Чем культура отличается от не культуры – Чем культура общности отличается от культурного наследия

Содержание

Чем культура общности отличается от культурного наследия

Понятие культуры связано с жизнедеятельностью человека во всём многообразии его внутренних и внешних проявлений. В обычном восприятии человека культура ассоциируется с чем-то значительным, ценным, высоконравственным, имеющим высокую эстетическую составляющую; соотносящимся к произведениям искусства. Но под культурой понимается не только высококачественные достижения человека, а и в общем, устойчивые способы его жизнедеятельности, все, что сотворено целенаправленным размышлением и специфичными методами.

К культуре можно отнести мировоззрение человека и общества, их систему ценности, убеждений, верований, способы организации быта и трудовой деятельности, продукты, результаты их проявлений. Культуру можно дифференцировать на две равноправные составляющие – материальную и духовную, они тесно взаимосвязаны, и дефицит в одной из этих компонент сразу же отражается на другой.

Культура общности

Культура общности – это свод некоторых правил, норм, устремлений, способов жизни и деятельности, который взят за основу в отдельной группе народа. Эти нормы и способы признаны важными и ценными для сообщества, и подлежат их соблюдению. К примеру, производственное предприятие имеет совокупность «Кардинальных правил», которые должные выполняться всеми их сотрудниками.

Как правило, общность представляет собой сформированную устойчивую группу людей, объединённую по какому-либо общему признаку: общая трудовая деятельность, географическое место проживания, духовные устремления, прочее. Общность иметь свои отличия от других, невозможно развиваться и эволюционировать. Она состоит из материальной составляющей – предметы производства и быта, удовлетворяющие потребности организма и духовная компонента, питающая духовный мир идей, влечений и верований.

Культурное наследие

Культурное наследие представляет собой позаимствованные у предков результаты их духовной и материальной деятельности, использование опыта предшественников, который сохранился через года и века в настоящем времени. Культурным наследием считается унаследованная часть культуры прошлого, которая не утратила ценность и актуальность при изменении других обстоятельств жизни. Примером такого наследия можно считать письменность, различные технические изобретения от колеса до космических кораблей, произведения искусства, научные знания, технологии производства, прочее.

С помощью культурного наследия современное поколение получает основополагающий фундамент для дальнейшего развития своей культуры, что позволяет развиваться намного быстрей и эффективней, приумножать достижения и выходить на качественно новый виток существования. Культурное наследие – это то, что нас изумляет и вдохновляет, порождает в нас мотивацию к деятельности, впечатляет величием прошлого.

Общие и отличительные черты культуры общности и культурного наследия

Категории культур общности и культурного наследия имеют и много общего, это нетленные ценности, которые не меркнут с веками. Во многих культурах главенствующее место занимает человек, личность и качество его жизни. Многие народности устремлялись в погоню за совершенствованием себя на физическом и ментальном уровне.

Всегда считались необходимыми занятия по поддержанию здоровья организма, увеличению его силы и выносливости, ведению правильного образа жизни, соблюдение нравственных норм. Из глубины времён к современному человеку дошли знания йоги, аюрведы, восточных боевых искусств, которые развиваются и адаптируются практиками современности и получают высокую популярность в массах.

Также общим моментом культуры прошлого и настоящего можно считать прогрессорство. Люди всегда вдохновлялись новыми безумными идеями и грезили мечтами о дальних путешествиях, открытиях и изобретениях. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время, несмотря на то, что со временем объекты для человеческих усовершенствований менялись, принцип любознательности, изучения, познания, экспансии новых областей неизведанного остался. И если раньше плавали по морям в поиске новых территорий, то современный человек в настоящее время активно осваивает пространство космоса. Если человек раньше задавался вопросами технических решений для строительства заводов, машин, ракет, механизмов, то современный человек активно осваивает информационные технологии и виртуальные пространства.

Со временем меняются декорации, а константой во времени остаётся человек, как единица-носитель культуры, со своим вечным устремлением к новому, манящему, заоблачному, завораживающе вдохновляющему.

Если рассматривать понятия культуры общности и культурного наследия по аналогии с карандашом, то в каждой культуре есть свой стержень, которым пишется история. Это основные достижения общности, результаты их жизнедеятельности, которые являются полезными и значимыми на протяжении длительного периода времени. А вокруг стержня есть стружка, которая символизирует нечто наносное, неважное или какие-то ошибки и отклонения на пути к главной цели. Так вот, в культурном наследии нет стружки, там остались лишь стержневые категории опыта, всё наносное уже безжалостно «смыто рекой времени». Можно сказать, что в наследии мы принимаем и пользуемся уже законченным продуктом творчества. А культура общности – это больше о процессе создания продукта, наполнения жизни, созидания опыта.

vchemraznica.ru

Чем отличается наука от культуры

На первый взгляд, между  наукой и культурой нет ничего общего. Однако, эта связь существует.
Наука представляет собой комплекс каких-либо знаний.  Многие из этих знаний были получены еще в древности и стали катализатором развития человечества. Эти знания приходили к людям, как правило,  в ходе практических действий, еще тогда, когда теоретическое объяснение им найти было невозможно.  Так, преодолевая препятствия, которые сама природа ставила перед человеком во все времена его существования, люди оттачивали свои навыки, получали все новые знания, анализировали их и применяли для решения какой-либо  задачи. Так, например, не имея ни малейшего понятия, что такое рычаг и его принцип действия, уже древние люди методом проб и ошибок пришли к выводу, что поднимать тяжелые предметы этим способом гораздо легче.  Таким  образом, развитие культуры и цивилизации провоцировало возникновение и развитие науки, а достижения, полученные путем практического применения научных разработок, дает возможность человечеству развиваться и дальше.

Получается, что слова «наука» и «культура» не зря так часто употребляют вместе. Эти два понятия уже настолько переплелись между собой, что иногда становится  сложно определить, о науке или все  же о культуре идет речь.

А что вообще подразумевается под этими понятиями?

Слово «наука» имеет  множество значений. С философской точки зрения наука представляет собой общественной сознание, но чаще всего под наукой подразумевают систематизированное знание, получение знания или внедрение его на практике.  Развитие науки оказывает огромное влияние на историю цивилизации, а значит и на развитие ее культуры.
Культура определяет развитие общества, нации, цивилизации и являет собой единство достижений человека в различных сферах деятельности.

Форма отражения действительности

Как наука, так и  культура, не только формируют развитие человечества в будущем, но и являются отражением сегодняшней действительности.  В  науке это отражение имеет форму понятия или категории, а в культуре – художественного образа.

Точность передачи информации

Наука не допускает каких-либо неточностей, украшений действительности, личностного отношения к объекту исследования. Художественное произведение, да и в целом, искусство, как составляющее культуры, подразумевает наличие художественного образа, вымысла, творческого подхода.

Исключительность, неповторимость

Любой культурный объект уникален. Если в искусстве станет отсутствовать художественный образ, само произведение искусства станет простой констатацией факта. Если нация будет создавать свое культурное наследие по аналогии с  какой-либо другой, развитие цивилизации остановится. Что касается науки, то она стремится к идентичности форм  выражения, разложению на категории, подчинению общим законам.

Таким образом, можно выделить следующие основные отличия науки от культуры:

Наука является следствием и систематизацией культурного наследия  нации.
Наука  преследует максимальную точность информации, культура  допускает наличие субъективной составляющей.
Культура абсолютно уникальна в каждом отдельном случае. Наука стремится к подчинению всех знаний общим законам.
Наука отражает действительность через понятия и  категории. Культура – через художественные образы.

imgist.ru

Что такое культура? Культура и цивилизация. Чем культура отличается от природы в качестве объекта научного исследования?

В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают

с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.

Однако не только в повседневности, но и в науке ее трактовка неоднозначна. Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, предметом которых являются различные формы сознания — искусство, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура — это дошедшие до нашего времени материализованные результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография описывает особенности культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии. Историк того или иного вида искусства понимает под культурой прежде всего художественные творения человека. Так что «образ культуры» в науках выглядит по-разному.

Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление — философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.

Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение природного объекта под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже здесь язык выразил очень важную особенность культуры — заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Из этого определения вытекает также, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.



Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры — это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы. Лес — это природа, а парк — явление культуры, ибо человек наложил на естественную природу печать своей деятельности, воплотил в нем определенный замысел. Но в ходе этого преобразования могут создаваться разнообразные объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе. Если парки, каналы, искусственные водоемы и даже плотины подобны тому, что имеется в природе без человека, то этого не скажешь о машинах, зданиях, искусственном волокне и т.д. Культура может все более уводить человека от мира природы, создавая особую искусственную среду. Но искусственная среда никогда не заменит живой природы, с которой человек не может терять связь без ущерба для своего физического и психического здоровья. От характера отношений культуры и природы во многом зависит ход человеческой истории.

«Вторая природа», как и первая, является объективной и материальной. Ее отличие от первой только в том, что она создана человеком, является продуктом его деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это «только» столь огромно, что материальность культуры оказывается весьма специфической.

Цивилизация. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.



Понятие цивилизации первоначально настораживает своей неопределенностью и многозначностью; в него вкладывалось и вкладывается самое различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный — характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация — это этап упадка культуры, ее старения.

В то же время в общественных науках и социальной философии (в том числе у А. Дж. Тойнби) понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта или Вавилона, арабская цивилизация и т.д.), или как фиксация определенного уровня технологического развития.

Наличие многочисленных толкований и концепций цивилизации дает основания для критического отношения к этому понятию.

Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя. Изменение «способа существования» означает формирование новых экономических и социальных механизмов, которые способны уже на новой основе обеспечить сохранение данного общества во времени. К их числу относятся собственность в ее различных формах, включая частную, товарное производство и рынок, государство и система права. Политико-правовые механизмы необходимы для стабильного существования цивилизации, поскольку выполняют интегративную функцию в форме классового господства или социального партнерства.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

Если социальные механизмы цивилизаций являются общими для них (хотя и в разных вариантах), то именно культуры каждой цивилизации уникальны и отличают их друг от друга. Теории локальных культур и цивилизаций абсолютизируют это обстоятельство, рассматривая каждую цивилизацию (культуру) как самостоятельное образование и, по существу, отвергая идею единства мировой истории (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби). Но отрицание ее единства не может быть принято, так как противоречит реальному ходу истории, где взаимодействуют различные цивилизации, и ведет на практике к обособлению и противопоставлению культур, а не просто к признанию их равноправия. Уникальность каждой культуры — достаточное основание для последовательного проведения принципа равенства в сфере культуры, а их многообразие является великим достоянием человечества, его богатством, потеря которого была бы невосполнимой.

Регионально-цивилизационная типология культур выделяет культуры или близкие комплексы культур, фундаментально различающиеся друг от друга. Каждая из них имеет свою религию, свой нравственный кодекс, своеобразную художественную культуру, формирует особый образ жизни, быт, нравы, психический склад людей. Например, различия европейской, китайской, индийской, арабской культур столь велики, что иначе как цивилизационными их назвать нельзя. Это различные цивилизации. В недрах европейской цивилизации сформировалось индустриальное общество, ныне перерастающее в ряде экономически развитых стран в постиндустриальное. Эту цивилизацию именуют техногенной, ее развитие определяет особенности современного общества. В связи с расширением ареала техногенной цивилизации и возникновением глобальных проблем все чаще звучат предупреждения об экологических и других опасностях и угрозах, нависших над человечеством, и о необходимости срочно принимать меры для спасения современной человеческой, мировой, планетарной цивилизации.

Таким образом, сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях — локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

Часть 2) Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

Природа, общество, культура — составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее «присутствие» в природе — едва заметным. Первые виды производственной деятельности — собирательство, охота, рыболовство — являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. «Окультуривание» природы по-настоящему началось с неолитической революции — с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

И тем не менее эта нагрузка носила локальный характер и природа в большинстве случаев восстанавливалась, преодолевая негативные последствия воздействия культуры. Силы человека были ничтожны по сравнению с мощью естественных стихий, и анклавы окультуренной природы в пределах ойкумены (обитаемой части суши) оставались островками, мало менявшими общую картину планеты.

Человек в течение многих тысячелетий довольно плохо представлял себе мир, в котором он живет. Он не выделял себя из природы и переносил на нее представления, сложившиеся у него о себе самом и своем ближайшем окружении в процессе его повседневной жизни. Так рождалось мифологическое сознание с его антропоморфизмом и поклонением различным силам природы, от которых зависело существование людей. Дальнейшее развитие шло от «мифа к логосу». Преодолевая мифологию, возникавшая философия впервые постаралась построить общую объективную картину мира как самостоятельного, находящегося в вечном движении и подчиненного естественной необходимости бытия.

Качественное изменение произошло с возникновением индустриального производства, использующего машинную технику и опирающегося на науку. Новая эпоха написала на своем знамени, что знание — сила, а человек — истолкователь и преобразователь природы.

Познавая ее, человек может реализовывать свои знания в технических устройствах, во много раз усиливающих возможности его воздействия на природу, ее преобразование в интересах человека, и тем самым добиваться господства над природой.

Индустриальное производство положило начало процессу глобализации воздействия культуры на природу и в смысле ее приспособления к потребностям человека, и в смысле негативных последствий антропогенной нагрузки на природу. Глобальный характер воздействия культуры на природу стал проявляться уже к середине XX столетия. Первыми заговорили об этом ученые и философы, выдвинув на повестку дня экологические проблемы. Они показали, что на планете Земля происходят процессы опасной деградации биосферы в виде разрушения естественных биоценозов, невосполнимой гибели целых видов животных и растений, эрозии почв, загрязнения среды отходами производства и жизнедеятельности человека, постепенного исчерпания природных ресурсов энергии и материалов, наиболее активно используемых промышленностью. Происходит потепление климата под влиянием «парникового эффекта» в результате повышенного выброса промышленностью углекислого газа в атмосферу, возникают озоновые дыры как следствие сокращения озона в верхних слоях атмосферы, защищающего биосферу от излишка ультрафиолетового излучения. Все это — глобальные изменения. Мощь человеческого влияния становится сравнимой с силами природы, и сама природа без помощи и поддержки человека уже не в состоянии восстанавливать свои естественные циклы.

Таким образом, взаимоотношение культуры — общества — природы подошло к критической точке: дальнейшее продолжение прежней тенденции развития неминуемо ведет к нарастанию экологического кризиса, означающего, что человечество подрывает естественные основы своего существования как биологического вида. Это — катастрофа, гибель цивилизации, а может быть, и человечества.

Значит, надо менять стратегию развития. Идея «господства над природой» выявила свою несостоятельность. Не в господстве над природой, а в гармонии с ней будущее человечества. Их противостояние, доходящее до антагонизма, опасно для общества. Вместе с тем человек не может прекратить дальнейшее окультуривание природы. Отказаться от этого — значит вернуться к первобытным временам. Но деятельность человека не должна вызывать деградацию природы, а строиться так, чтобы сохранилась биосфера Земли, ее основные параметры, постоянство которых обеспечивает возможность существования жизни. В индустриальной цивилизации приоритетом пользуются экономический рост и развитие культуры. На рубеже тысячелетий важнейшим социальным приоритетом становится также сохранение природы. Формирование нового типа взаимоотношения природы и культуры означает глубокий поворот не только в технической культуре, но и в иерархии ценностей — ответственность за сохранение природы, нравственная и эстетическая культура, выработка экологических ценностей, императивов и экологического сознания.

Природа дает урок культуре. Усвоить этот урок, сделать соответствующие выводы — задача культуры, иначе человеку будет некомфортно на его родине — планете Земля. Всю культуру следует настроить на то, чтобы не дать человеку испоганить природу, а действительно ее окультурить. Это относится не только к природе, окружающей человека, но и к природе самого человека. Идеалы гуманизма расширяют сферу своего действия, включая в себя гуманизацию не только социальных условий, но и природной среды, чтобы в дальнейшем приспосабливать ее к потребностям человека не за счет разрушения и деградации.

Описанное отношение культуры и природы характерно для современной техногенной цивилизации, возникшей на основаниях европейской культуры и распространившейся ныне по всему миру. Но в мире существуют культуры и общества с иным отношением к природе — с ощущением единства природы и культуры, с созерцательным восприятием природы, преклонением перед ней. На это ныне обращают внимание представители западной культуры в поисках новой культурной парадигмы.

Отношение культуры и природы всегда осуществляется в рамках определенной системы общественных взаимосвязей, которые складываются в процессе человеческой деятельности. Взятые во времени, они характеризуют важнейшие параметры человеческой истории.

Культура представляет собой субъективно-личностный аспект исторического процесса. В творчестве культуры реализуется личность со всеми ее психологическими, эмоциональными, интеллектуальными и духовными качествами. Здесь превалирует сознательное начало в виде целеполагания и целедостижения. Но не следует отождествлять творчество культуры с творчеством истории. В ходе истории, конечно, сознательное начало играет огромную роль. Но все дело в том, что цели и результаты человеческой деятельности в истории, как правило, не совпадают, ибо здесь действуют различные силы. Историю формирует не только сознательная деятельность субъектов, и итог нередко оказывается обратным тем целям, которые ставят перед собой люди, вовлеченные в этот процесс.

Творчество культуры не идентично творчеству истории, но культура является ее активным началом. Она формирует субъекта деятельности, а также творит новое и вносит это новое в исторический процесс. Но будет ли это «новое» принято историей и окажет ли влияние на историю, будет ли иметь какие-то социальные последствия, зависит от многих обстоятельств.

Так, разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII века проект паровой машины не был реализован, потому что Россия не была к этому готова. И в дальнейшем, как известно, множество идей и изобретений русских ученых и инженеров раньше, чем в России, использовались на Западе, но уже по причинам нераспорядительности, незаинтересованности, консерватизма чиновников.

Другой пример. Идет война с Германией. Но физики уже открыли цепную ядерную реакцию, делающую принципиально возможным создание атомного оружия огромной разрушительной силы. А. Эйнштейн, встревоженный тем, что фашистская Германия может начать разработку этого оружия, проявляет инициативу и извещает Ф. Рузвельта о своих опасениях. Требуется опередить Германию и тем предотвратить угрозу ее победы в войне. Рузвельт принял соответствующие меры. В США возник Манхеттенский проект, который привлек антифашистски настроенных физиков, сумевших за короткий срок пройти путь от фундаментальных знаний об атоме до атомной бомбы. Но те социальные последствия, которые имело создание ядерного оружия для всей истории второй половины XX столетия, конечно, далеко выходили за те конкретные цели, которые они ставили перед собой.

В результате появления страшного по своей разрушительной силе оружия перед человечеством возникла реальная угроза ядерного уничтожения. Устранить смертельную угрозу, предотвратить возможность развязывания мировой войны с применением атомного оружия, обеспечить выживание человечества и его будущее стало главной проблемой международных отношений на протяжении нескольких десятилетий XX века. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая мощное влияние на протекающие в обществе экономические, политические, духовные процессы. Трагедия Чернобыля обнаружила, что и мирное использование атомной энергии, например создание атомных электростанций, вовсе не только научно-техническая, но и социальная проблема.

Атомная энергетика — лишь одно из тех новшеств, которые принесла с собой научно-техническая революция. Ее великими достижениями являются и компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и новые материалы, и биотехнология, и многое другое. Очевидно, что все эти продукты творческого гения человека превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного общества, преобразуют технологию производства, в широких масштабах выступают в качестве средств человеческой деятельности. Один компьютер не делает погоды. Но компьютеризация различных видов деятельности приобретает по своим последствиям огромную социальную значимость.

Конечно, культура вносит в исторический процесс не только достижения науки и техники. История извлекает нужное ей и из различных ценностных форм общественного сознания. Иллюзорные, а иногда и утопические идеи, взгляды и системы взглядов сопровождают все развитие цивилизации в качестве активно действующих факторов. Не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Можно сказать, что в ходе общественного развития из массы идущих со стороны культуры «предложений» производится своеобразный «социальный отбор» по различным критериям, обусловленным особенностями данного общества и конкретной эпохи. В итоге какая-то часть этих «предложений», отвечающая действующим критериям, получает «путевку» в социальную жизнь, вплетается в объективный ход истории. При этом в каждом конкретном случае люди могут действовать сознательно, но суммарный итог их действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается объективным, в чем-то не предусмотренным сознанием действующих субъектов.

Перед общественной наукой возникает в этой связи проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности, с объективными условиями и законами общественного развития.

В отличие от природы, история творится людьми. Но как и природа, история ставит определенные пределы сознательному вмешательству человека в объективные процессы. Преступая эту границу, человек развязывает разрушительные силы, что ведет к упадку и деградации, в одном случае — окружающей природной среды, а в другом — культуры и цивилизации. Насилие в истории всегда имело место и применялось в разнообразных формах для достижения каких-то исторических результатов. Но оно вызывало гибельные последствия, когда превращалось в насилие над историей. В XX столетии над человечеством впервые нависла реальная опасность глобального насилия над историей, ведущего ее к финалу. Человечество подошло к предельному рубежу не только в своем взаимоотношении с природой, но и в создании средств вооруженного насилия: ядерное оружие способно уничтожить не только цивилизацию, но и все живое, превратить Землю в безжизненную мертвую планету.

Ход истории не предопределен, возможны разные варианты и даже альтернативные пути общественного развития. Но, видимо, самой глубокой основой радикального разрешения глобальных проблем и противоречий является развитие гуманистической культуры. Ориентация на идеалы гуманизма должна стать приоритетным принципом всех сфер человеческой деятельности. На этом пути человечество сможет постепенно избавляться и от применения насилия. На этом пути могут формироваться благоприятные условия для развития человека как носителя культуры и субъекта деятельности, для самоопределения каждой личности.

cyberpedia.su

7) Чем современная культура отличается от первобытной?

Тогда

Сейчас

Субъект (творец) – вся община

Субъект – автор, один человек

Возможности выбора мифа нет, верить надо во все мифы, и это не обсуждается

Возможность выбора мифа, в который верить

Миф- единственное средство познания мира, следовательно, безоговорочно принимается на веру. Миф – обнадеживающий образ неизвестного, недостающей информации

Миф – одно из средств познания мира, причем миф — далеко не самый достоверный источник знаний

Миф разрешает что-то делать, побуждает к действию, активности, направленной на простое сосуществование. Мир работает на объект.

Действие направлено на удовлетворение интересов автора мифа. Миф работает на субъект.

8) Роль мифа в управленческой деятельности

Любая работа с персоналом – мифотворчество.

Когда человек попадает в ситуацию выбора, ему необходим миф. Выбор – всегда замах на хаос. Миф делает из хаоса космос, выступает как проводник. Задача управленца: создавать мифы, которые приведут к нужному выбору.

9) Формирование человека в качестве субъекта культуры: роль системы образования + 10) Роль изучения литературы в системе образования: одобряемые образцы поведения ( на примере Древней Греции)

Относительно общества образование вторично. Оно отображает жизнь этого общества, его идеалы. Гуманитарные науки определяют нравственные ориентиры, литература их задает. Гумнауки способствуют переработке культуры и созданию нового => творческой деятельности, созданию культуры. Расширение сознания, абстрактное мышление, генерирование идей. Важно знать, что было и что есть, чтобы создавать. Уметь абстрагироваться

Греки придумали школу – образование приобрело агонистический характер, где можно соревноваться между собой. Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического», как развитие физическое и умственное одновременно. К мусическому относились все искусства: поэзия, музыка, театр, скульптура и т.д. Гуманитарное сначала, т.к. способ. Раскрепощению и раскрытию творческого потенциала, а потом точные науки – инструмент для решения задач. Человек способен к свободе через гуманитарную компоненту в образовании. Цель: задать одобряемые образцы поведения еще в детстве: Гомер, Гесиод, Эзоп – вся античность греческих культур начиналась именно с них. Каждый из них дают разные образцы поведения. Этос (группа людей, придерживающихся одних определенных ценностей). 1. Гомеровские герои — Гомер (эпикуреизм — аристократический образ жизни): учтивость, щедрость, красивый язык, гостеприимство, забота о чести, стремление к славе. Благородный добродетель (получает славу: чем больше, тем благороднее) Отличиться — значит, получит внешнее признание. В мирное время не трудятся.. 4 основных занятия: война/спорт/религия/управление. При воспитании использовалось чувство стыда и похвалы. Сам этап гомеровского времени основан на стыде – боязнь сделать что-нибудь не так. Честь — стремление получить высшую оценку. Чувство Агонистики пресуще аристократам – рыцарям – стремятся получить внешнюю положительную оцеку. Аристотель. Человек по праву гордый – аристократ – является самодостаточным благодетелем. Источник образа жизни, но ему это не нужно.

2. Гесиод. Стоицизм. Герой его считает, что закон выше гордости(славе). Принципы: труд, порядок и бережливости. Недоверие к окружающим, к ближнему. Честь в том, чтобы быть независимым и законопослушным.

3.Эзоп. Кинизм. Уродливость свидетельствует о низком происхождении. Ценности: чем скромнее, тем лучше, соображение выгоды на первом месте – приспособление к жизни. Образцы поведения одобряемы, потому что не стыдны — «в рабстве рожденный, по уму благородный». С сильными мира сего лучше не связываться; гневаться бесполезно; находиться в тени, сидеть тихо, уступать, соглашаться; всего добиваться трудом.

Свобода духа, интеллектуальная честность не были прерогативой лишь отдельных мыслителей или художников. Это были народные качества, которые формировались и закреплялись образом жизни древних греков, сложившийся практикой образования и восприятия молодежи. Сама структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей «свободных» профессий: софистов (мудрецов), риторов, философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов. Соревнуясь между собой, они выносили свои творения на суд граждан, который вершился на площадях, в театрах, в домах горожан, на пирах и т.д. Победители окружались почетом и славой. Все вместе не только демократизировало духовную жизнь полиса, но и рождало традицию уважительного отношения к поэтам и ученным, задавало определенные ориентиры и высоты. Более того, это были достигаемые высоты, ибо, по мнению греческих софистов, знанию можно научить любого желающего юношу, что в корне отличалось от непроницаемости для других ученого сословия на Востоке. В Афинах, например, к 5 в до н.э. не было ни одного неграмотного свободнорожденного афинянина-мужчины.

Фактически, в процессе образования задавались не только ценности-цели (жизнь по Гомеру), но и ценности-средства(жизнь по Гесиоду/Эзопу), ориентироваться на которые было не стыдно. Таким образом из воспитания исключилось лицемерие и дети росли неущемленными и неподавленными, т.е. готовыми к античной свободе. Любой ребенок должен пройти через Гесиодо-Эзоповский тип, прежде чем дойти до Гомеровского. Но до Гомера никогда не дойдет, т.к. это идеал, линия горизонта, а следовательно очень важные ориентир.

studfiles.net

Чем отличается искусство от культуры

Среди понятий, относящихся к жизни общества, важнейшими являются «искусство» и «культура». Что представляют собой упомянутые категории, как они взаимосвязаны, и чем отличается искусство от культуры? Об этом рассказывается далее.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Искусством называют сферу деятельности, где в высшей степени проявляется творчество людей. В этой области выделяют такие направления, как музыка, хореография, возникшее с развитием техники кино, архитектура, живопись и другие. Специфика искусства заключается в его художественно-образном воплощении.

«Культура» – очень широкое понятие. Часто его трактуют как достижения искусства, образ жизни и традиции какого-либо сообщества. В других значениях культуру отождествляют с воспитанностью, образованностью (культурный человек) или неким образцом (культура речи, общения и т. д.).

к содержанию ↑

Сравнение

Таким образом, если требуется охарактеризовать определенную страну, нацию или человечество в целом, два понятия употребляются в тесной взаимосвязи. В подобном случае отличие искусства от культуры состоит в том, что первая категория несколько уже и является компонентом второй. Иными словами, искусство рассматривается как часть культурного наследия некоего исторически сложившегося сообщества.

Вообще, искусство представляет собой реализацию человеческого творческого потенциала. Оно выражается в создании произведений, которые показывают те или иные стороны действительности и воздействуют на людей через чувства. Продукты искусства всегда эстетичны и выразительны, они появляются на свет благодаря мастерству талантливых личностей.

В культуре народа помимо искусства есть также сформировавшиеся обычаи, представления о жизни. В этом отношении между сообществами могут существовать заметные отличия. К примеру, в одной культуре галлюцинации считаются бредом, психическим расстройством. В другой – подобное явление принимают за особый дар пророчества, мистического видения.

Существует также понятие «субкультура». Оно относится к группе людей, выделяющейся из большинства своими взглядами на жизнь, признаваемыми ценностями, поведением. Что касается культуры в смысле воспитанности, соблюдения правил этикета, то здесь на первое место выдвигается умение человека вежливо и тактично вести себя с окружающими, всегда опрятно выглядеть, следить за своей речью.

В заключение сделаем небольшой вывод о том, в чем разница между искусством и культурой. Итак, искусство – это особая сфера жизни, заключающая в себе высокое творчество талантливых людей. Достижения в этой области в совокупности с традициями и обычаями составляют культуру сообщества. Слово «культура» также имеет много других значений, не всегда пересекающихся с понятием «искусство».

thedifference.ru

Чем отличается наука от культуры

На первый взгляд, между  наукой и культурой нет ничего общего. Однако, эта связь существует.

Наука представляет собой комплекс каких-либо знаний.  Многие из этих знаний были получены еще в древности и стали катализатором развития человечества. Эти знания приходили к людям, как правило,  в ходе практических действий, еще тогда, когда теоретическое объяснение им найти было невозможно.  Так, преодолевая препятствия, которые сама природа ставила перед человеком во все времена его существования, люди оттачивали свои навыки, получали все новые знания, анализировали их и применяли для решения какой-либо  задачи. Так, например, не имея ни малейшего понятия, что такое рычаг и его принцип действия, уже древние люди методом проб и ошибок пришли к выводу, что поднимать тяжелые предметы этим способом гораздо легче.  Таким  образом, развитие культуры и цивилизации провоцировало возникновение и развитие науки, а достижения, полученные путем практического применения научных разработок, дает возможность человечеству развиваться и дальше.

Получается, что слова «наука» и «культура» не зря так часто употребляют вместе. Эти два понятия уже настолько переплелись между собой, что иногда становится  сложно определить, о науке или все  же о культуре идет речь.

Определения

Слово «наука» имеет  множество значений. С философской точки зрения наука представляет собой общественной сознание, но чаще всего под наукой подразумевают систематизированное знание, получение знания или внедрение его на практике.  Развитие науки оказывает огромное влияние на историю цивилизации, а значит и на развитие ее культуры.

Культура определяет развитие общества, нации, цивилизации и являет собой единство достижений человека в различных сферах деятельности.

к содержанию ↑

Форма отражения действительности

Как наука, так и  культура, не только формируют развитие человечества в будущем, но и являются отражением сегодняшней действительности.  В  науке это отражение имеет форму понятия или категории, а в культуре – художественного образа.

к содержанию ↑

Точность передачи информации

Наука не допускает каких-либо неточностей, украшений действительности, личностного отношения к объекту исследования. Художественное произведение, да и в целом, искусство, как составляющее культуры, подразумевает наличие художественного образа, вымысла, творческого подхода.

к содержанию ↑

Исключительность, неповторимость

Любой культурный объект уникален. Если в искусстве станет отсутствовать художественный образ, само произведение искусства станет простой констатацией факта. Если нация будет создавать свое культурное наследие по аналогии с  какой-либо другой, развитие цивилизации остановится. Что касается науки, то она стремится к идентичности форм  выражения, разложению на категории, подчинению общим законам.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Наука является следствием и систематизацией культурного наследия  нации.
  2. Наука  преследует максимальную точность информации, культура  допускает наличие субъективной составляющей.
  3. Культура абсолютно уникальна в каждом отдельном случае. Наука стремится к подчинению всех знаний общим законам.
  4. Наука отражает действительность через понятия и  категории. Культура – через художественные образы.

thedifference.ru

Чем отличается цивилизация от культуры?

Современное и наиболее точное понятие «цивилизация» — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Термин «Культура» имеет более 500 оригинальных толкований. Целесообразно понимать под Культурой — надгенетический механизм передачи жизненно-важной информации от поколения к поколению, содержанием которого выступают совокупность способов, регуляторов и результатов человеческого существования. Т. е. корпус культуры — способы, регуляторы и результаты человеческого существования: 1. Способы — способы освоения человеком, как мира природы, так и искусственного мира культуры. Например, совершая плохой поступок, мы поступаем аморально, возможно нарушаем норму права, но действуем культурно, вне всякого сомнения, что бы мы не сделали, так как мы сами есть продукт культуры. Исключение одно — нечеловеческая культура или ее отсутствие (эффект «Маугли») , и даже аффективное поведение на 90 %, не выпадает из контекста культуры. 2. Регуляторы — мораль и право. 3. Результаты — ценности, духовные и материальные. Культура как цивилизация Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации» , то есть антипода понятию «природы» . Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд) , а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882). На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области моды, искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители панк-рока из рабочих кварталов или аборигены Австралии. Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвергают множественное понимание культуры. Они не верят в существование различных культур, каждой со своей логикой и своими ценностями. Фактически, для них существует только один стандарт, который необходимо применять ко всем без исключения. Таким образом, согласно этому мировоззрению, люди, не укладывающиеся в общие рамки, сразу причисляются к «некультурным» , у них отбирается право на наличие «своей» культуры. Однако, в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные» , а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы» . Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари» , не испорченные сильно расслоённым капитализмом Запада.

Цивилизация далеко не всегда культурна…

культура это один из разделов описания цивилизации цивилизация от культуры отличается так же как автомобиль от двигателя

ну насколько я понимаю… культура.. это одна из составляющих цивилизации… . мдя))

Цивилизация-понятие, гораздо более широкое, нежели культура!

touch.otvet.mail.ru