Ценности это в обществознании – ценности в обществознании это — Помогите пожалуйста «Обществознание». Задали на писать «Ценности жизни человека»! Что можно написать??? — 22 ответа

Содержание

истина и добро, красота, польза, справедливость

 

Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.

Понятие ценностей

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.

Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, — она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.

Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.

Вечные ценности

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными. 

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.

А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.

Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Определение идеала: идеалист и понятие идеализации
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВозникновение городов: восточный город и римский форум, средневековый город и современный

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они — не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности – это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность – она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет потребности людей, быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей — это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй — общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности — это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию «красота». Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности — это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности — цели, к которым стремятся люди — равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

fb.ru

15. Социальные ценности и нормы.

Социальная
ценность

– это не интерес и не потребность, это
стандарт по средствам которого отбираются
цели действия. Общество поддерживается
распространением ценностей, но социальные
группы по разному их понимают.

Социальные
нормы

– это образцы, эталоны действия в
определенных ситуациях. Это своеобразный
набор правил поведения, это принуждение
к определенному поведению, это набор
санкций. Нормы выступают в качестве
скрепа в обществе.

Под
социальными ценностями и нормами

понимают установленные в обществе
правила, образцы, эталоны поведения
людей, регулирующие общественную жизнь.
Они определяют границы допустимого
поведения людей применительно к
конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные
нормы

можно разделить на
несколько видов
:

  • нормы
    морали
    ,
    то есть такие правила поведения, в
    которых выражаются представления людей
    о хорошем или плохом, о добре и зле и
    т.д.; их нарушение встречает осуждение
    в обществе;

  • правовые
    нормы
    ,
    формально определенные правила
    поведения, установленные либо
    санкционированные государством и
    поддерживаемые его принудительной
    силой; правовые нормы обязательно
    выражены в официальной форме: в законах
    или других нормативных правовых актах;
    это всегда записанные нормы, для других
    социальных регуляторов запись
    необязательна; в каждом конкретном
    обществе существует только одна правовая
    система;

  • религиозные
    нормы

    — правила поведения, сформулированные
    в текстах священных книг либо установленные
    религиозными организациями;

  • политические
    нормы

    — правила поведения, которые регулируют
    политическую деятельность, отношения
    между гражданином и государством и
    т.п.;

  • эстетические
    нормы

    закрепляют представления о прекрасном
    и безобразном и т.д.

Понятие
социального контроля

Каждое
общество стремится создавать и сохранять
социальный порядок. Действительно,
каждый член человеческого общества
обязан подчиняться не только законам,
но и институциональным нормам и нормам
своей группы. Для этого в обществе
существует система социального контроля,
которая предохраняет общество от эгоизма
отдельных его членов. Таким образом,
социальный контроль представляет собой
совокупность средств, с помощью которых
общество или социальная группа гарантируют
конформное поведение его членов,
соответствующее ролевым требованиям
и социальным нормам.

Основным
видом контроля в обществе является
контроль
через социализацию
.
Это такой вид социального контроля, при
котором у членов общества вырабатывается
стремление соблюдать социальные нормы
и требования роли. Такой контроль
осуществляется через воспитание,
обучение, в ходе которого индивид не
только воспринимает существующие
нормативные требования, но и принимает
их. В том случае, если контроль через
социализацию будет успешным, общество
выигрывает, прежде всего, в отношении
снижения издержек на контроль.

В
случае неэффективности контроля через
социализацию общество или социальная
группа прибегает к контролю
через групповое давление
.
Это неформальный вид контроля, который
осуществляется путем воздействия на
члена малых групп на основе межличностных
отношений. Такой вид контроля считается
весьма эффективным средством воздействия
на поведение людей в небольших сообществах
или ассоциациях в том случае, когда у
индивида существуют ограничения на
выход из этой ассоциации.

Третий
вид социального контроля носит название
контроля
через принуждение
.
В основе контроля через принуждение
лежат институциональные нормы и законы.
В соответствии с этими нормами
осуществляется применение набора
негативных санкций по отношению к
индивидам, которые нарушают принятые
социальные нормы. Этот вид контроля
зачастую оказывается неэффективным,
так как он не предусматривает принятия
норм и ролевых требований и связан с
большими издержками.

Социальные
отклонения

Термин
«социальное отклонение» или «девиация»
обозначает поведение индивида или
группы, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы ими нарушаются.

Можно
выделить два
идеальных типа отклонений
:

1)
индивидуальные
отклонения
,
когда отдельный индивид отвергает нормы
своей субкультуры;

2)
групповое
отклонение
,
рассматриваемое как конформное поведение
члена девиантной группы по отношению
к её субкультуре.

Различаются
следующие типы
отклоняющегося поведения
:

1.
Деструктивное поведение
,
причиняющее вред только самой личности
и не соответствующее общепринятым
социально-нравственным нормам: мазохизм
и др.

2.
Асоциальное
поведение
,
причиняющее вред личности и социальным
общностям — семье, соседям, друзьям и
др. — и проявляющееся в алкоголизме,
наркомании и т.п.

3.
Противоправное
поведение
,
представляющее собой нарушение как
моральных, так и правовых норм и
выражающееся в нарушении трудовой,
воинской дисциплины, в воровстве,
грабежах, изнасиловании, убийствах и
других преступлениях.

В
зависимости от отношения культуры,
принятой в данном обществе, к отклоняющемуся
поведению, выделяют культурно одобряемые
и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно
одобряемые отклонения.

Как правило, люди, попадающие под
определение гения, героя, лидера,
избранника народа — это культурно
одобряемые отклонения. Такие отклонения
связаны с понятием возвеличивания, т.е.
возвышения над другими, что и составляет
основу отклонения. Чаще всего к необходимым
качествам и способам поведения, которые
могут привести к социально одобряемым
отклонениям, относят:

1.
Сверхинтеллектуальность.
Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения,
приводящий к социально одобряемым
отклонениям лишь при достижении
ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная посредственность
невозможна при исполнении ролей крупного
ученого или культурного деятеля, в то
же время сверхинтеллектуальность менее
необходима для актера, спортсмена или
политического лидера. В этих ролях более
важны специфический талант, физическая
сила, сильный характер.

2.
Особые
склонности позволяют проявлять уникальные
качества на очень узких, специфических
участках деятельности.

Возвеличивание спортсмена, актера,
балерины, художника больше зависит от
особых склонностей человека, чем от его
общей интеллектуальности. Отдельные
интеллектуальные способности часто
бывают необходимы для реализации особых
склонностей, но обычно знаменитости
вне поля своей деятельности ничем не
отличаются от остальных людей. Все здесь
решает способность сделать работу лучше
других на очень узком участке деятельности,
где проявляется крайне специфический
талант.

3.
Сверхмотивация.
Безусловно, ее наличие у индивида
является фактором, способствующим его
возвышению над остальными людьми.
Считается, что одна из причин, вызывающих
сверхмотивация, состоит в групповом
влиянии. Например, семейная традиция
может стать основой высокой мотивации
для возвышения индивида в той области,
в которой протекает деятельность его
родителей. Многие социологи считают,
что интенсивная мотивация часто служит
компенсацией за лишения или переживания,
перенесенные в детстве или в юности.
Так, существует мнение, что Наполеон
имел высокую мотивацию к достижению
успеха и власти в результате одиночества,
испытанного им в детстве; непривлекательная
внешность и отсутствие внимания со
стороны окружающих в детстве стали
основой для сверхмотивации Ричарда Ш;
Николло Паганини постоянно стремился
к славе и почету в результате испытанной
в детстве нужды и насмешек сверстников.
Известно, например, что воинственность
часто появляется из-за сверхстрогости
родителей. Чувства ненадежности,
замкнутости, возмущения или враждебности
могут найти выход в интенсивных усилиях,
направленных на личные достижения.
Такое объяснение трудно подтвердить
измерениями, но оно занимает важное
место в исследовании сверхмотивации.

4.
Личностные
качества
.
Проведено много исследований в области
психологии, посвященных личностным
чертам и свойствам характера, которые
помогают достичь возвышения личности.
Оказалось, что эти черты теснейшим
образом связаны с определенными видами
деятельности. Смелость и отвага открывают
солдату путь к успеху, славе, возвышению,
но они совершенно не обязательны для
художника или поэта. Общительность,
умение заводить знакомства, твердость
характера в трудных ситуациях нужны
политику и предпринимателю, но почти
никак не сказываются на карьере писателя,
художника или ученого. Личностные
качества — это важный фактор достижения
возвышения, а часто даже самый важный.
Не случайно многие великие личности
обладали каким-либо выдающимся личностным
качеством.

Культурно
осуждаемые отклонения.

Большинство обществ поддерживает и
вознаграждает социальные отклонения,
проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной
на развитие общепринятых ценностей
культуры. Эти общества не строго относятся
к индивидуальным неудачам в достижении
одобряемых ими отклонений. Что же
касается нарушения нравственных норм
и законов, то оно в обществе всегда
строго осуждалось и наказывалось. К
такому виду отклонений, как правило,
относятся: Отказ матери от своего
ребенка, различные нравственные пороки
— клевета, предательство и др., пьянство
и алкоголизм, выталкивающие человека
из нормальной жизни и наносящие моральный,
физический, социальный ущерб ему самому
и его близким; наркомания, приводящая
к физической и социальной деградации
личности, к преждевременной смерти;
ограбление, воровство, проституция,
терроризм и др.

Именно
возникновению культурно осуждаемых
социальных отклонений посвящены теории
девиантного поведения (теории физических
типов, психоаналитические теории,
социологические и др. теории). Таким
образом, девиантное поведение может
быть представлено с двумя полюсами –
положительным, на котором находятся
индивиды с максимально одобряемым
поведением, и отрицательный, где
расположены индивиды с максимально
неодобряемым в обществе поведением.

studfiles.net

Дмитрий Алексеевич Леонтьев,

доктор психологических наук, профессор, факультет психологии МГУ

 

 

 Тезисы доклада

 

1. Понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности (Леонтьев, 1996а):

            А. Ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность

            Б. Ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом.

            В. Ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга). 

            Г. Признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей.

            Д. Признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций.

            Е. Социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

 

2. Рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия):

            А. Общественные идеалы. Это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.

            Б. Предметно воплощенные ценности. Общественные идеалы даны нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование.

            В. Личностные ценности. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы. Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности.

           

 3. Личностные ценности как элементы структуры личности занимают в ней то же место, что и потребности – место устойчивых источников побуждений, в конкретной ситуации порождающих во взаимодействии и конкуренции с другими подобными источниками мотивы текущей деятельности. Личностные ценности и потребности функционально идентичны, выполняя в жизнедеятельности одну и ту же функцию, однако различаются по ряду признаков, связанных с тем, что человек как субъект потребностей взаимодействует с миром в одиночку, а как субъект ценностей – как часть целого. В ходе возрастного развития и социализации личности к потребностям как исходно единственным источникам побуждений прибавляются личностные ценности и между ними устанавливается баланс, хотя в индивидуальных случая он может заметно нарушаться. Соотношение потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности является существенной индивидуальной характеристикой личности (Леонтьев, 1996б).

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп (Леонтьев, 1997).

           

4. Ценностной основой социальных отношений и социального поведения людей служит трансляция в обществе ценностных содержаний через посредство, в частности, социальных символов и артефактов. Их ценностное содержание чаще всего не осознается людьми, однако подспудно улавливается ими и влияет на формирование отношения индивидов к тем или иным социальным объектам, символам и артефактам. Так, есть данные, говорящие о том, что степень сходства ценностей организации и работника позволяют предсказывать лояльность работника организации. Согласно другим данным, воспринимаемая степень сходства между ценностями, приписываемыми политическому лидеру, и собственными ценностными ориентациями значимо коррелирует с готовностью голосовать за этого лидера (Леонтьев, Дубровина, 2001). В ряде экспериментальных работ на материале музыки и живописи, а также печатной и телевизионной рекламы, политических образов, телевизионных каналов, пословиц и др. (Леонтьев и др., 1997-2008) подтвердились гипотезы о том, что реципиенты усматривают в них довольно конкретный набор ценностей.

Можно предположить, что социальные объекты и категории ассоциированы в сознании людей с определенным ценностным ореолом, образованным набором иерархически упорядоченных ценностей. Этот набор отличается индивидуальным своеобразием для каждого объекта и устойчиво воспроизводится разными респондентами или выборками респондентов. Субъективные отношения респондентов к указанным социальным объектам и категориям существенным образом определяются соотношением ценностей, атрибутируемых данному социальному объекту, с ценностными ориентациями самих респондентов.

 

5. Развиваемый неклассический ценностный подход, главной чертой которого является положение о циркуляции ценностных содержаний между общественным сознанием, культурными артефактами и деяниями и индивидуальной мотивацией (Leontiev, 2007), открывает новые перспективы для изучения динамики ценностей как в социокультурном, так и в индивидуально-психологическом аспекте рассмотрения.

 

iphras.ru

список и примеры базовых и истинных

Ценности в жизни человека играют огромную роль.

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия и признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к личностному конфликту, депрессии и понижению самооценки.

Список основных признаков:

  1. Значимость. Установки имеют большое значение для человека, он дорожит ими и старается их соблюдать.
  2. Осознанность. Человек осознанно придерживается выбранных когда-то принципов и норм поведения. Соответствие его поступков существующим внутренним установкам является результатом самоконтроля, самодисциплины.
  3. Активность и самодостаточность. Убеждения человека всегда присутствуют в нем. Чтобы соблюдать свои принципы, человеку не нужно прислушиваться к мнению, советам других людей.
  4. Позитивность. Ценности, в отличие от обязанностей, всегда несут позитивный настрой. Человек может тяготиться определенными обязанностями, например, необходимостью содержать детей. В то же время невозможно тяготиться такой ценностью, как уважение интересов ребенка.

Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом.

к содержанию ↑

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

к содержанию ↑

Предпосылки поведения

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

к содержанию ↑

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

  1. Воспитание в семье. Самый главный источник формирования внутренних установок у ребенка — воспитание родителей. Если родители постоянно демонстрируют определенные модели поведения, то ребенок с большой долей вероятности примет эти модели и будет применять в дальнейшем в своей жизни.
  2. Воспитание в детском саду, школе. Роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети дошкольного и школьного возраста проводят с воспитателями и учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.

    Чаще всего дети воспринимают информацию от тех педагогов, которые пользуются их уважением и доверием.

  3. Общественные нормы. Общество диктует своим членам определенные нормы поведения. Нарушение этих норм чревато осуждением со стороны других людей.
  4. Самопознание. Механизм самопознания играет огромную роль в развитии личности, в формировании модели поведения. Изменение жизненных установок в зрелом возрасте возможно только в результате сложного самоанализа. Он позволяет человеку определить свои реальные взгляды и убеждения, не совпадающие с навязанными стереотипами в семье или в обществе.

Как выйти из зоны комфорта? Советы психологов помогут вам!

к содержанию ↑

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

к содержанию ↑

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Друзья

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Карьера

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

к содержанию ↑

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает уверенности в себе, наделяет положительными эмоциями.

к содержанию ↑

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

к содержанию ↑

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:

  1. Неудовлетворенность. Постоянное недовольство своей жизнью во всех ее проявлениях: не та работа, не тот супруг, не тот дом и т.д. Человек чувствует, что он хотел бы жить совсем иначе, но не может найти выход из создавшегося положения. В такой ситуации человеку важно понимать, что только он несет ответственность за свою жизнь. Все, что в ней происходит, является результатом его поступков. Неудовлетворенность можно преодолеть, только действуя в соответствии со своими убеждениями, принципами и желаниями.
  2. Излишняя самокритичность. Постоянная критика в собственный адрес сильно подрывает самооценку и веру в успех.

    Наличие излишней самокритичности, неуверенности в себе говорит о существующих внутренних противоречиях, нуждающихся в разрешении.

  3. Пессимизм. Заведомая убежденность в провале, в отсутствии перспектив и позитивных изменений свидетельствует о том, что человек действует не в соответствии со своими убеждениями. При совершении целенаправленных, осознанных поступков уверенными в своей правоте людьми места для пессимизма не остается.
  4. Скука. Часто люди испытывает скуку от всего происходящего.

    В результате они полностью перестают проявлять инициативу в управлении собственной жизнью, плывут по течению. Подобная потеря интереса свидетельствует о том, что у человека отсутствуют цели, к которым бы он хотел стремиться. Осознание собственных приоритетных жизненных ценностей приведет к определению цели и появлению интереса к жизни.

Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Что значит кризис среднего возраста у мужчин? Читайте об этом здесь.

Что мне особенно ценно в жизни? Каковы мои главные ценности? Методика выстраивания шкалы ценностей в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

§5. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека

В
обыденно-жизненной практике мы часто
употребляем выражение «социальная
ценность», «приоритет», «ценное
в человеке», «ценное открытие»,
«моральные и эстетические ценности»,
«честь», которые фиксируют в
разнородных предметах какое-то общее
свойство — быть тем, что может вызвать
у разных людей (групп, слоев, классов)
совсем разные чувства.

Однако
определение обыденным сознанием
положительной или отрицательной
значимости материальных предметов,
правовых или моральных требований,
эстетических склонностей, интересов,
потребностей оказывается явно
недостаточным. Если стремиться познать
природу, сущность этой значимости
(значение чего-либо), то необходимо
определить, что такое общечеловеческие
и социально-групповые, классовые
ценности. «Приписывание» предметам
ценности как таковой через их полезность,
предпочтительность или пагубность не
позволяет понять ни механизм возникновения
и функционирования ценностного измерения
системы «человек — окружающий мир»,
ни того, почему погибают одни социальные
установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно,
необходимо отметить существование
общих ценностей, которые выступают как
определенные регулятивные принципы
человеческого поведения и деятельности.
Однако это положение нельзя абсолютизировать.
В противном случае мы так или иначе
приходим к признанию, что история
общества есть реализация системы «вечных
ценностей». Тем самым невольно
игнорируется социально-экономическая
основа общественного строя.

Действительно,
общество есть живой организм, который
функционирует и развивается. Каждая
система имеет свои законы зарождения,
функционирования и перехода, превращения
в другой социальный организм со своими
социально-культурными ценностями. Но
не только они создают основное содержание
развития общества. Механизм социализации
человека значительно сложнее и
противоречивее, чем это кажется на
первый взгляд, ибо само функционирование
ценностей и ценностно-ориентировочной
деятельности человека связано не только
и не столько с простым механизмом
приспособления взглядов, становлений,
мотиваций установок к существующим
нормам, стандартам поведения, к выполнению
ролевых функций и социальным институтам.
Конечно, каждый человек оценивает свое
поведение с точки зрения социальных
ценностей, которые осознаны им как
необходимые, целенаправленные и полезные
прежде всего для себя. Это значит, что
социальные нормы наиболее действенны
и эффективны только тогда, когда они
отражают или удовлетворяют интересы и
потребности личности, становясь
компонентами ее индивидуального
сознания. Только в этом случае можно
говорить о высших формах социализации
— саморегулировании и самоконтроле за
своим поведением. Фиксация только
идеальных мотивов «выбора» ценностей
совсем не отвечает на ряд так называемых
«вечных» вопросов, в том числе и на
вопрос, что является связующим звеном
между культурными ценностями и человеком,
личностью в конечном итоге. Однако
только ль личный выбор тех или иных
ценностей определяет действие личности?
Конечно, нет. Сюда можно причислить и
отношение человека к природе и самому
себе, предметно-вещественному миру,
истории и ее смыслу, к существующему
обществу, его идеалам, традициям,
общепринятым нормам поведения, началом
и связующим звеном всех этих отношений
является предметно-практическая
деятельность людей, которая осуществляется
в разнообразных организационно-коммуникативных
формах.

Ценности
выражают прежде всего общественно-исторические
отношение к значимости всего того, что
так или иначе включено в сферу
действенно-практических связей системы
«человек — окружающий мир». Необходимо
подчеркнуть, что общественные и личные
потребности, цели, интересы есть не
только отражение изменчивого общественного
бытия людей, но и являются внутренним,
эмоционально-психологическим мотивом
этого изменения. Материальные, духовные
и социальные потребности составляют
тот естественно-исторический базис, на
котором возникают ценностные отношения
человека к объективной реальности, к
своей деятельности и ее результатам.

Ценностный
мир как отдельного человека, так и
общества в целом имеет определенный
иерархический порядок: разные типы
ценностей взаимосвязаны и взаимообусловлены
друг с другом.

Ценности
можно разделить на предметные
(материальные) и идеальные (духовные).

К
материальным ценностям относятся
потребительные стоимости, отношение
собственности, совокупность материальных
благ и т.д.

Социальные
ценности составляют духовную жизнь
человека, его общественную и моральную
честь, его свободу, достижения науки,
социальную справедливость и т.д.

Политические
ценности — это демократия, права человека.

Духовные
ценности бывают этические и эстетические.
Этические— это традиции, обычаи, нормы,
правила, идеалы и т.д.; эстетические —
область чувств, природные качества
предметов, образующие их внешнюю сторону.
Второй пласт эстетических ценностей —
предметы искусства, которые составляют
итог преломления эстетических свойств
мира через призму человеческого таланта.

Мир
ценностей разнообразен и неисчерпаем,
как многогранны и неисчерпаемы
общественные интересы и потребности
личности. Но, в отличие от потребностей,
которые направлены непосредственно на
какой-то предмет, ценности относятся к
сфере необходимости. Например, добро,
справедливость как ценности существуют
не фактически, а как значимости. А
значимость ценностей определяется в
соотношении с потребностями общества
и уровнем его экономического развития.

Человечество
не только создает ценности в процессе
общественно-исторической практики, но
и оценивает их. Оценка есть единство
оценочного суждения (оценки процесса)
и оценочных отношений (оценки результата).
Понятие оценки неразрывно связано с
понятием ценности. Как один из сложных
и специфических моментов познания
действительности процесс оценки содержит
в себе моменты субъективности, условности,
релятивности, но не сводится к ним, если
оценка истинная. Истинность же оценки
заключается в том, что она адекватно
отражает интерес познающего субъекта,
а также в том, что в ней выявляется
объективная истина.

Научная
оценка — оценка достижений и неудач
науки, деятельности ученых и научных
учреждений. Научная ценность той или
иной объективной истины определяется
тем, насколько глубоко отражает эта
истина сущность вещей и как она служит
на практике человечеству в его
прогрессивном историческом развитии.

Политическая
оценка — это осознание того, какую
ценность представляют собой определенные
явления общественной жизни для класса,
социальной группы с позиций которых
делается оценка.

Моральная
оценка представляет собой важнейший
элемент морали как формы общественного
сознания. Моральные правила и идеалы
образуют то мерило, с помощью которого
оцениваются конкретные человеческие
поступки и общественные явления — как
справедливые и несправедливые, хорошие
или плохие и т.д.

Эстетическая
оценка как один из моментов художественного
освоения действительности заключается
в сопоставлении произведений искусства
и жизненных явлений с эстетическими
идеалами, которые сами в свою очередь
рождаются жизнью и преломляются через
призму социальных отношений.

Оценки
глубоко проникают в повседневную
практическую жизнь человека. Они
сопутствуют ему, составляют важную
часть мировоззрения, индивидуальной и
общественной психологии социальных
групп, классов, общества.

Обобщенным
критерием общечеловеческих ценностей
является обеспечение личных свобод и
прав каждого индивида, охрана физических
и духовных сил, материальные и
морально-правовые гарантии общества,
которые содействуют реальному развитию
человека. В истории человечества именно
эти ценности наиболее остро чувствовали,
ярко и образно выражали гуманисты-писатели,
философы, поэты, художники, ученые.
Необходимо подчеркнуть, что эти ценности,
в какой бы национально-традиционной
форме они ни выражались, выступают в
качестве общепризнанных, хоть, может
быть, не все люди сразу безоговорочно
и автоматически их понимают как
общечеловеческие. Здесь следует учитывать
и конкретно-исторические условия бытия
каждого народа, его участие в общем
потоке мировой цивилизации. Развитие
человечества — естественно-исторический
процесс. Общечеловеческие ценности —
результат этого процесса, их сущность
исторически конкретна, отдельные ее
составляющие меняются или актуализируются,
становятся приоритетными в определенный
период истории. Понимание этой диалектики
позволяет научно осмыслить иерархию
ценностей, понять соотношения
общечеловеческих, национальных,
социально-классовых и индивидуальных
интересов, потребностей.

Ценности
в любом обществе являются внутренним
стержнем культуры, характеризуют
качество культурной среды, в которой
живет человек, формируется как личность.
Они — действенная сторона духовной
жизни. В них проявляются отношения
человека, общества к миру, который
удовлетворяет или не удовлетворяет
человека, и именно поэтому ценности
помогают социализации человека, его
самоопределению, включению в
конкретно-исторические условия
культурного бытия.

studfiles.net

Определение ценностей и вечные ценности: истина и добро, красота, польза, справедливость | Учеба-Легко.РФ

Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.

Понятие ценностей

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.

Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, — она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.

Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.

Вечные ценности

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными. 

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.

А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.

Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

uclg.ru