Цели правового регулирования – Механизм правового регулирования как научная категория — Проблемы теории государства и права

Механизм правового регулирования как научная категория — Проблемы теории государства и права

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется

    • круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным,
    • прогнозируются препятствия этому процессу,
    • прогнозируются возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).

Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент». Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

jurkom74.ru

Понятие и особенности целей и способов правового регулирования

УДК 34.03
М.Ю. ОСИПОВ,
 аспирант кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета — Высшей школы экономики
 
Наряду с объектом, предметом, принципами правового регулирования в систему правового регулирования входят такие элементы, как цели, метод, способы, типы правового регулирования[1]. Что же представляют собой цели правового регулирования? 
 
В юридической науке нет однозначного ответа на данный вопрос. Д.А. Керимов определяет цель правового регулирования как «идеальное выражение должного или возможного поведения людей»[2]; В.Н. Орлов и А.И. Экимов полагают, что цель правового регулирования — «мотив, побуждающий человека к деятельности»[3]; П.М. Рабинович считает, что цель правового регулирования — это желаемый результат деятельности, регламентированной нормативным правовым актом[4]. А.В. Малько под целью правового регулирования понимает идеальный желаемый результат, ради которого осуществляется юридическая деятельность, для его достижения субъект правотворчества выполняет правовое регулирование общественных отношений[5]. Мы предлагаем дать определение цели правового регулирования исходя из того, что, согласно общей теории систем, под целью понимается совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта[6]. Какие же есть виды целей правового регулирования?
Поскольку правовое регулирование представляет собой иерархически структурированную динамическую систему, а его цели являются одним из элементов правового регулирования, к числу целей можно отнести:
— общие цели правового регулирования;
— межотраслевые цели правового регулирования, цели отраслевого правового регулирования;
— цели институционального правового регулирования;
— цели индивидуального правового регулирования[7].
Данная классификация целей правового регулирования дана в зависимости от уровня правового регулирования[8].
В системе целей правового регулирования можно выделить цели, посредством которых определяется содержание правового регулирования (стратегические цели), и цели, которые определяют структуру правовых средств, используемых для достижения стратегических целей (инструментальные, или технические, цели).
При определении стратегических целей правового регулирования необходимо исходить из того, что таковые должны отражать место и роль правового регулирования в системе социального регулирования; учитывать возможности правового регулирования и опираться на требования, предъявляемые к правовому регулированию. Учет всех этих особенностей позволяет сделать вывод, что к числу стратегических целей правового регулирования можно отнести:
— гарантирование свободы субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, путем использования правовых стимулов;
— ограничение произвола субъектов общественных отношений путем использования правовых ограничений;
— координацию и защиту интересов субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
— упорядочение общественных отношений;
— ориентацию субъектов права относительно возможного и должного поведения[9] и др.[10]
Технические цели правового регулирования представляют собой цели, направленные на непосредственное определение основных элементов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Они в наибольшей степени связаны со средствами правового регулирования, в частности со способами, типами и методом правового регулирования[11]. При определении инструментальных (технических) целей правового регулирования необходимо обратиться к анализу общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
Как известно, общественные отношения имеют определенную структуру, включающую в себя объект, субъект, содержание, основание их возникновения, изменения и прекращения[12]. При этом структурные элементы общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, изначально не определены. Правовое регулирование призвано определить все элементы общественных отношений, входящих в его предмет, а именно:
— правовой статус субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
— правовой режим объектов общественных отношений, в необходимых случаях их характеристика;
— характер и содержание субъективных прав и обязанностей;
— основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений или субъективных прав и обязанностей и их характер[13];
— вид норм права, источники (формы), в которых выражены нормы права, пределы действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц;
— способы и сроки реализации субъективных прав и обязанностей, а также процедуры правоприменения.
В юридической литературе встречается деление целей правового регулирования на ступенчатые и неступенчатые[14]. Ступенчатые цели — это цели правового регулирования, которые достижимы в большей или меньшей степени, причем эта степень может колебаться от нуля до какой-то установленной величины, трактуемой как максимальная, или может не иметь установленной верхней границы. Неступенчатые цели могут быть достигнуты полностью либо не достигнуты вообще[15]. Примером ступенчатой цели может быть повышение минимального размера заработной платы до уровня прожиточного минимума, примером неступенчатой цели — установление оснований возникновения субъективных прав и обязанностей.
В зависимости от формы выражения можно выделить явные и неявные (латентные) цели правового регулирования. Явные цели правового регулирования прописаны в нормах права и вытекают из анализа норм права. Латентные — это цели, которые преследовал субъект правотворчества, устанавливая ту или иную норму, но которые не могут быть выявлены путем анализа только законодательных актов. Для своего обнаружения они требуют анализа мотивов, причин и условий принятия той или иной нормы права[16]. Например, какую цель преследовали разработчики проекта Конституции РФ, устанавливая численность депутатов Государственной думы в 450 человек, почему не 300 или не 600[17]?
Многообразие целей правового регулирования обусловливает многообразие средств их достижения.  К таким средствам относятся способы правового регулирования[18].
На наш взгляд, способы правового регулирования представляют собой приемы юридического воздействия, регламентирующие правовое поведение субъектов общественных отношений. Структура способа правового регулирования содержит четыре элемента:
— основание использования данного способа;
— предписание, т. е. конкретную регламентацию поведения субъекта права;
— объект, т. е. то, в отношении чего разрешаются, запрещаются или предписываются определенные действия;
— субъект, которому адресован данный способ правового регулирования[19].
Под основанием способа правового регулирования следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, при наличии которых используется то или иное правовое предписание, регламентирующее поведение субъекта права. Например, ст. 48 Налогового кодекса РФ гласит, что «в случае неисполнения налогоплательщиком—физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств, данного налогоплательщика—физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога». В данном случае субъектом дозволения выступает налоговый орган, объектом — иск о взыскании налога за счет имущества физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога; основанием — неуплата или неполная уплата суммы налога налогоплательщиком—физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем; содержанием — обращение в суд с иском о взыскании налога за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Способы правового регулирования закрепляются в нормативном предписании, которое выражается в гипотезе и диспозиции правовой нормы, либо в индивидуальном предписании.
Традиционно в теории права выделяются следующие способы правового регулирования. В зависимости от характера предписания и полученного результата можно выделить:
— дозволение — разрешение субъекту права совершать какое-либо действие или не совершать оного;
— обязывание — предписание совершить какое-либо действие;
— запрет — предписание воздержаться от какого-либо действия[20].
При этом результатом дозволения будут являться субъективные права, результатом обязывания — юридические обязанности активного типа (обязанности совершить какое-либо действие), результатом запрета — юридические обязанности пассивного типа (обязанности воздержаться от совершения какого-либо действия)[21].
В зависимости от характера действия способов правового регулирования можно выделить:
— императивные — способы правового регулирования, действие которых не может быть изменено по соглашению сторон;
— диспозитивные — способы правового регулирования, действие которых применительно к данному общественному отношению может быть изменено по соглашению сторон;
— факультативный — действующий в случаях, предусмотренных законом;
— рекомендательный способ — действующий в случаях, прямо предусмотренных соглашением сторон.
В зависимости от направленности воздействия можно выделить материальные и коллизионные способы правового регулирования[22]. Если материально-правовой способ устанавливает конкретные субъективные права и обязанности, то коллизионный способ определяет, какая норма в данном случае применяется.
В зависимости от объема можно выделить общие и конкретные способы правового регулирования[23]. Общие способы запрещают или разрешают совершать любые действия, кроме прямо разрешенных или запрещенных законом. Например, общее дозволение разрешает совершать субъекту права любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Общее запрещение возбраняет субъекту права совершать любые действия, кроме действий, прямо разрешенных законом[24].
Конкретный способ регламентирует конкретные действия субъектов права и их правовые последствия[25]. Таким образом, согласно С.С. Алексееву прослеживается следующая закономерность. «Общему дозволению соответствуют конкретные запреты, а общему запрету корреспондируют конкретные дозволения»[26]. В зависимости от особенностей закрепления и установления можно выделить:
— нормативные способы правового регулирования, закрепленные в нормах права;
— индивидуальные способы правового регулирования, закрепленные в индивидуальных предписаниях[27].
Такое структурирование способов правового регулирования позволяет объяснить многообразие отраслей и институтов права. В самом деле, субъектами гражданского права являются физические и юридические лица, государство, муниципальные образования, субъектами же семейного права — супруги, родители (лица, их заменяющие) и дети, субъектами трудового права — работодатели, работники и их объединения. Объектом земельного права служит земля, тогда как объектами гражданского права могут быть вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, работы, услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности, иные нематериальные блага.
Если для гражданского права правомерным основанием возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей служат в основном сделки, то для семейного права — акты гражданского состояния, для административного права — односторонние акты органов управления, для налогового права — наличие у налогоплательщика объекта налогообложения, истечение определенных сроков, установленных нормами налогового права, их наступление и т. д.
 
Библиография
1 Подробнее об этом см.: Головко Л.В. Место кодекса в системе источников уголовно-процессуального права // Государство и право. 2007. № 1. С. 40—45.
2 Керимов Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение 1964. № 3. С. 34.
3 Орлов В.Н., Экимов А.И. Цель в норме советского права // Там же. 1968. № 5. С. 26.
4 См.: Рабинович П.М. О юридической природе целей правовых актов // Там же. 1971. № 5. С. 28.
5 См.: Малько А.В. Цели и средства в праве// Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т. 3 / Под общ. ред. М.Н. Марченко. — М., 2007. С. 416.
6 См.: Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. — М., 1995. С. 68.
7 См.: Кудрявцев В.И., Самощенко И.С., Никитинский В.Н., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. — М., 1980. С.  34—35.
8 См.: Об уровнях правового регулирования см.: Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2007. № 11. С. 20.
9 Подробнее о стратегических целях правового регулирования см.: Осипов М.Ю. Функции правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2006. № 8. С. 32—40.
10 См., например, Трудовой кодекс РФ.
11 Если способы правового регулирования представляют собой юридические средства 1-го порядка, то метод и тип правового регулирования — юридические средства 2-го порядка, нормы же права и договора — юридические средства 3-го порядка и т. д.
12 См.: Сенякин И.Н. Предмет и метод правового регулирования как критерий деления права на отрасли и институты // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2. — М., 1998. С. 234; Матузов Н.И. Система права // Теория государства и права: Курс лекций. — М., 2006. С.  399; Кнапп В. По поводу дискуссии о системе права // Советское государство и право. 1957. № 5. С. 116.
13 См.: Исаков В.Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. № 5. С. 34—35. См. также: Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: Дис. …  канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 56—57.
14 См.: Кудрявцев В.И., Самощенко И.С., Никитинский В.Н., Глазырин В.В. Указ. соч. С. 36—37.
15 См. там же.
16 См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 2. Логика правового исследования. — М., 2004. С. 356.
17 Подробнее о целях правового регулирования см.: Осипов М.Ю. Понятие и виды целей правового регулирования // Актуальные вопросы публичного права. — Екатеринбург, 2007. Вып. 6. С. 388—392.
18 Что касается иных юридических средств, то в них находят внешнее выражение способы правового регулирования. Подробнее об этом см.: Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. — М., 1989. С. 46—80.
19 См.: Исаков В.Б. Указ. ст. С. 34—35. Близкая к данной точка зрения высказана  Д.В. Огородовым (см.:  Огородов Д.В. Указ. раб. С. 56—57).
20 См.: Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс. — СПб., 2003. С. 113; Пешков А.В. О методе правового регулирования // Правоведение. 1971. № 2. С. 27; Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2006. С. 12.
21 См.: Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. — М., 1999. С. 379—380.
22 См.: Колобов Р.Ю. Категории «метод правового регулирования» и «правовой режим» в международном частном праве // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4. С. 44; Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права. — М., 2002. С. 53.
23 См.: Игнатенкова К.Е. Указ. раб. С. 17.
24 Об общих и конкретных способах, а также об их соотношении см.: Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты…  С. 103; см. также:  Теряевский С.А. Способы правового регулирования: проблемы теории и практики // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2. С. 199—200.
25 См.: Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия… С. 379—380.
26 Там же. С. 381.
27 См.: Игнатенкова К.Е. Указ. раб. С. 18.

www.sovremennoepravo.ru

Цели, задачи и принципы правового регулирования в Трудовом кодексе Российской Федерации

 

Вобласти охраны труда Трудовым кодексом Российской Федерации опре- делены:

цели, задачи, принципы правового регулирования, основные права и обя- занности работников;

режим труда и отдыха работников;

 

охрана труда, права работника на нее, гарантии и компенсации за тяже- лую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

профессиональная подготовка работников;

особенности регулирования труда женщин, подростков, инвалидов.

Встатье 1 ТК РФ, декларирующей цели и задачи трудового законодатель-

ства, к вопросам охраны труда относятся следующие:

к целям — создание благоприятных условий труда, защита прав работни- ков и работодателей;

к задачам — правовое регулирование трудовых отношений по организа- ции труда, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; за-

ключение коллективных договоров; участие работников и профессиональ- ных союзов в установлении условий труда; надзор и контроль за соблюде- нием законодательства в области охраны труда.

Принципом правового регулирования (статья 2 ТК РФ) названо: обеспече-

ние права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безо- пасности и гигиены, права на отдых, обязательность возмещения вреда, причи- ненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, осущест- вление государственного надзора и контроля за их соблюдением.

 

Если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо выполняемая работа угрожает жизни или здоровью работника, такая работа статьей 4 ТК РФ отнесена к принудительному труду. Принуди- тельный труд запрещен законом. Это не относится к работам, выполняемым в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвы- чайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия.

К ведению федеральных органов государственной власти (статья 6 ТК РФ)

отнесено принятие обязательных положений для всей территории Российской

Федерации:

порядка расследования несчастных случаев на производстве и профес- сиональных заболеваний;

системы и порядка проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда;

порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

видов взысканий и порядка их применения;

системы государственной статистической отчетности.

Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям

охраны труда, декларирует статья 21 ТК РФ. Каждый работник имеет пра- во на:

 

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, предусмот- ренным нормативными документами по организации безопасного труда и коллективным договором;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охра- ны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалифика- ции;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ- стве и профессиональных заболеваний;

возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда.

Одной из форм согласования взаимоотношений между работниками и рабо- тодателем является коллективный договор. Коллективный договор — право- вой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и за- ключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40

ТК РФ).

Вколлективный договор в раздел по охране труда могут включаться взаим- ные обязательства работников и работодателя:

 

выплата компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и рабо- тах с вредными и (или) опасными условиями труда;

обучение, переобучение и профессиональная подготовка;

рабочее время и время отдыха, вопросы предоставления и продолжитель-

ности дополнительных отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и мо- лодежи;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производ- стве;

оздоровление и отдых работников и членов их семей; Коллективный договор заключается на срок не более трех лет.

 

 




infopedia.su

Понятие, цель, признаки и необходимость механизма правового регулирования

Ключевые слова: понятие, цель, признаки, необходимость, механизм, правового, регулирования

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».

Таким образом, механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования — специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования — регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

«Преодоление препятствий» — тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. «Преодоление препятствий» — это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулированиясистема различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования — сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система — более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология». … читать далее …

newinspire.ru

Правовое регулирование

Введение

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечивания и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя привлекательность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.

1. Правовые средства: понятие и виды

Право – это многогранное явление, которое призвано регулировать общественные отношения. К рассмотрению этого явления мы подойдем с разных сторон.

С одной стороны право можно оценивать как цель по отношению к обществу, приобретающее мощное социальное звучание. В этом смысле право играет роль социального феномена цивилизации, элемента культуры и справедливости.

Наряду с этим право характеризуется и как средство разрешения практически значимых задач общества, удовлетворения интересов людей.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне – в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей.

Вместе с тем, проблема правовых средств является, прежде всего, общетеоретической проблемой. В современной теории права правовые средства определяются как институционные явления правовой действительности, которые воплощают регулятивную силу права, его энергию, исполняют роль его активных центров.

В самом общем виде А.В. Малько характеризует правовые средства, как юридические инструменты, с помощь которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти цели могут быть разнообразны, но в конечном результате они приходят к справедливой упорядоченности общественных отношений. Правовыми средствами являются нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Правовые средства имеют отличительные признаки, которые заключаются в следующем:

представляют собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

сочетаясь воедино, они выступают основными “работающими частями” действия права, правового регулирования, правовых режимов;

имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Приходя в действие, правовые средства выявляют возможности права, его потенциал в регулировании общественных отношений, в удовлетворении разнообразных правомерных интересов, целей, как индивидов, так и коллективных субъектов. Именно правовые средства и наделяют право социальной ценностью.

Существуют различные виды правовых средств. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и тому подобное; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно-психологической направленности – стимулирующими и ограничивающими.

2. Понятие механизма правового регулирования.

Правовое регулирование в качестве инструмента социального управления, упорядочивает общественные отношения, обеспечивает реализацию позитивных интересов субъектов. Но эффективность правового регулирования значительно снижается вследствие встречи с разнообразными и многочисленными препятствиями.

Препятствиями может стать фактор, преграждающий процесс упорядочивания социальных связей и действующий в противоречии с правовыми интересами и принципами. Препятствие представляет собой такие естественные и искусственные трудности, барьеры, которые затрудняют по каким-либо причинам управленческий процесс и мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Препятствие имеет свою классификацию, которая зависит, в первую очередь от различных оснований.

Например, в зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их относят к препятствиям поддающимся управлению и неподдающимся. Первыми могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые достаточно устранимы в процессе управления и целенаправленно корректируются. Ко вторым препятствиям относятся такие как стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, неподдающиеся управлению.

Далее препятствия делятся на: выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствие необходимых для эффективного управления моментов. Примером первых являются, прежде всего, правонарушение, так как оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым стоит отнести моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Иными словами препятствием может стать и то, чего не хватает. Так отсутствие решающего юридического факта может оказаться своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.

Именно механизм правового регулирования является такой системой правовых средств. Эта система последовательно и юридически гарантировано позволяет бороться с препятствиями, ибо отдельные юридические инструменты этого в полном объеме сделать не могут. Из этого вытекает необходимость в таком устройстве правовых средств, которое беспрепятственно удовлетворяет интересы субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своей деятельности состоит из определенных этапов и соответствующих им элементов, которые обеспечивают движение целей субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования действует в силу конкретных обстоятельств, показывающих правовую упорядоченность общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Н.И. Малько дает следующее определение: механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

В.Н. Хропанюк дает другую формулировку механизма правового регулирования, определяя его как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствие с целями и задачами правового государства.

Несмотря на различие этих формулировок, смысл механизма правового регулирования остается неизменным.

Из данных определений можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Целью механизма правового регулирования является обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, то есть гарантирование их справедливого удовлетворения. Этот важный признак заключается в объяснении значимости данной категории и выявлении роли механизма правового регулирования, которая заключается в снятии возможных препятствий, мешающих, полному осуществлению интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический “канал”, соединяющий интересы субъектов к ценностям и доводящий процесс управления до логического результата.

Другим признаком механизма правового регулирования считается формальный, который свидетельствует о том, что названный механизм есть сочетание правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – единый комплекс, взаимосвязанный общей целью. Механизм правового регулирования показывает, как работает, какое – либо звено при достижении его целей, выделяет основные ключевые, опорные юридические инструменты, которые занимают определенное иерархическое место среди всех других. Механизм правового регулирования характеризуется и организационным воздействием правовых средств, которое дает возможность в той или иной степени достигать результативности, эффектности. Стремление механизма правового регулирования направлено к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере созданию благоприятных условий для развития содержания полезных общественных отношений.

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:

Юридическая регламентация общественных отношений — обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права.

Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей — (здесь возможна факультативная стадия — применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

Реализация субъективных прав и обязанностей — (здесь также возможна факультативная стадия — применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов.

Применение права — факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.

mirznanii.com