Чем управляет география – Конспект урока по географии «Введение. Что изучает география? Как накапливались сведения о Земле» 6 класс

Управленческая география как наука и ее роль в государственном и муниципальном управлении

В статье дается характеристика управленческой географии, раскрываются её исторические аспекты возникновения как науки, раскрывается значение её изучения для государственной и муниципальной службы.

География играет особую роль в жизни каждого гражданина, общества и государства в целом. Подразделяясь на различные виды, географическая наука особо выделяет социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации. Однако, такое деление, на наш взгляд, не учитывает тот факт, что помимо политических, юридических, экономических и других отраслей науки, существуют и управленческие науки, изучающие процессы управления населением на определенных территориях: государствах, регионах, муниципальных образованиях. Считаем, что в существующую классификацию отраслей географической науки должна быть включена управленческая география, которая является, на наш взгляд, одной из важнейших отраслевых блоков социально-экономической географии. Роль и значение управленческой географии недооценено по ряду объективных и субъективных причин.

В науке существует большое количество публикаций и исследований, посвященным политической, правовой, социальной, экономической географии, однако, до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные географии управленческой. Хотелось бы особо отметить работу Бабурина В.Л., Мазурина Ю.О.. Они наиболее полно, на наш взгляд, обобщили теоретические представления о географии управления. Ряд исследователей, безусловно посвящали свои работы отдельным аспектам управленческой географии. К ним мы относим работы Карташевской И.Ф., исследовавшей региональную географию в туризме, и других исследователей. Во многом отрасли социально-экономической географии имеют смежные объекты исследования и области знаний, но вместе с тем имеются и различия. Управленческая география, в отличие от иных отраслей социально-экономической географии, на наш взгляд, должна изучать особенности управленческих систем государств, их элементов, а также управленческих процессов, происходящих на различных уровнях власти государств, регионов или мира в целом. На основе вышеизложенного, считаем необходимым предложить определение управленческой географии — общественно-географическая наука, изучающая дифференциацию управленческих процессов, протекающих в различных территориальных образованиях, с учетом их правовых, политических, социально-экономических особенностей.

Управленческая география, находясь на стыке различных дисциплин, имеет тесные связи со многими общественными науками, в первую очередь – с теорией управления, историей, основами государственного и муниципального управления, региональной экономикой и управлением, туризмом, геополитикой, международным, государственным, муниципальным правом, что сделает её в случае включения в действующую классификацию географических наук, довольно интегрированной в общественную и научную жизнь. В то же время, управленческая география, войдя в систему географических наук, будет иметь целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов управления и взаимосвязей между элементами систем управления территориальными объектами, историю их возникновения и развития. Управленческой географии, на наш взгляд, необходимо войти не только в систему географических наук, но и следует занять достойное место в системе управленческих наук. В процессе прохождения государственной и муниципальной службы порой, на наш взгляд, появляются 2 основные проблемы, которые так или иначе связаны с управленческой географией:

  1. Слабые знания географии мира, государства, региона и муниципального образования либо их отсутствие вообще у государственных и муниципальных служащих.
  2. Неразвитость межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений в сфере государственного и муниципального управления, и, как следствие, упущение перспектив развития, в т.ч. экономического.

Управленческая география способна их решить следующими путями. Знание основ управленческой географии, на наш взгляд, должно являться важнейшей составляющей процесса подготовки любого государственного и муниципального служащего. Для этого необходимо внести изменения в рабочие учебные планы подготовки выпускников с высшим образованием. Это позволит нашим выпускникам решать различные задачи, которые ставятся временем перед нашим государством. Безусловно, знания в сфере управленческой географии должны строиться в соответствии с уже имеющимися знаниями в сферах правовой и политической географии. Известно, что мы живем в динамично меняющемся и развивающемся правовом мире, для которого также характерно воздействие процесса глобализации.

Укрепление межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений конечно же зависит от внешнеполитических факторов, но тем не менее это должно стать одним из направлений деятельности представителей высших должностей муниципальной и государственной службы.

novainfo.ru

Урок №1 «География как наука»

Урок №1

«География как наука»

 

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.

Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой  планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля?  По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.

География  долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ  — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески  «Ге» —  Земля,  «графо» — пишу.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.

  • Как «живет» наша природа?
  • Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
  • Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
  • Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
  • Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса — все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА  отвечает на вопросы: Что? Где? Почему?                                                                                                  Какие задачи и  методы у науки географии?

Описание: где что находится, как живет, как развивается

Объяснение: почему это так происходит?

Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление: как сделать так, чтобы…

 

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

  • логический,
  • исторический,
  • математический метод,
  • методы наблю­дения,
  • моделирования и др.

Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.

Самый древний из них — сравнительно-описа­тельный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии

экспе­диционный метод — исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 

strekalova.com

География в современном мире

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы). В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы. Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии — процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан.

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

geographyofrussia.com

География как наука: система взаимосвязанных наук

 

География представляет собой целую систему наук, в которые входят, как и естественные науки, так и общественные.

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию. Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

— естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

— общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства ( например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

— страноведение;

— картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Металлургия России: география черной металлургии
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПриродные условия и природные ресурсы: характеристика и особенности

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

География как наука

Дорогие ребята! Когда вы пришли 1 сентября в 6 класс, вам выдали новые учебники и вы познакомились с новым расписанием уроков. При этом обнаружилось, что вы будете изучать несколько новых предметов. Один из них — география. Но такой ли новый это для вас предмет? Полистав учебник и прочитав оглавление, вы поймете, что этот материал, пожалуй, вам уже знаком. Это правильно, ведь вы изучали многие темы в курсах «Окружающий мир», «Природоведение» или «Естествознание».

Что же вы будете изучать на уроках географии? Что такое «география»? Название этой науке дал древнегреческий ученый Эратосфен. По-гречески «гео» — Земля, «графо» — пишу. Таким образом, слово «география» означает «описание Земли».

На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала вновь открываемые земли. В течение нескольких столетий география была одной из самых уважаемых и знаменитых наук. Первопроходцы и путешественники, великие открытия и опасные экспедиции, новые земли и новые народы — все это означало одно слово — география.

Но сегодня все материки и океаны, острова и горы получили точные координаты, составлены их подробные описания и характеристики. Перед современной географией стоят совершенно другие задачи. Выяснить, как и какие природные процессы создают горы и равнины; как изменяется рельеф Земли; какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов и т. п.; не только исследовать и описать всю поверхность Земли, но и объяснить, почему она устроена именно так, а не иначе, — вот задачи современной географии.

География должна также предвидеть, прогнозировать изменения в природе, особенно те, которые могут произойти в результате деятельности людей, отвечать на вопрос о том, как лучше использовать богатства природы, чтобы она не обеднела, а ее запасы не истощились.
Люди живут и работают в разных природных условиях. Все необходимое для жизни они получают от природы. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, нужно очень хорошо ее знать.

Географию вы будете изучать с 6 по 10 класс. Первый, начальный курс географии даст вам знания о разных оболочках Земли, о том, как изображается земная поверхность на планах и картах. Также вы узнаете о численности населения Земли, о разных расах человека. Важной частью курса являются знания о природе своей местности.

Вы научитесь работать с планом местности и географической картой, объяснять особенности природы своей местности, составлять описание и определять географическое положение объектов (рек, гор, равнин, морей).

Знания и умения, полученные при изучении начального курса географии в 6 классе, станут основой для освоения последующих курсов географии.

geographyofrussia.com

География

Физическая карта мира

География (греч. γεωγραφία, описание земли, происходит от двух эллинских слов: γεια — Земля и γραφειν — писать, описывать [1]) — наука, изучающая географическую оболочку Земли (эпигеосферы), ее пространственную природную и социально-экономическую разнообразие [2], а также связи между природной средой и деятельностью человека. В современном понимании понятие географии замещено понятием географические науки.

География — одна из древнейших наук, многие ее основ были заложены в эллинскую эпоху. Первым человеком, использовавшим такое словосочетание — «география», был Эратосфен (276-194 до н. н.э.). Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 веке н. э Расцвет классической-западной географической традиции состоялся в эпоху Возрождение, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.


1. География как наука

Из покон веков основной сущностью географии был Объект изучения исследователями и теоретиками — именно, законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В ее рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки.

С самого начала география возникла как целая система наук о географической оболочке Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распространение в пространстве ее отдельных компонентов. Поэтому несколько тысячелетий человечеству ушло на изучение именно физической географии, в чем достаточно приуспило, тем самым заложив основы классической науки географии, как таковой. Зато, единичные исследователи пробовали сочетать и общественные процессы в среде людей, накладывая их особенности географии. Таким образом начинали зарождаться новые направления географических исследований, которые, начиная с ХХ века н. е., уже получили определенные очертания. Такие процессы и их глубокий анализ позволили в науке географии на современном этапе отделить прородничо-географическую и общественно-географической науки, которые тесно связаны между собой общими задачами всестороннего исследования природно-территориальных и производственно-территориальных комплексов [3]. Поэтому нынешняя основная цель географических исследований — научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создания основ стратегии экологически безопасного развития общества. Хотя большинство географов классической школы продолжают определять физическую географию, как науку, а оставшуюся общественных направлений — производными научного познания и общественными проектами, которые переплетаются с различными сферами и науками [4] [5].


1.1. Физическая география

Физическая география изучает закономерности строения и развития географической оболочки и ее отдельных составных частей (т.е. объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом). Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение [6]. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы. Всего за долгое существование человеческих популяций, ее исследователями составлен внушительный список географических физических дисциплин, составляющих определенное понятие, как Науки о Земле. Система физической географии включает также картографию, хотя иногда ее отдельно выделяют от главной ветви, как отдельную географическую дисциплину.

Основные научные дисциплины физической географии:

Кроме того, физическая география имеет четко дисциплинарное разграничение, которое классифицируют по общим чертам объекта исследования — это понятие «сферическое» — на литосферу, гидросферу, атмосферу, педосферу (поверхности земли) и флору и фауну именуемых в целом — биосфера.


1.2. Социально-экономическая география (общественная)

Экономическая и социальная география — в ​​некоторых странах общественная география получила в простонароди название «человеческая география» — есть раздел науки географии, изучающая все последствия и особенности человеческого существования на объекте, которым является Земля, с вытекающими том особенностями. Поэтому в социально-экономической географии относятся науки, изучающие географическое размещение производства, условия и особенности его развития в разных странах и районах, в частности география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы и другие, а социальную географию часто рассматривают в комплексе с экономической географией.

Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевые блоки (со своими разделами):

Еще существуют дисциплины, посвященные комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития: Страноведение и Геоурбанистика.


2. Исследования по географии Украины

Исследования по географии Украина проводят учреждения НАН, в частности отделения географии Института геофизики НАН Украины, профильные кафедры вузов.

Географическая наука в НАН Украины в начале ее формирования на академическом уровне была представлена ​​физико-географом и геоморфолог П. А. Тутковским (академик с 1918 г.), экономико-географом К. Г. Воблым (академик с 1919 г.), метеорологом и климатологом Б. И. Срезневским (академик с 1920 г.).

Важную роль в развитии географии сыграло учение о биосфере и ноосфере академика В. И. Вернадского — первого президента АН Украины. В последующие годы географическую науку в АН Украины развивали известный географ и путешественник П. К. Козлов (академик с 1927 г.), географ Л. Рудницкий (академик с 1929 г.), гидролог Е. В. Оппоков (академик с 1929 г.), полярник О. Ю. Шмидт (академик с 1934 г.), физико-географ и почвовед Г. Н. Высоцкий (академик с 1939 г.), экономико-географ Я. Г. Фейгин (чл.-корр. с 1939 г.). В первые послевоенные годы в Академии проводились исследования по географии почв (П. С. Погребняк, академик с 1948 г.), геоморфологии (В. Г. Бондарчук, академик с 1951 г.) и др..


Примечания


Литература

  1. Малая горная энциклопедия. В 3-х т. / Под ред. С. Белецкого. — М.: «Донбасс», 2004. — ISBN 966-7804-14-3.
  2. Жупанский Я. И. История географии в Украине: учебное пособие. — К, 2006.
  1. Canal Apaza, Luis (2007). Geografa Regional. CBT.
  2. Cuadrat, JM; PITA, M . F. (2000). Climatologa, Segunda edicin, Madrid: Ctedra Geografa.
  3. Ferreras, C.; Fidalgo, CE (1999). Biogeografa y edafologa. Madrid: Sntesis.
  4. Lpez Bermdez, Francisco y Оtros (1992). Geografa fsica. Madrid: Ctedra Geografa.
  5. Mndez, Ricardo (1997). Geografa econmica. La lgica espacial del capitalismo. Barcelona: Ariel Geografa.
  6. Puyol, Rafael; Estbanez, Jos; Mndez, Ricardo (1995). Geografa humana. Madrid: Ctedra Geografa.
  7. Valencia Rangel, Francisco (1987). Introduccin a la Geografa Fsica, 13a edicin, Mxico: Herrero.
  8. Hanno Beck: Geographie. Europische Entwicklung in Texten und Erluterungen. (Orbis academicus. Problemgeschichten der Wissenschaft in Dokumenten und Darstellungen. Band II/16). Karl Alber, Freiburg / Mnchen 1973, ISBN 3-495-47262-2
  9. Hans Gebhardt, Rdiger Glaser, Ulrich Radtke, Paul Reuber (plus 130 Autoren): Geographie — Physische Geographie und Humangeographie. Spektrum Akademischer Verlag in Elsevier, Heidelberg 2006/2007, ISBN 3-8274-1543-8.
  10. Hans Heinrich Blotevogel: Geographie. In: E. Brunotte, H. Gebhardt, M. Meurer, P. Meusberger, J. Nipper (Hrsg.): Lexikon der Geographie. Spektrum, Heidelberg 2002, ISBN 3-8274-0416-9.
  11. Hartmut Leser (Hrsg.): Wrterbuch Allgemeine Geographie. DTV und Westermann, Mnchen 2005, ISBN 3-423-03422-X.
  12. Katharina Fleischmann; Ulrike Meyer-Hanschen, Stadt Land Gender: Einfhrung in feministische Geographien. Helmer, Knigstein / Taunus 2005, ISBN 1-4051-0186-5
  1. (Рус.) Баранский Н. Н. Научные принципы в географии. / / Избранные труды. — М.: Лепсель, 1980.
  2. (Рус.) Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 книгах. / В. П. Максаковский. — 3-е издание, исправленное. — М.: Дрофа, 2006. — 495 с.
  3. (Рус.) Мерес В. Н., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. — М.: Мысль, 1984.
  4. (Рус.) Саушкин Ю. Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. — М.: Мысль, 1973.
  5. (Рус.) Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки. — М.: Издательство Москковского университета, 1976.
  6. (Рус.) Хореев Б. С. Некоторые методологические вопросы Науковедение и развития теории географической науки / / География в системе наук. — Л.: Наука, 1987.

nado.znate.ru

природная, страны, области, населения, класс, доклад, презентация, задачи

География – это наука, изучающая функционирование и преобразование географической оболочки Земли. Объекты изучения географии — это геосферы (атмосфера, биосфера, литосфера, гидросфера, почва), геосистемы (биогеоценозы, природные зоны, т.д.). Точный перевод термина «география» с греческого – землеописание (от слов «Земля» и «пишу»).

Развитие человечества с древности сопровождалось развитием данной науки. В древние времена география была описательной наукой. Путешественники описывали незнакомые страны, неизвестные местности. Постепенно в процессе развития географии не только фиксировали особенности отдельных стран и территорий, но и выявляли определенные закономерности и особенности, классифицировали их. Это стало основой общей географии.

Цели географии

В настоящее время основной целью географии являются проведение исследований, в ходе которых дается научное обоснование способам рациональной территориальной организации общества, грамотного природопользования, а также формирование основополагающей базы стратегии экологически безопасного развития современного общества. Человеческое общество существует в географической оболочке. География изучает взаимоотношения человека и природы, закономерности распределения и взаимовлияния элементов географической среды, их комбинирование на различных уровнях – местном, государственном, континентальном, глобальном.

География дифференцирована на несколько научных специализированных дисциплин из-за сложности объекта изучения. Так, современная география объединяет естественные (физико-географические) и общественные (экономико-географические и социально-географические) науки.

Физическая география объединяет комплексные науки о географической оболочке: землеведение, палеогеографию, ландшафтоведение. В ходе развития географической науки отделились частные дисциплины, изучающие элементы географической оболочки (климатология, метеорология, геоморфология, гидрология, т.д.). Социально-экономическая география включает экономическую географию, социальную географию, политическую географию. Развиваются частные географические науки, такие как география промышленности, география сельского хозяйства, география населения, т.д. Интегральные географические науки – это страноведение, картография, историческая география.

География тесно связана с другими научными дисциплинами – историей, философией, химией, физикой, биологией, а также с науками, изучающими социосферу, – социологией, экономикой, демографией. Географические исследования проводятся с использованием определенных методик. В этой сложной системе задействованы общегеографические методы (исторический, экологический, сравнительный, картографический) и отраслевые географические. К последним относятся физико-географические методы, включающие геохимические, геофизические, палеографические, и экономико-географические, объединяющие технико-экономические, статистические, методы экономического районирования.

География объединяет различные методы исследования и отрасли знания с целью способствовать постоянному социально-экономическому развитию всего человечества в гармонии с природой.

Презентация «География как наука»

geografya.ru