Человек как биосоциальное существо таблица – Электронная тетрадь Прохоровой Татьяны: Человек как биосоциальное существо

Электронная тетрадь Кожевниковой Саши: Человек как биосоциальное существо

Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.

Человек — высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Антропосоциогенез — это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Социогенез — объединение в человеческое общество.

Человек как биосоциальное существо обладает следующими характеристиками:

1.общечеловеческими признаками, то есть является представителем конкретного рода;

2.специальными характеристиками, то есть каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса;

3.конкретной, то есть каждый человек является личностью со своей психикой, талантом и так далее.

Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны — это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой — это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек — биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное». С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

Источники:

homework-kozhevnikova.blogspot.com

Электронная тетрадь: Человек,как биосоциальное существо

Черты сходства и различия человека и животных

Антропосоциогенез — процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.

Человек — 1)высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. 2) биосоциальное существо.

Человек,как существо биологическое:

1) Включен в природную связь явлений

2) Подчиняется биофизическим, биохимическим,физиологическим законам развития.

3) Человеку свойственным эмоции и инстинкты,как и животному. Подобно животным он обладает биологическими потребностями и имеет схожий по  строению организм.

Биологические особенности человека:

1) Прямостояние и прямохождение

2) Свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления оружий.

3) Высокоразвитый мозг

4) Приспособленные к прямохождению системы внутренних органов

Социальная природа человека:

1) Членораздельная речь

2) Способность производить орудия труда.

3) Способность преобразовывать социальную и природную среду.

4) Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

Социальная сущность человека — определяет мотивы и стимулы повседневной деятельности, правила и нормы общественного поведения и другие социальные ценности. 

Сознание — высшая,свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самостоятельном регулировании и контролировании поведения. 

Существенное отличие человека  от животного:

Животное: удовлетворение биологических потребностей является единственным стимулом, определяющим поведение.

Человек: биологические потребности контролируются социальным началом,обуславливающим соблюдение нравственных норм.

moiatetrad.blogspot.com

30)Человек – это биосоциальное существо.

Человек имеет двойственную природу. Он является существомбиосоциальным,

носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — какличность. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода.

Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида

и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — какличность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский философ Н.А. Бердяев. «Личность следует отличать от индивида, — писал он. — Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая»2. На наш взгляд, все же при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как

индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую общность всех людей homo sapiens и единичногопредставителя человеческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то другие качества человеческого индивида, то непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы, отделив их от других. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем персонификации индивида, отдельного человека мы придем к

единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть
личность.
«Личность» — это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

31)Сходство и различие человека и животного.

Сходство: инстинкты, биологические потребности, способность преобразовывать природу и приспосабливаться к ней

Сходства человека и животного:

1. одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных.

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.

3. У человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).

4.Черты поведения человека и животных во многом схожи. 

Отличия человека от животных и они фундаментальны:

1. наличие разума и мышление, но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компьютером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.

2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука).

3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов).

4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.

5. В процессе труда произошло развитие руки, особенно большого пальца.

6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.

7. Человек хоронит умерших людей.

Разделение труда. Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Семейно-брачные отношения. Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Вывод: главные отличия человека от животных — понятийное мышление, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособлению человека от природы.

32)Экология. Экологические проблемы.

Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живыхорганизмов с окружающей средой.

В настоящее время налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы. Вот некоторые из них:

1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты;

2) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

3) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов;

4) вода и атмосфера во многих местах загрязнены до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком элементы;

6) парниковый эффект (повышение средней температуры поверхности Земли) из-за неконтролируемого выброса обществом огромного количества газов, аэрозолей.

С началом космических полетов проблемы экологии начинают перемещаться в открытое космическое пространство. Неутилизи-рованные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, и их утилизация постепенно становится все более острой проблемой. Даже на Луне американскими астронавтами были обнаружены многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли, посланных в свое время человечеством на эту планету. Можно говорить уже о нарождающейся проблеме космической экологии. Не решена проблема возможного влияния многочисленных космических полетов на появление крайне опасных озоновых дыр в атмосфере Земли.

Возникла и еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и производства самым отрицательным образом сказываются и на здоровье самого человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме. В связи скрайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных промышленных городах резко увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки привели к скачку сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и иных заболеваний.

Каковы же пути решения экологических проблем? Прежде всего, следует перейти от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии и производства, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале — создание безотходных технологий замкнутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья самого человека. Необходим неумолимый жесткий контроль за производством продуктов питания, что уже осуществляется во многих цивилизованных странах.

Кроме того, нужно постоянно заботиться о поддержании динамического равновесия между природой и человеком. Следует не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.). Эту базу необходимо сберечь и развивать.

studfiles.net

1. Человек как объект познания. Биосоциальное существо

6

Тема №13

Философские проблемы человека

Тема №13. Философские проблемы человека

  1. Человек как объект познания в философии.

Проблема человека одна из важнейших тем философии.

Философия как наука изучает мир и место человека в этом мире.

Философия человека (антропологическая философия) изучает сущность человека, смысл его жизни, как субъекта и объекта познания, отношения с обществом и другие проблемы человека.

С.Франк: «Что такое человек и каково его истинное предназначение. Это основной вопрос – последняя цель всей философской мысли».

Концепции появления и развития человека

I. Религиозно-идеалистическая концепция:

Бог сотворил человека по Образу своему, наделил его разумом и душой. Это отличает его от других живых существ.

Современная церковь соглашается с возможностью эволюции человеческого тела (Энциклика Папы Пия 12-го «Послание к католикам». 1950г.). Но душа человека создана Богом!

II. Концепции естественно-эволюционного происхождения:

  1. Трудовая теория антропогенеза.

Основная составляющая причина появления разумного человекатруд.

Первым об этом сказал Б.Франклин (амер. просветитель: один из авторов Декларации независимости(1776), Конституции США(1787), портрет на 100 долларах!!): «Человек есть животное, создающее орудия труда» (! Он сказал о роли труде раньше Маркса и Энгельса!).

Кстати, Б. Франклин за 50 лет до А.Смита высказал основные идеи трудовой теории стоимости.

Трудовую теорию антропогенеза активно развивал Ф.Энгельс (1820-1895). (Энгельс Ф. «Роль труда в превращении обезьяны в человека).

При целом комплексе причин антропогенеза (в том числе эволюции Земли, жизни) труд является главным фактором, в результате которого затем формируется членораздельная речь, общежитие людей и формирование рационального мышления.

Создание орудий труда (а точнее — изготовление орудий при помощи других орудий) есть стержень первоначальной человеческой деятельности.

Первые орудия изготовлялись для охоты. Изготовление орудий труда человеком предшествовало появлению речи и мышлению примерно на 1-1.5 млн. лет.

Эволюция орудий труда привела к изменению биологических и социальных функций человека и его дальнейшему совершенствованию.

2. Эволюционная теория антропогенеза

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), работа «Феномен человека».

Появление человека разумного (хомо сапиенс) есть скачок в антропогенезе.

Выделению человека из природы способствовал комплекс причин:

— внутренние силы самого организма;

— увеличение и усложнение мозга;

— овладение огнем;

— овладение орудиями труда.

И, главное — возникновение человека есть процесс коллективный и поэтому первым разумным человеком могло быть только множество людей, т.е. их коллективная жизнь.

Цепочка антропогенеза: австралопитек – питекантроп – синантроп – хомо сапиенс (ранняя форма – неандерталец).

Единство биологического и социального в человеке

Говоря о человеке, различают ряд понятий: индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода.

Индивид всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека.

Индивидуальность – неповторимые черты, присущие только данному, конкретному индивиду, отличающие его от других.

Личность – индивид со всей совокупностью его неповторимых социальных качеств (взгляды, способности, потребности, убеждения др.), осознание им своей индивидуальности, особенности, отстаивание им этого.

Природное и социальное бытие человека

Определились два противоположных подхода: человек — или животное, или общественное (социальное) существо.

Первая группа исследователей этой проблемы рассматривает человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество лишь как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях – подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Так, создатель теории психоанализа З. Фрейд (1856-1939) считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникновения и развития человека и общества — главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков.

Представители философской антропологии М. Шеллер (1874-1928), А. Гелен (1904-1976) и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественнонаучный подходы. Так, А. Гелен выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является “биологически недостаточным” существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его “недостаточность” и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привело ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла “органическая теория” общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер (1820-1903), а также его последователи: П. Лилиенфельд, А. Стронин (Россия), А. Шеффле (Германия) и др.

Сущность “органической теории” Г. Спенсера и его сторонников заключается в том, что структура и функционирование общества объявляются аналогичными строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что “кровяные частицы уподобляются деньгам”. У П. Лилиенфельда государство в лице правительства выполняет функции головного мозга и одновременно врача, борющегося с болезнями социального тела. Торговля же, по его мнению, выполняет функции кровообращения в организме. Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил А. Шеффле (1831-1903). В этой “органической теории” очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов.

Разумеется, человек — биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер.

Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

С другой стороны, неверно недооценивать природную составляющую человека, который хотя и разумное, но все же, несомненно, животное со своими природными инстинктами и влечениями. И подчеркивание исключительно его социальной составляющей (марксизм) не охватывает всей сложности человеческой натуры.

Человек есть биосоциальное существо.

В нем биологическая и социальная составляющие диалектически сочетаются, тесно взаимодействуют.

Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития лишь в обществе обусловило и появление специфического вида социальной общности – человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и различные социальные функции (хозяйственные, воспитательные и другие). Ее важнейшей биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья, как ячейка человеческого общества, наиболее тесно связана с природой.

studfiles.net

Человек как биосоциальное существо. Обществознание

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­
ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.

В-третьих, в процессе своей деятельности человек преоб­разует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

В-четвёртых, человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

< Предыдущая   Следующая >

myessay.ru

Человек как биосоциальное существо

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 5

2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА.. 6

2.1 Этапы становления человека. 7

2.1.1 древнейшие люди. 7

2.1.2 древние люди (неандертальцы) 7

2.1.3 современные люди. 8

3. СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.. 8

3.1 Сходство человека с животными. 9

3.2 Отличия человека от животных. 10

3.2.1 развитие разума. 10

3.2.2 речь. 10

3.2.3 трудовая деятельность. 11

3.2.4 использование огня. 11

3.2.5 разделение труда. 11

3.2.6 семейно-брачные отношения. 11

3.3 Специфические особенности человека. 11

4  СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ВВЕДЕНИЕ


Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека — в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его  сущности.


Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1)креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2)биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3)трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4)мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5)космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.( Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

 Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

 человек произошел от животных предков;

 человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.[6, c.312]

coolreferat.com

Биосоциальная природа человека | Дистанционные уроки

26-Янв-2015 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Человек – существо биосоциальное, а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

 

Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.

 

 

Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

 

Биологического в человеке достаточно много — это:

 

Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • активная и пассивная речь;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • сознание и разум;
  • и (венец всего) — творчество.

 

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного:  человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

 

Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

 

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

 

Отметим очень важную вещь:

 

наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития

 

Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.

 

История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.

 

Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.

 

Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.

 

Современный человек — это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу.

Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.

 

Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.

 

В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение сотрудничества между особями.

 

Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.

 

Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.

 

Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.

 

Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!

 

Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!

 
 
 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Биосоциальная природа человека»

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru