Человек профессии – Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»

Содержание

Профессии типа «человек-человек». Список профессий типа «человек-человек»

Профессии типа «человек-человек» — это довольно сложные специальности. Но они пользуются особой популярностью среди людей. Все специальности делятся на группы, к тому же имеют классификацию. И чтобы лучше начать понимать, что подразумевают собой профессии типа «человек-человек», необходимо рассмотреть эти вопросы более подробно.

Типология

Итак, есть две классификации специальностей данного типа. Первая называется типологией Голланда. Она связывает вид выбираемой деятельности непосредственно с личностью. Вторая — типология Климова. Она классифицирует профессии по предмету трудовой деятельности.

Итак, типология Климова выделяет пять главных объектов: художественный образ, знак, техника, природа и человек. Основной, центральный субъект здесь — это, конечно, последний элемент из перечисленных. К категории «человек-человек» Климов относит все специальности, которые касаются общения, воспитания, обучения и обслуживания.

Типология Голланда немного сложнее. Этот специалист считал, что определенному личностному типу соответствует вполне конкретный тип рабочей среды. Голланд выделяет такие типы личности, как реалистический, интеллектуальный, артистический, предпринимательский, социальный и конвенционный. В принципе, особых отличий от классификации Климова здесь нет — разница в названиях. Просто Голланд рассматривает проблему выбора профессии с нескольких точек зрения, учитывая психологию человека, его навыки, способности и предрасположенность.

Актуальность

Профессии типа «человек-человек» вследствие развития рыночных отношений стали набирать популярность. Взять, к примеру, такую специальность, как менеджер. Ранее она была и вовсе никому не известна. Зато сегодня является одной из самых популярных. Ведь в задачи менеджера входит управление, а также организация работы компании и коллектива, как и регуляция их деятельности. И эти люди должны быть в каждой компании, чем бы она ни занималась — социальными вопросами, промышленностью, транспортом, сервисом или чем-либо другим.

Если говорить про профессии «человек-человек», список которых довольно внушительный, то менеджер будет в первой десятке рейтинга. Поскольку он не только следит за рабочим процессом, но и разрешает спонтанно возникающие ситуации, которые требуют оперативности и риска.

Обслуживающий персонал

Продавцы-консультанты, горничные, администраторы, официанты — это тоже профессии типа «человек-человек». Многие люди ошибочно полагают, что работа этих людей не так уж и сложна. Якобы не нужно разбирать технику, вычислять формулы, выполнять расчеты. Но на самом деле это очень трудная работа, поскольку она подразумевает общение с другими людьми. У каждого из них свои характеры, предпочтения, мягко говоря, причуды. Не каждый способен вежливо контактировать с другими людьми, делая это изо дня в день.

Общение — главный рабочий инструмент

Точно так же как врач должен быть внимательным и ответственным, водитель — аккуратным, а инженер — постоянно мыслящим, люди, принадлежащие к профессии «человек-человек» (примеры которых были приведены выше), обязаны соответствовать определенным требованиям.

Первое, чем им необходимо владеть, — это своим языком. У них должна быть мастерски развита устная и письменная речь. Ведь главный инструмент людей, принадлежащих к профессии типа «человек-человек» (список содержит такие специальности, как педагог, воспитатель, экскурсовод), — это общение. Они вынуждены постоянно контактировать с другими людьми. Преподаватель передаёт знания студентам и ученикам, объясняя им материал, экскурсовод рассказывает о достопримечательностях, официант осведомляет посетителей ресторана о блюдах, персонал интересуется, чего бы хотел клиент. Всего вышеперечисленного можно достичь лишь путем общения.

Индивидуальные качества

Полное описание типа профессии «человек-человек» невозможно без перечисления всех характеристик, которыми должна отличаться личность, выбравшая для себя специальность, относящуюся к этой категории. Важно, чтобы профессионал умел устанавливать и поддерживать деловые контакты. Также он должен понимать состояние других людей, чувствовать их настроение. К тому же специалисту необходимо уметь влиять на других, причем в мягкой форме. Это дано не каждому, но данный навык при наличии предрасположенности можно развить. Чаще всего он приходит с опытом. Взять хотя бы педагогов — мало кто из начинающих учителей сможет с первого урока взять под контроль весь класс, зато спустя лет пять педагогической деятельности это не будет уже проблемой.

Характеристика профессий типа «человек-человек» подразумевает, что специалисты должны обладать доброжелательностью, спокойствием и выдержкой. Иначе в обществе выжить (тем более работать) не получится.

Список профессий

Для полного понимания темы следует перечислить профессии «человек-человек». Список может получиться достаточно объемным, однако самые популярные и востребованные вниманием обходить не стоит. Итак, это журналист, библиотекарь, инспектор, медсестра, продавец, проводник (работник поезда), гид, страховой агент, социальный работник, секретарь, торговый представитель (или консультант), менеджер, воспитатель, следователь, психолог, педагог, официант, бармен, фельдшер, врач, нотариус и юрист.

Как можно видеть, список действительно большой, и все перечисленные специальности довольно сложны. Ведь те люди, которые относятся к профессиям «человек-человек», должны быть не только вежливыми, внимательными и коммуникабельными. Кроме всего этого, им необходимо владеть навыками, которые нужны для полноценной работы. Журналист должен уметь добывать качественную информацию и в правильной форме преподносить её остальным, юрист — цитировать закон, секретарь — печатать со скоростью 100 слов в минуту, официант — наизусть знать меню и состав каждого блюда, бармен и вовсе, сродни химику, обязан в идеале владеть искусством составления коктейлей.

Что стоит знать

Всем нам известно, как быстро можно устать от регулярного общения с людьми. В особенности от однообразного. Но поскольку профессиональная деятельность человека, специальность которого относится к категории «человек-человек», это и предполагает, важно в этом случае вовремя сделать перерыв. Необходимо расслабляться, отстраняться от остальных, иногда бывать наедине с самим собой, чтобы пополниться силами и энергией. Если люди, которые работают с компьютерами, отдыхают, идя с друзьями в бар, то педагоги/журналисты/официанты в конце своего рабочего дня мечтают о тишине.

Кому профессии типа «человек-человек» не подходят?

Не всем людям перечисленные профессии подходят. Если есть дефекты речи, не получается грамотно, выразительно и красиво излагать свои мысли — это уже является своеобразным «противопоказанием» к выбору профессии. Замкнутым людям также нельзя делать выбор в сторону какой-либо из перечисленных специальностей. Погруженность в свой мир, отсутствие желания общаться, неумение быть коммуникабельным, нерасторопность, слишком ярко выраженные физические недостатки, абсолютное равнодушие к остальным и медлительность — эти качества становятся преградой на пути к освоению профессии этого типа.

fb.ru

Профессии «человек-человек». Характеристика и особенности профессий типа «человек-человек»

Существует довольно распространенная классификация профессий Евгения Александровича Климова, профессора психологических наук. Он делит их на типы по предмету труда. Всего их пять. К примеру, тип «человек-природа» назван так, потому что специалист данной профессии работает главным образом с природой. Это зоологи, геологи, кинологи и так далее. По этому же принципу названы профессии «человек-человек», то есть те профессиональные виды деятельности, где один человек работает непосредственно с другим или другими людьми. Это может быть психология, менеджмент, образовательная сфера и так далее.

Краткое описание: профессии «человек-человек»

Как уже говорилось ранее, предметом труда таких профессий является человек или, точнее будет сказать, люди. Они связаны с обучением детей или взрослых, с управлением предприятием или группой людей, с организацией взрослых и детских коллективов, с торговым, бытовым или информационным, медицинским или информационно-художественным обслуживанием. Все профессии, связанные с людьми, предполагают наличие постоянной коммуникации с другими представителями человеческого рода. Для этого лицо, выбравшее такую профессию, должно изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональных знаний и умений.

Подобная характеристика профессии «человек-человек» говорит о том, что этот тип деятельности подойдет далеко не всем. Например, социопату вряд ли захочется работать с людьми. Или мужчина, хорошо разбирающийся в технике, но редко добивающийся взаимопонимания с людьми, скорее всего, выберет профессию иного типа. То же может касаться и женщин.

Главные особенности профессии «человек-человек»

Основные отличия, выделяющие профессии данного типа среди других, и объединяющие столь непохожие между собой, выражаются в задачах. Ведь и врача, и полицейского, и продавца объединяет одно – главная их профессиональная задача – взаимодействие с другими людьми, клиентами или пациентами, посетителями или пострадавшими, и так далее.

Еще одна особенность и задача любой профессии «человек-человек» – это наличие практически двойного образования: психологического и специального. Например, продавец должен знать психологию покупателя, специфику продаваемого товара, если нужно, уметь работать с кассой, с платежным терминалом и так далее. Хирург, помимо медицинских прикладных знаний должен также знать психологию человека, чтобы уметь правильно общаться с больными или их родственниками, а также эффективно коммуницировать с подчиненными и коллегами. И так со всеми профессиями данного типа.

Требования к людям, выбирающим этот тип профессий

В первую очередь это стремление к общению с людьми, развитые коммуникативные навыки и хорошее понимание окружающих. Умение держать себя в руках при любом возможном общении с человеком – то, что сейчас модно называть стрессоустойчивостью, – не менее важное требование. Приветствуются такие человеческие качества, как высокая способность к эмпатии, отзывчивость, доброжелательность, толерантность и умение разрешать конфликты.

Индивид, обладающий данными качествами, может смело рассматривать для себя профессии «человек-человек».

Что включает в себя главное коммуникативное требование для профессий, связанных с людьми

Умение коммуницировать включает в себя не только простую способность разговаривать, но и такие важные навыки, как умение грамотно построить свою речь, услышать, выслушать и понять собеседника, донести до него свою мысль так, чтобы он ее понял именно в том смысле, который вложили в нее вы. Большую роль играет способность понять психологию человека в короткий промежуток времени, а также найти общий язык с индивидом любого возраста, социального положения и умственного развития. Умение наблюдать и анализировать необходимо человеку, работающему с людьми.

Подгруппы профессий типа «человек-человек»

Группа профессий «человек-человек» включает в себя три подгруппы: образовательную, защитную и обслуживающую.

К первой подгруппе относятся все педагоги, нянечки и воспитатели, ведущие детских кружков, тренеры по разным видам спорта, а также репетиторы.

Ко второй – полицейские, юристы разного толка, военнослужащие и инспектора.

Третью подгруппу можно разделить еще на несколько категорий. Обслуживание делится на информационное и информационно-художественное, торговое, бытовое и медицинское. По названиям понятно, кто чем обслуживает население. Например, библиотекарь – профессия, относящаяся к информационному обслуживанию, так же, как и гид. Они предоставляют людям информацию.

Медицинским обслуживанием занимаются врачи, медсестры и медбратья, фельдшера, сиделки и фармацевты.

К торговому обслуживанию относятся продавцы различных товаров: от продуктов до техники или канцелярии.

Бытовое обслуживание предоставляют парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и другие подобные им специалисты. Также к этой категории относятся официанты и вахтеры.

Информационно-художественное обслуживание близко по своей специфике к профессиям типа «человек-художественный образ». Это могут быть экскурсоводы в картинных галереях или консультанты в художественных магазинах. Также руководителя художественного кружка или хореографа можно отнести сразу к двум категориям – к образовательной подгруппе и к информационно-художественному обслуживанию.

Какие еще профессии относятся к типу «человек-человек»

К типу этих профессий также относятся директора и менеджеры, операторы на телефоне и бармены, контролеры в автобусах или электропоездах, риелторы и страховые агенты, социальные работники и супервайзеры, налоговые инспектора и специалисты по связям с общественностью. Это психологи, политологи, промоутеры и стюардессы и т.п.

С каждым годом появляются все новые и новые специальности. И многие из них связаны именно с людьми.

fb.ru

Профессии «человек – человек» | Про профессии.ру

Профессии типа человек-человек выделяются по основному приложению труда, который направлен на человека. 

Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Лучше ориентироваться в этой области помогают такие учебные предметы, как литература, история и другие, основное направление деятельности которых связано с изучением общества и людей.

(Читайте также: Профессии, связанные с литературой ,

Профессии, связанные с историей ,

Профессии, связанные с обществознанием )

Выбор профессии класса человек-человек, основан на ваших склонностях и индивидуальных интересах к той или иной области труда, который выявляется по опыту общественно-организаторской работы, опыту организации и участия в коллективных и групповых мероприятиях.(Определись с помощью тестов .)

Первая особенность профессии для типа человек-человек состоит в том, что основной труд здесь затрачивается на взаимодействие между людьми. Если это взаимодействие не может наладиться, значит, не будет ладиться работа. 

К примеру, если у руководителя или воспитателя не складываются хорошие взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, работа такого человека будет безуспешной. 

 Вторая особенность профессий этого типа заключается в требовании от человека двойной подготовки – умения устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленным в своей области производства, техники, науки и искусства. 

 В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов:

Работать с людьми достаточно не просто. Профессии, связанные с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере. Специальная подготовка таких работников зачастую бывает настолько объемной, что может стереть из его сознания специфическую «человековедческую» подготовку.

Профессии, связанные с работой с людьми, требуют особого подхода.

Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой. 

В первую очередь это относится к профессиям, связанным с общением с людьми. Среди важных качеств обладателей таких профессий присутствует хорошее и устойчивое эмоциональное состояние в процессе работы, потребность в постоянном общении, понимание настроения и мыслей людей, умение разбираться во взаимоотношениях между людьми и их намерениях, умение находить общий язык с людьми разного характера.

Профессии типа человек человек — список

Читайте также:

www.proprof.ru

Список профессий типа «человек-человек» и их отличительные особенности

Профессии типа «человек – человек» считаются довольно популярными, несмотря на то, что количество технологий, приходящих в повседневную жизнь, увеличивается. Необходимо отметить, что такое направление связано с особенностями направления своего труда, а именно человека.

Человек и профессии – два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Если система не может самостоятельно регулировать входящие в ее состав элементы, начинается постепенное нарушение целостности. Профессии, о которых пойдет речь, связаны с различными социальными сферами, начиная от обучения, заканчивая менеджментом.

Отличительные особенности

От качества выполняемой работы будет зависеть не только результат отдельно взятого человека, а и всей системы, элементом которой он и является. В этой области можно воспользоваться специальными учебными дисциплинами. К примеру, литература, история и т.д.

Профессии типа «человек – человек» связаны с деятельностью, взаимодействующей с обществом и человеком. Для того чтобы выбор будущего дела оказался не таким сложным, надо определиться с индивидуальными склонностями и интересами, которые касаются определенной трудовой области.

Система общественно-организаторской работы формируется на основе большого количества взаимосвязанных элементов. На основе этой системы можно сделать соответствующие выводы о предрасположенности кандидата к тому или иному виду деятельности. Чем больше он участвовал в различных мероприятиях и занимался их организацией, тем лучше для него.

Человек – социальное существо, а потому невозможно представить его жизнь за пределами этих рамок. Говоря о человеческой истории, надо отметить, что имеющаяся система ценностей формировалась из поколения в поколение. Все эти достижения были возможны только благодаря совместной деятельности потомков.

На что обратить внимание?

Человек и профессия взаимно дополняют друг друга. Труд привел к развитию человека, а не будь никого на свете, не нужны были бы и профессии. Личность может формироваться только в том случае, если поддерживается постоянная связь с обществом:

  • родными;
  • друзьями;
  • прохожими и т.д.

Где бы ни находился человек, он всегда вступает в контакт с кем-то. Профессия типа «человек – человек» будет существовать всегда, поскольку передача жизненного опыта возможна только из уст в уста. Какой бы большой ни был опыт, какими бы современными ни были носители информации, как бы ни развивалась предметная область – всегда нужен учитель или наставник.

Какого бы уровня ни достигала современная медицина, как бы ни учились диагностировать заболевания с помощью инновационного оборудования – всегда найдется какая-то машинная неточность, приводящая к серьезным проблемам. Врачи и медсестры ежедневно спасают жизни многих людей, и машина не всегда сможет поставить точный диагноз, опираясь на запрограммированные шаблоны.

Каждая конкретная ситуация уникальна, а потому просто не обойтись без юристов и адвокатов.

Совместная деятельность в различных отраслях экономик:

  • производство;
  • торговля;
  • здравоохранение;
  • обучение и воспитания и т.д.

Невозможно представить какую-то отрасль без соответствующей организации и управления. В таком случае всегда сохраняется потребность в управленческих профессиях: менеджер, администратор и т. д.

Специализация

Общественная система просто перестанет нормально функционировать, если резко исчезнут профессии типа «человек – человек». Потребность в путешествиях и туризме резко отпадет, если не будут существовать туристические агенты или экскурсоводы. Если говорить о профессиональной деятельности, главный элемент в которой – другой человек, можно отметить особенные и неформатные условия.

Сфера типа «человек – человек» является действительно уникальной, поскольку кроме специализированных навыков и знаний человек должен уметь налаживать и поддерживать контакты с другими людьми. Кроме того, человек и профессия будут органичны только в том случае, если учитывается большое количество факторов.

Говорить об успешности своей трудовой деятельности можно только в том случае, если были услышаны и правильно истолкованы потребности, учитывались пожелания и устанавливались соответствующие связи. Система типа «человек – человек» имеет право на существование.

Медик никогда не установит текущую клиническую картину и не сделает какие-то предписания, если предварительно не был установлен контакт с пациентом. Продавец-консультант справится со своей работой только тогда, когда увидит список вещей, нужных потенциальному клиенту. Хороший менеджер не раскроет коллективный потенциал, если не будут учитываться индивидуальные особенности каждого сотрудника.

Каждая мелочь играет большую роль. Список качеств, необходимых для работы, можно продолжать довольно долго. Специалисты, работающие в социальной сфере, должны не только обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости и самоконтроля, но и доброжелательностью. Они должны проявлять истинный интерес к каждой персоне, рассматривая личные качества и делая акцент на них.

Каждый должен понять, что постоянная работа в коллективе и с коллективом требует больших эмоциональных ресурсов. Нервно-психические напряжения становятся нормой, а потому навыки коммуникации могут отходить на второй план.

Люди, которые выбирают вышеописанные профессии, должны быть готовы не только к постоянному общению и радости, но и к большой ответственности. Высоких результатов можно добиться только тогда, когда человек тратит свою энергию. В ответ он обязательно получит позитивный отклик своих коллег. В каждом направлении есть свои достоинства и недостатки. Понять их можно только после опробования на себе.

legkopolezno.ru

Профессии типа: «Человек-человек» | Про профессии.ру

Обучение и воспитание детей, формирование личностных качеств человека допустимы в условиях взаимодействия и общения с родителями и другими людьми. 

Совершенствование получения информации, изобилие книг, возможность самообучения, не заменят живого общения и передачи опыта, знаний от одного поколения людей к другому, поэтому труд преподавателя, учителя , воспитателя заменить невозможно. 

 Какие бы современные методы лечения и новые лекарственные препараты не изобретали в области медицины, получить реальную помощь больной сможет, только от медсестры, акушерки, врача и т. д. 

 Если мы и соблюдаем закон, защищаем свои интересы и права, знаем некоторые пункты нормативных документов, оказать настоящую правовую поддержу и защиту, смогут только специалисты, владеющие специальными знаниями и навыками в области юриспруденции — это адвокаты, нотариусы, юристы . 

Процессом производства, торговли, воспитания, обучения и руководством любого трудового коллектива, всегда кто-то должен управлять, контролировать и организовывать. Для этого существуют такие управленческие профессии как: менеджер, организатор, администратор , диспетчер, агент. 

В повседневной жизни и быту, все мы пользуемся услугами проводников, кассиров, поваров , официантов, парикмахеров и стюардесс. 

Познавать мир путешествуя, отдыхать нам помогают люди таких профессий как гиды , туристические агенты, экскурсоводы, социально-культурные работники. 

Все вышеперечисленные специальности относятся к профессии типа «человек-человек». 

Интерес к людям, сочувствие, доброжелательность, переживание — такими качествами должны обладать специалисты профессий «человек-человек» и при этом они должны сочетаться с высокой эмоциональной устойчивостью, самоконтролем, выдержкой. 

Такая работа предусматривает постоянное общение с людьми разных слоев населения и уровнем образования.

Профессии такого типа требуют наличия у человека следующих качеств:

  • умение влиять на других людей;
  • умение поддерживать и устанавливать деловые контакты;
  • проявлять доброжелательность и спокойствие;
  • быть выдержанным и коммуникабельным;
  • понимать других людей.

Еще к профессиям типа человек — человек относятся:

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Тип профессии человек человек, типология климова

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно — двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.

Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.

Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны.

IV. Профессии типа «человек–человек»

Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, художник – живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник — конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры — конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки[8].

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.

ГЛАВА 2

2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста

Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии ,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию «человек — художественный образ «, все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.

Художник — конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.

Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.

На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера — конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.

Творческий процесс художника — конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.

Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.

Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником.

Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь[12,14].

Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.

Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой — и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре

laservirta.ru

Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, которых в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т. д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же должен себе ясно представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.

В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами
2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой
3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей
4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей
5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей



«Человек — техника». В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.


Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород
2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов
3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования
4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств
5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций
6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов
7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов
8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства

Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология).

труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межлюдских отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например; есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.

Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система», если выражаться чуть точнее).

Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.

Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.
1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование
2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.

Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».


Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.


В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.

 

megaobuchalka.ru