит привести к внезапному резкому ухудшению здоровья человека или к травме (в том числе с летальным исходом).

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Наличие таких опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

 

Реализованная опасность – это факт воздействия реальной опасности на человека или среду обитания.

Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, материальным или природным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия.

Авария – это происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей.

Катастрофа – это происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие – это происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей, или к их гибели.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние объекта или территории, обычно после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасности. К объектам защиты относятся человек, сообщество, государство, биосфера, техносфера и т. п. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Оно реализуется при отсутствии опасностей или снижении их до предельно допустимых уровней воздействия.

Безопасность — это состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Термин «безопасность» имеет практическое значение лишь применительно к системе «объект защиты – источник опасности». Отсутствие объекта защиты и, тем более, ли источника опасности переводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья. Создание надёжного жилища — не что иное, как стремление обеспечить себя и свою семью защитой от естественных негативных факторов: молнии, осадков, диких животных, пониженной и повышенной температуры, солнечной радиации и т.п. Но появление жилища стало грозить человеку возникновением новых негативных воздействий, например, обрушением жилища, при внесении в него огня — — отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

Значимость проблем в системах безопасности непрерывно увеличивается, поскольку растёт не только число, но и энергетический уровень негативных воздействий. Если уровень влияния естественных негативных факторов практически стабилен на протяжении столетий, то большинство антропогенных факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов и т.п.).

 

В последние годы развивается и набирает силу новая интегральная система обеспечения безопасности людей – «Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере», решающая задачу комплексного обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» в техносферных условиях.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область знаний о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Основная цель БЖД — защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Составляющими БЖД являются охрана окружающей среды, охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях.

 

Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 4041;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

laservirta.ru