Человек социальное существо потому что – Сочинение — Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

Докажи что человек социальное существо: аргументы

Человек — существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя. Жизнь человека сама по себе социальна, ведь ему приходится постоянно взаимодействовать с людьми и в быту, и на работе. Собственно человек и становится человеком, когда живет и развивается в социальной среде, а социальные факторы играют огромную роль в его становлении.

Что делает человека социальным существом?

Человек выделился из животного мира благодаря основным социальным факторам — труду и коллективной деятельности, общению, речи и мышлению, а также нравственности. Но именно труд сыграл главную роль при становлении человека. Коллективный труд приводил к тесным взаимоотношениям между членами коллектива, а затем и к групповому взаимодействию, включающему заботу о других. Все это вызывало необходимость в общении, появилась речь, которая способствовала развитию мышления. А мышление позволило обогатить речь новыми словами. Благодаря языку наработанный опыт передавался из поколения в поколение, умножая и сохраняя человеческие знания.

Человек изначально обладает специфическими человеческими качествами, однако полностью его в этот мир вводит именно общество, наполняющее социальным содержанием его поведение. В результате активного овладения языком, воспитания, обучения, освоения культурных ценностей на протяжении жизни формируются сознательные психические явления.

Только для человека характерны социальные особенности, которыми он обязан именно обществу:

  • орудийно-производственная деятельность,
  • членораздельная речь,
  • сознание и способность к мышлению,
  • социальные потребности (общение, дружба, привязанность, любовь),
  • духовные потребности (мораль, религия, искусство),
  • творчество, созидание,
  • общественная и политическая деятельность,
  • деятельность, позволяющая преобразовать окружающий мир,
  • практическое осмысление своей деятельности.

Обретение человеком социальных качеств осуществляется в процессе социализации. Это значит, что присущие конкретной личности черты, являются результатом освоения культурных ценностей, характерных для конкретного общества, и одновременно воплощением внутренних возможностей личности.

Человек неотделим от общества, а само общество таково, какими являются образующие его люди. Общество выступает как выражение, оформление и закрепление внутренней человеческой сущности, способа его жизнедеятельности. Человек существует как человек исключительно благодаря обществу, в нем он формируется  и своей деятельностью формирует общество, в котором живет.

Когда человек овладел культурой изготовления орудий труда, устройством жилищ и воспроизводством пищи он стал зависеть от воспитания и социальных условий. Собственно формирование присущих человеку качеств вне человеческого общества стало невозможным.

Человек благодаря воспитанию, традициям, технической, научной и культурной информации обогащается опытом множества живших до него людей. Так между поколениями возникает особая форма связи – преемственность, вследствие чего накопленный за конкретную человеческую жизнь опыт не исчезает вместе с человеком, а присоединяется к общечеловеческой культуре.

Ценность человека для общества обусловлена его социально значимыми качествами, в совокупности характеризующими его как личность, однако стать личностью можно только в обществе. Пример того, что человек как личность не может существовать вне человеческого общества, это дети — маугли. Попав по разным причинам на несколько лет в сообщества животных, они возвращались к людям, однако для адаптации в этой социальной среде им требовались годы.

Навигация по записям

nmedicine.net

22. Человек как социальное существо.

Теория, относящаяся к данному типу утверждает, что основой является его социальная составляющая. Философы, которые разделяют данные взгляды утверждают, что человек становится человеком только в социуме.

Начиная с первобытных времен, человек, чтобы противостоять силам природы, объединялся в группы. В этих группах постепенно формировалась социальная стратификация и возникали гендорные отношения ( по функциям, которые мужчина и женщина разделяют). Постепенно в данных группах людей выделялись лидеры, которые формировали охрану, аппарат управления и т.д.). Таким образом, постепенно возникали властные отношения и формировались зачатки государства.

При обсуждении социальной характеристики человека можно поставить один важный философский вопрос. Дело в том, что проявление социальной жизни мы можем обнаружить и в животном мире у других живых существ. Многие живые существа так же объединяются в группы, в которых также присутствует социальная стратификация и выделяются властные отношения. Более тог, иногда сообщество животных оказывается очень сложным и вместе с тем очень стабильным, чем человеческое общество.

Встает вопрос: в чем состоят характерные черты именно человеческого общества, имеет ли человеческая социализация над биологические черты или жизнь человека в обществе аналогична тому, как ведут себя животные в природной среде. Выделяют 2 важнейшие характеристики, которые определяют именно человеческий способ социализации:

1. Мир культуры. В отличии от животного человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры, т.е. в мире вещей, созданных руками человека (артефакты). Поэтому человеческая социализация оказывается более глубокой и интенсивной: на мировоззрение человека влияют не только окружающие люди в реальной жизни, но и многие века той культуры, в которую погружен человек.

2. Произвольность норм в обществе. Социализация в животном мире задается генетически, т.е. животные вступают в определенные социальные отношения, следуя инстинктам, которые выработались у них в процессе эволюции.

В человеческом обществе моральные, юридические, экономические и иные социальные нормы задаются произвольно, т.е. человек сам решает, каких норм он будет придерживаться в обществе.

20. Человек как духовное существо.

Большую часть своей жизни человек проводит в материальном мире, стремясь удовлетворить свои базовые биологические инстинкты. И в этом отношении человек ничем не отличается от животных. В соответствии с базовыми инстинктами человек фиксирует только те вещи и явления в мире, которые могу представлять для него интерес. Разница между человеком и животными на этом уровне только количественная: человек может сформировать более функциональный и разнообразный спектр. Однако даже этот спектр касается удовлетворения базовых вещей.

Все достижения научно-технического прогресса, которых достигло человечество, начиная с 17в. также служили для удовлетворения в первую очередь биологических потребностей, а именно подчинению окружающей среды и повышения степени комфортной жизни.

М. Шелер (20в.) развивал теорию, в которой человека делает человеком его духовная составляющая. Философы, которые развивали данное направление, выделяют 3 характеристики духовной жизни:

1. Экзистациональный смысл вещей и явлений. Кроме функционального смысла, который удовлетворяет базовые инстинкты, человек способен фиксировать также экзистациональный смысл вещей и явления. В данном случае человек, как единственное существо, демонстрирует бескорыстный незаинтересованный взгляд на вещи.

Экзистациональный смысл фиксирует само присутствие вещей и радость бытия. Проявление данной характеристики встречается в науке:

А) Классическая наука руководствуется идеалом истины: важна в первую очередь не полезность знаний, а объективная истинность знания (эпистама – чистое знание)

Б) Искусство. Обычно сущность искусства понимается как демонстрация эстетических ценностей, удовлетворяющие эстетическую потребность в эстетике. Некоторые современные философы (М.Хайдаггер) считает, что сущность искусства глубже. Задачи искусства – фиксация присутствия вещей (экзистенционального смысла)

В) Социальная жизнь. Во многих случаях социальной жизни человек также фиксирует прежде всего социальный смысл явлений. Он оценивает свое отношение с другими людьми по мере их полезности для своей жизни. Однако в своих социальных отношениях человек способен и на иные способы фиксации смысла социальных явлений. Человек может выстраивать социальные отношения бескорыстно, не преследуя особых корыстных целей и какой-то выгоды. Это проявляется в таких отношениях как любовь, дружба.

2. Идеация. В чувственном восприятии человек фиксирует отдельные индивидуальные вещи и явления окружающего мира. Однако, помимо этого человек имеет способность фиксировать сущность вещей, проникать в их глубинный смысл. Эта способность называется идеацией.

Нередко идеация осуществляется как момент, как прозрение. Иллюстрируя данную способность, М.Шелер обращается к легенде о Будде.

3. Рефлексия. В процессе осуществления духовных актов человек оказывается способным посмотреть на себя со стороны. В начале предметом рассмотрения он делает вещи и явления внешнего мира, затем собственное тело и затем свой внутренний психический мир. В этот момент человек престает быть частью мира: его духовные акты познания позволяют фиксировать все существующие вещи и явления в мире. Они позволяют вещам присутствовать в качестве осознанных феноменов.

Смысл жизни по мнению М.Хайдаггера – участвовать в событии явленности мира в присутствие.

studfiles.net

ЧЕЛОВЕК – СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Нет ни одного живого существа на Земле, предназначение которого было бы жить для самого себя. Одноклеточные организмы и вирусы участвуют в построении физической основы человека, его иммунитета и поддержании многих других его функциональных систем. Клетки различных органов и систем человека неустанно трудятся на благо всего организма. Растения дают атмосфере Земли кислород, насекомые обеспечивают жизнь растений и являются пищей для большинства птиц. И даже хищники используются природой для селекции травоядных животных. Всему живому на Земле есть своя работа во благо всей земной биосферы. И только человек ведёт себя как раковая опухоль в великом теле Земли. Он, практически, ничего не делает для гармонии биосферы Земли, паразитируя на ней и этим самым, уничтожая её. Особенно интенсивно это уничтожение идёт последнее столетие. И это не только уничтожение условий жизни и самой жизни, но и уничтожение духа.

Человек – социальное существо, что является основой эволюции не только человеческой цивилизации, но и сознания человека. Можно сказать, что современный человек находится в контакте со всем миром. Действительно, постоянный и интенсивный обмен знаниями предполагает обогащение и рост сознания человека. Но в действительности, этого не происходит, только потому, что средства массовой информации предлагают своим зрителям и слушателям преимущественно потребительские идеи, в которых не последнее место занимают животные радости, и всё это происходит на фоне тотальной лжи. И, разумеется, когда все источники информации вещают одни и те же идеи, то человек не может не трансформироваться в соответствии с ними. И этому в значительной степени способствуют идеи самоценности индивидуализма, при котором человек психологически отделяется от остального человечества, он становится Робинзоном в современных мегаполисах, что, естественно, ведёт к его прогрессирующей деградации. В современном мире делается всё, чтобы изоляция людей друг от друга возрастала. Особенно большую роль в этом играют деньги, которых сделали посредниками в отношениях между людьми.

Современная цивилизация избрала тупиковый путь, так как всё в нашем мире делается ради денег и даже товары потребления и всё, что хоть в какой-то мере может быть прогрессивным – всё измеряется деньгами и производится ради денег. И даже власть в первую очередь пользуется денежными рычагами, благодаря которым многие народы мира опускаются до глубин нищеты и голодной смерти, в то же время другие народы благоденствуют на этом вопиющем неравенстве.

Гармония человеческих отношений возможна только в том случае, когда человечеством будут править люди с открытым сердцем, исповедующие религию сострадания.

 

 

soznanie.spb.su

Человек – существо социальное — Wiki8

Материал из Wiki8

Человек – существо социальное.

Вторая предпосылка заключается в том, что человек – часть общественного организма, он всегда живет в группах, которые в разные периоды исторического развития назывались по-разному: стаи, племена, города, страны, классы, семьи, кланы и так далее. Любой может спросить у себя, в какой группе он живет, и всегда найдёт ответ – потому что мы просто не можем представить себя вне неё. Здесь может возникнуть вопрос о тех людях, которые покидают социум и живут отдельно от основной массы людей. Или же о людях, которые чувствуют одиночество, даже постоянно находясь среди большого количества людей. Такие люди существуют, и мотивы их поступков системно-векторный психоанализ разбирает, нам же в данный момент необходимо осознать одну вещь: они одиноки относительно общества, они определяют своё одиночество через него. Они есть его производная часть, которая не ощущает с ним единения, не солидарна с его ценностями и не участвует в его развитии, но в определённый момент, порой занимающий всю сознательную жизнь, висит на нём в виде бесполезного груза. Это участие в жизни группы в качестве балласта не есть просто одиночество – это трата своего времени из-за неумения понять своё место в этом мире, этом социуме, в этот момент и этом месте, и не более того.

Теперь об отшельниках – здесь следует уточнить, что они опять-таки есть выходцы из группы, группа вырастила их, одевала, кормила и согревала, и если эти люди не участвуют в жизни группы – они непродуктивно тратят свою жизнь на самих себя, причём с минимальными возможностями получить некое удовлетворение от неё. Они в данный момент всего лишь бесплодная часть социума, им кажется, что они вне его, но они говорят и думают на языке своего общества, объясняют себе и другим свой уход ценностями культуры, в которой они начали свой не очень удачный жизненный путь, и от которой в данный момент убежали. То есть они на расстоянии, но в мыслях они вместе, но, увы, от этого остальным членам группы легче не становится.

Другой очевидный довод в пользу социального характера вида homo sapiens – это его личная слабость перед природой. Если неподготовленного группой человека забросить в мир дикой саванны, тайги, джунглей, куда угодно, где нет других особей его вида, объединённых в группы, то он погибнет – или от неблагоприятных обстоятельств, или от неумения воспользоваться теми возможностями для выживания, которые предоставляет внешняя среда. В России это доказывается очень просто – нужно просто зимой попробовать самому, без помощи людей прожить достаточно продолжительное время в областях вроде тайги или тундры. Выживут единицы из поставивших подобный эксперимент, но вот продолжить себя во времени в одиночку им будет проблематично, это та же смерть, но отстроченная. То есть без группы личность не выживет, и о полноценной жизни в этом случае и речи идти не может.


Смотреть также Предпосылки

wiki8.ru

Человек — биологическое и социальное существо

Человек — биологическое и социальное существо

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Для поддержания жизнеспособности он нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы он претерпевает изменения, растет, стареет и умирает. Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные для всего живого генетические закономерности.

Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек как качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле вышел за пределы биологической эволюции. Впрочем, нельзя недооценивать роль общества в жизни высших позвоночных. Детеныши хищников, оторванные от родителей, не могут обучиться охоте. Социальная среда, семья играют огромную роль в обучении зверей, еще большую роль играют социальные факторы в становлении психики человека.

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности организации человеческого типа (мозг, кисти рук, прямохождение). При этом сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Затем отбор расширил сферу действия, объектом его стали не только отдельные индивидуумы, но и лучше организованные целые группы (семьи или несколько семей) и даже целые племена.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Благодаря воспитанию, передаче разнообразной научной, культурной, технической информации человек получает то, что было завоевано его предками, обогащается опытом миллионов людей, живших до него.

Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества — антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Ссылки:

medbiol.ru

Сочинение — Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету «Человек и его потребности».

Тема:

« Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе».

Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

1.1. Концепции соотношения социального и био­логического в человеке.

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека.

2. Список используемой литературы.

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин­дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе­ния материи), он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно­ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно­шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова­ниях в области биологии и медицины.

1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

2) человек — чисто социальное существо;

3) человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;

4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1.Понимание человека как биологического, природного сущест ва преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2.Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од­ного из лучших учебников философии, — представляет собой це­лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно­гие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде­ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает­ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «…Практическая культура и состоит именно в при­вычке и потребности в занятии».

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз­никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма­ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично­сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова­ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо­собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос­нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по­воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка­кой-нибудь Зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя­ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа­лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло­гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи­более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че­ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче­ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че­ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче­ским» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Эта недостаточно понятая совре­менным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в тече­ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь­ников по всей Российской Федера­ции явно связано с недостатком фи­зической активности. Согласно ис­следованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких рес­публиках СССР, школьники и сту­денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нор­мального состояния здоровья, — 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи­ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор­му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»: С происходящим в современном обществе увеличе­нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла­бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно­весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак­терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова­нии был; обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е.. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея­тельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био­логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы­шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия,: кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз­никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественноеизменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло­гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но­вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож­но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор­ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво­дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от­дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про­тиворечие не может разрешиться само собой.

1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз­личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслужива­нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при­менении и обслуживании необходимых для них техники и обору­дования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био­логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое все­гда происходит в той или иной социально выработанной форме — могут создать сферы применения для новых направлений и техноло­гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается неизменной. Она эво­люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективно­го функционирования системы сервиса.

Список используемой литературы

1. Вернадский В. И. Живое общество и биосфера. М.: Наука, 1994г.

2. Романович В. К. Сервисная деятельность: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005 г.

3. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004 г.

4. Бака М. М. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоров’я, 1983г.

www.ronl.ru

Социальное существо человек⋆Поиск истины

Человек существо социальное. Ему просто необходимо общаться с себе подобными. Ему нужно внимание окружающих, их любовь или даже ненависть. Ведь ненависть — это тоже внимание. Мне нравится пример, приведенный Натальей Грейс. Смысл его сводиться к следующему. Дай каждому человеку по целой планете со всеми благами цивилизации, богатством, роскошью и он откажется от нее. Потому что рядом не будет никого, кто бы мог оценить эту роскошь. Некому позавидовать его благополучию; никто не сможет сказать: «ах какой у него роскошный автомобиль! Мне на такой никогда не заработать».

Человеку нужен: соучастник, сопереживающий, завистник, недруг; любовь, ненависть; ему позарез нужны эмоции других людей, неважно положительные или отрицательные. Не верьте тем, кто говорит о любви к одиночеству. Как правило, — это глубоко закомплексованные люди, не умеющие поддерживать отношения с окружающими, но стремящиеся всеми фибрами своей души именно к тем, кого так старательно избегают.

В статье социальные сети я опубликовал письмо мужчины мнящего себя эдаким одиноким одиночеством, который ищет спасения от этого псевдочувства в виртуальном мире. Я знаю, что у этого человека нет семьи, нет детей, нет никого, кто бы мог заполнить пустоту его сердца. Он проводит все свое свободное время за монитором, пытаясь заполнить душевную потребность в общении искусственным суррогатом виртуальных знакомств.

Меж тем он бы мог переломить свою боязнь живых людей. А это именно боязнь, а не нелюдимость. И пойти, например, на какой ни будь вечер «кому за»; и познакомиться с одной из страдающих тем же самым одиночеством, женщин. Быть может, ему не хватает лишь этого маленького шага, чтобы его «дефицит общения» испарился навсегда. Хотя конечно мотивирует он свою нелюдимость немного другими обстоятельствами, но думается дело именно в этом — в отсутствии рядом с ним любящей женщины.

Страх быть осмеянным, боязнь быть отвергнутым, опасение быть не понятым — вот три кита на которых зиждется одиночество. Не бойтесь ничего, друзья мои. Если вам один раз отказала в знакомстве девушка, то не нужно обрастать комплексами неполноценности. Быть может, у нее было плохое настроение, крупные неприятности, а тут еще вы с предложением «пойти в кино». Знакомитесь со второй, третьей, четвертой, а пятая мило улыбнется и согласится прогуляться с вами по парку. Закон гласит: чем чаще что-то делаешь, тем лучше у тебя это получается.

Если в компании кто-то неумно над вами пошутил, вызвав взрыв хохота, не надо лезть в бутылку; убегать за угол и нервно курить сигарету за сигаретой в одиночестве. Это лишь вызовет новую порцию насмешек. Лучше посмейтесь вместе со всеми, сделав вид, что вы нисколько не обиделись. Через пять минут уже все забудут над чем они гоготали некоторое время назад, переключившись на другой объект… желательно с вашей подачи. Такова психология толпы и обижаться на нее глупо.

Ведь как говорит М. Задорнов: мы все по отдельности замечательные ребята. Так нужно ли бояться столь замечательных ребят? Смотрите на жизнь с юмором и помните: вы пришли в эту жизнь не для того чтобы страдать от одиночества и биться над решением несуществующих проблем. Вы пришли получить от жизни максимум удовольствия и вложить в этот мир максимум созидания, творчества, полезных и красивых дел.

Автор: Владимир Исаев

nasch-mir.ru