Частное благо общественное благо – CGI script error

Общественные и частные блага


⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11Следующая ⇒

Классификация экономических благ может осуществляться по различным критериям в зависимости от целей микроанализа.

В данном случае интерес представляет проблема общественных благ, производство которых рынок не обеспечивает в силу отсутствия их денежной оценки, но необходимость и важность которых для всех членов общества очевидна.

В качестве критериев рассмотрим: 1) конкурентность в потреблении

2) исключаемость из потребления.

 

особенности потребления Конкурентность (соперничество) получение выгод от потребления данного блага одним индивидом делает невозможным получение таких же выгод от того же самого блага другим индивидом  
Неконкурентность означает неделимость благ в их потреблении. Поэтому индивидуальное потребление таких благ не уменьшает их количества и качества, доступного для потребления другими  
наличие прав собственности Исключаемость наличие возможности для данного субъекта воспрепятствовать всем остальным одновременно с ним потреблять данное благо
Неисключаемость невозможность запрещения кому-либо участвовать в потреблении данного блага, даже если этот кто-то отказывается за это платить
         

 

Сочетание свойств конкурентности и исключаемости относится к чистым частным благам. Именно эти свойства делают их максимально приспособленными к обращению на рынке. Каждая единица чистого частного блага может быть продана за отдельную плату. Большинство экономических благ являются чистыми частными.

Сочетание свойств неконкурентности и неисключаемости характеризует чистые общественные блага

, которые потребляются коллективно.

Чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду при его использовании, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает в том случае, если число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно.

Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть ках общественными, так и частными. Пример: салют в большом городе – благо общественное. Но если салют организован в частном увеселительном парке, это частное благо, т.к. его посетители заплатили за входные билеты.

В качестве общественного блага часто называют маяк. Однако известно, что в XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владелец местного маяка взимал плату за услугу с ближайшего порта (а не с капитанов кораблей). В случае отказа владельца порта платить собственник маяка давал команду погасить огонь. В результате сокращалось число заходивших в порт судов и соответственно его доходы. Сегодня работа большинства маяков обеспечивается правительством.

ВЫВОД: если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, это частное благо.

Кроме чисто общественных и чисто частных благ существуют промежуточные (смешанные) блага,не обладающие в полной мере свойствами частных или общественных благ.

 

 

  Конкурентные Неконкурентные
исключаемые чистые частные блага смешанные блага I
неисключаемые смешанные блага II чистые общественные блага

 

 

  Исключаемость высокая исключаемые общественные блага (смешанные блага I) чистые частные блага
низкая чистые общественные блага общие (совместные) блага (смешанные блага II)
  низкая высокая
конкурентность

 

 

Особый интерес представляет перегружаемое общественное благо, использование которого создает отрицательный внешний эффект.

В ряде случаев потребление данного блага сохраняет черты чистого общественного товара до некоторого порогового уровня, за которым наступает его нехватка для всех, т.е. перегрузка. Предельные издержки на каждого следующего потребителя данного объема блага становятся выше 0, а предельная выгода (полезность) начинает снижаться.

Типичным примером перегружаемых благ являются мосты, тоннели, шоссейные дороги: в часы «пик» появление дополнительного потребителя приводит к образованию «пробок», снижению скорости, повышению опасности движения; общественные помещения (библиотечные, лекционные и т.п.). Действительно, до определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова и дополнительные пользователи не ухудшают положения остальных.

Одним из способов решения проблемы перегруженных дорог, например, является взимание платы с водителей. В сущности плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Но зачастую (как и в случае с местными дорогами) ее взимание нецелесообразно из-за высоких издержек на содержание персонала.

В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Для эффективного ее решения необходимо взимать плату за проезд только в часы «пик», что стимулирует водителей изменять расписание движения.

Интересен в связи с этим опыт администрации Сингапура по борьбе с перегруженностью дорог в течение более 10 лет. Сингапур – единственный город, в котором не существует проблем перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобильными выхлопами.

В центре города расположены пункты по взиманию платы за проезд по улицам. Чтобы проехать в город, каждый водитель должен заплатить сумму в зависимости от времени дня и уровня загрязнения. Изменение уровня оплаты позволяет достичь оптимальной загруженности магистралей.

Кроме того, администрация Сингапура рассчитывает максимально допустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха, количество автомашин за пределами центра города и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию новых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсивность пользования автомобилем. Карта, позволяющая поездки на автомашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей поездки только по выходным. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения.

В результате применения этой системы Сингапур экономит ресурсы, используемые на развитие инфраструктуры. Взимание платы за проезд позволяет снизить некоторые городские налоги.

 

Общие (совместно потребляемые) блага(смешанные блага II)отличаются высокой конкурентностью и низкой исключаемостью: леса, водоемы, реки, общественные парки для отдыха, национальные заповедники и т.п. При свободном доступе к этим благам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая ее до разрушения (действие отрицательного внешнего эффекта).

Правительство может решить проблему ограничения доступности общих благ с помощью прямого регулирования или введения специального налога.

Иногда в качестве альтернативы – перевод общего блага в разряд частного товара.

Это правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».

 

Так, Мировой океан раньше имел статус чистого общественного товара. В настоящее время его ресурсы ограничены и их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Это значит, что в ресурсной части Мировой океан превратился в чистое частное благо, а с точки зрения мореплавания остается чистым общественным товаром.

Исключаемые общественные блага

(смешанные блага I) имеют высокую исключаемость при низкой конкурентности. В отличие от чистых общественных благ здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления таких товаров, несмотря на коллективный его характер. Это значит, что исключаемые общественные товары могут производиться (и производятся) в частном секторе без участия государства (шоу-бизнес).

Разновидностью исключаемого общественного блага является так называемое клубное благо, когда принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку,

а к группе людей. Доступ к потреблению этих благ ограничен уставными требованиями и размером членских взносов. Типичными примерами являются клубы по интересам (конный, теннисный клуб), самоуправляемые общественные организации. Это значит, что на такие блага легко назначить цену.

Исключаемые общественные товары могут предлагаться на рынке в частном порядке фирмами и могут производиться государством.

Особую группу в исключаемых общественных благах составляют

квазиобщественные блага: пожарная охрана, полиция, музеи, библиотеки, а также продукция естественных монополий: газо −, водо – , тепло − , электроснабжение, транспорт, кабельное телевидение.

Вместе с тем «чистые общественные товары» и «блага, предоставляемые правительством» не являются синонимами. Действительно, производство чистых общественных благ осуществляется государством (национальная оборона, охрана окружающей среды). Эти блага не имеют денежной оценки и не могут быть проданы. Выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Одновременно государство обеспечивает население и другими благами: пособия по безработице, пенсии, объекты инфраструктуры и т.п. Многие из них потребляются индивидуально.

 

5. Спрос на чистые общественные блага и проблема «безбилетника»

Спрос на чистые общественные блага существенно отличается от спроса на частные товары:

1) каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого

чистого общественного блага (как в случае с частным товаром), а вынужден

потреблять данное количество целиком. Это значит, что объемы индивидуального

потребления общественного товара равны между собой и равны объему его

предложения: QS = q1 = q2 = … = qn

для частного блага: Qd = q1 + q2 + … + qn = ∑ qi 1 < i < n

2) все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного

блага одновременно. Предельные социальные выгоды от потребления

дополнительной единицы общественного товара складываются из суммы всех

предельных выгод для всех его потребителей:

MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ MBi 1 < i < n

 

3) общая кривая спроса на общественный товар определяется путем вертикального

суммирования индивидуальных цен, которые каждый потребитель готов платить за

данный объем этого блага.

Чистое общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и

продано по частям. Цена в данном случае не является переменной.

Для частного товара общая кривая спроса получается путем горизонтального

суммирования объемов спроса всех потребителей при каждой цене.

 

Кривая спроса на чистое общественное
благо

 

 

Для достижения эффективного использования ресурсов чистое общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная социальная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага:

MSB (Qd) = MC (QS).

 

 

Таким образом, существует некоторый однозначноопределяемый эффективный объем выпуска общественного блага. Но для определения этого объема нужно точно знатьобщественные предпочтения в отношении общественного блага.

Достижение эффективного объема выпуска чистого общественного блага предполагает, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Однако в реальной практике наличие такой информации – большая редкость. Более того, у потребителей чистых общественных товаров появляются серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях или ее сокрытию. Особенно это характерно для ситуаций, когда потребителей общественных благ очень много.

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить его бесплатно. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника («зайца»).

Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, заинтересованных в потреблении таких благ, не будет склонен их оплачивать.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественного блага бывает ниже эффективного объема выпуска.Поэтому производство таких благ берет на себя государство за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

48. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.

Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Свойства ОБ: неисключаемы (потребляют все индивиды), неконкурентны в потреблении (потребление одним человеком не снижает их доступности для других), производство ОБ обеспечивается гос-вом, объемы индивидуального потребления ОБ равны м/у собой и соответствуют совокупному предложению. Товар неконкурентен в потреблении, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень высоки издержки по отстранению отдельных индивидов от его потребления.

Виды ОБ: перегружаемые (блага, неконкурентность к-ых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей – посещение парка; потребление может быть избирательным), исключаемые (коллективные – смешанные блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности – кино, образование).

49. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса на ОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса на ОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

50. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Оптимальный выпуск общественного блага.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Неисключаемость ОБ создает возможность уклонения от уплаты взноса отдельными индивидами при его потреблении. Проблема «безбилетников» – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения эконом. агентами выгоды без участия в общих издержках. Чем больше размер группы, тем меньше часть общей выгоды достается среднему члену и, соответственно, тем меньше у него стимулов активно заниматься обеспечением всей группы коллективно предоставляемым благом и участвовать в коллективных действиях, а след-но, тем острее для группы становится проблема «безбилетников».

Для устранения проблемы «безбилетников» вводятся налоговые цены (модель Линдаля) или налог Кларка (с доминантного потребителя). Предложенные меры не в полном объеме решают проблему уклонения от уплаты за предоставление ОБ, поэтому эффективное производство ОБ финансируется гос-вом. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частной структурой общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства ОБ основывается на коллективных действиях.

studfiles.net

Общественные и частные блага — Мегаобучалка

Классификация экономических благ может осуществляться по различным критериям в зависимости от целей микроанализа.

В данном случае интерес представляет проблема общественных благ, производство которых рынок не обеспечивает в силу отсутствия их денежной оценки, но необходимость и важность которых для всех членов общества очевидна.

В качестве критериев рассмотрим: 1) конкурентность в потреблении

2) исключаемость из потребления.

 

особенности потребления Конкурентность (соперничество) получение выгод от потребления данного блага одним индивидом делает невозможным получение таких же выгод от того же самого блага другим индивидом  
Неконкурентность означает неделимость благ в их потреблении. Поэтому индивидуальное потребление таких благ не уменьшает их количества и качества, доступного для потребления другими  
наличие прав собственности Исключаемость наличие возможности для данного субъекта воспрепятствовать всем остальным одновременно с ним потреблять данное благо
Неисключаемость невозможность запрещения кому-либо участвовать в потреблении данного блага, даже если этот кто-то отказывается за это платить
         

 

Сочетание свойств конкурентности и исключаемости относится к чистым частным благам. Именно эти свойства делают их максимально приспособленными к обращению на рынке. Каждая единица чистого частного блага может быть продана за отдельную плату. Большинство экономических благ являются чистыми частными.

Сочетание свойств неконкурентности и неисключаемости характеризует чистые общественные блага, которые потребляются коллективно.

Чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду при его использовании, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает в том случае, если число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно.

Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть ках общественными, так и частными. Пример: салют в большом городе – благо общественное. Но если салют организован в частном увеселительном парке, это частное благо, т.к. его посетители заплатили за входные билеты.



В качестве общественного блага часто называют маяк. Однако известно, что в XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владелец местного маяка взимал плату за услугу с ближайшего порта (а не с капитанов кораблей). В случае отказа владельца порта платить собственник маяка давал команду погасить огонь. В результате сокращалось число заходивших в порт судов и соответственно его доходы. Сегодня работа большинства маяков обеспечивается правительством.

ВЫВОД: если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, это частное благо.

Кроме чисто общественных и чисто частных благ существуют промежуточные (смешанные) блага,не обладающие в полной мере свойствами частных или общественных благ.

 

 

  Конкурентные Неконкурентные
исключаемые чистые частные блага смешанные блага I
неисключаемые смешанные блага II чистые общественные блага

 

 

  Исключаемость высокая исключаемые общественные блага (смешанные блага I) чистые частные блага
низкая чистые общественные блага общие (совместные) блага (смешанные блага II)
  низкая высокая
конкурентность

 

 

Особый интерес представляет перегружаемое общественное благо, использование которого создает отрицательный внешний эффект.

В ряде случаев потребление данного блага сохраняет черты чистого общественного товара до некоторого порогового уровня, за которым наступает его нехватка для всех, т.е. перегрузка. Предельные издержки на каждого следующего потребителя данного объема блага становятся выше 0, а предельная выгода (полезность) начинает снижаться.

Типичным примером перегружаемых благ являются мосты, тоннели, шоссейные дороги: в часы «пик» появление дополнительного потребителя приводит к образованию «пробок», снижению скорости, повышению опасности движения; общественные помещения (библиотечные, лекционные и т.п.). Действительно, до определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова и дополнительные пользователи не ухудшают положения остальных.

Одним из способов решения проблемы перегруженных дорог, например, является взимание платы с водителей. В сущности плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Но зачастую (как и в случае с местными дорогами) ее взимание нецелесообразно из-за высоких издержек на содержание персонала.

В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Для эффективного ее решения необходимо взимать плату за проезд только в часы «пик», что стимулирует водителей изменять расписание движения.

Интересен в связи с этим опыт администрации Сингапура по борьбе с перегруженностью дорог в течение более 10 лет. Сингапур – единственный город, в котором не существует проблем перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобильными выхлопами.

В центре города расположены пункты по взиманию платы за проезд по улицам. Чтобы проехать в город, каждый водитель должен заплатить сумму в зависимости от времени дня и уровня загрязнения. Изменение уровня оплаты позволяет достичь оптимальной загруженности магистралей.

Кроме того, администрация Сингапура рассчитывает максимально допустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха, количество автомашин за пределами центра города и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию новых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсивность пользования автомобилем. Карта, позволяющая поездки на автомашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей поездки только по выходным. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения.

В результате применения этой системы Сингапур экономит ресурсы, используемые на развитие инфраструктуры. Взимание платы за проезд позволяет снизить некоторые городские налоги.

 

Общие (совместно потребляемые) блага(смешанные блага II)отличаются высокой конкурентностью и низкой исключаемостью: леса, водоемы, реки, общественные парки для отдыха, национальные заповедники и т.п. При свободном доступе к этим благам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая ее до разрушения (действие отрицательного внешнего эффекта).

Правительство может решить проблему ограничения доступности общих благ с помощью прямого регулирования или введения специального налога.

Иногда в качестве альтернативы – перевод общего блага в разряд частного товара.

Это правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».

 

Так, Мировой океан раньше имел статус чистого общественного товара. В настоящее время его ресурсы ограничены и их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Это значит, что в ресурсной части Мировой океан превратился в чистое частное благо, а с точки зрения мореплавания остается чистым общественным товаром.

Исключаемые общественные блага(смешанные блага I) имеют высокую исключаемость при низкой конкурентности. В отличие от чистых общественных благ здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления таких товаров, несмотря на коллективный его характер. Это значит, что исключаемые общественные товары могут производиться (и производятся) в частном секторе без участия государства (шоу-бизнес).

Разновидностью исключаемого общественного блага является так называемое клубное благо, когда принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку,

а к группе людей. Доступ к потреблению этих благ ограничен уставными требованиями и размером членских взносов. Типичными примерами являются клубы по интересам (конный, теннисный клуб), самоуправляемые общественные организации. Это значит, что на такие блага легко назначить цену.

Исключаемые общественные товары могут предлагаться на рынке в частном порядке фирмами и могут производиться государством.

Особую группу в исключаемых общественных благах составляют

квазиобщественные блага: пожарная охрана, полиция, музеи, библиотеки, а также продукция естественных монополий: газо −, водо – , тепло − , электроснабжение, транспорт, кабельное телевидение.

Вместе с тем «чистые общественные товары» и «блага, предоставляемые правительством» не являются синонимами. Действительно, производство чистых общественных благ осуществляется государством (национальная оборона, охрана окружающей среды). Эти блага не имеют денежной оценки и не могут быть проданы. Выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Одновременно государство обеспечивает население и другими благами: пособия по безработице, пенсии, объекты инфраструктуры и т.п. Многие из них потребляются индивидуально.

 

5. Спрос на чистые общественные блага и проблема «безбилетника»

Спрос на чистые общественные блага существенно отличается от спроса на частные товары:

1) каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого

чистого общественного блага (как в случае с частным товаром), а вынужден

потреблять данное количество целиком. Это значит, что объемы индивидуального

потребления общественного товара равны между собой и равны объему его

предложения: QS = q1 = q2 = … = qn

для частного блага: Qd = q1 + q2 + … + qn = ∑ qi 1 < i < n

2) все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного

блага одновременно. Предельные социальные выгоды от потребления

дополнительной единицы общественного товара складываются из суммы всех

предельных выгод для всех его потребителей:

MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ MBi 1 < i < n

 

3) общая кривая спроса на общественный товар определяется путем вертикального

суммирования индивидуальных цен, которые каждый потребитель готов платить за

данный объем этого блага.

Чистое общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и

продано по частям. Цена в данном случае не является переменной.

Для частного товара общая кривая спроса получается путем горизонтального

суммирования объемов спроса всех потребителей при каждой цене.

 

Кривая спроса на чистое общественное
благо

 

 

Для достижения эффективного использования ресурсов чистое общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная социальная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага:

MSB (Qd) = MC (QS).

 

 

Таким образом, существует некоторый однозначноопределяемый эффективный объем выпуска общественного блага. Но для определения этого объема нужно точно знатьобщественные предпочтения в отношении общественного блага.

Достижение эффективного объема выпуска чистого общественного блага предполагает, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Однако в реальной практике наличие такой информации – большая редкость. Более того, у потребителей чистых общественных товаров появляются серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях или ее сокрытию. Особенно это характерно для ситуаций, когда потребителей общественных благ очень много.

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить его бесплатно. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника («зайца»).

Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, заинтересованных в потреблении таких благ, не будет склонен их оплачивать.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественного блага бывает ниже эффективного объема выпуска.Поэтому производство таких благ берет на себя государство за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

 

megaobuchalka.ru

Отличия общественных благ от частных благ

В обобщенном смысле блага— это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

§ общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

§ индивидуальные (частные блага),отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага. Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

а) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

б) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

в) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

г) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

д) Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Классификации общественного блага:

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

§ общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

§ местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

§ исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

§ неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.

2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики.

Общественные блага.

Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.

3.

Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

laservirta.ru

Чисто общественное благо и чисто частное благо

 

В системе классификации экономических благ можно выделить два их основных вида:

чисто общественное благо (благо, которое потребляется большим количеством экономических агентов вне зависимости платят они за него или нет). В качестве примера, национальная оборона, органы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, уличное освещение, мост через реку, маяк в море, прогноз погоды и т.п.;

чисто частное благо – товары индивидуального потребления (благо, которое потребляется экономическим агентом после покупки его за отдельную плату). В качестве примера, продукты питания, одежда и т.п.

С точки зрения характера распределения полезности среди экономических агентов (признак избирательности или неизбирательности) и степени доступности блага для потребителей (признак исключаемости или неисключаемости), чисто общественное благо обладает двумя ключевыми свойствами. Во-первых, свойство неизбирательности или неконкурентности в потреблении, которое означает, что потребление данного блага одним экономическим агентом не влечет за собой ограничение в потреблении рассматриваемого блага другими лицами. Во-вторых, свойство неисключаемости в потреблении, которое означает невозможность ограничения в потреблении рассматриваемого блага даже в случае, если экономический агент за него не платит. В свою очередь, частные блага обладают свойством избирательности (данные товары приобретаются и потребляются индивидуально в соответствии с основными предпочтения экономического агента, что сводится к тому, что потребление данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным потребление этого товара другими агентами) и исключаемости (невозможность потребления данного блага при отсутствии оплаты за товар).

В целом, чисто общественное благо, в отличие от чисто частного блага, не может быть разделено на отдельные части и продано по частям.

Таким образом, можно выделить следующие свойства чисто общественного блага:

— неделимость данного товара, т.е. индивид не имеет возможности определения объема потребления данного блага, при этом несмотря на то, что общественное благо потребляется, как правило, коллективно, однако индивидуальная польза для каждого экономического агента различна;

— появление дополнительного потребителя общественного блага не уменьшает выгод для существующих потребителей;

— коллективное потребление, использование;

— потребление одними экономическими агентами не влияет на количество потребления данного блага другими экономическими субъектами;

— производство и потребление чисто общественного блага сопряжено с положительными внешними эффектами;

— предельные издержки для дополнительного потребителя чисто общественного блага равны нулю;

— участие государства в производстве общественных благ.

Можно выделить четыре вида общественных благ (рис.12.6).

 

 
 

Рис. 12.6. Экономические блага

 

1. Клубные общественные блага (общественные блага, доступные только лицам, состоящим в определенных организациях-клубах. В данном случае это неконкурентные блага, доступ к которым ограничен рядом условий – платой, правилами пользования, поведения и т.п. Например, закрытый пляж, концерт).

2. Перегружаемые общественные блага (товары, находящиеся по своим характеристикам между чисто общественными и чисто частными благами, когда потребление неизбирательно только до определенного уровня потребления. В качестве примера можно привести автомобильную дорогу. Как правило, полезность для водителя определяется скоростью движения его автомобиля. Рост числа автотранспорта не влияет на полезность водителей, уже передвигающихся по дороге только до определенного момента. В результате увеличения загруженности дороги скорость движения транспорта снижается, что ведет к сокращению полезности водителей).

3. Коллективные (смешанные) общественные блага (блага, которым присуща высокая степень неисключаемости при низкой степени избирательности, например, поиск информации в сети Интернет не снижает возможности подобных действий другими экономическими агентами, т.е. предельные издержки увеличения пользователей остаются нулевыми, при этом конкурентность (избирательность) остается достаточно низкой, кроме того, доступ к потреблению можно ограничить с относительно небольшими издержками, например, введением платы за подключение к сети Интернет).

4. Коммунальные общественные блага – общие ресурсы (данные блага характеризуются высоким уровнем избытка при низкой степени исключаемости, при этом ограничение к потреблению связано с высокими издержками. Например, рыба в океане. Если экономический агент поймал рыбу, то ее не сможет поймать и съесть другой экономический субъект, при этом запретить ловить рыбу практически нельзя, только введением дорогостоящих институтов контроля).

Рассмотрим основную проблему, возникающую в случае с чисто общественными благами.

Обратимся к рис. 12.7, на котором отражены:

— D1 — кривая индивидуального спроса первого потребителя;

— D2 — кривая индивидуального спроса второго потребителя;

— MC — кривая предельных издержек;

— Qx1 — объем потребления первым экономическим агентом;

— Qx2 — объем потребления вторым экономическим агентом.

D = D1+D2 (вертикальная сумма) (MSB)

Рис. 12.7. Эффективное распределение общественного блага

 

Ключевое отличие чисто общественного блага от чисто частного — объем общественного блага (какой бы он ни был) будет потребляться обоими экономическими агентами:

.

Напомним, что кривая рыночного спроса чисто частного блага определяется путем суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса. В случае с чисто общественным благом суммирование осуществляется по вертикали, поскольку каждый экономический агент потребляет один и тот же объем благ (Qx1=Qx2), но оценивают они его каждый по-своему, исходя из субъективного отношения к благу (P1<P2). В данном случае происходит суммирование не количества товара (как с чисто частным благом), а цен, которые экономические агенты готовы заплатить за общественное благо.

Отметим, что в данном случае кривые спроса на благо показывают готовность каждого экономического агента оплатить данное количество товара, исходя из своей индивидуальной выгоды от его потребления (MBn). При этом, все потребители получают определенную выгоду, а предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы чисто общественного блага находится суммированием предельных индивидуальных выгод каждого потребителя:

,

где MSB — предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы чисто общественного блага;

MB1, MB2, MB3 … MBn -предельная индивидуальная выгода 1-го, 2-го, 3-го … n-го потребителя.

Точка Е в данном случае показывает эффективное потребление чисто общественного блага.

Поясним, что для эффективного размещения чисто общественного блага в экономике необходимо, чтобы последнее производилось в таком объеме, при котором предельная общественная выгода будет равна предельным издержкам производства дополнительной единицы общественного блага до количества Qx*:

.

При этом точка Е не является рыночным равновесием, что следует из свойства неисключаемости общественного блага: если бы производители данного блага решили предлагать его за определенную плату, то экономические агенты — потребители отказались бы за него платить, поскольку есть возможность получить его бесплатно. В связи с вышесказанным возникает проблема безбилетника: нежелание экономического агента платить за общественное благо, в силу возможности получения его бесплатно, исходя из свойства неисключаемости в потреблении.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Влияние рыночных сделок как на экономических агентов, участвующих в трансакциях, так и на третьих лиц, не получившее отражение в ценах на блага:

а) внутренние эффекты;

б) частные эффекты;

в) общественные эффекты;

г) внешние эффекты.

 

2. Установите соответствие между видами внешних эффектов и их определениями:

а) положительные внешние эффекты; 1) трансакции, которые предполагают возникновение издержек для третьих лиц;  
б) отрицательные внешние эффекты. 2) трансакции, которые предполагают получение третьими лицами определенных выгод.

 

3. Рисунки художника, проживающего в многоквартирном доме, которые он сотворил на стенах лестничной площадки, способствующие росту полезности соседей от созерцания его творчества — пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

4. Хозяйственная деятельность завода, который сбрасывает сточные воды в реку, тем самым негативно влияя на деятельность рыбного хозяйства — пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

5. Благоустройство, облагораживание дворовой территории жителями дома, способствующее уменьшению работы коммунальных служб — пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

6. Деятельность ресторана, расположенного на первом этаже жилого дома, когда жители дома испытывают неудобства от шума, который возникает в результате работы кондиционеров, вытяжки, музыки в вечернее время — пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

7. Процесс, когда новые технологии, научные разработки развиваются достаточно быстро, поэтому инновации становятся частью технологических знаний:

а) технологический перелив;

б) НИОКР;

в) научное открытие;

г) инновационный процесс.

 

8. На рис. 12.8 представлен внешний эффект:


Рис. 12.8. Внешний эффект

 

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

9. На рис. 12.9 представлен внешний эффект:

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

       
 
   
 

Рис. 12.9. Внешний эффект

       
 
   
 

10. На рис. 12.10 представлен внешний эффект:

 
 

 

 

Рис. 12.10. Внешний эффект

 

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

11. На рис. 12.11 представлен внешний эффект:

       
 
   
 

Рис. 12.11. Внешний эффект

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

12. Процесс приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным общественным издержкам (выгодам):

а) интернационализация;

б) национализация;

в) интернализация;

г) трансформация.

 

13. Введение корректирующих налогов и субсидий предложено:

а) А. Маршаллом;

б) Р. Коузом;

в) В. Парето;

г) А. Пигу.

 

14. Процесс налогообложения потребителей экономических благ с отрицательным внешним эффектом, что в целом способствует уменьшению предельных частных выгод (MPB) до уровня предельных общественных выгод (MSB):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

15. Процесс субсидирования потребителей экономических благ с положительным внешним эффектом, что в целом позволяет приблизить предельные частные выгоды (MPB) к предельным общественным выгодам (MSB):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

16. Процесс налогообложения производителей экономических благ с отрицательным внешним эффектом, что в целом способствует росту предельных частных издержек (MPC) до уровня предельных общественных издержек (MSC):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

17. Процесс субсидирования производителей экономических благ с положительным внешним эффектом, что в целом позволяет приблизить предельные частные издержки (MPC) к предельным общественным издержкам (MSC):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

18. Теорема, в соответствии с которой, если трансакционные издержки равны нулю, права собственности четко определены, то размещение ресурсов будет оставаться эффективным и неизменным независимо от изменений в распределении:

а) теорема Парето;

б) проблема безбилетника;

в) теория Пигу;

г) теорема Коуза.

 

19. Установите соответствие между видами благ и их определениями:

а) чисто частное благо; 1) благо, которое потребляется большим количеством экономических агентов вне зависимости платят они за него или нет;
б) чисто общественное благо. 2) благо, которое потребляется экономическим агентом после покупки его за отдельную плату.

 

20. Свойство блага, в соответствии с которым потребление данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным потребление этого товара другими агентами:

а) свойство избирательности;

б) свойство неконкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

21. Свойство блага, в соответствии с которым невозможно осуществить потребление данного блага при отсутствии оплаты за товар:

а) свойство исключаемости;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

22. Свойство блага, в соответствии с которым потребление данного блага одним экономическим агентом не влечет за собой ограничение в потреблении рассматриваемого блага другими лицами:

а) свойство избирательности;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

23. Свойство блага, в соответствии с которым невозможно осуществить ограничение в потреблении рассматриваемого блага даже в случае, если экономический агент за него не платит:

а) свойство исключаемости;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

24. Блага, которым присуща высокая степень неисключаемости при низкой степени избирательности (например, поиск информации в сети Интернет):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

25. Товары, находящиеся по своим характеристикам между чисто общественными и чисто частными благами, когда потребление неизбирательно только до определенного уровня потребления (например, автомобильная дорога):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

26. Общественные блага, доступные только лицам, состоящим в определенных организациях-клубах; это неконкурентные блага, доступ к которым ограничен рядом условий – платой, правилами пользования, поведения и т.п. (например, концерт):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

27. Общие ресурсы; данные блага характеризуются высоким уровнем избытка при низкой степени исключаемости, при этом ограничение к потреблению связано с высокими издержками (например, рыба в океане):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

28. Кривая рыночного спроса чисто частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса:

а) по диагонали;

б) по горизонтали;

в) по вертикали;

г) по вертикали и по горизонтали.

 

29. Кривая рыночного спроса чисто общественного блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса:

а) по диагонали;

б) по горизонтали;

в) по вертикали;

г) по вертикали и по горизонтали.

 

30. Нежелание экономического агента платить за общественное благо, в силу возможности получения его бесплатно, исходя из свойства неисключаемости в потреблении:

а) теория Маршалла;

б) теория Пигу;

в) теорема Коуза;

г) проблема безбилетника.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность отрицательных и положительных внешних издержек и выгод?

2. Какова причина возникновения внешних эффектов?

3. Когда необходимо государственное регулирование внешних эффектов?

4. Какие существуют способы регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов?

5. В чем суть теоремы Р. Коуза?

6. Какие существуют особенности чисто общественных благ?

7. В чем разница между чисто общественным и чисто частным благом?

8. Что представляет собой рыночный спрос на чисто общественное благо?

9. Какова роль государства в создании чисто общественного блага?

10. В чем заключается проблема безбилетника?

Глоссарий

А

Абсолютная земельная рента – это рента, которая имеется на всех участках земли вне зависимости от их плодородия и местоположения; абсолютная земельная рента возникает по факту монопольного владения землей.

Абсолютно неэластичное предложение– ситуация, когда изменение цены не вызывает никакого изменения предложения.

Абсолютно неэластичный спрос по цене – ситуация, когда изменение цены не вызывает никакого изменения спроса.

Абсолютно эластичное предложение – ситуация, когда бесконечно малое изменение цены вызывает значительное изменение предложения.

Абсолютно эластичный спрос – ситуация, когда бесконечно малое изменение цены вызывает значительное изменение спроса.

Абсолютные потребности — потребности, которые выражают желаемый уровень потребления, они не ограничены возможностями производства и доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными товарами и услугами.

Австрийская экономическая школа — направление экономической мысли, представители которого (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.) заложили основы теории предельной полезности, при этом ценность благ определялась субъективными оценками покупателей и продавцов.

Аккордная система – оплата труда, которая предусматривает оплату не каждой операции в отдельности, а всего объема работ.

Аллокативная эффективность– способность распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, что обеспечивается при условии равенства цены продукции и предельных издержек производства.

Альтернативные (вмененные) издержки — это некоторое количество одного блага, которым необходимо пожертвовать, пренебречь для увеличения производства другого блага.

Амортизация – процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на производимую продукцию и аккумулирование ее в амортизационном фонде для полного восстановления основного капитала, выбывшего из производственного процесса.

Анализ — метод, при котором исследуемый предмет мысленно расчленяется на составные части, затем каждый элемент подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого.

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Б

Благо — средство удовлетворения потребностей.

Бухгалтерская прибыль – прибыль, которая рассчитывается вычитанием из валового дохода явных (бухгалтерских) издержек производства.

Бюджетная линия – это линия, показывающая все комбинации двух экономических благ, которые могут быть приобретены при данном уровне цен на товары и заданной величине денежного дохода.

В

Вертикальная интеграция – объединение фирм, осуществляющих разные стадии единого технологического процесса.

Внешние эффекты (экстерналии) – это влияние рыночных сделок как на экономических агентов, участвующих в трансакциях, так и на третьих лиц (т.е. это ни покупатели, ни продавцы), не получившее отражение в ценах на блага.

Внутренняя норма отдачи – отношение ожидаемой прибыли к величине инвестиций, т.е. данный показатель отражает выгоды, получаемые от конкретного инвестиционного проекта.

Воспроизводимые (неисчерпаемые) ресурсы – это природные ресурсы, которые в процессе хозяйственной деятельности не утрачивают своего производительного свойства и их количество может поддерживаться на неизменном уровне или даже увеличиваться.

Воспроизводство — непрерывно возобновляемый процесс, включающий в себя производство, распределение, обмен и потребление произведенных благ.

Вторичные потребности — потребности, которые удовлетворяются после первичных и могут быть заменены на другие.

Вульгарная политическая экономия— направление экономической мысли, представители которого разработали теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Г

Горизонтальная интеграция – объединение фирм, выпускающих одинаковую продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса.

Государство – совокупность правительственных учреждений, имеющих власть для контроля над хозяйствующими субъектами, стремясь максимизировать общественную полезность.

Д

Двусторонняя монополия – ситуация на рынке, когда одному продавцу противостоит только один покупатель.

Двусторонняя монополия на рынке труда –ситуация, когда на рынке труда друг другу противостоят монопсонист (единственный работодатель) и монополист (профсоюз).

Дедукция — метод, при котором происходит переход от общих выводов к частным, это движение мысли от общего к частному.

Действительные потребности — это фактически сложившиеся на данном этапе развития общества потребности в товарах и услугах, не ограниченные платежеспособными возможностями потребителей, однако носят конкретный характер.

Дисконтированная стоимость – это сегодняшнее значение суммы денежных средств, которая, будучи вложенной на n лет под норму процента i, вырастет до значения TRn.

Дифференциальная рента является следствием существования монополии на землю как объект хозяйствования.

Дифференциальная рента I по местоположению – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции на близко расположенных к рынку сбыта земельных участках.

Дифференциальная рента I по плодородию – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции на средних и лучших землях.

Дифференциальная рента II – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции, которая образуется в результате дополнительных капиталовложений на данном земельном участке.

Долгосрочный период – промежуток времени, в течение которого предприятие может изменять затраты всех факторов производства, в том числе осуществлять капиталовложения.

Домашние хозяйства – индивид или группа индивидов, принимающие общие финансовые решения, имеющие в собственности экономические ресурсы; предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, стремясь максимизировать полезность.

Допредельная фирма с нормальной прибылью (самоокупаемая фирма с нормальной прибылью) – это предприятие, для которого рыночная цена покрывает средние издержки производства, причем уровень цены товара соответствует минимальному значению краткосрочных средних издержек производства ( ).

Допредельная фирма со сверхприбылью – это предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне выше краткосрочных средних издержек производства ( ).

Дуополия – тип рынка, на котором существуют только две фирмы.

Е

Единичная эластичность предложения – ситуация, когда происходит равное изменение цены и объема предложения.

Единичная эластичность спроса– ситуация, когда происходит равное изменение цены и объема спроса на товар.

Единство исторического и логического подходов — метод, при котором экономическая теория рассматривает явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими, а также рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Естественная монополия – монополия, возникающая в тех отраслях, в которых из-за особенностей технологии производства экономических благ наиболее эффективна организация производства на базе только одного предприятия.

Естественное плодородие почвы– природное плодородие, являющееся результатом протекающих геологических, климатических, почвообразовательных процессов; это плодородие присуще землям, на которые еще не распространялась деятельность человека.

Ж

Жесткая олигополия – тип рынка, на котором существуют три-четыре фирмы.

З

Закон возвышения потребностей — закон, который гласит, что с развитием общества происходит переход от потребностей более низкого уровня к более высоким потребностям.

Закон возрастания альтернативных издержек — закон, в соответствии с которым выпуск каждой дополнительной единицы одного блага будет сопровождаться ростом альтернативных издержек, т.е. все большим недовыпуском другого блага.

Закон предложения – принцип, в соответствии с которым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения.

Закон спроса – принцип, в соответствии с которым при прочих равных условиях объем спроса на товар и цена товара обратно зависимы.

Закон убывающей отдачи (закон убывающей предельной производительности) – при прочих равных условиях при неизменности большинства факторов производства последовательное применение дополнительных единиц переменного ресурса сопровождается снижением его отдачи (добавочного продукта).

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)– при прочих равных условиях потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Закрытая монополия – монополия, возникающая в результате ограничения деятельности других фирм на рынке с помощью существующих нормативно-правовых актов.

Запредельная фирма– предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне ниже минимального значения средних переменных издержек производства ( ).

Заработная плата– это цена использования единицы труда, а также это доход, который получает собственник трудового ресурса.

Земельная рента – это плата за пользование природными ресурсами (землей), предложение которых ограничено.

И

Издержки производства– это денежное выражение расходов производителя, связанных с производством продукции.

Излишек потребителя – это разность между максимальной ценой, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ и суммой денег, которую он заплатил.




infopedia.su

Блага чистые частные — Энциклопедия по экономике

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов (о внешних эффектах см. лекцию 45). Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан кока-колы , это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав кока-колы абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага — идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.  [c.392]
Множество товаров и услуг в соответствии со своими свойствами занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами и чистыми частными благами. Чаще всего потребление блага является неизбирательным, но только до определенного уровня потребления — это и есть перегружаемые общественные блага (например дороги) их может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного числа потребителей при появлении дополнительной единицы потребления имеет место уменьшение прежней полезности данного блага. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным.  [c.433]

Второй уровень содержательно характеризуется общественной формой производства или способом общения индивидов в процессе создания ими материальных и духовных благ. Здесь позволим себе напомнить известные этапы -экономические формации общества первобытно-общинную рабовладельческую в трех своих основных ипостасях (азиатской, античной и восточнославянской) феодальную тоже в нескольких формах (западно-европейской, в основе, которой лежала германская община с ее чистой частной собственностью — будущей колыбелью капитализма азиатской в форме кочевого феодализма и других), и, наконец, капиталистическую или буржуазную формацию. Таковы основные на сегодняшний день, более или менее четко характеризуемые ступени развития общественной формы производства индивидов.  [c.109]

Рассмотрим частный случай, когда х принимает два значения, 0 и 1 и доли 5г постоянны. Считаем, что г>г(0) = 0 /г е / и с(0) = 0. Величина г>г = г>г(1)-г>г(0)=г>г(1) представляет собой резервную цену — максимальную цену, которую потребитель г готов заплатить за данное благо, с = с(1) — издержки на производство общественного блага. Чистая полезность для г-го потребителя при х = 1 равна  [c.441]

Чистое частное благо — это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление  [c.276]

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение, получившее в последнее время в нашей стране большое распространение. Это благо неконкурентно, ибо как только телевизионный сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной каждому дополнительному пользователю, равны нулю. Однако, телевизионная компания может ограничить число потребителей, устанавливая за специальную плату декодирующую аппаратуру, которая  [c.278]

В современной экономике государство финансирует производство очень многих товаров и услуг общественного пользования. Это — автодороги и городской транспорт (например, метро), зоологические сады и национальные парки, школьное образование и здравоохранение, национальная оборона и пожарная охрана, маяки и уличные фонари. Можно ли сказать, что все товары и услуги, производство которых обеспечивается государством, являются чистыми общественными благами Нет. Далеко не все товары и услуги, являются чистыми общественными благами. Например, обучение в средней школе является и конкурентным и избирательным в потреблении. Действительно, предельные издержки при обеспечении образования для каждого дополнительного ученика не равны нулю, так как с увеличением числа учащихся возрастают общие издержки требуются дополнительные учебники, парты, школьные помещения и учителя. Следовательно, потребление образовательных услуг является конкурентным. Оно является одновременно и исключаемым, потому что при назначении платы за обучение очень легко исключить детей, чьи родители не в состоянии оплатить обучение, из образовательного процесса. Аналогичные рассуждения могут быть применены и к анализу системы здравоохранения. Медицинские услуги по своей сути являются чистым частным благом. Однако медицина, так же как и образование, создает столь мощные положительные внешние эффекты для общества в целом, что государство должно субсидировать эту отрасль, чтобы расширить производство и потребление медицинских услуг.  [c.279]

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Приведите примеры товаров или услуг,  [c.74]

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение.  [c.139]

Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются неконкурентными и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит коллективно, проблемы «безбилетника» в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном поряд-  [c.302]

Исключаемость Высокая Исключаемые общественные блага Чистые частные блага  [c.299]

Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.  [c.297]

Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые и вовсе представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них — высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.  [c.304]

Система чисто рыночного хозяйства не только приводит к чрезвычайному росту личного потребления, не только не способна обеспечить производство общественных товаров, она способствует недопроизводству благ получастного, полуобщественного. характера, которые обладают высокой ценностью и необходимы для достижения благосостояния как отдельного человека, так и всего общества. Их можно определить как общественные блага, производимые частным образом.  [c.65]

Другой крайностью , противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами — несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.  [c.392]

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде если чистое частное благо в количестве х может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,. .., s) следующим образом ,  [c.393]

Чистое общественное благо, так же как и его противоположность — чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой — внешние эффекты.  [c.395]

Смешанные блага (mixed goods) — блага, не являющиеся ни чистыми общественными, ни чистыми частными. Выделяются две категории смешанных благ перегружаемые (или переполняемые) (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые  [c.740]

Чистые частные блага (pure private goods) — блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существова-  [c.742]

Чистые частные блага (pure private goods) — блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие внешних эффектов.  [c.447]

Общественные блага (6 часов). Классификация благ чисто общественные, частично-общественные, клубные, частные. Характеристика оптимальных планов при частном и общем равновесии уравнение Самуэльсона, Бьюканена.  [c.144]

Речь идет прежде всего об отношении чистой теории Вальраса к доктрине laissez faire, и в частности о том, можно ли и если да, то в каких пределах, придавать нормативное содержание выводу Вальраса о том, что система свободной конкуренции обеспечивает достижение максимума полезности всех товаров и услуг для всех участников. В уроке 22 Вальрас достаточно ясно дает положительный ответ на этот вопрос. Но при этом он подчеркивает, что поскольку полученный им вывод был сделан только для экономики, в которой производятся и обмениваются блага, представляющие частный интерес, то тем самым задаются и рамки его нормативного применения. Таким образом можно сказать, что границы нормативной трактовки вывода чистой теории Вальрас поставил в зависимость от того, в какой мере экономика представляет собой систему, в которой действуют исключительно частные интересы. Подобную позицию можно было бы считать простым уходом от ответа в область определений, если бы Вальрас в Элементах не указал области, где действуют общественные интересы, а в Исследованиях не показывал, как решать проблемы общественного богатства в соответствующих областях.  [c.429]

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один вход и выход . При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы та-  [c.205]

Именно существование свободных благ порождает ситуации так называемых нерыночных взаимозависимостей, которые стали объектом экономического анализа А. Пигу. Так, Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют, как, например, загрязнение окружающей среды деятельностью промышленных предприятий. Отметим, что система чисто рыночного хозяйства предполагает хищническое использование свободных благ именно потому, что, не являясь объектами частной собственности, они не имеют в рамках данной системы денежной оценки и потому не выступают элементом частных издержек предприятия. В этом случае издержки несет общество в лице третьих лиц, которые не являются субъектами рыночной сделки в лице покупателя или продавца.  [c.63]

Такие ценности, как наука, искусство, религия, личные добродетели — доброта и храбрость, не являются ни чисто общественными, ни чисто личными благами, а обладают определенными степенями общественности. Своеобразие этих ценностей заключается в том, что они должны приобретаться в результате индивидуальных напряженных усилий и образования, однако их полезность выходит за пределы их частного присвоения. Они вызывают общественные побочные воздействия, поскольку при пользовании ими они не убыйают и не изнашиваются. Так, великое произведение искусства не теряет своей ценности оттого, что его рассматривают миллионы людей добродетель справедливости не расходуется, если кто-то ею воспользовался. Поэтому с достаточным основанием можно ут-  [c.65]

Важен тот факт, что сбережения и инвестиции ориентированы не на сегодняшнее потребление, а на будущее. В этой ситуации ссудный процент яв яется как стимулом к сбережениям, так и инструментом, побуждающим фирмы выбирать наиболее эффективные инвестиционные проекты. Не случайно в долговременном периоде равновесная процентная ставка складывается во взаимодействии между чистой производительностью капитала и готовностью населения отказаться от части сегодняшнего потребления ради увеличения будущего. Под чистой производительностью капитала здесь понимается норма его доходности, определяемая как частное от деления годовых чистых поступлений от капитальных благ на денежную стоимость последних (в %).  [c.273]

Смешанные блага, безусловно, являются более распространенными, чем чисто общественные блага, а возможно, даже более распространенными, чем частные блага, и поэтому их анализ имеет очень большое значение. Для обозначения смешанных благ иногда используется термин не полностью общественные блага (impure publi goods).  [c.327]

Доход должен определяться в чистом виде, т.е. затраты, связанные с его получением, должны вычитаться. На практике определение таких затрат часто становится предметом дискуссии. taxation (налогообложение) Обязательный сбор с частных лиц и организаций, осуществляемый государством с целью получения средств для финансирования общественных благ (publi goods) и услуг, а также для контроля величины частных расходов в экономике. Существуют несколько клас-  [c.485]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (англ, publi goods) — средство удовлетворения потребностей человека. Главной характеристикой является неисключаемость из потребления и неконкурентоспособность в потреблении. Общественные товары и услуги, которые полностью отвечают этим свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером являются национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания и т. д. Блага, которые не обладают указанными характеристиками, называются частными. Производятся на рыночной основе и для их приобретения требуется оплата. В отдельных случаях рынок не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги. Например, частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, банки — от страхования вкладов граждан и т. д. Тогда заниматься этим, регулировать процессы, разрабатывать соот-  [c.386]

Все общественные блага делятся на чистые и смешанные (или псевдообщественные). Чисто общественных благ относительно немного. К ним относятся национальная оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, освещение улиц, работа маяков, радиостанций и пр. Но многие общественные блага имеют свойства превращаться в частные. Например, кабельное телевидение превратило часть телевещания в частное благо. Практически превратиться в частное благо может большинство общественных благ, предоставляемых государством образование, здравоохранение, музеи, театры, социальное обслуживание и пр.  [c.220]

economy-ru.info

общее и различное. Смысл проблемы безбилетника — Мегаобучалка

Тема 2. Роль общественного сектора в производстве общественных благ и регулировании внешних эффектов

 

1. Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника.

2. Формирование спроса и предложения общественных благ. Оптимальное количество общественных благ. Анализ издержек и выгод от общественных благ.

3. Регулирование внешних эффектов.

3.1. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии.

3.2. Индивидуальные соглашение по внешним эффектам.

3.3. Рынок прав на побочные эффекты.

3.4. Иные методы управления побочными эффектами.

 

 

Частные и общественные блага: общее и различное. Смысл проблемы безбилетника

Общественный товар (благо) – это товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей.

Общественные блага имеют следующие особенности:

· Они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты).

· Общественные товары неисключаемы из потребления, т.е., если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, т.к. невозможно ограничить потребление общественного блага определенным кругом лиц.



К сведению. Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения, действительно, не распространяется. Например, возможности пользоваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные блага к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ, в этой связи, появляется возможность использования рыночных принципов, когда, например, милиция может легально может оказывать платные услуги по охране.

· Потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями – будучи предоставлены одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей ни ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены.

К сведению. Частные блага — блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т.е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю, и не приводят к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают совершенно противоположным набором свойств:

· делимость – частные блага состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

· потребление частного блага предполагает соперничество между потребителями – благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную цену;

· частные блага исключаемы из потребления, т.е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая «проблема безбилетника» или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

 

 

megaobuchalka.ru